ПРИМЕНЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ПРИМЕНЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Финзачет

У современного школьного образования много требований, которые появились как ответ на запрос от «реального мира», и метапредметность — основной из них.

14 февраля 2017

Важно не путать метапредметность с межпредметностью, хотя во многих случаях они выступают сообща. Приставка «мета» означает «за», «через», «над», то есть подразумевает выход за рамки предмета; усвоение знаний не самих по себе, а в применении к жизненным ситуациям и разным областям деятельности человека.

Курс на формирование финансовой грамотности у школьников — пример реального применения метапредметных принципов в школе сегодня. Бесспорно, для такой обширной и сложной темы нужны новые дисциплины, в частности экономика, которая начинает вводиться в программы обучения. Но и базовые предметы могут внести большой вклад в освоение курса.

Надо понимать, что у учителя не стоит цели вырастить из ученика банковского работника или инвестиционного аналитика. В нашем случае финансовая грамотность — это совокупность БАЗОВЫХ знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов, которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски, которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег.

Материал подготовлен на основе вебинара «Формирование финансовой грамотности в курсе математики для 5-11 классов»

В основе финансовой грамотности лежит умелое управление денежными ресурсами. Это касается всех основных направлений, таких как: рациональное использование денежных ресурсов на потребление; культура сбережения с целью формирования активов; эффективное использование денежных ресурсов для инвестирования.

Правильное отношение к деньгам в широком смысле должно, конечно, прививаться в первую очередь гуманитарными дисциплинами, формироваться в семье, для чего проводится специальная работа с родителями. И это в основном нравственный аспект. Математике же отводится особое место в повышении финансовой грамотности — создание математического аппарата для решения основных финансовых «задач».


ПРИМЕНЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В школьном курсе математики, разработанном Муравиными Ольгой Викторовной и Георгием Константиновичем, предлагается поэтапная схема введения практических знаний о финансах. То есть не обрушивать на старшеклассника сразу весь объем информации, а с начальной школы предлагать задачи, которые отображают финансовые операции. Стоит обратить внимание на то, что это должно стать дополнительным стимулом для изучения предмета: теперь есть очень четкий ответ на вечный вопрос ученика «Как мне эти знания пригодятся в жизни? Зачем мне заучивать формулы?». Не лишним будет напомнить ученикам, что такие задачи будут встречаться в ЕГЭ, это привлечет внимание тех, кто заранее замотивирован на успешную сдачу государственной аттестации.

Как же предлагается соотносить новые темы со школьной программой?

В начальной школе происходит знакомство с денежными знаками, ценой и стоимостью товаров. Младшие школьники учатся пользоваться карманными деньгами: оплачивать обеды в школе, рассчитывать сдачу. Дети знакомятся с товарами. Теперь, запоминая информацию о себе, ребенок сможет назвать не только свое имя, возраст, но и, например, размер одежды. Обязательными становятся задачи на расчет стоимости; пользуясь таблицами с данными, ученик будет совершать покупки: например, будучи ограниченным конкретной суммой, он должен принять решение, какие билеты в театр он может себе позволить купить.

Учим школьников считать деньги: основы финансовой грамотности на уроках математики в начальной школе


ПРИМЕНЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В 4 классе во время изучения долей предлагается составить диаграмму, отображающую бюджет семьи. Так ребенок впервые увидит, как распределяются средства. Уже в 5 классе эта диаграмма приобретет новый вид — теперь статьи расходов будут отображаться в процентах. Научившись рассчитывать проценты, ученики смогут понять, как работает система кредитования и вкладов, как начисляются премии. Стоит заострить внимание на том, что денежные средства выгоднее хранить в банках, а не прятать под подушкой. В 6 классе, познакомившись с пропорциями, ученики наблюдают, как снижаются или повышаются цены на те или иные товары, как зависит уплата налогов от заработной платы. Деление в данном отношении позволяет рассмотреть проблему распределения прибыли пропорционально внесенным деньгам, оплаты за выполненную работу.


ПРИМЕНЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Изучение функций и их систем в 7 классе дает возможность ввести огромное количество новых, уже более сложных понятий: спрос и предложение, рыночное равновесие, равновесная цена. Ученики начинают рассчитывать оптимальные затраты на покупки и услуги. Задачи формулируются таким образом, чтобы спровоцировать обсуждение конкретной жизненной ситуации, так например, школьник должен в полной мере осознать, какова вероятность выиграть в лотерею, и к каким неоправданным тратам приведет его регулярное в ней участие.


ПРИМЕНЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В 8 классе вновь вернемся к кредитам и вкладам: квадратные уравнения объяснят ситуацию с изменением процентов по вкладу, двухгодичных кредитов и депозитов с фиксированным годовым процентом.


ПРИМЕНЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

9 класс позволяет еще больше углубиться в эту тему: изучение степени с целым показателем и формулы суммы геометрической̆ прогрессии поможет вывести формулы депозита и кредита. Имеет смысл начать говорить об ипотечном кредитовании, покупке и продаже акций. В 10-11 классах при введении математического анализа ученикам будут предложены более сложные банковские задачи с использованием показательной и логарифмической функций; производной; наибольшего и наименьшего значения.

Перейти в каталог продукции по алгебре для 7-11 классов

Учителю важно осознать, что на протяжении всего обучения решение подобных задач должно сопровождаться дискуссией и приводить учеников к самостоятельным выводам о том, как правильно распоряжаться финансами. Только в этом случае можно говорить не только о практическом применении знаний, но и именно о формировании финансовой грамотности.

Подробная информация о финансовой грамотности на уроках математике представлена в вебинаре. Смотреть запись

В статье указано значение финансовой грамотности для современного человека. Рассмотрены финансовые задачи для повышения финансовой грамотности школьников с 5 по 11 класс.

Ключевые слова:

финансовая грамотность, уроки математики, проценты.

В результате расширения и усложнения диапазона финансовых услуг, непрерывного обновления и появления новых финансовых инструментов, возникающих с ростом товарно-денежных отношений, особенно актуальными становятся аспекты, рассматривающие проблемы повышения финансовой грамотности у населения.

Основополагающим фактором, влияющим на благополучие населения, становится их финансовая грамотность. Многие столкнулись с проблемой неэффективного управления личными финансовыми потоками, вследствие несоответствия имеющегося уровня финансовой грамотности и динамично развивающегося финансового рынка.

Решение практико-ориентированных заданий помогает школьнику соотнести теоретические знания, полученные на уроках математики с различными жизненными ситуациями, вычисления коммерческого характера дают возможность обучающемуся увидеть практическую направленность математики. В связи с этим возникает необходимость в получении экономических знаний на уроках математики.

Алгоритм в освоении финансовой грамотности в рамках курса математики может быть представлен следующим образом, таблица 1.

Система формирования финансовой грамотности в средней и

старшей школе

Приведем некоторые виды заданий в соответствии с системой формирования финансовой грамотности по классовой принадлежности.

Примеры задач для школьников.

Задача 1. Одна конфета «Аленка» стоит 35 рублей. Каждые выходные (в субботу и воскресенье) в магазине действует акция «Выходного дня»: при покупке двух конфет, покупатель получает одну в подарок, то есть всего у покупателя будет три конфеты. Сколько конфет «Аленка» сможет купить покупатель, заплатив 200 рублей в субботу? (

Ответ: 7 конфет

).

Задача 2. Один воздушный шарик стоит 17 рублей 50 копеек. Какое максимальное количество шариков сможет купить первоклассник, если в его распоряжении имеется 270 рублей? (

Ответ: 15 шариков

).

Задача 3. Саша собрался пойти на праздник к Наташе и подарить ей букет из ромашек. Одна ромашка стоит 30 рублей, на букет у Саши есть только 500 рублей. Сколько ромашек будет в букете у Саши, если одним из обязательных условий является то, что в букете должно быть нечетное число ромашек? (

Ответ: 15 ромашек

).

Задача 4. Билет в цирк для взрослого человека стоит 720 рублей, а цена детского билета рассчитывается, как 50 % от стоимости билета для взрослого. Какая цена будет у билета, который будет у ребенка? (

Ответ: 360 рублей

).

Для повышения финансовой грамотности учащихся можно использовать следующие приведенные задачи.

Задача 1. Подключить интернет можно выбрав один из представленных тарифных планов.

Абонент выбрал для себя наиболее дешевый тарифный план из имеющихся вариантов, что общий объем пользования интернетом составляет 650 мегабайт в месяц. Какую сумму заплатит потребитель, если объем пользования составит 650 мегабайт? Запишите ответ в рублях.

(Ответ: 330).

Задача 2. Подрядной организации необходимо произвести ремонтные работы на объекте для этого им необходимо закупить напольную плитку. Напольная плитка расфасована в пачки. Пачки бывают трех размеров. Сколько рублей придется заплатить подрядной организации за закупку плитки для проведения ремонтных работы, если необходимо положить плитку на пол комнаты со сторонами 3 × 3 метра. Необходимо выбрать наиболее бюджетный вариант (дешевый). Данные приведены в таблице.

Рассмотрим еще примеры, способствующие повышению финансовой грамотности учащихся.

1)

Два друга Кирилл и Афиноген сравнивают свои доходы. По трудовому договору ежемесячный оклад Кирилла составляет 24 000 рублей, а Афиноген получает путем перечисления на карточный счет, открытый в банке, 21 000 рублей. Ставка налога на доходы физических лиц равна 13 %. Необходимо ответить на вопрос, чей доход в виде заработной платы больше? Какой оклад прописан в трудовом договоре у Афиноген?

(Ответ: Афиноген, 24137,93).

2) Общий доход всей семьи в месяц составляет 78 000 рублей. Семья совершала покупки в период с января по май и их расходы составили: 55 000; 58 000; 49 000; 48 000; 57 000 рублей по месяцам соответственно.

а) Необходимо определить общую величину средств, которую семья смогла сэкономить.

б) Чему равны суммарные сбережения семьи за пять месяцев, если ее среднемесячные расходы были равны: минимальному значению с января по май; в) максимальному значению за этот же период?

(Ответ: а) 123000, б)150000, в) 100000).

3) Иннокентий Петрович, для того чтобы увеличить свои сбережения решил купить 100 акций национальной газовой компании по цене 140 рублей за штуку, 50 акций японской промышленной компании по цене 45 долларов за штуку, 10 акций итальянской обрабатывающей — компании по цене 95 долларов за штуку. В день совершения покупки соотношение курса валюты к рублю составили 52 рубля за 1 доллар. Акции национальной газовой компании за год подорожали на 10 %, японской — подешевели на 7 %, итальянской обрабатывающей — подорожали на 35 %.

На какую годовую величину изменилась сумма сбережений Иннокентия в рублях, если курс доллара к концу года составил 64 рубля?

(Ответ: вырастет на 40500).

4) Амелия планирует приобрести дачный участок, для этого ей необходимо взять кредит в банке, сумма которого составит 350 000 рублей под 10 % годовых. В соответствии с условиями кредитного договора, погашение кредита осуществляется только один раз в год после того как будут начислены проценты. Величина погашаемой суммы может быть любой, но не может быть меньше 70 000 рублей. Ежемесячная заработная плата после вычета подоходного налога составляет 50 000 рублей (на руки), а ее минимальные ежемесячные расходы равны 22 000 рублей. Также, за арендуемый автомобиль Амелия ежемесячно платит 20 000 рублей.

Какое минимальное количество лет потребуется Амелии чтобы полностью погасить кредит?

(Ответ: 5).

5) Аполлинарий давно мечтает о новой ударной установке для своей музыкальной группы. Модель, которая нравится ему больше всего и соответствует звуковым характеристикам, стоит 39 500 рублей. В ближайшем будущем Аполлинарий рассчитывает получить гонорар за выступление 40 000 рублей, но ему не хочется ждать. Он принимает решение расплатиться за ударную установку кредитной картой. Условия пользования кредитной карты следующие, если долг банку будет возвращен в течение льготного периода пользования картой, то Аполлинарию не придется выплачивать проценты, но если он нарушит условия и выплатит долг позже, банк по будет вынужден начислить проценты по ставке 24 % годовых за весь период пользования кредитом (начиная со дня совершения платежа в магазине до дня возврата денег). Аполлинарий успел совершить покупку за 20 дней до окончания льготного периода, но гонорар за выступление, получил с опозданием, только через 15 дней после окончания льготного периода по карте. Какую сумму процентов должен будет уплатить Аполлинарий? Хватит ли ему полученного гонорара для того, чтобы полностью рассчитаться по кредиту (вернуть общую сумму долга (основной долг и проценты)?

(Ответ: 909, премии не хватит).

В заключении хочется сказать, что каждый человек должен правильно распоряжаться финансами. Именно изучение этой темы и решение задач школьного курса математики поможет выпускнику в этом вопросе. Курс математики содержит весь спектр методов для эффективного повышения уровня финансовой грамотности. Азы, которые обучающиеся получат в школьном курсе, помогут им в дальнейшей жизни более лучше приспособится к постоянно меняющийся финансовой сфере.

Основные термины (генерируются автоматически): рубль, финансовая грамотность, задача, Ответ, процент, урок математики, финансовая грамотность учащихся, кредитная карта, льготный период, напольная плитка.

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Комплексы практико-ориентированных заданий по модулю «Основы финансовой грамотности».

Бурмистрова Елена Юрьевна, учитель математики высшей квалификационной категории МАОУ Абатская СОШ №1

Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство.

Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным.

Финансовая  грамотность –  понимание  основных  финансовых  понятий  и  использование  этой  информации  для  принятия  разумных  решений,  способствующих благосостоянию  людей.  К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование  бюджета, накопление средств на будущие  цели,  например, получение  образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Формирую финансовую грамотность через   на уроках математики.  Использую задания, нацеленные на формирование адекватных представлений об управлении личными финансами и развитие навыков ответственного, грамотного потребительского поведения на финансовом рынке.

Считаю, что финансово грамотного человека отличает присущая ему культура потребительского и финансового поведения, а вовсе не знание специальных терминов и понятий.

К числу базовых принципов грамотного потребительского и финансового поведения отношу:

• реалистичную оценку своих финансовых возможностей и ограничений при принятии потребительских и финансовых решений;

• понимание необходимости выбора, невозможности удовлетворения всех потребностей и желаний;

• наличие навыка рассмотрения альтернативных вариантов решения;

• количественная (получаемая путем математических расчетов) оценка финансовых последствий принимаемых решений;

• понимание личной ответственности за последствия (в том числе долгосрочные) принятого решения.

Первичные представления о финансах формируются у детей уже в дошкольном возрасте, а в возрасте 10–12 лет у детей начинают формироваться осознанные экономические представления: как выбрать тариф сотового оператора, тариф на интернет и т.д. Именно поэтому, как учитель математики, работающий в 5-11 классах, начинаю формировать финансовую грамотность учащихся с пятого класса как на уроках, так на кружках «В мире математики» в 5 классе, «Реальная математика» в 8 классе, предметных курсах: «Математика «+» в 7 классе, Избранные вопросы математики в 8-9 классах, консультациях в 9-11 классах.

Для достижения этой цели ввожу различные экономические задачи в учебный курс математики. Это объясняется тем, что многие экономические проблемы поддаются анализу с помощью того математического аппарата, который изложен в курсе математики и алгебры.

Использую следующую систему обучения финансовым задачам в рамках школьного курса математики:

I этап (5 – 6 классы). Изучение темы «Понятие процента». На данном этапе основными видами задач являются:  нахождение процента от числа; нахождение числа по данному проценту; нахождение процентного отношения чисел; увеличение (уменьшение) числа на заданный процент.

II этап (5 – 7 классы). Решение практико-ориентированных финансовых задач. На данном этапе школьники решают задачи с финансовой составляющей, учатся планировать бюджет, рассчитывать налоги, сравнивать прибыль от различных видов вложения денег и т.д.

III этап (7 – 9 классы). Тема «Задачи на повышение и понижение цены».

IV этап (10 – 11 классы). Тема «Простые и сложные проценты».

К сожалению, финансовых задач недостаточно в учебниках, но большой блок таких задач представлен в сборниках заданий ОГЭ и ЕГЭ по математике, задачи из которых я систематически рассматриваю на уроках начиная с 5 класса.

Задачи, с элементами финансовой математики, выразительно демонстрируют практическую ценность математики и позволяют  активизировать  учебную  деятельность  и  развивать умения по использованию

Стараюсь включать различные задачи по темам и сюжетам. При решении задач каждого типа акцент делается не только на математический аппарат, но и на иллюстрацию общего подхода к принятию финансово грамотного решения. Задачи рассматриваю по тематическим блокам, при решении каждого блока оперируем финансовыми терминами, обсуждаем смысл используемых в текстах заданий экономических и финансовых терминов и понятий.

Обучение с детских или юношеских лет финансовой грамотности, конечно, позволит молодым людям в дальнейшем легче адаптироваться к постоянно изменяющейся финансовой сфере. Выходя в самостоятельную взрослую жизнь, они будут уже знать, как вести бюджет, как, куда и сколько откладывать денег, как планировать будущее, сколько должно быть источников дохода и так далее. Эти бесценные знания действительно могут сделать жизнь человека гораздо проще.

Комплекс  практико-ориентированных заданий по модулю «Основы финансовой грамотности» используемых мной на уроках математики, кружках и предметных курсах по математике, который рассматриваю по следующим типам:

– задачи на потребности и расходы:

По тарифному плану «Просто как день» компания сотовой связи каждый вечер снимает со счёта абонента 18 руб. Если на счету осталось меньше 18 руб., то на следующее утро номер блокируют до пополнения счёта. Сегодня утром у Лизы на счету было 800 руб. Сколько дней (включая сегодняшний) она сможет пользоваться телефоном, не пополняя счёт?

Летом килограмм клубники стоит 80 рублей. Маша купила 1 кг 200 г клубники. Сколько рублей сдачи она получит с 500 рублей?

3) Шоколадка стоит 35 рублей. В воскресенье в супермаркете действует специальное предложение: заплатив за две шоколадки, покупатель получает три (одну в подарок). Сколько шоколадок можно получить на 200 рублей в воскресенье?

4)Сырок стоит 17 рублей 50 копеек. Какое наибольшее число сырков можно купить на 270 рублей?

5) Ваня решил подарить Маше букет тюльпанов, которые стоят 30 рублей за штуку. У Вани есть 500 рублей. На какое максимальное количество тюльпанов Ване хватит денег, учитывая то, что в букете должно быть нечетное число цветов?

6) Железнодорожный билет для взрослого стоит 720 рублей. Стоимость школьного билета составляет 50% стоимости билета для взрослого. Сколько стоит школьный билет?

– задачи на взаимозаменяемые варианты:

Телефонная компания предоставляет на выбор три тарифных плана.

Абонент выбрал наиболее дешевый тарифный план, исходя из предположения, что общая длительность телефонных разговоров составляет 650 минут в месяц. Какую сумму он должен заплатить за месяц, если общая длительность разговоров в этом месяце действительно будет равна 650 минут? Ответ дайте в рублях.

2)Интернет-провайдер предлагает три тарифных плана:

Андрей предполагает, что в месяц он будет использовать примерно 600 Мбайт, и выбирает тарифный план, при котором фактическая плата за месяц окажется наименьшей. Сколько будет платить Андрей при трафике 600 Мбайт?

3) Билет на одну поездку стоит 20 рублей, проездной на месяц с неограниченным количеством поездок – 580 рублей. Аня купила проездной и сделала за месяц 41 поездку. На сколько больше денег она потратила бы, если бы каждый раз покупала билеты на одну поездку?

– задачи на альтернативную стоимость:

Керамическая плитка одной и той же торговой марки выпускается трёх разных размеров. Плитки упакованы в пачки. Требуется купить плитку, чтобы облицевать пол квадратной комнаты со стороной 3 м. Размеры плитки, количество плиток в пачке и стоимость пачки приведены в таблице

Во сколько рублей обойдётся наиболее дешёвый вариант покупки?

2) Иван Васильевич живет в деревенском доме постройки 1960-х годов и использует газ для отопления дома в холодное время года (6 месяцев в году). Расход газа в среднем составляет 700 куб. м в месяц, а стоимость 1 куб. м газа – 6,3 рубля. Иван Васильевич считает, что из-за износа дом теряет много тепла, и хочет сократить потери. Строительная фирма предложила хозяину утеплить дом пеноизолом, обещая снижение расхода газа на 30%. Общая стоимость работ и утеплителя составит 36 000 рублей. Если удастся достичь обещанной экономии газа, через сколько лет должно окупиться утепление дома? Ответ округлите до целого значения.

Установка двух счётчиков воды (холодной и горячей) стоит 3300 рублей. До установки счётчиков Александр платил за воду (холодную и горячую) ежемесячно 800 рублей. После установки счётчиков оказалось, что в среднем за месяц он расходует воды на 300 рублей при тех же тарифах на воду. За какое наименьшее количество месяцев при тех же тарифах на воду установка счётчиков окупится?

задачи на потребительский выбор:

1) Клиент хочет арендовать автомобиль на трое суток для поездки протяженностью 600 км. В таблице приведены характеристики трех автомобилей и стоимость их аренды. Помимо аренды клиент обязан оплатить топливо для автомобиля на всю поездку. Какую сумму в рублях заплатит клиент за аренду и топливо, если выберет самый дешевый вариант?

Цена дизельного топлива — 21 рубль за литр, бензина — 23 рубля за литр, газа — 16 рублей за литр.

Алексей хочет взять в аренду на 7 дней небольшой внедорожник для поездки в горы и выбирает из двух вариантов:

За время аренды Алексей планирует проехать 3 500 км и хочет выбрать автомобиль с минимальной полной стоимостью аренды. Автомобиль какой марки ему следует арендовать в таком случае?

Строительной фирме нужно приобрести 40 кубометров строительного бруса у одного из трех поставщиков. Какова наименьшая стоимость такой покупки с доставкой (в рублях)? Цены и условия доставки приведены в таблице.

В трёх салонах сотовой связи один и тот же телефон продаётся в кредит на разных условиях. Условия даны в таблице.

Определите, в каком из салонов покупка обойдётся дешевле всего (с учётом переплаты). В ответ запишите эту сумму в рублях.

В таблице даны тарифы на услуги трех фирм такси. Предполагается поездка длительностью 70 минут. Нужно выбрать фирму, в которой заказ будет стоить дешевле всего. Сколько рублей будет стоить этот заказ?

*Если поездка продолжается меньше указанного времени, она оплачивается по стоимости минимальной поездки.

В первом банке один австралийский доллар можно купить за 28,6 рубля. Во втором банке 120 долларов — за 3420 рублей. В третьем банке 40 долларов стоят 1148 рублей. Какую наименьшую сумму (в рублях) придется заплатить за 30 австралийских долларов?

– задачи на скидки:

1) Розничная цена учебника 180 рублей, она на 20% выше оптовой цены. Какое наибольшее количество таких учебников можно купить по оптовой цене на 10 000 рублей?

2) Товар на распродаже уценили на 30%, при этом он стал стоить 350 рублей. Сколько стоил товар до распродажи?

3) Пирожок в кулинарии стоит 18 рублей. При покупке более 20 пирожков продавец делает скидку 10% от всей стоимости покупки. Покупатель купил 30 пирожков. Сколько рублей он заплатил за покупку?

4) Тетрадь стоит 64 рубля. Сколько рублей заплатит покупатель за 50 тетрадей, если при покупке больше 30 тетрадей магазин делает скидку 5% от стоимости всей покупки?

5) Магазин делает пенсионерам скидку на определенное количество процентов от цены покупки. Пакет кефира стоит в магазине 40 рублей. Пенсионер заплатил за пакет кефира 38 рублей. Сколько процентов составляет скидка для пенсионеров?

6) В цветочный магазин поступили в продажу букеты по цене 1500 р. В соответствии с принятыми в магазине правилами цена букета в течение 3 дней остается неизменной, а каждый следующий день снижается на 10% от предыдущей цены. Сколько рублей будет стоить букет на пятый день после поступления в продажу?

– задачи на доходы и налоги:

1) За компьютерный набор текста Артем и Сергей получили 8400 рублей. Во время работы они заказывали на обед пиццу и ели ее вдвоем, деля пополам. Всего за пиццу они заплатили 1200 рублей, причем 2/3 из них внес Сергей, остальные – Артем. Как должны они распределить между собой полученный доход с учетом понесенных расходов, если мальчики считают, что Артем работал в 2 раза больше Сергея? (Ответ: Артем-5400, Сергей-3000).

2) Заработная плата Ивана Петровича, получаемая на руки, выросла за год с 60 000 руб. до 72 600 руб. в месяц. Цены за этот же период выросли на 10%. На сколько процентов реально выросла заработная плата Ивана Петровича?

3) Сумма подоходного налога составляет 13% от заработной платы начисленной работнику. Какой доход работник получит на руки, если сумма подоходного налога составила 7 007 рублей?

4) Приятели Алексей и Борис сравнивают свои заработные платы. Алексей говорит, что его оклад по трудовому договору составляет 24 000 рублей в месяц, а Борис ежемесячно получает на карточку по 21 000 рублей. Ставка налога на доходы физических лиц равна 13%. Кто из приятелей зарабатывает больше? Какой оклад указан в трудовом договоре у Бориса? (Ответ: Борис, 24137,93).

– задачи на личный и семейный бюджет:

Мама дает Леше 1500 рублей в неделю на проезд и карманные расходы. На проезд Леша тратит 20% полученных от мамы денег. Со следующего месяца проезд в транспорте подорожает на 30%. Сколько денег мама должна добавить Леше, чтобы его карманные расходы остались такими же, как до повышения цен на транспорт?

2) Доходы семьи составляют 78 000 рублей в месяц. Расходы семьи с января по май составляли по месяцам: 55 000; 58 000; 49 000; 48 000; 57 000 рублей. 1)

Определите суммарный объем сбережений семьи за эти месяцы. Сколько составили бы суммарные сбережения семьи за пять месяцев, если бы ее среднемесячные расходы были равны: 2) минимальному значению за январь-май; 3) максимальному значению за этот период? (Ответ: 1) 123000, 2)150000, 3) 100000).

– задачи на сбережения и инвестиции:

1 января Виктор положил на банковский депозит 500 000 рублей под 11,5% годовых. Срок депозита – один год. Выплата процентов происходит в конце срока вместе с возвратом депозита. Через год Виктор хотел купить автомобиль

стоимостью 690 000 рублей, получив депозит с процентами и добавив недостающую для покупки сумму. Какую сумму для покупки автомобиля должен добавить Виктор после возврата депозита?

2) К поступлению в университет Анна получила в подарок от родственников –

100 000 рублей. Она решила разместить эти деньги в надежном банке до окончания университета под 5% годовых с ежегодным начислением процентов

(начисленные за год проценты присоединяются к основной сумме вклада). Какую сумму Анна может получить, если обучение в университете занимает 4 года?

Геннадий Васильевич, чтобы приумножить свои сбережения, купил 100 акций российской нефтяной компании по цене 140 рублей за штуку, 50 акций

американской обрабатывающей компании по цене 45 долларов за штуку, 10 акций американской ИТ-компании по цене 95 долларов за штуку. В день покупки курс валюты к рублю составлял 52 рубля за доллар. Акции нефтяной компании за год подорожали на 10%, обрабатывающей – подешевели на 7%, ИТ – подорожали на 35%. Курс доллара через год поднялся до 64 рублей за доллар. На сколько процентов изменилась сумма сбережений Геннадия в рублях за год? На сколько процентов изменилась сумма сбережений Геннадия в долларах за год? (Ответ: вырастет на 51000).

– задачи на кредиты и займы:

Елена хочет взять в банке кредит на покупку новой машины на сумму 350 000 рублей под 10% годовых. Согласно предлагаемому банком договору, погашение кредита может происходить только раз в год после начисления процентов. При этом сумма погашения может быть любой, но не меньше 70 000 рублей. Заработная плата Елены после вычета налогов (получаемая на руки) составляет 50 000 рублей, а ее необходимые ежемесячные расходы – 22 000 рублей. Кроме того, она арендует квартиру за 20 000 рублей в месяц. За какое минимальное число лет Елена сможет полностью выплатить кредит?

31 декабря Алексей взял в банке 9 282 000 рублей в кредит под 10% годовых на 10 лет и должен выплачивать его равными (аннуитетными) платежами один раз в год 31 декабря. Это означает, что 31 декабря каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 10%), затем Алексей переводит в банк x рублей. Эта процедура повторяется 10 раз (по количеству лет). Найдите x.

– задачи на валютные расчеты:

1) 100  японских иен стоят 51,71 рублей. Сколько иен можно купить на 100 рублей? Ответ округлите до целых.

2) Федор Петрович из города N собирается поехать в Таиланд, где ему понадобится местная валюта – баты. Федор Петрович выяснил, что в городе N баты не продают, а в Таиланде не принимают и не обменивают рубли. Он решил купить доллары США или евро, а в Бангкоке, столице Таиланда, поменять их на баты. Используя данные таблицы, ответьте, в какой валюте ему выгоднее везти деньги в Таиланд – в долларах или евро? Под выгодой подразумевается возможность купить наибольшее количество батов, потратив одну и ту же сумму в рублях. В ответе укажите название валюты.

(Ответ: в евро).

– задачи на расчеты с использованием банковских карт:

1) Тимофей давно мечтает о профессиональном зеркальном фотоаппарате. Модель, которая нравится ему больше всего, стоит 39 500 рублей. В ближайшем будущем Тимофей рассчитывает получить премию в размере 40 000 рублей, но ему не хочется ждать. Тимофей решил расплатиться за фотоаппарат кредитной картой. Если он вернет долг банку в течение льготного периода, то ему не придется платить проценты. Но если он выплатит долг позже, банк начислит проценты по ставке 24% годовых за весь срок пользования кредитом (со дня платежа в магазине до дня возврата денег). Тимофей совершил покупку за 20 дней до окончания льготного периода, а премию, вопреки ожиданиям, получил с опозданием, через 15 дней после окончания льготного периода по карте. Какую сумму процентов должен будет уплатить Тимофей? Хватит ли ему премии для того, чтобы полностью рассчитаться по кредиту (вернуть долг и выплатить проценты)? (Ответ: 909, премии не хватит).

– задачи на страхование:

1) Семья Ивановых состоит из трех человек: папа, мама и ребенок-школьник. В прошлом году папа болел дважды, мама – три раза, а ребенок – девять раз. Каждый раз за помощью они обращались в платную поликлинику, где требовалось три раза посетить врача и два раза сдать анализы. Первое обращение к врачу по каждому случаю заболевания в этой поликлинике стоит 1100 рублей, повторное обращение – 850 рублей, взятие анализов – 500 рублей.

Если оформить полис добровольного медицинского страхования (ДМС), платить за каждую услугу не придется. Стоимость полисов составляет:

• для одного взрослого: 27 000 рублей;

• для одного ребенка: 32 000 рублей.

1) Кому из членов семьи было бы дешевле оформить полис, чем платить за каждую услугу? 2) На сколько? (Ответ: 1) ребенку, 2) 2200).

2) Автомобиль Олега был застрахован по КАСКО на 550 000 рублей. После

дорожно-транспортного происшествия, виновным в котором был Олег, эксперт

страховой компании оценил сумму ущерба в 57 000 рублей. По условиям договора страхования, сумма ответственности, которая не покрывается страховой компанией, (безусловная франшиза) составляет 30 000 рублей. Какую сумму должна выплатить Олегу страховая компания?

– задачи на игры с денежными ставками:

1) В лотерее «5 из 36» участник выбирает пять разных чисел (номеров) от 1 до 36. Во время тиража определяется случайная выигрышная комбинация из пяти чисел (номеров). Лотерея «6 из 29» устроена аналогично: разыгрываются шесть

случайных номеров из двадцати девяти. Джекпот – максимальный выигрыш,

который участник получает, если угадывает все выигрышные номера. Минимальный выигрыш участник получает, если угадал ровно два выигрышных номера.

а) Игрок хочет выбрать лотерею, в которой вероятность получить джекпот выше. Какая из двух лотерей ему подойдет?

б) В какой из этих лотерей выше вероятность получить минимальный выигрыш?«5 из 36»; б) «6 из 29»

Финансовая грамотность на уроках математики

Аннотация. Современный человек должен разбираться в финансовых вопросах. Понимать основные понятия «доход» и «расход» семейного бюджета, уметь планировать финансовые вопросы. Уметь применять математические знания в практике и смежных дисциплинах.

Каждый сталкивался с ситуацией, когда хочется приобрести какую-то вещь, но нет необходимой суммы на ее приобретение. Приходилось слышать рассуждения родителей взять кредит или может лучше накопить на покупку?

Психологи считают, что ребенку с детства необходимо объяснять, откуда берутся деньги, как их зарабатывают, самостоятельно пользоваться деньгами. С детства ребенок должен получить такой опыт, чтобы в дальнейшем управлять своими финансами.

Поэтому знания детей в сфере грамотного распоряжения личными финансами находятся на низком уровне, что в результате может привести к рисковому поведению и снижению благосостояния в старшем возрасте. Данная проблема требует введения новых активных форм организации образовательного процесса, которые предполагают не только участие обучающихся в различных интеллектуальных мероприятиях, олимпиадах, исследованиях, но и включение всего образовательного учреждения в проекты разного уровня.

Чтобы разобраться в финансовых понятиях и уметь правильно решать вопросы, связанные с семейным бюджетом, планировать расходы и в дальнейшей своей жизни грамотно распределять семейный бюджет в 7-9 классах можно реализовать проект по теме «Семейный бюджет», «Кредит или накопление?».

Целью данного проекта является: обобщение полученных знаний по теме «Семейный бюджет», «Кредит или накопление?».

Возрастная группа участников проекта: 7-9 класс.

Сроки реализации проекта: 2 месяца.

Тип проекта: исследовательский.

Этапы и содержание проекта с указанием деятельности учителя и учащегося приведены в таблице 1.

Рассмотрев примеры на семейном бюджете конкретной семьи, когда выгодно пользоваться накоплением для покупки, а при каких условия взять кредит можно сделать вывод: умение грамотно распределять доходы и расходы поможет планированию семейного бюджета, учету домашних финансов и контролю выполнения поставленных целей.

Владея математическими навыками, можно финансово грамотно вести семейный бюджет, анализировать и делать правильные выводы по различным экономическим и практическим задачам.

В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Оцените статью