Чем больше размер ячейки, тем
дороже аренда. В среднем сейф обойдется вам
от 40 до 90 рублей в день.
Банки нередко дают скидку
до 50% на аренду ячеек. Например, клиентам, которые открывают
праздничные вклады, или владельцам премиальных пакетов обслуживания.
Дополнительно у вас могут
попросить залог за ключ и использование ячейки. Тут цифры могут
различаться на порядок: в одних банках залог составляет
500 рублей, в других — 3000. Залог вернут, когда
вы освободите сейф.
Анна Лягуцкая Познавательное занятие по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Обмен. Деньги. Товар»
Занятие по финансовой грамотности «Обмен. Деньги. Товар»
Составитель: Лягуцкая А. В.
Программные задачи : Дать представление детям о понятии «обмен», «деньги». Воспитывать уважительное отношение друг к другу, самостоятельность в высказываниях, при ответах на вопросы; чувство взаимопомощи и желание оказывать помощь товарищу, умение договариваться, работая в небольших группах; познакомить с видами денег, научить детей приобретать товар из списка надо и хочу
Безопасность. В банке действует
многоступенчатая система защиты. Ячейка — это металлический сейф
в помещении с бронированной дверью, охраной, сигнализацией
и видеонаблюдением. Так что хранить здесь ценности намного надежнее, чем
дома, хотя риски все же остаются. Ведь Оушена и его друзей можно
встретить и в обычной жизни.
Сохранность имущества. Содержимое ячейки —
это ваша собственность, а не банка. Даже если у банка отзовут
лицензию, ячейку не вскроют без вас, а ценности вернут вам
целиком — ограничение в 1,4 млн рублей на то, что хранится
в сейфах, не распространяется. И ваши ценности в банковской
ячейке не учитываются при расчете компенсации
от АСВ, если у вас был счет в этом же банке. Обратно ваши
сокровища вы получите в течение нескольких дней.
Режим банковской тайны. Банк не имеет
права раскрывать посторонним информацию о том, что у вас есть
банковская ячейка и что в ней лежит. Исключение — требование
МВД, ФСБ или суда.
1.
Сначала нужно оформить договор, для этого потребуется паспорт. Если
вы хотите использовать ячейку для передачи денег, например,
за земельный участок, то должны прийти в банк вместе
с продавцом и заключить трехсторонний договор.
2.
Выберите размер ячейки и срок аренды. Для оформления сделки ячейка
нужна на небольшой срок, обычно не больше месяца,
но в случае необходимости аренду можно продлить.
Лучше выбирать договор
с автоматической пролонгацией (продлением), иначе вам (или даже вдвоем
с продавцом) нужно будет снова приходить в банк, чтобы продлить
аренду.
1.
После этого вам выдадут ключ от ячейки. Второй ключ остается
у банка. Дополнительно вам могут дать, например, одноразовый электронный
пропуск для прохода в хранилище к ячейке.
Если вы собираетесь
с помощью ячейки передать деньги за покупку квартиры или участка,
то ключ вы можете сразу вручить продавцу. Но воспользоваться
им он сможет только после того, как недвижимость станет вашей.
1.
Чтобы положить что-то в ячейку или взять из нее,
вы вместе с сотрудником банка заходите в хранилище. Служащий
открывает ячейку своим ключом, вы — своим. В зависимости
от того, какой у вас договор — аренды или хранения
ценностей, — представитель банка либо контролирует, что вы кладете
или достаете, либо оставляет вас наедине с сейфом.
Если вы выбираете договор
хранения ценностей, банк пересчитывает деньги и проверяет
их подлинность, составляет опись, а затем при вас закладывает
их в ячейку. Если же это договор аренды, сотрудник банка
не проверяет, что вы туда кладете.
1.
После того как вы поместите в ячейку или заберете имущество,
вы (или продавец) закрываете ее своим ключом, а сотрудник —
своим.
2.
Для повторного доступа к ячейке вы должны будете снова
предъявить паспорт.
Если вы покупаете
недвижимость, то после закладки денег в ячейку можете вместе
с продавцом приступить к регистрации собственности на свое имя.
Продавец приходит в банк со своим экземпляром договора,
зарегистрированным в Росреестре. После предъявления документов банк дает
ему доступ к ячейке и он забирает деньги.
«Хранение,
обмен и перевод денег»
занятие
по финансовой грамотности.
развитие умения хранить, обменивать
и переводить деньги в современной жизни.
сформировать у
воспитанников представление о финансах простым и понятным языком;
–
воспитывать экономическое сознание, экономическую культуру;
-развивать навыки аналитического мышления, обоснованного
выбора, предвидения (прогнозирования) последствий своего поведения.
1. Вступительное
слово воспитателя;
2. Что такое
банковская ячейка и что можно в ней хранить?;
3. Как
происходит обмен валют?;
4. Для чего
люди осуществляют денежные переводы?;
Что такое деньги?
Деньги – средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также
средство сохранения стоимости.
Современная экономическая наука выделяет пять функций денег.
1. Мера стоимости. Деньги позволяют оценивать стоимость товаров путем
установления цен.
2. Средство обращения. Деньги играют роль посредника в процессе обмена.
3. Средство платежа. Функция денег, позволяющая времени платежа не совпадать со
временем оплаты, то есть когда товары продают в кредит.
4. Средство накопления и сбережения. Способность денег участвовать в процессе
формирования, распределения, перераспределения национального дохода, образования
сбережений населения.
5. Функция мировых денег. Проявляется во взаимоотношениях между экономическими
субъектами: государствами, юридическими и физическими лицами, находящимися в
разных странах.
Считается, что деньги выполняют свою задачу только при участии людей, которые
используют возможности денег. Именно люди могут определять цены товаров,
применять деньги в процессах реализации и платежей, а также использовать их в
качестве средства накопления. Таким образом, теоретически любой предмет,
выполняющий эти функции, может считаться деньгами.
Но как же деньги хранить?
Если от бабушки вам достались фамильные драгоценности, можно, конечно,
спрятать их под обивкой ореховых стульев. Но сегодня есть куда более
надежный способ хранить золото и бриллианты — банковская ячейка.
Рассказываем, кому она может пригодиться и как воспользоваться этой
услугой.
Юный финансист Занятие 1 (1-ый год).
Кто сможет объяснить значение слов в названии «Юный финансист»? Юный – молодой. Финансы – деньги.
Что будем обсуждать, изучать на занятиях? Поговорим о том, что такое деньги, какие они бывают и откуда они взялись. Но, не будем торопиться. И будем говорить обо всём по порядку.
Были ли времена, когда не существовало денег вообще? Давным-давно люди жили в пещерах. Они охотились, никаких денег у них не было. Потому что деньги не нужны были. Почему?
Шло время, люди стали жить отдельными племенами. Научились делать копья, топоры, одежду, посуду, строить дома и делать ещё много разных полезных вещей.
Представь, встретились два человека. Они из разных племён. Один из племени мумба -юмба, другой из племени у-гу-гу. Один умеет лучше ловить зайцев, а другой – рыбу. Что они сделают? Почему? Обмениваться можно и другими предметами.
Так люди стали обменивать что-то своё: еду, вещи – на то что им было нужно. товар бартер
Новые слова Товар – то, что люди предлагают для обмена. Бартер – обмен товара на товар (безденежный обмен). При обмене человек получает то, что ему нужно, от другого человека, а взамен отдаёт что-то своё, то, что нужно другому человеку.
Тема « Появление обмена товаров». Нужно, чтобы люди: имели что-то ценное друг для друга; хотели обменяться этими предметами; д олжны быть излишки ; с могли договориться об обмене (должны выиграть обе стороны). Правила обмена.
Недостатки обмена. Несовпадение интересов. 2. Трудно определить ценность вещи.
Состоится ли обмен?
Один человек захотел обменять несколько своих куриц на поросёнка. На рынке за одного поросёнка дают пять глиняных горшков. А за один глиняный горшок – две курицы. Сколько куриц должен отдать человек за поросёнка? Задачи. = =
Задачи. В племени мумба -юмба 1 копьё можно обменять на 3 глиняных горшка. Сколько глиняных горшков нужно отдать, чтобы получить 4 копья? В племени у-гу-гу 1 ожерелье можно обменять на 2 лука, а 1 лук – на 2 рыбины. Сколько рыбин нужно отдать за 1 ожерелье?
Назовите предметы, которые вы считаете равноценными для обмена. Что в задании самое трудное? Обмен не обман.
Меняю баш на баш. Совершаю равный обмен.
Задание Нарисуй, какими предметами могли меняться люди, когда денег ещё не существовало.
Домашнее задание На занятиях по финансовой грамотности тебе понадобятся тетрадь, ручка и карандаши (простой и цветные). Не забывай их!
Спасибо за внимание!
Источники С. Н. Федин. Финансовая грамотность: материалы для учащихся (2, 3 классы), 1 часть. М., «ВИТА-ПРЕСС», 2014 г. Ю. Корлюгова , Е. Гоппе . Финансовая грамотность. Рабочая тетрадь. М., «Вако», 2020 г. Н.Г. Калашникова, Е. М. Белорукова, Е. Н. Жаркова. Секреты финансовой грамоты. 2 класс. М., «Просвещение», 2020 г.
Кража. Вероятность крайне мала,
но все же есть. Если вы заключили договор ответственного
хранения ценностей, банк вернет стоимость этих ценностей. Но если
это договор аренды, вам придется в суде доказывать, что
именно было украдено из ячейки. Плюс к этому договор с банком может
предусматривать компенсацию в случае, если ячейку ограбили. Но это
условие есть не всегда, и даже если есть, компенсация может быть
очень небольшой.
Нарушение конфиденциальности.
В исключительных случаях банк имеет право вскрыть ячейку без арендатора и описать
содержимое. К ним относятся стихийные бедствия и чрезвычайные
происшествия — например, землетрясение или нападение террористов.
Но гораздо чаще такое происходит, когда владелец ячейки просто забывает
продлить договор. Если вы не хотите афишировать, что хранится
в ячейке, внимательно следите за сроком аренды.
Повреждение ценностей. Например,
вы не забрали свои вещи вовремя и банк, перенося ваши нефритовые
статуэтки из ячейки в хранилище, по дороге уронил одну.
По закону в этом случае банк обязан полностью возместить вам
стоимость этого имущества.
Изъятие. По решению суда или
с разрешения прокурора ячейку могут не только вскрыть,
но и изъять все, что в ней хранится. Законопослушным гражданам
это, конечно, не грозит.
Штрафы. Если вы повредите ячейку, потеряете
ключ или не вернете его в срок, залог останется у банка.
Санкции грозят и в случае, если
вы не освободите ячейку вовремя и не продлите договор. Банк
потребует повышенную плату за хранение сверх срока — стоимость аренды
плюс неустойку (нередко в том же размере, что и сама аренда).
Кроме того, банк может начислять штраф за каждый день просрочки.
Мошенничество. Банк не проверяет
законность вашей сделки и не проводит экспертизу подлинности
документов, которые приносит продавец. Поэтому нельзя исключать вариант, что
мошенники получат доступ к ячейке по поддельным бумагам. Хотя
в случае сделок с недвижимостью банки чаще всего делают
дополнительный запрос в Росреестр, чтобы удостовериться, что права
собственности перешли к покупателю.
Какие иностранные валюты вы знаете?
Для чего люди покупают валюту?
Что зарабатывает банк?
Спрэд – разница между курсами покупки и продажи Комиссия
Почему разные банки и обменные пункты выставляют разные курсы и
взимают разные комиссии?
Почему валютные курсы постоянно меняются?
Пример . Нужно обменять 500 долларов на рубли.
Банк 1: курс продажи 33,26 руб., курс покупки –
33,00 руб., комиссия – 0%.
Банк 2: курс продажи 33,30 руб., курс покупки –
33,10 руб., комиссия 2%.
В каком банке выгоднее продать доллары?
В банке 1 вы получите 16 500 рублей.
В банке 2 вы получите 16 550 рублей, но заплатите
комиссию 331 рубль. В итоге вы получите 16 219 рублей.
Как определяется валютный курс?
4. Для
чего люди осуществляют денежные переводы?
В чем преимущества и недостатки наличной и безналичной форм
оплаты услуг?
Что нужно знать, чтобы сделать перевод?
Что входит в банковские реквизиты?
Например, счета за электроэнергию.
От чего зависит комиссия за денежный перевод?
1. Вид перевода
2. Тарифная политика банка
3. Страна перевода
4. Скорость перевода
СОВЕТ Выбирать банки и виды переводов с самыми
низкими комиссиями
Скачано с www.znanio.ru
МОБУ «Башкирская гимназия с. Зилаир»
муниципального района Зилаирский район Республики
Башкортостан
Урок обществознания в 7 классе
Тема: Обмен, деньги, торговля и ее виды

Максимова Наталья Анатольевна,
учитель истории и обществознания

Цели: формирование представлений учащихся об обмене как виде
торговли, о формах торговли;
Развитие мыслительной деятельности учащихся;
Развитие умений и навыков самостоятельной работы.
Воспитание интереса к экономике.
2. Актуализация знаний. Повторение предыдущей
темы.
– что такое бизнес?
– кого на Руси можно было бы назвать первыми
предпринимателями и бизнесменами?
– в правление кого, как вы думаете, в России
промышленное предпринимательство получило мощное развитие?
– назовите виды бизнеса?
– ваше мнение, какие виды развиваются в нашем
селе и районе? Можете привести примеры?
3. Новая тема.
Как вы думаете, на что направлены все виды
бизнеса? – на удовлетворение наших с вами потребностей.
Какими способами они могут удовлетворяться?
(ответы)
Наши потребности удовлетворяются двумя способами
: мультик
1.изготовление чего -либо самими
Все ли мы можем изготовить сами? Нет. Что сами
можем? Картошку, овощи, ягоды и т.д
Какой способ более распространен? Второй –
обмен.
Итак, тема нашего урока слайд 1 – Обмен,
торговля.
Мы узнаем сегодня, какие условия необходимо для
обмена, узнаем о свойствах меняемого товара, как устанавливается
стоимость и какова ее мера. Узнаем о бартере, торговле и ее формах.
Вопрос 1: чем удобен обмен? – (слайд 2) что
необходимо, что бы состоялся обмен? – ТОВАР
Вы что то изготовили, о чем должны подумать? – о
свойствах товара и СТОИМОСТИ.
Как вы будете оценивать? Что должны помнить?
Слайд 2 потребительская – полезная, и меновая –
способная обмениваться. То есть о ее стоимости.
Вопрос 2 – что будете учитывать? При меновой –
сколько чего затрачено и т.д.
Слайд 3. приведите примеры.
Вот мы с вами пришли к слову бартер- что
означает обмен без денег? Ответы.
Бартер должен быть взаимовыгодным и равноценным.
Я просила принести что нибудь для обмена. Кто
что желает поменять?
Я тоже хочу сегодня произвести обмен – ваши
знания на мои оценки.
Но существует еще один вид экономической
деятельности людей и государства – ТОРГОВЛЯ.
Запишите в тетрадь стр. 172 учебника определение
слова торговля.
Какие формы торговли вы знаете? Слышали? Ответы,
примеры
Сегодня мы с вами займемся торговлей. Работаем в
группах «зигзагом»
Рассчитайтесь на 1,2,3,4 все первые номера на
первый ряд, вторые на второй, третий на второй, четвертые на 3 ряд.
Выберите товар, которым вы будете и производить,
и продавать. Опишите его, создайте его стоимость, цену. Подумайте,
как будете предлагать.
В торговле есть понятия «продавец» и
«покупатель». Пока мы с вами покупатели. Разработайте в группах
«Памятку покупателю», в которой поместите советы, как себя
рационально вести при покупке товара. Устно обоснуйте разработанные
рекомендации. ( продукты питания, одежда, бытовая техника,
Работа в группах.
Как вы предлагали свой товар? Что использовали?
– рекламу
Это будет тема нашего следующего урока.

Думаю, что сегодня у нас произошел полный обмен
знаниями.
Если останется время – выполнить задания на стр.
179 «учимся быть думающими».
Домашнее задание: подумать, каким бизнесом вы
хотели бы заняться в будущем, составьте свой бизнес-план.



Урок финансовой грамотности 1 «Б» класс
Цель:рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.
предметные: знакомство детей с экономическими понятиями: «деньги», «обмен», «бартер», «товар»; развитие познавательного интереса, мышления, памяти, внимания.
регулятивные: определять и формулировать цели деятельности на занятии с помощью учителя;оценивать правильность выполнения действий;
познавательные : добывать новые знания: находить ответы на вопросы, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; планирование учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; формировать умение работать в группе;
личностные: – развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки.
личностные: понимание того, что деньги – средство обмена, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
метапредметные: умение сравнивать, анализировать, объяснять понятия и явления, овладение логическими действиями сравнения, обобщения, готовность слушать собеседника, умение формулировать и аргументировать свою точку зрения, умение работать в группах.
предметные: понимание и правильное использование термина «деньги», «товар», «обмен», «бартер».
Форма урока: игра. Дети сидят по группам (по желанию детей). Оборудование: презентация, компьютер, экран, мультимедийный проектор, раздаточные материалы: муляжи фруктов, овощей, животных, карточки с заданиями.
Сегодня вы не зря сели по группам, вам предстоитработа в команде, вы должны помнить о правилах поведения итехнике безопасности. Уважаем мнение других, с местане выкрикиваем.
А теперь положите ладошки друг другу на руку иповторите за мной:
Мы ребята просто класс! Всё получиться у нас!
Пусть хорошее настроение будет с нами на протяжении всего урока.
Сообщение темы урока
– Разгадайте ребус и определите тему нашего занятия.
– Какое слово получили? (деньги) Какова же тема нашего занятия?
II. Формулирование темы занятия, постановка цели
Тема сегодняшнего урока «Зачем нужны деньги?» (Учитель записывает тему на доске)
-Что мы знаем о деньгах? Сможем ли мы дать определение деньгам?
-Что вы знаете о том, как произошли деньги? Сможем ли мы прожить без денег? Какую функцию выполняют деньги?
(Деньги – это то, с помощью чего мы совершаем покупки. Мало знаем о функции денег. Без денег мы не сможем прожить, выполнять покупки, кушать, платить за квартиру и т.д. Но, возможно, мы еще знаем не все о деньгах и мы хотели бы узнать о них больше.)
– В ходе урока нам предстоит ответить на следующие вопросы:
1. Что такое «деньги»?
2. Зачем нужны деньги?
– Надеюсь, что на все эти проблемные вопросы вы сможете дать ответы в конце урока.
Скажите ребята, для чего нам нужны эти знания, а сможем ли мы без них обойтись?
III. Изучение нового материала.
-Я предлагаю всем группам отправиться в путешествие в прошлое.
– Давным-давно, в веке каменном, люди вполне обходились без денег. Все необходимое для жизни они получали от природы. И жили люди в пещерах, ходили на охоту с дубинками да каменными топорами, собирали растения, ловили рыбу.
– Все вы являетесь жителями различных племен: Ага- ага, Шики-таки, Тик-так, Чу-чу. У вас на столах есть карточка, в которой написано что имеется у народа и в чем нуждается. Один человек из племени должен представить своё племя, рассказать, чем занимается. ( Дети представляют племена)
– Теперь члены племени возьмите свои вещи пойдите в соседнее племя и
обменяйте предметы на необходимые вам.
– У кого получилось поменяться? – Так люди стали обменивать что-то свое: вещи, еду и так далее – на то, что им было нужно. Как называются предметы для обмена, в экономике, вы узнаете, разгадав шараду. Назовите первые звуки картинок.
– Предметы, которыми обменивались люди, называют товаром. – Написав первые буквы слов-картинок, вы узнаете экономический термин процесса взаимообмена товаром.
– Взаимообмен товарами называется бартер.
-У кого не получился совершить бартер? -Почему? ( Есть неудобства обмена.)
– Что необходимо сделать, чтобы обмен был удобен?
– Тогда люди додумались использовать при обмене предметы, которые нужны всем, долго хранятся, не портятся и при этом являются достаточно ценными.
– Я предлагаю вам вернуться в наше время, где есть деньги.
-Возьмите деньги, которые лежат в конвертах у вас на столах. Произведите обмен те племена, у которых не получилось обменяться в первый раз.
– Какой вы можете сделать вывод? (Любые товары можно обменять посредством денег)
– Что же такое «деньги»? Просмотр определения в словаре.
Деньги – все, что принимается в уплату за товары и услуги, служат для соизмерения различных видов труда.
Деньги – это металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле – продаже.
– Для чего нужны деньги? (Для облегчения обмена)
– Что произойдет, если исчезнут деньги?
– А сейчас я вам предлагаю немного поиграть. Ваша задача как можно быстрее собрать пазлы. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся отдельные части разных купюр. Какие купюры у вас получились? ( 50 рублей, 10 рублей, 500 рублей, 100 рублей, 1000 рублей)
Мы нашли богатый клад(изображаем: копаем)
Каждый кладу очень рад (улыбаются друг другу).
Стали думать, как нам быть? (повороты туловища)
Как же клад нам разделить? (руки в сторону)
Чтоб хватило всем друзьям, делим ровно пополам (наклоны туловища)
Игра Поход в магазин
Сейчас вы отправитесь в магазин
1 группа – сладости
У вас есть 10 рублей. Вы эти деньги должны потратить и купить сладости. – Я приготовила вам карточки, на которых указан товар и его цена. Должны составить список покупок и сдача, если останется.
Пирожок – 1 рубль
Конфета – 2 рубля
Печенье – 2 рубля
Кукла – 4 рубля
Зефир – 5 рублей
Пряник – 1 рубль
Подарок маме – 5 руб.
Помидор – 2 рубля
2 группа – школьные принадлежности
У вас есть 10 рублей. Вы эти деньги должны потратить и купить школьные принадлежности. – Я приготовила вам карточки, на которых указан товар и его цена. Должны составить список покупок и сдача, если останется.
Ручка – 2 рубля
Карандаш – 2 рубля
Огурец – 1 рубль
Пенал – 5 рубля
Ластик – 1 рубль
Тетрадь – 2 рубля
Машинка – 5 рублей
3 группа – овощами
У вас есть 10 рублей. Вы эти деньги должны потратить и купить овощи. – Я приготовила вам карточки, на которых указан товар и его цена. Должны составить список покупок и сдача, если останется.
Лук – 1 рубль
Стул – 3 рубля
Свекла – 2 рубля
Пенал – 5 рублей
Морковь – 1 рубль
Дневник – 7 рублей
4 группа – игрушки
У вас есть 10 рублей. Вы эти деньги должны потратить и купить игрушки. – Я приготовила вам карточки, на которых указан товар и его цена. Должны составить список покупок и сдача, если останется.
Юла – 2 рубля
Карандаш 2 рубля
Кукла – 3 рубля
Молоко – 3 рубля
Солдатик – 1 рубль
Ножницы – 2 рубля
Мяч- 3 рубля
Отчёт групп (на доске карточки каждой группы) – Сколько денег у вас было? – На что потратила свои деньги 1 группа? – Сколько денег потратили? –
– Вторая .
Игра «Собери пословицу»
(у детей на столах конверты, в которых находятся листочки с пословицами. Листы разрезаны на части, детям необходимо «собрать» пословицы)
Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
Трудовая денежка всегда крепка.
Уговор дороже денег.
Деньги счет любят.
На деньги ума не купишь.
Монета карман не тянет.
Здоров буду — и денег добуду.
На деньги друга не купить.
Гулянку деньгами, как бездонную кадку, не наполнишь.
Деньги смогут много, а правда – все.
В чужом кармане трудно деньги проверять.
Вовремя копейка дороже рубля.
Деньги не грибы – можно и зимой найти.
Деньги – что галки, все в стаю сбиваются.
Деньги – хороший слуга, но плохой хозяин.
Из чужого кошелька легко платить.
Как деньги при бедре, так помогут при беде.
Когда деньги говорят, тогда правда молчит.
– Чтобы закрепить , то что вы узнали, я предлагаю разгадать кроссворд.
Наш урок подходит к концу.
Давайте вспомним тему нашего урока
Сейчас вы получите монету и купюру, ваша задача поднять вверх купюру, ЕСЛИ вы оцениваете свою работу на уроке на высший балл, у вас сегодня все получилось и урок был интересным, а ЕСЛИ сегодня на уроке у вас ничего не получилось поднимите монету.
Спасибо за урок, до новых встречи!
Сегодня трудно найти человека, который бы не слышал слово
«валюта».
Валюта — денежная единица
национального государства, то есть денежная единица, находящаяся в обращении
внутри страны. Так, в России — это рубль, в США — доллар, в Японии — йена. Но существуют
и коллективные валюты, которые используют не в одной стране, а в нескольких.
Яркий пример — евро. Это наднациональная валюта группы европейских стран.
Иногда государство использует валюту другой страны наравне с
национальной, например в 1990-е годы, когда в России
была высокая инфляция, де-факто параллельно использовались рубль и доллар США.
Многие переводили свои сбережения в наличную валюту. Более того, за доллары в
те годы продавали все: и квартиры, и овощи на базаре.
В 1990-е годы, когда в России была высокая инфляция, многие
переводили свои сбережения в наличную валюту.

Сегодня обмен валют гораздо чаще совершается в безналичной форме.
Но наличные деньги по-прежнему востребованы. Эту операцию хотя бы раз в жизни
совершал каждый взрослый россиянин. Например, вы собираетесь в отпуск за
границу и хотите оплатить гостиницу или арендовать машину — вам, вероятно,
понадобятся иностранные деньги: доллары, евро и прочие пиастры.
Операции с валютой проводят
многие банки — как в своих отделениях, так и в специализированных обменных
пунктах. Деньги в этой ситуации выступают сразу в двух ролях: они средство
платежа, и товар.
Если
вам срочно нужно немного наличной валюты, есть три простых способа: в офисе
банка, в пункте обмена валюты или банкомате. Давайте рассмотрим каждый из них
более подробно.
· Обмен
валюты в офисе банка — это самый надёжный способ. Так вы точно
не нарвётесь на мошенников, которые могут хоть в десять раз занижать курс,
рассчитывая, что рассеянные туристы ничего не заметят, а если и заметят, то
ничего не докажут. Или использовать скрытые комиссии за обмен. В худшем случае
могут выдать фальшивые купюры.
· Обмен
валюты в пункте обмена валюты — этот способ аналогичен
предыдущему. В таких пунктах курс иногда выгоднее, чем в офисах известных и
крупных банков. Впрочем, даже в разных обменниках
одного и того же банка курсы могут различаться: рядом с главными
достопримечательностями города или в крупном торговом центре, например, валюта
может обойтись вам дороже, а на окраине — дешевле.
Помните, что легальный
обменный пункт — это, как правило, подразделение одного из коммерческих
банков. В нашей стране за их работой следит Банк России. Регулятор чётко
прописывает требования к пунктам обмена валюты. Эти требования защищают интересы
потребителей. Но, например, в некоторых зарубежных странах функции обмена
валюты могут осуществлять и частные лица, правда, если у них есть
соответствующее разрешение от государства.
· Обмен
валюты в банкомате. Согласитесь, что многие привыкли снимать в
банкомате рубли, а затем менять их. А ведь можно снять сразу доллары или евро.
Как правило, курс обмена в банкомате выгоднее, чем в кассе или обменном пункте
того же банка. Боле того, некоторые банкоматы, в отличие от банковских
отделений и обменников, работают круглосуточно,
согласитесь, что это очень удобно.
Если вы хотите заранее оплатить отель за границей, арендовать
машину или просто купить что-то в иностранном интернет-магазине, проще всего
расплатиться банковской картой. Есть три варианта оплаты: рублёвой, валютной
или мультивалютной картой. Но обо всём по порядку.

Российские банки выпускают рублёвые карты на базе разных
платёжных систем: «Мир», Visa, Mastercard
и других. Могут быть и кобрендинговые карты — сразу
двух систем, например «Мир»-JCB.
При онлайн-покупках вы сразу видите список платёжных систем,
картами которых можно расплатиться. Если же вы намерены отправиться в другую
страну, заранее узнайте, принимают ли там карты вашей платёжной системы. Если
принимают, то можно спокойно ехать и платить вашей рублёвой картой, деньги
конвертируются в местную валюту автоматически.
Как это работает? У платёжных систем существует базовая валюта, в
которой они проводят платежи.
Лучше заранее уточнить в своём банке, какую валюту платёжная
система использует для расчётов по вашей карте.
Если валюта покупки и платёжной системы совпадают, дополнительной
конвертации не будет. Если же различаются, появляется ещё одна конвертация и
лишние издержки.
При оплате картой за рубежом вас могут спросить, в какой валюте вы
хотите провести операцию: в рублях, долларах/евро или местной валюте? Всегда
выбирайте местную валюту — заплатите меньше комиссию.
Например, вы платите рублёвой картой Visa
в Сингапуре. Если выбрать оплату в рублях, схема конвертации будет такая:
сингапурский доллар (валюта покупки) — рубль (валюта платежа) — доллар США
(валюта платёжной системы) — рубль (валюта карты). Если же выбрать сразу
местную валюту, один этап конвертации и лишние комиссии отпадают.
Валютная карта очень удобна для тех,
кто не хочет переплачивать за конвертацию. Если валюта карты и валюта страны
совпадают, конвертаций нет вовсе.
К мультивалютной карте можно привязать сразу несколько
счетов в разной валюте. Счёт можно менять самостоятельно через интернет-банк
или через оператора колл-центра — например, перед
поездкой в Америку стоит подключить к карте долларовый счёт, в страны еврозоны
— счёт в евро.
В разных странах популярны разные платёжные системы — то есть
именно на них настроена большая часть банкоматов и платёжных терминалов.
Например, в США и Австралии самая распространённая — Visa,
в европейских странах — Mastercard, в Китае — UnionPay. Выясните заранее основную платёжную систему
стран, в которые любите ездить, и учитывайте это, выбирая карту для путешествий
и покупок.
Профессиональные путешественники советуют на всякий случай иметь
при себе банковские карты разных платёжных систем.
Кстати, не забудьте предупредить банк о своей поездке. Иначе он
может счесть операцию подозрительной и заблокировать вашу карту при первом же
платеже.
Вообще, валютный курс —
это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой
страны. Например, курс рубля к доллару — это количество рублей, которые
эквивалентны одному доллару.
Это очень подвижная категория,
на финансовых рынках она быстро меняется. На основе дневных торгов на
межбанковской валютной бирже Банк России устанавливает официальный курс
национальной валюты, который используется для платёжно-расчётных отношений
государства с гражданами и организациями, а также для налогообложения и
бухгалтерского учёта.
Основываясь на официальном
курсе, банки покупают и продают валюту по своим курсам, которые так и
называются: курс покупки и курс продажи.
Покупка в данном случае — это курс, по которому банк покупает валюту. Продажа
— это курс, по которому банк продаёт валюту. Так обычно и пишут на
информационном табло: доллар — покупка — 77 рублей. Продажа — 79 рублей.
Поэтому, гражданин, пришедший
менять валюту, должен смотреть на объявление о курсе, как на зеркало: то, что
для банка покупка, для него продажа, и наоборот.
Известно, что на рынке любой товар стремятся продать дороже, а
купить дешевле. Так и банк продаёт валюту по более высокому курсу, а покупает
по более низкому курсу. Разность между курсом продажи и курсом покупки
позволяет банку заработать на обмене валюты. Чем выше курсовая разница,
тем больше банк зарабатывает на каждой совершённой операции. Однако если банк установит
слишком большую разницу между покупкой и продажей, то к нему вряд ли придёт
много клиентов. Люди будут искать другой банк, где курс выгоднее.
Кроме курсовой разницы банк может получать комиссию за конвертацию
(в случае безналичного обмена валюты) или комиссию за валютно-обменные операции
— фиксированную сумму или процент от сделки.
Впрочем, чтобы понять, где выгоднее купить или продать валюту,
информации только о курсах недостаточно. Нужно ещё знать, взимает ли банк
дополнительную комиссию за валютно-обменные операции или (в случае безналичного
обмена валюты) за конвертацию. Такая комиссия может быть фиксированной суммой
(например, 3 рубля) или устанавливаться в процентах от суммы сделки.
Часто обменные пункты, стремясь привлечь клиентов, устанавливают
очень выгодные курсы покупки и продажи с мизерной курсовой разницей. И только
потом, когда вам называют сумму для оплаты, возникает подозрение, что что-то не
так. Оказывается, банк берёт высокие комиссии. И тогда фактический курс, по
которому вы покупаете валюту, может оказаться гораздо выше того, который
показывает яркое табло.
Например, вам нужно обменять 500 долларов США на рубли. Для вас
это продажа валюты. Для банка — покупка валюты. Значит, банк будет совершать с
вами сделку по курсу покупки. Один банк предлагает курс продажи 53,26 рубля,
курс покупки — 53,00 рублей, комиссия — 0 %. В этом банке вы получите 26 500
рублей.
Другой банк предлагает курс продажи 53,30 рублей, курс покупки —
53,10 рублей, комиссия 2 %. В этом банке вы получите 26 550 рублей и заплатите
комиссию 531 рубль. Таким образом, в итоге вы получите на руки 26 019 рублей.

Курс иностранной валюты к рублю определяется соотношением спроса и
предложения на валютном рынке. Каждый день различные банки, компании и частные
лица покупают и продают валюту.
Например, компании-экспортёры, реализующие свою продукцию
(например, нефть) за границей за валюту, обменивают часть валютной выручки на
рубли для выплаты зарплаты, осуществления инвестиций и так далее.
Компании-импортёры покупают валюту для оплаты товаров, ввозимых в
Россию из-за рубежа (например, компьютеров).
Банки покупают и продают валюту в зависимости от суммы
привлечённых валютных депозитов и выданных валютных кредитов.
Иностранные инвесторы продают валюту, чтобы купить за рубли
российские финансовые инструменты.
Другие участники рынка торгуют валютой, руководствуясь ожиданиями
изменения курсов валют и пытаясь на этом заработать.
Валютные курсы постоянно меняются. Причинами их роста или падения
могут быть любые факторы, воздействующие на спрос и предложение иностранной
валюты — изменение импортных и экспортных цен, уровней инфляции и процентных
ставок в России и за рубежом, темпы экономического роста, ожидания
хозяйствующих субъектов и так далее.
Например, рост цен на нефть приводит к увеличению валютных доходов
компаний-экспортёров нефти. Предложение иностранной валюты на внутреннем
валютном рынке при этом растёт, а рубль, как правило, укрепляется. Напротив,
снижение цены на нефть создаёт предпосылки для ослабления рубля.
До 2014 года колебания валютного курса сглаживались Банком России.
Однако теперь, с переходом Банка России к политике поддержания ценовой
стабильности (или, иначе говоря, политике инфляционного таргетирования),
курс определяется без прямого вмешательства Банка России.
Подробнее о факторах, влияющих на валютный курс, и политике Банка
России в отношении валютного курса вы можете узнать на его сайте.

Валютный курс влияет на инфляцию, но влияние может быть разным,
вплоть до противоположного. Ослабление курса может в краткосрочной перспективе
разгонять инфляцию, а в среднесрочной — способствовать её снижению.
При ослаблении внутренней валюты импортные товары дорожают.
Закупать технику или сырье за рубежом становится дорого. Поэтому дорожает и
конечная продукция. Так ослабление курса разгоняет инфляцию.
Но есть и другая сторона медали. Например, после кризиса 2014 года
многие российские товары стали дешевле импортных, спрос на них возрос. Тогда
ослабление рубля помогло некоторым производителям (особенно
сельскохозяйственным) расширить производство, наладить выпуск продукции,
удержать и даже снизить цены. Соответственно, в этом случае ослабление курса
сдерживает инфляцию.
В конце нашего урока давайте попробуем ответить на следующие
вопросы.
1. Как обменять
валюту?
2. Как
определяется валютный курс?
- Что будет, если грабители все же украдут ценности из моей ячейки?
- Что такое банковская ячейка и что можно в ней хранить?
- Сколько времени можно хранить ценности в ячейке?
- Все ли ячейки одинаково безопасны?
- Зачем хранить деньги в ячейке, разве это выгодно?
- Публикация «Познавательное занятие по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста „Обмен, Деньги, Товар“» размещена в разделах
- Смогут ли родственники получить доступ к ячейке, если со мной что-то случится?
Что будет,
если грабители все же украдут ценности из моей ячейки?
Шансы вернуть украденное или
получить деньгами его стоимость зависят от того, какой договор
вы заключили с банком.
Безопаснее использовать договор
ответственного хранения. В этом случае банк отвечает
за сохранность содержимого. Ценности принимают и выдают по описи.
Если вы кладете в ячейку деньги, банк пересчитает
их и проверит подлинность. Если собираетесь хранить другое имущество,
банк привлечет оценщика, чтобы вписать в договор справедливую стоимость.
За это придется заплатить отдельно. Зато если из ячейки что-то
пропадет, банк должен полностью компенсировать ущерб. Но такую услугу
предоставляют не все банки.
Гораздо чаще предлагают обычный договор
аренды. Это значит, что банк не контролирует, что находится
в сейфе: закладка происходит без описи и без участия сотрудников
банка. Банковская ячейка открывается двумя ключами: один хранится у вас,
другой — в банке. Поэтому банковский служащий вместе с вами
войдет в хранилище, чтобы открыть сейф своим ключом. Затем он выйдет
из помещения, и у вас будет время, чтобы положить в ячейку
свои ценности.
Банк в любом случае отвечает
за сохранность сейфа. По закону, если ячейку ограбят, банк обязан
возместить вам убытки, то есть полностью компенсировать сумму пропавшего
имущества. И вы можете подать на банк в суд. Но по факту
доказать без описи, что в ячейке было бриллиантовое ожерелье,
а не пакетик чипсов, будет трудно. В этой ситуации вся надежда
только на полицию.
Таким образом, по договору
аренды безопаснее всего хранить только то, что не представляет
интереса для грабителей банка — например, документы. Другой выход —
отдельно застраховать
имущество. Если эту услугу не предложит вам сам банк, можно обратиться
к сторонней страховой компании.
Что такое банковская ячейка и что можно
в ней хранить?
Фактически, банковская
ячейка — это личный сейф в банке. Вы можете арендовать его для
безопасного хранения ценностей: денег, украшений, коллекции драгоценных монет
или яиц Фаберже.
Спрятать в ячейку можно что
угодно, кроме запрещенных предметов вроде оружия, наркотиков, взрывчатки,
токсичных или радиоактивных веществ. Продукты или другие скоропортящиеся вещи
в ячейке тоже хранить нельзя. Такой пункт всегда есть в договоре
с банком.
Сколько
времени можно хранить ценности в ячейке?
Ячейку можно арендовать
на любое время. Обычно договор заключают на срок от 1 дня
до 3 лет с возможностью продления (пролонгации). И здесь
нужно быть внимательным. Банк может пролонгировать договор по умолчанию,
тогда ваши ценности остаются в ячейке, а вы лишь доплачиваете
нужную сумму за хранение.
Если же автоматической
пролонгации нет, все зависит от договора. Одни банки напомнят вам, что
срок аренды истекает, а другие нет.
В любом случае, если
вы не заберете имущество вовремя, банк может вскрыть сейф
и поместить содержимое в единое закрытое банковское хранилище.
А когда вы решите забрать свои вещи, у вас могут потребовать
компенсацию — штраф и плату за хранение по более высокому
тарифу.
Чтобы избежать неприятных
неожиданностей, стоит тщательно изучить все условия договора.
Все ли
ячейки одинаково безопасны?
Основные требования
к безопасности хранилищ банков и сейфов прописаны в ГОСТах
(нужные стандарты можно найти через поиск на сайте Росстандарта по запросу «безопасность
хранилищ»). Плюс к этому банки разрабатывают внутренние стандарты
безопасности. Но в целом больших различий в системах охраны
ячеек у разных банков нет.
И, несмотря на все усилия
банков, иногда случается, что их грабят, а банковские ячейки
взламывают. Причем это происходит как в крупных, так
и в небольших банках. Никакой закономерности здесь нет. Шанс, что
мошенники нацелятся именно на ваш банк, очень мал, но совсем
исключать его нельзя.
Зачем
хранить деньги в ячейке, разве это выгодно?
Просто держать в ячейке
деньги, конечно, нет смысла: проценты на них не капают. Но можно
использовать банковский сейф для хранения и безопасной передачи денег при
оформлении крупных сделок — например, при покупке недвижимости.
Публикация «Познавательное занятие по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста „Обмен, Деньги, Товар“» размещена в разделах
Материал и оборудование: изображение людей из прошлого, карточки для обмена, видео «Как появились деньги», наличные и безналичные деньги, макет «Продуктовый магазин» (одежда продавца, товар, список покупок)деньги игрушечные, кошельки, накрытый стол макет, игра-макет «сортировка отходов», видеоролик «»Чистая игра»
1. Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю отправиться в путешествие. А путешествовать мы будем на «Машине времени». Ребята, как вы думаете, что такое путешествовать во времени?
Дети: Это необычное путешествие в будущее или прошлое.
Воспитатель: Правильно, ребята. Чтобы совершить путешествие, нам нужно встать в круг и взяться за руки. А теперь закрываем глаза и произносим волшебные слова: «Раз, два, три – в другое время попади!».
(Дети открывают глаза).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на экран. Как вы думаете, в каком времени мы сейчас находимся? (Ответы детей).
Воспитатель: Как давным-давно выглядели люди? Где они жили и во что одевались? Как вы считаете, могли ли тогда люди тогда разговаривать? А как же они здоровались друг с другом? Покажите, как это происходило? (Ответы детей).
Воспитатель: Каждое племя занималось своим делом: одни занимались ловлей рыбы — и у них было много рыбы; другие собирали много охотились — и у них было очень много мяса и шкур животных; третьи собирали грибы и ягоды, четвертые -выращивали пшеницу.
—Ребята, по вашему мнению, что нужно было сделать племенам, чтобы попробовать продукты других племён? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, им нужно совершить обмен. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Обмен». Послушайте внимательно правила игры. Ребята, перед нами лежат карточки с изображением одежды, продуктов питания, мебели и жилья — всех по четыре штуки. Нам надо разделиться на четыре группы. Карточки перемешиваются и раздаются поровну каждой группе игроков.
Задание: у каждой группы в результате обмена должен собраться комплект, состоящий их 4 предметов — мебель, еда, жильё, одежда.
Воспитатель: Таким образом люди, чтобы получить необходимый товар, обменивались между собой : мясо меняли на пшеницу, мёд на шкуры, молоко на уток и кур.
Быстро встали, улыбнулись,
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
А теперь представим, детки,
Буд-то руки ваши-ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в наше время. Давайте положим свои ладошки друг на друга и скажем: «Раз, два, три в наше время попади!»Вот мы и снова оказались в нашем времени! Ребята, когда мы совершали путешествие в прошлое, мы узнали, что такое «обмен». Мы с вами менялись, получая друг от друга что-то взамен.
Просмотр ролика как появились деньги
Воспитатель: Ребята, деньги бывают разными – у каждой есть своё название. Кто знает как называются деньги, которыми мы пользуемся?
Воспитатель: А какие бывают деньги?
Дети: Наличные и безналичные. Наличные деньги бывают в виде купюр и монет. Безналичные деньги это банковская карта.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а для чего нам нужны деньги?
Дети: Для того чтобы ходить в магазин и покупать продукты, необходимые вещи, оплачивать коммунальные услуги, детский сад, если кто-то заболел, то нужно пойти в аптеку за лекарством.
Воспитатель: Совершенно верно, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.
Как называются наши деньги? (Рубль). Бумажные деньги называются — купюры. Железные деньги называются — монеты. ( Рассмотреть деньги банкноты и купюры)
Итак, у нас есть деньги. Вы правильно определили. А теперь можно идти в магазин?
Сейчас я предлагаю группе детей отправиться в магазин и купить товар по списку, который дала мама. В магазине есть продавец, ребята помните, что нужно приобрести товар по списку и за него заплатить!
После посещения продуктового магазина мама накрыла вкусный стол, за которым мы покушали
Игра «Отсортируйте мусор»
Для чего мы сортировали мусор? Все просто — чтобы его стало меньше. Сортированный мусор можно переработать — он автоматически перестает быть мусором, а взамен становится полезным сырьем. Если вы все сбрасываете в одну кучу, много сырья теряет свою ценность. И все же большинство сырья попадает на заводы. Из макулатуры изготавливают газетную и обычную бумагу, а еще технический и кровельный картон. Из пластиковых бутылок сначала делают специальные гранулы, а уже из них могут изготавливать множество всего другого — от таких же бутылок и другой тары до тканей, одежды и игрушек. Стекло моют, измельчают плавят в печи, а потом разливают в формы. Так получают новые бутылки, баночки и другие стеклянные предметы. Из резиновых покрышек создают новые напольные коврики, подошвы для обуви и покрытия для спортплощадок.
А теперь я вам предлагаю посмотреть видеоролик «Во что превращается мусор?» Катя и Эф куда угодно дверь «Чистая игра»
Итог: что нового вы узнали? Что больше всего понравилось вам на занятии?
Смогут
ли родственники получить доступ к ячейке, если со мной что-то
случится?
Проще всего сразу оформить доверенность
на другого человека, чтобы разрешить ему доступ к сейфу. Банк либо
сам оформит ее по вашей просьбе, либо попросит доверенность,
удостоверенную нотариусом.
Можно составить доверенность,
которая будет действовать только при определенном условии. Например, при
предъявлении свидетельства о смерти человека, который выдал
доверенность, — тогда она фактически становится аналогом завещания.
Если такую доверенность
не оформить, то ваши близкие могут попытаться получить ценности
из вашей ячейки через нотариуса. Схема действий в этом случае будет
такая:
1.
В течение полугода со дня смерти родственники должны обратится
к нотариусу, чтобы вступить в наследство. Тот отправит запрос
в банк, чтобы выяснить, какие счета, вклады и ячейки были оформлены
на умершего. Если точно известно, в каком банке он обслуживался,
нотариус пошлет запрос именно туда. Но обычно нотариусы на всякий
случай рассылают запросы во все банки своего региона, которые работают
с частными лицами.
2.
Если был заключен договор ответственного хранения, банк сразу ответит,
что хранится в ячейке. В случае договора аренды банк вскроет ячейку,
опишет содержимое и отправит акт описи нотариусу.
3.
Наследник должен получить у нотариуса свидетельство о праве
на наследство и прийти с ним в банк. С этим документом
и паспортом он сможет получить ценности.
Но стоит иметь в виду:
банк может потребовать доказательств, что ценности в ячейке принадлежали
ее арендатору. Ведь теоретически человек мог положить туда и чужие
вещи — например, яйцо Фаберже, которое купил на аукционе старый
приятель и попросил подержать его у себя какое-то время.
Если банк отдаст эту драгоценность
наследникам, а затем появится ее настоящий владелец с чеком
о покупке и распиской о том, что передал ее другу,
у банка будут большие проблемы. Суд может обязать банк вернуть
собственность владельцу или компенсировать ее стоимость.
Поэтому иногда банки
перестраховываются и, если наследники не могут предъявить
доказательства собственности, оставляют вещь у себя на бессрочное
хранение.



