урок финансовой грамотности 2 класс монеты и урок 6 по финансовой грамотности 2 класс по теме

УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 КЛАСС МОНЕТЫ И УРОК 6 ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 КЛАСС ПО ТЕМЕ Финзачет

Мелешкина Ирина Юрьевна

учитель начальных классов МБОУ СШ № 17

Новикова Любовь Владимировна

Финансовая грамотность. Урок “Нумизматика”

«Разработка занятия  по финансовой грамотности»

Авторы-составители: Мелешкина И. Ю., Новикова Л. В.

появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять

их друг на друга. И поэтому бартер привел к необходимости

денег. Ведь деньги должны быть не временными, а

постоянными, они не должны портиться при хранении,

нужно чтобы деньги было легко носить с собой. Одними из

первых денег, были раковины каури.

Раковина моллюска использовалась в прошлом в

качестве товарных денег. Их добывали около Мальдивских

островов, также называемых «островами каури».

Существует множество доказательств использования каури

денег в КитаеКауриденьги нанизывали на нить или клали

в мешокЧем же были удобны раковины каури? Они не

портились, легко носились с собой. За 1 быка нужно было

отсчитать 1000 раковин. А это удобно?

Каури были одними из первых денег и на Руси. Их завезли к

нам заморские купцы, торговавшие с Новгородом и

Псковом, взамен получавшие русскую пушнину.

Ведь на Руси, как и повсюду, вначале деньгами при обмене

служили скот или шкуры животных, напримербелки,

соболя, куницы и другой «мягкой рухляди», как называли

тогда меха. Русская пушнина — теплая, мягкая, красивая —

привлекала на Русь купцов и с Востока, и с Запада во все

Прошло много времени, прежде чем появились

металлические деньги. Но они отличались от современных.

Они имели форму брусков, колец, слитков. На Руси

существовала обменная монета – серебряная гривна

Целевая аудитория: учащиеся 2 класса.

Цель: создание условий для формирования начальных представлений о деньгах как средстве приобретение товаров.

Предметные образовательные результаты:

Презентации разработаны в качестве вспомогательных материалов к учебно-методическим комплексам по финансовой грамотности для 2-3 классов и 4 класса и предназначены для использования в учебном процессе для сопровождения занятий по финансовой грамотности. Главная функция презентации – наглядное представление предмета занятий обучающимся.

От куниц до бумажных

Презентация посвящена истории денег. Описывает предпосылки возникновения денег как экономического феномена, рассказывает об их поэтапной эволюции — от древних ракушек каури до металлических монет, а от них — до современных бумажных банкнот.

Как устроены наличные деньги

Презентация рассказывает о наличных деньгах — металлических монетах и бумажных купюрах. Она знакомит учащихся начальной школы с внешним видом российских денег, наглядно демонстрирует отличия банкнот и монет разного номинала, дает представление о понятиях «аверс» и «реверс», «орел» и «решка».

Банки

Презентация дает представление о банках как специальных учреждениях, где можно хранить деньги, взять в долг, обменять одни деньги на другие, заплатить кому-то, кто находится далеко.

Банкоматы

Презентация посвящена банкоматам. Банкомат — аппарат, в котором хранятся деньги и с помощью которого можно получать наличные, оплачивать покупку товаров и услуг, переводить деньги с одного своего счета на другой либо переводить деньги другому человеку.

Банковские карты

Презентация посвящена платежным (банковским) картам. В ней рассказывается об истории появления первых карт. Описываются преимущества использования платежных (банковских) карт по сравнению с наличными деньгами.

Виды доходов

Презентация рассказывает о возможных источниках доходов, которые позволяют людям совершать необходимые расходы и обеспечивать себя всем необходимым для жизни. Презентация акцентирует внимание на том, что для материального благополучия доходы должны быть регулярными, надежными, достаточными.

Виды и периодичность расходов

Презентация рассказывает, какие расходы приходится нести людям, чем расходы отличаются друг от друга и почему важно понимать эти различия, чтобы избегать ненужных трат и управлять своими деньгами. Выделяются расходы обязательные и желательные, плановые или непредвиденные, регулярные или нерегулярные.

Что такое бюджет и как его составлять

Презентация посвящена составлению и исполнению семейного бюджета. В ней рассказывается о том, что такое бюджет, что значит управлять своими деньгами.

Как и зачем сберегать

Презентация призвана разъяснить учащимся начальной школы важность сбережений — денежных средств, которые специально откладываются для использования в будущем. Презентация знакомит учащихся с основными целями сбережений.

Описание

Каждая презентация кратко объясняет одну из тем финансовой грамотности при помощи наглядной инфографики. Каждый видеоматериал — законченное самостоятельное произведение, рассчитанное на использование в рамках конкретного занятия. Презентации можно смотреть в любом порядке, так как они не объединены сквозным сюжетом.

Автор продукта, координаты

Разработчики методических рекомендаций:

Особенности применения продукта

Презентации разработаны как вспомогательный учебный материал к учебно-методическим комплектам по финансовой грамотности. Альтернативно педагог может использовать их в рамках любой программы для обсуждения в классе отдельных тем финансовой грамотности. Анимированную презентацию предполагается использовать для оживления восприятия материалов занятия, облегчения разбора наиболее сложных моментов, а также структурирования информации. Методические рекомендации удобно использовать, чтобы быстро ознакомиться с содержанием презентации.

Опыт применения продукта

Материал не требует актуализации.

Организации, обладающие экспертизой в использовании продукта, координаты

Занятие
№6 « Деньги настоящие и фальшивые»

Орг. момент (слайд 2)

Прозвенел
звонок и смолк

Узнай героя (слайд 3)

2. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: «Клад
— это деньги такие и сокровища,которые люди в землю спрятали. Разбойники
всякие.

— А зачем?

— А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печкусуешь?

— Я? Про запас.

— Вот и они про запас».

(Э. Успенский. « Про дядю Федора», между котом Матроскиным и
Шариком).

3 Какие деньги были в царстве царя Гвидона? (Золотые.

«Все скорлупки золотые.

На
предыдушем заняти мы говорили о банкнотах. Вспомните какие города изображены на
разных Российских купюрах. (слайд 4)


А вы знаете, где печатают деньги? В каких городах?(слайд 5) ( по заказу
«Банка России» на фабриках «Гознак»Москвы  и Перми)


Серёжа, сколько тебе лет?


А вы знаете, что у купюр тоже есть время « жизни». Посмотрите (слайд 6)


А почему « жизнь « купюр разная? Ведь их делают из одной и той же бумаги.


А  жизнь разная.(в зависимости от пользования).

Я
вам раздала деньги.


Серёжа сходи в магазин и купи всем  по мороженке.  А почему ты не сможешь
купить?  ( они не настоящие)   Почему ты так решил?(бумага гладкая и тонкая).


Сегодня я вам расскажу и покажу,  как отличить поддельную купюру от настоящей,
но сначала отдохнём.

Есть
такие  люди, которые хотят обогатиться не честным путём, не работая, не принося
пользу своим трудом нашей стране. Это машейники.  Они занимаются подделкой
купюр. Но их находят и наказывают.  В России изготовление,
хранение, перевозка или сбыт поддельных денег, или ценных бумаг наказывается
сроком до 15 лет лишения свободы ст. 186 уголовного кодекса.

– Посмотрите на рисунок и ознакомьтесь с
тем, как отличить настоящую купюру номиналом 1000 р от поддельной (слайд7).
Настоящую банкноту отличают
несколько признаков:

– водяной знак – изображение, которое можно увидеть, посмотрев
банкноту на просвет;

– на ощупь надпись в верхнем углу банкноты «БИЛЕТ БАНКА РОССИИ»
и номер банкноты должны быть слегка рельефными;

– на банкнотах (выпущенных после 2004 года) достоинством в 50,
100, 500 и 1000 рублей есть радужные полоски, которые меняют цвет, если
посмотреть под углом;

– серия банкноты состоит из двух букв, номер – из семи цифр;

Состояние краски – краска на настоящих купюрах не крошится, не
отслаивается и является водоустойчивой.

Посмотрите , а есть всё это на нашей купюре? ( нет. Она
поддельная).

6.  Работа по ситуациям. Закрепление.

Гуляя в парке, Петя нашёл среди листвы
пятидесятирублёвую банкноту.

Он
так обрадовался, что сразу же кинулся к ближайшей палатке, чтобы купить
мороженое.


Будьте добры, дайте мне эскимо! — Петя протянул продавцу найденную банкноту.

Женщина
взяла у Пети 50 рублей и уже было хотела дать мальчику мороженое, но что-то её
остановило.

Она
повертела денежную банкноту в руках, пристально её рассматривая, а потом
вернула Пете со словами:


Мальчик, я не могу принять у тебя эти деньги.

Почему продавец не взяла у Пети деньги?

Как
вы думаете, что нужно было сделать Пете, когда он нашёл банкноту на улице? отдать родителям или сравнить с настоящей , посмотрев все
знаки, или отнести в банк или милицию ирассказать где вы её нашли)

Под лавочкой на автобусной остановке Маруся
заметила лежащую 100- рублёвую банкноту. Девочка оглянулась по сторонам в
надежде найти того, кто обронил деньги. Но поблизости никого не было. Недавно
ушедший автобус увёз всех пассажиров. Маруся подняла деньги и стала
рассматривать банкноту. Припоминая, как в школе рассказывали, что деньги бывают
настоящими и фальшивыми, девочка задумалась: «А как же определить? Эта
100-рублёвая бумажка – настоящая или нет?»

– На что надо обратить внимание?

Наше занятие подходит к концу, что вы узнали
сегдня на занятии?

8. Домашнее задание

Лист  с заданием.

1. Когда валенки стоят дороже: летом или
зимой? Почему?

2. Какие яблоки можно продать при
одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?

3. Где будет дороже бутылка «Пепси»: в
пустыне или на севере?

4. В двух магазинах продают огурцы: в
одном магазине по цене 5 рублей за 1 килограмм, а в другом по цене 6 рублей за
1 килограмм. В каком магазине раскупят огурцы быстрее? Почему?

5. Зайцы целую неделю продавали морковку
по 6 рублей за 1 килограмм. К концу недели она потеряла товарный вид:
сморщилась, стала гнить. Никто ее не покупал. Посоветуй,  что делать
зайцам?

1 Представь, что у тебя очень – очень много
денег. На что ты их потратишь? Подумай и напиши.

2.
Перед тобой начало нескольких пословиц и поговорок про деньги и богатство.
Выбери нужное продолжение к каждому выражению и впиши его, используя слова для
справки. Сделай иллюстрацию к пословице или поговорке, которая тебе понравилась
больше всего.

1)
Чем богаты, _____________________________________________

2)
Не хвались серебром, _____________________________________

4)Лучше
хлеб с водою, ______________________________________

хвались добром;  чем пирог с бедою;  тем и рады;  счёт любят;  всякая пища
вкусна.

– Профессор, а когда вы расскажете нам про
монеты более подробно?

– Ну, если у вас есть время, могу это сделать
прямо сейчас! Хотите?

– Конечно хотим!

– Ну,
тогда устраивайтесь поудобней, рассказ мой будет очень долгим, но от этого не
менее увлекательным. А пока что вы можете сказать вот об этой монетке?

– Она
очень старая, она из метала, и на ней изображена какая-то странная женщина.

– Это
Ваша знакомая, профессор?

– Ну,
можно сказать и так. Эта странная женщина – римская богиня Юнона Монета –
супруга громовержца Юпитера. Слово «монета» в переводе с латыни
означает «предостерегающая» или «советница». Считалось, что именно Юнона Монета
не раз предупреждала римлян о землетрясениях и нападениях врагов. По легенде это прозвище богиня получила
во время войны Рима с царём Эпира и Македонии Пирром,
когда Юнона отвечала вопрошавшим её римлянам, что у них не будет недостатка в
деньгах, если они будут справедливо вести войну. Когда это обещание исполнилось,
римляне назвали её Монетой и стали изображать её на отчеканенных деньгах.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 КЛАСС МОНЕТЫ И УРОК 6 ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 КЛАСС ПО ТЕМЕ

На
римском Капитолии возле храма Юноны Монеты размещались мастерские, где
чеканились и отливались металлические деньги. По месту их изготовления
продукция мастерских также получила название «монета», которое затем попало в
большинство европейских языков.

Хотя,
конечно же, эти митотические деньги появились гораздо раньше. Древние греки
приписывали изобретение монеты героям своих мифов, римляне – богам Янусу и
Сатурну. Согласно их воззрениям, древнейшие монеты с головой двуликого бога и
носом корабля (ростром) выбил Янус в честь бога времени Сатурна, который
приплыл в Италию с острова Крит на корабле.

Древнегреческий историк
Геродот и некоторые другие авторы древности писали о том, что первые
монеты были отчеканены в малоазийском государстве Лидии. В наше время
точно установлено, что древнейшие монеты появились именно там, при царе Ардисе. Изготовлялись они из электрума –
природного сплава серебра и золота. На одной стороне монеты был
геометрический оттиск верхнего штемпеля, на другой – голова ассирийского
льва.

Как и любую хорошую идею,
мысль об использовании монет подхватили очень быстро. Вскоре монеты начали
чеканить в греческом государстве Эгина. Они
чеканились из серебра и отличались по форме от лидийских. Из Лидии и Эгины монеты быстро распространились по всей Греции,
её колониям. Затем они появились и у римлян, и у многих варварских
племён.

Самостоятельно монеты были
изобретены в Индии и Китае, но они использовались только там. И
только лидийский царь Крёз, сын Алиатта, установил
стандарт чистоты металла (98 % золота или серебра) и гербовую царскую
печать на лицевой стороне (голова льва и быка). Эта официальная печать
гарантировала качество царской монеты.

Быстрое
распространение монет связано с удобством их хранения, дробления и соединения,
относительно большой стоимостью при небольшом весе и объёме, что очень удобно
для обмена. Со временем качество монет совершенствовалось, усложнялся рисунок,
появлялись различные номиналы. Для монет стали использовать и другие металлы и сплавы: медь, бронза, латунь, железо.

По мере
усложнения монет и появления различных видов и номиналов усложнялась и
финансовая система Древнего мира. Монета становится международным мерилом
ценности. Предприимчивые торговцы, забираясь со своими товарами в самые
отдалённые страны, быстро распространяли это новаторское изобретение,
постепенно внедряя таким образом основу финансово-экономической системы по
всему миру.

Основной
монетной формой является круг, но монеты могут быть четырёхугольными,
многоугольными, неправильной формы и даже с дырочкой по центру. Но самой
удобной в обращении оказалась монета круглой формы.
Её лицевая сторона называется аверс
(от латинского «обращённый лицом»), оборотная
– реверс (от латинского «поворачиваю назад»), а ребро – гурт (от
немецкого «пояс»).


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 КЛАСС МОНЕТЫ И УРОК 6 ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 КЛАСС ПО ТЕМЕ

Когда
появились первые монеты, появились и подделки. Фальшивые монеты были
повседневным явлением, народ прекрасно знал слова, высеченные на стене
святилища Аполлона в Афинах: «Лучше подделывать монету, чем истину».

Основными
металлами для изготовления монет в течение столетий были золото, серебро и
медь. Государство или правитель, чеканившие деньги, удостоверяли как точность
веса, так и пробу сплава монеты. В истории можно найти как минимум три способа
подделки монет. Первый – это
уменьшение веса монеты, или чеканка неполновесной монеты. Второй – уменьшение содержания драгоценного метала в монете, или
снижение пробы монеты. Иногда такие способы подделки называют «порчей монет». И
третий способ – изготовление «золотых» и «серебряных» монет из неблагородных
металлов. Им только придавался вид подлинных, иногда их покрывали тонким слоем
драгоценного металла.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 КЛАСС МОНЕТЫ И УРОК 6 ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 КЛАСС ПО ТЕМЕ

Были
и приёмы проверки подлинности монет. Простой – при помощи ножа срезался кусочек
монеты и по срезу легко устанавливалось, настоящая она или поддельная.
Например, только покрытая слоем драгоценного металла. Правда, фальшивомонетчики
быстро нашли выход из положения: они сами делали на поддельной монете надрез и
серебрили его. Причём научились это делать очень давно. Кроме ножа, монету
проверяли «на зуб»: если зуб не берёт – значит, поддельная, так как хорошо было
известно, что золото и серебро – относительно мягкие металлы, и зубы оставляли
на них метку. Монету испытывали на звук – бросали на камень, если был звонкий,
чистый звук – значит, монета подлинная, глухой – поддельная.

Изготовление
поддельных денежных знаков, а также переделка подлинных наносили ущерб
государству, и фальшивомонетчики всегда строго преследовалось в соответствии с
законами. Однако даже угроза самого сурового наказания, а практически везде это
была смертная казнь, не останавливала фальшивомонетчиков.

Порой и
банки не могли определить: где настоящие, а где фальшивые? Причина в том, что
производство денежных знаков осуществлялось настолько небрежно, что подделать
их не составляло особого труда. Так было до того момента, когда специальным
законом в Англии был установлен чёткий порядок изготовления денег и введены жёсткие
требования к их качеству. Постепенно эти правила переняли и другие страны.

Во все
времена чеканка монет была одной из наиболее важных прерогатив государства.
Выпуск был связан с именем нового государя. Чеканка монеты была знаком его
прав, власти, политических успехов. Количество монет и их разновидностей росло
по мере образования новых государств.

Динары,
дирхамы, флорины, дукаты, экю, гинеи, гульдены, эскудо, фунты, рубли, франки и
множество других.

До наших
дней дошли как довольно распространённые монеты, так и экземпляры редкой
чеканки, определить принадлежность которых даже опытный коллекционер сможет
лишь при помощи специальных каталогов.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 КЛАСС МОНЕТЫ И УРОК 6 ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 КЛАСС ПО ТЕМЕ

Чеканились
профили королей, лики святых, суры из Корана, гербы государств. Росло
население, множилось и количество монет, так, в середине девятнадцатого века
монеты уже выпускаются миллионными тиражами, и это несмотря на широкое
распространение к тому времени бумажных денег.
Первая мировая война внесла серьёзные коррективы в состав монет. Огромные
военные расходы, бешеная инфляция в некоторых странах, нарушенные
торгово-экономические связи, перевод промышленности на военные рельсы – всё это
привело к тому, что чеканку монет, равнявшихся стоимости металла, шедшего на их
изготовление, во многих странах прекратили. И монета стала служить только
средством платежа, желание переплавить её и сделать себе, например, золотое или
серебряное колечко, стало бессмысленным.
В наше время благородные металлы используются, как правило, лишь для выпуска
памятных или инвестиционных монет. В обиходных монетах на смену им пришли
разнообразные износостойкие сплавы, которые увеличивают жизнь этой денежной
единицы.

– Как интересно, профессор, казалось бы,
простой металлический кружочек, на который мы часто и внимания не обращаем, а
такая история.

– Ну, раз вам понравился мой рассказ, то
давайте попробуем разгадать маленький кроссворд и проверим, насколько
внимательно вы меня слушали.


УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 КЛАСС МОНЕТЫ И УРОК 6 ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 КЛАСС ПО ТЕМЕ

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей 5»

Занятие курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Тема: «Первые русские монеты»

2 «А» класс

Учитель начальных классов: Васильева Надежда Григорьевна

г. Железногорск, декабрь 2020 г.

Технологическая карта занятия

I. Организационный момент.

Убеждаюсь в готовности обучающихся к занятию, создаю эмоциональный настрой.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы. Всё готово.

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

– Посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, улыбнитесь и скажите друг другу:

– Я желаю тебе успеха.

II. Актуализация знаний.

Организую действия учеников, направленных на достижение целей занятия, на открытие новых знаний. Предлагаю детям посмотреть на слайд. Я знакомлю учеников с островом Ян, который находится в Тихом океане. Прошу обратить внимание на каменные круги. Прошу подумать, что это.

-Посмотрите на эти странные каменные круги с острова Яп, который находится в Тихом океане. Остров Яп знаменит своими удивительными каменными деньгами. Их ещё называют камни раи.  Это каменные диски

-Как вы думаете, что это? (совещаются в группах)

-Колечки для великанши?

-Колёса от первобытного танка?

-А может, это компакт-диски древних инопланетян?

-Да, да, деньги бывают и такими огромными – скорее, это уже деньжищи.

III. Самоопределение к деятельности. ( Формулировка темы занятия)

Предлагаю детям сформулировать тему занятия.

IV. Постановка учебной задачи.

Пытаюсь создать тот ориентир, на который учащиеся должны направить свою деятельность. Предлагаю детям подумать, что будем изучать на занятии, пользуясь словами – подсказками.

Что? Какие? Откуда?

1. Что такое деньги?

2. Какие они бывают?

3. Откуда они взялись? (Появились?)

V. Открытие новых знаний.

Предлагаю ученикам информацию о жизни первобытных людей.

1. Вступление учителя.

Итак, поговорим о том, что такое деньги, какими они бывают и откуда они взялись.

Давным-давно, когда люди ещё охотились на мамонтов, никаких денег не было. Да они были и не нужны. У людей всё было общее, жили они в пещерах и сами добывали пищу – охотились, ловили рыбу или собирали плоды. А больше им ничего и не требовалось. Но время шло, люди выбрались из пещер и стали жить отдельными племенами. Они научились изготавливать копья и топоры, одежду и посуду, строить дома и делать ещё много разных полезных вещей. К тому же они стали чаще встречаться с людьми из других племён. И тут выяснилось, что в одном племени лучше делали что-то одно, а в другом – другое. Представь, например, что ты – охотник из племени мумба-юмба и лучше всех умеешь ловить рыбу. Только что ты поймал здоровенную рыбину и шагаешь по тропинке со своим уловом. А навстречу тебе идёт человек из соседнего племени у-гу-гу. Он лучше всех умеет делать оружие и как раз несёт новенький лук и стрелы. Тебе очень понравился его лук, а ему – твоя рыба. Что вы тогда сделаете? Правильно! Вы обменяетесь: ты ему дашь рыбу, а он тебе – лук со стрелами. Так люди стали обменивать что-то своё – вещи, еду и так далее – на то, что им было нужно.

Давным-давно, когда люди ещё охотились  на мамонтов, никаких денег не было. Да они и не нужны были. У людей всё было общее, жили они в пещерах, еду получали от природы – охотились или собирали плоды. А больше им ничего и не требовалось. Но время шло. Люди выбрались из пещер и стали жить отдельными племенами. Они научились изготовлять копья и топоры, одежду и посуду, строить дома и делать ещё много разных полезных вещей. К тому же они стали чаще встречаться с людьми из других племён. И тут выяснилось, что в одном племени лучше делают что-то, а в другом – другое.

Организую работу по группам. Прошу учеников прочитать правила работы в группах.

На столах каждой группы лежат листы самооценки, листы оценки других групп и листы с заданиями.

Поясняю детям, за правильно выполненное задание, они будут получать РАКУШКУ. В конце занятия, спрошу, почему, именно, ракушку? Спрашиваю, всё ли понятно?

Правила работы в группе:

1. Распределите роли в группе.

2. Говорите тихо, чтобы не мешать другим группам.

3. Слушайте друг друга.

4. Дополняй ответы в группе.

5. Умейте договориться, прийти к общему мнению – это и будет ответом.

Лист оценки в других группах. Аналогично лист самооценки.

2. Работа по группам. (4, 5 слайды)

-Представьте, например, что вы  охотники из племени Мумба-Юмба. Поприветствуем наших охотников. У вас замечательные луки со стрелами.

племя Тумба-Юмба лучше всех умеете ловить рыбу в реке. Поприветствуем наших рыбаков.

племя Шипибо (приветствие племени) занимаетесь земледелием, у вас богатый урожай лука, чеснока, капусты.

племя Аймара (приветствие) лучше всех делает посуду.

Предлагаю детям выполнить первое задание в группе.

Прошу придумать названия группам.

Дети приветствуют друг друга.

Группам предлагается подумать и решить, что какие предметы необходимы их племени в соответствии с названием. Составляют список предметов.

Предлагаю детям поиграть в игру «Попробуйте поменяться»

Помогаю детям понять, что  было ПОЯВЛЕНИЕ ОБМЕНА ТОВАРА, что являлось совсем непросто.

– Что вы сейчас делали?

– У кого получилось поменяться?

– Как и с кем вы менялись?

– Легко ли было производить обмен?

-У кого не получилось? Почему? (совершать обмен – это непросто)

Вывожу вывод на  ): То, что люди предлагают для обмена, называется товаром.

Раз — нагнулся,Два — нагнулся,Три — нагнулся. Руки в стороны развел,Монетки, видно, не нашел. Чтоб монетки нам достать,Нужно на носочки встать.

Буратино потянулся-Раз нагнулся, два нагнулся,Руки вытянул, согнулИ по улице шагнул.

VII. Продолжение работы по теме.

Знакомство с появлением первых денег.

Предлагаю детям узнать о том, как люди додумались использовать при обмене товары, которые нужны всем, долго хранятся и не портятся, и при этом являются достаточно ценными. Дети смотрят мультфильм «Как появились деньги. История с самого начала».

– И тогда люди додумались использовать при обмене товары, которые нужны всем, долго хранятся и не портятся (твоя рыба для этого не годится) и при этом являются достаточно ценными. Такие удобные для обмена товары и называются

– Как всё это происходило Просмотр м/ф «Как появились деньги. История с самого начала».

Задаю вопросы после просмотра мультфильма:

-Что же вы узнали из м/ф? Везде ли ценились эти деньги?

-В Индии тысячу лет назад деньгами были красивые ракушки, где-то в качестве денег использовали шкурки ценных зверей, а где-то – даже шерсть слона. Ну, а про каменные деньги с острова Яп мы уже говорили.

Из просмотра мультфильма дети узнают о появлении монет на Руси, название самых мелких малоценных монет ГРОШ, знакомятся с выражение НИ ГРОША ЗА ДУШОЙ и узнают его значение, выясняют, что обозначает выражение ЛОМАНОГО ГРОША НЕ СТОИТ.

-В старину на Руси одной из самых мелких малоценных монет был ГРОШ – монета 2 копейки.

Поэтому об очень бедном человеке говорили, что у него нет НИ ГРОША ЗА ДУШОЙ. А про то, что никуда не годится или совсем не имеет ценности, говорили: ЛОМАНОГО ГРОША НЕ СТОИТ. И правда, если малоценный грош погнуть, испортить или разломать на части, он уже точно ничего не будет стоить.

Появление бумажных денег.

Кроме монет, какие ещё есть деньги и в какой стране они появились, дети узнают из текста. ( Работа в группах). Учащиеся узнают, где появились первые бумажные деньги и как по-другому они называются.

– работа с текстом)

-Где появились первые бумажные деньги?

-Как по-другому называются бумажные деньги?

VIII. Закрепление изученного.

На этапе закрепление изученного прошу соотнести слова и пояснения столбиков.

– Соотнесите слова из 1 столбика с пояснением из другого.

Обмен товара на товар                                                         Бартер

Удобные для обмена товары                                                Деньги

Бумажные деньги                                                                 Банкноты (Купюры)

Деньги, которые откладывают на будущее                        Сбережения

Заработная плата                                                                  Плата за работу

IХ. Итог занятия. Рефлексия.

При рефлексии прошу посчитать ракушки и выложить их на ту часть круга, которую выбрали ученики. Дети делают вывод: почему были именно ракушки.

-Посчитайте ракушки. Выложите их на одну часть круга

(было легко и интересно; было трудно, но интересно; было трудно и неинтересно).

-Почему были именно ракушки?

Таким образом, люди постепенно,
через много лет, даже веков,
перешли от таких денег, как
раковины, скот, шкуры, соль к
золотым, серебряным и медным
монетам.

Но и такие деньги, как золотые и серебряные слитки,
тоже имеют много неудобств и недостатков.
Продал, например, кто-нибудь много скота и получил
за это большой кусок золота.

Поначалу каждый обладатель золотых и серебряных
слитков мог чеканить монеты. Но со временем это
право перешло к человеку, которому все доверяли.
Таким человеком у каждого народа был его царь,
король или князь. Ему все подчинялись и все его
слушались.
Чеканка монет и перешла к таким правителям.
Когда это произошло, то уже никто больше не имел
права делать монеты сам. За это преследовали и
наказывали.

Сейчас на монетах выбиваются очень сложные рисунки.
Посмотрите на наши российские монеты: там выбит герб
России — двуглавый орел.
Каждое государство чеканит свои деньги. У этих денег свой
вес, свои надписи и рисунки, свой герб и свои названия
монет.

Копить золото и серебро очень удобно.
Эти металлы не ржавеют даже по
прошествии очень большого времени.

Конечно, поначалу и правительственные деньги
были несовершенной, неправильной формы.
Но по мере того, как развивалась техника и
изобретались различные машины, монеты
чеканились все лучше и лучше. Им придавалась
форма совершенно правильных кружочков, часто с
красивым узором и надписями

Чтобы избежать этого, люди начинают
заранее отвешивать определенные кусочки
золота и придавать им ту или иную форму.
Стали, например, из золота делать
квадратные пластинки, кружочки, наносили
на них какие-нибудь рисунки, обозначали вес
и пускали в оборот.

Первые металлические деньги совсем
не были похожи на наши теперешние.
Вначале они появились в виде
украшений — колец различной
величины.

Это было началом изготовления или, как теперь
говорят, чеканка монет.
В древности эта работа производилась вручную.
Кусок металла расплющивался молотком, и
получалась пластинка. Затем зубилом из пластинки
вырубался кружок. Чтобы получить на кружке
изображение, надпись или какой-нибудь знак,
кружок нагревался, затем на него ставился
металлический стержень, в котором уже были
вырезаны первые знаки. По другому концу стержня
ударяли молотком, и на кружке получался оттиск
этого штемпеля.

Потом, когда добыча металлов
увеличилась, стали считать лишним
придавать им форму какой-либо
вещи, а просто делили на небольшие
слитки.
С этого времени становится
возможным копить деньги.

Но одними золотыми монетами нельзя было
обойтись, потому что тогда пришлось бы делать
их слишком маленькими. Ведь, если скажем, за
ботинки нужно заплатить золотую монету в
теперешний двугривенный, то какой же
величины должна быть монета из того же золота,
чтобы купить булку хлеба? С маковое зернышко?
Ясно, что такие монеты и чеканить невозможно, и
пользоваться ими нельзя.
Поэтому наравне с золотом пустили в ход для
мелких расчетов серебряные и медные монеты.

ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 класс
История монет
Презентацию подготовила Шаихова
Людмила Набиуллаевна, учитель
начальных классов МОБУ СОШ с.
Еланлино Кигинский район РБ

Монеты не всегда были круглыми. Были и
четырехугольные, и треугольные, и совсем
неправильной формы.

Что ему делать со своим куском золота? Ясно, что его
нужно делить на несколько мелких кусочков для того,
чтобы расплачиваться с торговцами.
А для этого нужно иметь особые резцы, нужны весы и
гири, чтобы отделить как раз нужный кусочек.
Это, конечно, большое неудобство, большая потеря
времени и, кроме того, при этом возможны обсчеты,
обманы. Нужно весы и гири с собой носить, или
доверяться торговцу, который может и обмануть.

Оцените статью