- Темы проектов по финансовой грамотности
- Родители (законные представители)
- Управление и обеспечение проекта
- Методы формирования финансовой компетентности
- Методы, повышающие познавательную активность
- Ритерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
- Скажите, пожалуйста, необходимо ли изучение основ финансовой грамотности в школе?
Темы проектов по финансовой грамотности
На этой странице можно выбрать темы проектов по финансовой грамотности. В приведенном списке предполагается рассмотрение коммерческих банков, рынка ценных бумаг, инвестиционных фондов и т.д.
1) “Страхование на защите моих интересов” (виды страхования).
2) “Финансовая пирамида – путь к богатству или разорению?” (с примерами известных пирамид).
3) “Цена вредных привычек в семейном бюджете” (с научными данными).
4) “Тайна денег России” (история денег).
5) “Старинные денежные единицы” (в России или в регионе).
6) “Сколько стоит кредит?”.
7) “Как распорядиться своими пенсионными накоплениями?” (о пенсионных фондах).
8) “Банковские операции для физических лиц” (перечень, преимущества).
9) “Я в мире денег” ( как распоряжаться деньгами).
10) “Карманные деньги как фактор формирования статуса подростков”.
11) “Всё о деньгах с героями из сказок”.
12) “Знакомство с банковской системой” (со схемами).
13) “Банковские карты и их развитие на современном этапе”.
14) “Что нам готовит цифровой рубль?”.
15) “О чём рассказывают монеты?”.
16) “Как делать сбережения?” (виды вкладов).
17) “Ценные бумаги: виды и их основные характеристики”.
18) “Что такое банк и чем он полезен?”.
19) “Думай о пенсии смолоду” (виды пенсионного страхования).
20) “Школьные дисциплины и финансовая грамотность”.
21) “Кредитная карта или потребительский кредит?”.
22) “История пенсий и пенсионная реформа в России”.
23) “Денежный вопрос” (широкая тема).
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение Боевой детский сад
по формированию финансовой грамотности
детей старшего дошкольного
(2-я разновозрастная группа)
Разработала: воспитатель Лакеенко А. В.
В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых, трудных для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей.
Международная практика свидетельствует о том, что в современных
условиях необходимы серьезные и целенаправленные преобразования в сфере повышения финансовой грамотности населения. Инициатором данных преобразований выступает государство через утверждение Национальной
стратегии повышения финансовой грамотности населения и привлечения к ее реализации государственных органов исполнительной власти, органов местного
самоуправления, финансовых организаций, общественных и частных организаций и других заинтересованных сторон.
Под финансово грамотным поведением понимается сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия ответственных решений на финансовом рынке.
Финансово грамотный гражданин должен как минимум:
Важной составляющей финансово грамотного поведения является способность гражданина осуществлять долгосрочное планирование личных финансов (финансов домохозяйства) на всех этапах жизненного цикла.
В рамках Национальной стратегии повышения финансовой грамотности 2017-2023гг. г. Москва была выделена целевая группа: учащиеся образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования как целевая группа населения, составляющая потенциал будущего развития России.
С целью реализации возникла необходимость разработать и реализовать образовательные программы по повышению финансовой грамотности, в том
числе, учебно-методические комплекты для различных целевых и возрастных групп учащихся образовательных организаций.
Образовательный проект «Юный финансист» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект по формированию финансовой грамотности «Юный финансист» включает следующую информацию:
актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость, принципы реализации проекта, цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта, сроки и этапы реализации проекта, управление и обеспечение проекта, ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта, планируемые мероприятия в рамках проекта, заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала. Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Данный проект реализуется с воспитанниками МБДОУ Боевой детский сад
: долгосрочный (учебный год)
Сроки реализации проекта: 2020-2021 учебный год.
Основная образовательная область:
Интеграция образовательных областей: познавательно-исследовательское направление, социокультурная деятельность, художественно – эстетическое, социально-коммуникативное направление.
Актуальность и социальная значимость
Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения (в первую очередь для школьников и студентов), недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Данный проект разработан в рамках программы «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Содержание проекта предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме. Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект разработан в соответствии с:
№ 180-р «О реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»» в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской федерации»;
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Основные идеи проекта:
Цели и задачи проекта
является создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.
Проект направлен на решение
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие физическое развитие.
По завершению проектных мероприятий
Родители (законные представители)
В рамках реализации проекта проводится мониторинг уровня финансовой грамотности.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап реализации проекта: с 01.09.2020г. по 30.09. 2021г.
Основной (деятельностный) этап: с 01.10.2020г. по 15.05.2021г.
Реализация проектных мероприятий.
Заключительный этап: с17.0.52021г по 31.05.2021г.
Перспективный план работы над проектом
Разработанное нами тематическое планирование по формированию финансовой грамотности включает ряд тематических занятий. Также разработана циклограмма по взаимодействию с родителями по формированию финансовой грамотности у детей при непосредственном вовлечении их в образовательную деятельность.
План проектных мероприятий с детьми
Взаимодействие с родителями по образованию детей при непосредственном вовлечении их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (п.3.2.5 ФГОС ДО).
Управление и обеспечение проекта
Система работы по формированию финансовой грамотности детей состоит из занятий и рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся со всей группой или подгруппой детей один раз в две недели, их продолжительность составляет 25 минут.
Занятие проводится в помещении группы детского сада, в музыкальном или спортивном зале, в зависимости от целей занятия и необходимого оборудования.
Знания по экономике даются в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д., включают в себя:
«Кем быть», «Узнай какая профессия?», «Оптовичек», «Семейный бюджет»,
«Маленькие покупки», «Банк», «Кафе», «Путешествие», «Аукцион», «Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Обмен», «Семейный бюджет»,
«Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство».
Произведения художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха», Галлиев Ш. « Три копейки на покупку», «Волшебное кольцо», сказки в стихах, русские народные сказки «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Хаврошечка», произведения С. Я. Маршака и С. Михалкова,
Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы
Методы формирования финансовой компетентности
Методы формирования финансовой компетентности можно представить четырьмя группами: методы, повышающие познавательную активность; методы, повышающие эмоциональную активность; методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности; методы коррекции и уточнения представлений детей о мире.
Методы, повышающие познавательную активность
Одним из ведущих методов обучения является – игра. Игра дает ребенку
«доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А. Н. Леонтьев).
Таким образом, процесс формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в ходе проекта различными методами, средствами и приемами, а также их сочетанием.
Ритерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.
: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние
наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судим об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 – высокий, 2 – средний, 1
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/451525-temy-proektov-po-kursufinansovo-pravovaja-gra
«Финансовая грамотность населения: проблемы и пути решения»
Тема: «Финансовая грамотность учащихся МБОУ «Малоенисейская СОШ»: проблемы и пути решения».
Автор работы «Трест, который не лопнет».
Дуракова Ольга Викторовна,
«Финансовая грамотность определяет
качество жизни человека,
по крайней мере, не в меньшей степени,
чем знание родного языка,
арифметики и умения завязывать шнурки». Сергей Анатольевич Швецов,
экс- заместителя Председателя Центрального банка Российской Федерации (Банка России)
В современном мире актуально понятие финансовой грамотности населения в большинстве стран, в том числе и в России. Из-за недостаточного знания финансовой грамотности и умения применять их в жизни большинство людей попадаются на мошеннические схемы или просто не умеют обращаться со своими финансами. А также такие люди не в состоянии принимать продуманные финансовые решения, планировать свой бюджет, осуществлять долгосрочные сбережения. Неэффективное управление деньгами делает потребителей финансовых услуг особенно уязвимыми в условиях финансового кризиса.
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. В плане экономии и планирования финансов дети подражают родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.
Приобретение финансовых знаний отражает процесс адаптации населения к новым условиям хозяйствования.
На первый план в обучении экономической культуры ставится формирование понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр.
В 2022 году Индекс финансовой грамотности россиян составил 12,79 балла. Наиболее финансово грамотные жители России – это мужчины и женщины старше 45 лет, люди, имеющие высшее образование, а также жители крупных городов.
Важность темы определена тем, что недостаточная финансовая грамотность негативно сказывается не только на личном благосостоянии населения, но и на экономике в целом. Финансовое образование детей – приоритет всей национальной стратегии, сосредоточенной на повышении общего уровня финансовой грамотности в нашей стране.
— это сочетание осведомленности, знаний, навыков, отношения и поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения индивидуального финансового благополучия.
Финансовая грамотность включает способность вести учет всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, планировать будущее, делать выбор финансовых инструментов, создавать сбережения, чтобы обеспечить будущее и быть готовыми к нежелательным ситуациям, включая потерю работы.
Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей.
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику.
В грамотном обществе всегда легче понять финансовые процессы, которые могут повлиять на благосостояние и защитить от потенциальных потерь из-за преступности в финансовом секторе.
определить уровень финансовой грамотности школьников 8-9 классов школы, выявить проблемы и наметить пути решения.
Из поставленной цели вытекает ряд
учеников 8-9 классов.
повышение уровня финансовой грамотности школьников 8-9 классов.
изучение теоретического материала;
– творческий эксперимент.
Практическая значимость проекта обусловлена тем, что по итогам ее реализации школьники получат доходчивую информацию о правилах финансовой грамотности. Будут предложены темы для изучения и обсуждения: «Деньги: что это такое», «Для чего нужны финансовые организации», «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций», «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах». По итогам ее реализации школьники приступят к решению социальных проблем, обсуждая их с родителями и пытаясь найти наиболее рациональное решение (включая жилищное и пенсионное обеспечение, образование и медицинские услуги).
– это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.
Международные исследования показали, что уровень финансовой грамотности населения во многих развитых и развивающихся странах не соответствует динамично меняющемуся финансовому рынку. Из-за недостаточности финансовых знаний и умения применять их на практике большое число людей не могут с выгодой для себя использовать как традиционные, так и появившиеся недавно благодаря информационным и цифровым технологиям продукты и услуги финансового рынка. Они не в состоянии принимать продуманные финансовые решения, планировать свой бюджет, осуществлять долгосрочные сбережения (например, с целью приобретения жилья, обучения или обеспечения жизни в старости) и т.д.
К сожалению, население нашей страны финансово грамотным не назовёшь, поскольку большинство из них выросли в совершенно другую эпоху и просто не привыкли задумываться о финансовом благополучии в будущем и планировать поступления и расходы денежных средств на долгосрочной основе.
Практически половина жителей нашей страны хранят деньги дома.
Более половины россиян не пользуются всевозможными финансовыми услугами. И не потому, что нет такой потребности. Просто люди не понимают, как это всё работает и даже не догадываются об их существовании
Меньше половины населения России знают о системе страхования вкладов.
Большая часть населения не понимает, как работает пенсионная система.
В современном мире просто необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Надо не только считать зарплату или подсчитывать сдачу. Это учёт всех своих затрат и их планирование, даже можно сказать – планирование своей жизни, ведь в ней всё продаётся и всё покупается.
Большинство людей не считают финансовую грамотность важной. А ведь именно основы финансовой грамотности во многом помогают человеку стать успешным.
В последние годы дополнительным фактором, повышающим уровень требований к потребителям финансовых продуктов и услуг, стало внедрение информационных и цифровых технологий.
Наиболее важное требование к потребителям – знание компьютера, поскольку все большая часть предложения финансовых продуктов и услуг осуществляется в онлайн-режиме. Активное использование 1Т-технологий ведет к формированию глобальной виртуальной среды для всевозможных финансовых операций, в том числе платежных, сберегательных, инвестиционных, валютных и др. Быстро растет число трансакций, построенных на использовании альтернативных валют в рамках онлайн-платформ, широкое распространение получает совершенно новый тип проведения финансовых операций между устройствами без участия человека. При этом практически любая операция может осуществляться с помощью мобильного устройства.
Согласно исследованиям, посвященным цифровой грамотности, напротив, более молодые поколения опережают старшие. Людям старших возрастных категорий труднее осваивать технологические новшества, в то время как подрастающее поколение с самого детства знает, что оплатить любую услугу можно прямо со смартфона. Понятно, что в таких условиях активность потребителей на рынке финансовых продуктов и услуг зависит не только от уровня их ФГ, но и от уровня их цифровой грамотности.
Базовые знания финансовых понятий и умение применять навыки счета в финансовом контексте гарантируют, что потребители могут автономно управлять своими финансами, принимать продуманные финансовые решения и реагировать на новости и события, которые могут повлиять на их финансовое благополучие.
В последнее время всё больше людей задумывается: реально ли добиться успеха, не имея начального капитала и связей в определённых кругах. На самом деле это вполне реально. Но в первую очередь человек должен быть финансово грамотным.
Чтобы был стимул к самообразованию, важно понимать, что дадут в конечном итоге человеку полученные знания.
Финансовая грамотность имеет следующее значение в жизни людей:
Помогает в поисках источников дохода, отличающихся от работы по найму. Конечно, наличие финансовой грамотности не гарантирует получения большого дохода. Однако благодаря этим знаниям появляется понимание того, как зарабатывать деньги, какие варианты заработка являются самыми перспективными.
У человека появляются не только знания и умения, но и психологическая устойчивость. Финансово грамотные люди уверены в собственных силах, так как знают многое из того, о чём другие даже не представляют. Формируется мышление, которое способствует достижению успеха.
Финансовая грамотность обеспечивает определённый уровень престижа. Человек выгодно выделяется из толпы, создаёт впечатление уверенного в себе гражданина, который знает, как управлять капиталом. Наличие финансовой грамотности в большинстве случаев сопровождается качественными знаниями и в других областях. Такие люди всё время стремятся узнать что-то новое, отследить ситуацию на рынке.
Получается, что финансовая грамотность выгодна, престижна и достаточно полезна. Если человек научится применять в жизни основные её правила, его жизнь постепенно изменится к лучшему. Он научится двигаться к успеху и будет мотивирован на дальнейшую работу над собой.
Пять главных навыков финансово грамотных людей.
В основе финансовой грамотности лежит ряд положений, без которых невозможно обойтись.
Планирование и учёт финансовых потоков
Огромное значение для финансовой грамотности людей имеет ежедневный учёт финансовых потоков. Сегодня грамотное планирование доходов и расходов существенно упростилось благодаря разработке различных программ, как для компьютера, так и для смартфона.
Использование дополнительных источников дохода
При наличии нескольких источников поступлений, даже при утрате одного из них, можно обеспечить нормальное существование.
Правильное отношение к финансам
Огромное значение имеет правильное отношение к денежным средствам. Придётся изменить подход к финансам с потребительского на управленческое. Это означает, что необходимо отказаться от принципа «что заработал, то и потратил». Важно отказаться от использования понятия личных денег, заменив его личными финансами.
Взаимодействие с финансовыми организациями
Добиться успеха и богатства практически невозможно без сотрудничества с и прочими компаниями, которые являются частью инфраструктуры финансового рынка. Важно научиться применять предлагаемые ими инструменты, чтобы управлять финансами и накоплениями, а также приумножать капитал.
Грамотное инвестирование капитала
Любой человек вне зависимости от рода деятельности должен понимать: деньги могут приносить доход. Их можно не только тратить, но и заставить работать. Это может приносить неплохой пассивный доход.
Финансовая грамотность в современном мире ценится очень высоко. Прежде всего, это инструмент повышения собственного благосостояния и уровня жизни. Чем больше вы знаете, тем большее количество методов вы можете использовать. Если вы хотите улучшить свою жизнь, зарабатывать больше, прикладывая к этому меньше физических усилий, то стоит начать с базы — с повышения финансовой грамотности.
Низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы. А самый болезненный способ приобретения опыта – собственные промахи.
Финансовая культура в современном развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе навыков и правил поведения. Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества.
Никогда не останавливайтесь в развитии финансового интеллекта
В настоящее время молодежь является наиболее перспективным сегментом пользователей финансовых услуг. В связи с этим был проведен анализ финансовой грамотности школьников 8-9 классов. Школьникам было предложено ответить на вопросы анкеты (приложение 1). В анкете принимало участие 51 человек.
Анкетирование включало в себя вопросы, описывающие качественные характеристики финансового воспитания ребенка внутри семьи и вопросы, включающие выбор ключевых элементов понятия «финансовая грамотность». Главная идея исследования состоит в том, что стихийно формируемая финансовая грамотность школьников определяется финансовыми практиками, доступными для них. Исследование проводилось с целью выявления как непосредственных финансовых знаний, так и навыков для принятия решений в финансовой сфере:
Практически все школьники считают, что понятие «Финансовая грамотность» означает умение эффективно управлять личными финансами и грамотно вести учет своих доходов и расходов.
Больше половины опрошенных определили себя как финансово грамотными, при этом ученики с высокими результатами, подошли к себе более критично.
На рисунках с 1 – 5 представлены результаты ответов школьников.
Анализ тестовых результатов показал: наибольшее число школьников считают, что у них достаточные знания и навыки по финансовой грамотности, однако они готовы повышать свою грамотность в различных областях.
На рисунках 6, 7 представлены ответы на вопросы в плане повышения уровня финансовой грамотности.
Из диаграммы видно, что большее внимание школьники уделяют на планирование личного бюджета, за него проголосовали 47% , так же, по мнению опрошенных, немаловажным фактором являются страховые системы и фондовые рынки, за них проголосовали по 23% , есть заинтересованность у 20% в банковских услугах, и у 18% про налогообложении физических лиц, не очень важен вопрос о функционировании пенсионной системы и пенсионных фондов, всего лишь 13%, и самая маленькая часть ничем не заинтересована, она составила всего 6% всех опрошенных.
Из диаграммы видно, что 45% отдают свое внимание банковским услугам и 43% планированию личного бюджета, так же 30% хотели бы больше знать про функционирование пенсионной системы и пенсионного фонда, далее мнение разделились на одинаковое количество голосов по 23% про банковские услуги и налогообложение физических лиц, из опрошенных, лишь 15% ничем не заинтересованы и самым неразвитым вопрос стал о фондовых рынках, проголосовали 10%.
Большая часть опрошенных пока не обременены социальными обязательствами (содержание семьи, долг перед родителями или банками). Они не столько не умеют, сколько не хотят правильно распоряжаться своими денежными средствами, у них отсутствует понимание финансовой грамотности, как условия повышения их дальнейшего благосостояния.
Исследования показали, что с целью поддержания разумного финансового поведения у человека, должны быть выработаны следующие навыки:
• уметь правильно управлять своим капиталом, своими денежными средствами, не в ущерб, а в пользу для себя;
• уметь прогнозировать и планировать финансовые ресурсы;
• контролировать своевременность и полноту движения денежных средств;
• сберегать, приумножать, вкладывать свои денежные ресурсы и собственность.
Программа мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности учащихся Малоенисейской средней общеобразовательной школы
на 2022-2023 учебный год
Современное общество живет в мире, где деньги и связанное с ними финансовое благополучие имеют свое исключительно важное место в системе человеческих ценностей. Финансовое просвещение – актуальная задача современного общества. Незнание основ финансовых знаний делает человека уязвимым в сфере финансовой безопасности.
Именно в школьном возрасте закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к социуму, финансовым отношениям, самостоятельности, уважения к себе, окружающим товарищам, своим родителям и другие ценные качества.
Данный проект предназначен для ознакомительной и просветительной работы с учащимися основной общеобразовательной школы, для укрепления знаний по финансовой грамотности.
Хороший уровень финансовой грамотности полезен каждому человеку. Выигрышем будет повышение уровня жизни и уверенность в будущем, стабильность и процветание экономики и общества в целом.
- Липсиц И. В., Рязанова О. И. Финансовая грамотность: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций/ Министерство финансов Российской Федерации, 2018
- Г. В. Семеко. Финансовая грамотность в России. Проблемы и пути их решения. Электронное издание , 2019
- Горяев А. Чумаченко В. В. Финансовая грамота. Спецпроект Российской экономической школы. Москва, 2009
Банк интернет – ресурсов по повышению финансовой грамотности.
Анкета «Финансовая грамотность школьников»
Укажите Ваш класс
1. Скажите, пожалуйста, ведёте ли Вы учёт своих расходов?
2. Скажите, пожалуйста, какие вопросы о финансовом рынке, Вам сейчас особенно необходимы?
а. Банковские услуги, в частности получение образовательного кредита
б. Консультации по планированию личного бюджета.
в. Консультации по жилищному вопросу.
г. Функционирование пенсионной системы.
3. Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком?
4. Скажите, пожалуйста, нуждаетесь ли вы в повышении финансовой грамотности?
Скажите, пожалуйста, необходимо ли изучение основ финансовой грамотности в школе?
6. Какие вопросы Вас больше всего интересуют в плане повышения уровня своей финансовой грамотности? (Можно выбрать несколько ответов)