ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ Финзачет
Содержание
  1. Подготовка детей к восприятию темы «Хочу и надо».
  2. “Хочу, надо, могу”
  3. Дошкольный возраст (3–7 лет)
  4. Покажите ребёнку, как и для чего вы работаете
  5. Придумывайте игры с деньгами
  6. Включайте детям мультики про финансы
  7. Поиграйте в «Магазин»
  8. Разработка урока для 1 класса
  9. Поощрение деньгами
  10. Разработка дидактических материалов по теме «Платежи» для учащихся 2-4 классов.
  11. Финансовая грамотность для школьников
  12. Методическая разработка «Профессии нашей семьи» для учащихся 1 класса.
  13. Методика обучения детей финансовой грамотности
  14. Бесплатные видео и курсы по детской финансовой грамотности
  15. «Денежный поток»
  16. «Монополия»
  17. «Экономикус»
  18. Финансовая грамотность для детей разного возраста
  19. Ученики начальных классов
  20. Ученики средних и старших классов
  21. Игра-путешествие для учащихся 4 класса «Деньги разных стран»
  22. Методическая разработка по теме «Семейный бюджет».
  23. Урок-обобщение по теме «Деньги».
  24. Разработка интерактивной игры по финансовой грамотности «Своя игра»
  25. Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1- 2 класса “Лесная ярмарка”.
  26. Необходимость учить ребенка финансовой грамотности
  27. Организация проектной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» в 4-х классах.
  28. Заключительные советы по преподаванию финансовой грамотности для детей
  29. Разработка дидактического материала (кроссворд) по теме «ПРОФЕССИИ В НАШИХ СЕМЬЯХ» для учащихся 1 класса»
  30. Школы финансовой грамотности для детей
  31. Подростковый возраст (14–18 лет)
  32. Составьте вместе финансовый план
  33. Покажите финансовые лайфхаки
  34. Дайте подростку больше интересных книг
  35. Ошибки родителей
  36. Разработка дидактических материалов по темам «Кондитерская фабрика» и «Хочу и надо»
  37. Сколько денег давать?
  38. Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников.
  39. Обобщение материала за 1 класс «Путешествие по семейной галактике»
  40. Топ-10 игр по финансовой грамотности для детей
  41. Зачем нужна финансовая грамотность для детей
  42. Младший школьный возраст (7–11 лет)
  43. Дайте понять, что у каждой вещи есть цена
  44. Читайте книги по финансовой грамотности для детей
  45. Поиграйте в «Монополию»
  46. Топ курсов по финансам для детей
  47. «Школьный буфет – финансовая головоломка»
  48. Зачем ребёнку финансовая грамотность

Подготовка детей к восприятию темы «Хочу и надо».

Куликова Татьяна Николаевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Блинова Ольга Анатольевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Матющенко Наталья Андреевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов.

Описание проекта (PDF, 398 Кб)

Презентация (PPTX, 3,22 Мб)

“Хочу, надо, могу”

Карцева Юлия Борисовна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Громова Екатерина Александровна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов.

Описание проекта игры (PDF, 404 Кб)

Дошкольный возраст (3–7 лет)


ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

В этом возрасте нужно привить ребёнку понимание дохода как результата труда. Важно, чтобы он знал, что родители работают и получают за это деньги. С этого и начинается формирование финансовой грамотности у детей.

Покажите ребёнку, как и для чего вы работаете

Рассказывайте ребёнку о своих успехах на работе или даже приведите его туда, чтобы показать, чем вы занимаетесь. Но объясните, что деньги – не единственное мерило отношений. Это поможет избежать одержимости карманными сбережениями. Покажите, что делаете работу по дому не ради вознаграждения, а потому что заботитесь о семье: «Я покошу газон на даче, чтобы нам было приятно смотреть на него и удобно вместе играть».

Придумывайте игры с деньгами

Показывайте ребёнку монеты и купюры разных номиналов и не бойтесь включать их в игровые сценарии. Такие игры для финансовой грамотности развивают моторику, внимание, речь, визуальную память, а также повышают интерес к математике. Сортируйте деньги по номиналу, цвету, размеру. Вместе ищите закономерности – одинаковые или лишние в ряду монеты и купюры.

Включайте детям мультики про финансы

Включите мультфильмы с образовательным подтекстом. Например, некоторые серии «Смешариков» посвящены кредитам, накоплениям, договорам и даже инвестициям. В «Фиксиках» рассказывают, откуда взялись деньги и почему из-за них нельзя ссориться. А в мультике «Три кота» можно узнать, как правильно вести себя во время первого похода в магазин. Есть и специальные мультфильмы – «Азбука денег тётушки Совы» и «Азбука финансовой грамотности для детей».

Поиграйте в «Магазин»

Он же «Рынок» или «Купи-Продай». Это репетиция реального шопинга. Необязательно использовать для оплаты листики, пусть дети привыкают к настоящим деньгам. Расставьте на столе разные товары и закрепите на них ценники, а потом решите, кто будет покупателем, а кто продавцом. Задача первого – собрать нужную сумму на покупку и получить сдачу, а задача второго – пересчитать полученное.

Разработка урока для 1 класса

Сомова Ольга Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212, Репина Анна Ивановна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212, Барская Ирина Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212, Абрамова Марина Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212.

Квест В поисках клада (PDF, 384 Кб)

Презентация к выступлению (PPT, 14,45 Мб)

Приложение 1. Простаквашино (RAR, 10,10 Мб)

Приложение 2. Карточки-подсказки местоположения (PDF, 178 Кб)

Приложение 3. Раздаточный материал (RAR, 38,96 Мб)

Приложение 4. Задание 6 (RAR, 23,86 Мб)

Поощрение деньгами

В рамках обучения детей финансовой грамотности не может быть речи о поощрении деньгами выполнения домашних заданий, уборки комнаты, оценки в дневнике. Не стоит оплачивать то, что делают обычные люди не из соображений выгоды, а для жизнеобеспечения. Домашние обязанности не следует привязывать к платным услугам, иначе эта связка закрепится в еще формирующейся картине мира ребенка и в дальнейшем с этим возникнут сложности.

Если вы да­ете карманные деньги детям раз в месяц, а они кончаются быстрее, не ведитесь на провокацию, напоминайте о необходимости укладываться в рамки срока. Если желание добавить все же возникает, предложите ребенку формат работы, пусть он получит средства за то, что обычно делают специалисты: помыть машину, вычесать собаку.

Разработка дидактических материалов по теме «Платежи» для учащихся 2-4 классов.

Лукьянова Наталья Владимировна –  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2097, Янкович Елена Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2097.

Разработка дидактических материалов по теме:«Платежи» для учащихся 2-4 класса. ( PPTX, 18,19 Мб)

Финансовая грамотность для школьников

Программы по обучению финансовой грамотности для детей начальной и средней школы разработаны совместно с экспертами Центрального Банка России. Методика на широкое обозрение не представлена, но известно, что дети в начальной школе научатся:

Начиная с пятого класса, ученикам предстоит:

Министерство образования планирует возложить на школу решение основных вопросов, касающихся финансовой грамотности детей, которые точно пригодятся каждому человеку во взрослой жизни.

В школах для обучения финансовой грамотности детей используют презентации и другие наглядные пособия, ведь на словах юной аудитории далеко не все будет понятно, а что-то скучнее сухой словесной теории для школьника придумать сложно.

Первый заместитель Председателя Банка России Сергей Швецов: «Введение новых образовательных стандартов позволит каждому школьнику в нашей стране гарантированно получить необходимый для жизни запас знаний о финансах, чтобы понимать, как распорядиться своими доходами, приумножить сбережения и защитить их от финансовых мошенников. Следующее поколение уже сможет более разумно решать финансовые проблемы, а значит, повышать уровень благополучия своей семьи и населения в целом».

Методическая разработка «Профессии нашей семьи» для учащихся 1 класса.

Проказина Ирина Ивановна –  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Шорникова Ольга Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Тихонова Жанна Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Охотникова Елена Юрьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Андронова Лариса Юрьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Корнилова Юлия Валентиновна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Сергеева Татьяна Викторовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Захарова Вероника Васильевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Процкая Наталья Михайловна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Исмагилова Гузаль Раисовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Балашова Виктория Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Коняева Маргарита Ивановна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Галенко Ирина Олеговна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Рябинина Анастасия Павловна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Голубева Екатерина Сергеевна –  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070.

Защита проекта по финансовой грамоте (PPTX, 62,70 Мб)

Методика обучения детей финансовой грамотности

Базовые советы включают в себя следующее:

Методика обучения на курсах включает в себя как теоретические, так и практические задания.

Бесплатные видео и курсы по детской финансовой грамотности

Лучший способ обучить ребенка чему-либо – это игра. В начальной школе на игровой деятельности в разной степени строится весь процесс обучения. Освоение финансовой грамотности – не исключение. Предлагаем несколько вариантов полезных игр, которые познакомят ребенка с миром торгово-денежных отношений и рынков.

Игра в магазин элементарна, подойдет для самых маленьких детей. Если ребята играют в нее сами по себе, то только воспроизводят покупателя и продавца в своем восприятии. Если в процесс включить взрослого, он поможет разобраться детально во всех нюансах:

Для большей реалистичности рекомендуем сделать имитацию денег с каким-то номиналом, так будет интереснее отсчитывать нужное количество купюр для расчета и сдачи.

Преимущества игры в «магазин» – она не ограничивает участников, играть можно дома, в гостях, на улице, в детском саду, продавая абсолютно все вокруг, если нет специального игрового реквизита.

«Денежный поток»

Настольная игра для дошкольников «Денежный поток» изобретена Робертом Кийосаки для повышения финансовой грамотности людей. Она показывает ребенку, как заставить деньги работать на себя.

В ходе игры дети и взрослые учатся обращаться с финансами, организовывать хороший финансовый старт и пассивный доход. Участники действия инвестируют, получают зарплату, занимаются благотворительностью, в итоге достигают цели. Кто первый – тот молодец. « Денежный поток» – это практическое пособие по финансовой грамотности, основам экономики, финансовым операциям. Кроме того, ребенок учится искать выходы из нестандартных и кризисных ситуаций.

«Монополия»

Игра для школьников и взрослых «Монополия» показывает детям, как с одной стартовой позиции, в которой все участники равны, одни становятся богатыми, а другие теряют все, что нажили в ходе инвестирования, ведения бизнеса, получения прибыли при движении к монополии – хозяйствованию на рынке. «Монополия» способствует формированию предпринимательского мышления.

«Экономикус»

Еще одна игра для повышения финансовой грамотности у детей – «Экономикус». Есть две версии: попроще, подходящая для дошколят и начального звена, и посложнее – для старшеклассников.

Задача участников игры – построить бизнес. На старте у всех по две компании. В ходе игры соперникам предстоит покупать новый бизнес, инвестировать. Победителем станет тот участник, который сможет заполучить максимум репутационных звезд за доминирование в отрасли.

На первый взгляд может показаться, что карточные игры далеки от реальной практики. На самом деле, у ребенка формируются новые нейронные связи на узнавании новых стратегий, алгоритмов, в том числе обращению с финансами, которые постепенно переходят в реальную жизнь.

Финансовая грамотность для детей разного возраста

К сожалению, на сегодняшний день программа детских садов не включает в себя такую финансовую грамотность для дошкольного возраста. Тут груз ответственности лежит целиком и полностью на родителях. Именно они объясняют ребенку, что прежде, чем совершить покупку желаемого, им приходится трудиться на работе.

Понятие о том, что за достаточным количеством денежных средств скрываются большие возможности, должно приходить в возрасте от 4 до 7 лет. Взаимодействие с ребенком на эту тему можно вести в форме ролевых игр. Должны доносится правила поведения в магазине и транспорте, а также другие основные моменты финансовых отношений в обществе. Малыш должен понимать, что за игрушку или проезд нужно заплатить.


ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Ученики начальных классов

Первые осознанные шаги во взрослую жизнь дети делают в начальной школе. Знание основ финансовой грамотности не позволит ребенку растеряться и совершить большое количество ошибок. Он будет осознавать, для чего вообще существуют деньги, и научится их считать. Вводят курс в начале второго класса. В начальной школе дисциплина рассчитана на:

Ученикам рассказывают о том, что такое деньги, знакомят с историей их возникновения, дают понятие об их видах и выполняемых функциях. Также дети узнают про определение семейного бюджета. Курс включен в такие дисциплины, как математика и окружающий мир.


ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Ученики средних и старших классов

Обучение финансовой грамотности в большей степени направлено на учащихся 5-11 классов. В этом возрасте дети уже имеют достаточно знаний о денежных средствах, товарно-денежных взаимоотношениях и институтах финансов. Это полноценные потребители, которые пользуются всеми ресурсами информации (сеть Интернет, мобильные приложения). Именно в этом возрасте начинается путь в освоении финансовых продуктов и инструментов.

Знания, полученные на уроках, должны не только отложиться на подкорке, но иметь в последующем активное применение в жизни. Это и есть главная цель обучения. Интерактивный формат моделирования различных ситуаций и ролевые игры позволяют подростками легче усваивать информацию. На уроках школьники узнают о финансовых рынках, различных услугах и продуктах, пытаются оценить риски в той или иной сфере.

Игра-путешествие для учащихся 4 класса «Деньги разных стран»

Доронина Александра Алексеевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Чумакова Катерина Вячеславовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 870, Коровина Юлия Вадимовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 870, Хрусталева Анастасия Михайловна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 870, Каракулова Вероника Львовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 400, Новоселецкая Ольга Александровна – учитель начальных классов ГБОУ школа Перспектива, Чаус Татьяна Евгеньевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 448.

Презентация (PPTX, 25,34 Мб)

Методическая разработка по теме «Семейный бюджет».

Кузнецова Надежда Николаевна – Учитель начальных классов  ГБОУ Школа №626

Презентация (PPTX, 1,60 Мб)

Урок-обобщение по теме «Деньги».

Жунисалиева Инга Петровна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1862, Фатхулаева Светлана Темиртасовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1862, Фазлова Эльвира Рустямовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Нижегородцева Наталья Александровна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Гилёва Мария Игоревна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 687.

Презентация (PPT, 3,91 Мб)

Разработка интерактивной игры по финансовой грамотности «Своя игра»

Бирюкова Светлана Валерьевна – ГБОУ школа № 1370, учитель начальных классов, Ухина Татьяна Ивановна – ГБОУ школа № 2083, учитель начальных классов.

Описание проекта (PDF, 285 Кб)

Презентация (PPTX, 4,43 Мб)

Опыт работы. Бирюкова С. В. ( PPTX, 87,83 Мб)

Умение правильно обращаться с деньгами – один из важнейших навыков для взрослой жизни, однако ему не учат в школе. Рассмотрим особенности обучения детей финансовой грамотности, правила и форматы в соответствии с возрастом ребенка.

Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1- 2 класса “Лесная ярмарка”.

Иванова Любовь Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1799 «Экополис, Кононенко Татьяна Михайловна –  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1862, Круглова Ирина Михайловна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1799 Экополис

Игра для 1 кл-2 классов по финансовой грамотности (PPTX, 12,14 Мб)

Деловая игра в режиме on-line «Лесная ярмарка» (PDF, 399 Кб)

Тест. ( PDF, 101 Кб)

Парные картинки (PDF, 507 Кб)

Ответы на миниатюры (PDF, 208 Кб)

Необходимость учить ребенка финансовой грамотности

«Нас не учили, но мы выросли нормальными» в данном случае не работает – много россиян признаются, что недовольны своим финансовым положением. Как показала статистика Центробанка, ситуация в стране и правда неблагоприятная в плане финансовой грамотности населения.

Задача родителей – заложить детям фундамент грамотного обращения с деньгами и отношения к ним. В некоторых семьях эта тема табуирована по разным причинам. Родители считают, что ребенок сам научится обращаться с деньгами.

Можно пойти другим путем – сразу найти педагога, который за пару месяцев научит вас двигаться, поставит движения, хореографию, вы освоите азы танца.

То же самое с ребенком: чем больше структурированной информации он получит на старте, тем быстрее освоит основные принципы управления собственными финансами и избежит ошибок, на разрешение которых могут уйти годы.

Формирование финансо­вой грамотности детей на руку родителям:

Ребенок поймет, что деньги не берутся из ниоткуда, что баланс банковской карты родителей не безлимитный, сможет самостоятельно ставить реалистичные цели и обретет частичную финансовую независимость.

Правильное использование карманных денег облегчит жизнь и ребенку, и родителям.

Организация проектной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» в 4-х классах.

Бейлина Марина Виленовна – Тьютор  ГБОУ Школа №2095

Проведение проектных работ по курсу «Финансовая грамотность» (PPTX, 62 Кб)

Заключительные советы по преподаванию финансовой грамотности для детей

Финансовая грамотность – неотъемлемая часть функциональной грамотности. В учебном курсе важно в контексте говорить о последней.

Задание всегда должно начинаться с заголовка, который пробудит у учеников желание задавать вопросы. Он должен содержать в себе уже имеющиеся знания с одновременным призывом к уточнению деталей и, возможно, даже вызовет удивление со стороны детей.

Разберем заголовок «Сколько стоит отпраздновать день рождения?». Ситуация знакомая. Каждый ребенок в своей жизни имел такой праздник. Это подтолкнет участников к обсуждению. Где можно собрать гостей? Какой торт будет на торжестве? Все вопросы желательно фиксировать на доске с указанием автора. Это покажет ученикам, что процесс обучения затрагивает всех. Каждый увидит, что его вопрос стал источником новых знаний.

После разбора ситуации будут поступать вопросы. Их важно соотносить с теми, которые были записаны на доске. Это будет фактором мотивации, особенно если указано авторство.


ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Жизненная ситуация в задании позволит вызвать определенные эмоции по отношению к ней у детей. Это подтолкнет их к озвучиванию своих доводов и предположений. Приведенный выше пример с днем рождения подойдет как нельзя кстати. Мало кто задумывается о том, сколько родители тратят средств на организацию праздника.

Это не только даст практические знания и опыт в составлении и анализе сметы, но и затронет моральные принципы: праздник должен радовать не только виновника торжества, но и приглашенных гостей. Этот нравственный аспект повлияет и на то, как по итогу будет выглядеть смета.


ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Анализ реальных финансовых документов формирует функциональную грамотность как мета-навык. Можно предоставить их в пособии или попросить учащихся принести реальные квитанции ЖКХ из дома. Задавайте детям вопросы на рассуждение. Какие услуги стоят наиболее дорого? Что влияет на итоговую сумму? Анализировать документы необходимо всем вместе.

Креативность также является частью функциональной грамотности. Давайте учащимся задания, которые стимулируют воображение. Например, взять интервью у денег. Школьники обычно возвращаются к заданиям, выполненных на дополнительных занятиях, и отмечают наиболее интересные работы. Чем креативнее будет задание, тем больше шанс, что урок будет усвоен хорошо.

Обучение детей финансовой грамотности не составит проблем, если вы в ней сами разбираетесь и подходите к процессу поэтапно. Главное, чтобы занятие не было нудным ни для вас, ни для участников. Проводите обучение в игровой форме, организуйте совместное времяпрепровождение с пользой, но не представляйте финансы как главную цель в жизни.

Не делайте из денег единственную мотивацию для движения вперед. Главная цель – грамотное обращение с финансами.

Материал основан на следующих источниках:

Разработка дидактического материала (кроссворд) по теме «ПРОФЕССИИ В НАШИХ СЕМЬЯХ» для учащихся 1 класса»

Колосова Екатерина Валерьевна – ГБОУ школа № 514, учитель начальных классов, Елисеева Наталья Евгеньевна – ГБОУ школа № 514, учитель начальных классов, Горохова Елена Николаевна – ГБОУ школа Перспектива, педагог дополнительного образования, Грачева Вита Витальевна – ГБОУ школа № 2000, учитель начальных классов.

Описание проекта (PPTX, 1,32 Мб)

Школы финансовой грамотности для детей

Обучить ребенка обращению с карманными деньгами и финансами в целом помогают специализированные школы и профильные курсы. Они полезны в случаях, когда у родителей нет времени на воспитательные процессы либо у них не получается выстроить с ребенком нужный контакт. Школы финансовой грамотности – мастхэв для тех родителей, которые сами не владеют представлениями о правильном распоряжении деньгами, но хотят исключить эту проблему из жизни ребенка.

С шести лет ребенка можно отдать на онлайн-курс школы «Умназия», где за 20 часов он пройдет курс юного экономика: узнает о рынке и о том, как он устроен, погрузится в историю товарно-денежных отношений, научится ставить цели, вести бюджет и даже ориентироваться в банковских продуктах и инструментах.

Если ребенку от 8 до 17 лет, ему подойдут трехмесячные курсы онлайн-школы «Финик», по окончании которых ученик получит настоящий диплом.

Тем семьям, где финансовой грамотности хотят обучиться и родители, и дети, есть комбинированные программы, например, в «Школе молодого предпринимателя МГУ». В нее включены финансовые чемпионаты и решение кейсов.

Хорошая подборка проверенных онлайн-школ по обучению финансовой грамотности для детей есть в ТЖ.

Отметим, что онлайн-школы – это подспорье домашней работе, но начинать правильному обращению с деньгами нужно раньше, чем в 10 лет, пока деструктивное поведение и расточительство не стали привычками, от которых будет сложнее избавиться.

Подростковый возраст (14–18 лет)


ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Этот возраст – репетиция взрослой жизни. Хорошо, если подросток устроится на работу хотя бы на лето. Вы можете помочь ему в этом, договорившись с друзьями семьи или другими родителями, чтобы подросток не испытывал лишний стресс в совсем чужой компании. Важно в этот момент рассказать, в чём суть договорных отношений и как вовремя отличить финансовых мошенников.

Составьте вместе финансовый план

Предложите ребёнку вести регулярный финансовый план. Личное планирование может быть не долгим – до года, но зато оно приучит к чёткому достижению целей. Распределите доходы по необходимым и второстепенным тратам, откладывая при этом 10% в копилку, а 5% – как финансовую подушку на чёрный день.

Покажите финансовые лайфхаки

Обучите методу пяти конвертов, где нужно разделить месячный бюджет на пять и разложить полученное по конвертам. Четыре конверта – это бюджет на месяц (один конверт на одну неделю). Пятый конверт – накопления, которые нельзя трогать.

Дайте подростку больше интересных книг

Подойдут «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона, «Юный инвестор» – Кэтрин Бейтам, «Деньги. Мастер игры» – Энтони Робинс. Ещё есть подростковая версия известной книги «Богатый папа, бедный папа» от Роберта Кийосаки. Финансовую грамотность выпускников школы можно подтянуть через комикс «Экономикс», где понятным языком и в картинках рассказывают даже про капитализм и меркантилизм.

Читайте: 35 способов, которые научат вас экономить деньги

Возрастные особенности учеников начальной школы подразумевают особый подход и использование нетривиальных методов обучения. Это могут быть исследования, игры или проекты.

В процессе обучения дети учатся работать со схемами и таблицами, анализируют выступления друг друга.


ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Для средней и старшей возрастной группы школьников используют следующие методы обучения:

Материалы для проведения тематических занятий педагог может взять на портале https://моифинансы.рф

На дополнительных занятиях можно использовать настольные игры с финансовым уклоном.

Ошибки родителей

Далее рассмотрим самые распространенные ошибки родителей, которые возникают при обучении ребенка обращению с деньгами и могут повлиять на процесс только негативно:

Разработка дидактических материалов по темам «Кондитерская фабрика» и «Хочу и надо»

Бабылина Ирина Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1288, Ки Екатерина Эдуардовна – Педагог дополнительного образования ГБОУ Школа №2083, Мокиенко Елена Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1375 Панюкова Светлана Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ многопрофильный лицей № 1799,

Бабылина И. В. Тесты ФГ (PDF, 629 Кб)

Фрагмент 1 (RAR, 1,08 Мб);  Фрагмент 2 (RAR, 7,62 Мб); Фрагмент 3 (RAR, 2,17 Мб); Фрагмент 4 (RAR, 3,52 Мб)

Ки Е. Э. Кроссворд для детей 2 класс (PDF, 303 Кб)

Мокиенко Е. А. Упражнения кондитерские изделия. ( PDF, 895 Кб)

Панюкова С. Н. Профессия пекаря (PPT, 19,38 Мб)

Сколько денег давать?

Вопрос животрепещущий для многих родителей: сколько давать карманных денег ребенку и как часто?

В первую очередь следует определиться родителям: на что этих денег ребенку должно хватать? Для одних мам и пап важно, чтобы хватало на походы в магазин за продуктами и мелкие радости, другие дают на минимальное обеспечение самого ребенка: на канцтовары, носки, косметические средства, проезд.

Сколько давать – вопрос индивидуальный. Поинтересуйтесь у родственников или знакомых, сколько денег они дают своим детям, чтобы ребенок не чувствовал себя сильно ущемленным, если сумма его карманных финансов будет меньше, чем у сверстников, или, наоборот, богачом.

При выделении денег на крупные покупки предоставляйте выбор: телефон или велосипед. Обозначьте сумму, на которую чадо может рассчитывать, это даст ему хорошую пищу для размышлений. Он научится договариваться с самим собой, искать компромиссы, отметать ненужные и навязанные желания.

Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников.

Лындина Оксана Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива», Зеленцова Елена Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива;, Лошакова Екатерина Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива

Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников (PPTX, 14,04 Мб)

Обобщение материала за 1 класс «Путешествие по семейной галактике»

Грачева Наталия Евгеньевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Гвоздева Нина Викторовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Быткэ Ирина Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Хохулина Наталья Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Сафронова Юлия Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Мухина Наталья Анатольевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814.

Путешествие по семейной галактике (PPT, 8,84 Мб)

Топ-10 игр по финансовой грамотности для детей

Наибольшая эффективность в усвоении знаний достигается посредством игровой формы. В рамках программы «Финансовая грамотность» разработаны игровые занятия, позволяющие получить опыт, который пригодится в реальной жизни. С их помощью растет уровень финансовой грамотности и закладывается интерес к грамотному финансовому поведению.

Эта деловая игра позволяет лично спланировать финансовые расходы на примере сказочных персонажей. Учит рационально тратить средства.

Игра помогает разобраться в существующих источниках дохода, знакомит с понятием инфляции и учит составлять личный финансовый план.

Игра знакомит с терминами в финансовой сфере и их значениями и помогает их актуализировать.

Карточная игра дает участникам возможность познакомиться с налоговыми обложениями. С её помощью можно понять, за что нужно платить налоги и какие последствия грядут в случае их неуплаты. Игроки узнают, что такое НДС, социальные выплаты и налог на доход.

Игра показывает, какие существуют риски утраты денежных средств и какие есть способы защитить себя от потери. Ученики узнают, что такое страхование.


ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Игра про захват игровых территорий и крепостей, где финансовая грамотность позволит выйти в лидеры. В процессе игры приобретаются знания об источниках семейных доходов и расходов, и видах налогов, подлежащих к уплате.

Игра позволяет окунуться в популярную на сегодняшний день профессию блогера. В процессе игроки учатся писать тексты, анализировать полученную информацию и правильно формулировать советы относительно финансов для других участников. По окончании у каждого будет опыт в составлении индивидуального финансового плана, постановке материальной цели и прогноза по срокам её достижения.

Игра рассчитана на детей школьного и дошкольного возраста. Она знакомит с азами финансовой грамотности и дает понимание о том, что такое деньги и какова их роль в современном обществе. Через игровой опыт формируется правильное отношение к финансовому планированию и появляется представление о способах получения дохода. Всё это помогает достичь поставленной цели.

Эта деловая игра учит принимать верные решения на всех этапах запуска бизнеса в ужесточенных условиях конкуренции. Отлично знакомит с темой предпринимательства.


ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Игра про семейный бюджет, где игроки сквозь призму собственного опыта осознают влияние всевозможных событий на увеличение или уменьшение расходов. Позволяет лично убедиться в ценности финансового планирования семьи.

Зачем нужна финансовая грамотность для детей

Правильное отношение к деньгам должно формироваться ещё в детском возрасте. В этом и состоит цель финансовой грамотности. Она дает возможность узнать основы работы общественной экономики и помогает проложить путь к успешному будущему.

Можно получать большую зарплату и не понимать, куда уходят деньги и почему их все равно нет. Количество играет значимую роль, но куда важнее уметь распоряжаться средствами с умом. Важно то, на что мы их тратим, куда инвестируем и откладываем ли капитал на заветные цели.


ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Финансово грамотный человек умеет управлять своими доходами и расходами, правильно распределяет средства, откладывает, инвестирует и не участвует в подозрительных финансовых операциях.

Финансовая грамотность – это знания не про экономию и предпринимательство. Можно иметь невысокий доход, но при этом не брать необдуманные кредиты и займы, не принимать участие в очередной финансовой пирамиде и не оставаться с пустым кошельком спустя неделю после зарплаты.

Правильное отношение к деньгам нужно прививать с самого детства. Это не только умение считать свои расходы и доходы, но и способность контролировать свои «хочу» и обдуманно подходить к совершению покупок. Привить это может только семья.

Изучив основы финансовой грамотности, ребенок получит следующие навыки:

Осенью 2016 года во многих школах России ввели новое направление по развитию навыков финансовой грамотности в рамках дисциплины обществознание. В планах ввести основы этого курса и в такие предметы, как ОБЖ, история, математика и география.

Для того чтобы население России оперативно реагировало на все изменения в экономической сфере, дети должны получать первые знания уже сидя за партой. Темы денежных валютных операций, семейного бюджета, накоплений и финансовой стабильности – всё это поможет ребенку в будущем быть состоятельным. На мировом уровне практика использования в обучении программ по финансовой грамотности для детей хорошо повлияла на развитие государства.

На сегодняшний день любой ребенок совершает самостоятельные покупки и пользуется приложениями. А некоторые дети даже являются владельцами пластиковых карт. Это говорит о том, что уже с малого возраста они участвуют в торгово-финансовых отношениях и производят денежные операции. Именно поэтому внедрение финансовой грамотности для детей начальной школы является необходимой мерой.


ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Летом 2021 года на законодательном уровне утверждено обязательное преподавание финграмотности. Закреплено это в Федеральных государственных образовательных стандартах образования как начального, так и общего. В разработке принимал участие Банк России. Они работали над частью про финансовое просвещение.

Учителя средней школы доносят до учеников риски, связанные с предпринимательской деятельностью, а также рассказывают о видах мошенничества и многом другом. Отдельное введение предмета по финансовой грамотности чиновниками не предусмотрено. Новая дисциплина будет частью таких предметов, как окружающий мир и обществознание, математика и география.

В некоторых образовательных учреждениях финграмотность преподают на факультативных мероприятиях. Это позволяет ученикам подходить к изучению с интересом и не думать об оценках.


ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Также такой формат занятий дает больше свободы в выборе образовательной методики. Классическое донесение информации (лекции, конспекты, доклады) не пробуждают интерес у современных школьников. Совместный мозговой штурм и разработка общей идеи, в совокупности с проектной деятельностью – вот что популярно в нынешнем образовании. Это точно пробудит интерес к финансовой сфере.

Для учеников начальной школы можно включать познавательные мультфильмы и проводить занятие в формате финансовой игры. Отличную финансовую грамотность для детей дает игра монополия.

Младший школьный возраст (7–11 лет)


ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Обучение детей финансовой грамотности на этом этапе помогает в общении со взрослыми и одноклассниками. К начальной школе ребёнок должен уметь делать покупки и понимать, что такое размен и сдача или как работает оплата карточкой. Это важно, как минимум, для покупки обедов в столовой. Подарите ему копилку, чтобы он складывал туда денежные подарки.

Дайте понять, что у каждой вещи есть цена

В младших классах познакомьте ребёнка с покупками в крупных магазинах и смыслом чека. Попросите его самого расплатится на кассе. Постарайтесь не потакать минутным желаниям ребёнка на шопинге. Расскажите, что у вещей есть своя цена и почему каждая из них стоит по-разному. Затем составьте список желаемого и определите что нужно сделать, чтобы купить это.

Например: «Если выступишь на олимпиаде по математике, то мы сможем купить тебе эту вещь». Главное, не поощрять ребёнка за то, что он хорошо учится или убирается в комнате. Так, он может начать шантажировать. Поощряйте только сверхусилия – то, что не входит в его обязанности.

Читайте книги по финансовой грамотности для детей

Организуйте совместное полезное чтение. Например, у Сергея Федина есть книга «Финансовая грамотность» в двух частях. Это учебник с вопросами и задачами как о семейном бюджете, так и об истории экономических процессов. Другой вариант – «Пёс по имени MoneY» от Бодо Шефер. Главный герой – лабрадор, который учит девочку Киру разбираться в деньгах. Можно прочитать Игоря Липсица – «Удивительные приключения в стране Экономика».

Ещё можно пройти уроки по финансовой грамотности в «Умназии». Это онлайн-платформа, где есть целый интерактивный курс по финансовой грамотности для младших и средних школьников. В программе курса 5 ступеней, а задания сделаны в игровой форме. Они улучшат навыки обращения с деньгами, разовьют самостоятельность ребёнка, повысят интерес к учёбе, познакомят с банковскими продуктами и главными законами денег.

Поиграйте в «Монополию»

Легендарная настольная игра «Монополия» (она же «Менеджер», «Бизнесмен» или «Империя») – это отличный вариант обучения бюджету и планированию. « Монополия» развивает экономические мышление, целеустремлённость и внимательность.

Топ курсов по финансам для детей

Формат и стоимость:

Отзывы: Участники курса “Финансовая грамотность” от CODDY высоко оценивают качество обучения. Они отмечают практическую направленность занятий, профессионализм преподавателей и эффективность применяемой методики

Основные причины выбора курса:

Программа курса включает:

Отзывы: Многие ученики курса выразили свою благодарность за интересные и познавательные занятия. Они отметили, что благодаря курсу смогли пересмотреть свое отношение к бизнесу и заработку, научились правильно строить свой бизнес и даже начали создавать свои проекты. Кроме того, ученики высоко оценили практическую составляющую курса, в частности, экскурсии и тренировочные занятия.

Стоимость: 1 занятие предоставляется бесплатно при дальнейшей оплате курса или за 450₽.

Основные направления курса:

Три ключевые причины выбора курса:

Что будет изучаться на курсе:

Стоимость обучения: от 740 ₽/урок. Полный курс состоит из 24 занятий, каждое из которых длится 90 минут.

Онлайн-курс предназначен для развития финансовых и предпринимательских компетенций детей и подростков под руководством профессиональных тренеров.

Отзывы: Многие родители и учащиеся высоко оценивают данный курс, подчеркивая его практическую направленность и актуальность представленной информации. Участники курса отмечают, что полученные знания помогли им лучше понять мир финансов и бизнеса, а также реализовать свои первые предпринимательские проекты.

Айтигенио предлагает курс по финансовой грамотности, который направлен на обучение детей основам управления личными финансами. Курс разработан таким образом, чтобы дети могли изучать материал в игровой форме, начиная с раннего возраста.

Чему научится ребенок на курсе:


ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Обучение проводится по принципу «от простого к сложному». Детям в шесть лет рано знакомиться с видами и особенностями инвестиций, а вот в подростковом возрасте такие знания могут быть полезными. Рассмотрим этапы освоения материала в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Дошкольник не разбирается в кредитах и структуре экономике, однако у него должно быть общее представление о деньгах. Ходите вместе по магазинам и объясняйте, почему вы купили эти товары, сколько они стоят, и сколько денег вы взяли с собой. Объясните, какая сумма запланирована на продукты для всей семьи, а сколько денег остается на сладости.

Расскажите о месте своей работы и стоимости вашего труда за один час. Если ребенок еще не знает цифры, скажите, как долго вам нужно работать, чтобы купить ему новую игрушку.

Как только ребенок идет в школу, у него появляются деньги на карманные расходы. Выдача небольших сумм – отличный способ научить ребенка вести собственный бюджет. Изначально выдается небольшая сумма каждый день, однако со временем можно начать выдавать деньги раз в неделю. Благодаря этому школьник сможет сам планировать расходы и распоряжаться своими средствами.

Заведите блокнот, куда школьник будет записывать траты и доходы. С этим «бухгалтерским документом» справится даже второклассник. Объясните ребенку, что не нужно тратить все деньги сразу. Часть денег можно отложить на более крупную покупку или поход в кино.

Младшеклассника можно привлекать к покупкам для всей семьи и оперировать простыми примерами. Уже в 5-6-м классе ребенок может сам ходить за продуктами.

В магазине научите школьника обращать внимание на вес товаров, сравнивать цены, проверять сдачу и чек после каждой покупки. Это простые навыки, которые будут полезны в быту и сформируют ответственное отношение к финансам.

Ученик средней школы должен знать, как работает банковская система. Заведите копилку, которая будет своеобразным депозитом. Дети смогут откладывать в нее сбережения, а вы добавлять мелочь, которая осталась в кошельке. Вместе решите, на что вы потратите эти деньги.

Дайте школьнику право принимать собственные решения, держите копилку в открытом доступе.

В 9-11 классах особенно важна финансовая грамотность. Уже с 14 лет ребенок может сам зарабатывать деньги, например, делать фото на заказ, писать посты для социальных сетей или гулять с соседской собакой.

Родители могут помочь ребенку с первой работой, например, опросить знакомых или зарегистрировать школьника на бирже фриланса. Самостоятельный заработок, небольшой доход научит подростка уважительно и бережно относиться к деньгам.

Еще один полезный практический урок – крупная покупка на нужды семьи. Попросите школьника изучить и сравнить цены в магазинах при покупке бытовой техники, посмотреть характеристики, ознакомиться с отзывами.

Если покупка берется в кредит, изучите банковские предложения и вместе рассчитайте переплату по каждому банку. Обсудите, есть ли смысл брать займ или лучше подождать и накопить нужную сумму. Благодаря этому ребенок будет учиться тому, что ему пригодится в дальнейшей жизни.

«Школьный буфет – финансовая головоломка»

Тутыгина Светлана Геннадьевна –  Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Великороссова Елизавета Иналовна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Касаткина Анастасия Васильевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Стрелкова Елена Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557.

Презентация (PPT, 555 Кб)

Зачем ребёнку финансовая грамотность

Цель финансовой грамотности в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. Они узнают, как работает экономика в обществе и формируют правильное отношение к деньгам.

Оцените статью