Знакомить ребенка с функцией денег можно с раннего детства. Для этого совсем необязательно читать трехлетке лекцию по экономике — достаточно выбрать правильную игру и самому быть примером. Подросткам можно дать чуть больше свободы и право выбора, но с оговорками. Спросили экспертов, что такое финансовая грамотность, как ее развить у ребенка и что в этом поможет.
Эльвира Кетлер, клинический психолог, детский психолог, специалист платформы Alter;
Анна Мусихина, академический директор и методист курса по финансовой грамотности онлайн-школы для детей и подростков Skysmart.
Разделение детей в статье по возрасту достаточно условно, в силу различных причин ребёнок может начать приобщаться к миру финансов как раньше, так и позже своих сверстников. Прививать финансовую грамотность конечно лучше пораньше, но и тем, кто начал её познавать позже, не стоит сильно расстраиваться. Дело в том, что обучение финансовой грамотности есть процесс постоянный, всегда найдётся (или случится) что-то новое. Освоив азы, дети продолжают учиться и вполне вероятно, что и родители потом будут учиться у своих детей, ведь мир вокруг нас постоянно меняется и требует этот мир постоянного обновления наших знаний, в том числе о финансах.
В настоящее время безналичных платежей становится все больше, и уде более 60% всех платежей производится без бумажных денег. Ребенка можно и нужно знакомить с банковскими картами – можно перечислять туда часть заработанных им денег, чтобы он мог расплачиваться в магазинах, не таская кошелек с собой. Также при наличии карты ребенок сможет открывать вклады в банке и приумножать свои накопления, тренируя свою дисциплину и наблюдая, как на его счету увеличивается количество денег.
Карту в некоторых банках ребенок может открыть самостоятельно с 14 лет, для этого необходимо обратиться в отделение банка с паспортом. Для детей помладше некоторые банки предлагают “Детские карты”, которые вы можете выпустить специально для своего ребенка и контролировать его траты. Например, некоторые банки придумали специальное приложение, где вы можете давать детям задания, например, прибраться в своей комнате и написать цену за выполнение. Ребенок, когда выполнит задание, делает фото в приложении, а вы принимаете работу, и деньги автоматически перечисляются на счет ребенка. Такой формат игры очень понравится вашим детям.
Сочетание слов «финансовая грамотность» всё чаще звучит с экранов телевизоров, его упоминают блогеры в своих видеороликах, когда дело касается финансов, наталкиваемся мы на него в печати, и хотя бы раз многие из нас задавались вопросом о том, что это такое.
Простыми словами «финансовая грамотность» представляет собой совокупность наших знаний о финансах, а также навыков и установок, необходимых для принятия разумных финансовых решений. Сама по себе она не сделает человека богатым, но значительно повышает его шансы на финансовое благополучие.
Многие взрослые люди имеют плохие финансовые привычки – живут не по средствам, сидят в долгах, как в паутине, да и вообще мало что понимают в денежных отношениях в обществе. Они терпят убытки, как правило, не имеют накоплений и легко могут стать жертвой какой-нибудь аферы.
Не истёрлись ещё из народной памяти гиперинфляция, дефолт, истории с «МММ» и прочими финансовыми пирамидами. В 90-е годы прошлого века сбережения многих граждан бывшего Советского Союза стали добычей мошенников или просто растаяли, как снег. Нет, советские люди не были абсолютно безграмотными в финансовом плане, они получали зарплату, пенсию, планировали как-то свой бюджет, делали накопления, крупные покупки, но большинство оказалось не готово к жёсткой сущности пришедшего капитализма.
Наше суровое настоящее предъявляет ещё больше требований к современному человеку, в том числе в финансовом плане, можно даже сказать, что в наше время люди просто обязаны быть финансово грамотными и растить финансово грамотными своих детей.
Если в детстве ребёнок узнает, как зарабатываются деньги, научится правильно обращаться с ними, избегать необдуманных трат и финансовых ловушек хотя бы на своём детском уровне, то будучи взрослым, ему будет легче адаптироваться в жизни, насквозь пронизанной денежными отношениями. Такой взрослый уже не окажется на мели через неделю после зарплаты, не позволит различным своим «хочу» загнать себя в кредиты, не полезет в очередное «МММ». Такой человек, зарабатывая деньги, научится их разумно тратить, сберегать, а возможно и приумножать с помощью различных финансовых инструментов.
Конспект занятия по финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»
: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.
– Познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека.
– Формировать у детей начальные навыки обращения с деньгами.
– Воспитывать отношение к деньгам, как к средству обмена денежных знаков на товары, удовлетворяющие разумные потребности.
Показываю детям копилку.
– Ребята для чего же нужна копилка?
– Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?
Игра «Для чего нам нужны деньги?».
– Я буду бросать вам по очереди мяч, а вы называть, для чего нам нужны деньги.
– Итак, деньги нам нужны: для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг; для оплаты развлечений; для оплаты услуг (уточнить, каких именно); для оплаты проезда на транспорте; для покупки подарков;
– Ребята, человеку для жизни необходимо множество разных вещей. А где можно взять все эти вещи? (Купить в магазине)
-А от куда у ваших родителей, появляются деньги? (они их зарабатывают
– А сейчас давайте с вами узнаем откуда же проявились деньги.
Просмотр видеоролика «Как появились деньги»
– Хочу с вами поделиться одной историей.
– Ребята а как вы думаете удобно было платить за товар, меняясь продуктами своего труда? Почему? (Это неудобно, потому что занимает много места, их нельзя положить в карман, как деньги).
-Поэтому люди придумали деньги. Первые деньги у нас в России назывались гривна. Их можно было рубить на несколько частей, отсюда и появилось название РУБЛЬ
– Но долгое время основной являлась единицей расчета оставалась копейка – маленькая серебряная монета с изображением всадника с копьем. Отсюда и ее название – КОПЕЙКА.
-Металлические деньги были очень тяжелые и занимали много места, их нельзя было положить в карман, и тогда придумали бумажные деньги.
– В современной России люди пользуются как металлическими, так и бумажными деньгами. Называются они МОНЕТЫ и КУПЮРЫ. Мы называем их рублями.
Давайте подойдем к копилке и рассмотрим какие бывают деньги.
-Из чего сделаны монеты? (
-Какой они формы? (
-Из чего сделаны купюры?
Игра “Найди пару монете”
Детям раздаются разные монеты, они не показывая их друг ругу ходят по группе пока играет музыка, как только музыка останавливается они должны найти себе пару с такой же монетой. Игра проводится несколько раз.
– Ребята, а где нужно носить деньги? (
– Правильно, они лежат у нас в кошельке в наличии, и поэтому называются наличными. А еще бывают деньги безналичные. Их у нас в наличии нет, а хранятся они в пластиковых карточках. Вы видели карточки у своих родителей. Расскажите о них. ( Дети рассказывают о пластиковых картах, на доске развешаны изображение различных пластиковых карт).
Игра «Что можно (нельзя) купить за деньги».
– А сейчас давайте поиграть в игру «Что можно (нельзя) купить за деньги», на столе лежат разные картинки, вам нужно выбирать одну и показать ее остальным, объясняя почему выбрали эту картинку, и можно ли это купить за деньги. (Дети берут по одной картинке, например: солнце, его купить за деньги нельзя, улыбку бабушки купить за деньги нельзя, а велосипед купить можно за деньги).
– Заканчивая наше занятие, хочется загадать вам загадку:
Бывают они медные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные. (деньги)
– Правильно, молодцы!
-Что нового вы сегодня узнали? Что было самым трудным? А самым интересным?
Общаясь со своими клиентами, у которых есть уже взрослые дети, я заметил такую тенденцию: нередко молодые люди не ценят деньги и относятся к ним довольно беспечно. Эта проблема появляется потому, что в раннем возрасте не были воспитаны базовые принципы обращения с деньгами.
На мой взгляд, финансовое воспитание следует ставить в один ряд с обучением в школе или с творческим образованием. А поскольку отдельного предмета на подобную тему в школе нет, родители должны сами заниматься этой историей, и лучше всего, просто общаясь с ребенком, объяснять ему в доступной форме какие-то азы и финансовые правила, в идеале, конечно, на собственном положительном примере.
Начинать обучать детей надо с самого раннего возраста, буквально с 2-3 лет. Во-первых, дети копируют поведение родителей на подсознательном уровне, и важно, чтобы родители контролировали свои финансы, вели учет, делали накопления. И не надо скрывать разговоры о финансах от ребенка под предлогом, что он еще маленький, наоборот, пусть слушает.
Во-вторых, на примере денег можно учить ребенка цифрам, учить считать и складывать. Обыкновенная игра в магазин может превратиться в познавательный и увлекательный урок.
Мне кажется, что задача взрослых заключается в том, чтобы доступно все объяснять и заинтересовывать ребенка в финансах, а проще всего это делать в игровой форме.
Конечно, ребенку необходимо объяснять, что такое деньги, для чего они нужны, откуда берутся и на что тратятся. Ему легко объяснить, что папа уходит на работу, чтобы принести деньги, а если ты сломаешь телефон, то папе придется дополнительно работать. И если бы ты не сломал игрушку и не попросил новую, то на эти деньги можно было бы покататься на аттракционах. Такие элементарные вещи дети понимают в самом раннем возрасте и начинают ценить вещи, деньги, время.
В игровой форме можно привить ребенку и навыки учета. Не нужно читать нотации, лучше покажите на собственном примере, что финансовый учет – занятие отнюдь не скучное и полезное.
Главное — показывать ребенку выгоду от этого процесса, к примеру, рассчитать время, в течение которого ребенок сможет накопить на новый велосипед. Занимайтесь учетом вместе, ведь самое мудрое воспитание — основанное на личном примере.
Ребенок должен понимать, что вещи возникают не просто так — они стоят денег, которые появляются не по волшебству. Сделайте привычными финансовые беседы с детьми в своем доме.
Еще очень помогают игры в кругу семьи, например знаменитая «Монополия». Она ненавязчиво учит ребенка распоряжаться денежными средствами: он начинает понимать, как можно покупать, продавать, копить и так далее.
Можно обсуждать различные вещи из рекламы. Если ребенок просит что-то купить, подумать вместе, насколько эта вещь необходима, а не просто запрещать, запретный плод сладок.
Можно на примере предыдущих покупок обсудить, насколько они были важны, стоило ли покупать. Также стоит обсуждать свои ошибки, если купил что-то ненужное и публично признавать их, тогда и ребенок не будет бояться сказать о том, что ему не стоило покупать.
Здорово, если родители могут завести ребенку банковскую карту, обговорив с ним еженедельный или ежемесячный бюджет и установив лимит трат. Потому что это, пожалуй, лучший современный способ приучить ребенка к финансовой дисциплине.
В таком случае у ребенка появляется необходимость регулировать свои траты, а поскольку многие дети любят копить, большинство из них это мотивирует откладывать деньги на какую-то значимую вещь, мечту.
Главное, чтобы не только ребенок, но и родители соблюдали заранее утвержденный финансовый план, что для них может быть не так просто.
Зато ребенок, который научился обращаться со своими карманными деньгами, спустя годы (распоряжаясь уже более солидными суммами) будет чувствовать себя уверенно, инвестировать с умом, не превратится во взрослого, который тратит бездумно и умеет копить только вещи и кредиты.
- С какого возраста лучше начинать?
- Как правильно обучить детей финансовой грамотности
- Как развить финансовую грамотность у школьников
- Каких ошибок избегать при обучении финансовой грамотности
- Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста
- Правила обучения финансовой грамотности для дошкольников
- Игры и мультфильмы о финансовой грамотности для дошкольников
- Игры по финансовой грамотности
- «Идея на миллион»
- «Монополия»
- Денежное лото
- «Фиксиномика»
- «Думай и богатей»
- Какой курс по финграмотности выбрать
- А как вы повышали финансовую грамотность своих детей? Расскажите в комментариях
- Чего делать не надо
- Литература по финансовой грамотности для детей
С какого возраста лучше начинать?
Дошколята. Начинать знакомиться с финансами ребёнок может уже в 5 – 6 лет. Хотя о том, что нужную игрушку в магазине можно получить в обмен на деньги, дети могут узнать гораздо раньше, но именно в старшем дошкольном возрасте ребёнку может быть интересна своя копилка или первые карманные деньги. Это те самые наличные, монетки и купюры, с которых всё и начинается, которые можно разглядывать через увеличительное стекло, сравнивать между собой, сортировать, считать или просто хранить в укромном месте до нужного времени.
Дошколята уже могут совершать небольшие самостоятельные покупки, а при совместном посещении магазина можно объяснить ребёнку, почему были куплены определённые товары, их цену, общую стоимость покупки.
Можно оценить покупку количеством рабочих часов (дней) кого-нибудь из родителей, чтобы у ребёнка появлялось понимание, что наличие денег в семье является результатом труда родителей. Именно с таких моментов начинается формирование финансовой грамотности у детей.
Начальная школа: с 1-го по 4-й классы. С началом учёбы в школе без карманных денег уже практически не обойтись, если не на завтраки (у многих в «началке» они бесплатны), так на покупку карандаша или ручки в соседнем магазине средства могут понадобиться.
В 7 – 11 летнем возрасте дети могут самостоятельно контролировать свой бюджет, делать определённые покупки и накопления, сравнивать и выбирать товары в магазине. Вести бюджет интереснее, когда есть «приход» – ребёнку можно выдавать определённую сумму раз в день, неделю или несколько дней, он может даже завести себе «бухгалтерскую тетрадь» для записи своих доходов и расходов. Ребёнок должен понять, что это его деньги, он будет тратить их по своему усмотрению, взрослые могут только советовать. Не сразу, но со временем он научится откладывать, экономить, хранить деньги. Тут важна самостоятельность.
В этот период ребёнка можно познакомить с безналичным расчётом, банковскими картами, родители могут открыть для него накопительный счёт или вклад в банке, естественно объяснив, как и для чего это делается. Например, детские деньги на покупку велосипеда могут полежать в банке до определённого момента, и подрасти на несколько %.
Или, наоборот, стоит воспользоваться сезонной скидкой и взять велосипед осенью, не дожидаясь весны, так как весной цена на этот же велосипед может значительно вырасти. Здесь взрослые должны не просто советовать, а ещё и аргументировать свои советы, дети умные, они поймут.
Средняя школа: классы с 5-го по 8-й. Ученик средней школы уже сам может ходить за продуктами, выбирать товар, сравнивать цены, считать сдачу, проверять чек.
Он уже может осознанно копить деньги на крупную покупку, распределять расходную часть своего бюджета. Взрослые могут ему в этом помочь, посоветовав «метод конвертов», где каждый конверт представляет собой определённую цель или статью расходов.
С 12 лет ребёнка можно знакомить с семейным бюджетом, банковскими продуктами и операциями, принципами зарабатывания денег. Можно начинать учиться планированию, выдавая деньги уже не на неделю, а более крупную сумму на месяц, завести банковскую карту. Кстати, с 14 лет на ребёнка можно оформить Пушкинскую карту, что позволяет значительно экономить семейный бюджет при посещении учреждений культуры, участвующих в программе.
Это, наверное, один из таких случаев, когда не ощущается выгоды «чистыми деньгами», и это, пожалуй, даже хорошо, не стоит зацикливаться на деньгах, особенно детям.
Старшая школа: 9 – 11 классы. Старшеклассники уже могут самостоятельно зарабатывать деньги: подрабатывать няней, продавцом или курьером на каникулах или выходных, тут, кстати, и родители могут помочь в поисках подработки. Опыт самостоятельного заработка никакими лекциями не заменишь.
Старшеклассники уже более восприимчивы к разговорам не только о том, как можно заработать деньги, но и о том, как их можно потерять, обязательно стоит рассказать им о мошенниках разного рода и пирамидах.
Тут уже можно составлять финансовый план на год или полгода, можно учиться пользоваться различными финансовыми лайфхаками, инструментами, настаёт время для серьёзной литературы, фильмов и т.д.
Как правильно обучить детей финансовой грамотности
Очередной кризис напомнил, как важны навыки ответственного финансового планирования. О том, как научиться правильно обращаться с деньгами еще в детстве, мы спросили финансового консультанта Игоря Файнмана
Чтобы ваши дети росли самостоятельными и умели стратегически мыслить, им нужно научиться правильно пользоваться таким сложным и нужным ресурсом, как деньги. Дети — ваши наследники, и от них в конечном итоге зависит успех следующих поколений семьи. Моя инструкция поможет выбрать правильные инструменты для гармоничного развития вашего ребенка. Уверен, что и родители откроют много нового и полезного в области семейного бюджета и сбережений.
Игорь Файнман — финансовый консультант, эксперт в области инвестиций и управления частным капиталом, квалифицированный инвестор на российских и мировых финансовых площадках, автор проекта «Файнманомика»
Возраст: 4–6 лет
В этом возрасте у ребенка закладываются основные представления о жизни, а это значит, что пора объяснить ему суть такого явления, как деньги. Вместе с ним рассмотрите купюры, покажите их номинал и поясните, что бывают настоящие и фальшивые деньги. Расскажите, почему вы работаете и какую стоимость имеют игрушки. Важно это делать именно в игровой форме и не переусердствовать: все-таки детство должно быть счастливым и беззаботным.
Бодо Шефер «Пес по имени MoneY»; Евгения Блискавка «Дети и деньги».
«Азбука денег тетушки Совы»; «Азбука финансовой грамотности для детей».
PandaMoney — копилка-тамагочи на смартфоне. Она поможет развивать у ребенка дисциплину и ответственность за электронного питомца. Это хорошая тренировка перед покупкой кошки или собаки, которую так просят малыши в этом возрасте.
Возраст: 7–9 лет
Самое время подарить первую копилку. Это идеальный инструмент для сбережения, доступный в таком возрасте. Ребенок сможет сделать первые шаги в мире финансов, и у него появятся карманные деньги. Это могут быть подарки на день рождения или плата за сверхусилия. Я категорически против того, чтобы платить детям деньги за выполнение повседневных домашних обязанностей или школьные оценки. В итоге это может обернуться шантажом старших, когда ребенок требует плату за вынесенный мусор или помытую посуду. А вот сверхусилия — достижения в спорте или дополнительные успехи в учебе — поощрять нужно.
В этом возрасте необходимо объяснить, почему в магазинах разные цены. Погуляйте с ребенком по магазинам и покажите на примере, что один и тот же товар может стоить по-разному. И обязательно проведите первый урок благотворительности, объяснив свою мотивацию.
Игорь Липсиц «Удивительные приключения в стране Экономика»; Гейл Карлиц «ИНВЕСТОР. Руководство по накоплению и инвестированию для смышленых детей».
«Финансовый футбол» — онлайн-игра, дающая знания в области управления финансами.
Возраст: 10–12 лет
Очень важный возраст, когда с ребенком нужно поговорить начистоту: объяснить, что такое семейный бюджет и как он строится в вашей семье. Важно объяснить ему разницу между заработной платой и доходом и между обязательными постоянными платежами (например, коммунальными) и переменными расходами (продукты или билеты на самолет). Самое время поговорить об инфляции и рассказать про суть налогов. Книги становятся более серьезными, а игры осознанными.
Сергей Биденко «Финансовая грамотность для подростков»; Наталья Смирнова «Финансовая грамотность для детей и подростков»
«Мой план» — игра, обучающая планированию и ведению бюджета;
«Монополия» — этой игре, на которой выросло не одно поколение успешных предпринимателей, можно посвятить отдельную статью. Дети обожают играть всей семьей и получают навыки ведения бизнеса и успешного управления личным капиталом. Пусть пока и в игровой форме.
Возраст: 13–16 лет
Самое время открыть первую детскую банковскую карту. Подросток освоит безналичные деньги, поймет, что такое cashback, а родителям будет удобно контролировать его расходы, которые, как правило, растут в таком возрасте. Именно в эти годы важно донести ценность образования и уберечь от сиюминутных, эмоциональных покупок. Многим взрослым этот навык тоже не помешает.
Роберт Киосаки «Богатый папа, бедный папа»; Алексей Горячев «Финансовая грамота»; IloveEconomics. Ru — образовательный портал для школьников.
Возраст: 17–19 лет
Пришло время репетиции взрослой жизни. Подросток должен пройти первое собеседование и устроиться на работу. Это может быть временный вариант на лето или помощь вашему приятелю в офисе компании. Необходимо объяснить суть договорных отношений и предупредить о существовании финансовых мошенников и пирамид. Будут полезны и экскурсы в новейшую российскую историю: от МММ до «Кешбери».
Важно, чтобы подросток начал вести личный финансовый план. Горизонт планирования можно выбрать не длинный (до года), главное — привить навык планирования и достижения финансовых целей. Таким образом вы поможете ребенку добиться успеха в жизни и повысите шансы на свою безбедную старость.
Джордж Клейсон «Самый богатый человек в Вавилоне»; Кэтрин Бейтам «Юный инвестор. Как быть финансово грамотным с детства»; Энтони Робинс «Деньги. Мастер игры».
Все материалы нашего проекта доступны в Яндекс. Дзене. Подпишитесь, чтобы быть в курсе
Игорь Файнман специально для РБК Quote
Как развить финансовую грамотность у школьников
Школьники и подростки готовы к большей самостоятельности, в том числе в вопросе финансов
Уже в начальной школе ребенку можно давать небольшие карманные деньги, говорит Анна Мусихина. Это формирует ответственность за наличие и трату собственных финансов: ребенок сможет самостоятельно распоряжаться ограниченной суммой, и у него будет выбор, например, купить шоколадку в школьной столовой или отложить деньги на какую-нибудь игрушку.
«Каким образом выдавать школьнику финансы, на карту или наличными? И то и другое полезно. Лучше вводить оба варианта, чтобы ребенок был с ними знаком и понимал, как считать физические деньги и как отследить все траты в приложении банка. Карточку можно заводить примерно с восьми лет. Родители должны объяснить ребенку, как ей пользоваться».
Нередко подростки попадают в ловушку сравнения, говорит психолог Эльвира Кетлер. Просматривая в том числе социальные сети, они видят самые яркие моменты из жизни друзей, кумиров и совершенно незнакомых людей. Родитель может услышать, что у кого-то появился новый iPhone, а сын/дочь ходит со старым смартфоном. Удовлетворенность начинается в среде, констатирует эксперт. Поэтому для начала признайте желание ребенка, но приведите рациональные аргументы, почему на данный момент такая покупка невозможна. Отдельно не забывайте проговаривать важность нематериальной стороны жизни.
«Если ребенок хочет дорогой велосипед, предложите более выгодную альтернативу. Расскажите, что, выбрав модель попроще, можно купить и рюкзак, который он давно хотел. Дети должны уметь взвешивать решения и понимать возможные результаты. Научите ребенка отдавать деньги на благотворительность. Позвольте ему выбрать организацию, приют для животных или даже кого-то из своих знакомых, кому нужна небольшая помощь. Со временем он увидит, что пожертвования влияют не только на людей, которым он их дает, но и на него самого. Подростки могут сильно интересоваться брендами, поэтому познакомьте их с идеей владения акциями компании, которую они любят. Для этого детям более старшего возраста можно открыть брокерский счет, выделив на эти цели небольшую сумму».
Каких ошибок избегать при обучении финансовой грамотности
Что можно применить в процессе обучения детей финансовой грамотности?
Прежде всего, это игры, для малышей, например, это игра в «магазин», где родители и дети поочерёдно выступаю в ролях покупателей и продавцов, учатся финансовым отношениям, оценивают вещи, пусть даже в «игровой» валюте.
Детей постарше уже можно привлекать к настольным играм, которых предлагается великое множество от различных вариантов «Миллионера», «Монополии» и «Рынка», до «Денежного потока» и «Экономикуса». Можно выбрать по сложности, возрасту, оформлению и т.д. В такие игры можно играть всей семьёй. Для удобства я указал ссылки на игры. Все они довольно сильно порадуют вашего ребенка.
Особенно важен игровой формат усвоения материала для детей, да и ещё – за одну игру ребёнок «Рокфеллером» не станет, тут важно, хоть какое-то мало-мальское постоянство, и тогда с каждым разом будут всплывать различные особенности, нюансы, обкатываться правила и проходить обучение.
Следующим инструментом являются мультики про финансы, достаточно набрать в поисковике «мультфильмы про финансовую грамотность», как выбор не заставит себя ждать. Может быть и такое, что в данный момент у ребёнка «душа не лежит» к персонажам этих мультиков, но попробовать стоит, ну, или, в крайнем случае, отложить на потом.
Далее у нас идут различные обучающие игры и программы, многие доступны как онлайн на компьютере, так и в виде мобильных приложений на смартфон. Это и «Финзнайка», и «Дети и деньги», «Полезные деньги» и т.д., материала хватает. Есть и «Смешарики в мире финансов», они доступны, как говорится, онлайн, без регистрации и смс.
Следующий инструмент – конечно же, книги, именно в них хранится кладезь знаний, именно книги могут дать недостающие ответы на наши вопросы. Для малышей подойдут сказки, а родителям, возможно, придётся акцентировать внимание, а порой объяснять те или иные моменты, связанные с финансами. Одной из самых интересных книг о финансовой грамотности для детей является «Пёс по имени Мани», она написана в виде рассказа о девочке, которая нашла говорящего лабрадора, который учила её финансовой грамотности. Мне, как взрослому человеку, эта книга тоже очень зашла. Советую приобрести. Также интересны будут книги «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей», а также «Твой первый миллион. Как его заработать и не потерять», но последняя рассчитана уже на более взрослых детей, от 16 лет.
Игры, мультики и книги для большего эффекта надо постоянно чередовать.
Для читателей постарше литературы довольно много, для начала можно также обратиться к интернету и запросить список из 10 книг о финансовой грамотности для детей, которые и взрослым можно почитать, среди них будет Путь к финансовой свободе иСамый богатый человек в Вавилоне. Стоит упомянуть и о различных финансовых курсах или кружках финансовой грамотности, где можно получить не только базовые знания по обращению с деньгами, но также изучить основы инвестирования. Они различаются по длительности, бывают платные и бесплатные, онлайн или офлайн, выбрать есть из чего.
Малозатратной, но очень интересной игрой может стать игра в Банк, где ваш ребенок будет выступать в роли председателя банка, а вы и родственники в роли клиентов. Вы можете вместе с ребенком нарисовать собственные деньги, придумать различные виды “защиты” купюр (например, приклеить кусочки фольги или сделать какие-то части рисунка флуоресцентным маркером). Самое главное, что эта игра – на долгий срок: вы можете “вложить” в банк определенную сумму свеженарисованных банкнот на небольшое время, например, неделю, под определенный процент или брать кредит. Самое главное, что во время игры вы можете объяснять ребенку принципы работы банков, как что работает и откуда берутся деньги.
Найдено на просторах интернета
Но самым главным учителем и проводником в мир финансов для ребёнка является его семья и прежде всего родители. Беседы о доме, работе, семейном бюджете очень многое могут дать детям, даже простое комментирование своих финансовых действий как неотъемлемой части нашей реальности просвещает не хуже учебников. Обязательно с детьми надо делиться опытом, в том числе и негативным, что-то в духе «Как мама забыла кошелёк» или «Как папа оставил всю стипендию в моментальной лотерее» тоже подойдёт, детям нравятся семейные истории, а такие ещё и поучительные.
Но ещё важнее личный пример, дети ведь не только слушают, но ещё и смотрят и сравнивают одно с другим, и если родители постоянно перезанимают, берут кредиты, делают необдуманные покупки, то с такой практикой вся выше описанная теория вряд ли будет эффективной.
Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста
Первое понимание денег как инструмента, с помощью которого получают желаемое, приходит примерно в три года
Разговоры о деньгах эксперты по финансовой грамотности советуют начинать как можно раньше. За ориентир можно взять время, когда ребенок начинает говорить и понимать причинно-следственные связи. Первые объяснения должны быть максимально доступными, говорит Анна Мусихина, академический директор и методист курса по финансовой грамотности онлайн-школы для детей и подростков Skysmart.
«О деньгах можно рассказать на примере обмена игрушками: то же самое происходит в магазине и на работе, когда взрослые отдают свое время и знания, а взамен получают зарплату. Ограничения трат в детском магазине стоит пояснять не короткими фразами вроде «Денег нет», а причинно-следственными связями, чтобы ребенок понял нерелевантность покупки в конкретный момент», — отмечает эксперт.
Также важно показывать отношение к деньгам на своем приеме. Денежные сценарии формируются через наследственные убеждения от родителей и собственный опыт, говорит Эльвира Кетлер, клинический психолог, детский психолог, специалист платформы Alter. « Установки вроде «я не могу себе этого позволить», «честным путем много денег не заработать», «большие деньги — большие проблемы» и тому подобные часто порождены страхом, который передается. В жизни ребенка могло и не быть ситуаций, которые подтверждали бы справедливость таких выводов, но так говорили значимые взрослые, и ребенок принял это на веру», — объясняет эксперт.
Еще один фактор, по словам психолога, — самооценка. Ее фундамент закладывается также в детстве под влиянием родителей: критиковали или поддерживали, объясняли спокойно или ругали, были теплыми, понимающими и сочувствующими или отстраненными. « Что касается готовности тратить деньги, то она, по-видимому, зависит от того, насколько сильный психологический дискомфорт ощущает человек в этот момент. Он может возникать по разным причинам. Например, в детстве было много лишений и этот опыт не хочется повторять. Это может быть смесь различных переживаний, в том числе более глубокая проблема или травма», — говорит эксперт.
Правила обучения финансовой грамотности для дошкольников
Вот несколько приемов, которые, по совету экспертов, можно использовать для развития финансовой грамотности у дошкольника:
Игры и мультфильмы о финансовой грамотности для дошкольников
Если ребенок посещает детский сад, то дополнительные знания о том, что такое деньги и как с ними обращаться, он может получить там. Например, в программах некоторых дошкольных заведений проводят тематические недели, в том числе на тему финансов. Дома в распоряжении родителей есть всевозможные игры, вот некоторые из них:
Включайте детям мультфильмы, в которых доступно проигрываются ситуации бережного отношения к деньгам. Например, «Жирафа и очки» или «Азбука финансовой грамотности» из «Смешариков».
Игры по финансовой грамотности
В настольную игру «Монополия» могут играть сразу до восьми игроков
Для обучения финансовой грамотности существует множество игр, в которых заложены различные сценарии, так или иначе связанные с деньгами. Это могут быть командные игры или такие, где каждый сам за себя. С помощью игры можно прививать навыки обращения с деньгами в непринужденной семейной обстановке, что хорошо само по себе. Вот некоторые из игр по финансовой грамотности.
«Идея на миллион»
В карточной игре «Идея на миллион» участники должны придумать, запустить и сделать успешным свой стартап. Для этого придется разработать бизнес-стратегию и правильно вести дело. Одновременно за столом могут находиться до четырех игроков. Игра развивает креативность и стратегическое мышление. Возраст игроков — от 14 лет.
«Монополия»
В настольную игру «Монополия» могут играть сразу до восьми игроков. Цель каждого участника — оставаться в прибыли. Одновременно с этим нужно обанкротить конкурентов. Игра подходит для детей от восьми лет. Она развивает логику, стратегию и обучает базовым экономическим моделям. Для детей помладше есть упрощенный вариант — Monopoly Junior. В нее можно пробовать играть с пяти лет.
Денежное лото
Существуют различные вариации лото на тему финансов, в том числе для самых маленьких. Главная цель игры для дошкольников — закрепить основные термины. Для этого игрокам раздают карточки с цветными полями, обозначающими доходы и расходы. Затем ведущий достает из другой колоды карточки с изображениями. Дети должны правильно распознать сценарий рисунка и сказать, доход это или расход. Одновременно играть в лото могут до семи человек. Минимальный возраст — четыре года.
«Фиксиномика»
Фиксиномика — пример настольной игры с финансовым уклоном по мотивам сюжета мультфильма «Фиксики». Она тренирует навыки выбора и принятия самостоятельного решения. Игра состоит из поля с секторами, кубиков и фишек. Задача игроков — бросать кубик и передвигаться по полю, выполняя задания. За столом могут быть сразу несколько игроков, возраст зависит от уровня сложности.
«Думай и богатей»
Настольная викторина «Думай и богатей» содержит 500+ вопросов по разным темам. Суть игры — отвечать правильно и получать за это деньги. Если игрок дал неверный ответ, он должен заплатить штраф. По правилам участники могут брать кредит в банке, а значит, придется научиться контролировать свой долг. Одновременно за столом могут находиться до четырех человек. Рекомендованный возраст — от шести лет.
Какой курс по финграмотности выбрать
Подобрать курс можно практически для любого возраста, в том числе для ученика начальной школы
Предмет «Финансовая грамотность» включен в образовательную программу большинства школ. При желании уделить время этой науке можно на специальных курсах. Как правило, подобные программы доступны в разных форматах. Подобрать курс можно практически для любого возраста. Длительность любая — от нескольких недель до пяти дней. Вот некоторые платформы для детей, которые предоставляют курсы по финансовой грамотности:
А как вы повышали финансовую грамотность своих детей? Расскажите в комментариях
Ваш финансовый консультант
Чего делать не надо
Некоторые эксперты считают, что не стоит давать детям деньги за выполнение повседневных домашних обязанностей, родители же за это деньги не получают. Школьные оценки так же не должны подлежать монетизации, максимум за что можно «выписать премию», так за особые успехи, вроде успехов в спорте или побед в школьных олимпиадах.
Не надо ругать ребёнка за неразумные траты, это его опыт, его ошибки, пусть лучше делает их сейчас, чем в более зрелом возрасте дров наломает. А вот восполнять сразу то, что он потратил, не стоит, пусть задумается над своими тратами сам, сам посчитает и сам сделает какие-то выводы.
Ну и не надо зацикливаться на «финансовой грамотности», не надо «поучать» детей, с ними надо делиться своим мнением и опытом.
Лучше всего помочь ребенку с поиском “подработки”. Например, я недавно видел объявление на подъезде, где ребенок предлагает за подписку в 100 рублей за месяц выкидывать мусор в своем подъезде: сосед оставляет мусор за своей дверью, отправляет сообщение ребенку в WhatsApp или Telegram, а он относит мешок до мусоропровода. Хотя бы 10 соседей уже будут приносить ребенку 1000 рублей в месяц при том, что он затрачивает не так много времени. Соседям, согласившимся на эту услугу не сложно самим вынести мусор, скорее всего они согласятся на это, чтобы “подыграть” предприимчивому ребенку и помочь ему заработать – 100 рублей не такая большая сумма, чтобы их жалеть.
Однако, стоит поговорить с ребенком о безопасности, и не стоит отправлять слишком маленького и доверчивого ходить по этажам. Возможно, стоит сходить с ним несколько раз и познакомиться с “клиентами” лично.
Среди прочих детских профессий можно также выделить прогулки с чужими собаками, мытье машины и т.д. Если у ребенка есть талант рисования, он может рисовать на заказ – 50-100 рублей за рисунок будет подходящим вариантом, а если качество рисунков и картин на хорошем уровне можно задуматься и о ценнике повыше. Много вариантов есть в сети, и вы можете помочь ребенку начать зарабатывать свои деньги. Многие предприниматели как раз начинали зарабатывать со школьной скамьи.
Литература по финансовой грамотности для детей
Малышам подойдут сказки или книги с картинками, описывающими ту или иную ситуацию на тему денег
Изучение литературы по финансовой грамотности будет полезно как для детей, так и взрослых. Малышам подойдут сказки или книги с картинками, описывающими ту или иную ситуацию на тему денег. Подросткам можно предложить изучить тему самостоятельно. Психолог Эльвира Кетлер советует такие книги:
Много материалов по финансовой грамотности находится в открытом доступе. Например, всевозможные шпаргалки и советы можно найти на сайтах ЦБ, проекта «Мои финансы» и «Национального центра финансовой грамотности».