- Слайд 18Деньги выполняют четыре основные функции
- Слайд 24Почему жители и гостиТаиланда,наступив на местную валюту,рискуют получить немалый срок?На тайском
- Обобщение и систематизация знаний учащихся
- Слайд 17Как мошенники называют пачку бумаги, имитирующую пачку денег?Кукла
- Слайд 7Какую валюту ты будешь использовать за посещение Статуи Свободы? доллар
- Слайд 1СВОЯ ИГРА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Тема
- Слайд 13Как называлась монетка, ставшая первой русской монетой из золота? ЗолотникВес 4
- Слайд 6Какую валюту ты будешь использовать за посещение Эйфелевой башни?
- Слайд 21Кто изображён на стодолларовой купюре? Бенджамин Франклин
- Слайд 14 Вспомните денежную единицу одной островной европейской страны и скажите, как
- Слайд 12Какую нашу валюту в древние времена «отсчитывали» топором? Рубль
- Слайд 16Нумизматика изучает металлические деньги, а какая наука изучает деньги бумажные? Бонистика.
- Слайд 20На денежных банкнотах какого государства изображена гора Фудзияма?
- Слайд 25Желаем приятных впечатлений и новых открытий в путешествиях по миру
- Слайд 8Какую валюту ты будешь использовать при посещении статуи Будды в Таиланде?бат
- Слайд 450ИСТОРИЯ ДЕНЕГ Интересные фактыИНОСТРАННАЯ ВАЛЮТА Путешествия по миру
- Слайд 5Какую валюту ты будешь использовать во время экскурсии к Великой Китайской
- Слайд 23На банкнотах какого государства изображена гора Арарат?Армянский драм
- Слайд 15Кого на Руси называли «портач»? Фальшивомонетчика Отсюда пошло выражение
- Слайд 9Какую валюту ты будешь использовать на экскурсии в Эрмитаж?
- Слайд 22Национальной валютой какого государства является дирхам?Объединённые Арабские Эмираты
- Слайд 11В какой стране появились первые бумажные деньги? Китай
- Слайд 10Назовите прозвище богини Юноны, в храме которой чеканились деньги. Монета. Первый монетный
- Слайд 19Что у человека 12 пар, а у монеты всего одно?
- В Презентации на слайде № 4 расположено игровое поле, где
Слайд 18Деньги выполняют четыре основные функции
Слайд 24Почему жители и гостиТаиланда,наступив на местную валюту,рискуют получить немалый срок?На тайском
бате есть изображение монарха Таиланда
Обобщение и систематизация знаний учащихся
по курсу «Финансовой грамотности” в средней школе по теме «Валюта». Задачи: выделить наиболее общие и существенные понятия темы и ликвидировать пробелы в изученном материале;называть основные мировые валюты и страны их использования;способствовать повышению интереса учащихся к экономическим вопросам;Понимать взаимосвязь современного мира в контексте использования иностранных валют;формировать навыки контроля и самоконтроля, а также развивать навыки работы в коллективе (группе).
Деньги, используемые для зарубежных расчётов, принято называть .
Выделяют и .
В России национальной валютой является рубль, в Великобритании — фунт стерлингов, в Японии — йена, в Китае — юань и т. д.
Все эти валюты можно между собой — .
Для обмена одной валюты на другую необходимо знать соотношение: сколько единиц одной валюты необходимо отдать за единицу другой. Такое соотношение называется обменным курсом в.
Валютный курс — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.
Курс национальной валюты по отношению к иностранным устанавливается ежедневно центральными банками стран по результатам торгов на межбанковских валютных биржах.
Курс рубля по отношению к иностранным валютам устанавливается Центральным банком РФ по результатам дневных торгов на ММВБ (Московской межбанковской валютной бирже).
рубля используется для с государством, с организациями, с населением, а также для налогообложения и бухгалтерского учёта.
Для того чтобы конвертировать рубль в иностранную валюту или иностранную валюту — в рубль, необходимо обратиться в банк.
В банке установлен не один валютный курс, а два: курс продажи и курс покупки.
Курс продажи — это курс, по которому банк продаёт валюту.
Курс покупки — это курс, по которому банк покупает валюту.
Курс продажи и курс покупки отличаются и образуют курсовую разницу, которая является доходом банка.
Курсовая разница — это разность между ценой продажи и ценой покупки валюты.
В разных банках курсы могут отличаться. Например, если банк хочет привлечь валюту, то ему необходимо установить такой курс, чтобы клиентам было выгодно продать валюту в этом банке, следовательно, устанавливается более высокий курс покупки.
Зная (услуги) в одной валюте и , всегда можно рассчитать цену в другой валюте.
цена товара — (1000) долларов США, курс валюты составляет
рублей за доллар. Вырази цену товара в рублях:
Цена товара в рублях=Цена товара в долларах⋅Курс доллара к рублю1000
·60
Что такое валюта
обеспечить развитие представлений о валютах разных
. Что такое национальная валюта страны?
обмен, деньги, бумажные деньги, валюта,
национальная валюта, мировая валюта, рубль, доллар, евро, фунт стерлингов.
повышение уровня практических знаний в области финансов.
-умение правильно использовать термины: обмен, деньги, бумажные деньги, валюта, национальная валюта, мировая валюта, рубль, доллар, евро, фунт стерлингов.
-умение объяснять причины обмена валюты;
-умение считать наличные деньги;
-умение приводить примеры валют;
-умение решать и составлять задачи с простыми денежными расчетами.
-формирование компетенции постановки личных целей для развития финансовой грамотности;
– формирование компетенция соотношения знаний из курса «Окружающий мир» (о странах) с новой информацией;
– формирование компетенция проявления познавательной и творческой инициативы при выполнении поисковых заданий;
– формирование компетенция составления простого плана своих действий в соответствии с финансовой деятельностью.
понимание того, что деньги- не цель, а средство обмена.
– формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
– воспитание самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки в области финансов;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.
Описание учебного процесса
Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке:
Технология критического мышления
Методы проведения мероприятия:
Методика оценки педагогической эффективности занятия:
» и самооценка собственной учебной деятельности. Определение домашнего задания для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества:
А) найти из дополнительной литературы интересные факты о деньгах;
Б) Найти материал о денежных единицах разных стран мира.
». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» – «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Краткое описание игры-квеста:
Игра проводится как внеурочное интерактивное образовательное событие, являясь групповым соревновательным квестом.
Для проведения игры необходимо:
Каждая команда получает маршрутный лист, в котором станции указаны в определенном порядке (очень важно, чтобы команды не пересекались на станциях и не мешали друг другу):
1. Станция «Познавательная»
2. Станция «Строительная»
4. Станция «Обменная»
5. Станция «Туристическая»
Сказка в гости к нам пришла,
В мир финансов позвала.
Всё про деньги мы расскажем
Свои знания покажем.
2. Сообщение темы и цели занятия
-Ребята, на прошлых занятиях мы говорили об истории денежной системы.
Какая денежная единица в нашей стране? (Ответы детей).
– Правильно, рубль.
– А как называется денежная единица любой страны? (Ответы детей).
– Валюта-это денежная единица любой страны. И сегодня на занятии мы
будем говорить о денежных единицах разных стран и об истории монет в
3. Обсуждение темы
– История чеканки монет в странах дальнего зарубежья, конечно, своя,
отличающаяся от российской.
Монеты можно рассматривать как «путеводитель» по истории государств.
-Ребята, как вы думаете, почему? (Ответы детей).
-На монетах изображены великие личности, легендарные здания, памятники,
героические эпизоды и т.д.
В разных странах существует и развивается наука, которая называется
«Нумизматика». Чем же она занимается? (Ответы детей).
– Наука «Нумизматика» изучает монеты, их происхождение и связь с
историей развития того государства, которому эти монеты принадлежат.
Археологи постоянно пополняют музеи найденными на раскопках
монетами, которые представляют большой интерес.
Отмечая, что с точки зрения художественных достоинств самыми
красивыми считаются африканские, французские и бразильские деньги.
Например, на купюре 50 франков изображен с одной стороны Антуан де
Сент Экзюпери, а с другой его аэроплан, с обеих сторон его знаменитый
-А как вы думаете, что изображено на африканских деньгах? (Ответы
– Африканские деньги очень экзотичны, ярки, необычны, как и люди этих
Деньги являются социокультурным явлением, играют весьма активную роль
и могут выступать активным проводником национальной идеи страны.
Приведу некоторые примеры:
«Не завидуем никому на свете» – написали на воле всегда довольные своей
На советском рубле в 1927 году было написано: « Пролетарий всех стран,
Что бы это значило? (Ответы детей).
– Потому что это была национальная идея и украшала наш рубль до 1992 года.
«Каждый смертен» – эта надпись была на двухпенсовой монете.
Как вы думаете, о чем говорит эта надпись? (Ответы детей).
– Эта надпись говорила о многом и в первую очередь об уверенности в своих
чувствах к Богу и королеве Англии.
«Свобода превыше всего» – было вычеканено рядом с гербом Испании на
деньгах и монетах по инициативе Франко.
– О чем это говорит? (Ответы детей).
– Ребята, а какая валюта до 2002 года, была валютой № 1 в мире? (Ответы
– Американский доллар. « С нами бог»- это великая национальная идея Америки.
Посмотрите на картинку и скажите, что же изображено на американских
долларах? (Ответы детей).
– На американских долларах изображен первый президент Америки.
Правда, 2001-2002 годы показали, что нет ничего вечного, т.к. евровалюта
активно начинает вытеснять доллар.
– Ребята, какая валюта вам известна? (Ответы детей).
Организатор квеста проводит жеребьевку среди участников игры,
участники делятся на 4 команды по 5-6 человек.
Участникам разъясняются правила игры, раздаются маршрутные
Приглашаем принять участие в игре – квесте “Что такое валюта?». В ходе игры вы должны правильно и как можно быстрее выполнить много интересных заданий, получить монетки «ВАЛЮТИКИ”. Желаем успеха!”
Для того, чтобы вам было куда собирать монетки, давайте сделаем сейчас КОШЕЛЁК.
Создание оригами – кошелька.
Станция « Познавательная»
Игра «Где живут купюры»
Цель: Учить детей определять принадлежность денежной купюры стране, где она используется.
Ответы (соответствующие буквы) впиши в таблицу.
Установи соответствие между страной и её валютой.
а) Соединённые Штаты Америки 1) рубль
б) Франция 2) доллар
в) Россия 3) фунт стерлингов
г) Италия 4) евро
Пазл «Угадай валюту»
учить дифференцировать денежные знаки России и других стан по внешнему виду. Развивать аналитическое мышление, память.
актуализировать опорные знания по теме «Валюта». Развивать творческое мышление.
– Внимательно рассмотрите современные деньги (валюта) и деньги, которыми пользовались раньше. Как, по вашему мнению, будут выглядеть деньги в далёком будущем?
– Нарисуйте, пожалуйста, денежную единицу США , России, которой будут пользоваться наши правнуки в далеком будущем.
Цель: формировать умение переводить одну валюту в другую по заданному курсу.
Определи, в какой валюте будут производиться расчёты на территории данного государства ?
Какую сумму в национальной валюте данного государства получит семья? (Примерный валют: 1 доллар=80 рублей).
У каждого из участников игры есть таблички с номерами от 1 до 10. Перед ними находится табло с десятью графами, где даются варианты ответов. Ведущий читает вопрос, дает ребятам 15 секунд на обдумывание ответа, после чего они поднимают табличку с номером ответа, который выбрали. За правильные ответы участникам вручаются звездочки.
Ответы на табло
Деньги присутствуют на страницах многих литературных произведений. Сейчас будут звучать названия книг, знакомых с детства. На табло – названия валют: крупных и мелких, реальных и вымышленных. Вспомните, в какой из книг какие деньги упомянуты:
«Малыш и Карлсон»
«Три мушкетера»
«Приключения Пинноккио»
«Остров сокровищ»
«Али-Баба и 40 разбойников»
«Незнайка на Луне»
.
Цель: формировать умение составлять простой план своих действий в соответствии с финансовой целью
Представь, что ты приехал в гости к другу в Лондон. У тебя есть некоторая сумма, на которую ты можешь посетить достопримечательности города.
Курс фунта стерлингов: 100 рублей за 1 фунт стерлингов
Стоимость на 1 человека.
План на день:
7. Подведение итогов: подсчет набранных «ВАЛЮТИКОВ» в каждой группе, награждение победителей.
Валюта – в наши дни это основное средство расчёта. С
итальянского языка это слово можно перевести как «стоимость». Сам же этот
термин означает средство платежа, то есть деньги, которыми можно оплатить
товары или услуги в любой стране. Так, в Канаде – это доллар, в Великобритании
– фунт стерлингов, в Армении – драм, на Кубе – песо, в Вьетнаме – донг, в
Казахстане – тенге, в Лаосе – кип и так далее.
Слово «валюта» вошло в широкий обиход во второй
половине двадцатого века и обычно применяется только к современным законным
средствам платежа, существующим в формах наличных или безналичных денег.
Например, древнеримский денарий сегодня валютой не называют, а используют
понятия «монета» или «денежная единица».
Правда, когда о валюте говорят в повседневной жизни, в нашей стране, то обычно
имеют в виду евро или доллары Соединённых Штатов Америки. Но и китайские
юани, японские йены, аргентинские песо и даже белорусские рубли для жителей
России – это тоже всё валюты.
Сегодня в мире насчитывается 159 различных валют,
часть из которых используется сразу несколькими странами, например, как доллары
США или евро.
Разные виды валют можно сгруппировать по
множеству признаков. Проще всего классифицировать валюты по месту их выпуска в
обращение. В этом случае можно выделить:
· Национальную валюту – это валюта, признанная законным средством
платежа границах одного государства. Например, национальной валютой Бразилии
является бразильский реал. Именно за реалы в Бразилии можно купить
товары и оплатить услуги, а вот расплатиться с ними в соседней Венесуэле уже
будет нельзя, так как в этой стране есть своя национальная валюта – венесуэльский
боливар.
Национальной валютой Российской Федерации
является российский рубль, состоящий из 100 копеек.
Согласно международным стандартам, валюта каждой
страны имеет два кода – буквенный (состоящий из двухбуквенного обозначения
страны и одной буквы – названия валюты) и цифровой. Международное буквенное
обозначение российского рубля – RUB. Цифровой код нашей национальной валюты –
643.
В 2013 году также был утверждён и официальный
символ, или знак, российского рубля, как отмечено на сайте Банка России: «Графическое
обозначение рубля в виде знака представляет собой прописную букву “Р”
кириллического алфавита, дополненную в нижней части горизонтальной чертой,
создающей впечатление присутствия двух параллельных линий, что символизирует
устойчивое положение российского рубля».
· Также выделяют, иностранную валюту – это
деньги, принимаемые в оборот государства, имеющего иную национальную валюту.
Например, в нашей стране расчёты между
предпринимателями могут происходить не только в российских рублях, но и в
долларах США, евро, китайских юанях, да и в принципе в любой другой иностранной
валюте, которая устроит стороны для заключения сделки.
· По данному признаку можно выделить и коллективную
валюту – это деньги, которые находятся в обращении сразу нескольких стран.
Самым известным примером такой валюты для нас с
вами будет являться евро – это официальная валюта 20 стран «еврозоны»
(Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Кипра, Латвии,
Литвы, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Португалии, Словакии, Словении,
Финляндии, Франции, Хорватии и Эстонии). Кроме того, евро используется в
Черногории и Косове, то есть все эти страны Европы заменили свои национальные
валюты, на одну общую.
Как вы уже поняли, в России принято
расплачиваться российскими рублями, но в некоторых случаях может понадобиться и
иностранная валюта. Например, она нужна туристам, которые собираться посетить
какую-нибудь европейскую страну, также многие покупают иностранную валюту для
того, чтобы хранить в ней свои сбережения, поскольку в некоторых случаях это
может быть выгоднее, чем копить деньги в российских рублях.
Покупать или продавать иностранную валюту можно в
банках и специализированных обменных пунктах – эту банковскую услугу принято
называть обменом валют.
Например, вы можете прийти в банк и обменять евро
на российские рубли или, наоборот, поменять рубли на евро. Как вы видите, обмен
валюты очень похож на покупку обычных продуктов в магазине, вот только товаром
для обмена на деньги выступают не молоко, колбаса, фрукты и овощи, а тоже
деньги, только другой страны.
Валютный курс – это цена денежной
единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны.
Эта цена определяется в ходе торгов на
специальной торговой площадке – валютной бирже. На ней покупаются и
продаются большие объёмы разных валют. Здесь всё происходит, как на обычном
рынке. Чем больше нужна какая-то валюта покупателям, тем выше на неё спрос,
следовательно, тем дороже она будет стоить.
Курс валюты может как увеличиваться (расти), так
и уменьшаться (падать). Для такого колебания курса валют может быть, множества
причин от экономических, связанных с ростом или подденем цен на различные
товары на мировом рынке, и до политических связанных с теми решениями, которые
принимают правительства разных стран.
В конце каждого дня торгов на бирже банки
устанавливают свои обменные курсы, то есть новые цены покупки и продажи
валюты, в зависимости от того, вырос ли их курс во время торгов на бирже
или упал.
Покупка в данном случае – это курс, по которому
банк покупает валюту. Продажа – это курс, по которому банк продаёт валюту. Так
обычно и пишут на информационном табло: евро – покупка – 68 рублей. Продажа –
69 рублей.
Поэтому желающий поменять валюту в банке должен
смотреть на табло с валютными курсами, как в зеркало: то, что для банка
покупка, для него будет продажа, и наоборот.
Поскольку валютные курсы в разных банках могут
значительно отличаться друг от друга, то для того, чтобы найти наиболее
выгодные предложения, можно воспользоваться специальными сайтами агрегаторами, которые содержат сводную информацию о курсах купли-продажи
валют разных банков в вашем регионе.
Говоря о валюте, необходимо знать ещё один термин
– официальный курс – это курс национальной валюты к иностранным валютам,
устанавливаемый центральным банком. Например, в нашей стране официальный
курс – это курс российского рубля к иностранным валютам, устанавливаемый
Банком России на ежедневной или ежемесячной основе.
Узнать официальный курс российского рубля можно
на сайте Банка России, также там можно посмотреть динамика официального курса
или официальные курсы валют на конкретную дату.
Официальный курс нужен, например, для расчётов
таможенных платежей между странами, они используются бухгалтерами и
налоговиками. Это просто удобно и справедливо, поскольку при расчётах нужно равняться
на один общий курс, а не тот, который выгоден на данный момент.
Кстати, те, кто использует иностранную валюту как
инструмент для инвестирования, могут получить прибыль, если курс иностранной
валюты вырастет, правда, если он упадёт, то тут валютный инвестор тоже понесёт
убытки.
Предвидеть, что будет с валютными курсами не
только на долгосрочную, но и краткосрочную перспективу, очень сложно.
Если мы посмотрим на график изменения валютных
курсов, например, на сайте Московской биржи, то сможем увидеть, насколько они
переменчивы. Поймать начало и конец изменения курса и заработать на этой
динамике удаётся не каждому. Более того, колебание валютного курса должно быть
достаточно большим, чтобы получить выгоду между ценами покупки и продажи.
Кстати, и доходность по валютным вкладам тоже будет гораздо ниже, чем по
вкладам в российских рублях, поскольку банки таким образом страхуются от резких
перепадов валютного курса.
Для того чтобы смягчить влияние курсов валют на свои сбережения, финансовые
консультанты очень часто рекомендуют хранить наличные деньги не в одной валюте,
а как минимум в трёх. Почему именно так?
Дело в том, что сбережения примерно в одинаковых частях вложены в евро,
доллары США и российские рубли, то при падении курса одной из этих валют, две
остальные соответственно растут, а в общем получается, как минимум, избежать
потерь.
Валюты разных стран мира, имеют разное значение в
экономике, поскольку одни из них используются бля сделок по всему миру, а
другие только в своей родной стране. И если одни можно без проблем купить и
продать в практически в любой стране, то другие порой бывает очень трудно
обменять за границей, так как они мало кому нужны.
В этом случае валюты принято подразделять на свободно конвертируемые, частично конвертируемые и неконвертируемые:
· Свободно конвертируемые валюты – это деньги одной страны, которые
можно, всегда и без проблем, поменять на деньги другого государства.
Например, доллары США или евро можно обменять в
любой стране мира, а вот азербайджанский манат или
ганский седи, скорее всего, только в соседних государствах.
Ежегодно Международный валютный фонд проводит
переговоры с правительствами стран на предмет отнесения их национальный валют к
числу свободно конвертируемых. Результаты таких переговоров находят отражение в
публикуемых списках свободно конвертируемых валют мира.
· Частично конвертируемые валюты – это деньги одного государства, которые
можно обменять на иностранную валюту с ограничениями.
Кстати, российский рубль тоже можно отнести к
данной категории, поскольку он редко бывает нужен жителям США или Канады, но
часто используется при расчётах с гражданами некоторых соседних государств.
Представьте себе, что перед поездкой за границу
вы не успели обменять валюту, и у вас есть евро и российские рубли, как вы
думаете, что можно взять с собой в Казахстан, а что во Францию?
В Казахстан можно взять собой евро и рубли. Евро
– поскольку это свободно конвертируемая валюта, которую можно обменять практически
в любой стране мира, а российские рубли, так как они используется в
межгосударственных расчётах между Россией и Казахстаном и поменять их там тоже
будет нетрудно.
А вот во Францию лучше собой взять евро,
поскольку именно в этой стране оно и используется в качестве национальной
валюты в национальной экономике, а вот российский рубль практически не
используется, поэтому обменять его по выгодному курсу будет очень сложно.
· Неконвертируемые валюты – это деньги, не конвертируемые на международном
рынке.
Из современных национальных валют самыми
неконвертируемыми считаются северокорейские воны и кубинские песо. Их обращение
за пределами своих стран запрещено, и легально их приобрести на международном
валютном рынке совершенно невозможно.
Как мы с вами видим, валюта является ключевым
элементом валютной системы для любого государства, а также регионального или
мирового валютного рынка. Поскольку на внутреннем рынке валюта выполняет
стандартные функции денег, а на мировом финансовом рынке валюта используется
для проведения взаиморасчётов между различными государствами или партнёрами по
бизнесу.
В конце нашего занятия попробуете выполнить
следующие задания:
1.
Ваша семья отправляется на отдых за границу. Какую валюту вы возьмёте с собой?
в)
в Соединённые Штаты Америки
2.
Представьте, что вы захотели поменять рубли на евро. Назовите самый выгодный
курс для обмена.
1)
Банк «Копеечка»: продажа – 73,05 рублей за один евро, покупка –
2)
Банк «Рублик» продажа – 72,4 рубля за один евро, покупка –
3)
Банк «Денежка» продажа – 72,3 рублей за один евро, покупка –
3.
Папа собирал деньги в долларах на новый перфоратор. Он купил 500 долларов,
когда валютный курс был 77,13 рублей. Когда подошло время покупать инструмент и
менять доллары на рубли, курс доллара составил 64,48 рублей. Хватит ли папе
денег на новый перфоратор, если он стоит 35 000 рублей?
КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж»
Преподавание в начальных классах
44.02 02 Учитель начальных классов
Конспект по внеурочной деятельности
На тему: «
Мешкова Наталья Алексеевна
Курс, группа: 3 курс, группа Ш-31
: создание условий для формирования у учащихся представлений о современных деньгах России и других стран, которые сейчас находятся в обращении, о наличных и безналичных деньгах.
– определить современные деньги России и других стран;
– рассмотреть и изучить, что изображено на российских купюрах, находящихся в обращении;
– способствовать формированию и развитию финансовой грамотности учащихся.
Формы и методы обучения и познания:
купюры (банкноты), валюта, наличные деньги, безналичные деньги, электронные деньги, банк, банкомат, банковская карта.
подлинные российские монеты и купюры, ксерокопии купюр других стран, рабочая тетрадь Ю. «Финансовая грамотность» 2-3 класс, занятие №6, материалы для учащихся Федин С. « Финансовая грамотность» 2-3 класс, стр.76
мпьютер, Интерактивная доска.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные ожидаемые результаты:
мотивация учебной деятельности;
– понимание того, что деньги не цель, а средство обмена.
формулировать и удерживать учебную задачу;
– выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона;
– устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
использовать общие приёмы решения задач;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
– анализировать информацию;
– передавать информацию (устным, письменным);
– интерпретировать информацию;
– подводить под понятие на основе распознавания объектов и выделения существенных признаков.
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
– ставить вопросы;
– обращаться за помощью;
– предлагать помощь и сотрудничество;
– определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
– строить понятные для партнёра высказывания;
– строить монологическое высказывание;
– слушать собеседника, работать в малой группе.
Предметные ожидаемые результаты:
– называть отличия между монетами и банкнотами;
– правильно использовать изученные понятия;
– называть самые известные иностранные валюты – доллар, евро.
– решать задачи с элементарными денежными расчётами.
Задание на пословицы
Посмотрите на доску, на ней вы видите два столбца, вам нужно правильно подобрать часть пословицы из правого столбца так, чтобы она подходила к началу пословицы из левого столбца.
Копейка счастье
Не в деньгах рубль бережет
Ребята, а вы умеете разгадывать ребусы?
осмотрите на слайд и разгадайте ребус. (деньги)
Как вы думаете почему это слово зашифровано в ребусе? (мы говорим о деньгах).
И так ребята сегодня у нас занятие по финансовой грамотности. А финансы, говоря простым языком, это ДЕНЬГИ. И вам, вступающим в жизнь взрослых людей, знания об этом просто необходимы. Надеюсь, сегодня наше общение будет и
Ребята, посмотрите на слайд.
Что на нем
Верно. Деньги в том виде, в котором мы знаем, появились позже.
Пользуемся ли мы сейчас такими деньгами? нет, это старинные деньги).
Вспомните сказку «Муха-Цокотуха».
– Какую денежку нашла Муха?
– Как вы думаете, можно с этой монетой пойти на базар сейчас? Почему?
– Что вы знаете о современных деньгах?
– Попробуйте определить тему нашего занятия.
Тема нашего занятия «Современные деньги»
Мы узнаем какую информацию несут российские деньги, узнаем какие деньги есть в других странах, и какие ещё есть виды современных денег.
Мы держим в руках деньги каждый день, но не многие смогут сказать, что изображено на той или иной купюре, какую информацию несут на себе бумажные деньги.
Отличаются ли купюры друг от друга? Чем? (Цветом, рисунками, числами.)
Как определить настоящая купюра или нет?
Сегодня оплатить товар или услугу можно банкнотами, которые имеют следующий номинал: 5, 10, 50, 100, 200, 500, 1 000, 2 000 и 5 000 рублей.
на современных российских банкнотах изображаются памятники архитектуры разных городов нашей необъятной страны, что позволяет совершить нам небольшое путешествие по различным городам и регионом России, просто открыв кошелёк и не выходя из дома. Давайте посмотрим на наши банкноты повнимательнее.
Так, на лицевой стороне купюры номиналом изображён памятник «Тысячелетие России» в Нижнем-Новгороде, на фоне Софийского собора, а на обороте – крепостная стена Новгородского кремля.
посвящена Красноярску. На ней изображены: мост через Енисей, часовня Пятницы и Красноярская гидроэлектростанция.
Кстати, банкноты номиналом 5 рублей больше не печатаются, а вот банкноты номиналом 10 рублей с 2011 года замещаются монетами аналогичного номинала. Но несмотря на то, что эти купюры сейчас можно найти только у коллекционеров, они остаются законным платёжным средством на территории нашей страны.
Но вернёмся к нашему путешествию. Самой мелкой по номиналу купюрой, которая есть сейчас в кошельках ваших родителей, является
Купюра посвящена Санкт-Петербургу. На её лицевой стороне изображена статуя Невы у основания Ростральной колонны и Петропавловский собор, на оборотной – стрелка Васильевского острова, со зданием биржи.
– это Москва. На купюре изображена панорама столичной Театральной площади и колесница древнеримского бога искусств и предсказаний Аполлона на здании Большого театра.
Кстати, в советское время 100-рублёвые купюры были самыми крупными по номиналу из находившихся в обороте, в современной России этот номинал стал одним из самых низких для бумажных денег.
представлен Архангельск. На лицевой стороне – памятник Петру Великому и парусник на фоне морского и речного вокзала, а на обратной – панорама Соловецкого монастыря.
тысячной купюре изображён Ярославль: на лицевой стороне – часовня Казанской иконы Божией Матери и памятник Ярославу Мудрому, на оборотной – звонница и церковь Печерской иконы Божией Матери и Святые ворота с церковью Введения
красуется Хабаровск: на лицевой стороне банкноты – памятник генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю -Амурскому, на оборотной – мост через реку Амур на трассе Чита-Хабаровск.
Самыми новыми банкнотами в нашей стране являются купюры достоинством российских рублей. Регионы и достопримечательности, которые изображены на новых купюрах, были выбраны путём народного голосования.
На впервые вводимой в обращение купюре достоинством есть изображения моста на остров Русский во Владивостоке и космодрома Восточный в Амурской области.
На купюрах номиналом появились виды Севастополя: изображение памятника затопленным кораблям, ворота Графской пристани и вид на Херсонес Таврический.
Кстати, первые напечатанные новые купюры были направлены Банком России для использования именно в эти регионы.
И это ещё не все банкноты, которые существуют сегодня. В 2013 году зародилась серия и памятных банкнот в 100 рублей, посвящённых ключевым современным событиям в истории современной России: Зимней Олимпиаде 2014 года, принятию в Российскую Федерацию Республики Крым и Чемпионату мира по футболу 2018 года.
Давайте представим, что мы с вами пришли в магазин и мама дала нам список, что нужно купить. Посчитайте, сколько вам потребуется денег, чтобы купить продукты из списка.
Сок – 30 рублей
Макароны – 18 рублей
Чай – 10 рублей
Хлеб – 5 рублей
Пирожок – 22
Курица – 40 рублей
Яйцо -7 рублей
Творог – 25 рублей
Каша – 25 рублей
Молоко – 15 рублей
Масло – 13 рублей
Что же касается монет, то они существуют в следующих номиналах: 10, 5, 2 и 1 рубль, 50, 10, 5 копеек и 1 копейка.
Монеты вообще служат десятилетиями. Обычные монеты делают из стали и покрывают для красоты и защиты от ржавчины разными сплавами.
Сегодня, кроме привычных монет, которые гремят у нас в кошельках и карманах, бывают ещё памятные и инвестиционные монеты.
Памятные монеты Банк России выпускает обычно к каким-то важным событиям или историческим датам. На монетах разных серий можно встретить российские памятники архитектуры, портреты художников, писателей и музыкантов, даже животных, занесённых в Красную книгу.
Памятные монеты из недрагоценных материалов выглядят непривычно, но принимают их по номиналу, как обычные деньги. Они представляют ценность только для коллекционеров.
На столе у вас лежит задание, вам нужно отгадать какие слова спрятались.
Какие иностранные деньги вам известны?
Молодцы, но обо всех мы не сможем с вами поговорить, потому что на свете почти 200 стран и в каждой свои Поэтому мы поговорим о самых известных иностранных деньгах.
– Как вы думаете о каких?
Начнем с доллара.
В какой стране используется (находится в обращении) доллар?
Здесь изображен 1 доллар. Посмотрите на лицевую сторону купюры.
– Что вы видите?
– Как вы думаете, кто это такой? –(Джордж
первый президент США Джордж Вшингтон – в его честь и столица страны, город
Посмотри, например, на купюру номиналом 100 долларов. На её лицевой стороне изображён известный американский политик, учёный, изобретатель и журналист Бенджамин Франклин.
Евро на сегодня является официальной денежной единицей в 18 странах участницах еврозоны. Евро появилось относительно недавно – около 20 лет назад. До этого в каждой из стран использовали собственную валюту. Например, во Франции платили французским франком, в Германии – немецкой маркой, а в Италии – итальянской лирой. Общие деньги ввели для того, чтобы жителям стран было удобнее расплачиваться друг с другом.
Фунт стерлингов – валюта Великобритании и некоторых других территорий. Название этих денег можно перевести как «фунт чистого серебра», потому что раньше эти монеты чеканили именно из этого металла.
На современных банкнотах и монетах изображена английская королева.
Юань-это денежная единица Китая. На лицевой стороне всех банкнот китайского юаня размещён государственного и политического деятеля Мао Цзэдуна и государственный герб. Надписи сделаны китайскими иероглифами.
На обратной стороне китайского юаня изображение озера в Китае. Это озеро охраняется.
Юань равен почти 10 рублям.
мы познакомились с вами некоторыми иностранными деньгами. На слайде вы можете увидеть деньги разных стран, на партах у вас есть описание валюты, если вы внимательно слушали быстро справитесь с этим заданием. Напишите цифры, подходящие под описание.
Ребята, вы знаете, что бывают наличные и безналичные деньги. Как вы что такое наличные и безналичные деньги?
– это валюта государства, представленная в физическом эквиваленте и используемая населением.
– это те деньги, которые хранятся на банковских счетах предприятий, банковских карт физических лиц для проведения финансовых операций.
Преимущества оплаты наличными деньгами:
наличные деньги не требуют присутствия каких-то технических устройств, мобильной или интернет-связи;
наличные деньги являются общепризнанным средством платежа;
наличные деньги не требуют дополнительных расходов в виде комиссии за обслуживание карты и переводы.
Преимущества оплаты товара безналичными деньгами на банковской карте:
не нужно отсчитывать деньги и сдачу;
при потере банковской карты, деньги остаются на счете. Если сразу заблокировать карту, а потом восстановить и можно будет продолжать пользоваться своими средствами без ущерба для бюджета;
контроль расходов по выписке из банковской карты;
возможность оплаты услуг (коммунальные, телефония) в мобильном приложении;
оплата покупок в онлайн-магазинах;
переводы денежных средств с карты на карту;
дистанционная оплата за кредит с помощью мобильного приложения;
возможность получения кэш-
(возврат части денег в виде бонуса за какую-либо покупку);
возможность конвертации валюты на месте;
бесконтактный платёж с помощью мобильного приложения.
-Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
-О каких деньгах мы сегодня говорили?
– Закончить наше занятие я бы хотела стихотворением. Послушайте и скажите какова его главная мысль.
«Деньги, деньги и снова деньги» –
Слышим мы сегодня вокруг,
Но есть в жизни вещи важнее,
Не забывай об этом, мой друг.
Ценного в жизни много:
Все золото мира бессильно,
Чтобы это купить, друзья.
Чувства людей бесценны,
И жизнь не имеет цены,
Верим мы свято в дружбу,
И истине этой верны!
– Какова главная мысль стихотворения? (Деньги в жизни не главное
– Что нельзя купить за все золото мира?
– Что, по мнению автора не имеет цены?
-Несмотря на то, что деньги играют важную роль в жизни людей, я призываю вас не ставить их на первое место. Здоровье близких людей, счастливая семья, верные друзья – вот главные ценности нашей жизни.
Большое спасибо всем за работу, нам было приятно с вами заниматься до новых встреч!
МЕКСИКА – ПЕСО
Слайд 17Как мошенники называют пачку бумаги, имитирующую пачку денег?Кукла
ВИДЫ ВАЛЮТ
По отношению к государству-эмитенту:
• Национальная (рубль)
• Иностранная (доллар, юань)
• Коллективная (например, евро).
По возможности обмена на другую валюту
(конвертируемости):
• свободно конвертируемая
• частично конвертируемая, частично обратимая:
применяются валютные ограничения по отдельным
видам обменных операций
• неконвертируемая, необратимая, замкнутая
Назад
СООТНЕСИТЕ СТРАНЫ И ВАЛЮТЫ
НАЗАД
1. Р УПИЯ
2. Ю АНЬ
3. М ОНЕТА
ГОСБАНКА СССР
4. И ЕНА
5. Ц ЕНТ
6. Е ВРО
7. П ЕСО
8. Г РИВНА
Слайд 7Какую валюту ты будешь использовать за посещение Статуи Свободы? доллар
Спасибо за внимание!
Слайд 1СВОЯ ИГРА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Тема
Вулканного ГП»Учитель истории и обществознанияАрхипова Галина Равильевна
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ВИДЫ ВАЛЮТ
КОНВЕРТИРУЕМОСТЬ
ЗАДАЧА
ВАЛЮТНЫЙ КУРС
ИСТОРИЯ ВАЛЮТ
ИГРА
ДЕНЕЖНАЯ ЕДИНИЦА СТРАН
ЕВРОСОЮЗА – ЕВРО И ЕВРОЦЕНТ
Слайд 13Как называлась монетка, ставшая первой русской монетой из золота? ЗолотникВес 4
ДЕНЕЖНАЯ ЕДИНИЦА КИТАЯ – ЮАНЬ
Слайд 6Какую валюту ты будешь использовать за посещение Эйфелевой башни?
Литература:
• Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7
классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС,
2014.
• Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая
грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014.
• Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая
грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации
для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
• Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая
грамотность. 5—7 классы: материалы для родителей. —
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Слайд 21Кто изображён на стодолларовой купюре? Бенджамин Франклин
Слайд 14 Вспомните денежную единицу одной островной европейской страны и скажите, как
считали деньги в древности?
Взвешивали, отсюда фунт стерлингов
Слайд 12Какую нашу валюту в древние времена «отсчитывали» топором? Рубль
ЧТО ТАКОЕ ВАЛЮТА?
• Валюта это (от итал. valuta и
от лат. valeo – стою)
1) денежная единица какоголибо государства (например,
рубль в Российской Федерации,
доллар в США и т.д.);
• 2) денежные знаки зарубежных
стран: банкноты, казначейские
билеты, монеты.
Назад
ИРАК, ИОРДАНИЯ – ДИНАР
КОНВЕРТИРУЕМОСТЬ ВАЛЮТ
• Это свободный обмен денежных
единиц страны на валюту других
стран и на международно
признанные платежные средства
Назад
Слайд 16Нумизматика изучает металлические деньги, а какая наука изучает деньги бумажные? Бонистика.
Но она изучает далеко не все деньги, а лишь вышедшие из употребления.
Слайд 20На денежных банкнотах какого государства изображена гора Фудзияма?
КАКИЕ БЫВАЮТ
ВАЛЮТЫ?
Международную торговлю обслуживают разные денежные единицы, т.е. разные
национальные валюты.
Национальной валютой Российской Федерации является
российский рубль, состоящий из 100 копеек
Назад
ПЛАН УРОКА
1. Мотивация к деятельности.
2. Изучение нового материала. Понятие
валюты.
3. Какие бывают валюты?
4. Конвертируемость валют.
5. Валютный курс.
6. История валют
Приключения Марио
Марио, вместе со своим братом Луиджи, вернулись в родную
Италию из путешествия по волшебному королевству, где
нашли
11 монет.
Марио, сегодня жаркий день, нельзя ли нам купить
мороженого? – спросил брата Луиджи.
Конечно! – согласился, Марио, и подошел к палатке со
сладким лакомством.
Здравствуйте, синьор, продайте нам, пожалуйста, 2 эскимо.
– вежливо попросил продавца Марио.
С вас 2 евро. – приветливо ответил мороженщик.
Но у нас нет с собой евро. Может быть, вы продадите нам
эскимо за 2 монеты волшебного королевства? – спросил
Луиджи.
К сожалению, нет, – ответил им продавец – мы не принимаем
в качестве оплаты валюту волшебного королевства.
А что такое валюта? – поинтересовался Марио.
Валютой мы называем денежные единицы разных
государств. – с улыбкой ответил мороженщик. – А чтобы вы
могли купить у меня мороженое, вам всего лишь нужно
поменять ваши монеты на евро в обменном пункте нашего
города.
Спасибо за совет! – поблагодарили продавца мороженого
братья и отправились в городской обменный пункт.
В какой стране живут Марио и Луиджи? Почему продавец не
продал мороженое братьям? Какие деньги в ходу в Италии?
Где братья могут поменять свои монеты?
Слайд 25Желаем приятных впечатлений и новых открытий в путешествиях по миру
Дай верный ответ
1. Представьте, что ваша семья отправляется в
путешествие. Какую валюту вы возьмёте с собой,
если отправитесь:
А) в Германию;
Б) Мексику;
В) Индию;
Г) Белоруссию.
2. Ваши родители хотели поменять евро на рубли,
которые остались после заграничного путешествия.
Какой из перечисленных курсов для вашей семьи
будет самым выгодным?
А) Банк S предлагает за 1 евро 45,35 р.
Б) Банк N предлагает за 1 евро 46,10 р.
В) Банк G предлагает за 1 евро 45,77 р.
3. Ваша сестра едет на стажировку в Германию.
Какой курс, предлагаемый банками, будет наиболее
выгодным для неё? А) Банк S предлагает за 1 евро
34,87 р. Б) Банк N предлагает за 1 евро 34,20 р. В)
Банк G предлагает за 1 евро 35,03 р.
Назад
Денежной единицей «рубль» пользуются в России, Белоруссии,
непризнанной Приднестровской Молдавской Республике, а также ряде
других непризнанных и частично признанных государств. Российскую
сторублевку, наверняка, видел каждый из вас. А вот как выглядят купюры
номиналом в 100 белорусских и 100 приднестровских рублей:
Версией происхождения слова «рубль» существует множество. Но
большинство из них сходятся в том, что название валюты происходит от
глагола «рубить». Согласно Этимологическому словарю Макса
Фасмера, с древнерусского рубль — «обрубок». Первые упоминания
рубля как денежной единицы встречаются в новгородских грамотах XIII
века. Позже название закрепилось и использовалось вместо гривны.
Древнерусская гривна представляла собой продолговатый серебряный
слиток весом около 200 грамм и длиной около 20 см. Вот так он
выглядел:
Назад
ВАЛЮТНЫЙ КУРС
• Цена одной национальной денежной
единицы, выраженная в денежных
единицах других стран.
Назад
Слайд 8Какую валюту ты будешь использовать при посещении статуи Будды в Таиланде?бат
Составитель:
учитель обществознания,
экономики и права
МКОУ Мулымская СОШ
Т. Ю. Чумакова
Слайд 450ИСТОРИЯ ДЕНЕГ Интересные
фактыИНОСТРАННАЯ ВАЛЮТА Путешествия по миру
Слайд 5Какую валюту ты будешь использовать во время экскурсии к Великой Китайской
Слайд 23На банкнотах какого государства изображена гора Арарат?Армянский драм
Слайд 15Кого на Руси называли «портач»? Фальшивомонетчика Отсюда пошло выражение
ДЕНЕЖНАЯ ЕДИНИЦА ИНДИИ РУПИЯ
Слайд 9Какую валюту ты будешь использовать на экскурсии в Эрмитаж?
Слайд 22Национальной валютой какого государства является дирхам?Объединённые Арабские Эмираты
Слайд 11В какой стране появились первые бумажные деньги? Китай
Слайд 10Назовите прозвище богини Юноны, в храме которой чеканились деньги. Монета. Первый монетный
двор был учреждён в Древнем Риме при храме Юноны-Монети. Отсюда термин «монета»
Слайд 19Что у человека 12 пар, а у монеты всего одно?
В Презентации на слайде № 4 расположено игровое поле, где
обозначены области знаний и стоимость вопроса. Цена вопроса зависит от сложности. Ученики выбирают область знаний и стоимость вопроса. Очередность первого выбора среди команд определяется жеребьевкой. Команде предоставляется время на обдумывание ответа, затем ответ записывается на карточке, которая передается жюри и оглашается. Для проверки правильности данного ответа необходимо активизировать манипулятором Мышь знак вопроса. Если ответ дан верный – команда продолжает игру, если – нет, право хода переходит к другой команде. Затем необходимо вернуться на основное игровое поле, где обозначены области знаний и стоимость вопроса и игра продолжается. В конце игры жюри просчитывает баллы, определяет команду победителей – вручая дипломы, отмечает особо отличившихся игроков сертификатами юных финансистов.