СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ СТАТЬЯ 11 КЛАСС

В наше современное время начальная школа должна готовить детей к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования.

Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы. Я хочу поделиться как я веду работу по формированию финансовой грамотности учащихся начальной школы.

1. На уроках литературного чтения или окружающего мира для формирования понятия взаимосвязи экономии и экологии важным ресурсом является устное народное творчество. Чтобы проверить, как хорошо дети знают понятия «экономика» и «экология», следует предложить учащимся пословицы.

Задание я разработала на сервисе LearningApps.

Дети должны найти смысловой конец пословицы и установить связь с экономикой и экологией.

Методом классификации, ребята находят смысловой конец пословицы и объясняют её смысл.

Если всё верно выполнено, выплывает окошко «Здорово! Ты верно выполнил задание!»

Если учащийся допустил ошибки, то на экране пословицы выделяются красным. Ущащиеся могут исправить свои ошибки.

2. По литературному или внеклассному чтению формировать финансовую грамотность можно через художественную литературу.

Задание я разработала также на сервисе LearningApps.

Учащиеся читают произведения, например, А. С. Пушкин «Сказка о Попе и работнике его Балде», Алексей Николаевич Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино», Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», В. Осеева «Долг») анализируют на уроках литературного чтения, внеклассного чтения или внеурочной деятельности и используют данное задание.

Методом «найди пару», ребята находят уроки финансовой грамотности в произведениях.

Если соответствие определено верно, то выплывает окошко «Здорово! Ты верно выполнил задание!»

Если учащийся допустил ошибки, то на экране пары соответствий выделяются красным. Ущащиеся исправляют и анализируют свои ошибки.

3. На уроках также можно использовать интересную форму «Кроссворд» по теме «Финансы».

Я разработала кроссворд на сервисе CrossMaker , который можно использовать на занятиях. Составлять кроссворды на сервисе легко. Достаточно напечатать слова, которые будут использованы в кроссворде, нажать кнопку «создать кроссворд» и сервис сам распределит слова в кроссворд,

и используем в работе.

В 3-м классе на уроках окружающий мир финансовую грамотность изучаем в темах: «Что такое деньги», «Государственный бюджет», «Семейный бюджет».

4. Метод Кейс, Кейс (работа в группе).

Этот метод активного проблемного- ситуативного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач (кейсов). Главное- мы развиваем способности находить решения проблем и учим работать с информацией.

Этапы работы по теме «Семейный бюджет»

Делим класс на команды по 4-5 человек.

Предлагаем командам задачи и таблицу бюджета семьи, которую

ребята заполняют по ходу работы.

Метод «КЭЙС» подразумевает работу в группах по этапам.

– Сбалансирован ли бюджет? Если нет, то как его можно сбалансировать?

– Есть ли сбережения? Если есть, то как их приумножить?

– Какие расходы можно сократить?

Представляют свои решения.

5. Во внеурочной деятельности, привлекая родителей, можно добиться высоких результатов в области финансовой грамотности, в участии мероприятиях разного уровня. Ролевые игры по финансовой грамотности проявляют интерес у ребят к экономике. Вместе с классом в прошлом учебном году мы приняли участие в Городском конкурсе по финансовой грамотности «Лимон». Мы разработали сценарий «Финансовый ералаш», распределили роли между ребятами, сняли видеоролик и отправили на конкурс. В результате победители, 1 место.

Таким образом, работа, направленная на воспитание финансовой грамотности младших школьников, может быть проведена в самых различных формах. Все приведённые выше формы и методы работы, способствуют формированию у учащихся общих, и в то же время достаточно целостных представлений о процессах, связанных с бизнесом, экономикой, ресурсами, а также их разумным потреблением.

На экране ссылки на мои задания, которые я разработала, можете использовать в работе.

Экономическое воспитание дошкольников это новое направление в дошкольной педагогике. Современные дети участвуют вместе с родителями в покупках в магазине, в 4-7 лет дети могут иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Среди исследователей, психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте на начальных ступенях образовательной системы. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, так как дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Финансовой грамотности почти не обучают в детских садах, а грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит усвоение ребенком необходимого содержания социального опыта. Своеобразие и вариативность методов обеспечиваются приемами, которые составляют элемент метода, отдельный шаг к его реализации. В обучении дошкольников используются игровые и словесные методы обучения (беседа). Игровые методы обучения. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Словесные методы обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение. В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только почитать, рассказать – необходимо показать сами предметы или их изображение. Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь. Важную роль в экономическом воспитании отводится использованию сказок. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки. Сюжетно-ролевые игры дошкольников – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Эта игра – наиболее спонтанное проявление ребенка и, вместе с тем, она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Наиболее эффективным методом обучения детей основам финансовой грамотности можно назвать игровой метод. Дети активно принимали участие в игровой ситуации, которая была направлена на усвоение основ финансовой грамотности, а также демонстрировали полученные знания на практике. Финансовой грамотности необходимо обучаться с дошкольного возраста. Проблема воспитания финансовой грамотности стала предметом исследования применительно к детям дошкольного возраста. Раннее разумное воспитание финансовой грамотности служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром.

1. Горяев, А. Е. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие/ авт.- сост. А.Е. Горяев, В. В. Чумаченко. – М.: Просвещение, 2016. – 272 с.

2. Жданова, О. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. С ПО / А. О. Жданова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 192 с.

3. Крючкова, Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности /Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников/ Н. А. Крючкова. – Калининград, 2013.-126 с.

4. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России. 2005. 255 с.

Финансовая грамотность – это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

Обучение финансовой грамотности – одно из основных современных направлений образовательных программ, реализующееся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих ошибок и опасностей в финансовой сфере, вовремя научить обращению с деньгами, определить цели и приоритеты, помочь стать социально успешной личностью, помочь реализовать личные планы.

На современном этапе внедрения курса финансовой грамотности в школы перед учителями возникает много вопросов в связи с тем, что предмет изучения является новым и непривычным. Один из вопросов: «Какие формы деятельности можно применять на этапах формирования финансовой грамотности? Какие формы проведения мероприятий стоит выбрать?»

Одной из удобных форм деятельности является внеурочная.

Внеурочная деятельность – это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, которая формирует у учащихся потребности к участию в социально значимых практиках и самоуправлении, создает условия для развития значимых качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности.1

1 Евладова Е. Б. Организация внеурочной деятельности в современной школе.

Финансовая грамотность в МБОУ «Гимназия № 2» г. Инты, Республики Коми реализуется посредством проведения традиционной финансово-экономической игры «Капитал». Целью данной игры является создание условий для развития возможностей учащихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека. Также гимназистам предлагается освоить систему знаний о финансовой деятельности для решения задачи профессиональной ориентации школьников и самоопределения личности.

С учетом требований ФГОС сегодня творческое развитие детей должно быть направлено на их самореализацию, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребенок еще только вступает на первую образовательную ступень и не знает, что для него важно, какова цель его обучения, что может и умеет делать лично он. Поэтому на сегодняшний день творческое развитие школьников становится актуальным в качестве условия для их самореализации.

В рамках экономической игры «Капитал» ежегодно проходят конкурсы такие как «Путешествие рублика», «Экономический термин», «Рисунок фотозоны». Развитие конкурсной деятельности является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей, где учащиеся могут не только реализовать свои творческие способности, но и укрепить свои знания.

Конкурс «Экономический термин»: участникам необходимо составить коллаж из фотографий, на которых изображены слова, слоги или буквы из вывесок улиц города. Таким образом, в коллаже будет зашифрован какой-нибудь экономический термин. Участие в этом конкурсе дает детям возможность применить свои логические, креативные, творческие способности.

Конкурс декоративно-прикладного творчества «Путешествие рублика»: участникам предлагается сделать поделку, символизирующую разнообразие денежных единиц в мире. Конкурс предполагает знакомство с финансовой системой стран мира. Для лучшего усвоения материала, для запоминания истории необходима яркая и творческая деятельность, а лучше всего это сделать через обращение к изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству. Гимназисты предоставили оригинальные, красочные, исполненные с высокой техникой поделки, при изготовлении которых родители принимали заинтересованное участие. Творения, изготовленные учащимися, удивляют своей креативностью, красотой.

Самый любимый конкурс изобразительного искусства – «Рисунок фотозоны». Конкурс «Рисунок фотозоны» проходит ежегодно для того, чтобы дети своими руками создавали фотозоны, где потом им и их друзьям хотелось бы сфотографироваться и провести свободное время. В процессе создания рисунков дети знакомились с информацией о финансовых фотозонах, а также постигали основы финансовой культуры.

С каждым годом дети проявляют все больше выдумки и фантазии при изготовлении работ и композиций, находят новые творческие решения. Что отмечают члены жюри этих конкурсов.

Участие в конкурсах даёт гимназистам представление о творческом проекте, однако проводимая экономическая игра «Капитал» в рамках своей программы предоставляет возможность создания исследовательского проекта. Так, например, учащиеся 3-4 классов работают над исследовательскими проектами по финансовой грамотности, а затем защищают свой проект, как на гимназическом уровне, так и на республиканском. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Участники игры «Капитал» могут воспользоваться одной из популярных форм обучения во внеурочной деятельности – экскурсией. Экскурсия в Сбербанк России проходит в формате квеста, во время которого учащиеся знакомятся с дистанционными каналами, на рабочем месте менеджера по продажам узнают о сервисах и услугах банка, в кассовой зоне – о правилах безопасности при использовании банковских карт. Неподдельный интерес у детей вызывает работа инкассатора. Во время экскурсии инкассатор рассказал о своём рабочем дне и дал примерить специальную одежду. Беседа оказалась очень полезной и информативной. Экскурсия в Сбербанк сподвигла старшеклассников на создание в Гимназии своего музея – «Музей денег», теперь история развития денежной системы наглядно представлена экспонатами музея, и учащиеся пробуют себя в роли экскурсоводов.

Представленный опыт обучения детей финансовой грамотности по средствам игровых технологий можно применять не только при изучении финансовой грамотности, но и в других областях обучения, так как у учащихся появляется возможность проявить себя, показать свое видение проблемной ситуации, проявить свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что, как известно, главный враг успеха – это однообразие и монотонность, рождающие скуку. Только благодаря внедрению в учебный процесс активных методов обучения, разнообразных средств и приёмов обучения можно развить познавательный интерес учеников, результатом которой и станет активная творческая самостоятельная познавательная деятельность.

АКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

из опыта работы

МОСИТЕНКО ЕЛЕНЫ ВИКТОРОВНЫ

учителя истории и обществознания

Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Марьино – Лашмино Новобурасского района Саратовской области»

Как мы видим, человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги.

Программы обучения действующей сегодня системы российскогообразования охватывают практически все сферы жизнедеятельностисовременного человека, что обеспечивает качественную подготовкумолодежи к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являласьтолько практическая подготовка учеников к нынешним экономическимусловиям, то есть финансовая грамотность детей.  Современный школьник знает очень многое  из физики, химии, математики, но ничего не знает о том, с чем сталкивается постоянно. Обращение с деньгами нам не преподают ни в школе, ни в институте. Между тем, деньги – это то, с чем мы имеем дело ежедневно.

Современные исследования показывают, что финансово грамотные люди более эффективны и успешны в жизни вне зависимости от того в какой стране, на каких позициях и в какой сфере они работают. Можно с уверенностью утверждать, что знание основ финансовой грамотности способствует повышению качества жизни и положительно влияет на благополучие людей. Именно поэтому, обучение финансовой грамотности касается каждого лично. Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.

Необходимость основ финансовой грамотности в школахобусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активносамостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами имобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово – финансовых отношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Приемы для активизации познавательной деятельности обучающихся:

Интерес учащихся при изучении финансовой грамотности поддерживается внесением  в занятия: работа над мини-проектами; самостоятельное составление презентаций, постеров, диаграмм связей.

Если мы хотим научить детей решать практические задачи в финансовой сфере, то сделать это как нельзя лучше через решения практических задач, с которыми они столкнутся уже в ближайшем будущем, а может быть, с некоторыми из них сталкиваются уже сейчас. Как именно необходимо организовать учебную деятельность?

Первый шаг – это постановка практической задачи. Что такое задача, чем она отличается от проблемы? Проблема – это есть противоречие между желаемым и действительным. Задача – это цель (модель конечного результата, то есть того, чего мы хотим достичь, например, хотим иметь собственную квартиру в хорошем районе) плюс условия, в которых необходимо достижение этой цели (например, ваш доход, возраст, состав семьи и др.).  Пример практической задачи: «Вы хотите решить жилищную проблему – приобрести квартиру в Москве (или любом другом городе), но у вас в наличии только 200 тысяч рублей. Ваш доход равняется среднему доходу вашего региона. Какой наиболее приемлемый (то есть удовлетворяющий вашим критериям) вариант решения проблемы Вы выберете?»

Шаг второй. Постановка учебных задач. Далее предлагается  подумать, каким именно способом можно решить эту задачу. Учащиеся будут предлагать пути решения задачи. Но что это будут за решения? Скорее всего, решения, навязанные рекламой, стереотипами, опытом знакомых и родственников. Задача учителя – подвести учеников к мысли о том, что без обращения к научному знанию в сфере финансов не обойтись. Поэтому следующим шагом будет постановка учебной задачи. Учебная задача – это такая задача, которая ставится на освоение способа решения практической задачи, а также тех знаний, которых не хватает для ее решения. Пример учебной задачи: «Мы не можем решить практическую задачу, так как не знаем, как устроен финансовой рынок, в частности,  рынок ипотечных услуг. Поэтому учебная задача будет выглядеть так:

1. Освоить понятия «финансы», «банк», «инфляция» «ипотека».

2. Исследовать современные предложения в сфере ипотечного кредитования.

3. Научиться оценивать альтернативы решения задачи и выбирать наиболее подходящий вариант.

Шаг третий. Планирование. Следующим шагом должна быть деятельность по планированию решения учебных задач, а затем и практической задачи. Важно, чтобы учащиеся сами пытались составлять план, осваивали это умение. Ведь в жизни им самостоятельно, без чьей-либо помощи, придется осуществлять планирование решения своих личных задач, в том числе и в сфере финансов. Учитель должен корректировать план учеников, помогать, если возникают затруднения, но не сообщать готовый план.

Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Чтобы получить желаемое, нужно было произвести обмен. Это было не всегда удобно.

Поэтому люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное. Так появились деньги.

Поездка на поезде стоит 400р. Чтобы проехать это расстояние на автомобиле, надо израсходовать 20л бензина. Цена бензина 30р. за литр. Какой вид транспорта выберет папа, если он поедет один? Изменит ли он своё решение, если с ним поедут мама и сын?

Ответ: Если папа поедет один,  он выберет поезд: поездка на автомобиле выйдет дороже 30х20=600р.

Если же он поедет с семьёй, то на автомобиле. На поезде будет дороже:400×3=1200р.

Кейс (работа в группах)

Заполните таблицу «Доходы».

Заполните таблицу «Расходы».

Определите, к какому виду относится  бюджет семьи.

Составьте семейный бюджет семьи за прошедший месяц на основе известных данных. Семья Сидоровых состоит из папы (инженер), мамы (библиотекарь), сына-первоклассника и дедушки (пенсионер). Зарплата папы за август составила 18000 рублей, зарплата мамы – 10000 рублей, пенсия дедушки – 9000 рублей. На продукты семья потратила – 15000 рублей, коммунальные услуги – 5000 рублей,  школьная форма для первоклассника – 6000 рублей,  лекарства заболевшему дедушке – 3000 рублей, ремонт крана в ванной – 2000 рублей, подарок на день рождения другу – 500 рублей, семейный поход в кино – 1000 рублей, поездка на экскурсию в горы – 4500 рублей.

Обсуждение. В семье Сидоровых доходы = расходам. Такой бюджет называется сбалансированным. Это хорошо или плохо? Хорошо, что не приходится занимать деньги, но и сделать сбережения нельзя.

Составьте семейный бюджет семьи за прошедший месяц на основе известных данных. Семья Соловьевых – неполная, состоит из мамы (врач), бабушки (пенсионерка) и трехлетнего Пети. За октябрь мама получила зарплату 15000 рублей, бабушке была выплачена пенсия 9000 рублей, детское пособие составило 800 рублей.  Расходы составили: коммунальные услуги – 4000 рублей, продукты – 12000 рублей, лекарства для семьи во время эпидемии гриппа – 2000 рублей, зимняя одежда – 5000 рублей, игрушки – 300 рублей, поход на день рождения к друзьям – 500 рублей, расходы на транспорт – 1000 рублей, ремонт стиральной машины – 1000 рублей. Обсуждение. В семье Соловьёвых расходы превышают доходы, такой бюджет называется дефицитным. В чем причина такого положения? Как быть семье, которой не хватает средств для жизни?

а) Экономия ресурсов

На чем можно сэкономить? (Сладости и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета); коммунальные услуги (экономия электричества);  одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы).

– А на чём нельзя экономить? (На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.)

б) Поиск дополнительных источников дохода.

– Какие дополнительные источники дохода может найти семья?

1. Заниматься частным извозом на личном транспорте; 2. Иметь личное подсобное хозяйство; 3. Сдавать в аренду лишнее помещение. 4. Изготавливать на продажу различные вещи.

Составьте семейный бюджет семьи за прошедший месяц на основе известных данных. Семья Петровых состоит из папы (индивидуальный предприниматель), мамы (безработная), бабушки (пенсионерка) и сына (студент). За октябрь отец получил прибыль от предпринимательской деятельности в размере 30 000 рублей, бабушке была выплачена пенсия в размере 4500 рублей, мама не смогла найти работу, и получила пособие по безработице в сумме 2000 рублей. Сын получил стипендию в размере 1500 и потратил ее на покупку джинсов. Семья подарила маме на день рождения мобильный телефон стоимостью 4400 рублей. На покупку еды семье пришлось потратить 15000 рублей и транспортные расходы – 1200 рублей, на оплату жилищно  – коммунальных услуг – 6300 рублей, ремонт холодильника – 2000 рублей. Помощь заболевшему родственнику – 1000.

Обсуждение. В семье Петровых доходы превысили расходы. Такой бюджет называется профицитным. Давайте подумаем,  как можно распорядиться излишками средств? Где лучше хранить сбережения?

Благодаря использованию на уроках схем, мы лучше понимаем  то, что изучаем, поэтому использую в своей работе метод кластера.

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие  идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.

Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет  деньгам большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель  жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

Современные  методы   обучения основам финансовой

грамотности в школе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоусманский образовательный центр»

Целью статьи является раскрытие возможностей и особенностей использования интерактивных форм и методов на занятиях по финансовой грамотности.

рассматриваются вопросы актуальности и необходимости нетрадиционных методов в современной образовательной системе, анализируется особенности использования кейс-технологии на занятиях по финансовой грамотности. Обосновывается мысль о том, потребность общества в активных, целеустремленных, творческих специалистах в современных экономических условиях постоянно возрастает, и финансовая грамотность становится необходимым условием жизни в современном мире.

интерактивные методы, кейс-технология, финансовая грамотность, современное образование, компетентности, активное обучение.

Interactive forms and methods of teaching the basics of financial

Literacy at school.

Municipal Budgetary Educational Institution “Novousmansky Educational Center”

The purpose of the article is to reveal the possibilities and features of using interactive forms and methods in financial literacy classes.

In this article, we discuss the relevance and necessity of non-traditional methods in the modern educational system, analyses the features of using case technology in financial literacy classes. The idea is substantiated that the need of society for active, purposeful, creative specialists in modern economic conditions is constantly increasing and financial literacy is becoming a necessary condition of life in the modern world.

interactive methods, case technology, financial literacy, modern education, competencies, active learning.

Важнейшая задача образования сегодня – воспитывать новое     поколение людей, обладающих культурой финансового поведения, умеющих грамотно управлять финансами.  Наши ученики — это завтрашние активные участники финансового рынка, именно от образования во многом зависит формирование их как самодостаточных граждан нашей страны, добросовестных налогоплательщиков, ответственных заёмщиков, грамотных вкладчиков и инвесторов.

Основной преподавания финансовой грамотности является формирование у обучающихся понимания того, что в современном мире крайне необходимо грамотное управление личными финансами. Основной акцент делается на изучение различных видов и форм экономической и финансовой деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, овладение элементарными, но необходимыми навыками компетентного потребителя финансовых услуг.

На сегодняшний день очевиден тот факт, что обучающиеся больше, чем когда-либо должны уметь решать сложные задачи, критически анализировать обстоятельства и принимать продуманное решение на основе анализа соответствующей информации.

В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» основное внимание следует уделять развитию у обучающихся умения самостоятельно решать финансовые задачи, выбирая наиболее рациональные стратегии поведения и принимая взвешенные, обдуманные решения.  Именно поэтому при изучении курса финансовой грамотности не должны использоваться пассивные методы обучения. Наиболее эффективными в обучении финансовой грамотности я считаю интерактивные методы обучения.

Интерактивность обретает в наши дни особое значение.  Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки, обучающихся в современной школе.   Большую часть времени нужно отводить выполнению практических заданий.

Вот перечень наиболее популярных технологий интерактивного обучения:

1. Игровая технология.

2. Проблемное обучение.

3. Рефлексивно-ситуационная технология.

4. Проектная технология.

5. Групповые технологии.

6. Информационная (компьютерная) технология.

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Будучи активным методом обучения, кейс-метод позволяет в учебном процессе проявить инициативу каждому ученику, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками.

В старших классах при изучении предмета «Основы финансовой грамотности» я предлагаю детям кейсы «Покупка машины», «Страхование жизни», «Верное решение» и др. Они разработаны для обучения на основе реальных или вымышленных проблемных ситуаций и направлены не только на освоение знаний, сколько на формирование у школьников новых качеств и знаний.

Для успешного обучения с использованием данной технологии необходимо помнить, что большую роль играет педагог, который выступает в роли модератора. Он фиксирует все идеи обучающихся, организует открытый обмен мнениями. Планируя проведение занятия с использованием кейсов, учителю важно продумать структуру последовательных шагов в соответствие с учебной деятельностью:

Особенности кейсов на занятиях по финансовой грамотности:

Преимущества использования кейс-технологии в образовательном процессе заключаются в том, что акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Обучающиеся получают жизненно важный опыт. У ребят формируется навык слушать и слышать других участников процесса обучения, навык работать в команде. В жизни каждого пригодится умение логически мыслить и быстро принимать решения, аргументировать свои ответы, отстаивать собственное мнение.

Кейс-технологии, таким образом, развивают умения:

Активно применяя данный метод на занятиях по финансовой грамотности, можно однозначно сделать вывод, что кейс-метод необходимо использовать как один из практико-ориентированных методов. Каждый из школьников, работающий с кейсом, не только имеет возможность получать, закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки, но и проявлять свои креативные способности, развивать интеллектуальный и коммуникативный потенциал.

Обучающимся в реальной жизни придется решать финансовые вопросы с учетом имеющейся информации и ресурсов. Кейс-метод лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической информации.

В нашем образовательном центре финансовая грамотность изучается как учебным курсом в 10-11 классах «Основы финансовой грамотности», так и в рамках внеурочной деятельности по двум ступеням 5-7 и 8-9 классы.  Так как наше образовательное учреждение новое, мы работаем только первый год, а ребята пришли к нам из множества других образовательных организаций, в некоторых из которых финансовая грамотность не изучалась совсем, то пришлось столкнуться с трудностями вовлечения, учащихся в изучение нового для них предмета.

В данном случае стала очевидна необходимость   применения   интерактивных форм как в качестве отдельных элементов на определенных этапах урока, так и использование их на протяжении всего урока.

В начале 2021-2022 учебного года желающих посещать внеурочный курс по финансовой грамотности было не велико, но со временем, количество учащихся стало возрастать, а к концу года стало больше в два раза (таблица № 1).  Произошло это, в том числе, благодаря широкому использованию активных и интерактивных методов в учебном процессе, которое способствует повышению познавательной активности и мотивации учащихся.

Таблица №1 «Динамика посещаемости   курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» в 2021-2022 учебном году».

В 10-11 классах, когда дети ориентированы на подготовку в большей степени предметов необходимых им для поступления в ВУЗ, также приходилось наблюдать недостаточную познавательную активность, но только в начале изучения курса. По сравнению с результатами первого полугодия у старшеклассников значительно повысился средний балл, а также процент успеваемости в 10 классе стал значительно выше, что видно из приведенной таблицы №2.

Таблица №2 «Динамика успеваемости по Основам финансовой грамотности в 10-11 кл»

В рамках учебного курса «Основы финансовой грамотности» в старших классах с целью   повышения успеваемости, учащихся мы всегда стараемся участвовать во внеурочных мероприятиях. Ребята с удовольствием участвуют в онлайн-уроках по финансовой грамотности, во «Всероссийских онлайн-зачетах», «онлайн-олимпиадах», в мероприятиях «Всероссийских недель», в супермарафоне Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности.  В марте этого года учащиеся 7-8 классов приняли участие во «Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности и предпринимательству», по результатам которой шесть учеников получили диплом победителя олимпиады.  По сравнению с «осенней сессией» онлайн-уроков, количество участников в «весеннею сессию» среди старшеклассников выросло с 25 до 41. В декабре 2021 года учащиеся 10 класса приняли участие в личном финансовом зачете, получив сертификаты базового (12 человек) и продвинутого (5 человек) уровня.

Активное применение интерактивных, практико-ориентированных методов несомненно дает свои результаты: развивается интеллектуальная деятельность, раскрывается практическая ценность знаний, повышается успеваемость, формируется финансовая грамотность. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения. Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе.

Оцените статью