ПРИМЕНЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ В РАМКАХ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ СТАТЬЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 6 7 8 9 10 11 КЛАССЫ

Формирование финансовой грамотности у обучающихся на уроках обществознания.

«Финансовая деятельность – то же искусство,

сложнейшая совокупность действий

людей интеллектуальных и эгоистичных».

Одной из самых важных задач, которые стоят перед школой, является воспитание делового человека, личности с развитием экономического мышления, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условияхсформировавшихся рыночных отношений. Повышение финансовой грамотности населения является одной из самых актуальных проблем в современном мире. Для значительной части россиян по-прежнему характерно такое финансовое поведение, как :не делать сбережений, не следить за расходами, не планировать бюджет, держать деньги дома и не тратиться на страхование. Возможно, это связано с тем, что старшее поколение не имело возможности получения практических знаний в области финансов и передачи опыта своим детям и внукам. Современное же поколение российской молодежи в условиях рыночной экономики остро нуждается в освоении элементарных навыков планирования, сбережения и приумножения, иными словами, в управлении своими личными финансами.

Дети – наше будущее, и мы должны привить им основы финансовой культуры, познакомить с основными правилами личного финансового планирования и финансовой безопасности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для кого-то – определиться с выбором будущей профессии.

Финансовая грамотность формируется у обучающихся целым комплексом предметов , таких как математика, информатика, география, но особая роль здесь принадлежит учебному предмету обществознание.

В 9 классе, изучая тему «Гражданские правоотношения», учащиеся знакомятся с гражданской дееспособностью несовершеннолетних, видами гражданско-правовых договоров (сделок), видами ответственности за неисполнение условий договора. Зная свои права и обладая частичной дееспособностью, подростки в 15 -16 лет могут самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными доходами.

Эти и другие представленные темы в Программе и учебниках «Обществознание» создают необходимую базу для эффективного решения задачи повышения финансовой грамотности обучающихся на уровне основного общего образования. Но помимо теории на уроках нужно применять и активные формы и методы обучения.

Наиболее эффективными на уроках обществознания являются следующие

методы обучения:проблемный, исследовательский и частично-поисковый. Они предполагают активный подход, то есть, направлены на реализациюдеятельностного отношения обучающегося к процессу обучения. Применение этих методов обучения, при создании необходимых условий, позволяет раскрыть потенциальные возможности ученика.

Активные методы обучения можно использовать на любом этапе урока.

«Мозговая атака» и «мозговой штурм» используются, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении важной проблемы абсолютно у всех обучающихся или, по крайней мере, у большинства. Именно умственное усилие, порожденное экстремальной ситуацией, в которую попадает каждый член группы, способ преодолеть сон разума, которым отличаются многие обучающиеся.

«Деловая игра» – это игровой метод обучения и воспитания. Формальная сторона, связанная с ходом игры не должна превалировать над содержанием. В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите собственной группы, и при критике решений других групп.

«Ролевая игра» – речь идет не о выработке управленческого решения, а о разрешении сложной проблемы при помощи распределения ролей специально придуманных действующих лиц.

Дискуссия – это обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью правильного решения. Дискуссия возникает на основе общения учителя и обучающихся, а так же учеников друг с другом в процессе решения проблемы.

Все эти активные методы обучения не должны быть самоцелью, а должны являться средствами достижения поставленных педагогических задач. Для этого они должны быть детально подготовлены и проработаны в процессе подготовки к уроку.

Наши ученики активноучаствуют в онлайн-уроках по финансовой грамотности, в олимпиадах по экономике и финансовой грамотности, что позволяет им еще больше нового и интересного узнавать о мире финансов.

Подводя итоги, хочется сказать, что формирование у школьников финансовой грамотности является необходимостью, так как финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/529562-formirovanie-finansovoj-gramotnosti-u-obuchaj

МАОУ Гимназия № 1, г. Сухой Лог

Развитие финансовой грамотности на уроках истории и обществознания

В современном мире финансовая грамотность стала одним из ключевых навыков, необходимых для успешной жизни. Умение управлять своими финансами, понимать основные принципы экономики и финансового рынка становится все более важным для каждого человека. Поэтому вопрос о развитии финансовой грамотности на уроках истории и обществознания заслуживает особого внимания.

Уроки истории и обществознания предоставляют отличную возможность ознакомить учащихся с основными принципами экономической системы, рассмотреть исторические примеры развития финансовых институтов и понять влияние экономических процессов на жизнь общества. Кроме того, эти предметы могут помочь развить навыки анализа информации, критического мышления и принятия решений, что является неотъемлемой частью финансовой грамотности. В данной статье будут рассмотрены методы и подходы к включению элементов финансовой грамотности в уроки истории и обществознания, а также приведены примеры успешной практики в этой области.

История финансовой грамотности: от прошлого к настоящему

История финансовой грамотности имеет давние корни, начиная с античных времен, когда появились первые деньги и началось развитие торговли. Важность понимания финансовых принципов и умение эффективно управлять своими финансами были признаны еще в древности.

В средние века возникла необходимость более сложных финансовых операций, таких как займы, обмен валюты и инвестиции. Именно в это время стали появляться первые банки и формироваться правила бухгалтерии. Знание этих процессов стало ключевым для успешного осуществления торговых операций.

С развитием промышленной революции и расширением мирового рынка стала возрастать потребность в более сложной финансовой грамотности. Научное изучение экономических процессов привело к созданию новых теорий и концепций, которые до сих пор являются основой современной экономической науки.

В настоящее время финансовая грамотность стала неотъемлемой частью образования и стандартной составляющей уроков истории и обществознания. Ученики получают знания о финансовых инструментах, банковских услугах, налогообложении и других аспектах финансовой системы.

Роль уроков истории и обществознания в развитии финансовой грамотности

Уроки истории и обществознания играют важную роль в развитии финансовой грамотности учащихся. Исторические события и социальные процессы, изучаемые на этих уроках, позволяют учащимся понять, каким образом экономика и финансы оказывали влияние на развитие общества.

На уроках истории рассматривается важность денег, торговли и банковской системы для различных цивилизаций. Ученики знакомятся с примерами использования денег в различных эпохах: от бартера до появления купюр и монет. Это помогает им осознать значение денег в современном мире и понять, как правильно распоряжаться своими финансами.

Обществознание также способствует формированию финансовой грамотности. На этих уроках обсуждаются основные экономические законы, функции банков, инвестиции и рынок ценных бумаг. Ученикам предлагается анализировать экономическую политику страны, изучать причины финансовых кризисов и принимать решения, основанные на знании финансовых принципов.

Таким образом, уроки истории и обществознания содействуют формированию финансовой грамотности учащихся

Методы преподавания финансовых знаний на уроках истории и обществознания

Методы преподавания финансовых знаний на уроках истории и обществознания играют важную роль в развитии финансовой грамотности учащихся. Один из таких методов – использование исторических примеров. Преподаватель может анализировать экономические события прошлого и объяснять, как они связаны с финансами. Например, он может рассказывать о кризисах и показывать, как правильное управление финансами могло бы предотвратить негативные последствия.

Другим методом является проведение дебатов или игровых ситуаций, связанных с финансами. Ученики могут иметь возможность поиграть в роли бизнесмена или инвестора, принимать решения о распределении средств или выбирать лучшие стратегии для достижения успеха. Это поможет им развить критическое мышление, аналитические навыки и способность прогнозировать результаты.

Также следует использовать интерактивные методики обучения, такие как задания с использованием интернет-ресурсов или создание проектов. Ученики могут исследовать различные финансовые понятия, проводить собственные исследования и представлять результаты своей работы перед классом. Это поможет им углубить свои знания о финансах и развить навыки самостоятельной работы

Практические примеры использования финансовых навыков в прошлом и настоящем

Практические примеры использования финансовых навыков в прошлом и настоящем являются важным элементом развития финансовой грамотности на уроках истории и обществознания. Изучая историю, ученики могут изучать примеры успешного управления финансами в различных культурах и эпохах. Например, они могут изучить торговые империи Древнего Рима или Великобритании, чтобы понять, как правильное распределение ресурсов может способствовать экономическому благополучию.

В настоящее время существует много примеров использования финансовых навыков в повседневной жизни. Ученики могут изучить основные концепции бюджетирования, инвестирования и планирования расходов через анализ денежных потоков в семье или компании. Они также могут изучить различные виды кредитных продуктов и страхование для личной финансовой защиты.

Практические примеры помогают ученикам понять не только основные принципы управления деньгами, но и применять их в реальной жизни. Развитие финансовой грамотности на уроках истории и обществознания не только помогает ученикам стать ответственными потребителями, но и подготавливает их к успешному финансовому будущему.

Перспективы развития финансовой грамотности на уроках истории и обществознания

В настоящее время существует все большая необходимость в развитии финансовой грамотности учащихся. История и обществознание являются идеальными предметами для включения элементов финансового образования.

Перспективы развития финансовой грамотности на уроках истории заключаются, прежде всего, в изучении экономических процессов и политических решений, которые повлияли на формирование современной финансовой системы. Ученики могут изучать причины возникновения кризисных ситуаций, роли банков и других институтов в экономике, а также основные принципы функционирования финансовых рынков.

На уроках обществознания можно обратить внимание на практические навыки управления личными финансами. Ученикам следует объяснить понятия бюджета, инфляции, кредита и долга. Они должны научиться составлять личный бюджет, планировать свои расходы и учитывать возможные риски.

Введение элементов финансового образования на уроках истории и обществознания позволит учащимся лучше понять роль финансов в современном мире, принимать осознанные финансовые решения и быть готовыми к будущим вызовам.

Жизнь современного человека многообразна, сложна, а порой и вовсе непредсказуема. Изо дня в день мы сталкиваемся с новым, не совсем понятным, особенно в области финансов. Финансовые сервисы расширяются, а вместе с ними растут и финансовые риски. Особое внимание хотелось бы обратить на мошеннические действия.

В таких условиях без финансового образования просто не обойтись. Сегодня финансовая грамотность повсеместно признается необходимой для жизни компетенцией. Так в чем же заключается потенциал уроков истории и обществознания по формированию финансовой грамотности.

Чтобы разобраться с заявленной темой, давайте обратимся к определению финансовой грамотности. Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

Определение вполне прикладное. Оно даёт ориентир, ЧТО именно нужно формировать и развивать. Первое о чем должен задуматься учитель это есть ли в его предмете такие моменты, которые помогут учащимся сформировать знания, навыки и установки, необходимые для того, чтобы быть готовыми к финансовым вызовам, с которыми они столкнуться в жизни.

При изучении истории в школе мы, так или иначе, рассматриваем все этапы формирования финансовой сферы. Это история появления денег, история торговли и того, как складывались рыночные отношения. Причем, рассматриваем в перспективе — от зарождения до начала 21 века.

В конечном итоге всё это направлено на то, чтобы у ребёнка сложилось осознанное понимание:

— Я существую в реальности денежных отношений;

— Я понимаю, почему в современном мире экономическая составляющая жизни нашего государства так же важна, как, например, и духовная;

— Я не могу игнорировать эту финансовую реальность, потому что Я — часть этой экономической системы. И я не смогу прожить жизнь, никак не соприкасаясь с этой системой — значит, я должен быть готов к решению финансовых вопросов.

Чтобы для ребенка история не стала набором выученных дат и имен, необходимо сопоставлять эти знания и факты с современностью. Создавать ситуации, в которых учащиеся действуют от имени людей разных исторических эпох. Дать возможность попробовать применить те исторические знания, которые они получили.

И в этот момент перед учителем встает вопрос выбора тех приёмов и форм работы, с помощью которых он будет формировать финансовую грамотность на своих уроках и во внеурочной деятельности.

Следующая задача — найти соответствующий ресурс

.

На сегодняшний день для подготовки занятий по финансовой грамотности создан огромный ресурсный потенциал для учителей всех предметов и, в частности, для учителей истории и обществознания. Эти ресурсы разрабатывают и крупные финансовые организации, и банки, и высшая школа — в общем, все заинтересованные структуры.

У учителя есть возможность включать в занятия игры, в том числе онлайн, мультфильмы, фильмы, видеоролики, анимированные презентации, различные мобильные и ПК-приложения и тем самым делать свои занятия интересными для учащихся, разнообразными и эффективными. Такое множество вспомогательных образовательных ресурсов создает некоторую сложность для педагога в вопросе подбора конкретных ресурсов к конкретным занятиям по финансовой грамотности. Наиболее интересные, на мой взгляд, следующие:

Это УМК для 5–11 классов

«

Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и

истории России

», разработанное в рамках совместного проекта Министерства финансов России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

В состав УМК входит учебное пособие; методическое пособие; программный комплекс, включающий сайт, приложения для персональных компьютеров и мобильное приложение.

Разделы и параграфы данного учебного пособия структурированы в соответствии с федеральными учебными пособиями по истории, содержат материал практически для каждого урока. При этом материал вполне самодостаточный, для того чтобы использоваться при проведении других учебных мероприятий, в частности, для проведения игр, турниров и т. д.

«

Финансовая грамотность в

сказках. История монетки»

автор Елена Ульева. В этой книге в очень доступной и увлекательной форме показана история возникновения и развития денег. Книга содержит интересные игры и задания на закрепление материала. Формулировка заданий, например, такая: «Попробуй пожить, как древний человек», «Узнай, сколько стоит крестьянская изба на Руси».

Естественно, предпочтение отдается активным формам, в формате которых учащиеся получают или подтверждают знания через самостоятельную творческую деятельность.

Чаще всего на уроках дети делают проекты и рассматривают стартапы только в современных условиях, а ведь можно в форме внеурочной игры перенестись и в другие исторические реалии.

Стать человеком, живущим в другую эпоху в другой стране, например, в конце 19 века в Европе, когда начинается промышленный переворот. После того, как дети изучили, что из себя представляет промышленный переворот, кто такой предприниматель они могут примерить на себя роль того самого предпринимателя, составить свой бизнес-план в условиях конца 19 века.

В ходе игры они работают и с картами, и с историческими данными, и с законами того времени. В результате, защищают свои, пусть примерные, но бизнес-планы.

Игры, в ходе которых учащиеся закрепляют пройденный материал, оперируя знаниями, понятиями и применяя их в реальной деятельности очень эффективный прием работы. При этом у детей появляется интерес, азарт что-то узнать, вникнуть. А самое главное, у них есть успешный опыт решения финансовых вопросов, опыт самостоятельного прохождения определенного пути — в данном случае, пути от выбора «чем я буду заниматься» как человек конца 19 века до человека, который нашел выход и готов следовать плану.

Потенциал истории по формированию финансовой грамотности заключается в том, что она даёт ребёнку возможность вместе с человечеством пройти все стадии становления финансовой системы, увидеть начало и увидеть результат, научиться анализировать, делать выводы.

Потенциал ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ по формированию финансовой грамотности закреплен, в новых государственных стандартах ООО и СОО.

Существует множество ресурсов для подготовки занятий по финансовой грамотности. И эти ресурсы успешно можно использовать также и на уроках обществознания.

Например, материалы национальной программы «Дружи с финансами», электронного учебного пособия информационно-образовательной среды «Российская электронная школа».

Огромные возможности для обучения финансовой грамотности и для самостоятельных занятий предоставляют ПРОЕКТЫ Центрального Банка России. Проект «Онлайн-уроки финансовой грамотности», который позволяет ребятам не только узнать о финансах, но и «вживую» пообщаться с профессионалами финансового рынка.

Методические рекомендации для средней и старшей школы, которые можно использовать для разработки программ внеурочной деятельности ил для внедрения вопросов формирования финансовой грамотности в предметных областях. Там и перечень тем и планирование.

Проект Банка России — информационно-просветительский ресурс Финкульт.инфо. Здесь много интересной и полезной информации и для взрослых, и для детей, и для учителей, и для учащихся, и для предпринимателей. В том числе на этом ресурсе есть раздел «Преподавательская», в которой собран материал для различных целевых аудиторий учащихся. Это готовые презентации, видеоролики и аудиолекции. Есть 10-минутные ролики «Финансовые сказки», которые позиционируются для начальной школы, но могут использоваться и в средней.

(https://fincult.info/entertainment/

)

Еще на Финкульте есть раздел «Игровая», где учащимся предлагается спасти или преумножить сбережения, игры учат распознавать фальшивые деньги или мошенников и т. д.

У

чащиеся ежегодно могут принимать участие в фестивале финансовой грамотности «ФинЗожФест» для школьников, где можно не только получить необходимые знания, но и проверить их.

(https://learningapps.org/9953500

)

Для тех, кто любит самостоятельно разрабатывать задания, есть сервис Ленинг.апс. Это своего рода конструктор для создания интерактивных учебных заданий по разным предметным дисциплинам для применения на уроках и во внеклассной работе. На сервисе есть и готовые разработки, можно что-то выбрать.

Помимо таких глобальных информационных проектов и банков заданий учитель может использовать простые, но очень действенные приёмы.

Например, в 7 классе во время прохождения темы «Экономика семьи» Можно предложить учащимся выполнить несложное задание — проставить примерные цены на товары первой необходимости. Это необходимо для того, чтобы спланировать свой бюджет.

Иногда такие простые задания заставляют серьезно задуматься о жизни и могут стать мотивацией для более осознанного изучения предмета. После этого задания учащиеся могут провести небольшое исследование — анкетирование, чтобы проверить, как обстоят дела у молодых людей в целом. Далее может следовать работа над проектом или творческим заданием — всё зависит от «погружения в тему».

Люди во все времена уделяли, уделяют, а по тому, как усиленно мы изучаем финансовую грамотность, в обозримом будущем еще будут уделять деньгам большое внимание.

Но при этом не стоит забывать и про очевидный парадокс денег: на одну и ту же «цифру на бумаге» можно приобрести и невидимую глазом вещь, и неподъёмно тяжёлую вещь, и жизненно необходимую, и совершенно бесполезную

.

Деньги сами по себе ничего не значат. Только то, что мы вкладываем в них, придает им смысл.

Поэтому следует помнить известную фразу английского философа и государственного деятеля Фрэнсиса Бэкона: «Деньги очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Именно такое отношение к данной экономической категории нужно воспитывать у детей.

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, учащийся, внеурочная деятельность, задание, знание, подготовка занятий, проект, промышленный переворот, учебное пособие, финансовое образование.

учитель истории и обществознания МБОУ «Ромодановская СОШ №2»

ПРЕПОДАВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ В РАМКАХ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

В связи с переходом нашей страны к рыночной экономике большое значение придается формированию финансовой грамотности населения. Финансовый аспект в наше время является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, который должен обладать знаниями и навыками управления финансовыми инструментами, способностью принимать обоснованные решения по использованию финансовых средств,  для обеспечения личного благосостояния и финансовой безопасности.

Не делать сбережений, не следить за расходами, не планировать бюджет, держать деньги дома и не тратиться на страхование, к сожалению,  такое финансовое поведение по-прежнему типично для значительной части россиян. Возможно это связано с тем, что старшее поколение не имело возможности получения практических знаний в области финансов и передачи опыта своим детям и внукам. Современное же поколение российской молодежи в условиях рыночной экономики остро нуждается в освоении элементарных навыков планирования, сбережения и приумножения, иными словами, в управлении своими личными финансами.

Именно школа, являясь одним из важнейших социальных институтов, должна оказать помощь детям по формированию основ финансовой грамотности.

Финансовая грамотность формируется среди учащихся целым комплексом предметов, таких как математика, информатика, но особая роль принадлежит «Обществознанию».

Учебный предмет «Обществознание»  — один из основных предметов в системе социально-гуманитарного образования. При реализации программ основного общего образования изучение предмета «Обществознание» является обязательным в 6–9-х классах. Основа учебного предмета «Обществознание» — научные знания об обществе и его основных сферах, в том числе о социально-экономической сфере.

В 2015 году в раздел «Экономика» учебного предмета «Обществознание» в программу был внесен ряд положений, непосредственно связанных с финансами и финансовой деятельностью.

Предметными результатами в Примерной основной образовательной программе основного общего образования в подразделе «Выпускник научится» являются те, которые непосредственно выражают содержание финансовой грамотности, такие как:

– характеризовать функции денег и их роль в экономике;

– характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета.

В подразделе «Выпускник получит возможность научиться»:

– анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

– решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

– грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

– сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

При реализации программ среднего общего образования в рамках изучения учебного предмета «Обществознание» на формирование финансовой грамотности выходит большой ряд содержательных аспектов: «Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие. Основные источники финансирования бизнеса. Финансовый рынок. Банковская система. Финансовые институты. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина».

Среди обязательных результатов, представленных в рубрике «Выпускник научится», зафиксированы два комплексных требования:

– «объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;

– анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов».

Дидактический потенциал школьного курса «Обществознание» в единстве содержательных и деятельностных компонентов (способов учебно-познавательной деятельности, осваиваемых обучающимися при его изучении) создает особое пространство подготовки (выполнения) индивидуальных проектов по финансовой грамотности в рамках обществоведческой проблематики.

В 9 классе, изучая тему «Гражданские правоотношения», учащиеся знакомятся с гражданской дееспособностью несовершеннолетних, видами гражданско-правовых договоров (сделок), видами ответственности за неисполнение условий договора. Зная свои права и обладая частичной дееспособностью, подростки в 15 -16 лет могут самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными доходами. В качестве закрепления решается правовая задача рубрики «В классе и дома» №3:  «13-летний В. явился в банк, чтобы заключить договор банковского счета. Однако сотрудница отказала ему, предложив прийти с родителями. Права ли сотрудница банка? Свой ответ аргументируйте».

Эти и другие представленные темы в Программе и учебниках «Обществознание» создают необходимую базу для эффективного решения задачи повышения финансовой грамотности учащихся на уровне основного общего образования.

В 10 классе учащиеся изучают темы «Роль экономики в жизни общества. Экономическая культура». В 11 классе на изучение экономики и формированию финансовой грамотности отводится первое полугодие. В этот период учащиеся углубленно изучают такие темы как: «Экономика: наука и хозяйство. Экономический рост и развитие. Рыночные отношения в экономике. Фирма в экономике. Правовые основы предпринимательской деятельности. Слагаемые успеха в бизнесе. Экономика и государство. Финансы в экономике. Занятость и безработица. Мировая экономика. Человек в системе экономических отношений».

Задания по финансовой грамотности включены в контрольно-измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, что также отражает возросшее значение формирования финансовой культуры среди членов общества.

Обучение основам финансовой грамотности старшеклассников способствует развитию личности подростка, социализации, формированию профессионального самоопределения. В будущем выпускники станут добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками; будут умело ориентироваться в экономической ситуации государства; смогут принять правильное решение в любой экономической ситуации.

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Курмашева А. Р. Интеграция тем финансовой грамотности в курс «Обществознание» в основной и средней школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1

/ апрель. — С. 55-60. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo107/

Методист кафедры гуманитарных дисциплин Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Аннотация. В статье описывается опыт интеграции тем финансовой грамотности в курс «Обществознание» в основной и средней школе. Автор предлагает варианты использования тем финансовой грамотности на разных этапах урока «Обществознание». Указывает на актуальность использования вопросов финансовой грамотности в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации для отработки навыков написания мини-сочинения. Особое внимание в статье уделяется формированию универсальных учебных действий посредством предметной интеграции.

Ключевые слова: интеграция, финансовая грамотность, обществознание.

Интеграция в образовании — это процесс обучения и воспитания, который способствует формированию у школьников понятий и представлений о взаимодействии всех процессов в мире как едином целом.

Познакомившись с имеющимися трудами по вопросу проблем интеграции в образовании, согласимся с А. Я. Данилюк, определяющей интеграцию как процесс

Финансовая грамотность — это совокупность знаний, умений и навыков в сфере финансового поведения человека, ведущих к повышению качества жизни.

Интеграция тем финансовой грамотности в курс «Обществознание» в основной и средней школе направлена на формирование способности обучающихся выполнять в будущем социально-экономические роли (владельца недвижимого и движимого имущества, заемщика, налогоплательщика и т. д.) и позволяет с легкостью реализовывать на занятиях деятельностный подход. Также интеграция активно способствует модернизации содержания и методов преподавания обществознания в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (от 30 декабря 2018 года).

Обучающиеся средней школы, находясь в переходном возрасте, частично получают возможность самостоятельно организовывать свое финансовое поведение.

Находясь в состоянии «мнимой взрослости», постоянных исканий и самоутверждения в обществе сверстников, характерных для этого возрастного периода, они наиболее подвержены рискам принятия неверных решений. Поэтому темы финансовой грамотности, рассматривающие вопросы банковских карт, наличных денег, семейного бюджета, экономии и защиты от действий мошенников в данный возрастной период особенно актуальны.

Вопросы финансовой грамотности для обучающихся старшей школы направлены на формирование представления о деньгах как источнике финансовой независимости, рассматривают возможности накопления и инвестирования, нацеливают обучающихся на финансовое планирование.

Материалы по финансовой грамотности в рамках урока «Обществознание» разнообразны и могут быть использованы на всех его этапах. Согласно дидактической схеме преподавания финансовой грамотности, в обучении выделяют три стадии: вызов, осмысление и рефлексия.

Рассмотрим возможные варианты включения темы «Источники доходов» в курс «Обществознание» в 8 классе.

Тема «Источники доходов» рассматривается на уроке в качестве мотивацион-ного задания, побуждающего к работе с новой информацией по теме «Распределение доходов» (Боголюбов Л. Н. Обществознание. § 24).

Текст задания: «Представьте, что мальчик из вашей школы, Иванов Иван, ученик 10 класса, занимается футболом и английским языком с репетитором. Все занятия платные, однако они очень важны для успешной учебы Ивана в будущем. Расходы семьи постоянно растут. Что можно посоветовать Ивановым в данной ситуации?»

Чтобы ответить на вопрос, обучающиеся пробуют перечислить всевозможные источники денежных поступлений (заработная плата, стипендия, пенсия, алименты, пособия, наследство и т. д.). После обсуждения обучающиеся приходят к обобщению, из чего складывается совокупный доход граждан. После этого учитель переходит непосредственно к теме урока «Распределение доходов». Обучающиеся обсуждают перечень товаров и услуг потребительской корзины, перераспределение доходов и экономические меры социальной поддержки населения.

На стадии закрепления изученного материала можно вновь использовать материалы по финансовой грамотности, вернувшись к ситуационной задаче, поставленной в начале урока. На этот раз задача дается с цифрами: «Представьте себе мальчика из вашей школы, Иванова Ивана, ученика 10 класса. На занятия с репетитором по английскому языку из семейного бюджета тратится 4 тысячи рублей в месяц. На занятия в футбольной секции — 5 тысяч рублей. В семье Ивана пять человек: мама, папа, бабушка, сам Иван и его старший брат. Бабушка получает пенсию 10 тысяч рублей в месяц.

Папа работает частным предпринимателем, его доход составляет 40 тысяч в месяц. Мама Ивана работает кассиром в супермаркете и получает зарплату 25 тысяч рублей. Брат Ивана учится в университете и получает стипендию 1500 рублей. Сколько рублей составляет совокупный доход семьи Ивановых и сколько процентов от него семья тратит на дополнительные занятия Ивана?»

Таким образом, используя предметную область финансовой грамотности лишь на двух этапах урока (вызов и рефлексия), обучающиеся овладевают базовым уровнем компетенций финансовой грамотности. К таковым относятся: понимание, что такое личные расходы, знание общих принципов управления расходами, умение давать финансовую оценку расходам на различные потребности и желания, умение оценивать ежемесячные расходы.

Решить проблему неумения обучающихся связывать теоретический материал урока с социальной реальностью и отсутствие системного мышления возможно лишь благодаря метапредметному подходу в преподавании общеобразовательных дисциплин. Метапредметные технологии обеспечивают усвоение обучающимися универсальных учебных действий. Таким образом, благодаря интеграции тем финансовой грамотности в курс «Обще-ствознание» деятельность обучающихся организуется не только с целью передачи им знаний, но и с целью передачи способов работы с информацией, а содержание

составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер (понятия, задачи, проблемы, схемы).

Рассмотрим другой вариант включения темы «Источники доходов» на этапе осмысления и реализации полученных знаний на уроке обществознания по теме «Распределение доходов».

Обучающимся предлагается ситуация-тренинг, которая предполагает личностное вовлечение в решение проблемы и активное сотрудничество друг с другом. Класс делится на две группы, каждая начинает обсуждение предложенной ситуации: «Представьте, что ваша подруга окончила школу и решила, что больше учиться не хочет, потому что и без этого сможет найти хорошую работу. Она долго искала работу, денег катастрофически не хватало, а предлагаемая ей работа была низкооплачиваемой и неинтересной». Вопрос: «Что вы посоветуете своей подруге»? При формулировке ответа обучающиеся должны указать, от каких показателей, по их мнению, зависит величина заработной платы. Команды выслушивают ответы друг друга и пробуют оценить советы одноклассников с точки зрения их рациональности.

На данном уроке происходит активное включение обучающихся в процесс, активизация их познавательной деятельности, систематизация социального опыта и выстраивание цепочки рассуждений, то есть реализуется широкий спектр универсальных учебных действий.

Помимо этого, к теме «Распределение доходов» можно применить надпредмет-ное задание, направленное на формирование умений работать с диаграммами. Пример задания: «Изобразите примерную диаграмму по доходам семьи. Поясните указанные в ней позиции, расставьте примерное процентное соотношение». При этом в качестве модели можно использовать как собственную, так и вымышленную семью. Отработка подобных навыков особенно полезна в части подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе по обще-ствознанию (задание 12).

Интеграция тем финансовой грамотности в курс обществознания в основной и средней школе способна повысить результативность сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Например, задание № 6 в основном государственном экзамене по обществознанию с 2020 года проверяет уровень финансовой грамотности обучающихся в сфере противодействия финансовому мошенничеству. Такой вид заданий не подразумевает расчетов, но требует владения базовыми компетенциями финансовой грамотности. Пример задания: «Совершеннолетней Ксении Ярославовне на смартфон пришло сообщение: «Уважаемая Ксения Ярославовна, наш банк, клиентом которого Вы являетесь, проводил розыгрыш 1 млн рублей, вы оказались победителем. Для подтверждения вашей готовности принять денежный приз пройдите по ссылке ниже в ваш аккаунт в интернет-банкинге нашего банка и нажмите кнопку согласия. После этого Вам на счет будет перечислен выигрыш». В чем

В единый государственный экзамен по обществознанию вопросы финансовой грамотности включены с 2018 года. Элементы содержания, проверяемые на экзамене, прописаны в кодификаторе под номером 2.16 «Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина».

Помимо этого, вопросы по теме «Финансовая грамотность» в основной и средней школе целесообразно применять в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации для отработки навыков написания мини-сочинения. В качестве домашнего задания обучающимся предлагается цитата известного деятеля в сфере бизнеса и финансов, с позицией которого они могут согласиться или не согласиться в рамках своего эссе. Таким образом, за счет такой интеграции в курс «Обществознание» тем финансовой грамотности происходит развитие навыков анализа, сравнения и обобщения, которые являются одними из основных в рамках обществоведческого образования. Обосновывая свою позицию по отношению к высказыванию того или иного автора, приводя примеры из личного социального опыта, а также истории и литературы, обучающиеся овладевают универсальными учебными действиями, необходимыми в жизни, в

том числе и теми, которые проверяются на экзамене.

Примеры высказываний, которые можно предложить обучающимся в 11 классе на уроке обществознания по теме «Занятость и безработица» в качестве домашнего задания для написания мини-сочинения:

1. «Спад — это когда ваш сосед теряет работу, кризис — когда работу теряете вы» (Гарри Трумэн).

2. «Уровень безработицы составляет 100 %, если без работы остались вы» (Дэвид Курц).

3. «Вечную занятость обеспечивает только сизифов труд» (Леонид Леонидов).

Не стоит забывать о проектных технологиях, за счет которых у обучающихся происходит осмысление практического опыта с точки зрения теоретических знаний, полученных на уроке. Удобно применять темы финансовой грамотности в качестве проектных работ после завершения блока «Экономика» в 8 и 11 классах.

Темы проектных работ для 8 класса могут быть следующими:

1. «Способы самозанятости, существующие в Российской Федерации».

2. «Источники доходов современной молодежи».

3. «Материнский капитал: за и против».

4. «Влияние банкротства финансовых компаний на финансовое положение семей».

5. «Налоги в Древнем мире».

6. Темы проектных работ для 11 класса могут быть следующие:

7. «Рейтинг самых востребованных профессий на рынке труда вашего региона».

8. «Таможенные тарифы на импорт. Виды. Цель».

9. «Перспективы развития среднего класса в России».

10. «Источники экономического роста в Российской Федерации».

11. «Мероприятия для поддержки малых предприятий в вашем регионе».

Таким образом, поскольку финансовая грамотность становится неотъемлемой частью современного образования, представляя собой набор знаний и практических навыков, используемых в повседневной жизни, а также ввиду того, что данная область плотно соприкасается с предметом «Обществознание», их интеграция приводит к высоким результатам в формировании универсальных учебных действий у обучающихся. Интеграция позволяет переосмыслить общую структуру организации обучения, активно включить обучающихся в образовательный процесс.

Anastasia R. Kurmasheva

Kaliningrad regional institute of education development Kaliningrad, Russia

Integration of the financial literacy units in the social science course in the secondary school

Abstract. The article describes the experience of integration of the financial literacy units in the social science course in

the secondary school. The author suggests the variants of using of the financial literacy units in different stages of the social science lesson. The relevance of using of the financial literacy units for the development of the skills of the essay writing in the framework of preparation to the state final exams is presented. The special attention in the article is paid to the formation of universal educational actions through the subject integration.

Keywords: integration, financial literacy, social science.

Оцените статью