ТРАНСФОРМАЦИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА АДАПТИРОВАННОГО ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 Х КЛАССОВ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ИХ НАВЫКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЭТА КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ МОДУЛИ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Республики Мордовия

Муниципальное образование. Чамзинский муниципальный район

МБОУ “Апраксинская СОШ”

Модуль «Финансовая грамотность»

Модуль «Математическая грамотность»

для обучающихся 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»» для учащихся 5 класса школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5 класса как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Программа   нацелена на развитие:    способности   человека формулировать,   применять и интерпретировать   математику   в разнообразных   контекстах. Эта способность  включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному        и размышляющему         гражданину

(математическая грамотность);   способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану внеурочной деятельности в 5 классе изучаются два модуля «Математическая грамотность» и «Финансовая грамотность» курса «Функциональная грамотность» по 17 часов каждый модуль, всего 34 часа (1 час в неделю).

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5 класса в сфере экономики семьи.

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» 1 – является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. P ISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.

Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов    мониторинга PISA, как   факта доказательства    выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.

Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния

Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому   актуальность   развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы   в высоких   академических и   социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Если хочешь быть богатым,

нужно быть финансово грамотным.

Аннотация: Современный человек должен разбираться в финансовых вопросах. Понимать основные понятия «доход» и «расход» семейного бюджета, уметь планировать финансовые вопросы. Уметь применять математические знания в практике и смежных дисциплинах. Каждый сталкивался с ситуацией, когда хочется приобрести какую-то вещь, но нет необходимой суммы на ее приобретение. Приходилось слышать рассуждения взрослых взять кредит или может лучше накопить на покупку?

Психологи считают, что ребенку с детства необходимо объяснить, откуда берутся деньги, как их зарабатывают, самостоятельно пользоваться деньгами. С детства ребенок должен получить такой опыт, чтобы в дальнейшем управлять своими финансами.

Большинство вообще не ведут бюджет и не привлекают своих детей к вопросам, связанным с семейным бюджетом. Только единицы родителей регулярно обсуждают с детьми вопросы, связанные с деньгами, экономикой и финансами. Поскольку очень часто дети школьного возраста исключены из процесса финансированного планирования семьи, формируется модель поведения, при которой они предпочитают тратить, а не копить. Из-за этого дети попадают в зону риска в вопросах финансовой грамотности.

Поэтому знания детей в сфере грамотного распределения личными финансами находится на низком уровне, что в результате может привести к рисковому поведению и снижению благосостояния в старшем возрасте. Данная проблема требует введения новых активных форм организации образовательного процесса, которые предполагают не только участие обучающихся в различных интеллектуальных мероприятиях, олимпиадах, исследованиях, но и включение всего образовательного учреждения в проекты разного уровня.

Цели и задачи программы

Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся, через решение задач.

– организовать работу по формированию навыков финансовой грамотности;

– обучить школьников приемам решения задач по финансовой грамотности;

– формировать опыт применения полученных знаний при подготовке к ГИА.

– способствовать интеллектуальному развитию.

– умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов;

– умение интегрировать практические знания из разных областей.

– понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

– понимание и правильное использование экономических терминов;

– освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

– приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач, при подготовке к ГИА;

– развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

– развитие кругозора в области экономической жизни общества.

понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

– овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

– использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации;

– формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

– понимание цели своих действий;

– планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

– проявление познавательной и творческой инициативы;

– оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

– адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

– готовность слушать собеседника и вести диалог;

– готовность признавать возможность существования различных способов решения задач;

– умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

– определение общей цели и путей её достижения;

– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Финансовая  грамотность –  понимание  основных  финансовых  понятий  и  использование  этой  информации  для  принятия  разумных  решений,  способствующих благосостоянию  людей.  К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование  бюджета, накопление средств на будущие  цели,  например, получение  образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Формирую финансовую грамотность через интеграцию в урочную деятельность на уроках математики.  Использую задания, нацеленные на формирование адекватных представлений об управлении личными финансами и развитие навыков ответственного, грамотного потребительского поведения на финансовом рынке.

Считаю, что финансово грамотного человека отличает присущая ему культура потребительского и финансового поведения, а вовсе не знание специальных терминов и понятий.

К числу базовых принципов грамотного потребительского и финансового поведения отношу:

•  реалистичную оценку своих финансовых возможностей и ограничений при принятии потребительских и финансовых решений;

• понимание необходимости выбора, невозможности удовлетворения всех потребностей и желаний;

•  наличие навыка рассмотрения альтернативных вариантов решения;

• количественная (получаемая путем математических расчетов) оценка финансовых последствий принимаемых решений;

• понимание личной ответственности за последствия (в том числе долгосрочные) принятого решения.

Первичные представления о финансах формируются у детей уже в дошкольном возрасте, а в возрасте 10–12 лет у детей начинают формироваться осознанные экономические представления: как выбрать тариф сотового оператора, тариф на интернет и т.д. Именно поэтому, как учитель математики, начинаю формировать финансовую грамотность учащихся как на уроках, так на кружках и  консультациях.

Для достижения этой цели ввожу различные экономические задачи в учебный курс математики. Это объясняется тем, что многие экономические проблемы поддаются анализу с помощью того математического аппарата, который изложен в курсе математики и алгебры.

Использую следующую систему обучения финансовым задачам в рамках школьного курса математики:

I этап (5 – 6 классы). Изучение темы «Понятие процента». На данном этапе основными видами задач являются:  нахождение процента от числа; нахождение числа по данному проценту; нахождение процентного отношения чисел; увеличение (уменьшение) числа на заданный процент.

II этап (5 – 7 классы). Решение практико-ориентированных финансовых задач. На данном этапе школьники решают задачи с финансовой составляющей, учатся планировать бюджет, рассчитывать налоги, сравнивать прибыль от различных видов вложения денег и т.д.

III этап (7 – 9 классы). Тема «Задачи на повышение и понижение цены».

IV этап (10 – 11 классы). Тема «Простые и сложные проценты».

К сожалению, финансовых задач недостаточно в учебниках, но большой блок таких задач представлен в сборниках заданий ОГЭ и ЕГЭ по математике, задачи из которых я систематически рассматриваю на уроках,  начиная с 5 класса.

Задачи, с элементами финансовой математики, выразительно демонстрируют практическую ценность математики и позволяют  активизировать  учебную  деятельность  и  развивать умения по использованию

Стараюсь включать различные задачи по темам и сюжетам. При решении задач каждого типа акцент делается не только на математический аппарат, но и на иллюстрацию общего подхода к принятию финансово грамотного решения. Задачи рассматриваю по тематическим блокам, при решении каждого блока оперируем финансовыми терминами, обсуждаем смысл используемых в текстах заданий экономических и финансовых терминов и понятий.

Обучение с детских или юношеских лет финансовой грамотности, конечно, позволит молодым людям в дальнейшем легче адаптироваться к постоянно изменяющейся финансовой сфере. Выходя в самостоятельную взрослую жизнь, они будут уже знать, как вести бюджет, как, куда и сколько откладывать денег, как планировать будущее, сколько должно быть источников дохода и так далее. Эти бесценные знания действительно могут сделать жизнь человека гораздо проще.

«Основы финансовой грамотности»

для 10 «Б» класса

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа имени И. С. Багаева с. Сунжа »

на  2020-2021 учебный год

Учитель: Алборова А. Т.

с. Сунжа – 2020 г.

Основы финансовой грамотности.  10 класс

1 ч в неделю, всего 35 часов.

Программа курса «Основ финансовой грамотности» для 10 класса составлена на основе   учебного плана МБОУ СОШ им. И. С. Багаева с. Сунжа на 2020-2021 учебный год.

Для реализации программы используется учебник: «Азбука финансовой грамотности» (Справочник школьника), информационно-просветительское пособие для обучающихся в организациях дополнительного образования детей.  Возраст обучающихся 12-17 лет, срок реализации программы – 1 годСоставители:  А. Ю. Губанов, Т. М. Губанова, В. Р. Лозинг, Д. В. Лозинг, А. В. Нечипоренко

Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, она так же жизненно важна для каждого современного человека, как умение писать, читать и считать.

Однако в настоящее время умением рационально распоряжаться деньгами обладает лишь малая часть населения Российской Федерации. Проблема низкой финансовой грамотности чрезвычайно актуальна для России. Одна из важных задач образования сегодня – воспитывать новое поколение людей, обладающих культурой финансового поведения, умеющих грамотно управлять личными финансами.

И взрослым и детям, для того, чтобы  улучшать жизнь своей семьи, помогать другим людям, делать интересные и полезные дела,  важно уметь обращаться с деньгами.  Надо знать, откуда берутся деньги, на что их тратят, зачем нужны банки и как не оказаться  обманутым мошенниками, и много еще чего.  Нужно уметь ориентироваться в сложном современном мире финансовых отношений, различных финансовых организаций.  Это может быть не только полезно, но и интересно.

Взрослые люди постоянно решают финансовые задачи для того, чтобы достигать разные цели:   хорошо отдохнуть, купить необходимую вещь,  начать свой бизнес,  помочь детям получить образование и многое другое.  Решая эти задачи, взрослые полностью распоряжаются деньгами.   Дети же не имеют пока возможности распоряжаться деньгами, – по крайней мере, большими суммами денег.  Как же тогда они могут этому научиться?

В связи с переходом России к рыночным отношениям повысилась ответственность каждого гражданина за свои финансовые действия, появилась потребность как можно раньше знакомить школьников с элементами финансовой математики, неотъемлемой составляющей общего образования. Такие понятия как   депозит, банковский процент, акции, дивиденды, инфляция, курс валют, банкротство, рыночные цены мы слышим по телевидению каждый день. Актуальными становятся такие специалисты, как финансист, аналитик, актуарий.

Нужно уметь ориентироваться в сложном современном мире финансовых отношений, различных финансовых организаций.  Это может быть не только полезно, но и интересно. Взрослые люди постоянно решают финансовые задачи для того, чтобы достигать разные цели:   хорошо отдохнуть, купить необходимую вещь,  начать свой бизнес,  помочь детям получить образование и многое другое.  Решая эти задачи, взрослые полностью распоряжаются деньгами.   Дети же не имеют пока возможности распоряжаться деньгами, – по крайней мере, большими суммами денег.  Для того чтобы дети могли научиться управлять деньгами,  мы вели элективный курс «Основы финансовой грамотности»

обобщить и систематизировать знания учащихся по основным разделам финансовой математики и познакомить учащихся с элементами и приемами решения задач по финансовой математике, выходящих за рамки школьного учебника математики, а также  сформировать умения применять полученные знания в жизни.

– развить интерес и положительную мотивацию изучения финансовой математики;

– расширить и углубить представления учащихся об элементах и приемах решения задач по финансовой математике.

Взрослые люди постоянно решают финансовые задачи для того, чтобы достигать разные цели:   хорошо отдохнуть, купить необходимую вещь,  начать свой бизнес,  помочь детям получить образование и многое другое.  Решая эти задачи, взрослые полностью распоряжаются деньгами.   Дети же не имеют пока возможности распоряжаться деньгами, – по крайней мере, большими суммами денег.  Как же тогда они могут этому научиться?  А очень просто – нужно начать занятия по Азбуке финансовой грамотности!

Допустим,  например, что семье нужно приобрести квартиру.  Это большая и серьезная покупка.  Как ее сделать? Где взять денег?

Сначала мы можем разобраться, какие вообще есть у семьи возможности.  Для этого мы можем рассмотреть тему «Личные и семейные финансы. Финансовое планирование и бюджет».  В главе  «Финансовое благосостояние»  мы можем искать способ, как повысить финансовое благосостояние семьи. В пункте «Услуги финансовых организаций» мы узнаем, что один из способов – это кредит в банке. Теперь нас интересует, что такое – точно и подробно –  кредит,  и можно ли использовать  кредит для покупки квартиры.

Тема кредита не очень проста. Если мы хотим с ней разбираться постепенно, переходя от простого к сложному, мы по прежнему рассмотрим тему  «Личные и семейные финансы. Финансовое планирование и бюджет».  Можем прочитать, что такое кредит и  «Семья и финансовые организации»,  а так же можем  разбираться, что такое коммерческие банки и чем они могут быть полезны.

Для того, чтобы получить окончательный ответ  на свой вопрос нам нужно узнать про кредит именно для покупки квартиры.  Для того чтобы детально ознакомиться с кредитами и кредитованием нам нужно обратиться к теме  «Кредитование. Услуги кредитных организаций». Первым делом нам нужно заглянуть   понятие «Ипотека».  Ипотека – это специальный кредит для покупки квартиры.    После этого мы можем целенаправленно рассмотреть   темы «Ипотека»   и  « Займы».

«Справочник по финансовой грамотности» является частью целостного учебно-методического  комплекта «Азбука финансовой грамотности». Учебно-методический комплект предназначен для проведения занятий с учащимися возраста 12 – 17 лет в образовательном учреждении.

Содержание изучаемого элективного курса

Рассматриваемый элективный  курс разбит на главы, в которых приводятся задания и упражнения для закрепления, более полного усвоения материала и для самоконтроля.

В начале каждой темы главы приводятся краткие теоретические сведения, затем на типовых задачах разбираются различные методы решения задач.

Личные и семейные финансы. Финансовое планирование и бюджет. Денежные средства семьи.  Деньги (финансы). Доходы. Из чего складываются доходы семьи. Расходы семьи. Бюджет семьи (домашнего хозяйства). Финансовое благосостояние. Способы повышения финансового благосостояния. Этапы жизни человека (жизненный цикл). Услуги финансовых организаций  как средство повышения благосостояния. Финансовая грамотность.  Способ финансового планированияДенежный запас безопасности. Долгосрочный финансовый план сбережений. Долгосрочное финансовое планирование. Заработная плата как источник доходов. Какой бывает зарплата. Как определяется уровень зарплаты для разных профессий. Трудовой и гражданско-правовой договор. Если вас увольняют. Безработица и ее причины. Что делать, если вы остались без работы. Свой бизнес как  Свое дело (бизнес). Чем предпринимательство отличается от работы по найму. Почему большинство предпринимателей терпят неудачу. Личные качества предпринимателя. Малый бизнес. Бизнес-план. Финансы на стартап. Что такое успешная компания. Семья и финансовые организации. Виды финансовых организаций. Коммерческие банки. Паевые инвестиционные фонды (ПИФы). Негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Страховые компании. Товары и услуги финансовых организаций как средство повышения благосостояния. Что такое банк и чем он может быть полезен. Основное правило вкладов: чем больше процент дохода,  тем выше риск. Услуги страховых компаний. Страхование имущества. Обязательное автострахование (ОСАГО). Фондовые биржи. Семья и государство. Налоги. Прямые налоги. Косвенные налоги. Подоходный налог (НДФЛ). Налог на имущество. Налог на транспортное средство. Земельный налог. Порядок уплаты налогов. Ответственность за неуплату налогов.  Пенсионная система. Пенсионный фонд РФ. Пенсионное законодательство РФ. Государственная пенсия. Трудовая пенсия. Части пенсии и пенсионные отчисления.

Глава 2. Сбережения семьи. Услуги банковских организаций.

Различие между вкладами до востребования и срочными вкладами.  Различие между накопительным и сберегательным вкладами. Как сравнить условия вкладов? Сберегательные банковские вклады.  Сберегательный вклад. Процентная ставка. Как работают сберегательные вклады. Какие сравнить ставку по вкладу с уровнем инфляции. Простой и сложный процент. Как рассчитать ожидаемый доход от размещения вклада. Как сделать выбор сберегательного вклада. Взаимоотношения с банком и страхование вкладов. Как выбрать банк. Депозитный договор (договор банковского вклада). Агентство по страхованию вкладов.

Глава 3. Кредитование. Услуги кредитных организаций.

Договор займа. Банковский кредит для физических лиц. Кредиты в торговых сетях. Микрофинансовые организации и микрозаймы.

. Кредиты – мост между будущими доходам и сегодняшними потребностями. 7 золотых правил использования кредитов. Виды кредитов для физических лиц. Как понять, может ли семья позволить себе кредит. Почему важно знать эффективную ставку по кредиту. Что нужно, чтобы взять кредит.

Ипотека как особый вид кредита. Досрочное погашение кредита. Рефинансирование кредита. Если у вас нет денег для возврата кредита.

Глава 4. Страхование. Услуги страховых организаций.

Риски и страхование. Особые жизненные ситуации. Риски. Страхование как защита от рисков. Как работает страховая защита. Виды страховой защиты на разных этапах жизни человека. Виды страховой защиты на разных этапах жизни человека. Коммерческое страхование. Страхование как способ сокращения финансовых потерьСтрахование жизни, здоровья и  трудоспособности. Кто страхует ваше здоровье и трудоспособность.  Обязательное медицинское страхование (ОМС). Добровольное медицинское страхование (ДМС). Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Страхование имущества и гражданской ответственности. Кто страхует ваше имущество. Что такое КАСКО. Кого защищает полис ОСАГО. Страхование гражданской ответственности. Взаимоотношения со страховщиками. О чем надо помнить, заключая договор страхования. Как проверить финансовую устойчивость страховщика. Что делать, если страховщик разорился и не платит по страховому случаю.

Глава 5. Инвестирование. Услуги инвестиционных организаций.

Инвестирование в ценные бумаги. Инвестирование. Виды инвестирования. Инвестирование и инвестиционные инструменты. Инвестирование в ценные бумаги. Что такое ценные бумаги. Что такое ценные бумаги. Виды ценных бумаг. Облигация. Акция.                    Какова возможная доходность по различным типам ценных бумаг. Риски по различным типам ценных бумаг. Стратегии инвестирования. . Фондовые биржи. Профессиональные участники рынка ценных бумаг как агенты физических лиц. Как физическое лицо может участвовать в игре на рынке ценных бумаг. Спекуляции на рынке FOREX. С какими рисками сталкиваются участники рынка FOREX. Паевые инвестиционные фонды (ПИФы). Общий фонд банковского управления  (ОФБУ).  Риски инвестирования и способы их уменьшения. Риск и доходность ценных бумаг. Риск инвестирования в акции. Почему иногда растут или падают в цене отдельные компании, а иногда весь рынок. Что такое инвестиционный портфель.  Диверсифицированный инвестиционный портфель.

Глава 7. Финансовые риски

Основные виды риска. Варианты защиты от разных видов риска. Что такое инфляция и чем она опасна. Девальвация (падение курса рубля). Как избежать риска банкротства финансовых организаций. За что отвечает государство и какие финансовые риски оно на себя брать не будетРиски финансового мошенничества. Финансовое мошенничество. Фальшивомонетчики. История пирамиды МММ. Поддельные платежные терминалы. Фальшивые банки. Кредит на ваше имя. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Ответственность за финансовое мошенничество. Как нужно защищать свою информацию в Интернете. Как необходимо действовать, столкнувшись с финансовым мошенничеством.                 Куда заявить в случае финансового мошенничества.  Экономический кризис и безработица. Мировой финансовый кризис. Как вести себя, когда настанет кризис.

Ожидаемые результаты изучения элективного курса

Формы и методы контроля: тестирование по каждой главе

Количество заданий в тестах по каждой теме не одинаково, они носят комплексный характер, и большая часть их призвана выявить уровень развития финансового мышления тестируемого

В результате изучения курса учащиеся должны знать/помнить:

– алгоритм решения финансовых задач;

– термины по финансовой грамотности;

– алгоритм решения на простые проценты;

– решения на сложные проценты.

учащиеся должны уметь:

–  применять формулы простого и сложного процента.

Учебно–методическое обеспечение курса

1. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 192 с

2. Абросимова  Е. А.  Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг., юридический профиль / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.

3. Брехова Ю. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 400 с.

4. Жданова А. О.  Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. С ПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 400 с.

5.  Канторович, Г. Г. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг. Математический профиль / Г. Г. Канторович. — М.: ВИТА-ПРЕСС,2015.

6.  Киреев А. П. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг., экономический профиль / А. П. Киреев. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. —

7.  Липсиц И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 352 с.

элективного курса «Основы финансовой грамотности»

(1 час в неделю, всего 35 часов)

Обучающегося 10 «Б» класса

(Ф. И. О. в родительном падеже)

СОШ им. Багаева с. Сунжа

5 класс (17 часов)

Раздел 1. Доходы и расходы семьи

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Игра «День рождение». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Страховая компания. Страховой полис. Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют

Познавательная беседа  «Налоги. Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты».

Познавательная беседа  «Государство – это мы».

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Познавательная беседа  «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки».  Проект «Личный финансовый план».

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность

Смотр знаний по курсу «Финансовая грамотность».

результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются:

Требования  к предметным результатам освоения курса:

– овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое планирование, налогообложение.

результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Формы проведения занятий: – практические занятия с элементами игр, самостоятельная работа .

Курс состоит из трѐх модулей, включающих разные виды заданий.

представлено две ситуации, каждая из которых содержит нескольку вопросов, на которые и надо ответить, внимательно прочитав текст и рассмотрев таблицы и иллюстрации.

связаны с рассмотренными вами ситуациями и разделены на рубрики: «Знаете ли вы?», «Найдите ошибку», «Разные задачи». Выполняя эти задания, обучающиеся смогут понять, какие ошибки были допущены в стартовой работе, и почему это произошло. Возможно, они были недостаточно внимательны при чтении текста, упустили важную информацию, которая содержалась в рисунке или таблице. Или причина ошибки в том, что дети не освоили необходимое математическое действие, допустили вычислительную ошибку.

представлены различные ситуации, которые могут встретиться в жизни. Для успешного выполнения задания нужно внимательно прочитать текст, рассмотреть иллюстрации, познакомиться с информацией справочного характера – пояснениями к термину, формуле и пр. Обращайте внимание на то, в какой форме требуется дать ответ: могут встретиться вопросы с выбором одного или нескольких ответов, задания с кратким и развѐрнутым ответом, в которых нужно записать решение. Иногда нужно не просто дать ответ, но и объяснить его.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оцените статью