Современные методы обучения основам финансовой
грамотности в школе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоусманский образовательный центр»
Целью статьи является раскрытие возможностей и особенностей использования интерактивных форм и методов на занятиях по финансовой грамотности.
рассматриваются вопросы актуальности и необходимости нетрадиционных методов в современной образовательной системе, анализируется особенности использования кейс-технологии на занятиях по финансовой грамотности. Обосновывается мысль о том, потребность общества в активных, целеустремленных, творческих специалистах в современных экономических условиях постоянно возрастает, и финансовая грамотность становится необходимым условием жизни в современном мире.
интерактивные методы, кейс-технология, финансовая грамотность, современное образование, компетентности, активное обучение.
Interactive forms and methods of teaching the basics of financial
Literacy at school.
Municipal Budgetary Educational Institution “Novousmansky Educational Center”
The purpose of the article is to reveal the possibilities and features of using interactive forms and methods in financial literacy classes.
In this article, we discuss the relevance and necessity of non-traditional methods in the modern educational system, analyses the features of using case technology in financial literacy classes. The idea is substantiated that the need of society for active, purposeful, creative specialists in modern economic conditions is constantly increasing and financial literacy is becoming a necessary condition of life in the modern world.
interactive methods, case technology, financial literacy, modern education, competencies, active learning.
Важнейшая задача образования сегодня – воспитывать новое поколение людей, обладающих культурой финансового поведения, умеющих грамотно управлять финансами. Наши ученики — это завтрашние активные участники финансового рынка, именно от образования во многом зависит формирование их как самодостаточных граждан нашей страны, добросовестных налогоплательщиков, ответственных заёмщиков, грамотных вкладчиков и инвесторов.
Основной преподавания финансовой грамотности является формирование у обучающихся понимания того, что в современном мире крайне необходимо грамотное управление личными финансами. Основной акцент делается на изучение различных видов и форм экономической и финансовой деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, овладение элементарными, но необходимыми навыками компетентного потребителя финансовых услуг.
На сегодняшний день очевиден тот факт, что обучающиеся больше, чем когда-либо должны уметь решать сложные задачи, критически анализировать обстоятельства и принимать продуманное решение на основе анализа соответствующей информации.
В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» основное внимание следует уделять развитию у обучающихся умения самостоятельно решать финансовые задачи, выбирая наиболее рациональные стратегии поведения и принимая взвешенные, обдуманные решения. Именно поэтому при изучении курса финансовой грамотности не должны использоваться пассивные методы обучения. Наиболее эффективными в обучении финансовой грамотности я считаю интерактивные методы обучения.
Интерактивность обретает в наши дни особое значение. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки, обучающихся в современной школе. Большую часть времени нужно отводить выполнению практических заданий.
Вот перечень наиболее популярных технологий интерактивного обучения:
1. Игровая технология.
2. Проблемное обучение.
3. Рефлексивно-ситуационная технология.
4. Проектная технология.
5. Групповые технологии.
6. Информационная (компьютерная) технология.
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Будучи активным методом обучения, кейс-метод позволяет в учебном процессе проявить инициативу каждому ученику, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками.
В старших классах при изучении предмета «Основы финансовой грамотности» я предлагаю детям кейсы «Покупка машины», «Страхование жизни», «Верное решение» и др. Они разработаны для обучения на основе реальных или вымышленных проблемных ситуаций и направлены не только на освоение знаний, сколько на формирование у школьников новых качеств и знаний.
Для успешного обучения с использованием данной технологии необходимо помнить, что большую роль играет педагог, который выступает в роли модератора. Он фиксирует все идеи обучающихся, организует открытый обмен мнениями. Планируя проведение занятия с использованием кейсов, учителю важно продумать структуру последовательных шагов в соответствие с учебной деятельностью:
Особенности кейсов на занятиях по финансовой грамотности:
Преимущества использования кейс-технологии в образовательном процессе заключаются в том, что акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Обучающиеся получают жизненно важный опыт. У ребят формируется навык слушать и слышать других участников процесса обучения, навык работать в команде. В жизни каждого пригодится умение логически мыслить и быстро принимать решения, аргументировать свои ответы, отстаивать собственное мнение.
Кейс-технологии, таким образом, развивают умения:
Активно применяя данный метод на занятиях по финансовой грамотности, можно однозначно сделать вывод, что кейс-метод необходимо использовать как один из практико-ориентированных методов. Каждый из школьников, работающий с кейсом, не только имеет возможность получать, закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки, но и проявлять свои креативные способности, развивать интеллектуальный и коммуникативный потенциал.
Обучающимся в реальной жизни придется решать финансовые вопросы с учетом имеющейся информации и ресурсов. Кейс-метод лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической информации.
В нашем образовательном центре финансовая грамотность изучается как учебным курсом в 10-11 классах «Основы финансовой грамотности», так и в рамках внеурочной деятельности по двум ступеням 5-7 и 8-9 классы. Так как наше образовательное учреждение новое, мы работаем только первый год, а ребята пришли к нам из множества других образовательных организаций, в некоторых из которых финансовая грамотность не изучалась совсем, то пришлось столкнуться с трудностями вовлечения, учащихся в изучение нового для них предмета.
В данном случае стала очевидна необходимость применения интерактивных форм как в качестве отдельных элементов на определенных этапах урока, так и использование их на протяжении всего урока.
В начале 2021-2022 учебного года желающих посещать внеурочный курс по финансовой грамотности было не велико, но со временем, количество учащихся стало возрастать, а к концу года стало больше в два раза (таблица № 1). Произошло это, в том числе, благодаря широкому использованию активных и интерактивных методов в учебном процессе, которое способствует повышению познавательной активности и мотивации учащихся.
Таблица №1 «Динамика посещаемости курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» в 2021-2022 учебном году».
В 10-11 классах, когда дети ориентированы на подготовку в большей степени предметов необходимых им для поступления в ВУЗ, также приходилось наблюдать недостаточную познавательную активность, но только в начале изучения курса. По сравнению с результатами первого полугодия у старшеклассников значительно повысился средний балл, а также процент успеваемости в 10 классе стал значительно выше, что видно из приведенной таблицы №2.
Таблица №2 «Динамика успеваемости по Основам финансовой грамотности в 10-11 кл»
В рамках учебного курса «Основы финансовой грамотности» в старших классах с целью повышения успеваемости, учащихся мы всегда стараемся участвовать во внеурочных мероприятиях. Ребята с удовольствием участвуют в онлайн-уроках по финансовой грамотности, во «Всероссийских онлайн-зачетах», «онлайн-олимпиадах», в мероприятиях «Всероссийских недель», в супермарафоне Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности. В марте этого года учащиеся 7-8 классов приняли участие во «Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности и предпринимательству», по результатам которой шесть учеников получили диплом победителя олимпиады. По сравнению с «осенней сессией» онлайн-уроков, количество участников в «весеннею сессию» среди старшеклассников выросло с 25 до 41. В декабре 2021 года учащиеся 10 класса приняли участие в личном финансовом зачете, получив сертификаты базового (12 человек) и продвинутого (5 человек) уровня.
Активное применение интерактивных, практико-ориентированных методов несомненно дает свои результаты: развивается интеллектуальная деятельность, раскрывается практическая ценность знаний, повышается успеваемость, формируется финансовая грамотность. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения. Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе.
Мастер – класс
«Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования»
Дьякова Светлана Александровна,
педагог дополнительного образования
МОУ «СОШ №2 г. Ртищево»
: повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения младших школьников финансовой грамотности как одного из актуальных направлений современного образования.
1. Познакомить участников мастер-класса с активными методами, формами обучения финансовой грамотности младших школьников.
2. Повысить уровень мастерства педагогов и дать методические рекомендации по использованию различных форм при работе в данном направлении.
3. Мотивировать участников мастер-класса к созданию собственных разработок по обучению финансовой грамотности.
«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство». Бертольд Авербах
Как мы видим, человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги.
Программы обучения действующей сегодня системы российскогообразования охватывают практически все сферы жизнедеятельностисовременного человека, что обеспечивает качественную подготовкумолодежи к взрослой жизни. Дополнительное образование детей даёт возможность практически подготовить учеников к нынешним экономическим условиям, то есть формировать финансовую грамотность у школьников.
Современные исследования показывают, что финансово грамотные люди более эффективны и успешны в жизни вне зависимости от того в какой стране, на каких позициях и в какой сфере они работают. Можно с уверенностью утверждать, что знание основ финансовой грамотности способствует повышению качества жизни и положительно влияет на благополучие людей. Именно поэтому, обучение финансовой грамотности касается каждого лично. Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.
Необходимость основ финансовой грамотности в школахобусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активносамостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами имобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово – финансовых отношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
изучения курса «Финансовая грамотность»:
Основными содержательными линиями курса являются деньги, их история, виды, функции, семейный бюджет.
Приемы для активизации познавательной деятельности обучающихся:
Интерес учащихся при изучении финансовой грамотности поддерживается внесением в занятия: работа над мини-проектами; самостоятельное составление презентаций.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы обучающихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализаи представления информации и публичных выступлений.
(умение конкретизировать способы действий для новых ситуаций)
Этапы работы над проектной задачей:
1)Анализ проблемной ситуации (в чем стоит проблема, противоречие, какую задачу нужно решить);
2)Постановка цели (чего нужно достичь);
3)Составление плана решения проектной задачи (что и в какой последовательности нужно сделать);
4) Выявление возможных вариантов решения проектной задачи;
5) Представление и оценка результатов и процесса решения проектной задачи ( достигнута ли цель, решена ли проблема, можно ли улучшить решение и как это сделать).
Если мы хотим научить детей решать практические задачи в финансовой сфере, то сделать это как нельзя лучше через решения практических задач, с которыми они столкнутся уже в ближайшем будущем, а может быть, с некоторыми из них сталкиваются уже сейчас. Как именно необходимо организовать учебную деятельность?
Первый шаг – это постановка практической задачи. Что такое задача, чем она отличается от проблемы? Проблема – это есть противоречие между желаемым и действительным. Задача – это цель (модель конечного результата, то есть того, чего мы хотим достичь, например, хотим иметь собственную квартиру в хорошем районе) плюс условия, в которых необходимо достижение этой цели (например, ваш доход, возраст, состав семьи и др.). Пример практической задачи: «Вы хотите решить жилищную проблему – приобрести квартиру в Москве (или любом другом городе), но у вас в наличии только 200 тысяч рублей. Ваш доход равняется среднему доходу вашего региона. Какой наиболее приемлемый (то есть удовлетворяющий вашим критериям) вариант решения проблемы Вы выберете?»
Шаг второй. Постановка учебных задач. Далее предлагается подумать, каким именно способом можно решить эту задачу. Учащиеся будут предлагать пути решения задачи. Но что это будут за решения? Скорее всего, решения, навязанные рекламой, стереотипами, опытом знакомых и родственников. Задача учителя – подвести учеников к мысли о том, что без обращения к научному знанию в сфере финансов не обойтись. Поэтому следующим шагом будет постановка учебной задачи. Учебная задача – это такая задача, которая ставится на освоение способа решения практической задачи, а также тех знаний, которых не хватает для ее решения. Пример учебной задачи: «Мы не можем решить практическую задачу, так как не знаем, как устроен финансовой рынок, в частности, рынок ипотечных услуг. Поэтому учебная задача будет выглядеть так:
1. Освоить понятия «финансы», «банк», «инфляция» «ипотека».
2. Исследовать современные предложения в сфере ипотечного кредитования.
3. Научиться оценивать альтернативы решения задачи и выбирать наиболее подходящий вариант.
Шаг третий. Планирование. Следующим шагом должна быть деятельность по планированию решения учебных задач, а затем и практической задачи. Важно, чтобы учащиеся сами пытались составлять план, осваивали это умение. Ведь в жизни им самостоятельно, без чьей-либо помощи, придется осуществлять планирование решения своих личных задач, в том числе и в сфере финансов. Учитель должен корректировать план учеников, помогать, если возникают затруднения, но не сообщать готовый план.
Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Чтобы получить желаемое, нужно было произвести обмен. Это было не всегда удобно.
Поэтому люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное. Так появились деньги.
Поездка на поезде стоит 400р. Чтобы проехать это расстояние на автомобиле,надо израсходовать 20л бензина. Цена бензина 30р. за литр. Какой вид транспорта выберет папа, если он поедет один? Изменит ли он своё решение, если с ним поедут мама и сын?
Ответ: Если папа поедет один, он выберет поезд: поездка на автомобиле выйдет дороже 30X20=600р.
Если же он поедет с семьёй, то на автомобиле. На поезде будет дороже:400×3=1200р.
Это проведение занятий в финансовых организациях, пенсионном фонде, страховой компании, в банке.
Занятие – экскурсия в банк
Цель: сформировать представление о банке (принимает деньги на хранение, предоставляет их в долг, оказывает различные финансовые услуги)
1. Мотивирование (через создание проблемной ситуации)
2. Исследование как поиск и обоснование решения проблемы
3. Представление индивидуальных результатов исследования
Это занятие предполагает выполнение учащимися практических заданий, решение задач в индивидуальной или групповой форме.
Эти задания выполняются в рабочей тетради. Она включает:
выполнение творческих работ
Кейс (работа в группах)
Заполните таблицу «Доходы».
Заполните таблицу «Расходы».
Определите, к какому виду относится бюджет семьи.
Составьте семейный бюджет семьи за прошедший месяц на основе известных данных. Семья Сидоровых состоит из папы (инженер), мамы (библиотекарь), сына-первоклассника и дедушки (пенсионер). Зарплата папы за август составила 18000 рублей, зарплата мамы – 10000 рублей, пенсия дедушки – 9000 рублей. На продукты семья потратила – 15000 рублей, коммунальные услуги – 5000 рублей, школьная форма для первоклассника – 6000 рублей, лекарства заболевшему дедушке – 3000 рублей, ремонт крана в ванной – 2000 рублей, подарок на день рождения другу – 500 рублей, семейный поход в кино – 1000 рублей, поездка на экскурсию в горы – 4500 рублей.
Обсуждение. В семье Сидоровых доходы = расходам. Такой бюджет называется сбалансированным. Это хорошо или плохо? Хорошо, что не приходится занимать деньги, но и сделать сбережения нельзя.
Составьте семейный бюджет семьи за прошедший месяц на основе известных данных. Семья Соловьевых – неполная, состоит из мамы (врач), бабушки (пенсионерка) и трехлетнего Пети. За октябрь мама получила зарплату 15000 рублей, бабушке была выплачена пенсия 9000 рублей, детское пособие составило 800 рублей. Расходы составили: коммунальные услуги – 4000 рублей, продукты – 12000 рублей, лекарства для семьи во время эпидемии гриппа– 2000 рублей, зимняя одежда – 5000 рублей, игрушки – 300 рублей, поход на день рождения к друзьям – 500 рублей, расходы на транспорт – 1000 рублей, ремонт стиральной машины – 1000 рублей. Обсуждение. В семье Соловьёвых расходы превышают доходы, такой бюджет называется дефицитным. В чем причина такого положения? Как быть семье, которой не хватает средств для жизни?
а) Экономия ресурсов
На чем можно сэкономить? (Сладости и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета); коммунальные услуги (экономия электричества); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы).
– А на чём нельзя экономить? (На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.)
б) Поиск дополнительных источников дохода.
– Какие дополнительные источники дохода может найти семья?
1. Заниматься частным извозом на личном транспорте;
2. Иметь личное подсобное хозяйство;
3. Сдавать в аренду лишнее помещение.
4. Изготавливать на продажу различные вещи.
Составьте семейный бюджет семьи за прошедший месяц на основе известных данных. Семья Петровых состоит из папы (индивидуальный предприниматель), мамы (безработная), бабушки (пенсионерка) и сына (студент). За октябрь отец получил прибыль от предпринимательской деятельности в размере 30 000 рублей, бабушке была выплачена пенсия в размере 4500 рублей, мама не смогла найти работу, и получила пособие по безработице в сумме 2000 рублей. Сын получил стипендию в размере 1500 и потратил ее на покупку джинсов. Семья подарила маме на день рождения мобильный телефон стоимостью 4400 рублей. На покупку еды семье пришлось потратить 15000 рублей и транспортные расходы – 1200 рублей, на оплату жилищно – коммунальных услуг – 6300 рублей, ремонт холодильника – 2000 рублей. Помощь заболевшему родственнику – 1000.
Обсуждение. В семье Петровых доходы превысили расходы. Такой бюджет называется профицитным. Давайте подумаем, как можно распорядиться излишками средств? Где лучше хранить сбережения?
Благодаря использованию на уроках схем, мы лучше понимаем то, что изучаем, поэтому использую в своей работе метод кластера.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Группы составляют кластер «Деньги».
Её цель заключается в развитии практических умений вести учет личных финансов, составлять простой семейный бюджет, личный финансовый план, определение пути его достижения.
Игра требует определенных средств ( правила, карточки, описание ситуаций).
В рамках игры учащиеся выполняют:
– отыгрыш ролей;
– игровые действия, с помощью которых реализуют свои роли;
– замещение реальных вещей игровыми, условными;
– проживание реальных отношений с другими игроками;
– конкретизацию и исполнение сюжета как области действительности
Формы работы на занятиях по финансовой грамотности
Это фронтальная, групповая, парная и индивидуальная работа.
• устный опрос;
• тестовые задания;
• решение практических задач;
• решение кроссвордов и анаграмм;
• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители.
С помощью нового курса рассчитывается повысить финансовую грамотность не только у школьников, но и у их родителей. Поэтому для мам и пап выпущены специальные пособия.
Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории. С деньгами спокойно и радостно жить, но где-то ведь надо те деньги хранить.
-А где вы предпочитаете хранить сбережения?
(В сбербанке, дома под подушкой, закопать в огороде)
У вас на столах лежат банкноты методического мастерства. Я хочу, чтобы эти деньги были использованы. Если мастер-класс был полезен, то вложите свою денежку в сбербанк, набегут методические проценты.
Кому мастер-класс был не очень полезен, то положите под подушку, может, придется когда-нибудь достать.
А если время было проведено зря – закопайте в огороде, пусть ждет своего часа.
Давайте посмотрим, где сосредоточился методический капитал нашего мастер-класса.
Разнообразие форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Из опыта работы педагога дополнительного образования
. Материал может быть использован при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях и предназначен для педагогов дополнительного образования, работающих в Центрах раннего развития, воспитателей, учителей. Разнообразие форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возрастаГрамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Дискуссионным остается вопрос, как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства. А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Подвижная игра по финансовой грамотности«Заработай и купи»: показать детям принципы финансовых трат «сначала зарабатываем, потом тратим». Дети выстраиваются в колонны. Перед колонной на полу разбрасываются мелкие игрушки. Напротив каждой колонны в противоположной стороне зала корзина, в которую эти игрушки нужно будет перенести. Рядом с корзиной встает один ребёнок, у него в руках монеты, купюры, то есть любые на ваш выбор, деньги. Участники, выстроившись в колонну, по сигналу взрослого, по одному, должны взять с пола игрушку, быстро принести её в корзину и получить за эту работу, то есть за уборку, деньги. Их даёт (одну купюру или монету) стоящий рядом с корзиной ребёнок, он кассир. После того как вся команда, то есть колонна получит деньги на мольберте выставляются картинки с товарами и ценниками. Команда считает, сколько они заработали денег и, смотря на товары, определяются с покупкой. Или отправляются в магазин, чтобы потратить заработанное. Сделать экономику понятной помогут Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. В процессе сюжетно-дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство. Процесс общения детей друг с другом и со взрослым, в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. ИГРА «Идем в продуктовый магазин»- Ребята отгадайте, в какой магазин мы пойдем тратить заработанные деньги. Хлеб, бананы, молоко, макароны, печенье – всё это как мы назовём одним словом? (продукты). Значит, какой магазин, если в нём продаются продукты питания? (продуктовый)Кто работает в магазине? (Продавец и кассир).• А теперь скажите, что делает продавец? (Продавец раскладывает продукты, подсчитывает стоимость, складывает их в пакет).• Кто принимает деньги за товар? (Кассир).• Что выдает кассир покупателю? (Он выдает чек).- Ребята, какие волшебные слова вы будете говорить продавцу?(Здравствуйте, покажите, пожалуйста, дайте, пожалуйста, до свидания).- А что должен говорить продавец или кассир покупателю? (спасибо за покупку, приходите к нам ещё, возьмите чек, сколько стоит товар). Развитие игрового сюжета. Покупатели приходят в магазин, рассматривают товар, выстраиваются в очередь.1-й покупатель: – Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, сколько стоит хлеб?Продавец: – Одна булка хлеба стоит семь рублей. Покупатель: – Дайте мне, пожалуйста, две булки хлеба. ( Продавец кладет хлеб в пакет, подсчитывает стоимость). Продавец: – С вас четырнадцать рублей, оплатите, пожалуйста, в кассу. ( Покупатель достает «деньги», оплачивает покупку). Покупатель: – Возьмите, пожалуйста, за две булки хлеба. Кассир: – Возьмите, пожалуйста, чек и сдачу. Покупатель: – Спасибо. ( Затем покупатель возвращается к продавцу). Покупатель: – Возьмите, пожалуйста, чек. Продавец подает товар и говорит: «Спасибо за покупку»!Покупатель складывает товар в сумку и уходит. Далее игровая ситуация обыгрывается с другими детьми. В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду? И т. п.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует
В своей работе мы используем народные и авторские сказки:1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях. Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила». Авторских: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон».2. Чтение и обсуждение сказок о труде. Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др. Авторских: А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К. И. Чуковский «Федорино горе».3. Чтение и обсуждение сказок о бартере. Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело». Авторских: В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».4. Чтение и обсуждение сказок о деньгах. Авторских: К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. – Х. Андерсен «Огниво».5. Чтение и обсуждение сказок о рекламе. Народных: «Лиса и козел». Авторских: Г. – Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михалков «Как старик корову продавал»
6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже. Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка». Авторских: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.«Экономика в сказках»В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям?В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту?«Кот в сапогах»В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть?Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании?При знакомстве с деньгами используем исследовательский метод.: Отгадайте загадкуЭто – средство обращения,Это – средство накопления. Средство стоимости также,Также средство платежа. Дети: Деньги.: Верно. Сегодня мы с вами проведём исследование денег: монет и бумажных купюр. Возьмите монету и бумажную купюру из 1 отделения. Рассмотрите их.- Чем они отличаются?(Какие по форме – Круглые и прямоугольные)(Цвет разный – монеты жёлтого и серого, стального цвета, а купюры – красные, зелёные, голубые)(Из чего сделаны – Из металла и бумаги)(Какие звуки издают – Звенят и шуршат)- Что у них одинаковое? Для чего они нужны? (Одинаковое предназначение – на них можно что-то купить) Теперь возьмите купюру и монету из 2 отделения и сравните с теми, что у вас уже есть. Какой вывод можете сделать?Дети: Монеты сделаны из пластмассы. Купюры меньшего размера, чем первая.: Правильно. Скажите, а можно ли этими деньгами рассчитываться в магазине?Дети: Нет. Правильно. За использование фальшивых, не настоящих денег могут даже посадить в тюрьму. А теперь сравните настоящие купюры и монеты свои и своего соседа. Что вы можете сказать?Дети: У меня чище, а у соседа грязнее. Либо у меня купюры новее, а у соседа старее.: Какими становятся руки после того как вы трогали деньги?Дети: Грязными. Что нужно делать, после того как вы брали в руки деньги?Дети: Обязательно помыть руки.: Скажите, а для чего нужны деньги?Дети:: А все ли можно купить за деньги?Дети: Нет. Нельзя купить дружбу, любовь, солнце, заботу. Для закрепления знаний по различным темам Финансовой грамотности проводим блиц опрос. ( Это быстрые ответы на вопросы) Готовы?1. В кошелек мы их кладем,С ними в магазин идем. ( Деньги).
5. Кто товары покупает,Деньги продавцу вручает? (Покупатель)
Значение коллекционирования в образовательном процессе это новое направление работы с детьми, расширяющий сенсорный опыт. Особая форма дополнительного образования, развивающая кругозор детей. Использование экспонатов коллекции помогает выйти за круг явлений, доступных ребенку для наблюдения, где важная особенность экспонатов — их статичность, дающая возможность рассмотреть и подробно описать их, установить между ними связи. Очень часто предметы коллекций не имеют практического использования, но всё чаще вызывают желание человека размышлять, сравнивать, обобщать, систематизировать, побуждают человека к поиску, а ведь всё это свойственно детям дошкольного возраста. И мы используем эту деятельность для развития творчества дошкольников, их умственных способностей: памяти кратковременной и долговременной, мышления, установление причинно-следственных связей.
Закончить выступление хотелось бы знаменитым принципом “соленого огурца” Виктора Фёдоровича Шаталова, педагога-новатора, народного учителя СССР, который активно внедрял этот принцип в своей педагогической практике. Он утверждал, что вокруг ребенка нужно создать такую обстановку, чтобы он вмещал в себя, как огурец в банке с рассолом, знания. Если окружение хорошее, то и результат будет таким. И неважно, какой по размеру был огурец в рассоле, — он рано или поздно станет соленым. Так и здесь: финансовая грамотность на каждом шагу, она во всем, в каждом движении. Через игры, сказки, постановки, беседы, занятия, наблюдения дети познают азы этой на первый взгляд сложной науки.«Дошкольник и финансы», я бы сравнила эти понятие с морем. Чем дальше от берега, тем оно глубже и шире. Играйте с детьми в экономику. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.