Урок финансовой грамотности по теме «Личный финансовый план»
Целевая аудитория: учащиеся 10 класса.
Цель: Формирование социально-финансовой компетентности учащихся.
1. Обучить методам и анализу распределения личных доходов и достижения финансовых целей через личное финансовое планирование.
2. Познакомить с видами инвестиционных инструментов и методами их применения.
3. Формировать навык эффективного использования имеющихся доходов и применения современных финансовых инструментов.
4. Развивать экономическое мышление и логику.
5. Воспитывать ответственное отношение к финансовой деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать: Методы достижения финансовых целей и применения инвестиционных инструментов, категории финансовых рисков и способы их снижения.
Учащиеся должны уметь: Планировать свою деятельность, определять наиболее эффективные способы достижения поставленной цели, видеть универсальное практическое значение учебных действий.
Регулятивные: умение формулировать цель и задачи собственной деятельности, самостоятельно составлять план действий, регулировать временные рамки, отведенные на достижение цели.
Коммуникативные: умение вырабатывать общую цель и функции участников в группе, задавать вопросы учителю и сверстникам, вести диалог, высказывать собственную точку зрения.
Личностные: освоение правил грамотного финансового поведения, сформированность основ финансово грамотного поведения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Познавательные: умение искать информацию, самостоятельно формулировать определения понятий, анализировать результат деятельности.
Основные понятия: Личный финансовый план, инвестирование, депозит, сбережения, инвестиции.
Приемы, используемые на уроке: Беседа, самостоятельная работа (расчёты) с бланком (вариант финансового плана), анализ деятельности, личностная рефлексия-синквейн.
Форма урока: практикум.
Используемые ресурсы: http://www.fgramota.org/, Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях РФ открытого урока по основам финансовой грамотности, презентация – http://ww.dnifg.ru.
Методическая разработка урока по финансовой грамотности
«Как и для чего открыть вклад?»
Кузнецова Наталья Владимировна,
учитель истории и обществознания,
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза П. М. Однобокова города Георгиевска»
1. Абрамов С. А. Методические рекомендации для преподавателей. Финансовая грамотность для учреждений системы дополнительного школьного образования. Модуль 2. Сбережения и банки. – Волгоград: ГБОУ СПО «ВЭЕК», 2015.-110с.
2. Абрамов С. А. Рабочая тетрадь для обучающихся. Финансовая грамотность для учреждений системы дополнительного школьного образования. Модуль 2. Сбережения и банки. – Волгоград: ГБОУ СПО «ВЭЕК», 2015.-110с.
Виды вкладов и порядок начисления процентов
Начисление может производиться следующим образом:
Что касается срочных вкладов, то тут в договоре важно обратить внимание на возможность (если она предоставляется банком) его автоматического продления, если вкладчиком не были сняты деньги в день окончания срока. В данном случае необходимо уточнить, как будет изменена процентная ставка при продлении вклада.
Вклад «до востребования» – это один из самых распространенных видов вклада. Он используется, как правило, для кратковременного хранения средств и денежных переводов. Этот вклад выдается в любое время полностью или частично. Получить вклад может любое лицо, если предъявит сберегательную книжку с указанием «на предъявителя». Договоры по данному виду вклада практически во всех банках одинаковы. Минусом данного вклада является его низкая процентная ставка.
Срочные вклады могут иметь массу разновидностей. Общим правилом для данных вкладов является то, что с любого из них деньги можно снять до окончания срока его действия. Однако при этом проценты будут выплачиваться по самой низкой ставке. Но вообще, процент по срочным вкладам значительно выше, чем по вкладам «до востребования». Доходность по срочным вкладам зависит от длительности срока, на который размещен вклад и от суммы вклада: чем больше срок и сумма, тем выше проценты. Также практически все срочные вклады можно открыть на третье лицо. Об одном из срочных вкладов – о мультивалютном вкладе, – уже упоминалось выше. Помимо этого, существуют и другие виды срочных вкладов.
Сберегательный вклад. Его особенность и, в то же время, минус – невозможность пополнения и досрочного снятия суммы. Зато плюс такого вклада – одни из самых высоких процентных ставок.
Накопительный вклад. В отличие от предыдущего вида, он предусматривает возможность пополнения (в некоторых случаях, и возможность снятия части денег без снижения процентной ставки). Однако, минус вклада – более низкая процентная ставка, чем у сберегательного вклада.
Вы открыли вклад с капитализацией на 10000 рублей под 9.7 % годовых. Через каждые полгода (180 дней) вы сможете вносить дополнительную сумму 3000 рублей – подаренные на 8 марта (23 февраля), затем 4 000 рублей (заработанные лето) и 2 000 рублей (подарок на Новый год). Начисление и капитализация процентов происходит в последний день каждого месяца. Рассчитайте сумму вклада.
Вы открыли вклад с капитализацией на 10000 рублей под 1% годовых. Через каждые полгода (180 дней) вы сможете вносить дополнительную сумму 3000 рублей – подаренные на 8 марта (23 февраля), затем 4 000 рублей (заработанные лето) и 2 000 рублей (подарок на Новый год). Начисление и капитализация процентов происходит в последний день каждого месяца. Рассчитайте сумму вклада.
Вы открыли вклад с капитализацией на 10000 рублей под 10 % годовых. Через каждые полгода (180 дней) вы сможете вносить дополнительную сумму 3000 рублей – подаренные на 8 марта (23 февраля), затем 4 000 рублей (заработанные лето) и 2 000 рублей (подарок на Новый год). Начисление и капитализация процентов происходит в последний день каждого месяца. Рассчитайте сумму вклада.
Вы открыли вклад с капитализацией на 10000 рублей под 7 % годовых. Через каждые полгода (180 дней) вы сможете вносить дополнительную сумму 3000 рублей – подаренные на 8 марта (23 февраля), затем 4 000 рублей (заработанные лето) и 2 000 рублей (подарок на Новый год). Начисление и капитализация процентов происходит в последний день каждого месяца. Рассчитайте сумму вклада.
Прежде чем заключить договор с банком, заострите своё внимание на следующих моментах
1. Входит ли банк в систему страхования вкладов. Система страхования вкладов является государственной программой, которая направлена на защиту сбережений населения. При наступлении страхового случая в банке, вкладчик гарантировано получит размещённые на депозитах банка деньги в сумме до рублей в 100% объёме. Если вы намерены разместить на вкладе сумму более рублей, то лучше воспользоваться услугами нескольких банков.
денег банку он теряет право собственности на них, и в то же время приобретает право требования к банку. в свою очередь, приобретает право собственности
3. Согласно договору, банк обязуется вернуть вкладчику сумму депозита и выплатить начисленные проценты на сумму вклада на условиях договора.
должны быть указаны: наименование и место расположения банка; фамилия, имя и отчество вкладчика, данные его паспорта. Номер счёта по вкладу; валюта вклада и сумма внесённых денежных средств на счёт для открытия вклада и порядок их внесения в дальнейшем.
договоре должен быть указан размер процентов, способы их начисления. Это могут быть: перечисление на определённый счёт, капитализация или выплата в конце срока. Периодичность начисления: может быть ежемесячной, ежеквартальной или в конце срока. В договоре указывается точное количество дней хранения денежных средств во вкладе. Если эта статья не оговаривается, то за годовой период, по умолчанию, принимают 360 дней.
6. В договоре должны быть обязательно прописаны обязательства и права сторон при досрочном расторжении вклада.
вклада и дату его завершения.
Размер процентной ставки. Обратить особое внимание на наличие различных комиссий и штрафов. Помнить, что комиссии за открытие вклада незаконны. Вы размещаете средства на счёте в банке для того, чтобы получать с них прибыль. Комиссии за дополнительные услуги не должны вас смущать, но они не являются обязательными. То есть только с вашего письменного соглашения вам будут предоставляться платные СМС-услуга, услуга электронного оповещения и прочее. При досрочном расторжении договора, в большинстве случаев, вкладчик получает деньги по самой низкой ставке, составляющей не более 1,00%.
Уточнить условия продления вклада. В случае автоматической пролонгации вклада, банк самостоятельно продлит данный договор с вами на тех же условиях. Если автоматическая пролонгация не предусмотрена, вам будет необходимо обратиться в банк для перезаключения договора на тех же условиях по истечении его срока, либо забрать свои деньги, либо заключить новый договор.
Правила написания синквейна:
– первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом,
обычно именем существительным;
– вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами
– третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами,
– четвертая строка – фраза, выражающая отношение автора к данной
– пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-
образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Урок финансовой граммотности
Классный руководитель: Бачевская Елена Дмитриевна
формировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком;
объяснить, что финансы это многогранное понятие, которое включает в себя и наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы, и др. формы и инструменты денежных средств, а также — финансовые отношения, связанные с расчетами денежными средствами между субъектами рынка.
Подготовительная работа: подготовить для каждого учащегося памятки «13 советов управления деньгами для ребенка», задания детям: примерные доходы и траты семь за месяц, во время выполнения заданий, оформить классную доску и подобрать литературу и статьи из периодической печати о финансах.
Материалы и оборудование: Интернет ноутбук, памятки, листы бумаги, ру
Классный руководитель: Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем, задается тривиальным вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами?
Т.е. человек задумывается над тем, как повысить финансовую грамотность.
Этот термин finansia возник в XIII-XV вв. переводится с латинского как наличные средства, доход. В торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы — это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и др. финансовые инструменты.
Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.
Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Копить или тратить — что поможет стать богаче и счастливее?
Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и афоризмами, которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег: «Лучше полезть в карман за словом, чем за деньгами» (В. Брынцалов), «Деньги должны оборачиваться. Чем быстрее тратишь, тем быстрее получаешь» (П. Капица). « Деньгами надо управлять, а не служить им»
Сенека Луций Анней Младший. « Время и деньги большей частью взаимозаменяемы» Уинстон Черчилль
Есть люди, которые откладывают и копят деньги, чтобы они водились, потому, что «копейка рубль бережет». И есть те, которые придерживаются правила тратить, потому, что «деньги должны работать».
И у того, и у другого подхода к распоряжению деньгами есть свои плюсы и минусы.
Что лучше — копить или тратить?
Давайте попробуем разобраться, каждую из этих моделей поведения можно назвать выгодной, если учесть следующие факторы:
1. Что дает накопление?
– накопление обеспечивает возможность остаться при деньгах в случае возникновения непредвиденной ситуации.
Например, в случае автомобильной аварии, поломки телевизора или иных неожиданных расходов вы всегда будете иметь в своем распоряжении нужную сумму денег;
– накопление дает возможность приобретать вещи или услуги, не прибегая к помощи займов и кредитов, — а значит, позволяет экономить значительную сумму денег, которая идет на выплату процентов по кредиту;
– накопление дает возможность делать значительные приобретения.
Если вы не в состоянии с месячной зарплаты купить новый телефон, то откладывание определенной суммы денег определенно даст вам эту возможность;
– помимо финансовой накопление обеспечивает психологическую защищенность, создает своеобразную «подушку безопасности».
Человек, который регулярно откладывает деньги, не беспокоится о том, удастся ли протянуть до следующей зарплаты, как выжить в случае увольнения или других непредвидимых ситуациях
(во время беседы учащиеся высказывают свою точку зрения, приводят примеры).
2. Что дает свободное распоряжение деньгами?
– подход к деньгам «сколько есть, столько и трачу» дает возможность регулярно чувствовать «вкус жизни», ощущать праздник, не чувствовать себя ущемленным и вынужденным откладывать;
– свободное распоряжение деньгами создает определенный психологический настрой — «у меня все хорошо, у меня есть деньги, и я могу их тратить».
Человек, который излучает позитивный настрой, получает в ответ позитив. В то же время откладывание денег «на черный день» зачастую чревато тем, что «черный день» действительно наступает;
– свободное обращение с деньгами позволяет деньгам «работать» и притягивать другие деньги. Трата денег освобождает пространство для прихода новых денег.
Что же подходит именно вам?
Способ, который определяет вашу зону роста — тот, который вами наименее освоен.
– Если вам регулярно не хватает денег, и вы не в состоянии отложить даже 100 рублей, осваивайте накопление.
Считается, что откладывать нужно не менее 10% месячного дохода. Если вам трудно, начинайте откладывать хотя бы по 500 рублей в месяц.
– Если у вас на полке скопилось больше денег, чем вы позволяете себе тратить, разрешайте себе тратить.
Вероятно, вы не только не разрешаете себе «отпускать» деньги, но и не позволяете себе жить, откладывая эту возможность на более долгий срок. « Вот мы откладываем, откладываем деньги, а жизнь вдруг — бац, и кончилась». Но не стоит бросаться из крайности в крайность и начинать тратить напропалую.
Тратьте на то, что вам действительно нужно. Замечайте свои потребности и позволяйте себе их реализовывать. Ведь жизнь происходит именно сейчас. Важно не просто осваивать тот или иной способ, но и понимать, зачем вы его выбираете. Что он может вам дать? Чего сейчас вам не хватает, чтобы распоряжаться деньгами наиболее эффективно?
Иногда стоит просто выбрать золотую середину,
уравновесить потребность тратить и желание обезопасить себя.
Возьмите листок бумаги и ручку и распишите ежемесячные доход и траты семьи.
Статья дохода: Сумма.
Подсчитайте, сколько у вас получилось.
Статья расхода Сумма.
Расходы на продукты питания
Расходы на проезд в общественном транспорте (бензин)
Оставшуюся сумму поделите таким образом, чтобы часть ее шла на «подушку безопасности», а часть – на приятные расходы. Сделайте 2 эти графы обязательными для себя.
Иметь отложенные деньги полезно, так как это сберегает душевное равновесие и позволяет экономить и приобретать. Иметь деньги, которые вы можете свободно тратить на свои личные нужды (кино, театры, одежду, каток, кафе и т. д.), не менее важно.
После заполнения ребята комментируют свои записи.
С одной стороны они правы, с другой они жестоко ошибаются, т.к. уровень финансовой свободы определяется тем, какое количество времени человек сможет прожить без основного источника дохода, не меняя свой образ жизни.
Вы пока не работаете, но родители Вам дают карманные деньги дарят на день рождения, я предлагаю вам прочитать советы и прокомментировать их.
13 советов управления деньгами для ребенка:
1. Старайтпесь планировать бюджет и следовать ему.
2. Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться.
3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.
4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
5. Попросите открыть банковский счет на ваше имя и можете регулярно вкладывать на него деньги вместо копилки.
6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найди более дешевую альтернативу. это тоже отличное решение и, к тому-же, за меньшие деньги.
7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. так вы сможете накопить сбережения.
8. Купите игру Монополия (или аналог) и регулярно играйте в неё, это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.
9. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.
10. Старайтесь не «брать взаймы». нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги. Удержитесь и от желания жить в кредит.
11. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов.
12. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги свои трудом.
13. Что такое регулярные платежи? (комуслуги, телефон, интернет и т.д.) Узнайте, какое количество денег расходуется ежемесячно.
А сейчас я предлагаю вам
Вырастили зайцы две грядки моркови – всего 50 кг. Одну грядку они сами обрабатывали, а на другой у них Барсук трудился и за свою работу 100 рублей попросил. Да еще на семена и удобрения было потрачено 25 рублей. Половину моркови зайцы себе оставили, в кладовку положили. А остальное решили продать, только вот не знают, по какой цене им торговать, чтоб в убытке не оказаться. Помоги им!
Ответ: затраты – 125 рублей, на продажу 25 кг, следовательно, себестоимость 5 рублей за кг, надо продавать выше этой цены.
презентация к уроку финансовой грамотностиPDF / 2.44 Мб
Урок финансовой грамотности – первый урок в 11 классе.
объяснение нового материала.
компьютер, проектор, книга Кийосаки «Богатый папа, бедный папа»
слайды, выполненные в компьютерной программе Power Point
«Нажить много денег – храбрость;
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство».
1. Организационный момент.
Приветствие обучающихся. Чтение стихотворение для определения темы урока.
В осеннем лесу, на развилке дорог,
Стоял я, задумавшись, у поворота.
Пути было два, и мир был широк,
Однако я раздвоиться не мог,
И надо решаться на что-то.
Я выбрал дорогу, что вправо вела
И, повернув, пропадала в чащобе.
Нехоженой, что ли, дорога была
И больше, казалось, она заросла,
А впрочем, заросшими были обе.
И обе манили, радуя глаз
Сухой желтизною листьев сыпучих.
Другую оставил я про запас,
Хотя и догадывался в тот час,
Что вряд ли вернуться выпадет случай.
Еще я вспомню когда-нибудь
Далекое это утро лесное:
Ведь был и другой предо мною путь,
Но я решил направо свернуть —
И это решило все остальное.
Что же это за два пути, которые выбирает каждый человек.
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся в ходе фронтальной беседы. Какие факторы производства вам известны? Какой фактор главный в вашей семье? Как Вы думаете Какой фактор в дальнейшем для Вас станет главным? Почему? (Сразу хочу оговорится, что неправильных ответов сегодня не может быть). Кто выбрал труд сядьте на правую сторону, кто предпринимательские способности на левую
3. Сообщение темы урока, цели, задач и мотивации учебной деятельности: Активизация познавательной деятельности – итак сегодня мы постараемся рассмотреть наиболее актуальные в настоящее время виды виды деятельности и попробуем проанализировать свои личностные качества
В этом нам поможет
Роберт Т. Кийосаки
Вернувшись с войны, Роберт начал карьеру в бизнесе. В 1977 году он основал компанию, которая представила на рынке первые нейлоновые бумажники на «липучках», имевшие огромный успех. В 1985 году он оставил мир бизнеса и основал международную образовательную компанию, которая действует в семи странах и обучает десятки тысяч людей бизнесу и инвестированию. В свои сорок семь лет Роберт уже не работает и делает то, что ему по душе, — занимается инвестициями. Обеспокоенный растущим разрывом между имущими и неимущими, он создал настольную игру «Денежный поток», которая учит людей секретам построения богатства. Хотя главный бизнес Роберта — это недвижимость и создание малых компаний, его истинная страсть — преподавание. Идеи Роберта Кийосаки ясны: «Возьмите на себя ответственность за свое финансовое положение. Можно быть рабом денег, а можно — хозяином». Роберт проводит семинары, которые длятся от часа до трех дней, и рассказывает людям о секретах богатых. Темы самые разные: как вкладывать деньги с максимальной выгодой и минимальным риском, как основывать компании и продавать их, — но за ними стоит одно важнейшее сообщение: разбудите свой финансовый талант! Он спит внутри вас и ждет своего часа.
Кем же мы хотим быть? Сейчас мы рассмотрим две точки зрения на ряд вопросов, еще раз повторюсь, что обе точки зрения правильны, но вы выбираете одну и в зависимости от вашего решения пересаживаетесь в правый (богатого) или левый сектор(бедного).
А можно быть против менталитета «льготников», который делает людей слабыми и бедными. Человеку необходима финансовая компетентность.
Вывод: мышления влияет на жизнь Человека. Я заметил, что мысли человека действительно формируют его жизнь, поскольку она материальна! Например, можно сказать «Я никогда не буду богатым», а можно всегда считать себя богатым. «Я богатый человек, а богатые так не поступают». ( Пояснение «Есть разница между бедностью и банкротством. Второе временно, а первое — на всю жизнь».
Какие из их мыслей Вы сделаете своими я незнаю, но одна мысль объединяет эти два взгляда.
Отношение к образованию. К образованию и обучению нужно относиться с должным уважением. И для того, кто главным выбрал труд и для того, кто главным выбрал предпринимательские способности образование – главным являются знания.
4. Введение новых знаний идет в ходе проблемного изложения. Теперь рассмотрим уроки, которые помогут нам в формировании своей точки зрения. Их шесть:
Урок первый: «Можно работать за деньги, а можно заставить деньги работать на себя».
Урок второй: Зачем нужна финансовая грамотность?
Урок третий: Начните свое дело!
Урок четвертый: Как появились налоги и в чем преимущество корпораций?
Урок пятый: Богатые изобретают деньги!
Урок шестой: Работайте не за деньги, а ради опыта!
Мы рассмотрим сегодня только три урока.
Нужно знать разницу между активом и пассивом и покупать активы.
1. Бизнес, который не требует присутствия владельца. Он принадлежит мне, но управляется другими людьми.
5. Недвижимость, приносящая доход.
6. Долговые расписки и векселя.
7. Гонорары за интеллектуальную собственность: музыку, сценарии, патенты.
8. Любая другая собственность, которая имеет ценность, приносит доход или растет в цене и легко продается.
Презентация. « Наиболее актуальные виды деятельности. Ваш выбор.
Какой вывод вы для себя делаете из нашей сегодняшней встречи. Подвожу итог: Можно выбрать труд покупать активы. А можно выбрать путь финансовой независимости, но для любого выбора мы должны быть финансово грамотными людьми.
7. Анализ и оценка итогов работы
8. Определение и разъяснение домашнего задания
Прочитать книгу Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» и подготовится к обсуждению остальных уроков.
«Электронные деньги» 10 класс
расширить знания учащихся о видах и области применения электронных денег, выявление преимуществ и недостатков электронных денег.
• Образовательные: расширить знания учащихся об использовании электронных денег;
• Развивающие: развивать умения работать с литературными и электронными источниками информации; развитие логического мышления, умения анализировать и делать выводы; совершенствовать навыки социологического исследования (анкетирование, опрос).
• Воспитательные: продолжать формировать умение коллективного обсуждения информации и принятия решений в условиях ограниченности времени; финансовую грамотность.
Предметные: формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых понятиях темы, владениями терминологией по изучаемой теме.
Метапредметные: способствовать развитию интеллектуальных качеств, умения анализировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения, совершенствовать навыки работы с дополнительной информацией.
Личностные: способствовать росту экономической грамотности учащихся, росту интереса к предмету.
Основные понятия темы: электронные деньги, эмитент, смарт-карта, сетевые электронные деньги.
урок открытия новых знаний
Методы и технологии, применяемые на уроке:
– постановка проблемы на этапе актуализации знаний (технология проблемного обучения),
• -частично-поисковый- работа с электронными словарями,
• -метод проекта (продукт- созданная презентация и памятка).
Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, выход в Интернет. Презентация-заготовка «Электронные деньги»
в современном мире существует очень удобная форма денежных расчетов, которую люди не используют в полной мере.
деление учащихся на творческие группы: банкиры, социологи, аналитики, служба безопасности, телецентр
Задание для творческих групп: найти информацию, приготовиться к защите проекта. Материалы выступлений рабочих групп в разделе «Приложения»
дается небольшая анкета, проводят социологический опрос присутствующих на уроке, анализируют результаты (анкетирование проводится на присутствующих, на уроке озвучиваются результаты).
– готовят материал по разделу «Виды электронных денег»;
– готовят материал по разделу «Преимущества и электронных денег».
группа служба безопасности- готовят материал по разделу «Недостатки электронных денег»
получают информацию от всех групп и собирают её, создают памятку по заданному информационному началу и распечатывают, раздают присутствующим
По ходу работы каждой группы, учащиеся составляют слайд-материал в сети Google- документы, а затем выступают с ним:
1) Виды электронных денег,
2) Преимущества электронных денег.
3) Недостатки электронных денег.
1. Знаете ли Вы что такое электронные деньги?
2. Пользуетесь ли Вы кредитной картой?
3. Совершаете покупки в инернет-магазинах?
4. Пользуетесь ли Вы системой WebMoney, Яндекс Деньги, PayPa1
Динамическая пауза (1,5 минуты) после выступления 2 группы учащихся(банкиры).
21 век – это век информационных технологий. Электронные деньги на данный момент занимают не последнее место в жизни людей. Но некоторые даже не слышали, что существуют электронные кошельки, хотя банковские карточки имеются практически у каждого. Поэтому можно сделать вывод о том, что электронные деньги завоевывают все большее пространство в общественной жизни, и, возможно, в скором времени все расчеты будут проходить только через электронные кошельки. Отсутствие знаний, представлений об электронных деньгах заставляет людей пользоваться бумажными деньгами, что часто тормозит систему расчетов, приводит к вынужденному стоянию в очередях. Используя электронные деньги, человек становится мобильным, коммуникабельным.
3. Практическая работа “Использование поисковой системы Яндекс”.
Запускаем поисковик Яндекс, далее Яндекс-словари, вводим поисковый запрос и находим определения (электронные деньги и эмитент). Ссылка на определение в википедии.
Ребята, давайте с помощью Википедии мы выясним что такое электронные деньги и эмитент. Найденные определения вставляют в презентацию группа Телецентр
— это денежные обязательства эмитента в электронном виде, которые находятся на электронном носителе в распоряжении пользователя.
— организация, выпустившая (эмитировавшая) ценные бумаги для развития и финансирования своей деятельности. Также эмитентом называют юридическое лицо, выпустившее платежную карту или другое специальное платежное средство.
4. Продолжается рассказ учителя. Электронные деньги полностью моделируют реальные деньги. При этом, эмиссионная организация – эмитент – выпускает их электронные аналоги, называемые в разных системах по-разному (например, купоны). Далее, они покупаются пользователями, которые с их помощью оплачивают покупки, а затем продавец погашает их у эмитента. При эмиссии каждая денежная единица заверяется электронной печатью, которая проверяется выпускающей структурой перед погашением.
Одна из особенностей физических денег их анонимность, то есть на них не указано, кто и когда их использовал. Некоторые системы, по аналогии, позволяют покупателю получать электронную наличность так, чтобы нельзя было определить связь между ним и деньгами. Это осуществляется с помощью схемы слепых подписей.
Ребята, а сейчас каждой группе отводится время для самостоятельной практической работы в системе Интернет с целью поиска нужной информации для создания слайдов по заданной теме. После чего вы должны вывести готовую информацию на экран. А группа, подготовившая тему, выступит с её защитой.
Группам раздаются инструкции, по которым они работают
Группа социологов познакомит класс с результатами опроса.
Обычно выделяют два вида электронных денег: на базе карт (card-bases) и на базе сетей (network-bases).
– это платежный инструмент, предоставляющий пользователю возможность безналичной оплаты товаров и услуг. Пластиковые карточки бывают кредитные и дебетовые.
, которая позволяет совершать операции покупок, автоматически занимая денежные средства у банка.
Дебетовая карточка – банковская платёжная карта, используемая для оплаты Такая карта позволяет распоряжаться средствами лишь в пределах доступного остатка на расчётном текущем счёте), к которому она привязана.
Карточки со штрих-кодом- (штриховой код) — это последовательность чёрных и белых полос, представляющая некоторую информацию в удобном для считывания техническими средствами виде
Карточки с магнитной полосой- магнитная полоса предназначена для хранения какойлибо информации. Запись информации выполняется путём намагничивания крошечных частиц
— это пластиковая карта, в которой установлена микросхема. Такие кадры предназначены для контроля и записи данных, также часто они способны проводить криптографические вычисления,может выполнять различные функции по обработке информации, а затем ее сохранять.
б)Сетевые электронные деньги.
Сетевые электронные деньги – электронные деньги на аппаратной основе и цифровые деньги, которые передаются их владельцем другому лицу с использованием телекоммуникационных сетей.
называют особую разновидность электронного платежного средства. Строго говоря, это математический код. Называется она так из-за того, что при обращении этих цифровых денег используются криптографические элементы, а именно электронная подпись.
Единицей измерения в этой системе считаются «коины» (буквально – «монеты»). Криптовалюта не имеет никакого реального выражения типа металлических монет или бумажных банкнот. Эти деньги существуют исключительно в цифровом виде.
Выступление группы Аналитиков
Электронные деньги имеют следующие преимущества перед наличными деньгами.
8.группа Служба безопасности.
Выступление на темуНедостатки электронных денег»
9. Выступление группы Телецентр
Во время работы групп Телецентр создаёт памятку по заданному информационному началу и электронному материалу (дан на рабочем столе), распечатывают и раздают присутствующим после выступления групп.
10. этап урока – рефлексия.
-Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?
-Знания, полученные на уроке, пригодятся вам в жизни?
– Какие платежные системы Вам были знакомы до урока? Какими Вы пользуетесь?
-Итак, почему же люди не используют в полной мере электронные деньги?
-Какие категории населения пользуются ими больше, а какие меньше?
Продуктом нашего урока-конференции стала презентация, которую можем использовать как на уроках, так и на классных часах на экономические темы, с целью просвещения учащихся и учителей по данному вопросу. Также продуктом является информационная памятка,которую получили все присутствующие
Итак, видно, что электронные деньги – это очень гибкий инструмент, позволяющий расширить сферу применения наличных денег. С их помощью также легко одолжить деньги другу (причем на расстоянии) и использовать их в повседневной “неэлектронной” жизни, как и оплатить покупку в Internet или устроить там свой собственный бизнес.
Только Электронные деньги могут обеспечить микроплатежи – так необходимые для информационного бизнеса и продажи публикаций. Такие электронные деньги могут быть помечены для специального использования (только для кино, например), что весьма удобно для контроля денег в семье.
(это подтверждение (отказ) банком совершения операции перечисления) с использованием электронных денег и их обработка и учет значительно дешевле стоимости обработки традиционных денег, кредитных карт и чеков, и других средств платежа. Обработка электронных денег проще, и их использование может серьезно изменить структуру банков и сократить персонал.
Электронные деньги, в отличии от чековых и кредитных систем, позволяют поддерживать анонимность, так как не требуют при их использовании удостоверения личности плательщика и его кредитоспособности.
В отличии от традиционных наличных денег оплата с помощью электронных денег не требует присутствия плательщика и получателя, так как передача может производиться дистанционно по Internet или по телефону.
12 этап. После подведения итогов урока учащиеся заполняют листы самооценки и взаимооценки.
Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом(по 5 балльной шкале)
Критерий(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)
Я внес (-ла) большой вклад в работу группы
Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения
Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать
Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения