ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Финзачет

МБДОУ ЦРР – «Детский сад №125»

Практические методы и приемы по формированию финансовой грамотности дошкольников

(консультация для педагогов)

Бахметьева Ольга Викторовна,

Для того, чтобы обучение финансовой грамотности стало продуктивным и результативным необходимо, в первую очередь, вызвать интерес у участников образовательного процесса: . И если педагог изначально заинтересован в учебном процессе, в силу своей профессиональной деятельности, то заинтересовать родителей и, прежде всего, воспитанников помогают методы и приемы, который позволяют  им стать активными участниками этого процесса.

Так какие же методы и приемы помогают включить ребенка в образовательный процесс, стать его активным участником?

В процессе работы по освоению финансовой грамотности мы используем те же методы, что и при работе с другими темами. Эти методы можно разделить на 4 группы:

сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и игровые упражнения, интерактивные мини-спектакли(на основе обучающих сказок); викторины и т.д.

объяснения, чтение художественных произведений и обсуждение, рассказ взрослого и рассказы из личного опыта детей, проблемные ситуации, пояснения и др.

наблюдение, просмотр мультфильмов и презентаций, рассматривание плакатов, зарисовок, сюжетных картин, иллюстраций и т.д.;

продуктивная деятельность, исследование, экспериментирование, решение арифметических задач, задач-шуток, проекты, лэпбуки и пр.

Далее хотелось бы более подробно остановиться на каждом виде.

и игровые упражнения такие как:

«Что перепутал художник?», «Где что купить?», «Дорого-дешево, выгодно – невыгодно», «Составляем план покупок», «Что нельзя купить?», способствую усвоению следующих задач:

, как часть игровой деятельности, – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Занятия в форме театрализованной деятельности помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления.

Театрализация может включать в себя как интерактивные мини-спектакли по сюжетам обучающих сказок, где актерами выступают сами дети, так и кукольные спектакли. Материалом для обыгрывания может служить как народные сказки («Колосок», «Теремок», «Репка» и др.), так и множество современных авторских сказок «Приключение копеечки», «Лесная ярмарка», «Мишкина копилка», «Денежный домик» и др.  Последние знакомят детей непосредственно с экономическими понятиями такими как: деньги, натуральный обмен, сбережения, расходы, стоимость и др.

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Как правило, словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами.

заучивание пословиц и поговорок у детей воспитываются не только морально-нравственные качества, но и даются представления об экономической целесообразности, отношению к труду, к деньгам и пр.  же, помимо развития поисковой активности, помогают формированию экономического словаря.

Чтение и обсуждение художественных  является одним из наиболее продуктивных методов освоения мира финансов. Большой плюс работы с художественной литературой в том, что этот метод можно применять с раннего возраста и через сказку постепенно вводить понятия: труд, торговля, продукт, товар и т.д.

Беседа – это активный метод умственного воспитания, когда мы в процессе вопросно–ответного характера общения побуждаем ребенка  сравнивать, рассуждать, обобщать, выделять наиболее значимые факты.

Большим подспорьем в усвоении ребенком основ финансовой грамотности я является работа с ситуационными задачами, направленными на анализ конкретных финансовых ситуаций. В отличии от беседы, ребенок и педагог выступают как равноправные партнеры, где воспитатель выступает как помогающий взрослый. Такой метод позволяет ребенку, на основе своего опыта, найти пути выхода из проблемной ситуации, тем самым приобретая новый опыт.

Наглядные методы позволяют детям на практике увидеть и зафиксировать определенные факты. Используя метод  мы можем приобщать детей к труду взрослых (на примере сотрудников детского сада), развивать интерес к совершению покупок, усвоению норм и правил разумного экономического поведения. Наблюдение может быть и целенаправленным, когда взрослый задает вектор, так и полевое, когда ребенок в процессе жизни семьи, усваивает определенное экономическое поведение.

Наибольший интерес у детей представляет просмотр мультфильмов и презентаций. Через яркие, красочные картинки, доступным языком объясняются различные экономические понятия. Сейчас очень много материала, созданного для экономического воспитания детей. Созданы целые серии

Рассматривание плакатов, картин, коллажей, демонстрационного материала. Информация всегда лучше воспринимается через визуализацию. Поэтому беседы желательно подкреплять демонстрационным материалом. Очень хорошим подспорьем служат материалы, сделанные своими руками, например коллажи («Наш семейный бюджет»).

Один из самых действенных методов усвоения материала – это практический метод. Всегда интересно потрогать, посмотреть, сделать своими руками и т.д. И здесь мы можем использовать  (экспериментирование с деньгами (купюры и монеты):  с водой;  вес; форма(бумага мнется) и др.) .  помогает активизировать поисковую активность и по ее результатам сделать определенные выводы(пример: путь товара от производителя к  потребителю (продукты, одежда) и пр.; ценообразование и пр.)

развитию умственной активности, любознательности, самостоятельности, инициативности. Такие виды деятельности способствуют закреплению полученных знаний через продукт своего труда.

Решение экономических задач (логические, задачи-шутки), так же способствует развитию поисковой активности. И в процессе поиска решения ребенок лучше усваивает имеющуюся информацию, применяет ее на практике.

Так же к практическим методам обучения финансовой грамотности можно отнести работу с лэпбуком и проектную деятельность. Объединяет эти два метода систематичность и целенаправленность. И в лэпбуке и в проекте можно использовать все вышеперечисленные методы.

Третий участник образовательного процесса – это семья. И для того, чтобы обеспечить единство целей и задач экономического воспитания ребенка,  мы должны взаимодействовать и с . Для этого могут быть использованы анкеты(пр. для оценки степени готовности родителей участвовать в форсировании у детей основ финансовой грамотности), памятки(пр. « Богатство и бедность», «Планирование» и т.д.), папки-передвижки – «Мы копим!», «Личные сбережения», консультации – «Дети и деньги» и др.

Таким образом, можно сделать  о том, что используя все эти методы в совокупности, мы сформируем первоначальные представления о финансовой культуре и подготовим ребенка к дальнейшему восприятию более сложных экономических представлений.

Федоренко Татьяна Александрона Современные образовательные технологии в формировании основ финансовой грамотности дошкольников

Публикация «Современные образовательные технологии в формировании основ финансовой грамотности дошкольников» размещена в разделах

В обучении дошкольников используются современные образовательные технологии.

Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника : «Трудиться полезно и почётно», «Наше богатство» – формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека.

Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно- развлекательного содержания. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда», «Угадай финансовое слово», «День финансовой грамотности» и пр.

Моделирование является одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л. А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.

Воспитание финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, хотя своевременна и актуальна. Задачи по воспитанию основ финансовой грамотности дошкольников педагогами решаются в разных видах детской деятельности и развития. Первые шаги в мир финансов ребенок делает в семье. Для родителей разработаны рекомендации, папки-передвижки. Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно!

1. Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста : учебное пособие / Л. И. Галкина. – Челябинск, 2006.

2. Галкина, Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста. Учебно – методическое пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск : Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015.

3. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, – Калининград, 2013.-26 с.

4. Поиграем в экономику / Н. И. Аксенова (и др.). – Ростов н/ Д :Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной техники, 2003.

5. Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.

6. Стахович, Е. В. Говорим с детьми о финансах / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.

7. Стахович, Е. В. Методические рекомендации для воспитателя / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. – М. : ВИТАПРЕСС, 2019.

8. Шатова А. Д. Маленькая энциклопедия для дошкольников. Деньги. – М. : Ювента, 2003

Наталья Басина Обобщение опыта «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Раздел I. Информация об опыте

1.1 Условия возникновения и становления опыта

1.2 Актуальность опыта

1.3 Ведущая педагогическая идея опыта

1.4 Новизна опыта

1.5 Длительность работы над опытом

1.6 Теоретическая база опыта

Раздел II. Технология описания опыта

Раздел III. Результат опыта

Публикация «Обобщение опыта „Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Финансовое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

1.2 Актуальность темы.

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Взаимосвязь финансового образования и нравственного воспитания очень важна. Процесс ознакомления детей с деньгами должен учитывать две

стороны проблемы: знание о деньгах и воспитание правильного отношения к ним. Правильно – это когда происхождение денег, материальный достаток и

благосостояние в сознание ребенка связывается с трудом. Ценность представляют только честно заработанные деньги.

1.3. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий повышения эффективности процессов финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:

– требования ФГОС;

– теоретические основы психологического развития дошкольников;

– изучение методической литературы и опыта коллег;

– апробирование новых методов и приёмов работы с финансовой грамотностью дошкольников;

– курсы повышения квалификации основ финансовой грамотности у дошкольников.

Новизна опыта заключается в том, что финансовая грамотность расширяет не только экономический кругозор дошкольника, но и дает представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Детям старшего дошкольного возраста нужно помочь осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.

Представленный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы с дошкольниками с сентября 2019 года по май 2022 года. Длительность работы над опытом составляет 3 года.

Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста разделила на 3 этапа:

I этап – подготовительный (сентябрь 2019 – декабрь 2019 г) :

– Составление поэтапного плана работы;

– Подбор и изучение справочной, методической, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике опыта;

– Информирование родителей о планировании работы с детьми по финансовой грамотности;

– Составление тематического плана работы с детьми;

– Организация развивающей среды.

II этап – Практический (основной) (январь 2020 – апрель 2022 г.)

– Обеспечение реализации опыта по финансовой грамотности;

– Непосредственное осуществление мероприятий для дошкольников;

– Повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам финансового воспитания детей через консультации, родительские собрания, поисковую деятельность – проекты, оформление «папки – передвижки».

III этап – заключительный (май 2022)

– Подведение итогов, диагностика уровня финансовой грамотности детей;

– Оформление и представление результатов обобщения опыта работы по финансовой грамотности.

1.6. Теоретическая база опыта

Исследования некоторых ученых подтверждают важность и необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Никто так обстоятельно и разносторонне не

обсуждал проблему денег, как А. С. Макаренко. Он прямо говорил: деньги —

это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных житейских ситуациях, творчески

действовать, а значит – строить новую жизнь более организованно, разумно, интересно.

Основы финансовой грамотности начинать нужно именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Ребёнок – маленький гражданин, который живёт и развивается в обществе. С раннего детства он познаёт социальный, предметный мир и развивается, как личность. Невозможно вырастить гармонически развитого человека, не подготовив его к реальной жизни, присущей настоящей личности. А именно – ознакомление с азами финансовой грамотности, умению жить в товарно – денежных отношениях, где ребёнок дошкольник получает первый опыт экономического воспитания, знакомится с культурой финансовых отношений, направленных на оценку труда взрослых, на покупку, распределение и потребление материальных благ, планирование семейного бюджета.

Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание ребё нка: бережливости, трудолюбия, расчётливости, инициативности, организованности, практичности, самостоятельности, деловитости, любознательности, что поможет уже с детства формировать у детей представления о вещах, как о результате труда людей, о личностных качествах труженика, способность к накоплению практического финансового опыта и применению экономической информации во взрослой жизни.

Решая эту проблему, я поставила перед собою цель: создание условий для формирования у дошкольников предпосылок финансовой грамотности и успешной социализации в современном обществе.

Объект исследования: образовательно – воспитательная деятельность дошкольников по формированию основ в сфере финансовой грамотности дошкольников.

Предмет исследования: методы и технологии обучения финансовой грамотности дошкольников.

Гипотеза: уровень финансовой грамотности дошкольников определит

дальнейшую их жизнедеятельность в обществе.

Следуя цели, я поставила перед собой задачи:

– Формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников, посредством разнообразных видов детской деятельности и педагогических

– совершенствовать коммуникативные качества детей;

– расширять знания детей о потребностях, и отличии потребности от желаний;

– содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной

– развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;

– воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность;

– повысить компетенции педагогических кадров в вопросах финансовой грамотности;

– вовлечь родителей в образовательный процесс как первых учителей в ознакомлении с миром профессий, приобретении финансовых и социальных знаний и понятий;

– создать плодотворное партнерское взаимодействие с участниками проекта.

– образовательная деятельность;

– игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;

-коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

– познавательно-исследовательская деятельность;

– восприятие художественной литературы и фольклора;

– конструирование из разного материала;

– изобразительная деятельность;

– изучение документации;

– анализ результатов исследования.

Работу по формированию финансовой грамотности дошкольников я строила на основе принципов:

1.«Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, включая дошкольный возраст, обогащение детского развития».

2. « Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования».

3. « Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений».

4. « Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности».

5. Принцип «сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей»

6.«Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

7. При реализации принципа «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности»

8.«Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)»

9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Введение региональной составляющей дает мне возможность организовать работу по ознакомлению дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора, детской литературы и обычаев своего народа, приобщением к народному искусству.

Финансовая грамотность включает следующие образовательные области:

1. Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, связанные с отношением к личным и семейным финансам. Социально-коммуникативное развитие при изучении основ финансовой деятельности обеспечивает формирование позитивных установок к разным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, создает возможность для обучения приемам безопасного поведения в социуме на примерах из сказок.

2. Познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу.

3. Речевое развитие является важным элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. В работе с детьми использую дидактические игры «Кто что делает», «Назови профессии», «Домино», «Назови монету». В уголке книги ребенок имеет возможность самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее красочные иллюстрации. Свои творческие способности дети развивают в театральном уголке, при помощи театральных игр развивают словарный запас по теме «Экономическое воспитание дошкольников», диалогическую и монологическую речь.

4. Художественно-эстетическое развитие очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта. В уголке творчества разместила необходимые материалы для воплощения творческих идей, замыслов, фантазий детей (репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуда и предметы интерьера в народном стиле).

5. В процессе физического развития совершенствуются двигательная активность, равновесие, координация, моторика, формируются представления о разных видах спорта, навыки подвижных игр, закладываются основы здорового образа жизни, его основные нормы и правила.

Создание условий для реализации развития финансовой грамотности у детей предусматривает наличие необходимой развивающей предметно-пространственной среды.

Учитывая то, что главной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, мною в группе созданы уголки для сюжетно – ролевых игр, спортивный уголок, музыкальный, детского творчества, дидактических игр, театр, уголок ПДД и др.


ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работу по формированию финансовой грамотности начала с разработки перспективного план работы с детьми.

В соответствии с перспективным планом были проведены мероприятия с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Организация учебно – воспитательного процесса основана на использовании модульной системы по ознакомлению детей с финансовой грамотностью.

Модуль «Обмен и деньги»

Модуль «Экономика должна быть экономной»

На первых ступенях работы дети получают знания и представления о том, что человек как живое существо подобно животным и растениям нуждается в воде, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е. потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать.

В ходе данного модуля «Потребности» дети расширили представления о множестве потребностей жизненно важных для людей, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди, выясняли причины, по которым те или иные потребности требуют обязательного удовлетворения (еда, вода, жилище, одежда, безопасность, медицинская помощь, транспорт и т. д.).

Дети познакомились с экономическими понятиями: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители.

Игры по экономике проводились в различных формах, такие как игры–путешествия, соревнования, экскурсии, экономические викторины, лэпбуки «Финансовая грамотность», «Семейный бюджет» познавательные задания: ребусы, головоломки, проблемные ситуации и т. д.

В группе был создан «Финансовый» уголок, атрибуты для игр в уголке (кошельки, сумки, бумажные деньги и монеты, пластиковые карты) подбор художественной литературы по данной тематике (сказки, рассказы, стихи, устное народное творчество, через них дети получают информацию о финансовых терминах : деньги, труд, товар, банк, карьера, кредит.

Дети узнавали, что есть деньги бумажные – купюры и металлические – монеты, деньги имеют достоинство, и не всегда одна купюра или монета меньше, чем две или три.

Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги. В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

В игровой деятельности я подводила детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Это дети узнавали при проведении ситуативных игр «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки», во время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами» или банковскими картами.

Обсуждение понятия «бартер». Выяснение вопросов о том, для чего нужен бартер, какой обмен справедливый, а какой нет, от чего зависит цена товара и услуги.

В играх «Строительство зданий», «Супермаркет», «Банк» и др., создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

Играя в настольно-печатные игры, лото «Что продается в магазине?», «Конфетки-монетки», «Всё по полочкам», «Денежное дерево», «Семейный бюджет», «Хочу, надо», «Деньги разных стран», «Где хранятся деньги», «Копилочка», «Круги Лулия по финансовой грамотности», «Больше, меньше», «Как научится экономить?» и многие другие позволит привить бережное и экономное отношение детей к деньгам. Решая проблемные ситуации, «Богатство Буратино», «Подарки друзьям», «Заработанные деньги», разгадывая экономические кроссворды и др.

С детьми был проведен проект «Юные финансисты» и НОД «Знакомство с финансами». В ходе проведенных мероприятий дети усвоили, что нужно уважать труд, соизмерять свои потребности и возможности.

В этом модуле познакомила детей с разными видами ресурсов (природными, капитальными, человеческими, различными способами их применения, о взаимосвязях людей разных профессий, о способах удовлетворения их потребностей. Обсуждали с детьми вопрос о том, откуда берутся продукты питания (из природы – лес, море, поле, кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие капитальные ресурсы необходимы для их производства. Ознакомление с разными профессиями происходило через дидактические игры, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, мультфильмов, отгадывание загадок.

Дети знакомились с рекламой, профессией людей, работающей в ней, подбора и рассматривании рекламы детской игрушки, сладостей, одежды, разыгрывали перед детьми проблемные ситуации, как и что можно узнать о товаре, как выгодно, с пользой для себя продать или купить товар, задавали детям вопросы поискового характера.

В ходе мероприятий познакомила детей с производителями товаров и услуг – представителями разных профессий; расширяли представления детей о ресурсах, о процессе производства знакомых товаров.

Модуль «Экономика должна быть экономной».

В рамках этого модуля подводила детей к пониманию ограниченности ресурсов. В детском саду, дома нужно воспитывать у детей полезные привычки закреплять их повседневно: соблюдать чистоту и порядок, пользоваться бережно всем, что дают им для игр и труда, не тратить ничего зря.

Провели акцию «Поможем птицам зимой». В целях экономии родители совместно с детьми изготовили кормушки из бросового материала, своими руками не затратив ни каких средств.

В ходе знакомства с этим блоком дети знакомились с экономическими понятиями: возможность, потребность, ограниченность, выбор, цена выбора.

Экономическое направление присутствует во всех видах детской деятельности, во всех режимных моментах, в общении педагога с детьми, в работе с семьёй. Работу по экономическому воспитанию дошкольников важно вести последовательно и систематически, только тогда детский сад совместно с семьёй сможет заложить азы экономического воспитания ребёнка, подготовить его к дальнейшей, взрослой жизни.

Работа по финансовой грамотности дошкольников невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности с родителями по экономическому воспитанию дошкольников. К ним относятся:

– информирование и консультирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома;

– участие родителей в работе финансовой грамотности детей в дошкольном учреждении (мастер – классы, праздники, конкурсы, родительские собрания);

– создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.

Анализ результативности работы по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста позволила решить поставленные задачи.

После проведенной работы прослеживается положительная динамика: у большинства детей проявляется ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по- новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками, подобранные игры, беседы, малый фольклорный жанр помогли детям усвоить сложные экономические понятия, позволили не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей экономическими терминами. Полученные знания и умения дети успешно применяют в повседневной жизни, правильно ведут себя в реальных жизненных ситуациях, у них развиты разумные потребности.

Дата Высокий Средний Низкий

Начало года 57% 44% 0%

Конец года 83% 26% 0%

Эффективное использование всех приемов, средств и методов привело к положительной динамике формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении самостоятельно играть, трудиться и приносить пользу обществу. Проводимая систематическая работа повысила эффективность работы по формированию финансовой грамотности и дала возможность добиться положительных результатов.

– Программа «От рождения до школы» – под. ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.

– Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О. А. Блохина, О. В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.

– Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет

– Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. : Вита-пресс, 2016. 336 с.

– Люнфин О. Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.

– Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. — Хламова Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). С Пб. : Свое издательство, 2015. С. 39–41.

– Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М. : Педагогическое общество России, 2005. 256 с.

1. Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности»;

2. Консультация для педагогов «В каком возрасте говорить с детьми о финансовой грамотности?»;

3. Консультация для педагогов «Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста»;

4. Мастер – класс для родителей «О значимости родительского авторитета средствами квиз – игры «Дети и деньги»;

5. Мастер – класс для родителей «Путешествие в игровой мир финансовой грамотности»;

6. Картотека дидактических игр по финансовой грамотности для дошкольников;

7. Конспект НОД по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;

8. Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа

«Родинский детский сад»

Использование современных педагогических технологии при формировании финансовой грамотности

Можно смотреть на деньги свысока,  но ни в коем случае нельзя упускать их из виду

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами.

Национальная Стратегия повышения финансовой грамотности  определяет приоритеты, цели и задачи, способы их эффективного достижения и решения в сфере государственного управления отношениями, возникающими при повышении финансовой грамотности населения, создании системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации на среднесрочный период.

Настоящая Стратегия основывается на Федеральном законе от 28 июня 2013 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законе Российской Федерации от 17 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», других федеральных законах, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отношения, возникающие в сфере повышения уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Российской Федерации.

Целью Стратегии является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества. Ожидаемым результатом реализации Стратегии является достижение главной цели – создание основ для формирования финансового грамотного поведения населения как необходимого условия финансового благополучия домохозяйств и обеспечения устойчивого экономического роста.

Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений? Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 6-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится, используя электронные презентации, сказки для детей. Также предлагать методические рекомендации для родителей.

Не стоит заострять внимание на понятиях «бедный» и «богатый». В свое время дети сами поймут, что скрывается за этими словами. Важнее привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.

Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне можно знакомить ребенка с миром экономики как одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.

Обучение финансовой грамотности не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, взаимопомощь и пр., а также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями. Заложив прочную основу понимания мира денег, ребенок обретет реальный взгляд на свои потребности, сможет по достоинству оценить труд родителей, будет настроен и мотивирован на совершенствование своих способностей для осуществления желаний, а также будет защищен от безвыходных финансовых ситуаций в будущем.

В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р. С. Буре, Л. С. Дзинтерс, И. В. Житко, Л. М. Казарян, Л. В. Крайновой, Л. Я. Мусатовой, В. Г. Нечаевой и др. Некоторые исследователи рассматривают данную проблему как синтез трудового, нравственного и идейно-политического воспитания, поэтому оно не считаться самостоятельным направлении.

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?

Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, т.е. сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном, уровне. Ведь это не просто информация, а «контур того, что условно может быть названо мировоззрением – мировоззрением в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об одиночных фактах, а к знанию об их связи» (Д. Б. Эльконин).

Как справедливо отмечает С. А. Козлова, информация о социальной действительности затрагивает не только ум, но и душу ребенка, оказывает огромное воздействие на его формирующуюся личность. Неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни. Многие ее стороны требуют объяснений, особенно те, что вызывают у ребенка живой интерес или усвоены в искаженной форме. Моя задача, как педагога помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь. Для реализации данного направления был разработан план самообразования по теме: «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в игровой деятельности», реализуемый в течение трех лет.  При работе с детьми по изучаемой теме использовались современные педагогические технологии, такие как:

– это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания. Это обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие ребенка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт. Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.

Беседа – обсуждение  – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Для детей данная технология используется мною  при реализации всех образовательных областей. Это одна из форм работы с детьми, которая помогает закрепить знания по разным темам. Для родителей применение технологий «Беседа-обсуждение», «проблемная ситуация» помогают донести сущность проблемы, научить, как правильно выходить из данной ситуации.

С помощью игр, рассказов, сказок (К. И. Чуковский «Муха цокотуха»), мультфильмы из серии «Уроки тетушки Совы»: «Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги»; «Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить» а так же практических советы родителям, обучаю дошкольников следующему: что такое деньги, какие они бывают; что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»; что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта ребенка; как планировать свои расходы; техника безопасности использования банковских карт.

Беседа применяется мною в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы я воспитываю чувства детей, формирую отношение к событиям, о которых идет речь.

это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Она направлена на развитие социальных качеств личности, формирования коммуникативной культуры детей. Применение данной технологии мною в работе способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности.

Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

Варианты игровой деятельности: «Что нельзя купить?», «Груша-яблоко», «Сделал дело – гуляй смело», «Размен», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Копим и сберегаем», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создаётся трудом» игра- соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет», «Кому, что нужно для работы», деловая игра «В поисках сокровищ в стране финансов», игра-путешествие «Путешествие по стране Экономики», квест-игра «Деньги любят счет».

На базе полученных знаний дети смогут подняться на следующую ступень экономического познания в школе, познакомиться с новыми, более сложными, экономическими понятиями. Все это имеет огромное значение для формирования личности человека 21 века.

Финансовое просвещение и воспитание детей – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах, а это возможно применять на практике в таких видах детской деятельности как: сюжетно-ролевая игра (магазин, семья), изобразительная деятельность (раскраски), формирование элементарных математических представлений, изготовление атрибутов для сюжетных и настольно-печатных игр, использование картотеки дидактических игр. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Оцените статью