содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности в школе

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ Финзачет
Содержание
  1. Сущность и основные понятия Взаимодействие человека и страховых компаний. Страхование рисков
  2. Описание
  3. Действуйте по следующему алгоритму.
  4. Услуги для населения. Банковские вклады. Банковские кредиты
  5. Тема 1. Государственное пенсионное и социальное обеспечение, Накопительное государственное и негосударственное пенсионное обеспечение
  6. Тема 1. Бюджетная грамотность и развитие школьного инициативного бюджетирования
  7. Теория, признаки и принципы. Цифровая среда. Цифровые деньги, крипто валюта. Правила кибербезопасности. Защита персональных данных
  8. Тема 1. Фондовый рынок. Паевые инвестиционные фонды. Акции и облигации как инструменты для частного инвестора
  9. Тема 1. Управление личными финансами
  10. Тема 1. Взаимоотношение человека с государством
  11. Тема 1. Предпринимательство. Создание бизнеса.
  12. Тема 2. Функциональная финансовая грамотность школьников
  13. Тема 2. Особенности использования учебно-методических комплектов по финансовой грамотности в образовательном процессе
  14. Тема 2. Методические особенности формирования финансовой грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности
  15. Тема 2. Применение цифровых образовательных продуктов и ресурсов в обучении школьников финансовой грамотности
  16. Тема 2. Организация и методика проведения чемпионата школьников по финансовой грамотности
  17. Тема 1. Стратегия повышения уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации

Сущность и основные понятия Взаимодействие человека и страховых компаний. Страхование рисков

Лектор – Столяров Андрей Иванович, к.э.н., доцент, преподаватель НИУ ВШЭ

Видеолекции записаны в рамках ведомственного проекта  «Новая финансовая культура (МоиФинансы: просто о сложном)» государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».

Электронное пособие представляет собой содержательно-методический комплекс информационно-обучающих материалов.

Он позволяет педагогам погрузиться в содержание финансовой грамотности, понять основные принципы и модели поведения финансово грамотного человека, познакомиться с алгоритмами решения различных жизненных задач в области управления личными финансами и взаимодействия с миром финансов, а также, познакомиться с методикой обучения финансовой грамотности по отдельным возрастным группам.

Электронное учебное пособие

Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся

Описание

Научный руководитель, соавтор

Лавренова Екатерина Борисовна, директор программы Федерального методического центра повышения финансовой грамотности населения РАНХиГС, кандидат педагогических наук

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха «Гимназия №11»

143980, Россия, Московская область, город Балашиха,

микрорайон Железнодорожный, улица Колхозная, дом 9

Телефон / Факс: +7 (495) 527 75 13

«Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности в

Учитель начальных классов:

Полищук Ольга Вячеславовна

Балашиха, 2022 г.

Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности в 2-4 классах

Формирование финансовой грамотности у обучающихся это образовательная деятельность, направленная на создание педагогических, психологических и организационно-технических условий для освоения обучающимися финансовой грамотности на определенном (заданном) уровне или в рамках определенного содержания финансовой грамотности.

– это знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни (в исследованиях PISA).

Проектирование занятий для учащихся начальных классов в рамках урочной и внеурочной деятельности

Как создать (разработать, подготовить) занятие по финансовой грамотности? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить базовые понятия.

Проектирование образовательной деятельности педагога это деятельность по разработке решения проблемы того, как эффективно организовать учебную деятельность обучающихся в зависимости от поставленных целей образования, имеющихся условий и ресурсов.

Из этих определений следует, что в данном контексте заключается в том, чтобы после педагогического воздействия на обучающегося у него были сформированы знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни в пределах его возрастных возможностей и потребностей в финансовом просвещении.

Можно выделить следующие компоненты проектирования:

– модель конечного результата.

Цель образовательной деятельности – формирование (развитие) у учащихся каких-либо социальных новообразований.

Относительно занятий по финансовой грамотности это:

ценностей финансовой грамотности, установки на грамотное финансовое поведение;

базовые умения, связанные с расчетами и поиском, обработкой финансовой информации, в том числе на сайтах финансовых и государственных организаций;

финансовых понятий и знаний о финансовой сфере в пределах сфер взаимодействия потребителя финансовых услуг с миром финансов;

компетенций финансовой грамотности,

из которых — умение решать практические жизненные задачи на управление личными финансами.

Цель и планируемые результаты должны быть:

• конкретны (их достижение должно быть проверяемо с помощь простых диагностических и контрольных средств);

• минимальны – оптимальны (не может быть много целей, например, на 40

• соотноситься с формой проведения образовательных мероприятий и системой образования, через которую планируется обучение;

• иметь прямую увязку с содержанием образования как , так и

• отражать суть предмета и его назначения;

Результаты проектирования должны отражаться в технологической карте занятия и его плане или сценарии.

При разработке технологической карты используется педагогическая система: «цели – содержание – образовательная деятельность – система оценки» – «система оценки».

Технологическая карта занятия это содержательно-методическая рамка, определяет цели, содержание и форму образовательной деятельности педагога, задает основу, конструкцию занятия.

Сегодня существует большое количество различных видов технологических карт, разработанных разными авторами и по разным методологическим и предметно-содержательным основаниям. В рамках реализации программ финансовой грамотности используются один из видов технологической карты, отражающей все описанные выше компоненты проектирования.

аблица 1. Форма для подготовки технологической карты занятия по финансовой грамотности

(необходимо описать, что делает учитель, какие применяет средства, что делают ученики, какой образовательный эффект)

это подробное описание деятельности педагога во времени по проведению занятия с характеристикой используемых средств обучения, включая цифровые образовательные ресурсы.

Как разработать сценарий занятия по финансовой грамотности:

Определить основные этапы занятия

2. Определить базовую технологию

3. Описать каждый этап, где необходимо подобрать:

– методы и приемы, оборудование и дидактический материал

– описать деятельность учителя и учеников.

Таблица 2. Форма для разработки сценария

№ слайда презентации,

Современное обучение сегодня сложно представить без использования вспомогательного технического средства обучения – презентации, которая при грамотном содержательном наполнении повышает эффективность обучения (при прочих равных условиях).

– это дидактический инструмент, выполненный с помощью компьютерной программы, предназначена для того, чтобы быть проводником логики занятия, отражать основные этапы занятия, иллюстрировать основные задания, выводы, результаты.

Требования к презентации:

1. Должна учитывать возраст обучающихся (объем информации, краткость формулировок).

2. Должна быть не перегружена (3-7 слайдов).

3. Должна иметь приятный вид, без кричащих цветов.

Форма подачи информации: таблицы, графики, картинки, текст заданий, текст выводов (кратко, резюме).

Важнейшим элементом проектирования занятия является подбор дидактического материала. Для подготовки занятий по финансовой грамотности создан огромный ресурсный потенциал, в том числе и цифровые образовательные ресурсы по финансовой грамотности. С одной стороны, это возможность включать в занятия игры, в том числе онлайн и , мультфильмы, фильмы, видеоролики, анимированные презентации и пр., мобильные и ПК приложения и тем самым эти занятия интересными обучающихся, разнообразными и эффективными; – такое множество вспомогательных образовательных ресурсов создает сложность для педагога в вопросе подбора конкретных ресурсов к конкретным занятиям по финансовой грамотности. Для помощи педагогу в данном вопросе более подробно будут даны рекомендации в следующих параграфах.

– это все дополнительные образовательные инструменты, которые могут быть использованы в ходе обучения.

Принципы использования дидактического материалов:

1. Принцип целесообразности

2. Принцип уместности

Требования к качеству дидактических материалов:

1. Соответствовать возрасту

2. Быть безопасными в психологическом и физическом плане

3. Отражать логику занятия и выступать в качестве помощника для педагога.

Виды дидактических материалов:

учебные пособия, таблицы, схемы, графики;

учебные фильмы, мультфильмы, видеоролики;

интернет-сайты, образовательные порталы;

мобильные приложения, приложения для ПК

Проектирование уроков, занятий, мероприятий по финансовой грамотности во 2-4 классах с учетом организационно-педагогических условий общеобразовательной организации

Прежде чем проектировать уроки, занятия или образовательные события, необходимо проанализировать организационные и технические возможности, которыми располагает образовательная организация и конкретно учитель. Для учащихся начальной школы наиболее эффективными являются игровые технологии обучения, а также технология творческой мастерской, поэтому важным будет наличие (или отсутствие) возможности переставлять мебель в классе (то, насколько быстро это можно сделать).

Использование планшетов, персональных компьютеров для данной возрастной группы не является необходимым. Лучше задействовать смоделированную учителем и самими детьми ситуацию и игровые средства: сделанные детьми деньги, плакаты, рисунки, схемы и др., а проектор и презентации использовать, как дополнение, но не основное средство обучения.

Наибольшими возможностями для включения тематики финансовой грамотности имеют предметы «окружающий мир» и «математика». Проектирование занятий по финансовой грамотности в случае внеурочной деятельности должно строиться на базе той методики, которая представлена в УМК по финансовой грамотности для 2-4 классов (авторы методических рекомендаций: Е. Е.). В методических рекомендациях даны подробные планы проведения занятий2

и результаты разработки проекта по финансовой грамотности

Этапы (шаги) разработки

Разработка проекта по финансовой грамотности предполагает выполнение следующих шагов:

определение рамок образовательного пространства, в котором будет разрабатываться проект;

определение целевой аудитории (класса, для которого проводится занятие);

определение времени, которым можно располагать (урок – 40 мин., занятие 40 или 60 мин., мероприятие – 60-180 мин.);

анализ имеющихся организационно-технических условий (аудитории, возможности менять расстановку парт, стульев, проектора, индивидуальных планшетов, компьютеров и др.;

определение тематики урока, занятия, мероприятия;

определение целей урока, занятия, мероприятия, планируемых результатов;

определение содержания образования (понятия и знания, предметные умения, ценностные установки, компетенции);

выбор образовательной технологии, включая формулирование практической финансовой задачи;

определение этапов занятия, урока, мероприятия;

выбор методов обучения (продуктивных, репродуктивных);

определение для каждого этапа обучения педагогических приемов и средств обучения;

определение способов презентации учебных достижений;

сведение всех вышеуказанных шагов в форму методической разработки.

проектировочной деятельности должен быть – методическая разработка, которая должна включать:

. технологическую карту плюс сценарий урока, занятия, мероприятия;

. презентацию, которая будет использоваться на занятии;

. дидактический материал (видеоролики, таблицы, графики, заготовки для какой-либо работы и др.).

Основные критерии оценки

Наличие всех элементов проекта (технологическая карта плюс сценарий урока, занятия, мероприятия; презентация; дидактический материал).

Соответствие целей и планируемых результатов возрасту и социальному статусу обучающихся.

Соответствие выбранной методики обучения заявленным целям, планируемым результатам.

Логичность построения урока, занятия, мероприятия (каждый этап имеет определенную цель и потенциальный результат; все этапы

Соответствие дидактических материалов педагогическим задачам (насколько адекватно они применены).

Занятия проводились для целевой аудитории на базе сторонней организации. Соблюдены нормативы, установленные программой, по видам занятий и целевым группам. Соблюдены нормативы программы по продолжительности занятий.

Текст отчета оформлен методическим языком с использованием лучших практик методических разработок.

Публичная защита отчета. Демонстрация презентации.

Проектирование занятий в рамках внеурочной деятельности, проведения факультативов имеет хорошо разработанную учебно-методическую основу – УМК по финансовой грамотности. Задача педагога – адаптировать их к условиям школы и особенностям обучающихся.

Министерство образования и науки Российской Федерации

«Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Центр оценки качества образования «Обоснование инструментария для оценки уровня финансовой грамотности учащихся начальной и основной школы». – М., 2018.

Основы финансовой грамотности и методы ее преподавания в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования / Учебное пособие для студентов вузов педагогических направлений подготовки. – М., Ростов-на-Дону, 2020.

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Центр оценки качества образования «Обоснование инструментария для оценки уровня финансовой грамотности учащихся начальной и основной школы». – М., 2018.

Повышения финансовой грамотности обучающихся как социально-педагогическая проблема

Система базовых компетенций в области финансовой грамотности для России

Содержание и методика преподавания курса «Финансовая грамотность»


СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ

Где можно прочитать отзывы об учебном центре?

Отзывы выпускников есть в соответствующем разделе нашего сайта («Меню» — «Отзывы»). Также вы можете ознакомиться с электронными копиями благодарственных писем от руководителей государственных и частных компаний. В разделе Корпоративным заказчикам

Где я могу ознакомиться с документами на право ведения образовательной деятельности?

Электронные копии размещены на нашем сайте в свободном доступе (раздел «Лицензия и документы» или “Сведения об образовательной организации”). Помимо государственной лицензии на осуществление образовательной деятельности на веб-странице можно найти свидетельство о постановке на налоговый учёт и документ, подтверждающий регистрацию некоммерческой организации Министерством юстиции РФ.

Вы государственное образовательное учреждение?

АНО ДПО “ИСО” – автономная некоммерческая организация, которая обладает теми же полномочиями, что государственные образовательные учреждения. Департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области выдал АНО ДПО «Институту современного образования» лицензию на право оказания образовательных услуг . Проверить наличие разрешительной документации можно на сайте Рособрнадзора в разделе «Сводный реестр лицензий». Для этого достаточно ввести ИНН 3666999768.

Когда можно начать обучение?

Конкретную дату начала образовательного процесса необходимо уточнять у сотрудников отдела по организации приема. Программы стартуют в течение всего года.

У меня базовое образование иностранного учебного учреждения. Могу ли я обучаться у вас?

Это актуально, если педагог планирует устраиваться на работу в России.
Однако обратите внимание, что Ваше специальное образование должно в этом случае подпадать под действие международных договоров о взаимном признании (полный перечень – в письме МИД России от 19.06.2012 № 9333/дп), а также быть представлено в перечнях, установленных Правительством РФ:

Также, согласно ч. 13 ст. 107 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ, документы об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, признаваемые в Российской Федерации, должны быть легализованы и переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Действуйте по следующему алгоритму.

Шаг 1. Вам необходимо уточнить, признается ли Ваш диплом на территории РФ. Есть несколько способов получить данную информацию:
1) обратиться в уполномоченную организацию ФГБНУ “Главэкспертцентр” в г. Москве за консультацией по телефону +7(495) 317-17-10. 
2) уточнить наличие Вашего ВУЗа в перечне иностранных образовательных  организаций, которые выдают документы об образовании и/или квалификации, признаваемые в РФ, утвержденном Правительством РФ 19 сентября 2013 г. №1694-р.
Шаг 2. В случае, если Ваш диплом не признается в РФ, возможны два варианта:

Можно ли одновременно поступить на очное обучение в вуз и на курс профессиональной переподготовки?

Студент, желающий поступить в Институт современного образования, должен предоставить справку из образовательной организации. Независимо от срока окончания обучения по программе дополнительного образования, диплом о профпереподготовке или удостоверение о повышении квалификации выдаётся только после предъявления документа о получении среднего профессионального или высшего образования.

Можно ли поступить с незаконченным высшим образованием (например, если я учусь на четвёртом курсе вуза) ?

Да, такая возможность предусмотрена действующим законодательством (ст. 76 закона N 273-ФЗ и письмо Минобрнауки России N 06-735 от 09.10.2013).

Можно ли обучаться на базе 11

классов?

Пройти обучение может любой желающий, но для того, чтобы получить документы о квалификации (диплом или удостоверение), обязательно наличие диплома о среднем профессиональном или высшем образовании.

Могу ли я поступить на программу профессиональной переподготовки, если у меня нет соответствующего образования?

Какие документы необходимы для поступления?

АНО ДПО «Институт современного образования» является участником федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (далее – реестр).
Данный реестр  – это специальный сервис, при помощи которого можно проверить дипломы и документы об образовании всех вузов России. Реестр создан для обеспечения ведомств и работодателей достоверной информацией о квалификации претендентов на трудоустройство.
Для внесения информации о выданных документах об образовании в реестр и формирования личных дел слушателей Институтом установлен перечень документов, необходимых для зачисления:

Зачисление на обучение граждан других государств возможно на основании заявления на русском языке. Нерезидент/иностранный гражданин может уточнить перечень документов для поступления у сотрудников отдела по организации приема.
Консультации по вопросам легализации иностранных документов об образовании можно получить у сотрудников отдела по организации приема нашего Института или работника ФГБУ Главэкспертцентр.

Как оформить налоговый вычет?

Порядок оформления налогового вычета определяется Налоговым кодексом РФ (ст. 78, 80, 83, 88 и 219). Для возврата денежных средств нужно обратиться в ФНС РФ по месту регистрации. Размер социального налогового вычета для резидентов России составляет 13 % от стоимости обучения.

Список документов, необходимых для возврата денежных средств, нужно запросить в отделе по организации учебного процесса. Проверка данных, предоставленных в ФНС, производится в течение трёх месяцев. Заявление на вычет и налоговая декларация составляются соискателем самостоятельно.

Предусмотрена ли оплата по частям?

Да, есть беспроцентная рассрочка для курсов профпереподготовки. Возможность оплаты частями для конкретной программы, а также график внесения платежей можно уточнить у работника отдела по организации приема, заполнив электронную заявку или позвонив по контактному телефону.

Возможные варианты оплаты:
Онлайн оплата на сайте (без комиссии, средства зачисляются в течение нескольких минут);
Распечатайте и оплатите квитанцию удобным способом.
Другие способы оплаты по согласованию со специалистом (персональным менеджером)
Отсканируйте оплаченную квитанцию, отправьте по электронной почте специалисту (персональному менеджеру). В случае онлайн оплаты необходимости в этом нет.

Можно ли оплатить от юридического лица?

Да, такая возможность есть. Оставьте заявку, а в разговоре с менеджером уточните, как вы хотите оплатить обучение.

Мне потребуется какое-то специальное оборудование, приложения для обучения?

Только компьютер или смартфон, подключенный к интернету. Также понадобится офисный программный пакет. Слушатель курсов должен иметь базовые навыки компьютерной грамотности.

Как восстановиться после обучения?

Для повторного поступления в Институт нужно обратиться в отдел по организации учебного процесса.

Как часто обновлятся материал для обучения?

Материал на курсах постоянно обновляется, есть методические материалы, которые можно использовать в своей работе. Материал доступен для скачивания. Есть видео и аудиолекции.

Стабильно ли работает платформа для обучения? Боюсь, что будут сбои

Сбои на платформе обучения случаются очень редко. В случае проведения технических работ на платформе, в личном кабинете висит объявление о сроках проведения. Всегда можно связаться с менеджерами, техническими специалистами, методистами по возникшим вопросам по телефону.

Есть ли поддержка в процессе обучения? Боюсь не справится

Как проходит итоговое тестирование?

Итоговый тест состоит из вопросов, которые ранее встречались при прохождении тестирования после каждого модуля. Для ответа у слушателей есть три попытки. Если вы использовали все три попытки и ответили неверно, то специалисты из технического отдела помогут вам решить создавшуюся проблему и у вас будет возможность отвечать далее на вопросы.

Услуги для населения. Банковские вклады. Банковские кредиты

Лектор – Бездудный Михаил Антонович, д.э.н., профессор, преподаватель ФМЦ НИУ ВШЭ

Тема 1. Государственное пенсионное и социальное обеспечение, Накопительное государственное и негосударственное пенсионное обеспечение

Лектор – Рассказова Альбина Николаевна, к.т.н., доцент

Стоимость курса – 1 500 рублей

Для поступления необходимо предоставить копии следующих документов:

Только для физических лиц, копия первой страницы, и страницы с регистрацией


СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ

Документ о смене фамилии

Если фамилия в документе об образовании была изменена


СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ

Тема 1. Бюджетная грамотность и развитие школьного инициативного бюджетирования

Лектор – Федосов Виталий Анатольевич, к.э.н., доцент

Теория, признаки и принципы. Цифровая среда. Цифровые деньги, крипто валюта. Правила кибербезопасности. Защита персональных данных

Лектор – Вагин Сергей Геннадьевич, д.э.н., профессор, заместитель директора ФМЦ НИУ ВШЭ

Тема 1. Фондовый рынок. Паевые инвестиционные фонды. Акции и облигации как инструменты для частного инвестора

Лектор – Володин Сергей Николаевич, к.э.н., доцент, преподаватель НИУ ВШЭ

Тема 1. Управление личными финансами

Лектор – Берзон Николай Иосифович, заслуженный экономист России, доктор экономических наук, профессор, директор ФМЦ НИУ ВШЭ

Тема 1. Взаимоотношение человека с государством

Лектор – Леушина Дарья Сергеевна, заместитель начальника отдела организации обучения педагогов ФМЦ НИУ ВШЭ

Тема 1. Предпринимательство. Создание бизнеса.

Лектор – Савицкая Елена Владиславовна, к.э.н., профессор

Тема 2. Функциональная финансовая грамотность школьников

Лектор – Новожилова Наталья Васильевна, к.п.н., доцент ,заслуженный учитель РФ, преподаватель НИУ ВШЭ

Тема 2. Особенности использования учебно-методических комплектов по финансовой грамотности в образовательном процессе

Лектор – Башева Елена Ивановна, заведующий сектором «Московский межрегиональный методический центр» ФМЦ НИУ ВШЭ

Тема 2. Методические особенности формирования финансовой грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности

Лектор – Николашина Наталья Николаевна, ведущий аналитик ФМЦ НИУ ВШЭ

Тема 2. Применение цифровых образовательных продуктов и ресурсов в обучении школьников финансовой грамотности

Лектор – Осадчая Анна Павловна, начальник отдела планирования и отчётности ФМЦ НИУ ВШЭ

Нашли ?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Тема 2. Организация и методика проведения чемпионата школьников по финансовой грамотности

Лектор – Лозинг Денис Сергеевич, руководитель дирекции Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности

Тема 1. Стратегия повышения уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации

Лектор – Левин Юрий Моисеевич, заместитель начальника методического отдела ФМЦ НИУ ВШЭ

Оцените статью