программа элективного курса основы финансовой грамотности 10 класс и рабочая программа элективного курса основы финансовой грамотности рабочая программа 10 11 класс по теме

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей № 3

г. Светлограда Петровского района Ставропольского края

Рабочая программа элективного курса

Основы финансовой грамотности

Светлоград, 2016-2017 учебный год

Курс «Основы финансовой грамотности» является важным средством просвещения учащихся 8-х классов и развития у них базовых финансовых установок: благосостояние, финансовая безопасность, принципы управления семейным бюджетом, кредитование и страхование. Знание основ финансовой грамотности позволит предотвратить такие финансовые риски как банкротство, бедность, финансовое мошенничество.

Финансовая грамотность – это отличный способ развития мотивации к получению доходов, развитию инициативы, самостоятельности.

Целью программы курса «Основы финансовой грамотности» является формирование у граждан разумного финансового поведения при принятии обоснованных решений по отношению к личным финансам и повышение эффективности защиты их прав как потребителей финансовых услуг.

–  формирование базовых знаний о потреблении и потребителях, об общих принципах управления доходами и расходами семейного бюджета, свойствах и функциях денег;

– формирование у обучающихся умения вести элементарный учёт расходов и расходов личных финансов, навыков планирования семейного бюджета;

– формирование у обучающихся понимания необходимости долгосрочного финансового планирования.

Результатом освоения программы является развитие следующих основ финансовой грамотности:

– понимание смысла понятий потребности и экономические блага, ограниченность ресурсов;

– представления об основах действия рынка и сущности денег;

– сущность и необходимость кредитования и страхования;

– правила ведения учёта личных расходов и доходов, планирование;

– умение обращаться с банковской картой, оплачивать платежи через банкомат, отслеживать и контролировать коммунальные платежи, вычислять проценты по вкладу, сравнивать кредитные продукты, анализировать структуру расходов, пользоваться сетью Интернет для оплаты товаров, определять подлинность денежных единиц.

Мотивация изучения финансовой грамотности обучающимися формируется через интерактивные приёмы работы. Все занятия носят практико – ориентированный характер и позволяют научиться решать жизненные проблемы.

Программа рассчитана на 35 часов в 8 классе в качестве элективного курса «Основы финансовой грамотности». Результативность работы отслеживается через проверку применения полученных знаний в обычной жизни, отзывы родителей, педагогов.

Для реализации задач курса используются следующие технологии: личностно-ориентированного обучения, критического мышления, деятельностного и компетентностного подхода, проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, самостоятельная работа.

Формы проведения уроков могут быть изменены педагогом. Список использованной литературы указывает на источники, в которых дана полная разработка предложенных уроков. Ссылки на источники информации указаны в примечаниях.

Используемая система оценивания:

Оценочная деятельность проводится учителем в ходе выполнения заданий. Результативность работы с классом отслеживается путем проведения входного и итогового тестирования

«Потребности и блага» 6 часов

Потребности человека Экономические блага Ограниченность ресурсов Круговой поток товаров (услуг), ресурсов и денежных платежей в экономике.

Понимать противоречия роста человеческих потребностей и ограниченности ресурсов.

Представлять процесс обмена товаров и услуг с помощью бартера и на деньги.

«Рынок» 2 часа

Рынок и механизм его действия на примере бытовых сделок. Цена товара: содержание и формирование, свободное рыночное ценообразование.

Определять спрос и предложение, объяснять действие рыночного механизма.

Понимать структуру цены и роль издержек в её формировании.

«Деньги» 5 часов

Деньги. Функции денег: единица счета, средство обмена, средствоВиды денег. Валюты разных стран. Курсы валют. Инфляция и реальный доход.

Понимать сущность денег как средства обмена, сбережения, измерения стоимости и платежа.

Приводить примеры функций денег.

Понимать, что наличные деньги – не единственная форма оплаты товаров и услуг.

Знать, что обменные курсы могут изменяться во времени. Уметь различать российские деньги и иностранную валюту. Уметь определять подлинность денежных единиц. Уметь переводить стоимость валюты с помощью курсов.

Знать об обесценивании денежной единицы, различат понятия реальный и номинальный доход

«Доходы и расходы» 7 часов

Личные и семейные доходы. Труд как основной источник дохода. Заработная плата Личный финансовый план. Сбережения Коммунальные расходы и их учёт. Баланс расходов и доходов.

Понимать, что такое личный доход и знать пути его повышения

Понимать, что такое личные расходы, знать общие принципы управления расходами.

Определять роль умственного и физического труда в структуре доходов семьи.

Понимать влияние образования на последующую карьеру.

Осознавать важность образования, которое обеспечит доходы.

Понимать смысл заработной платы как денежного вознаграждения за трудовую деятельность на предприятии, фирме, в организации.

Видеть разницу между предпринимательской прибылью и заработной платой.

Видеть перспективы улучшения своего финансового положения и оценивать риски и угрозы.

Быть мотивированным на улучшение своего материального положения.

«Бюджет» 7 часов

Бюджет и его виды. Оценка доходов семейного бюджета. Оценка расходов семейного бюджета. Краткосрочные и долгосрочные потребности семьи. Роль налогов в семейном бюджете. Страхование как защита от рисков. Права потребителя.

Уметь контролировать изменения в платёжных документах.

Понимать различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды

Осознавать необходимость учета и планирования доходов и расходов семьи, государства, личности.

Понимать, что такое личный и семейный доход и знать пути его повышения.

Понимать, что такое личные и семейные расходы, знать общие принципы управления расходами.

Уметь различать регулярные и нерегулярные источники дохода.

Уметь вести запись доходов и расходов, понимать обязательность декларации доходов и уплаты налогов.

Знать обязательные ежемесячные траты и актуальные потребности на данный момент. Понимать, что решения о покупках могут быть приняты под влиянием рекламы и давлением окружения.

Определять право на имущество и обязанность его содержать и сохранять.

«Банк и кредит» 7 часов

Банки и их функции. Механизм получения банковской прибыли. Банковский процент. Кредитные и депозитные операции банков. Банковский кредит и условия его предоставления. Банковская карта. Виды карт Способы оплаты товаров через Интернет Банкротство и способы его избежать.

Понимать роль банков как финансовых организаций необходимых для развития экономики.

Уметь объяснить источник прибыли банков, знать способы исчисления банковского процента.

Уметь различать кредитные и депозитные операции, вычислять выгоду от их проведения.

Знать условия предоставления кредита и уметь оценивать свои возможности для его получения, понимать обязательность выплаты кредита банку.

Уметь пользоваться банковской картой и знать правила безопасности при пользовании банкоматом.

Знать о платёжных системах в сети Интернет.

Осознавать роль финансовой грамотности в достижении благополучия и предотвращении банкротства.

Комитет образования администрации Балаковского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Балаково Саратовской области

“Основы финансовой грамотности”

1 час в неделю. 35ч

2015-2016 учебный год

В течение всей нашей жизни мы вынуждены делать выбор и принимать решения, связанные с нашими финансами. Многие из нас при этом зачастую действуют спонтанно. Но, мы можем научиться анализировать сложившуюся ситуацию, сделать выбор осознанным, а принятие решений  взвешенным, основанным на объективной информации. Мы в состоянии стать финансово грамотными. Поэтому сегодня, в условиях рыночной экономики школа должна учитывать потребности общества, выполняя социальный заказ, она, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь учащимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности.

В настоящее время финансовый сектор в  России представляет собой одну из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики. Опрос об уровне финансовой грамотности, проведенный в 2015 году Национальным агентством финансовых исследований, показал, что только 20%  россиян имеют отличные и хорошие знания в области финансов; 46% респондентов заявили, что их знания удовлетворительны, и 34% опрошенных считают уровень своей финансовой грамотности неудовлетворительным.

Таким образом, финансовая сфера для неподготовленного человека напоминает джунгли, в которых легко заблудиться и попасть в неприятную ситуацию. Причина здесь в том, что представления населения о финансовых институтах формировались стихийно, под воздействием, с одной стороны, заманчивой рекламы, с другой — примеров мрачных эпизодов новейшей истории. Достаточно вспомнить экономические катаклизмы: финансовые пирамиды, кризис 1998 года, банковский кризис 2004 года. Конечно, сейчас уже не 90-е годы, когда почти все население страны верило в силу финансовых пирамид. Однако, «обжегшись» один раз на МММ, «Властилине» или дефолте, граждане боятся участвовать в финансовой жизни страны. А ведь каждый из нас, в течении всей жизни ежедневно вступает в финансовые отношения, решает финансовые трудности. Таким образом финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты все плотнее входят в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени многим взрослым, а тем более детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.

Курс «Основы финансовой грамотности» рассчитан на учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей , расчитан на 35 часов в год, 1 час в неделю. Базовый уровень – знакомство с азами финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ финансовой арифметики).

Назначение данной программы состоит в том, чтобы обеспечить доступность, эффективность, практическую направленность финансово-экономического образования учащихся.

ЦЕЛЬ: повысить уровень финансовой грамотности ученика, привить необходимые навыки использования различных финансовых инструментов в повседневной жизни.

1.  Формирование базового уровня экономической грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни современного общества, а также для профессиональной ориентации выпускников.

2.  Формирование культуры экономического мышления: выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта анализа конкретных экономических ситуаций.

3. Выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений как в личной, так и в общественной жизни.

4.  Формирование способности к саморазвитию, самообразованию, воспитание у учащихся инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений.

Элективный курс финансовой грамотности – это учебный курс, в основе которого лежит оригинальный, интересный и развлекательный метод изучения механизмов принятия решений, связанных с деньгами. Данный курс позволит применять эти механизмы на практике.

Курс финансовой грамотности научит ставить перед собой долгосрочные и краткосрочные личные финансовые цели, составлять свой личный бюджет и управлять им, правильно использовать заемные средства, сберегать свои деньги и правильно их инвестировать, а также поможет понять основы банковской деятельности.

Кроме того, курс позволит понять, как нужно себя вести в разных жизненных ситуациях, чтобы не потерять деньги,  и определить, когда наши финансы находятся под угрозой и что нужно делать, чтобы избежать денежных потерь.

По окончании курса учащиеся должны знать:

принципы рационального формирования иведения личного и семейного бюджета;

основы управления финансами;

принцип действия основных финансовых институтов (банков, ПИФов, управляющих и страховых компаний);

систему страховой защиты и пенсионного обеспечения;

По окончании учебного курса учащиеся должны уметь:

составлять личный и семейный бюджет, оценивать и рационально рапоряжаться ресурсами своей семьи;

обоснованно принимать решения в области управления личными финансами на основе имеющейся экономической информации;

прогнозировать влияние событий, происходящих в экономике региона, России и мира на благосостоянии своей семьи;

осознанно выбирать услуги оказываемые финансовыми посредниками на финансовом рынкев зависимости от целей сбкркжения средств или поиска инвестиций, прогнозировать риски и подбирать способы финансовой защиты или программы страхования

Курс “Основы финансовой грамотности” поможет учащимся освоить ключевые базовые навыки и полезные привычки в обращении с деньгами и ценными бумагами и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учебно-тематическое планирование элективного курса

(35часов в год – базовый уровень)

Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности»

(35 часвов в год – базовый уровень)

Раздел 1. Личное финансовое планирование (4 часа)

Деньги и их виды и роль в жизни человека, семьи, государства. Доходы и расходы. Финансовый план. Активы и пассивы. Инвестиции. Ликвидность. Надежность. Доходность. Бюджет. Способы выбора активов. Текущий капитал. Резервный капитал. Инвестиционный капитал. Энергосберегающие технологии. Экономия на масштабах.

Раздел 2. Финансы и кредит (4 часа)

Кредитование. Сбережения. Финансовые расчеты. Процентная ставка. Ставка рефинансирования Центрального банка. Целевой кредит. Потребительский кредит. Овердрафт. Ипотечный кредит. Условия кредита: срок, процентная ставка, комиссия, обеспечение кредита, поручитель. Кредитная история заемщика. Реестродержатели. Арифметика кредитов: методы дисконтирования и капитализации, простые и сложные проценты. Тело кредита. Эффективная процентная ставка. Аннуитетный платеж. Паушальный процент.

Раздел 3. Рассчетно-кассовые операции (3 часа)

Покупка. Продажа. Курс покупки. Курс продажи. Валютный курс. Банковская ячейка. Депозитарий. Банковский перевод: безналичные переводы, банковские дни, перевод на получателя. Дорожный чек. Филиальная сеть банков. Банк-корреспондент. Банковские карты: дебетовые, дебетовые карты с овердрафтом, кредитные карты. Платежные системы.

Раздел 4. Инвестиции (5 часов)

Инвестиции. Горизонт инвестирования. Отношение к риску. Типовые инвестиционные стратегии: защитная, консервативная, сбалансированная, агрессивная. Активный инвестор. Пассивный инвестор. Диверсификация. Тайминг. Фондовый рынок. Фондовые индексы. Биржа. Брокер. Трейдер. Котировки. Долговые бумаги. Долевые бумаги. Вексель. Эмитент. Эмиссия. Номинал. Облигация. Купон. Дисконт. Акцепт. Дефолт эмитента. Кредитный рейтинг. Ценовой риск. Акция. Мажоритарный и миноритарный акционеры. Совет директоров. Дивиденды. Доходность акции. Голубые фишки. Обычные и привилегированные акции. Конвертируемые акции. Коносамент. П ИФ. Инвестиционная декларация. Стоимость чистых активов. Реестродержатель. Специальный депозитарий. Аудитор. Открытый, закрытый, интервальный ПИФы. Надбавка. Категории ПИФов: фонды денежного рынка, фонды облигаций, фонды акций, фонды смешанных инвестиций (акции, облигации). Индексные ПИФы. Волатильность. Общие фонды банковского управления. Вклад до востребования. Срочный вклад (депозит). Депозитный договор. Номинальная и реальная ставки. Пополняемый депозит. Депозит с возможностью досрочного частичного снятия. Мультивалютный депозит.

Раздел 5. Финансовые посредники и инфраструктура финансового рынка (4 часа)

Биржи (фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество. Аукционы, как форма организационного небиржевого обмена. Депозитарии. Брокерские компании. Управляющие компании.

Раздел 6. Финансовые мошенники ( 2 часа)

Видв финансового мошенничества. Банковские аферы Финансовые пирамиды. Мошенничество с карточками.

Раздел 7. Страхование (3 часа)

Страховой тариф. Страховая премия. Страховой случай. Стоимость страхового ущерба. Избыточное страхование. Недострахование. Страховщик. Страхователь. Застрахованный. Выгодоприобретатель. Посредники на страховом рынке. Агенты. Брокеры. Страховой фонд. Страховые резервы, их расчет и сохранение. Платежеспособность страховщиков. Сострахование и перестрахование. Личное страхование. Страхование жизни. Медицинское страхование. Обязательное и добровольное медицинское страхование. Страхование граждан, выезжающих за рубеж. Страхование имущества. Страховые накопительные программы. Мошенники на рынке страховых услуг.

Раздел 8. Налогообложение физических лиц.3

Налоги. виды налогов. Функции налогов. Налоговая ставка. Сроки уплаты налогов и сборов. Налоговые сборы. Налоговые сборы. Подоходный налог. Налог на имущество. Налогообложение операций с ценными бумагами. Налоговая декларация. Налоговые вычеты. Ответственность при неуплате налогов.

Раздел 9. Пенсии (3 часа)

Государственная пенсия. Страховая часть. Накопительная часть. Государственная управляющая компания. Частная управляющая компания. Негосударственный пенсионный фонд.

Раздел 10. Жилье в собственность: миф или реальность (2 часа)

Жилищные накопительные кооперативы. Первоначальный взнос. Договор социального найма жилья. Наимодатель. Наниматель. Жилищный кодекс.

Рвздел 11. Зачетнвая работа (2 часа)

Зачет в форме выбранной учащимися. Защита проекта, реферата, котнрольная работа. Дискуссия.

«Средняя общеобразовательная школа №12» г. Магнитогорска

по внеурочной деятельности

Составитель учитель истории и обществознания

Гусева Анна Владимировна

Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые знания и умения, которые в последующем позволят ему принимать рациональные финансовые решения, решать возникающие финансовые проблемы, своевременно распознавать финансовые мошенничества.

Курс «Финансовая грамотность» для 10–11 классов является логичным продолжением целостной программы повышения финансовой грамотности, нашедшей своё отражение в учебно-методических комплектах, разработанных для учащихся 2–9 классов.

Однако данный курс вполне может рассматриваться и как самостоятельный, поскольку учащиеся 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать предлагаемые темы. В выпускных классах можно изучать темы, которые подростками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. В основе курса «Финансовая грамотность» для 10–11 классов лежит системно-деятельностный подход, в нём отражены личностные и метапредметные результаты, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Это позволяет вписать образовательный курс в систему общего образования для организации внеурочного обучения по программам финансовой грамотности.

Курс «Финансовая грамотность» для 10–11 классов тесно переплетается с общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе. Благодаря этому педагог может добиться от учащихся не только более глубокого понимания курса, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащиеся – осознать, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизни.

Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, информатике, математике, обществознанию и другим общеобразовательным предметам. Наиболее тесно образовательный курс финансовой грамотности связан с обществознанием. Ввиду того что ЕГЭ по обществознанию содержит в себе вопросы экономического блока, включающие различные аспекты финансовой грамотности, рабочая тетрадь, входящая в состав учебно-методического комплекта, разработана с учётом типовых заданий экзамена.

Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе и учитывает международный опыт реализации программ повышения финансовой грамотности.

Так, в курсе предлагается раскрытие ключевых вопросов, связанных с функционированием финансовых институтов и взаимодействием с ними. Поскольку учащиеся только начинают вступать в отношения с финансовыми институтами, в рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и др. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.

Курс направлен на формирование умений находить и анализировать информацию финансового характера, ориентироваться в ассортименте предлагаемых финансовых продуктов, осуществлять их выбор, адекватный потребностям и возможностям индивидуума. Также курс предполагает формирование умений в области прогнозирования возможных последствий от принимаемых финансовых решений и умений по выявлению мошеннических схем при осуществлении финансовых операций.

Курс «Финансовая грамотность» для 10–11 классов разбит на тематические модули, изучение которых обеспечит освоение широкого спектра финансовой информации по вопросам, наиболее интересующим молодых людей в этом возрасте. Поскольку модули подготовлены с учётом тех конкретных практических задач, которые придётся решать молодым людям на определённом этапе их жизни, это позволит учащимся выстроить собственную образовательную траекторию и получить углублённые знания именно по тем финансовым проблемам, которые они посчитают наиболее полезными для себя. В качестве дополнительного материала при глубоком изучении учащимися отдельных вопросов финансовой грамотности могут быть использованы учебные пособия, подготовленные в рамках целостной программы повышения финансовой грамотности: «Страхование», «Фондовый рынок», «Банки», «Финансовые риски и финансовая безопасность», «Пенсия и пенсионные накопления».

Цели и планируемые результаты изучения курса.

формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 10–11 классов посредством освоения базовых понятий, отражающих сферу личных финансов, а также умений и компетенций, способствующих эффективному взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью достижения финансового благосостояния.

Планируемые результаты обучения

Требования к личностным результатам освоения курса:

• способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами;

• сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

• понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;

• готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов по вопросам управления личными финансами, достигать в нём взаимопонимания;

• готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой жизни;

• сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как условию достижения финансового благополучия;

• способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

• умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;

• умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;

• способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем;

• умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

• умение определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их использования;

• умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.

Требования к предметным результатам освоения курса:

• владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель инвестиций; страхование; договор на услуги по страхованию; медицинское страхование; автострахование; страхование жизни; страховой случай; фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации; налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пеня по налогам; пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления; бизнес; стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурный предприниматель; финансовое мошенничество; финансовые пирамиды;

об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений, возможностях и ограничениях использования заёмных средств;

об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов;

о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного бюджета;

о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и их специфике;

о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них;

об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;

об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;

об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;

о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов.

Содержание программы элективного курса

«Основы финансовой грамотности» (10-11 класс)

Программа курса рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в 10 классе в год, 33 часа в 11 классе в год)

Тема 1. Банковская система: услуги и продукты (6ч.)

Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские карты, электронные финансы: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть.

Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (6ч.)

Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности.

Тема 3. Страхование: что и как надо страховать. (4ч).

Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика. О пенсионной грамотности.

Тема 4. Собственный бизнес. (4ч)

Формы предпринимательства в РФ. Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. Составление бизнес-плана. Расходы и доходы в собственном бизнесе. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен.

Тема 5. Основы налогообложения. (6ч.)

Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.

Тема 6. Личное финансовое планирование. (7ч)

Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых проектов. Итоговый контроль по курсу.

Итоговое обобщение 1 час

Содержание элективного курса

Тема 1. « Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления» (8 ч)

Факторы, влияющие на размер будущей пенсии, риски, присущие различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении, существование риска в разного рода пенсионных программах; важность пенсионных накоплений в России. Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах; формула расчета размера пенсии.

Формирование навыков выбора негосударственного пенсионного фонда на рынке пенсионного обеспечения согласно целевым критериям.

Формирование навыков поиска актуальной и достоверной информации, решение задач на расчет размера пенсии по формуле.

Тема 2. « Собственный бизнес: как создать и не потерять» (10 ч.)

Бизнес; финансовые риски и неудачи бизнеса; алгоритм бизнес-плана; самообразования для развития бизнеса, стартап, бух.учет, уставной капитал, доходы, расходы, прибыль, налогообложение, бизнес идеи.

Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Маркетинг, менеджмент.

Тема 3. « Риски в мире денег: как защититься от разорения» (6 ч)

Способы сохранности денег; финансовые риски в современной экономической ситуации; финансовая подушка безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; финансовые пирамиды и как не попасться на «хорошие» предложения.

Защита и безопасность личной информации в сети Интернет (быть осторожным с паролями, пин-кодами и др.); поиск актуальной информации на сайтах компаний и государственных служб; сопоставление и анализ полученной информации из различных источников.

Тема 4. « Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду» (8 ч)

Основные задачи и принципы страхования; страховые продукты в различных сферах жизни; преимущества и последствия заключения договоров на страхование; виды страхования; различие обязательного и добровольного страхования; поиск и интерпретация актуальной информации в сфере страхования; чтение договоров страхования.

Тематический план элективного курса «Основы Финансовой грамотности»

Календарно – тематическое планирование по элективному курсу

Тест для контроля знаний и умений

Контроль знаний проводится в форме  стандартизованных и ограниченных во времени электронных испытаний.

Вид применяемых контрольно-измерительных материалов – традиционный тесты, который содержит список вопросов и различные варианты ответов.

Ключи к тесту

Кузнецова Наталья Владимировна,  учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3

Оцените статью
Финзачет