УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы

«Нажить много денег – храбрость;

сохранить их – мудрость,

а умело расходовать – искусство».

В современном мире без элементарной финансовой грамотности уже не обойтись даже ребенку. Все чаще можно встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек», стараясь пересчитать драгоценные монетки и определить хватить ли им денег на все, что очень хочется купить в данный момент. Некоторым деткам такие практические навыки даются легко. Но не все рождаются финансистами.

Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих.  Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.

Знание элементарных понятий, относящихся к финансовой грамотности, а также формирование отношения к деньгам семьи, к мелким карманным деньгам, которые были даны ребенку на небольшую покупку, многочисленной рекламе товаров и услуг, которую дети ежедневно видят по телевидению, формирование полезных привычек в сфере финансов опосредованно может способствовать будущему финансовому благополучию детей, когда они вырастут.

Выше уже отмечали, что современные дети в столь маленьком возрасте уже имеют карманные деньги и совершают покупки в магазинах. Давая своим детям средства на карманные расходы, многие родители начинают жаловаться, что учащиеся не умеют пользоваться средствами и не знают им цену

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

— это прежде всего знания и умения, показывающее степень осведомлённости в финансовых вопросах.

Изучение финансовой грамотности с самого детства позволит ребенку иметь в будущем высокий финансовый IQ, а значит и легко привлекать деньги в свою жизнь.

Грамотное отношение к собственным деньгам открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Так или иначе большинство детей рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, посещают магазины с родителями или без них, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях. То есть постоянно сталкиваются с финансами на бытовом уровне.

В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Данный учебно-методический комплекс рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математика, русский язык и литературное чтение, технология.

Так, включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета  возможно в следующие темы:

«Моя семья» (Что нужно семье)

«Зачем нужны автомобили» (Сколько стоит автомобиль)

«Опасные незнакомцы» (Кто такие мошенники)

«Опасные места» (Когда рискуешь деньгами)

«Что такое экономика и для чего она нужна» (Как разумно делать покупки),

«Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения)

«Что такое деньги» (Из истории денег, денежные единицы, способы обмена товара)

«Путешествия по городам и странам» (Деньги в разных странах)

«Человек и информация» (Где можно делать покупки)

«Путешествие по России» (Как пользоваться банковской картой) и другие темы.

Иная логика легла в основу встраивания элементов финансовой грамотности в предмет  Здесь в целях развития финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий.

В 1-м классе ученики знакомятся с числами, цифрами, чтобы писать эти числа; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости – рублями, монетами достоинством 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться считать и выбирать монеты для оплаты любого продукта в пределах 20.

Во 2-м классе понятие денег вводит их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Младшие школьники продолжают расширять свои знания о банкнотах: монеты и банкноты появляются в пределах 100 рублей.

В 3-м классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 рублей. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена * количество = стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Карманные деньги могут быть в пределах 1000 рублей. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т. д.

В 4-м классе школьники продолжают учиться переводить рубли в копейки и наоборот. Используя формулу стоимости покупки, они решают различные типы задач, чтобы определить цену, количество и стоимость продукта. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.

Включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Математика» возможно в следующие темы:

«Задачи на умножение» (Откуда в семье деньги)

«Приемы деления»  (На что тратятся деньги)

«Решение задач на увеличение» (Бумажные деньги)

«Решение текстовых задач» (Валюты)

«Арифметические действия» (Как правильно планировать семейный бюджет)

«Решение задач» (Личные деньги)

Можно утверждать, что финансовая грамотность в курсе математики дает положительные результаты, так как:

– значительно увеличивает активность детей на уроке;

– развивает внутреннюю мотивацию к учению;

– усиливает познавательные мотивы;

– расширяет личный опыт учеников;

– преодолевает изолированность математики от реальной жизни;

– повышает качество и прочность знаний;

– повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);

– приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.

На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения специальных рассказов, сказок (например, «Приключения Буратино», «Мужик и медведь», «Жадный вельможа» и другие).

На уроках русского языка использование заданий по работе с пословицами, анаграммами, ребусами и т. д.

Соедини линиями продолжение пословицы

Береги хлеб для еды,                    богатый вора боится.

Без денег торговать                      а деньги для Беды.

Богатому не спится,                       как без соли хлебать.

Когда деньги говорят,                   прокладывает.

Денежка дорожку                          так будет и рожь.

Анаграммы. Расшифруйте слова.

принадлежит особая роль, так как решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день. На уроках технологии, обучающиеся знакомятся с элементами финансовой грамотности. В темах «Работа с бумагой» (Что такое свое дело),  «В мастерской кондитера. Как работает мастер» (Сколько стоит торт), «Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников» (Как правильно и экономно расходовать материал).

Наиболее эффективным методом обучения детей основам финансовой грамотности является игровой метод. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Достоинство игрового метода заключается в том, что он вызывает у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью.

Воспитывать финансовую грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность, классные часы,

        «Развитие речи» (работа с текстом, тесты, загадки,

        «Учись учиться» (работа с различной информацией)

        «Разговор о правильном питании» (игры)

        «Я – гражданин и патриот России» (Путешествие по России – умение пользоваться пластиковой картой и проездным билетом, основной закон России – Конституция, государственный бюджет и др.)

На современном этапе знание финансовой грамотности необходимо также при выполнении ВПР и Комплексных метапредметных работ.

Формирование финансовой грамотности обучающихся невозможно без электронно-образовательных ресурсов, которые мы применяем при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям:

1.     Электронные приложения к учебникам.

2.     Интернет – ресурсы:

Азбука финансов – универсальный портал о личных финансах и финансовой грамотности. Объединяет в себе информацию о финансовой грамотности населения, личном бюджете, личном финансовом плане; семинары и уроки финансовой грамотности

«Сеть творческих учителей» сообщество учителей экономики «Экономика в школе»  где можно найти разработки уроков, ученические проекты,  материалы по внеклассной работе, для олимпиад, викторин, конкурсов. Получить информацию о проведении дистанционного детского конкурса «Экономический калейдоскоп»

Уроки, мультимедийные тесты, печатные тесты, планирование, контрольные работы, КВН по финансовой грамотности.

Можно разместить свои уроки и мероприятия по данной тематике.

«Клуб умные родители»

Бесплатная презентация, рассказывающая детям об основах личных финансах. Бесплатный курс «Карманные деньги», который  расскажет ВСЁ про карманные деньги для  детей.

Книга «Денежные сказки. Уроки финансовой грамотности.»

Животные из сказочного леса совершают финансовые ошибки и помогают друг другу справиться с соблазнами. Дети читают сказки и учатся на ошибках сказочных персонажей.

 Методические материалы по финансовой грамотности для начальной школы

 Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 1-11 классов

1. Серии мультфильма «Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности»

2. Серии мультфильма «Фиксики»:

-Как делают деньги.

4.«Азбука денег. Уроки тётушки Совы».

5.«Незнайка на Луне»

Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у обучающихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.

А также позитивное отношение родителей к изучению финансовой грамотности их детьми и активное участие в этом процессе будут способствовать достижению учебных целей. Поэтому родительская помощь очень необходима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение или поощрение за инициативу в помощи по разным делам и др.

В результате изучения основ финансовой грамотности на уровне НОО, обучающиеся

       понимание природы и функции денег;

       умение ценить деньги;

       умение считать деньги;

       умение составлять финансовый отчёт (доходы и расходы семьи);

       умение экономить и сберегать;

       умение тратить деньги и жить по средствам;

Обучение основам финансовой грамотности – это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Знания о мире финансов помогут ему в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение.

Содержание
  1. Разработка дидактических материалов по темам «Кондитерская фабрика» и «Хочу и надо»
  2. Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников.
  3. Бизнес игра «Юные взрослые».
  4. Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1- 2 класса “Лесная ярмарка”.
  5. Разработка игры для обучающихся 3-х классов по теме
  6. Обобщение материала за 1 класс «Путешествие по семейной галактике»
  7. Дидактическое и методическое обеспечение обучения младших школьников по теме «Деньги» для 4-х классов
  8. Разработка урока для 1 класса
  9. Методический материал для изучения темы «Что такое деньги и какими они бывают»
  10. «Школьный буфет – финансовая головоломка»
  11. Разработка дидактических материалов по теме «Платежи» для учащихся 2-4 классов.
  12. Организация проектной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» в 4-х классах.
  13. Методическая разработка «Профессии нашей семьи» для учащихся 1 класса.
  14. Методическая разработка по теме «Семейный бюджет».
  15. Разработка обучающих дидактических игр по теме «Профессии» для старших дошкольников.
  16. Разработка дидактических материалов по теме «Деньги» для учащихся 2-3 классов.
  17. Разработка уроков для учащихся начальной школы по темам «Товары и услуги», «Деньги».
  18. Урок-обобщение по теме «Деньги».
  19. Игра-путешествие для учащихся 4 класса «Деньги разных стран»
  20. Театральный проект для 4 класса «Белка и Ко» и «Новые приключения Белки» (экономическая сказка). Итоговое занятие «Трудности малого бизнеса». Создание и продвижение Ко Белки.
  21. Практический опыт. Журнал «Школьная жизнь».
  22. “Хочу, надо, могу”
  23. Разработка дидактического материала (кроссворд) по теме «ПРОФЕССИИ В НАШИХ СЕМЬЯХ» для учащихся 1 класса»
  24. Разработка дидактических материалов. Задания «Хочу. Надо» для 1 класса. Кроссворд «Деньги» для 2 класса.
  25. Подготовка детей к восприятию темы «Хочу и надо».
  26. Разработка интерактивной игры по финансовой грамотности «Своя игра»
  27. Путешествие с Пином. Игра-квест.
  28. Календарный план интеграции материалов по финансовой грамотности в образовательную программу начальной школы
  29. Кластер
  30. Работа с кроссвордами и ребусами
  31. Задания с поговорками и пословицами
  32. Преобразование финансовой информации в таблицу
  33. Решение задач
  34. Задачи-расчёты
  35. Учебные экскурсии
  36. Проекты
  37. Творческие работы

Разработка дидактических материалов по темам «Кондитерская фабрика» и «Хочу и надо»

Бабылина Ирина Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1288, Ки Екатерина Эдуардовна – Педагог дополнительного образования ГБОУ Школа №2083, Мокиенко Елена Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1375 Панюкова Светлана Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ многопрофильный лицей № 1799,

Бабылина И. В. Тесты ФГ (PDF, 629 Кб)

Фрагмент 1 (RAR, 1,08 Мб);  Фрагмент 2 (RAR, 7,62 Мб); Фрагмент 3 (RAR, 2,17 Мб); Фрагмент 4 (RAR, 3,52 Мб)

Ки Е. Э. Кроссворд для детей 2 класс (PDF, 303 Кб)

Мокиенко Е. А. Упражнения кондитерские изделия. ( PDF, 895 Кб)

Панюкова С. Н. Профессия пекаря (PPT, 19,38 Мб)

Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников.

Лындина Оксана Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива», Зеленцова Елена Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива;, Лошакова Екатерина Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива

Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников (PPTX, 14,04 Мб)

Бизнес игра «Юные взрослые».

Егорова Александра Алексеевна –  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №448, Дворникова Анна Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №448

Проект (PPTX, 2,73 Мб)

Анкета (приложение 1) (PDF, 161 Кб)

Лист материальных благ (приложение 2) (PDF, 259 Кб)

Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1- 2 класса “Лесная ярмарка”.

Иванова Любовь Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1799 «Экополис, Кононенко Татьяна Михайловна –  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1862, Круглова Ирина Михайловна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1799 Экополис

Игра для 1 кл-2 классов по финансовой грамотности (PPTX, 12,14 Мб)

Деловая игра в режиме on-line «Лесная ярмарка» (PDF, 399 Кб)

Тест. ( PDF, 101 Кб)

Парные картинки (PDF, 507 Кб)

Ответы на миниатюры (PDF, 208 Кб)

Разработка игры для обучающихся 3-х классов по теме

Пашкевич Наталия Александровна –  Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Пикалова Мария Андреевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557

Разработка игры для обучающихся 3-х классов по

Обобщение материала за 1 класс «Путешествие по семейной галактике»

Грачева Наталия Евгеньевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Гвоздева Нина Викторовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Быткэ Ирина Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Хохулина Наталья Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Сафронова Юлия Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Мухина Наталья Анатольевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814.

Путешествие по семейной галактике (PPT, 8,84 Мб)

Дидактическое и методическое обеспечение обучения младших школьников по теме «Деньги» для 4-х классов

Максимова Светлана Аркадьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Коняшина Елена Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Новосельцева Ольга Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Франтовская Елена Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Тараканова Антонина Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843.

Все о деньгах (PPTX, 10,59 Мб)

Разработка урока для 1 класса

Сомова Ольга Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212, Репина Анна Ивановна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212, Барская Ирина Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212, Абрамова Марина Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212.

Квест В поисках клада (PDF, 384 Кб)

Презентация к выступлению (PPT, 14,45 Мб)

Приложение 1. Простаквашино (RAR, 10,10 Мб)

Приложение 2. Карточки-подсказки местоположения (PDF, 178 Кб)

Приложение 3. Раздаточный материал (RAR, 38,96 Мб)

Приложение 4. Задание 6 (RAR, 23,86 Мб)

Методический материал для изучения темы «Что такое деньги и какими они бывают»

Гребнева Юлия Анатольевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Громкова Юлия Борисовна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Герасименко Наталья Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Белаева Анастасия Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Витько Наталья Валентиновна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518

Презентация (PPTX, 2,23 Мб)

Урок (PDF, 644 Кб)

Тетрадь заданий по теме Деньги (PDF, 1,70 Мб)

Деловая игра повторение пройденного в 4 кл. ( PDF, 406 Кб)

«Школьный буфет – финансовая головоломка»

Тутыгина Светлана Геннадьевна –  Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Великороссова Елизавета Иналовна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Касаткина Анастасия Васильевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Стрелкова Елена Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557.

Презентация (PPT, 555 Кб)

Разработка дидактических материалов по теме «Платежи» для учащихся 2-4 классов.

Лукьянова Наталья Владимировна –  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2097, Янкович Елена Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2097.

Разработка дидактических материалов по теме:«Платежи» для учащихся 2-4 класса. ( PPTX, 18,19 Мб)

Организация проектной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» в 4-х классах.

Бейлина Марина Виленовна – Тьютор  ГБОУ Школа №2095

Проведение проектных работ по курсу «Финансовая грамотность» (PPTX, 62 Кб)

Методическая разработка «Профессии нашей семьи» для учащихся 1 класса.

Проказина Ирина Ивановна –  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Шорникова Ольга Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Тихонова Жанна Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Охотникова Елена Юрьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Андронова Лариса Юрьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Корнилова Юлия Валентиновна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Сергеева Татьяна Викторовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Захарова Вероника Васильевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Процкая Наталья Михайловна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Исмагилова Гузаль Раисовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Балашова Виктория Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Коняева Маргарита Ивановна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Галенко Ирина Олеговна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Рябинина Анастасия Павловна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Голубева Екатерина Сергеевна –  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070.

Защита проекта по финансовой грамоте (PPTX, 62,70 Мб)

Методическая разработка по теме «Семейный бюджет».

Кузнецова Надежда Николаевна – Учитель начальных классов  ГБОУ Школа №626

Презентация (PPTX, 1,60 Мб)

Разработка обучающих дидактических игр по теме «Профессии» для старших дошкольников.

Учителя ГБОУ гимназии № 1811:

Копылова Людмила Ивановна, Медведева Алла Сергеевна, Смирнова Татьяна Геннадиевна, Малова Светлана Игоревна, Распопова Наталья Александровна, Соколовская Мария Викторовна, Чупракова Ольга Николаевна, Петрова Дарья Сергеевна, Кириченко Людмила Викторовна, Миронова Алёна Андреевна

Разработка обучающих дидактических игр на тему «Профессии» для старшего дошкольного возраста (PPTX, 9,57 Мб)

Проект «Ресторан» (PPTX, 3,57 Мб)

Бюджет семьи (PPTX, 1,12 Мб)

Разработка дидактических материалов по теме «Деньги» для учащихся 2-3 классов.

Барбуцкая Елена Владимировна – учитель начальных классов АНО СОШ «Академическая гимназия», Маркина Надежда Павловна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1073, Ботнева Татьяна Викторовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 597, Фирсова Наталья Борисовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097, Киреева Инна Юрьевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097, Бизяева Наталья Владимировна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097, Бизяева Наталья Дмитриевна – учитель информатики ГБОУ школа № 2097, Дробуш Екатерина Васильевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2070, Зубов Александр Иванович – учитель физической культуры ГБОУ ВЛГ № 1389.

«Деньги» (PPT, 6,16 Мб)

Разработка уроков для учащихся начальной школы по темам «Товары и услуги», «Деньги».

Солопова Наталья Алексеевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2045, Павлова Маргарита Павловна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2045, Гольдзберг Татьяна Фёдоровна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 1569, Позднякова Светлана Ивановна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Монько Александра Дмитриевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Смольянинова Светлана Николаевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Птушка Cветлана Анатольевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Никитина Виктория Игоревна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 201, Соколова Клавдия Владимировна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 201.

Деньги (PPTX, 13,10 Мб)

Разработка дидактических материалов по теме “Что такое деньги?” (PPTX, 14,15 Мб)

Тест (DOCX, 14 Кб)

Разгадывание кроссворда (DOCX, 261 Кб)

Товар. Услуга (PPTX, 3,98 Мб)

Урок-обобщение по теме «Деньги».

Жунисалиева Инга Петровна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1862, Фатхулаева Светлана Темиртасовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1862, Фазлова Эльвира Рустямовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Нижегородцева Наталья Александровна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Гилёва Мария Игоревна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 687.

Презентация (PPT, 3,91 Мб)

Игра-путешествие для учащихся 4 класса «Деньги разных стран»

Доронина Александра Алексеевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Чумакова Катерина Вячеславовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 870, Коровина Юлия Вадимовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 870, Хрусталева Анастасия Михайловна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 870, Каракулова Вероника Львовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 400, Новоселецкая Ольга Александровна – учитель начальных классов ГБОУ школа Перспектива, Чаус Татьяна Евгеньевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 448.

Презентация (PPTX, 25,34 Мб)

Театральный проект для 4 класса «Белка и Ко» и «Новые приключения Белки» (экономическая сказка). Итоговое занятие «Трудности малого бизнеса». Создание и продвижение Ко Белки.

Попова Любовь Алексеевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов.

Описание проекта (PDF, 8,78 Мб)

Практический опыт. Журнал «Школьная жизнь».

Беева Ирина Владимировна – ГБОУ школа № 1411, учитель начальных классов.

Журнал “Школьная жизнь” (PPTX, 14,45 Мб)

“Хочу, надо, могу”

Карцева Юлия Борисовна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Громова Екатерина Александровна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов.

Описание проекта игры (PDF, 404 Кб)

Разработка дидактического материала (кроссворд) по теме «ПРОФЕССИИ В НАШИХ СЕМЬЯХ» для учащихся 1 класса»

Колосова Екатерина Валерьевна – ГБОУ школа № 514, учитель начальных классов, Елисеева Наталья Евгеньевна – ГБОУ школа № 514, учитель начальных классов, Горохова Елена Николаевна – ГБОУ школа Перспектива, педагог дополнительного образования, Грачева Вита Витальевна – ГБОУ школа № 2000, учитель начальных классов.

Описание проекта (PPTX, 1,32 Мб)

Разработка дидактических материалов. Задания «Хочу. Надо» для 1 класса. Кроссворд «Деньги» для 2 класса.

Мазаева Наталья Ивановна – ГБОУ школа № 2001, учитель начальных классов, Стойкина Лариса Александровна – ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», учитель начальных классов, Химичева Анастасия Дмитриевна – ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», учитель начальных классов.

Презентация (PPTX, 6,34 Мб)

Подготовка детей к восприятию темы «Хочу и надо».

Куликова Татьяна Николаевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Блинова Ольга Анатольевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Матющенко Наталья Андреевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов.

Описание проекта (PDF, 398 Кб)

Презентация (PPTX, 3,22 Мб)

Разработка интерактивной игры по финансовой грамотности «Своя игра»

Бирюкова Светлана Валерьевна – ГБОУ школа № 1370, учитель начальных классов, Ухина Татьяна Ивановна – ГБОУ школа № 2083, учитель начальных классов.

Описание проекта (PDF, 285 Кб)

Презентация (PPTX, 4,43 Мб)

Опыт работы. Бирюкова С. В. ( PPTX, 87,83 Мб)

Путешествие с Пином. Игра-квест.

Болотина Екатерина Сергеевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Жукова Вера Сергеевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Кириллова Елена Владимировна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Дворак Ольга Васильевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Гуськова Ольга Дмитриевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Абу Хадер Елена Валерьевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Бочарова Марина Александровна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Петухова Татьяна Валентиновна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Короткова Марина Юрьевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Семенова Алла Григорьевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов.

Описание игры (PDF, 383 Кб)

Квест (PPTX, 10,75 Мб)

Квест- приложение (PPTX, 1,41 Мб)

Финансовая грамотность занимает немаловажное место в структуре функциональной грамотности современного человека. Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание всех уровней образования, реализуемых в нашей стране, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации».

Сегодня нельзя себе представить мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Дети рано понимают – деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному их использованию. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.

В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Поэтому календарный план рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математика, технология и литературное чтение.

На уроках математики и технологии целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий. В частности, решение математических и экономических задач, задач-расчётов и закрепление материала по математике в 3 классе может быть построено на содержании занятия «Сложно ли быть предпринимателем?».

Далее рекомендую темы занятий (фрагменты занятий) финансовой грамотности для встраивания в содержание уроков математики, окружающего мира и технологии в 1-4 классах.

Календарный план интеграции материалов по финансовой грамотности в образовательную программу начальной школы

Рекомендованные занятия, сосредоточены на изучение финансовой грамотности, ориентированы на перенос полученных знаний, на самостоятельные мотивированные действия обучающихся, выражающиеся в финансово-грамотных моделях поведения. Занятия, в форме интегрированных уроков, на которых обозначенная тема будет анализироваться со всевозможных точек зрения, не просто показана область соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь, поможет представить обучающимся концепцию единства окружающего мира.

Добиться поставленной цели можно только в том случае, если включать темы по финансовой грамотности, как в урочную, так и внеурочную деятельность.

Согласно данному плану можно порекомендовать формы, методы и приёмы работы по формированию финансовой грамотности на уроках в начальной школе.

Кластер

Кластеры использую для систематизации материала. Предлагаю ребятам ответить на вопрос, какие бывают деньги и составить кластер со словом «Деньги», кроме того можно составить кластеры по темам «Бюджет». « Расходы», «Доходы».

Работа с кроссвордами и ребусами

Работая с кроссвордами и ребусами, обучающиеся познакомятся с такими понятиями, как планирование, товар, скидка, аукцион, распродажа, качество, деньги.

Задания с поговорками и пословицами

Устное народное творчество также является важным ресурсом формирования понятия финансовой грамотности. Народная мудрость учит трудолюбию, бережливости. Деньги помогают почувствовать себя успешным, свободным человеком. При этом народная мудрость показывает, что не всегда счастье зависит только от материальных составляющих. Необходимо всегда стремиться к лучшему, но и уметь ценить настоящее. Задания с поговорками и пословицами к данной теме позволяют четко сформулировать основные рекомендации по совершению покупок, закрепляют выводы, сделанные при работе, о значимости планирования покупок и финансово грамотном поведении в магазине.

Преобразование финансовой информации в таблицу

Ученикам дан текст.

«В роли эквивалента в разное время и у разных народов выступали разные предметы: кусочки кожи, раковины, скот, рисовые зерна и т.д. Но постепенно роль денег перешла к металлам. Выясним, почему же это произошло? Заполните следующую таблицу. В первой колонке перечислены предметы, выступавшие в роли денег. Сравним их по критериям, указанным в таблице. Если предмет соответствует, по-вашему мнению, критерию, ставьте «+», если нет – «-».

Результатом работы учащихся должна стать заполненная таблица

Решение задач

Следует отметить, что в основе формирования финансовой грамотности младших школьников наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые предусматривают решение задач. Если мы хотим научить детей решать практические задачи в финансовой сфере, то сделать это как нельзя лучше через решения математических, экономических задач, задач-расчётов.

Задача 1. Топор можно было обменять на 10 стрел или на 2 копья, или на на 2 горшка, или 1 овцу.

1) Сколько племя получит стрел, обменяв 2 топора?

2) Сколько оно получит копьев, обменяв 3 топора?

3) Сколько получит горшков, обменяв 5 топоров?

4) Сколько получит овец, обменяв 10 топоров?

5) Может ли племя на 6 стрел обменять 1 топор? Почему?

Задача 2. Во времена Петра I началась денежная реформа. Она длилась с 1701 по 1704 годы.

Были выпущены серебряны полтинники (50 копеек), полуполтинники (25 копеек), гривенники (10 копеек) и десять денег (5 копеек). И еще стали чеканить серебряный рубль – 100 копеек.

1. Подчеркни в тексте простым карандашом, что началось при Петре I?

2. Запиши, в каком году началась денежная реформа – _________________

3. Рассмотри записи:

4. Рассчитай, сколько копеек надо заплатить за рыбу, если она стоила 2 полуполтинника, 3 полтинника? ____________

Задачи-расчёты

В 16 веке, во времена царя Петра 1, рабочий получал в день 5-8 копеек. Пуд мяса (16 кг) стоил 30 копеек, пуд хлеба – 10 копеек.

– Рассмотрите диаграмму и выясните, сколько товаров можно было купить на 1 рубль.

(На 1 рубль в XVI век можно было купить 300 кг ржи, одну корову или лошадь, 15 топоров, 10 дверных замков, 2 рубахи)

Учебные экскурсии

Одним из видов работы могут стать учебные экскурсии. Это проведение занятий в финансовых организациях, пенсионном фонде, страховой компании, в банке.

Цель их: сформировать представление о банке (принимает деньги на хранение, предоставляет их в долг, оказывает различные финансовые услуги)

Считаю уместным в качестве таких технологий на уровне начального образования, применить игровую деятельность. Её цель заключается в развитии практических умений вести учет личных финансов, составлять простой семейный бюджет, личный финансовый план, определение пути его достижения.

Игра «Хочу» и «Надо»

Предлагаются карточки с изображением различных предметов. Нужно убрать предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые относятся к понятию «Хочу». Какие остались предметы, к которым относится понятие «Надо».

В блокнот необходимо распределить в 2 колонки «Доходы» и «Расходы» семьи. Даны следующие ситуации: «Купить арбуз», «Заплатить за свет», «Продали старый дедушкин автомобиль», «Порвалась куртка», «Купили билеты в кино», «Бабушка получила пенсию», «Брат получил стипендию», «Перевели деньги на телефон», «Купили подарок другу».

Деловая игра «Мир профессий»

Работу по профориентации можно связать с деловой игрой «Мир профессий».

Такая деловая игра прошла у нас в начальной школе. Дети приходили в костюмах разных профессий, с реквизитом и рассказывали о своей профессии.

Кроме того, дети на уроках труда делали игрушки и поделки. Продажа игрушек прошла благотворительная ярмарка в рамках акции «Своих не бросаем».

Проекты

Особая роль формированию финансовой грамотности средствами проектной технологии отводится на уроках окружающего мира и технологии. Темы проектных работ могут быть следующие:

Творческие работы

Методические материалы по финансовой грамотности в начальной школе и онлайн-игры для обучающихся 2-4 классов размещены на сайте Финзнайка.рф, кроме того, там можно найти набор заданий по темам финансовой грамотности “Деньги”, “Налоги”, “Семейный бюджет”, “Семья и государство”, “Банки”, “Валюта”, “Страхование”, “Бизнес”. Онлайн-сервис Монеткины.рф, знакомит обучающихся основам ведения бюджета для 2-8 классов.

Создан интерактивный развлекательный просветительский мультсериал «Богатый бобрёнок для детей от 6 лет.

В результате изучения основ финансовой грамотности на уровне начального образования, обучающиеся должны знать:

Таким образом, на данный момент развитие навыков работы с финансами становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе. Для достижения высоких результатов в формировании финансовой грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.

Активные и интерактивные методы и приёмы, используемые на занятиях по финансовой грамотности в начальных классах.

Современная начальная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

В сентябре 2016 года во многих российских школах был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников в рамках такого предмета, как обществознание. В дальнейшем аспекты из курса по финансовой грамотности планируется внедрить в такие предметы как математика, ОБЖ, география и история. В начальной школе обучение финансовой грамотности может проводиться в рамках факультативных занятий, кружковых, а также при проведении уроков финансовой грамотности (8сентября- в День финансиста) и в марте по всей России проходит Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи. Основных содержательных линий курса «Финансовая грамотность» две: деньги, их история, виды, функции и семейный бюджет.

Одним из направлений программы «Финансовая грамота» является духовно-нравственное воспитание младших школьников. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

– патриотизма через активное познание истории, первичное освоение понятия «меценатство» и понимание значимости достижений экономического развития своего и других народов;

– трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

– ценностного отношения к природе, окружающей среде;

– нравственных отношений в экономическом поведении.

Очень важно прививать у младших школьников уважение к людям, родителям за то, что они зарабатывают тяжелым трудом средства для покупки еды, одежды, подарков и других вещей, учить детей аккуратно и бережно относится к чужому труду и своим вещам.

Я отдаю предпочтение активным и интерактивным методам обучения при проведении таких занятий. Формы работы при этом могут быть разнообразные: индивидуальная, парная, групповая.

Поскольку цель курса — вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 2-4 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста. Пример исследования по освоению темы Путешествие в историю денег.

Учитель: Первая группа исследователей поможет нам разобраться с понятием «Деньги».

Для этого группе было предложено распределить предметы из коробочки на две группы. ( Предметы в коробочке: монеты, бумажные деньги, длинные красные перья, красивые ракушки, железные гвозди).

Как вы распределили? (Дети объясняют, что в первой группе оказались монеты и бумажные деньги, а во второй группе: длинные красные перья, красивые ракушки, железные гвозди.)

Учитель: А я бы всё сложила в одну группу. Вы спросите почему? Потому что это всё деньги и за них можно было что-нибудь купить. Вы удивлены?

У каждого народа были свои деньги. Так, в Эфиопии (это такая страна в Африке) долгое время в качестве денег использовали небольшие плитки из соли. На островах Санта-Крус деньгами служили длинные красные перья. А в Индии тысячу лет назад деньгами были красивые ракушки. Где-то в качестве денег использовали шкурки ценных зверей, где-то железные гвозди и топоры, а где-то – даже шерсть слона! Ну а про каменные деньги с острова Яп мы уже говорили. Забирать эти огромные каменные круги с собой было невозможно, поэтому при покупке товара на них просто писали имя нового владельца. Но во всех случаях деньгами служили товары, которые хорошо обменивались.

Вопрос исследователям 1 группы: Что такое деньги? (Дети высказывают свое мнение, учитель подводит итог).

Деньги – это универсальное (для любого товара) средство обмена.

Учитель: вторая группа исследователей пояснит нам, как появились монеты. Вашей группе нужно выбрать только те виды денег, которые удобно хранить в кошельке. Объясните, почему? ( (Картинки: японские деньги, золотые монеты, современные монеты, деревянные бруски, слитки золота, квадратные деньги, электронные деньги).

Учитель: Итак, какие деньги проще и удобнее хранить? (Дети объясняют свой выбор. Учитель уточняет и обобщает мнение детей).

Люди путешествовали в разные страны. Они привозили для продажи свои товары, а для покупки чужих товаров – свои деньги. И вдруг выяснялось, что их деньги там не ценятся. И тогда люди стали искать товар, который ценился бы повсюду. Лучше всего для этого подошли драгоценные металлы – золото и серебро. И это неудивительно – они красивые и прочные, не ржавеют и не портятся, встречаются редко. Первые золотые и серебряные деньги были в виде слитков – небольших кирпичиков самого разного размера и массы, что было неудобно – их приходилось всё время взвешивать. Поэтому слитки стали рубить на более мелкие кусочки. Это и были первые монеты, которые со временем стали делать круглыми. А само слово «монета» придумали жители Древнего Рима. Монета (лат. moneta) – денежный знак, изготовленный из металла либо другого материала определённой формы, веса и достоинства.

До нашего времени дошло много старинных монет из разных стран. Вот как, например, выглядит серебряная римская монета денарий. А это уже золотая римская монета ауреус – ей почти две тысячи лет. Покупать и продавать товары с помощью монет стало гораздо удобнее, чем с помощью каких-нибудь там перьев или, скажем, ракушек. Поэтому постепенно монеты распространились по всему миру и используются до сих пор.

Человечество менялось, и монеты менялись вместе с ним. Скоро люди стали делать монеты из более дешёвых металлов и сплавов – меди, бронзы, чугуна. С тех давних пор какие только монеты не выпускались – большие и маленькие, красивые и не очень, квадратные и треугольные! Были даже монета-трансформер и монета-головоломка, говорящая монета и монета-волчок – всего и не перечислить! Но удобнее расплачиваться современными круглыми монетами и хранить их в кошельке. ( Показать кошелёк с деньгами).

Следующий метод: Мозаика.

Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.

Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.

Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.

Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам.

Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды.

Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.

1. Вырастили зайцы две грядки моркови – всего 50 кг. Одну грядку они сами обрабатывали, а на другой у них Барсук трудился и за свою работу 100 рублей попросил. Да еще на семена и удобрения было потрачено 25 рублей. Половину моркови зайцы себе оставили, в кладовку положили. А остальное решили продать, только вот не знают, по какой цене им торговать, чтоб в убытке не оказаться. Помоги им!

Ответ: затраты – 125 рублей, на продажу 25 кг, следовательно, себестоимость 5 рублей за кг, надо продавать выше этой цены

2. Два бизнесмена поспорили: кто получит больше прибыли? В итоге Иванов выручил от продажи своих товаров 5000 рублей, а расходы его составили З000 рублей. А Сидоров наторговал на 1000 рублей меньше, но и затратил своих денег 1500 рублей. Кто выиграл спор?

Ответ: прибыль Иванова 5000-3000=2000 рублей,

прибыль Сидорова 4000-1500=2500, Сидоров выиграл спор.

3. Поездка на поезде стоит 400р. Чтобы проехать это расстояние на автомобиле,надо израсходовать 20л бензина. Цена бензина 30р. За литр. Каой вид транспорта выберет папа, если он поедет один? Изменит ли он своё решение, если с ним поедут мама и сын?

Ответ:Если папа поедет один он выберет поезд: поездка на автомобиле выйдет дороже 30X20=600р.

Если же он поедет с семьёй, то на автомобиле. На поезде будет дороже:400×3=1200р.

При работе над понятиями и терминами можно использовать метод неоконченных предложений, игры и игровые элементы, ребусы, кроссворды, филворды, анаграммы, инсценирование сказок, тесты.

Метод «Один — два — вместе».

Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ.

Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных учеников. Игра проходит по следующим правилам:

У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.).

Право ответа на вопрос покупается.

Стартовая цена простого вопроса — 5 баллов, сложного — 10 баллов.

Цена может меняться с шагом 5 баллов.

Окончательная цена определяется в результате торгов.

При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто отвечал, при неверном — вычитается.

Роль аукциониста могут выполнять и учитель и ученик. Кроме них необходима комиссия из нескольких человек (число зависит от количества участников), которая будет проверять начисление баллов самими участниками игры или вести собственные ведомости.

Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от кейсов университетских, которые предполагают разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.

Кейс (работа в группе)

Папа (работает): зарплата 100 тыс. р., написал книгу и получил го­норар 200 тыс. р.

Мама (работает): зарплата 60 тыс. р., получила премию 40 тыс. р.

Бабушка (пенсионерка): пенсия 12 тыс. р., выиграла в лотерею 4 тыс. р.

Сын (студент): стипендия 2 тыс. р., участвовал в проекте и получил 40 тыс. р.

У семьи есть вклад в банке – 800 тыс. р., годовой процент по вкла­дам – 10%.

На текущие покупки тратили 90 тыс. р. в месяц, на коммунальные услуги, транспорт и лечение – 20 тыс. р. в месяц. Купили телевизор за 40 тыс. р. и компьютер за 30 тыс. р. Отдых всех членов семьи обошёлся в 400 тыс. р.

Заполните таблицу «Доходы».

Заполните таблицу «Расходы».

Составьте годовой бюджет семьи.

Определите среднегодовой доход на каждого члена семьи.

Предложите, как семья может распорядиться своими сбере­жениями.

Благодаря использованию на уроках схем, мы лучше понимаем себя и то, что изучаем, поэтому использую в своей работе метод Кластера.

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале. Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Применение кластера имеет следующие достоинства:

– он позволяет охватить большой объем информации;

– дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: работа над мини-проектами; самостоятельное составление презентаций, постеров, диаграмм связей.

Творческая работа: Придумайте название и разработайте дизайн купюры для страны, описанной в вашей любимой сказке или фантастической повести. Проект купюры представьте на листе формата А4.

Творческое задание: Постройте «ось времени» появления российских денег. Для этого:

Определите, когда появились первые деньги.

Рассчитайте, какой отрезок времени вы хотите отразить на вашей оси.

Выберите масштаб с помощью учителя.

Перечислите монеты и купюры, которые появились за это время.

Определите, с какими событиями или личностями связано появ­ление этих монет и купюр.

Выполните работу на листе формата А3

* По́стер (англ. poster — «афиша, объявление, плакат»): Постер — художественно оформленный плакат, используемый для рекламных или декоративных целей (чаще с изображением актера, музыканта, спортсмена).

В начальной школе постер может быть выполнен на 1/2 или 1/4 листа ватмана. Он должен иметь большой и чёткий заголовок, в котором указана тема работы. Основную часть занимает иллюстративный материал: готовые картинки или рисунки автора. Текст к ним должен быть кратким и написан крупным шрифтом. На постере обязательно должны быть указаны имя автора и список источников (книг, статей и сайтов), материалы которых были изучены при работе над исследованием или проектом. Приведу пример в теме: Современные деньги России и других стран :Постер «Оборот денег» (работа в группе)

Нарисуйте или подберите рисунки к следующим ситуациям:

Человек кладёт деньги в банк.

Человек берёт деньги из банкомата.

Человек совершает покупки.

Инкассаторы забирают деньги из магазина.

Расположите ваши картинки на листе формата А3 и соедините их стрелками таким образом, чтобы проиллюстрировать круговое движе­ние денег.

Представленные мною методы можно применять не только при изучении финансовой грамотности, но и на других уроках. Уроки с применением вышеописанных методов дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Оцените статью