ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Презентации разработаны в качестве вспомогательных материалов к учебно-методическим комплексам по финансовой грамотности для 5-7 классов и предназначены для использования в учебном процессе для сопровождения занятий по финансовой грамотности. Главная функция презентации – наглядное представление предмета занятий обучающимся.

Содержание
  1. Структура расходов семьи
  2. Планирование расходов семьи и семейный бюджет
  3. Составление плана расходов
  4. Факторы, влияющие на размер заработной платы
  5. Чем хороши и чем плохи символические деньги
  6. Виды доходов
  7. Баланс доходов и расходов
  8. Что такое налоги
  9. Какие бывают пособия
  10. Угрозы для банковского вклада
  11. Разумный потребительский выбор
  12. Откуда страховая компания берет деньги на компенсацию?
  13. Что такое валюта
  14. От чего зависит благосостояние семьи
  15. Учимся оценивать финансовое поведение людей
  16. Возможности заработка для несовершеннолетних
  17. Как растут деньги
  18. Что такое кредиты и надо ли их брать
  19. Как начать свой бизнес?
  20. От куниц до бумажных
  21. Как устроены наличные деньги
  22. Банки
  23. Банкоматы
  24. Банковские карты
  25. Виды и периодичность расходов
  26. Что такое бюджет и как его составлять
  27. Как и зачем сберегать
  28. Описание
  29. Автор продукта, координаты
  30. Особенности применения продукта
  31. Публикация «Презентация проекта „Обучение дошкольников финансовой грамотности“» размещена в разделах
  32. Прикреплённые файлы
  33. Публикация «Презентация „Образовательная деятельность по обучению детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности“» размещена в разделах
  34. Виды денег
  35. Зачем нужны деньги
  36. Заработная плата
  37. Инфляция
  38. Как меняются финансовые цели на протяжении жизни
  39. Инструменты семейного бюджета
  40. Балансировка и оптимизация бюджета
  41. Сбережения
  42. Кто защищает права потребителей финансовых услуг
  43. Финансовые продукты для сбережений и кто их предоставляет
  44. Финансовые риски и как от них защититься
  45. Финансовые пирамиды
  46. Как создать бизнес
  47. Валютный рынок
  48. Обмен валют
  49. Сбережения в валюте
  50. Налоги и как мы их платим
  51. Что такое пенсия
  52. Страхование
  53. Стратегии крупных покупок
  54. Неблагоприятные жизненные ситуации
  55. Социальные пособия

Структура расходов семьи

Презентация является материалом, наглядно представляющим структуру расходов современной семьи. Вводятся понятия: обязательные и желательные расходы, регулярные и эпизодические расходы. Объясняется, как желательные расходы могут превратиться в обязательные, если взять кредит в банке. В заключение предлагается домашнее задание в форме мини-проекта по составлению списка расходов учащегося.

Планирование расходов семьи и семейный бюджет

Презентация раскрывает темы планирования расходов семьи и ведения семейного бюджета. В ней демонстрируется, что тем, кто ведет домашнее хозяйство, всегда нужно знать: сколько денег у них есть, на что их нужно потратить и в каком количестве, как вести учет доходов и планировать расходы. Нужно также знать, сколько и на что уже потрачено (вести учет расходов) и сколько денег осталось до конца месяца, контролировать свои расходы.

Составление плана расходов

Материал для 5 класса. Рекомендуется использовать презентацию на занятии 12 «Учимся считать семейные расходы». Ученикам предлагается решить задачу о покупке нового телевизора в семье Озеровых. Перечисляются основные направления и размер ежемесячного расходования денежных средств в семье. Предлагается определить, сколько месяцев придется копить на телевизор, если не сокращать ежемесячные расходы. Также дается правильный ответ и решение задачи для рефлексии выполнения задания.

Факторы, влияющие на размер заработной платы

Презентация рассказывает об основном источнике дохода большинства современных людей — заработной плате. Рассматриваются основные факторы, влияющие на размер заработной платы: количество времени, которое тратит работник на выполнение своих обязанностей; профессиональная область; уровень образования и квалификации работника; регион его проживания.

Чем хороши и чем плохи символические деньги

Презентация посвящена истории развития денег, начиная с товарных денег. Далее рассказывается о металлических, бумажных и безналичных деньгах. Кратко описывается путь до бумажных — символических — денег. Описываются причины появления таких денег, направления использования, преимущества, разъясняется, кто имеет право печатать такие символические деньги. Отдельно выделены недостатки такого вида денег — их быстрое обесценивание. Презентация завершается описанием безналичных денег.

Виды доходов

Презентация посвящена видам доходов. В ней представлена информация о видах доходов современного человека. Работа по найму (в частной компании или государственной организации за зарплату) может быть надежным и постоянным источником дохода. Представлены виды доходов работника: заработная плата, бонусы. Также показано, что бывают доходы от предпринимательской деятельности, от управления собственностью.

Баланс доходов и расходов

Презентация посвящена важной составляющей финансовой грамотности — финансовому планированию и финансовой дисциплине. Потребностей у человека может быть много, а ресурсов — ограниченное количество. Планирование доходов и расходов, а также их балансировка — одна из основных идей видеоматериала.

Что такое налоги

Презентация просвещена теме налогов в государстве. У государства много функций, в том числе, обеспечение людей на определенном уровне бесплатным образованием, медициной. Государство для защиты мирной жизни имеет армию и полицию. Развитие страны обеспечивают культурная и научная деятельность. Именно для поддержания на должном уровне многих жизненно важных функций государство собирает налоги с граждан.

Какие бывают пособия

Презентация начинается с перечисления способов получения людьми доходов: работа, сдача квартиры в аренду. Упоминается о важности наличия финансовой подушки безопасности. Однако не у всех людей есть возможность сдавать квартиру или не все могут работать: есть люди, которые временно не могут работать из-за болезни, или, например, молодые мамы, которые ухаживают за маленькими детьми. Помощь также нужна тяжелобольным людям, которым врачи присвоили инвалидность, пожилым людям, которые уже просто не имеют сил работать. В поддержке нуждаются безработные — то есть те, кто может и хочет работать, но по различным причинам работы не имеет. Государство помогает во всех этих случаях. Презентация раскрывает виды социальной поддержки в нашей стране.

Угрозы для банковского вклада

В презентации представлены и структурированы риски, которым могут подвергнуться сбережения семьи при размещении их в банковские вклады. Вводится понятие «страхование вкладов». Презентация рассматривает ситуации мошенничества в сфере вкладов, а также иллюстрирует грамотные действия потребителя при открытии вкладов.

Разумный потребительский выбор

Презентация демонстрирует, что при принятии потребительских решений, связанных с расходами, следует делать разумный выбор. Это значит, что надо в первую очередь заботиться об оплате жизненно необходимых потребностей и избегать расходов, которые впоследствии вызовут сожаление. Презентация показывает, что расходы семьи делятся на обязательные, желательные, но не обязательные и нежелательные.

Откуда страховая компания берет деньги на компенсацию?

Цель презентации — разъяснить практический смысл и общую схему страхования, показать различные виды страхования. В жизни случаются различные неприятности. Возможность того, что это произойдет, называется риском. Если человек имеет страховку от таких случаев, ему выплачиваются деньги и это смягчает последствия возникших трудностей. Чтобы застраховать риск, необходимо приобрести в страховой компании специальный документ — страховой полис.

Что такое валюта

Презентация раскрывает понятия «валюта», «валютный курс». В презентации показано: какие валюты есть в мире, какая валюта называется свободно конвертируемой, а какая частично конвертируемой и неконвертируемой. Раскрывается понимание того, что поскольку валютный курс часто меняется и, порой, очень стремительно, то он влияет как на экономику ряда стран, так и на бюджет отдельно взятой семьи. Именно поэтому часто можно слышать совет, что сбережения лучше хранить в нескольких валютах на счетах в банках. Приводятся соображения, позволяющие решить, какую валюту при поездках в другие страны лучше брать с собой.

От чего зависит благосостояние семьи

Видеоматериал иллюстрирует понятие «благосостояние семьи», демонстрирует, что оно в значительной степени зависит от стабильного денежного дохода. При этом отмечается, что сам по себе уровень доходов семьи не говорит о высоком или низком уровне благосостояния — оно может зависеть и от других факторов. Например, от того, где семья проживает, поскольку в разных населенных пунктах, различных регионах цены на необходимые для жизни товары и услуги могут заметно отличаться. И у семей с одинаковым доходом в разных регионах может быть разный уровень благосостояния.

Учимся оценивать финансовое поведение людей

В видеоматериале показывается, что повседневная жизнь связана со множеством решений, имеющих финансовые последствия. При этом многие подобные решения трудно распознать, ведь не всегда при их принятии требуется доставать кошелек. Приводятся примеры принятия финансового решения с подробным разбором и оценкой возможных вариантов. Формулируются основные правила финансово грамотных решений, прежде всего, это оценка текущих возможностей и будущих последствий.

Возможности заработка для несовершеннолетних

В видеоматериале разъясняется, какие возможности зарабатывания денег существуют для несовершеннолетних. Подробно сообщается о ключевых требованиях российского законодательства, связанных с трудом несовершеннолетних, — это ограничения по возрасту, необходимость получения согласия родителей, неполный рабочий день, отсутствие испытательного срока. Каждое условие подробно разбирается.

Как растут деньги

Презентация рассказывает о том, что такое сбережения, и рассматривает цели, для которых они могут быть предназначены. У учащихся должно возникнуть понимание, что сбережения позволяют купить дорогие вещи или услуги, на которые иначе не хватило бы денег, и, кроме того, могут выручить, если возникнут какие-либо жизненные трудности.

Что такое кредиты и надо ли их брать

Презентация разъясняет, что такое банковский кредит, рассматривает его особенности и отличия от займа, предоставляемого микрофинансовыми организациями (МФО), денежных средств, полученных в долг у друзей или знакомых. Презентация объясняет, что банки более внимательно, чем МФО, оценивают, может ли человек, обратившийся за кредитом, вернуть деньги, и, если считают, что шансы слишком низкие, не выдают кредит. Как результат, ставка процента по кредитам банков может быть в десятки раз ниже, чем по займам МФО,  — последние возмещают потери от систематически высокого невозврата займов тем, что берут высокий процент с тех, кто возвращает.

Презентация дает представление о возможных источниках финансовых средств, вкладываемых в бизнес с целью получения прибыли. Рассмотрено внутреннее финансирование, при котором расходы предприятия оплачиваются за счет начального капитала предпринимателя и за счет выручки, поступающей от продажи товаров или оказания услуг. Дана информация о возможности финансировать бизнес за счет внешних средств — привлекая заемный капитал или инвестиции совладельцев. Перечислены плюсы и минусы возможных вариантов финансирования бизнеса.

Как начать свой бизнес?

Презентация рассказывает о сущности предпринимательства и первых шагах, которые необходимо сделать, чтобы начать собственное дело. Учащимся демонстрируется, что предприятие начинается с идеи о том, какие товары или услуги можно производить, как и кому их продавать. Поясняется, что проработанная идея бизнеса должна быть отражена в бизнес-плане.

Презентации разработаны как вспомогательный учебный материал к учебно-методическим комплектам по финансовой грамотности. Альтернативно педагог может использовать их в рамках любой программы для обсуждения в классе отдельных тем финансовой грамотности. Анимированную презентацию предполагается использовать для оживления восприятия материалов занятия, облегчения разбора наиболее сложных моментов, а также структурирования информации. Методические рекомендации удобно использовать, чтобы быстро ознакомиться с содержанием презентации.

Материал не требует актуализации.

Презентации разработаны в качестве вспомогательных материалов к учебно-методическим комплексам по финансовой грамотности для 2-3 классов и 4 класса и предназначены для использования в учебном процессе для сопровождения занятий по финансовой грамотности. Главная функция презентации – наглядное представление предмета занятий обучающимся.

От куниц до бумажных

Презентация посвящена истории денег. Описывает предпосылки возникновения денег как экономического феномена, рассказывает об их поэтапной эволюции — от древних ракушек каури до металлических монет, а от них — до современных бумажных банкнот.

Как устроены наличные деньги

Презентация рассказывает о наличных деньгах — металлических монетах и бумажных купюрах. Она знакомит учащихся начальной школы с внешним видом российских денег, наглядно демонстрирует отличия банкнот и монет разного номинала, дает представление о понятиях «аверс» и «реверс», «орел» и «решка».

Банки

Презентация дает представление о банках как специальных учреждениях, где можно хранить деньги, взять в долг, обменять одни деньги на другие, заплатить кому-то, кто находится далеко.

Банкоматы

Презентация посвящена банкоматам. Банкомат — аппарат, в котором хранятся деньги и с помощью которого можно получать наличные, оплачивать покупку товаров и услуг, переводить деньги с одного своего счета на другой либо переводить деньги другому человеку.

Банковские карты

Презентация посвящена платежным (банковским) картам. В ней рассказывается об истории появления первых карт. Описываются преимущества использования платежных (банковских) карт по сравнению с наличными деньгами.

Презентация рассказывает о возможных источниках доходов, которые позволяют людям совершать необходимые расходы и обеспечивать себя всем необходимым для жизни. Презентация акцентирует внимание на том, что для материального благополучия доходы должны быть регулярными, надежными, достаточными.

Виды и периодичность расходов

Презентация рассказывает, какие расходы приходится нести людям, чем расходы отличаются друг от друга и почему важно понимать эти различия, чтобы избегать ненужных трат и управлять своими деньгами. Выделяются расходы обязательные и желательные, плановые или непредвиденные, регулярные или нерегулярные.

Что такое бюджет и как его составлять

Презентация посвящена составлению и исполнению семейного бюджета. В ней рассказывается о том, что такое бюджет, что значит управлять своими деньгами.

Как и зачем сберегать

Презентация призвана разъяснить учащимся начальной школы важность сбережений — денежных средств, которые специально откладываются для использования в будущем. Презентация знакомит учащихся с основными целями сбережений.

Описание

Каждая презентация кратко объясняет одну из тем финансовой грамотности при помощи наглядной инфографики. Каждый видеоматериал — законченное самостоятельное произведение, рассчитанное на использование в рамках конкретного занятия. Презентации можно смотреть в любом порядке, так как они не объединены сквозным сюжетом.

Автор продукта, координаты

Разработчики методических рекомендаций:

Особенности применения продукта

Елена Нурьяр Презентация проекта «Обучение дошкольников финансовой грамотности»

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Для того, чтобы дошкольнику было легче освоить азы финансовой грамотности я решила большую часть обучения интегрировать с театрализованной деятельностью. Занятия в форме театрализованной деятельности помогают развить интересы и способности ребёнка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности. Данная форма работы позволяет сказочным героям ввести ребят в сложный мир финансов.

Публикация «Презентация проекта „Обучение дошкольников финансовой грамотности“» размещена в разделах

Цель проекта :сформироватьпознавательные навыки у воспитанников по финансовой грамотности, в том числе через организацию совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Задачи:формировать умение понимать, что такое “семейный бюджет”, “деньги”, “товар”;

создать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на ознакомление с финансовой грамотностью.

Формы работы: театрализованные, деловые, сюжетно- ролевые игры; тематические занятия;

экскурсии в магазин; в бухгалтерию;

просмотр мультфильмов и презентаций;

Прикреплённые файлы

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы»
Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Хочу представить Вамфотоотчет по ознакомлению старших дошкольников с основами финансовой.

Конспект НОД в подготовительной группе по финансовой грамотности «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»
.

Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотности на тему «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»
Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотности Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» Подготовила воспитатель Иващенко.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности»
«По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности»
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности,.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности»
Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Стенгазета-плакат «Азбука финансовой грамотности»
Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния.

Расскажите коллегам и друзьям!

Всего комментариев: 4.

Для просмотра комментариев

Оксана Онуфрийчук Презентация «Образовательная деятельность по обучению детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности»

«Деньги – хорошо, да только

ума на них не купишь».

Тема «финансовой грамотности» в дошкольной педагогике не нова. Но, то ли мало времени в своей работе с детьми мы уделяли ей раньше, то ли в стремительно меняющемся современном мире все чаще открываются новые реалии, оставить без внимания которые мы не вправе. В любом случае, в последнее время теме финансовой грамотности дошкольников стали уделять особое внимание. Мы не остались в стороне. Подробно изучив проблему, расставляю для себя основные акценты для дальнейшей работы в данном направлении:

Публикация «Презентация „Образовательная деятельность по обучению детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности“» размещена в разделах

• Финансовая грамотность дошкольников – это важно, потому что немногие дети знают цену деньгам, а многие родители, в свою очередь, при воспитании малыша путают понятия, приравнивая деньги к способам манипуляции, а не поощрению, награде за добросовестный труд.

• Финансовая грамотность – это нужно, потому что не раннему финансовому взрослению ребенка способствует, а только лишь помогает вовремя заложить в нем основы того самого грамотного восприятия денег, как важной составляющей жизни любого человека. Люди не ради денег живут и работают – деньги всего лишь наши помощники в решении насущных бытовых проблем, в воплощении некоторых задуманных планов.

Важна, нет, необходима, при воспитании финансово грамотного дошкольника работа с родителями. Поэтапно планирую ее на месяц:

• Родители совместно с детьми создают музей монет: монеты не обязательно должны быть настоящие, можно просто распечатать с компьютера их цветные копии. С их помощью можно тренировать счетные навыки, развивать наблюдательность.

• Дома появляется «семейная копилка», в которую ВСЕ члены семьи (включая ребенка) добавляют монетки, а накопленное отдают в конце месяца на самую важную из озвученных на семейном совете нужд. Пусть это непременно будет покупка для мамы, папы или бабушки (ведь она действительно важнее на данный момент, а не исполнение сиюминутной прихоти ребенка – это послужит для него важным уроком.

• Дома, перебрав игрушки ребенка, родители находят ломаные. Но не скидывают их привычным жестом в мусорное ведро, а, внимательно рассматривая поломку, пытаются выяснить ее причину, найти возможности ремонта. Это не чрезмерная бережливость, а желание указать ребенку на то, что любая вещь имеет свою ценность. Кстати, не зря в народе говорят, что «бережливость – те же деньги».

Предстоящее итоговое открытое занятие по финансовой грамотности дошкольников требовало тщательной подготовки. Основной акцент был сделан мной на наглядность, поэтому и так много необычных атрибутов было изготовлено, большинство из них – совместно с детьми. Дети включились в работу с удовольствием – о результатах ее можно судить по представленной ниже презентации.

Презентации разработаны в качестве вспомогательных материалов к учебно-методическим комплексам по финансовой грамотности для 8-9 классов и предназначены для использования в учебном процессе для сопровождения занятий по финансовой грамотности. Главная функция презентации – наглядное представление предмета занятий обучающимся.

Виды денег

Презентация описывает виды денег — наличные и безналичные, способы их появления в экономике. Дается краткая история видоизменения денег от монет из ценных металлов до электронных денег. Объясняется, что такое символические деньги.

Зачем нужны деньги

Презентация посвящена понятию денег и их роли в современном мире. Начинается презентация кратким экскурсом в историю товарных денег. Затем следует развернутое описание четырех основных функций современных денег — как средства обращения, средства измерения, средства накопления и средства платежа. Одна из задач презентации — дать учащимся понимание того, что деньги являются многосторонним элементом человеческой цивилизации, имея ключевое значение не только для обмена ценностями, но и для планирования, и для анализа результатов хозяйственной деятельности.

Заработная плата

Задача презентации — дать учащимся представление о заработной плате как основном источнике дохода для большинства граждан. Поясняется, что зарплата — это вознаграждение, регулярно выплачиваемое наемному работнику за его труд.

Инфляция

Презентация объясняет учащимся, что такое инфляция, показывает, как ее измерить на примере потребительской корзины. При этом отмечается, что измерения инфляции могут быть только очень примерными и усредненными. Поскольку цены на разные товары и услуги растут с разной скоростью и структура потребления у людей тоже разная, реальный уровень инфляции у каждого свой. На конкретном примере проводится расчет реального дохода.

Как меняются финансовые цели на протяжении жизни

Презентация дает определение финансовой цели. Показано, что главная финансовая цель может заключаться в достижении финансового благополучия (финансовой независимости). Подчеркивается, что большую цель имеет смысл «разбить» на несколько более маленьких.

Инструменты семейного бюджета

Задача презентации — объяснить учащимся, что такое семейный бюджет, разъяснить задачи и продемонстрировать инструменты ведения бюджета. Презентация говорит о том, что семейный бюджет — это план регулярных доходов и расходов, следование которому обеспечивает комфортный уровень жизни.

Балансировка и оптимизация бюджета

Презентация разъясняет учащимся важность балансировки семейного бюджета. Объясняется, что такое профицит бюджета. На примере показано, как оценить сбалансированность бюджета за несколько периодов. При этом подчеркивается, что, если в одни месяцы доходы оказываются меньше расходов, а в другие больше, — это не страшно, при условии, что суммарный бюджет за квартал или за год оказывается профицитным. Презентация рассматривает кредиты и займы как доходы в одном периоде, ведущие к расходам в других периодах.

Сбережения

Презентация разъясняет учащимся, для чего и как следует создавать денежные сбережения. Перечисляются три основные цели сбережений: формирование финансовой подушки безопасности на черный день; для совершения крупной покупки; для получения дополнительного дохода в будущем. Показано, что сбережения могут формироваться за счет сохранения части регулярного дохода, продажи какого-либо имущества или получения незапланированного дохода.

Кто защищает права потребителей финансовых услуг

Презентация дает учащимся представление о финансовых организациях и услугах, которые они оказывают. Упоминаются различные задачи, в решении которых могут помочь финансовые организации — банки, инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании, фондовые биржи и ряд других. Подчеркивается, что эти организации оказывают свои услуги на основании государственной лицензии.

Финансовые продукты для сбережений и кто их предоставляет

Цель презентации — дать учащимся представление о том, как можно защититься от финансовых рисков при управлении личными финансами. Подчеркивается, что вероятность частичной или полной потери денег в результате различных обстоятельств существует всегда.

Финансовые риски и как от них защититься

Финансовые пирамиды

Презентация рассказывает об одном из распространенных видов мошенничества — финансовой пирамиде. Задача презентации — продемонстрировать учащимся признаки финансовой пирамиды, которые необходимо знать, чтобы не быть обманутым.

Как создать бизнес

Презентация разъясняет учащимся, что бизнес — это воплощение в жизнь идеи о производстве продукции или оказании услуги, которые принесут покупателю пользу, а предпринимателю — доход от их продаж. Подробно рассматривается схема создания бизнеса: от рождения идеи и проработки бизнес-плана через изучение рынка и поиск необходимых ресурсов до реализации. Презентация указывает, какие управленческие навыки необходимы для создания бизнеса.

Валютный рынок

Презентация дает учащимся представление о том, что такое валютный рынок, и как он функционирует. Объясняется, что такое валюта. Показано, что валюта — это товар, а курс валюты — это его цена, подверженная колебаниям. Перечисляются потребители валюты, объясняется, что вместе они — банки, финансовые организации, компании и физические лица, осуществляющие операции с валютами, — формируют валютный рынок. Рассказано, где и как различные потребители могут приобретать валюту.

Обмен валют

Презентация дает учащимся представление об обмене валют — приобретении одной валюты за счет денежных средств, выраженных в другой валюте, по определенному курсу. Описываются случаи, в которых граждане обменивают валюты. Показано, что валюту в форме банкнот и монет можно обменять в отделениях коммерческих банков или в специальных обменных пунктах. Отмечается, что курсы покупки и продажи валюты устанавливаются банками и обменными пунктами самостоятельно и могут существенно различаться. В презентации сообщается, что валюту можно обменять на валютной бирже. При этом отмечается, что для этого гражданину необходимо воспользоваться услугами брокера. Разъясняется, кто такой брокер.

Сбережения в валюте

Презентация показывает, что валюта может быть формой хранения сбережений. Разъясняется, что курсы валют склонны к колебаниям в зависимости от реакции валютного рынка на различные социально-экономические события, поэтому валютный портфель следует создавать из двух-трех устойчивых валют: падение курса одной валюты может быть компенсировано ростом другой.

Налоги и как мы их платим

Задача презентации — дать учащимся представление о видах налогов, которые уплачивает гражданин. Разъясняется, что налоги — это обязательные регулярные платежи, которые граждане и организации уплачивают в бюджет государства, чтобы оно могло осуществлять свою деятельность. Подробно описываются виды налогов. Презентация объясняет, кто такой налоговый агент, показывает, какие налоги граждане платят сами, а какие нет. Разъясняется, почему важно платить налоги вовремя и в полном объеме. Описываются возможные последствия неуплаты налогов для гражданина.

Что такое пенсия

В презентации учащимся дается представление о пенсии как гарантированной ежемесячной денежной выплате для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы. Подробно разбираются солидарная пенсионная система, сопутствующие ей проблемы и способы, с помощью которых государство старается их смягчить. В качестве возможной альтернативы системе, основанной на «солидарности поколений», рассматривается накопительная пенсия, выплачиваемая из пенсионного капитала, накопленного работником.

Страхование

Презентация разъясняет, что идея страхования заключается в финансовой защите людей или организаций от возможного ущерба в связи с риском наступления неблагоприятного события. В презентации объясняется, что страхование бывает двух типов — обязательное и добровольное. Подчеркивается, что обязательное страхование защищает интересы общества в целом, а не отдельного страхователя. Добровольное страхование осуществляется по инициативе самого страхователя и распространяется на те риски, которые он определяет в качестве угроз для себя. Подробно описываются основные виды страхования. Разъясняется, как определить, следует ли страховаться, оценивая степень вероятности рисков.

Стратегии крупных покупок

Презентация разъясняет, что «крупная покупка» — это приобретение значимых для семьи товаров или услуг, которое невозможно совершить за счет текущих доходов. Отмечается, что для совершения крупной покупки нужно аккуратно оценить свои возможности на текущий момент и в будущем, составить финансовый план, в котором посчитать различные варианты получения суммы, требуемой для крупной покупки.

Неблагоприятные жизненные ситуации

Презентация описывает так называемые неблагоприятные жизненные ситуации с точки зрения финансового благополучия человека и семьи. Эти ситуации объединяет то, что привычный баланс бюджета нарушается из-за неожиданных событий. Объясняется идея накоплений — как плановых, так и подушки финансовой безопасности; затрагивается тема государственной поддержки граждан в тех или иных сложных финансовых ситуациях; объясняются возможные выгоды добровольного медицинского страхования.

Социальные пособия

Презентация описывает, кто и в каких ситуациях может рассчитывать на помощь со стороны государства. Перечисляются различные категории граждан, получающие от государства пособия, пенсии и другие выплаты. Подробно описаны социальные пособия, связанные с рождением детей, в частности, материнский капитал. Задача презентации — разъяснить учащимся, что такое социальные пособия, почему государство оказывает поддержку гражданам, которые в ней нуждаются, и откуда берет на это деньги. Отмечается, что существенная часть собранных государством налогов идет на то, чтобы помочь людям, находящимся в затруднительном финансовом положении.

Презентации разработаны как вспомогательный учебный материал к учебно-методическим комплектам по финансовой грамотности для учащихся 8-9 классов. Альтернативно педагог может использовать их в рамках любой программы для обсуждения в классе отдельных тем финансовой грамотности. Анимированную презентацию предполагается использовать для оживления восприятия материалов занятия, облегчения разбора наиболее сложных моментов, а также структурирования информации. Методические рекомендации удобно использовать, чтобы быстро ознакомиться с содержанием презентации.

Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста

«Деньги, которыми обладаешь – орудие свободы; те, за которыми гонишься — орудие рабства» Жан-Жак Руссо

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка. Первая ступень – возраст с 5 до 7 лет. В это время главные детские черты – любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание, но при этом – огромные запасы энергии. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей

Основная форма обучения – игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. Учение в дидактической игре – появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.

Методы и приемы работы с детьми по финансовой грамотности беседы

Игра «Размен» Цель: научить считать деньги. Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов. Количество участников: 1-5. Суть игры: Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Игра « Кто кем работает?» Цель . На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику. Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев. Суть игры: Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются. Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии. Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам – с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя. Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

В сюжетно-ролевой игре участники учатся действовать в различных профессиональных компетенциях, то есть примеряют роли специалистов. Сюжетно-ролевые игры: Цель : закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги, дать новое понятие «товар», «цена», «покупка»; воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем. Магазин, супермаркет, автосалон, аптека, банк и др .

Пословицы и поговорки об экономическом поведении: как ты понимаешь ? Без труда не вытащить рыбку из пруда Семь раз отмерь, один раз отрежь С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся За всякое дело берись умело Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

Простые правила экономического поведения Всегда соразмеряй свои желания и возможности, делай выбор в пользу главного и необходимого Помни, что только честным трудом, своими знаниями можно добиться настоящего успеха Прежде, чем что-то сделать, узнай все о том, как, зачем и почему это нужно делать, какие могут быть последствия Помни, что ты живешь среди людей и сотрудничество с ними, уважение их стремлений – важная часть успеха на пути к твоим целям

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Оцените статью