В 5 КЛАССЕ ПРОВОДИТСЯ УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ

Сценарий внеклассного мероприятия по финансовой грамотности

«Юные финансисты!» (5-6 классы)

Цель: вызвать интерес у учащихся познакомить с основами темы финансовой грамотности.

Развивать речь, мышление, память и творческие способности.

Развивать умения работать в команде.

Развивать умения анализировать ситуации и самостоятельно решать финансовые задачи.

Научить применять полученные теоритические знания по финансовой грамотности в практической ситуации.

Оборудование: Мешочек с номерами столов, жетоны в виде денежных купюр, двусторонние флажки, раздаточный материал, песочные часы, мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор, экран

1 этап: Организационный

Каждый учащийся вытаскивал из мешочка листочек с номером и садился за соответствующий стол. Каждая команда за правильно выполненные задания получает жетоны в виде денежных купюр. В конце игры команды подсчитывает жетоны, и победителем становилась та команда, у которой жетонов больше.

2 этап: Актуализация знаний и умений

Перед вами листы с заданием, вы должны заменить цифры буквами по номеру в алфавите, с помощью этого вы узнаете тему сегодняшней игры.

Ф И Н А Н С О В А Я Г Р А М О Т Н О С Т Ь

22 10 15 1 15 19 16 3 1 33 4 18 1 14 16 20 15 16 19 20 28

Правильно, финансовая грамотность это знания и умения правильно управлять своими финансами и увеличивать свое благосостояние. Сегодня мы с вами поговорим об этом поподробнее с помощью интересных заданий.

И в первом задании мы вспомним термины, которые неразрывно связаны с темой финансовой грамотности.

3 этап: Основная часть

Шуточные вопросы для акции неслыханной щедрости»

1 задание это шуточные вопросы. Правила игры: я читаю предложение, вы отвечаете по руке, кто первый поднял руку, та команда и отвечает. Команда, которая отвечает правильно, получает 1 монету.

2. Мотоцикл экономит время, а велосипед что экономит? (деньги)

4. Учреждение, в котором хранят деньги? (банк)

5. Он в нашем доме считает электроэнергию. (счетчик)

7. Что такое бартер? (обмен)

8. Место, где продают товар по строго фиксированным ценам? (магазин)

9. Любой предмет, который можно купить или продать. (товар)

10. Мебель, хлеб и огурцы продают нам. (продавцы)

11. В чём измеряется цена товара? (в деньгах)

13. Место продажи, где можно торговаться? (рынок)

15. Как называются иностранные деньги? (валюта)

16. Кто посоветовал Буратино закопать свои деньги на Поле Чудес? (Лиса Алиса и Кот Базилио)

17. Какой товар приобрела на базаре Муха-Цокотуха на найденную денежку? (самовар)

Мы повторили термины связанные с финансовой грамотностью. Финансовой грамотности нас учат не только книги и интернет, но и пословицы содержат в себе тоже хорошие знания по финансовой грамотности. Следующее задание как раз включает в себя пословицы про финансовую грамотность.

Задание 2 «

Перед вами листы на которых написаны пословицы, но они разделены на 2 части (конец и начало). Вам нужно соединить начало пословицы с концом, затем я проверяю, и за правильно собранную пословицу вы получаете 1 монету. На выполнение этого задания вам даётся 2 минуты.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Сделал дело, гуляй смело.

Без денег торговать как без соли хлебать.

Тот без нужды живет, кто без денег живёт.

Умный человек-хозяин деньгам, а скупой-слуга.

Не было ни гроша, да вдруг алтын.

На улице холодно, а деньги в кармане тают.

Был бы ум- будет и рубль.

Мы выполнили ещё одно задание связанное, с финансовой грамотностью. Повторили или возможно кто-то узнал новые пословицы про финансовую грамотность. Дальше я выдам вам листы со следующим заданием. Но перед этим вспомним, что такое валюта и для чего она нужна. Перед тем, как я вам расскажу, я хочу послушать вас, как вы понимаете слово валюта и для чего она нужна?

Хорошо, теперь я вам расскажу, что всё таки, такое валюта и для чего она вообще нужна.

Валюта — это денежная единица страны. Она нужна, чтобы оплачивать товары и услуги, выдавать зарплаты и выполнять другие финансовые обязательства. Курс валют — стоимость валюты одной страны, выраженная в деньгах другой.

Задание 3 «Задание на соотнесение валюты со страной»

Ваша задача соотнести название валюты с тем, в каких странах она используется. Задание выполняется на листах. За правильное соотношение валюты с местом, где она используется, вам выдаётся 1 монета. На выполнение этого задания вам даётся 2 минуты. Затем, после выполнения задания мы посмотрим, как выглядят эти валюты

Денежная единица США. Доллар

Денежная единица Германии, Франции. Евро

Денежная единица Венгрии.

Денежная валюта Китая. Юань

Денежная валюта России. Рубль

Денежная валюта Турции. Лира

Денежная валюта Кореи. Вона

Денежная валюта Украины. Гривна

Денежная валюта Индии. Рупия

Денежная валюта Коста-Рики. Колон

А вы вообще знаете, откуда появились деньги, и для чего они используются?

Да, всё верно. Деньги мы используем для того, чтобы расплачиваться в магазинах за продукты, за одежду и всё, что вы покупаете. Но откуда всё таки появились деньги? В первобытные времена не существовало понятия “деньги”. Практиковался простой обмен друг с другом, гончары выменивали свои кувшины и горшки, кузнецы-копья, наконечники для стрел и т.д. Со временем пришло понимание, что это очень неудобно. Ведь ценность вещей и пищи разная.

Давайте окунемся в мир денег и выполним следующее задание.

Задание 4 «Меняла»

На экране выведены денежная система, с помощью которой вы должны сейчас решить пару примеров, которые написаны у вас на листе.(выдать листы с примерами) За каждый правильно решенный пример вам даётся 1 монета. На выполнение игры вам даётся 5 минут.

1 червонец=10 рублей; 1 рубль=100 копеек; 1 полтина=50 копеек; 1 двугривенный=20 копеек; 1 пятиалтынный=15 копеек; 1 гривенник=10 копеек; 1 пятак=5 копеек; 1 алтын=3 копейки; 1 грош=2 копейки; 1 копейка=2 деньги=4 полушки; 1 деньга=2 полушки

Переведите в копейти:

(2 гривенника+4 алтына) : 1 грош=

(3 полтины+2 пятиалтынных) * 3+46 гривенников=

(7 грошей+4 алтына)*5-1 полтина=

(3 полтины-4 пятиалтынных)*2:(2 рубля-7 двугривенных)=

От правильного распоряжения деньгами зависят наши доходы и расходы.

Что такое доходы и расходы? Как вы понимаете эти 2 понятия?

Задание 5 «Задача про доходы и расходы»

Следующее задание на сегодня, мы порешаем задачи про доходы и расходы. На экране будут выведена задача, вам нужно будет решить ее. За правильно решенную задачу вам даётся 3 монеты. Время на решение дается 3 минуты.

Задач: Прочитайте описание доходов и расходов семьи Ивановых. Посчитайте и запишите доходы, расходы и сбережения этой семьи.

Зарплата папы составляет 37000 руб. в месяц. В этом году он выиграл конкурс и получил гонорар 50000 руб. Зарплата мамы составляет 23000 руб. в месяц. В конце года она получила премию 5000 руб.

Бабушка получает пенсию в размере 14000 руб., а ещё она выиграла в лотерею 3000 руб. Стипендия дочери составляет 6000 руб. в месяц. Ещё она подрабатывает и получает 2000 руб. в месяц.

У семьи есть вклад в банке-150000 руб. В этом году прибыль по вкладу составила 15000 руб.

На текущие покупки семья тратит 50000 руб. в месяц, на коммунальные услуги, транспорт и лечение-ещё 22000 руб. в месяц.

Также в этом году семья Ивановых купила пылесос за 7000 руб. и холодильник за 20000 руб. Летний отдых всех членов семьи составил 135000 руб.

Доходы: 1057000 руб. Расходы 1026000 руб.

Сбережения: 31000 руб.

Задание 6 «Дополнительные простые задачи на тему финансовой грамотности»

Решите простые задачи, за каждую правильно решенную задачу дается 1 монета. Время на выполнение 1 задачи 2 минуты.

Коля ездит в школу автобусом, проезд в обе стороны стоит 40 рублей. Сколько он накопит за 5 дней учебы, если будет ходить пешком.

Коля накопит 5 дней 40*5 = 200 рублей. Таким образом, за пять дней он накопит 200 руб.

Себестоимость производства игровой приставки на фабрике составляет 2000 рублей. Поставщики добавляют к стоимости приставки половину от себестоимости, затем магазин добавляет еще 1000 рублей. Сколько будет стоить в магазине игровая приставка, которую хочет купить Коля?

. Себестоимость производства приставки на фабрике составляет 2000 рублей. Поставщики добавляют к стоимости приставки половину от себестоимости, то есть 2000:2 = 1000 рублей, таким образом, стоимость игровой приставки у поставщиков составляет 2000+1000=3000 рублей. Магазин покупает у поставщиков игровую приставку за 3000 рублей, прибавляя к ее стоимости 1000 рублей, то есть 3000+1000 = 4000 рублей. Значит, стоимость игровой приставки в магазине будет равна 4000 рублей.

4 этап Подведение итогов.

Теперь давайте подсчитаем, сколько монет вы получили и объявим победителей.

5 этап Рефлексия.

Поднимите синие флажки, если ответ «да» и красные, если ответ «нет»

Что новое вы сегодня узнали?

Что больше всего понравилось?

Что будете использовать в дальнейшем?

Спасибо большое за участие! Хочу наградить поощрительными призами команду победителя и команды участников!

Учитель математики ГБОУ СОШ с. Александровка Кинель-Черкасского района Самарской области Милёшина Ирина Владимировна

Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л. Ю. Панариной, И. В. Сорокиной, О. А. Смагиной, Е. А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019

Классный час «Финансовая грамотность» в 5 В классе
10 рублей. 
На купюре этого номинала изображен город Красноярск. Лицевая часть – часовня Параскевы Пятницы – это святая, которая является покровительницей семьи и домашних животных. Оборотная часть – Красноярская ГЭС с мостом через реку Енисей, который входит в книгу ЮНЕСКО “Лучшие мосты мира”.
50 рублей. 
Изображен город Санкт-Петербург. Лицевая сторона – основание Ростральной колонны с женской фигурой, которая восседает на троне – это символ Невы. За Ростральной колонной видно Петропавловскую крепость. Оборотная сторона – здание бывшей биржи, которая находится на набережной. 
100 рублей. 
Москва. Лицевая часть – скульптура с фронтона Большого Театра – Аполлон с колесницей. Оборотная часть – площадь перед Большим Театром и само здание театра.
500 рублей. 
Представлен город Архангельск. Лицевая часть – на фоне морского вокзала и парусника расположен памятник Петру I. Оборотная часть – Соловецкий монастырь, который является одной из великих святынь. Это очень известный и многими любимый памятник архитектуры, поэтому неудивительно, что именно он расположился на купюре. 
1000 рублей
На этой денежной купюре изображен город Ярославль. Лицевая сторона – памятник Ярославу Мудрому, который держит храм в руках. Это символизирует, что наша вера в наших же руках. Оборотная сторона – храм Иоанна Предтечи (Крестителя).
5000 рублей
Здесь мы можем увидеть город Хабаровск. Лицевая сторона – памятник, посвященный генерал-губернатору восточной Сибири, графу Николаю Николаевичу Муравьев-Амурскому. Именно он дал начало возвращению Амура, который был отдан Китаю в 1689 году. Оборотная сторона изображает Царский амурский мост длиной 2700 метров.
Финансовая грамотность —
это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и афоризмами, которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег:

Что дает накопление

Что дает свободное распоряжение деньгами?

13 советов управления деньгами для детей:

1. Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.
2. Будьте аккуратными в трате денег , старайтесь не растратиться.
3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.
4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
5. Попросите открыть банковский счет на ваше имя и можете регулярно вкладывать на него деньги вместо копилки.
6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найди более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому-же, за меньшие деньги.
7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. так вы сможете накопить сбережения.

8. Купите игру Монополия (или аналог) и регулярно играйте в неё, это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.
9. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.
10. Старайтесь не «брать взаймы». нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги. Удержитесь и от желания жить в кредит.
11. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов.
12. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги свои трудом.
13. Что такое регулярные платежи? (комуслуги, телефон, интернет и т.д.) Узнайте, какое количество денег расходуется ежемесячно.
 

Спасибо за внимание!

Урок финансовой грамотности

Здравствуйте, ребята! Сегодняшний классный час будет посвящён тому, чем мы пользуемся каждый день. Без этого у нас не будет еды, одежды и прочего. Сейчас Вы сами попробуете понять, о чём мы поговорим,  и сформулировать тему и цели нашего классного часа.  Закончите, пожалуйста, мои фразы:

Дети высказывают свои предположения («Мы поговорим о деньгах и научимся грамотно ими распоряжаться и т.д.).

Молодцы, ребята. Вы абсолютно правы. Сегодня мы будет вести разговор о деньгах и их назначении, а также познакомимся с рациональными способами вести семейный бюджет, что наверняка пригодится Вам в будущем.

Как известно, деньги занимают в нашей жизни важное место. Мы пользуемся ими каждый день, оплачивая товары и услуги. А какие пословицы и высказывания про деньги Вы знаете? (Учащиеся  предлагают ответы. Например: – Время – деньги. – Деньги не пахнут. – Не в деньгах счастье.)

Ребята, а можете ли Вы сказать, что такое деньги? (Предполагаемые ответы учащихся: Бумажные знаки, металлические знаки, капитал, средства, состояние и так далее).

Вы абсолютно правы. Деньги – это металлические или бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже. Также деньги – это капитал, средства (Википедия).

Немного из истории денег

То, что люди предлагают для обмена, называется товаром. Видов древних и современных денег очень много: ракушки, монеты, перья, гвозди, банкноты. Люди обменивали их на нужный им товар. Деньги – это универсальное средство обмена. Монета – это денежный знак, изготовленный из металла либо другого материала определённой формы, веса и достоинства.

Формирование семейного бюджета

Ребята, когда Вы вырастите, Вам наверняка захочется купить последнюю модель самого навороченного телефона или компьютера. Но если доходы не позволяют это сделать, нужно хорошенько всё взвесить, чтобы не попасть в круг нехватки денег. Но если Вы всё же попали в такой круг, то знайте: выйти из него несложно. Нужно лишь разумно планировать расходы и контролировать их. Можно пользоваться компьютерными программами и простыми блокнотами. Это не означает, что Вам будет нужно полностью отказаться от покупок и развлечений для удовольствия. Вам будет нужно лишь понять, что действительно необходимо, а без чего могли бы обойтись. С учётом этого следует спланировать свои расходы, учитывая доступные средства. Такой план и называется бюджетом. И он должен помогать Вам. Просто составить его недостаточно, его следует реализовывать и применять. И начнём мы это прямо сейчас. В течение месяца Вам нужно будет записывать свои расходы, а затем обсудить Ваш бюджет с родителями.

А давайте посмотрим, на что обычно тратятся современные школьники:

Сладости, жвачку, сладкие напитки (78%).

На питание в школьной столовой или кафе (29%).

На кино, парк и другие развлечения (22%).

На оплату мобильного телефона (8%).

На игрушки (19%).

Распоряжение личными деньгами

Ребята, чтобы деньги не ушли неизвестно куда, следует научиться грамотно ими распоряжаться. Вот несколько советов, которые помогут Вам в этом.

Ну, вот и всё, ребята. На этом наше путешествие заканчивается. Подведем итоги нашего мероприятия: что Вы узнали сегодня? Что было для Вас полезным?  (Дети высказываются). Спасибо, ребята. Надеюсь, Вы будете использовать полученную информацию в своей дальнейшей жизни и научитесь грамотно распоряжаться деньгами, что поможет Вам в будущем.

МОУ «Школа с. Лох Новобурасского района Саратовской области

имени Героя Советского Союза В. И. Загороднева

«Урок финансовой грамотности

Классный час для класс

Будникова Таисия Александровна

8 сентября 2015

– сформировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком;

– обогатить словарный запас учащихся.

 воспитывать экономическое сознание, экономическую культуру;

 развитие интереса к экономическим знаниям через игру;

 развитие умения применять знания в современной жизни.

Материалы и оборудование: Интернет, ноутбук, памятки, листы бумаги, ручки.

Ход классного часа

Второй год 7,8 сентября по всей стране проходит Всероссийская акция «День

финансовой грамотности в учебных заведениях», иногда называют эти дни Днями

Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его

деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем,

задается вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами? Т.е. человек

задумывается над тем, как повысить финансовую грамотность.

Этот термин finansia возник в XIIIXV вв. переводится с латинского как наличные

средства, доход. В торговых рядах Италии сначала обозначал любой денежный

платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал

употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между

населением и государством по поводу образования государственных фондов

В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это

деньги. Но финансы — это не только наличные деньги, но и денежные средства на

счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и др. финансовые инструменты.

Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и

использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих

благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях,

выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета,

накопление средств на будущие цели, например, получение образования или

обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Вопрос: Как называется наука изучающая финансовые вопросы?

Не придумаешь от скуки.

Чтобы лучше понимать,

Как хозяйством управлять,

Нам нужны ее ученья

Для дальнейшего уменья.

А потребности у нас

Все растут из класса в класс.

Все растет из года в год.

И возможности не все

Перед нами открывают.

Мы настроились серьезно

С экономикой дружить,

Чтобы в будущем достойно

Нашей Родине служить.

Экономика – это наука, которая учит в нужном количестве производить и

правильно распределять материальные и финансовые ресурсы.

Современный человек без экономических знаний не может считать себя

подготовленным к жизни и работе. Экономические знания универсальны, они

необходимы во всех сферах жизнедеятельности, а потому нужны не только

Экономика учит, как использовать ресурсы, управлять предприятиями,

планировать работу, вести бизнес, чтобы в итоге быть богатым. Быть богатым не

стыдно, если ты честно заработал деньги своим умением, знаниями, трудом. Конечно,

чтобы стать богатым, недостаточно изучать экономику надо научиться применять

экономические знания на практике.

Проверим, знаете ли вы экономические термины:

1. Основной закон, в котором отражены экономические основы государства

2. Финансовый документ с планом доходов и расходов

3. Стоимость товара, выраженная в деньгах (

4. Финансовое учреждение для накопления денег (

5. Обесценивание денег (

6. Сфера обмена денег на товары и услуги, и товары и услуги на деньги

7. Обмен товара на товар

8. Всеобщий эквивалент, «товар товаров»

1. Вырастили зайцы две грядки моркови всего 50 кг. Одну грядку они сами

обрабатывали, а на другой у них Барсук трудился и за свою работу 100 рублей

попросил. Да еще на семена и удобрения было потрачено 25 рублей. Половину

моркови зайцы себе оставили, в кладовку положили. А остальное решили продать,

только вот не знают, по какой цене им торговать, чтоб в убытке не оказаться. Помоги

Ответ: затраты – 125 рублей, на продажу 25 кг, следовательно, себестоимость 5 рублей за

кг, надо продавать выше этой цены

2. Два бизнесмена поспорили: кто получит больше прибыли? В итоге Иванов

выручил от продажи своих товаров 5000 рублей, а расходы его составили З000 рублей.

А Сидоров наторговал на 1000 рублей меньше, но и затратил своих денег 1500 рублей.

Кто выиграл спор?

Ответ: прибыль Иванова 50003000=2000 рублей,

прибыль Сидорова 4000-1500=2500, Сидоров выиграл спор.

Экономика для детей (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ)

1. Люди ходят на базар:

р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт

труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый

Цена это количество денег, которое определяет ценность вещей. При покупке опреде

ленной вещи или товара продавец назначает денежную стоимость, за которую он готов

продать свой товар.

3. Как ребенка нет без мамы,

световых вывесок на зданиях и рекламных планшетов, размещенных на общественном

4. Чуть оплошаештак в тот же момент

Конкурент Человек, который конкурирует с кемнибудь.

5. Коль трудился круглый год,

ДОХОД деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или от

какогон. рода деятельности.

6. Журчат ручьи, промокли ноги,

Налоги установленный обязательный платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц.

6. Спи спокойно без тревоги,

Налоги ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ: Государственный НАЛОГ. Подоходный НАЛОГ.

НАЛОГ на недвижимое имущество. Собирает НАЛОГИ Налоговая инспекция.

7. Дела у нас пойдут на лад:

Вклад вложенные КУДА НИБУДЬ. деньги, ценности. В ЛОЖИТЬ в сбербанк.

8. Приносить доходы стал

Капитал стоимость, КОТОРАЯ в результате использования наёмной рабочей силы

приносит прибавочную стоимость (самовозрастает). Промышленный КАПИТАЛ.

Финансовый КАПИТАЛ. Переменный КАПИТАЛ.

9. На рубль – копейки, на долларыценты,

ПРОЦЕНТ (от лат. procentum за сто), сотая доля числа; обозначается знаком %. Так, 3%

от 18 есть 3 сотых от этого числа, т. е. 0,54. Проценты применяются в хозяйственных

10. Мебель купили, одеждупосуду.

Ссуда, юридич., договор, по которому одно лицо предоставляет другому движимую вещь

для безвозмездного пользования ею с тем, чтобы по истечении определенного срока или

по первому требованию была возвращена эта же самая вещь в ее первоначальном виде.

11. Чтобы дом купить я смог,

ЗАЛОГ — один из способов, реализующих исполнение должником (залогодателем) принятых

на себя обязательств. Заключается в том, что средством, обеспечивающим выполнение обя

зательств, становятся заложенные должником его кредитору (залогодержателю)

недвижимое имущество или другие ценности. Кредитор, предоставивший долг, имеет право

чае невозврата долга получить удовлетворение, компенсацию за счет заложенного имущва.

12. И врачу ,и акробату

ЗАРПЛАТА Законно выплачиваемая работодателем и получаемая работником

заработная плата, с которой уплачены все установленные налоги.

13. В банке для всех вас висит прокламация:

ция (лт. — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги.

14. Чтобы партнеров не мучили споры,

Договор соглашение двух или более лиц, устанавливающее, изменяющее или

прекращающее их права и обязанности. Сторонами договора могут выступать как

15. С ТАЛ владельцем, брат, я

Акция ценная бумага, являющаяся титулом собственности на часть имущества компании.

2) Тот, кто взял в долг деньги.

3) Он может быть начальным, оборотным.

4) Предоставление денег в долг под проценты.

5) Работа по специальности.

6) Долгосрочная аренда машин, оборудования.

7) Часть зарплаты, которая выдаётся перед

8) Форма обмена за деньги.

9) Буквально – “банковская записка”.

Получилось 1) (по вертикали) Денежное

вознаграждение наёмным работникам.

Урока по финансовой грамотности 5 класс на тему «Деньги. Для чего они нужны. Бюджет семьи»

Цели урока:
– сформировать у учащихся представление о деньгах простым и понятным языком;
– обучающиеся определят выгоды обмена, покажут и объяснят неудобства бартера и появление денег.
– познакомить учащихся с понятием бюджет и научиться его использовать.
– повышение финансовой грамотности учащихся,
– содействие формированию разумного финансового поведения,
– принятию обоснованных решений, проявления ответственного отношения к личным финансам.
Задачи:
1. На стадии вызова с помощью приёма РКЧМ («Верю – не верю») определить проблему, рассматриваемую на уроке.
2. С помощью видеоролика «Как появились деньги» познакомить с историей появления денег как товаром для обмена, понятиями «бартер», «товар», «деньги», «ликвидность», «бюджет».
Приёмы на стадии осмысления: учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется и систематизируют новые знания.
3. С помощью приёма Инсерт организовать работу с источником (раздаточный материал)
4. Применить приобретённые знания при решение задач.
5. Работать в группе.
6. Приёмы на стадии рефлексии:
– приём незаконченного предложения;
– «свободный микрофон».
Подготовительная работа: подготовить для каждого учащегося памятки «13 советов управления деньгами для ребенка», задания детям: примерные доходы и траты семьи за месяц, подобрать записи с музыкой для создания соответствующего эмоционального фона), во время выполнения заданий, оформить классную доску и подобрать литературу и статьи из периодической печати о финансах.
Тип занятия: комбинированный урок.
Место занятия в логике реализации предмета: получение новых знаний с опорой на личный опыт.
Учебно-техническое обеспечение: SMART – доска, видеофильм «Как появились деньги», таблицы «Верю – не верю» (для самостоятельной работы), карточки для групп, «Дерево чувств» и цветные листья (жёлтый, зелёный, синий), наборы из геометрических фигур для работы в группе, картинка «Лиса» из геометрических фигур.
УУД:
• Формировать у учащихся представление о деньгах простым и понятным языком
• Объяснять выгоды обмена, неудобства бартера и причины появление денег.
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Описывать ситуации, в которых используется бартерный обмен.
• Решать простые финансовые задачи.
• Объяснять неудобства и достоинства планирования семейного бюджета.
• Вырабатывать собственное мнение на основе осмысления личного опыта и приобретённых знаний.
• Аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.
• Умение сотрудничать и работать в группе.
Жизненные ситуации:
• Обмен игрушками, книгами, играми.
• Покупка товаров в магазине, оплата покупки наличными, получение сдачи.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты:
1. Осознание себя как потребителя и продавца;
2. Умение применять личный опыт при обмене товаром или покупке;
3. Развитие сотрудничества в реальных экономических ситуациях с другими членами общества.
Формирование воспитательных компетенций:
1. Ценностно-смысловых.
2. Коммуникационных и социальных.
3. Продуктивных.
Метапредметные результаты:
1. Познавательные: освоение способов решения экономических проблем, различных способов поиска, сбора и обработки, анализа и предоставления информации, овладение базовыми и межпредметными понятиями.
2. Регулятивные: понимание цели своих действий, планирование с помощью учителя-консультанта, адекватное восприятие своих возможностей правильность выполнения своих действий и оценка деятельности одноклассников.
3. Коммуникативные: умение слушать собеседника, вести диалог и договариваться, умение признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные образовательные результаты:
1. Понимание и правильное использование экономических терминов.
2. Представление о роли денег, бартера в обществе.
3. Умение объяснять выгоды обмена, неудобства бартера и причины появление денег.
4. Знание источников доходов и расходов семьи,
5. Понимание проблем при товарном обмене и пути их решения.
Данный урок:
• реализует на практике системно-деятельностный подход;
• использует здоровьесберегающиетехнологии и РКЧМ;
• реализует разнообразные формы работы, методы и приёмы.

1. Организационный этап
Девиз нашего урока «Знаешь – говори, не знаешь – слушай»

2. Мотивационный этап.
– Ребята для начала давайте, определим тему нашей с вами встречи. А для этого отгадайте, пожалуйста, загадки:
а) Маленькая, кругленькая
Из кармана в карман скачет. ( Монета)

б) Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, а у других нас нет. ( Деньги)

Зная ключевое слово нашего урока, сформулируйте тему. Какую цель мы поставим перед собой? На какие вопросы вы планируете получить ответы? Предлагаю составить совместный план, включающий в себя интересующие вас вопросы.

План
• Как появились первые деньги?
• Что такое деньги?
• Какие бывают деньги?
• Как появились монеты?
• Что такое бартер?
• Что такое личные финансы?
• Что такое бюджет?

– Сегодня мы с вами поговорим о деньгах и выясним, что мы знаем о них, а что нам ещё нужно узнать.

Стадия вызова
Вопрос, (дети поднимают катрочки с +,-)
Верю (+) Не верю(-)
Когда люди охотились на мамонтов, денег не было. +
Товар – это обмен игрушками. –
Деньги – это товар, которым удобно обмениваться.+
Бартер – это деньги другой страны.-
Монеты – это бумажные деньги. –

– Если у вас кто-нибудь спросит что такое деньги, то вы наверно сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги – это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.
– А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт?

Прослушайте притчу.
«Ученик спросил Мастера:
— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?
Тот ответил, что они верны полностью.
И доказать это просто.
Ибо за деньги можно купить постель, но не сон;
еду, но не аппетит;
лекарства, но не здоровье;
слуг, но не друзей;
жилище, но не домашний очаг;
развлечения, но не радость;
образование, но не ум».

3. Актуализации знаний
– Что за таинственная сила скрыта в деньгах? (могут удовлетворить любые запросы или потребности людей)
– Как к ним относиться? (к ним надо относится серьезно)
– Чего больше – добра, или зла приносят они людям?
– Зачем нужны деньги? (Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и т.д.)
– Какое значение имеют деньги в жизни человека? (Главное. Человек не может без них обходиться.)

Просмор фрагмента «Галилео-галилей» «о деньгах»
– Знаете ли вы, как сейчас выглядят Российские деньги?
– Какие из этих современные, а какие устарели?
– Как называют эти деньги?
– Из чего они сделаны?
– Как называют бумажные деньги?
– Наименование стоимости банкнот называют купюрой. Какие купюры вы знаете?
– Как называют иностранные деньги?
– Как называют международную валюту?
– Всегда ли люди пользовались бумажными и металлическими деньгами?
– Что заменяло деньги в старые времена?
– И сейчас есть полноценные деньги и их заменители. Может кто-то догадаться, какие деньги полноценные? ( Не путайте с фальшивыми).
– Полноценными называются монеты из серебра и золота, а мы с вами пользуемся заменителями – бумажными купюрами и металлическими монетами.

4. Практическая работа в парах.
– Ребята, у каждого из вас на столах есть монеты разного достоинства: 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей. Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на монетах? (ответы детей). Сравните их. Далее найдите на монетах лицевую и оборотную сторону, ребро, номинал и легенду. Я вам объясню значение непонятных слов и покажу на монетах.

Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство, называется «реверс» или «решка». Кто из вас знает, почему «решка»? (ответы детей) Решка – это сокращенное или искаженное от слова «решетка». Во время денежной реформы, которая произошла при царе Петре первом в обращение ввели серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Это очень напоминало решетку, и так в разговоре появилось слово «решка». Сторона монеты, на которой изображен герб, портрет или какой-то другой рисунок- лицевая. Она называется «аверс» или «орел». Ребро монеты называется «гурт», а надпись на монете называется «легенда».

– Но и эти деньги надо использовать грамотно, чтобы хватило на все необходимое и осталось на мечту.
– Попробуем проверить, как вы ориентируетесь в ценах на самые необходимые продукты питания. В карточках расставьте номера по порядку от самого дорогого товара, до самого дешевого товара.
– Кто может поставить рядом цену?
(Вслух 1-2 человека зачитывают. Совместно делаем исправления.)

Практическое задание (Карточка № 1)
1 кг. лука –
1 кг. соли –
1 кг. сахарного песка –
1 кг. мяса –
1 десяток яиц –
1 кг. макарон –
1 кг. капусты –
1 литр подсолнечного масла –
1 литр молока –
1 буханка черного хлеба –
1 кг. картофеля –

– Мы с вами разобрались с ценами. Как вы понимаете фразу «Личные финансы»? (Деньги, которые принадлежат мне)
– Всегда ли родители покупают вам то, что хотелось бы вам? (Нет.)
– Часто ли вам дают деньги, чтобы вы сами покупали то, что вам хочется? (Нет.)
– Есть ли у вас собственные сбережения? (Да. Нет.)
– Первоначально я предлагаю вам выяснить, что можно назвать личными финансами ребёнка. А теперь мы поговорим с вами о БЮДЖЕТЕ СВОЕЙ СЕМЬИ.
Для этого вам предстоит выбрать из предложенных высказываний те, которые вы можете отнести к личным финансам.

5. Работа в группах
Практическое задание (Группа №1)
Отметьте те высказывания, которые вы можете отнести к личным финансам, а какие в бюджету своей семьи
1. Деньги в вашей копилке.
2. Зарплата папы.
3. Бабушкин кошелёк с деньгами.
4. Премия за победу в олимпиаде по математике.
5. Ваши карманные деньги.
6. Отложенные мамой деньги на оплату за квартиру.
7. Подаренные вам на день рождения деньги.
– Человек должен уметь не только зарабатывать, но и тратить деньги так, чтобы они приносили пользу и удовлетворение.

Практическое задание (Группа №2)
А теперь попробуем спланировать, как и на что надо тратить деньги. Вот допустим, ваша зарплата составляет 3 тысячи рублей в месяц. На что бы вы их истратили, если бы самостоятельно вели хозяйство?
– Какие расходы у человека каждый день?
– Какие расходы реже?

– Возьмите листочки и попробуйте спланировать, на что истратить 3 тысячи рублей. Что вы сможете купить, что оплатить, сколько отложить на мечту. Ведь у каждого наверняка есть мечта.

Практическое задание (Группа № 3)
Выберите правильный ответ.
1) – Если вам дают на карманные расходы 20 рублей в день, а вы половину откладываете в копилку, то через 30 дней вы сможете купить:
А) 20 порций мороженого по 35 рублей.
Б) 4 куклы по 200 рублей.
В) 3 машинки по 100 рублей.
Г) 10 шоколадок по 40 рублей.
– Хорошо тратить деньги мы научились, а умеем ли мы их хранить?

2) -Представь, что у тебя есть крупная сумма денег. Подумай, как ты с ними поступишь. Выбери правильные ответы для четырех предложенных вариантов:
1. Положишь в банк. А. Можешь забыть, где ты их спрятал.
2. Будешь носить в кармане. В. Сохранишь деньги, но не заработаешь.
3. Спрячешь в копилку. С. Можешь потерять их или растратить.
4. Зароешь в землю. Д. Сохранишь деньги и заработаешь проценты.

Игра «Денежные пазлы»
А сейчас я вам предлагаю немного поиграть. Ваша задача как можно быстрее собрать пазлы. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся отдельные части разных купюр. Какие купюры у вас получились? ( 50 рублей, 10 рублей, 500 рублей, 100 рублей, 1000 рублей)

6. Динамическая пауза.
А сейчас немного разомнемся.
Я вам буду называть виды доходов и расходов. Если я называю доходы – вы похлопайте, а если расходы – потопайте. Начинаем.
1. ЗП папы 50 000 тыс рублей.
2. Оплата коммунальных услуг.
3. Плата за обучение дочери.
4. Накопления в банке.
5. Покупка одежды.
6. Оплата мобильной связи.
7. Пенсия бабушки.
8. Похлопайте сами себе!
Молодцы, закончили. Мы продолжаем.

8. Итог урока
Приём инсерт

9. Рефлексия. Оценивание
Приём «Дерево чувств»
Сегодня нашу работу на уроке мы будем оценивать при помощи цветных кружочков у вас на столах:
Если вы считаете, если много чего узнали нового на уроке и у вас радостное и приятное настроение поднимаете – жёлтый – радостное, приятное;
Если что-то не допоняли и у вас остались вопросы или вы не совсем удовлетворены работой сегодня на уроке, то поднимаете зелёный–волнительное;
И ,если не удовлетворены работой на уроке синий – неудовлетворенное, грустное.

10. Заключение
Хорошо, если сегодняшний разговор станет для вас полезным. Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например – здоровье. Поэтому экономьте на мороженом, или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге, или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение, или уважение близких. Или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь всё соизмерить с деньгами. Далеко не всё на свете продаётся и покупается.

Эпилог
Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого»

Презентация на тему: Деньги. Для чего они нужны. Бюджет семьи

Рекомендуем посмотреть

Основы финансовой грамотности, 5 класс. Из чего складываются доходы семьи

Классный час “Бюджет студента”

Конспект занятия по финансовой грамотности для старшеклассников. Тема «Финансовые махинации»

Применение технологии проблемного обучения в школе на занятиях метапредметного элективного курса по

Оцените статью