ПОСОБИЕ ПО УРОКУ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО ИСТОРИИ И МАТЕРИАЛЫ УРОКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 11 КЛАССОВ НА УРОКАХ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ

Формирование финансовой грамотности учащихся
на уроках истории

Организация: МБОУ «Школа №1»

Населенный пункт: Московская область, г. Балашиха

Нельзя представить себе сегодня мир без денег. Финансы – это неотъемлемая часть жизни человека. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся для него одним из главных условий жизни. Каждый день мы сталкиваемся с разными финансовыми операциями: совершаем покупки, оплачиваем проезд. Многие тратят свои деньги неразумно, не делая при этом сбережений, а экономика нашей страны нестабильна, и в периоды кризиса человек должен уметь выжить и не влезть в долги. Для этого нужно всегда иметь сбережения и приумножать их, разбираться в банковских услугах и уметь рационально вкладывать свои деньги так, чтобы еще и получить прибыль для комфортной жизни.

Со школьной скамьи нужно быть компетентным в области финансов, поэтому каждый школьник должен не только осознавать возможные угрозы в мире денег, но и уметь принимать правильные решения на основе знаний о происходивших исторических событиях, соотносить их с реалиями жизни и оценивать и риски, и затраты, и возможные финансовые плюсы.

Именно в школе учащимся должны оказать помощь и привить основы финансовой грамотности для последующего вступления их во взрослую жизнь.

А чтобы не совершать ошибки в будущем нужно знать какие ошибки совершали наши предки в прошлом. Такие знания нам дает предмет История. На уроках по этому предмету школьники изучают: появление денег, историю торговли и рыночных отношений, влияние войны на экономику, взаимоотношение между государствами в различные исторические промежутки, экономические кризисы. Поэтому формирование финансовой грамотности на уроках истории на уровне основного общего образования является одним из требований, отраженных в Примерной основной образовательной программе. В учебниках по истории содержится много материала об истории денег, экономических кризисах, возникновении банков и т.д.

Базовые понятия и понимание взаимосвязи финансовых явлений необходимо раскрывать непосредственно при знакомстве учащихся с реформами и реалиями той или иной эпохи, проводя линии соприкосновения с современностью, что соответственно интересует учащегося на уроке и в рамках внеурочной деятельности.

Например, в 6-ом классе на уроке по теме «Образование государства Русь» мы изучаем с ребятами термин «полюдье». Этот термин происходит от слова «люди» и обозначает свободное население Древней Руси. Эту дань можно условно разделить на две части. Первая являлась прообразом современных налогов и направлялась на строительство городских укреплений, мостов и дорог, на содержание дружины — словом, на то, в чём было заинтересовано всё население. Вторая же часть дани шла на личные нужды князя и его семьи. Позже появилась практика «кормления» — содержание должностных лиц населением, проживавшим на управляемой территории. Таким образом, ребята знакомятся с первой формой налогооблажения на Руси.

В 8-ом классе при изучении политики просвещенного абсолютизма Екатерины II учащиеся сталкиваются с понятием «ассигнации». К середине XVIII века бумажные деньги были известны во многих странах Европы (Великобритании, Франции, Дании и других). Об их введении в России впервые задумался Пётр I. Проект выпуска бумажных денег появился в правление императрицы Елизаветы Петровны, но Сенат его отклонил. В1762 году император Пётр III подписал указ о создании Государственного банка и выпуске «банковых билетов», которые должны были обращаться наравне с монетами, но император лишился власти и указ остался на бумаге. И только в 1769 года был опубликован манифест императрицы об учреждении двух банков и выпуске бумажных денег, названных ассигнациями. Ребята дополнительно получают информацию об истории появления бумажных денег в России, а могут выявить их преимущества по отношению к монетам.

В курсе Всеобщей истории Средних веков учащиеся сталкиваются с понятиями гильдии и цеха при изучении темы «Крестьяне и горожане». Они узнают, что это были торгово-ремесленные объединения мастеров одной или нескольких схожих профессий (самые первые появились в Италии в IX—X веках). В Средние века они брали на себя функцию защиты прав потребителей. Устав таких объединений обычно чётко предписывал, какое сырье должны использовать его члены, каким должен быть производственный процесс и каким — качество произведённой продукции или услуги. По сути, гильдии и цеха выступали гарантом качества, что давало им конкурентное преимущество в глазах покупателей в сравнении с ремесленниками, не состоявшими в объединении. Даже Русская правда, составленная в период правления , содержит много положений, защищающих покупателя от недобросовестного продавца. С развитием промышленности значительно увеличилось производство товаров широкого потребления, однако это не всегда сопровождалось сохранением должного уровня качества. Учащиеся должны сделать вывод, что формирование в середине XX века общества потребления вызвало к жизни общественные объединения и движения потребителей в защиту своих прав.

Обучение финансовой грамотности может происходить с использованием практико-ориентированного подхода и включать в себя игровые формы работы, проекты, практикумы и творческие задания. Учитель на уроках может применять разнообразные образовательные технологии, одной из которых является проблемное обучение. Приведу примеры приемов проблемного обучения, которые можно использовать на уроке и которые позволяют развивать познавательные УУД.

«Создание проблемной ситуации». В этом приеме проблемные вопросы вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают неоднозначную оценку. Например:

· Могли ли развиваться рыночные отношения в России в условиях крепостнической системой?

· Были ли экономические реформы Петра I подготовлены еще в годы царствования Алексея Михайловича?

· Можно ли реформировать страну, если экономика слабо развита?

· Возможно ли в XXI веке совмещать потребительский стиль жизни современного человека с

философией сбережения и самоограничения?

Такие проблемные ситуации решаются самими учащимися при помощи учителя через уяснение и постановку проблемы; формулирование вариантов решения; выбора средств оптимального решения. Прием способствует развитию критического мышления, учит анализировать, высказывать свою точку зрения.

Следующий прием «Исторические загадки». Учащимся предлагается в начале изучения нового материала загадка в виде факта или иллюстрации, решение которой помогает определить ключевую идею (понятие, проблему, событие и т.п.). Прием способствует развитию логического мышления. Развивается умение извлекать информацию из разных источников, анализировать и сопоставлять факты, находить решение имеющимися ресурсами.

Например, может быть предложен следующий исторический факт «Обмен почти всех вывозимых за границу товаров производился на серебряные талеры, которые хранились в Государственной казне. Из этих монет изготавливали русские деньги, на что уходило немало труда и дополнительных бюджетных средств. Один талер оценивался в 50 копеек, а монет получалось примерно на 64 копейки. Введение в России в обращение талера, как самой крупной монеты, решило бы и проблему унификации с европейской денежной системой, и значительно снизило бы расходы на монетную чеканку». После знакомства с этим фактом ученикам предлагается вопрос – почему начинается переделка талеров в российские рубли с 1654 года?

Прием работы с текстом «локальный и целостный анализ текста». Высочайший Манифест 19 февраля 1861 года «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Учащимся предлагается проанализировать текст по алгоритму, обобщить полученные данные и сделать вывод о реализации конкретных идей в историческом документе.

Под локальным анализом понимается анализ конкретных частей (статей, разделов, глав) текста или общий анализ текста с целью создания обобщенного вывода по конкретной, узкой, специфичной проблеме, которая дается для анализа. Целостный анализ позволяет сделать вывод об общем значении текста, его направленности и роли в том или ином общественном явлении, процессе, месте в системе других документов.

На сегодняшний день разработан целый комплекс материалов (текстов, презентаций, вопросов для проверки и творческих заданий) для подготовки уроков по финансовой грамотности в рамках преподавания истории в школе или в рамках дополнительного образования, опирающийся на многочисленные примеры из истории России от Древней Руси до начала XXI века и Всемирной истории от Древнего мира до современности. Он предоставляет возможность не только давать оценку финансовым решениям, но сравнивать и выбирать различные варианты решений финансовых проблем и задач.

«Основы финансовой грамотности являются неотъемлемой составляющей функциональной грамотности, значимым фактором успешной жизни каждого человека. Основные задачи реализации программы повышения финансовой грамотности школьников: финансовое просвещение, ответственность за финансовые решения, функциональная финансовая грамотность. Финансовая грамотность – основа жизненной и профессиональной успешности выпускников».

Асмолов, А. Г. Формирование УУД в основной школе. От действияк мысли. Система знаний: пособие для учителя / А. Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2014. – 116 с.

Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. – М.: Педагогика. 1987. – 394 c

Мельникова, А. С. Деньги в России: история русского денежного хозяйства с древнейших времен до 1917 г. / А. С. Мельникова, В. В. Уздеников, И. С. Шиканова. – М.: Стрелец, 2000. – 224 с.

Опубликовано

Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России. Учебное пособие для 5–11 классов
М.: Из-во Юрия Калашнова, 2018. Емельянова О. Н., Федоров О. Д. Под общей редакцией: Ю. Н. Калашнов

Учебное пособие представляет собой первый опыт внедрения элементов финансовой грамотности в программы курсов всеобщей истории и истории России для 5–11 классов образовательных школ. Главы пособия синхронизированы с темам примерных основных образовательных программ основного и среднего общего образования, а также с параграфами учебников федерального перечня. Каждая глава пособия завершается контрольными вопросами и заданиями, которые помогают учащимся освоить материал. Предусмотрены задания повышенной сложности, приводится перечень тем для творческих проектов. Дополнительные цифровые образовательные ресурсы для изучения материалов пособия приводятся на сайте Финансы На Уроках Истории.рф. В пособии представлены образцы построения материалов в рамках регионального компонента.

Учебное пособие может быть использовано в качестве дополнительного материала на уроках истории, для внеклассного и самостоятельного изучения.

Сaмoe пpияmнoe – эmo кoгдa xopoшeгo нe ждeшь, a oнo бepem и случaemся.

Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России, Учебное пособие для 5-11 классов, Худокормов А. Г., Дроздов В. В., Калмычкова Е. Н., 2018.

Настоящее учебное пособие входит в состав учебно-методических материалов, созданных в рамках совместного проекта Министерства финансов России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Основная цель этого проекта — содействовать формированию разумного финансового поведения российских граждан и повысить эффективность защиты их интересов как потребителей финансовых услуг. Одна из целевых групп проекта — будущие активные потребители финансовых услуг, то есть сегодняшние учащиеся общеобразовательных школ. Пособие представляет собой первый опыт разработки учебных материалов по финансовой грамотности для использования при изучении всеобщей истории и истории России в рамках курсов основного и среднего общего образования. Главы пособия синхронизированы с темами примерных основных образовательных программ основного и среднего общего образования, а также с параграфами учебников федерального перечня. В пособии представлены образцы текстов, по аналогии с которыми или на базе которых могут быть созданы главы в рамках регионального компонента.

Примитивные деньги. Длительный процесс изменения первобытного общества, начавшийся в VIII–VII тысячелетиях до н.э., был назван неолитической революцией. Одним из её последствий стало появление денег. Основными видами хозяйственной деятельности первобытных людей были собирательство, охота и рыболовство. В результате неолитической революции некоторые племена собирателей стали превращаться в земледельцев. Основные очаги древнего земледелия сформировались в долинах таких рек, как Нил, Тигр, Евфрат, Ганг, Хуанхэ, примерно к IV–III тысячелетиям до н. э. При- близительно в III–I тысячелетиях до н.э. сложились древние хозяйства кочевников-скотоводов. Они занимались одомашниванием диких и разведением домашних животных. Тогда же бывшие рыболовы стали мореплавателями. Следующий важный шаг — постепенное выделение из среды земледельцев и скотоводов людей, которые занимались обработкой металлов, изготовлением керамики, деревянной домашней утвари, — ремесленников.

Содержание. Введение. Часть 1. Всеобщая история. Раздел 1. Древний мир. Раздел 2. Средние века VI–XV века. Раздел 3. Новое время XVI–XVII века. Раздел 4. Новое время XVIII век. Раздел 5. Новое время XIX век. Раздел 6. Новейшая история XX–XXI века. Часть 2. История России. Раздел 7. Древняя Русь VIII–XV века. Раздел 8. Русское царство XVI–XVII века. Раздел 9. Российская империя XVIII век. Раздел 10. Российская империя XIX — начало XX века. Раздел 11. СССР и Российская Федерация XX–XXI века. Часть 3. Исторические обзоры. Органайзеры. Указатели. Приложения.

Дата публикации: 01.07.2021 15:01 UTC

Худокормов :: Дроздов :: Калмычкова :: книги по истории :: история :: финансы

Следующие учебники и книги:

Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России. Учебное пособие для 5–11 классов.

Пособие представляет собой первый опыт разработки учебных материалов по финансовой грамотности для использования при изучении всеобщей истории и истории России в рамках курсов основного и среднего общего образования. Главы пособия синхронизированы с темами примерных основных образовательных программ основного и среднего общего образования, а также с пара графами учебников федерального перечня. В пособии представлены образцы текстов, по аналогии с которыми или на базе которых могут быть созданы главы в рамках регионального компонента.

Каждая глава завершается контрольными вопросами и заданиями, которые помогают учащимся освоить материал. Для их выполнения в конце пособия приводятся удобные графические органайзеры. Предусмотрены задания повышенной сложности.

Для изучения материалов пособия на сайте fingram-history.oc3.ru приводятся дополнительные цифровые образовательные ресурсы.

Учебное пособие (PDF, 16.53 Мб)

Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России. Методическое пособие.

Настоящее методическое пособие входит в состав учебно-методических материалов, созданных в рамках совместного проекта Министерства финансов России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Основная цель этого проекта — содействовать формированию разумного финансового поведения российских граждан и повысить эффективность защиты их интересов как потребителей финансовых услуг. Одна из целевых групп проекта — будущие активные потребители финансовых услуг, то есть сегодняшние учащиеся общеобразовательных школ.

Пособие представляет собой методическую часть комплекта, которая призвана помочь педагогам использовать учебные материалы по финансовой грамотности для преподавания курсов всеобщей истории и истории России в рамках основного и среднего общего образования.

Эти материалы синхронизированы с темам примерных основных образовательных программ основного и среднего общего образования, а также с параграфами учебников федерального перечня.

Методическое пособие (PDF, 3.97 Мб)

учитель истории и обществознания

принимать обоснованные решения по использованию финансовых средств для обеспечения личного благосостояния и финансовой безопасности. граждан не планируют доходы и расходы на ближайшее время и на перспективу, о потребительском и ипотечном кредитах, банковские карты используют, в основном, для снятия наличных денег В то же время знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствамивести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. Лучшим возможность получить навыки финансовой грамотности, является получения образования в школе мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка.

Цели изучения основ финансовой грамотности в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

• воспитанию общероссийской идентичности, социальной ответственности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации: свобода и многообразие форм собственности, единство экономического пространства, свобода экономической деятельности;

• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению экономических дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об экономической сфере человеческой деятельности, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей труженика и потребителя;

• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни современного общества;

• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений, а также в семейно-бытовой сфере.

изучают: появление денег, историю торговли и рыночных отношений, влияние войны на экономику, взаимоотношение между государствами в раПоэтому формирование финансовой грамотности на уроках истории на уровне основного общего образования является одним из требований, отраженных в Примерной основной образовательной программе. В учебниках по истории содержится много материала об истории денег, экономических кризисах, возникновении банков и т.д.

Базовые понятия и понимание взаимосвязи финансовых явлений необходимо раскрывать непосредственно при знакомстве учащихся с той или иной эпохи, проводя линии соприкосновения с современностью, что соответственно интересует на уроке и в рамках внеурочной деятельности.

6 класс, тема «Крестьяне и горожане». узнают, что были торгово-ремесленные объединения мастеров одной или нескольких схожих профессий (самые первые появились в Италии в IX—X веках). В Средние века они брали на себя функцию защиты прав потребителей. Устав таких объединений обычно чётко предписывал, какое сырье должны использовать его члены, каким должен быть производственный процесс и каким — качество произведённой продукции или услуги. По сути, гильдии и цеха выступали гарантом качества, что давало им в глазах покупателей в сравнении с ремесленниками, не состоявшими в объединении. Даже Русская правда, составленная в период правления , содержит много положений, защищающих покупателя от недобросовестного продавца. С развитием промышленности значительно увеличилось производство товаров широкого потребления, однако это не всегда сопровождалось сохранением должного уровня качества. Учащиеся должны сделать вывод, что формирование в середине XX века общества потребления вызвало к жизни общественные объединения и движения потребителей в защиту своих прав.

6 класс, тема «Образование государства Русь»термин «полюдье». Этот термин происходит от слова «люди» и обозначает свободное население Древней Руси. Эту дань можно условно разделить на две части. Первая являлась прообразом современных налогов и направлялась на строительство городских укреплений, мостов и дорог, на содержание дружины — словом, на то, в чём было заинтересовано всё население. Вторая же часть дани шла на личные нужды князя и его семьи. Позже появилась практика «кормления» — содержание должностных лиц населением, проживавшим на управляемой территории. Таким образом, ребята знакомятся с первой формой

«Просвещенный абсолютизм ЕкатериныК середине XVIII века были известны во многих странах Европы (Великобритании, Франции, Дании и других). Об их введении в России впервые задумался Проект выпуска бумажных денег появился в правление императрицы , но Сенат его отклонил. В1762 году император подписал указ о создании Государственного банка и выпуске «банковых билетов», которые должны были обращаться наравне с монетами, но император лишился власти и указ остался на бумаге. И только в 1769 года был опубликован манифест императрицы об учреждении двух банков и выпуске бумажных денег, названных ассигнациями. Ребята дополнительно получают информацию об истории появления бумажных денег в России, а могут выявить их преимущества по отношению к монетам.

Обучение финансовой грамотности происходит с использованием практико-ориентированного подхода и включа в себя игровые формы работы, проекты, практикумы и творческие задания. разнообразные образовательные технологии, одной из которых является проблемное обучение. проблемного обучения позволяют развивать познавательные УУДстроить логические рассужденияанализировать, сравнивать, обобщать, доказывать исторические явления вывод на основе критического анализа

При использовании приема вопросы вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают неоднозначную оценку. Например:

чащимся предлагается в начале изучения нового материала загадка в виде факта или иллюстрации, решение которой помогает определить ключевую идею (понятие, проблему, событие и т.п.). Развивается умение извлекать информацию из разных источников, анализировать и сопоставлять факты, находить решение имеющимися ресурсами.

ожет быть предложен следующий исторический факт«Обмен почти всех вывозимых за границу товаров производился на серебряные талеры, которые хранились в Государственной казне. Из этих монет изготавливали русские деньги, на что уходило немало труда и дополнительных бюджетных средств. Один талер оценивался в 50 копеек, а монет получалось примерно на 64 копейки. Введение в России в обращение талера, как самой крупной монеты, решило бы и проблему унификации с европейской денежной системой, и значительно снизило бы расходы на монетную чеканку». После знакомства с этим фактом ученикам предлагается вопрос – почему начинается переделка талеров в российские рубли с 1654 года?

В результате изучения истории достигаются

: развитие навыков работы со статистическим и графическим материалом, развитие логического мышления, умение выделять главное, делать выводы, высказывать и аргументировать свои суждения, прослеживать причинно-следственные связи, умение планировать и прогнозировать результаты своих действий, готовность и умение обрабатывать и использовать информацию из разных источников.

уметь решать задачи практического содержания, знать экономические понятия

формирование понимания того, что финансы сопровождают учащихся на протяжении всей жизни, финансовое благополучие каждого человека зависит от самого человека, рациональное поведение в мире финансов.

Включение финансовой грамотности на истории позволяет воспитывать детей и подростков в будущем добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками; в экономической ситуации государства; правильное решение в любой экономической ситуации.

, А. Г. Формирование УУД в основной школе. От мысли. Система знаний: пособие для учителя / А. Г. . – М.: Просвещение, 2014. – 116 с.

Мельникова, А. С. Деньги в России: история русского денежного хозяйства с древнейших времен до 1917 г. / А. С. Мельникова, В. В. . – М.: Стрелец, 2000. – 224 с.

С 1 октября 2021 года актуальные материалы по финансовой грамотности читайте на сайте

В этом разделе вы можете ознакомиться с материалами, созданными в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка в период с 2010 по 2020 год.

Учебное пособие «Финансовая грамотность на уроках Всеобщей истории и Истории России»

Учебное пособие ориентировано на углубленное изучение отдельных исторических периодов в разрезе формирования и эволюции финансовых отношений.

Описание

Пособие иллюстрирует предпосылки к появлению и исторические траектории развития финансовых инструментов и услуг, а также социально-экономических явлений, с которыми современный человек взаимодействует и которыми пользуется в процессе управлении личными финансами.

Автор продукта, координаты

Данное пособие является вспомогательным (факультативным) материалом для проведения уроков Истории, дополняющее основную программу и учебные материалы темами эволюции социально-экономических и финансовых отношений в различные исторические периоды. Оно не предназначено для самостоятельного проведения курса по финансовой грамотности, однако, исторические примеры и разъяснения причин появления и развития отдельных финансовых явлений помогут школьникам в дальнейшем эффективнее изучать финансовую грамотность. Разделы и параграфы пособия структурированы в соответствии с федеральными учебными пособиями по истории. При этом, они вполне самодостаточны, для того чтобы проводить самостоятельные учебные мероприятия. Для эффективной интеграции пособия в учебный план,необходимо ознакомиться с Методическими рекомендациями, разработанными для данного УММ. Учащиеся могут самостоятельно использовать данное пособие самостоятельно для более глубокго изучения отдельных исторических периодов именно в разрезе формирования финансовых отношений и развития финансовых инструментов и услуг.

Опыт применения продукта

Пособие было апробировано на базе 12 образовательных организаций с участием 354 учеников и 14 учителей.

Актуальность материала

Материал не требует актуализации

Организации, обладающие экспертизой в использовании продукта, координаты

деньги, история, история денег, история появления финансовых инструментов, история появления финансовых услуг, учебное пособие, школьный

Оцените статью