Одной из существенных проблем, связанных с недостатком образования и навыков в области финансов у школьников, является отсутствие занятий по соответствующему направлению обучения в школе. Сегодня возникает необходимость специальной подготовки кадров, способных на профессиональной основе проводить занятия по основам финансовой грамотности. Решение данной проблемы возможно при использовании профессионального потенциала педагогических работников общеобразовательных организаций, владеющих теоретическими и методологическими основами преподавания в данном направлении и специальными знаниями по финансам.
Цель лекции: изучение вопросов теории и методологии преподавания финансовой грамотности для учащихся общеобразовательных учебных заведений.
В ходе лекции будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Теоретические основы формирования культуры финансовой грамотности
2. Методологические основания формирования культуры финансовой грамотности
3. Методологические принципы формирования финансовой грамотности
4. Содержание образования по финансовой грамотности
5. Структура организации образовательной деятельности по формированию культуры финансовой грамотности
6. Формы организации образовательного процесса
7. Особенности оценки образовательных достижений обучающихся
8. Организационно-технические условия реализации образовательной деятельности в сфере формирования финансовой грамотности
- Теоретические основы формирования культуры финансовой грамотности
- Методологические основания формирования культуры финансовой грамотности
- Методологические принципы формирования финансовой грамотности
- Структура организации образовательной деятельности по формированию культуры финансовой грамотности
- Формы организации образовательного процесса
- Особенности оценки образовательных достижений обучающихся
- Организационно-технические условия реализации образовательной деятельности в сфере формирования финансовой грамотности
Теоретические основы формирования культуры финансовой грамотности
Напомним, что теория учебной деятельности была разработана в отечественной психологии на основе культурно-исторической теории Л. С. Выготского, принципа единства психики и деятельности С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, в контексте психологической теории деятельности (А. Н. Леонтьев) и в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственных действий и типов учения П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызина и др. Эта теория была разработана В. В. Давыдовым, А. К. Марковой в 1981 году как один из подходов к процессу обучения, реализующий тезис об общественно-исторической обусловленности психического развития ребенка.
– в качестве объекта усвоения выступают теоретические понятия;
– образовательный процесс должен протекать таким образом, чтобы перед учащимися были раскрыты условия происхождения понятий;
– как результат овладения компетенциями представляется формирование специальной учебной деятельности, составляющими которой являются учебные потребности, мотивы, задачи, действия и операции.
В общем и целом, важнейшим содержанием учебной деятельности будет усвоение обобщенных способов действия в области научных понятий и проистекающие на этой основе качественные изменения в психическом развитии ребенка.
Не будем рассматривать в целом теорию учебной деятельности подробно, информацию по этому вопросу, при желании, можно найти в соответствующих источниках по психологии и педагогике. Рассмотрим подробнее ее часть, которая тесным образом связана с обучением финансовой грамотности.
Методологические основания формирования культуры финансовой грамотности
Модель обоснованного выбора представляет собой методологическое ядро, определяющее сущность культуры грамотного финансового поведения. В ней прописана базовая ценностная установка (в которые входят обдуманность, обоснованность принимаемых решений, осознание их последствий, важность сопоставления и анализа альтернативных решений при взаимодействии с финансовыми организациями) и пошаговый алгоритм принятия обоснованных решений в сфере личных и семейных финансов.
− диагностику проблематики в форме установления противоречий между ожидаемым и реальным (к примеру, с увеличением доходов домохозяйства качество жизни семьи не повышается; существует объективная необходимость в приобретении транспортного средства домохозяйством, но не имеется полной суммы для его покупки и т.п.)
− определение и характеристику показателей предпочтений, то есть критериев, которые значимы для человека или семьи при решении конкретной финансовой задачи (например, надежность или доходность, если речь идет о вложении сбережений; шаговая доступность финансовых услуг, возможность получения помощи финансового консультанта и т. д.). Данные критерии выбора различны для разных людей, и определяет сам человек, либо совместным решением семьи;
− поиск и характеристику альтернативных путей решения проблемы (альтернативное решение представляет собой один из возможных вариантов выхода из проблемной ситуации при заданных условиях); часто человек, принимая финансовые решения, использует популярные, лежащие на поверхности способы решения проблемы, и не пытается отыскать другие пути. Такой способ решения финансовых проблем не оптимален, поскольку в сфере финансов неизменно происходят изменения, предлагаются новые услуги и финансовые продукты. Кроме того, во временном периоде, последствия решения, принятого когда-то, и считавшиеся на тот момент эффективными, применительно к данному периоду, могут не давать ожидаемого результата. Примером такого поведения может служить ситуация, в которой, при постоянном недостатке средств на проживание, человек постоянно берет потребительские кредиты, не делая попыток составить и вести семейный бюджет и, как следствие, добиться оптимизации своих расходов и не пытается увеличить свои доходы;
− оценку альтернативных путей решения проблемы с позиции установленных критериев (при этом предполагается анализ достоинств и недостатков каждого варианта выбора). К примеру, если оценить варианты пользования кредитом, предлагаемым несколькими банками, при одинаковых внешних условиях, параметры кредита могут сильно отличаться, оценив эти отличия, можно определить наиболее выгодную из альтернатив вариант для конкретного потребителя данного финансового продукта;
− реализацию сделанного выбора на базе данных, которые были получены в результате анализа альтернативных вариантов, как решение проблемы. Для упрощения принятия решения можно использовать шкалу оценки, либо простые арифметические действия.
В процессе организации образовательной деятельности эта модель применяется, при решении практических проблем, связанных с выбором финансовой организации (страховой компании, коммерческого банка, пенсионного фонда), вида вклада или формы кредитования (потребительская, ипотечная и т.п.), разработкой оптимального способа вложения денег (предпочтение тех или иных финансовых инструментов для накопления или в каких-либо иных целях); с осуществлением долгосрочного планирования и определением приоритетных покупок в различные жизненные периоды и т. д.
− Обязательный учет возрастных и интеллектуальных особенностей и интересов обучаемых при разработке форм занятий, выборе методик преподавания, педагогических приемов, способов организации учебной деятельности учащихся.
− Выбор характера и уровня сложности предлагаемых на занятиях задач определяется характером практических задач, которые знакомы обучающимся из повседневной жизни; но обязательно при учете той формы дееспособности, которая присуща ребенку на каждом этапе его жизни (то есть, в нашем случае, при разработке программ направленных на формирование финансовой грамотности у 5-9 классов, важен учет правовых возможностей частично дееспособных малолетних детей в возрасте от 10 до 14 лет и не полностью дееспособных несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет).
Методологическими основаниями вырабатывания культуры финансовой грамотности у учащихся 5-9 классов являются, с одной стороны, особенности обучения финансовой грамотности школьников (главным образом, интерактивный характер обучения, его практико-ориентированное содержание, связь с реальной практической жизнью современного человека); с другой стороны – тенденции развития современной российской системы общего образования.
− качественные изменения в социальной ситуации являются основой психического развития человека;
− формирование социальных новообразований (ценностей, знаний, умений) происходит в процессе осуществления определенной деятельности;
− деятельность представляет собой систему, включающую мотивы, цели, способы, относящиеся к субъекту деятельности, действия, совершаемые для изменения исходного материала и превращения его в конечный продукт;
− необходимым условием формирования действия является стабильно повторяющееся отношение «предмет – действие – слово – действие -предмет»;
− рефлексия способа умственного действия позволяет сформировать и развить это действие;
− обучение и воспитание в системе представляются как обязательные компоненты психического развития личности ребенка.
Применение этих положений к формированию финансовой грамотности учащихся 5-9 классов происходит в следующем ключе.
Учащимся предлагаются проблемные ситуации, представляющие практическую значимость (к примеру, ставятся вопросы формирования семейного или личного бюджета, использования банковских карт, грамотного кредитования, которое позволит решить свои проблемы и не попасть в долговую яму др.), тем самым это способствует возникновению внутренней мотивации ребенка к обучению.
Сама обучающая деятельность выстраивается в форме, при которой учащиеся являются субъектами учебного процесса (такая деятельность может представлять собой формы проектной, исследовательской, практической деятельности). Дети самостоятельно (или с помощью педагога) осуществляют постановку целей собственной деятельности на уроках с элементами финансовой грамотности, либо в кругу личных финансов и сопоставляют полученные результаты с поставленными целями (именно этим они и будут заниматься при вступлении в самостоятельную жизнь, когда им предстоит самостоятельно решать финансовые задачи). В качестве исходного объекта деятельности обучаемого выступают его собственные финансовые знания и умения (или их отсутствие), а конечным продуктом будут освоенные способы деятельности в различных финансовых ситуациях. Следовательно, учебная деятельность обучающегося на занятиях по финансовой грамотности должна быть направлена на развитие собственной деятельности в различных жизненных ситуациях финансового характера.
Помимо системно-деятельностного подхода и модели обоснованного выбора, используются и другие подходы, которые позволяют сделать образовательный процесс более глубоким.
− личностно ориентированный,
Компетентностный подход принимается за основу при определении сущности, структуры и содержательной области финансовой грамотности, ее места в совокупности компетенций учащихся общеобразовательных школ.
Применение личностно ориентированного подхода позволяет рассматривать личность, как субъект деятельности. Личность, формируясь в собственной деятельности и в общении с другими людьми, с одной стороны, с другой стороны сама определяет характер такой деятельности и общения. Использование личностно ориентированного подхода к формированию культуры финансовой грамотности определяет центральной фигурой обучения самого обучающегося, со всеми присущими ему мотивами, целями, неповторимым психологическим складом, т. е. учащегося как личность. Педагог, учитывая интересы обучающегося, уровень его знаний и умений, определяет учебную цель занятия и структурирует, направляет и исправляет, при необходимости, весь образовательный процесс в целях развития личности ребенка. Таким образом, цель любого урока при реализации личностно ориентированного подхода будет формироваться с позиции каждого конкретного обучаемого и всей группы в целом.
При использовании практико-ориентированного подхода к формированию финансовой грамотности, учебный процесс строится в единстве эмоционально-образного и логического компонентов содержания; постижения новых финансовых знаний и вырабатывания практического опыта их применения при решении жизненно значимых задач и проблем; при эмоциональном и познавательном насыщении творческого поиска обучаемых. Использование такого подхода позволяет раскрывать взаимосвязи между финансовыми знаниями и проблемными ситуациями повседневной жизни людей.
Интегративный подход может быть реализован при организации процесса формирования финансовой грамотности, в случаях, когда предполагается взаимодействие образовательных учреждений, представителей бизнес-сообщества, общественных и некоммерческих организаций, профессионалов финансовых рынков, родителей, СМИ, а также при реализации разнообразных форм образовательного процесса.
Методологические принципы формирования финансовой грамотности
Социально-педагогические принципы в обучении финансовой грамотности включают:
Гуманистическая направленность характеризуется последовательным отношением к обучаемым, как к ответственным и самостоятельным субъектам собственного развития, стимулированием отношений субъект/субъект в образовательном пространстве финансовой грамотности. По мере реализации этого принципа, обучение финансовой грамотности будет создавать условия развития обучаемого, способствующие достижению баланса между приспособленностью к гражданскому обществу и индивидуализацией, присущей каждому человеку, в нем. Другими словами, с помощью учета данного принципа в финансовом образовании, можно свести к минимуму степень негативного влияния социализации.
Вариативность предполагает необходимость введения в образовательный процесс финансовой грамотности разнообразных видов и форм обучения; дифференциацию содержания, средств, технологий и методов обучения в зависимости от вида и типа образовательных организаций, половозрастных особенностей и возможностей учащихся, условий и традиций отечественного и международного опыта финансового образования.
Развитие конструктивно-финансовой активности и духовно-нравственного отношения к миру как основополагающий принцип, отражающий современные процессы «встраивания человека» в отношения с окружающей социально-природной средой. Этот принцип в обучении финансовой грамотности означает, что:
– необходимо создать условия для мобильности как различного рода перемещений личности или социальной группы;
– важно разнообразить способы и сферы действий (большое количество общественных связей и взаимодействий, как правило, способно обеспечить большую активность личности);
– научить сознавать последствия осуществляемых действий, особенно если они приобретают свойство общественно значимого поступка;
– научить использованию опыта, привлечению сил других субъектов;
– стимулировать творческий потенциал субъекта, его установку на инновационный поиск и саморазвитие.
Созидательную деятельность, ориентирующую на пробуждение скрытых созидательных мотивов личности, связанных с деятельностью, согласованной с природной и культурной средой, направленной на поиск новых идей, на развитие оригинальных положений, инициативности, фантазии учащихся. Такая деятельность, главным образом, стимулирует интересные нововведения и позволяет реализовать такие качества, как высокая мобильность, творческий подход, активность, деятельность и т. д.).
Преемственность позволяет осмысливать теоретические основы проектирования образовательных программ по финансовой грамотности, осуществлять постановку целей, задач и формировать содержание, обеспечивающее преемственность образования учащихся на разных возрастных этапах.
Проблемно-ситуативное познание (контекстное обучение) подразумевает реализацию идеи активности, ситуативности учебного процесса по финансовой грамотности. Данный принцип используется в технологической части методической системы финансового образования.
Учет этого принципа позволяет:
− активизировать познавательную деятельность, формировать способы умственной деятельности;
− наиболее полно включать обучаемых в практико-ориентированную деятельность;
− создавать условия обучения умениям применять знания посредством ориентации на модельные способы усвоения учебного материала.
Ярче всего этот принцип проявляется при проведении деловых и ролевых финансовых игр, использования метода «мозгового штурма», анализе конкретных ситуаций.
Эмпатия как принцип, способствует «втягивание» обучаемого в культурообразующее пространство образовательной сферы. Эмпатия становится основой формирования духовно-нравственного отношения ребенка к объектам социальной и природной среды.
Элективность направлена на способность определиться с выбором в различных ситуациях: от поступков, характера поведения, до предпочтения путей самоидентификации в реальной жизни.
Принцип адаптивности, являющийся ведущим принципом управления. Условия демократизации и децентрализации делают упор на так называемые «мягкие» методы управления образовательным процессом посредством создания условий и мотивации.
Сочетание традиционных и инновационных направлений образовательной деятельности. Важно поддерживать разумный баланс традиционных и инновационных составляющих в системе обучения финансовой грамотности и не допускать необоснованных экспериментов.
Адекватность кадрового обеспечения. Ключевой вопрос в развитии успешного финансового образования – кадры, поскольку сложившаяся практика педагогического образования не сориентирована на непосредственную подготовку педагогов по финансовой грамотности. В этих условиях необходим внимательный отбор и многоуровневая система повышения квалификации специалистов, привлекаемых к решению задач финансового образования учащихся.
Интегративность образовательных программ по финансовой грамотности предполагающее не механическое суммирование всех возможных направлений обучения, а вычленение и первоочередное формирование узловых направлений, которые являются едиными для всех субъектов финансового образования. Необходимо при этом помнить, что нельзя ждать грамотного подхода к использованию финансового инструментария различных секторов рынка от населения при отсутствии повышения уровня общей финансовой грамотности подрастающего поколения.
Принцип социально-педагогического партнерства ориентирует учащихся и педагога на равноправное взаимодействие, поиск согласия, достижение взаимопонимания, и иную деятельность по оптимизации отношений в рамках образовательного процесса.
Он предполагает использование позиций:
– взаимовыгодности и взаимодополняемости;
– открытости участников образовательного процесса по отношению друг к другу в той степени, которую они считают допустимой для себя и при этом сохраняющей партнерство;
– согласования интересов на основе компромиссов;
– взаимной ответственности и обязанности выполнения субъектами образовательного процесса достигнутых договоренностей;
– взаимопомощи субъектов образовательного процесса.
Активное использование обратной связи, оценки и мониторинга эффективности как обязательное условие эффективности реализации программ обучения финансовой грамотности учащихся.
Под понятиембудем подразумевать знание об определенном объекте, явлении или процессе,определяющее сущность этого объекта (явления или процесса) и выделяющее его из всех других.
Подумениемпонимаем владение способами осуществления конкретнойдеятельности в поставленных (конкретных) условиях.
Компетенциюопределим как универсальное умение, осуществляемое в различныхжизненных ситуациях, при определенных обстоятельствах, предполагающее активное использование мышления. Компетенция определяет возможность перенесения определенных способов деятельности на иной класс задач.
Исходя из этого, содержание образования по финансовой грамотности можно выразить, в общем ключе, как формулировку и обоснование базовых понятий финансовой грамотности (деньги, семейное благосостояние, семейный бюджет, финансовое планирование, финансовая организация, страхование, пенсионное обеспечение, особые жизненные ситуации, социальные пособия, налоги, финансовые риски и т.п.), и формирование базовых компетенций, важнейшей из которых является умение принимать оптимальные решения при анализе финансовых задач на практике на базе поиска, оценки альтернативных решений и исходя из собственных критериев выбора.
Обобщенные базовые понятия включают в себя ряд понятий, детализирующих основные категории. К примеру, понятие «семейный бюджет» включает такие категории, как доходы и расходы семейного бюджета, статьи доходов и расходов, резервная часть семейного бюджета, инвестиции семьи и т. д.
При организации образовательного процесса в области формирования культуры финансовой грамотности учащихся 5-9 классов, педагог должен понимать, какие именно общие понятия, знания, компетенции составляют содержание образования финансовой грамотности, каждое занятие должно быть посвящено определенному, конкретному, достаточно дифференцированному содержанию. Только в таком ключе возможно построить методику обучения, включающую реализацию конкретных педагогических приемов, позволяющую сформировать необходимые понятия и компетенции. Поясню, о чем речь – содержание финансового образования должно быть конкретным, только тогда вы сможете понимать, каким образом его формировать, структурировать, а также, какие категории и как оценивать. Приведем пример. Возьмем тематический раздел «Налоги и их роль в жизни семьи».
Таблица 1. – Пример. Содержание образования по теме «Налоги и их роль в жизни семьи», УМК для учащихся 8–9 классов
Структура организации образовательной деятельности по формированию культуры финансовой грамотности
Организация образовательной деятельности должна соответствовать содержанию образования и его основным особенностям. В обучении финансовой грамотности сформировать компетенцию в сфере принятия решений в проблемных ситуациях финансового характера невозможно на занятиях, проводимых в форме традиционной лекции или рассказа педагога, поскольку главный принцип финансового образования, как мы уже отмечали, заключается в осуществлении практической деятельности, которая по существу и является осваиваемым способом деятельности с обязательной рефлексией результатов учебного процесса, осуществляемой на занятии.
Сначала для личного пользования обозначаем цель проводимого занятия и задачи, которые необходимо решить в ходе урока. Затем намечаем характеристики занятия, для этой цели можно использовать сводную таблицу, которая представлена ниже (таблица 2)
Таблица 2. – Сводные характеристики занятия по финансовой грамотности в 5-9 классах
В ходе урока педагог, прежде всего, как мы уже отметили, использует системно-деятельностный подход, поэтому обсуждение базовых понятий начинается с приведения практической ситуации проблемного характера, характеризующей эти понятия. Педагог дает представление о практической финансовой задаче и формулирует проблему как результат противоречий между желаемым и реальным финансовым результатом (а, чаще всего, отсутствием результата). Поскольку практика применения финансовой грамотности имеет непосредственное отношение к жизненным ситуациям, с которыми постоянно напрямую или косвенно сталкивается ребенок, такой прием сразу же дает учащимся ощущение важности получаемых практических знаний и навыков и пробуждает интерес к ним. Ситуации обсуждаются с обучаемыми. Здесь необходимо учитывать возрастные ограничения обучаемых и предлагать задачи, адекватные их возрастным особенностям и правовому статусу. Учащиеся, опираясь на свой жизненный опыт, могут давать правильные и неправильные варианты ответов.
На втором этапе занятия ставится учебная задача, что позволит сформировать у учащихся понимание важности и назначения теоретических финансовых знаний. Здесь педагог решает задачу – как сделать явной и показательной связь между теорией и практикой повседневной финансовой жизни. Обучаемые участвуют в лекции-беседе, в ходе которой осваивают базовые понятия и формируют понимание сути представленных вопросов. Содержание и ход обсуждения зависит от темы занятия. Посредством обсуждения с обучаемыми, у них должно сложиться общее понимание, каких знаний (умений, компетенций) им недостаточно, чтобы решить заявленную практическую задачу. Таким образом, учебная задача как задача на овладения учащимися знаниями, умениями, компетенциями (или их элементами, или же их тренировка), необходимыми для достижения практической цели, является всего лишь звеном в системе обучения, а не самоцелью, как в традиционной системе ассоциативно-репродуктивного обучения.
Как вариант – может быть организован «мозговой штурм», направленный на поиск вариантов решения проблемы, поставленной педагогом в начале занятия. Необходимо учесть все варианты, записать их на доске, обсудить и оценить с точки зрения выполнимости и эффективности.
Приведем пример. В случае, если в задачи занятия входило освоение способа выбора банка и конкретного вклада в определенных жизненных условиях (заданных практической задачей), то схематически этот способ может быть перенесен на выбор банка и конкретного потребительского кредита (задача такого же класса) или на выбор финансовых инструментов при решении задачи формирования портфеля сбережений семьи (задача более широко класса и требует большего количества знаний и предметных умений).
За коллективной рефлексией педагог может организовать индивидуальную рефлексию (если есть возможность задавать домашние задания).
Далее следует обсуждение домашнего задания, – какие понятия даются для усвоения, каким образом подготовиться к дискуссии по теме занятия, какие вопросы необходимо обсудить с родителями.
Если время позволяет, можно организовать дискуссию и обсудить один из проблемных вопросов, которые возникают при изучении темы.
Представленная структура занятий имеет обобщённый вид и может быть использована при организации образовательной деятельности в части финансовой грамотности, как в системе общего, так и в системе дополнительного образования. Ее можно применять относительно решения очень мелких, даже частных задач, задач на один-два урока (занятия), и даже на решение большой задачи на целый модуль.
Формы организации образовательного процесса
В рамках образовательного процесса формирования финансовой грамотности учащихся 5-9 классов, с учетом вышеобозначенных принципов, может осуществляться в контекстной, предметной, внеурочной или проектной формах.
В идеале, конечно, финансовая грамотность может быть выделена в качестве отдельного предмета или элективного курса. Но в настоящий момент большинство школ не используют такую форму обучения при формировании финансовой культуры учащихся.
В контекстной форме предполагается введение разделов финансовой грамотности в курсы общеобразовательных и профильных дисциплин.
По идее контекстного обучения в учебном процессе должны быть объединены теория и практика, т.е. интегрируется обучение, наука и практическое применение знаний. Любой теоретический вопрос необходимо изучать именно в связи с практическим применением.
Интеграция финансовой грамотности и предметного содержания дисциплин среднего звена школы может осуществляться через организацию проектной деятельности. Сюжетами для формирования финансовой грамотности с использованием проектной деятельности могут стать организация туристического похода, изготовление поделок для школьной ярмарки, озеленение школьного участка, выпуск газеты и др.
Так, занятия в предметных кружках позволяют углубить и расширить знания в области финансов, развить познавательный интерес к финансовым процессам и способности учащихся. Здесь важно помнить, что право выбора кружка принадлежит учащимся, но состав группы должен не меняться в течение всего периода освоения темы.
Учебные экскурсии также являются внеурочной формой учебного занятия, проводимого вне учебного заведения: на производство, в банки и другие финансовые организации и т.д.
Встречи и общение с представителями финансовой сферы также может использоваться как форма внеурочной работы с учащимися по формированию культуры финансовой грамотности.
Домашняя учебная работа учащихся, в направлениях формирования навыков самостоятельной работы, закрепления знаний и способов учебно-познавательной деятельности. Например, детям могут быть даны задания исследовать вопросы формирования бюджета своей семьи, заполнить таблицу по группам доходов и расходов своей семьи и т.п.
По финансовой грамотности в рамках внеурочных форм работы могут также быть проведены различные викторины, брейн-ринги и т.п.
Особенности оценки образовательных достижений обучающихся
Например, в качестве формы презентации учебных достижений можно выбрать «конференцию», в ходе которой будет проводиться презентация мини-исследований по тематике финансовой грамотности, практических проектов. Другой формой такой презентации может стать «круглый стол», на котором дети могут потренироваться в выработке способов решения общих финансовых проблем. Также одной из самых иллюстративных форм проверки, которая показывает на практике, кто и что умеет, является имитационно-ролевые игры, в процессе которых отрабатываются и презентуются учебные достижения (можно четко проследить, кто добивается игровых целей, а кому еще многому нужно учиться).
При проведении оценочных занятий необходимо задать четкие критерии оценки учебных достижений обучающихся и соответствующие ей инструменты, в зависимости от объекта этой оценки.
Важно, чтобы оценка образовательных достижений на занятиях по финансовой грамотности носила интересный живой характер и приучала учащихся фиксировать свои незнания (или неумения) в вопросах финансовой грамотности, и служила способом личного роста, то есть способствовала дальнейшему обучению.
Организационно-технические условия реализации образовательной деятельности в сфере формирования финансовой грамотности
Для эффективной организации обучения финансовой грамотности желательно подобрать наиболее подходящие учебно-методические комплекты, которые разработаны как целостный логически выстроенный методический комплекс. Важно, чтобы материалы были у каждого обучающегося, и он мог ими пользоваться не только на занятиях, но и дома. Очень облегчит работу педагога наличие в УМК рабочих тетрадей, которые в значительной степени позволят технологизировать образовательную деятельность.
Таким образом, мы определили базовые элементы образовательной модели формирования культуры грамотного финансового поведения обучающихся, на основе которой образовательная организация или педагог может выстраивать собственную систему формирования финансовой грамотности обучающихся, усиливая определенные параметры или дополняя их.