Форма проведения: деловая игра.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьей посредством игры. Привлечение родителей к сотрудничеству с воспитателями в образовательном процессе.
1. Сформировать элементарные экономические знания у родителей.
2. Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.
1. Доклад: «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». ( Л. И. Чистякова).
2. Просмотр презентации по теме «Финансовой грамотности».
3. Игра – Викторина (Зубарева Е. А.)
4. Памятки: «А как же понять, финансово грамотны мы сами или нет?», «Образ финансово-грамотного человека таков», «Как и за что давать ребёнку деньги?», «Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!»;
5. Видеоролик «Безопасность наших детей».
Здравствуйте, уважаемые родители. « Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным». Роберт Кийосаки
«Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем случае нельзя упускать их из виду». А. Прево
Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни. Многие ее стороны требуют объяснений, особенно те, что вызывают у ребенка живой интерес или усвоены в искаженной форме. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Задача педагогов и родителей помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.
В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности используются как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения, театрализованные постановки и др., так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, викторины и конкурсы). Все формы позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.
А теперь поиграем в викторину. Предлагаю провести небольшую разминку
Труд является важной категорией в экономике, поэтому в качестве разминки предлагаю вам отгадать загадки о профессиях.
У певицы есть соседи –Близнецы Денис и Федя.
Воду варят вечерами, значит будут. (поварами)
Повара с Валерой в ссоре, он опять о вкусах спорит.
Очень любит он дебаты, значит будет. (депутатом)
Депутат с Мариной дружит. Той, что вечно в танце кружит,
Ведь красавица Марина стать мечтает. (балериной)
Балерина дружит с Дашей. Даша кормит с ложки кашей
Куклу-капризулю Катю – подрастает. (воспитатель)
Воспитатель ходит в школу вместе с мальчиком веселым.
Ян жонглирует мячом, значит, будет. (циркачем)
Ян-циркач знаком с Иваном, недоверчивым и странным.
Он следит за дядей Дроном и мечтает стать. (шпионом)
У шпиона есть братишка. Коля любопытный слишком,
Он наукой увлеченный, значит, вырастет. (ученым)
Наш ученый с другом Васей плавал дома на матрасе.
Ловко обогнул диван, Вася, храбрый. (капитан)
Капитана Ксюша с Жанной заразили кашей манной
А потом лечили щами. Стать хотят они. (врачами)
1. Какую нашу валюту в давние времена «отсчитывали» топором? (рубль)
2. Из какого металла изготавливали монеты? (золота).
3. Почему копейка так называются? (копейка – от изображённого на ней всадника с копьём).
4. Что такое финансы? (это деньги).
5. Для чего нужны деньги? (для покупок, для оплаты за квартиру, телефон, поездку).
6. Что с ними можно делать? (тратить, менять, копить). Вопросы по сказкам
1. Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых монет на Поле Чудес в Стране дураков? (заклинание «Крекс – фекс – пекс»)
2. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)
3. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)
4. В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)
5. В какой сказке главная героиня приехала домой с сундуками золота, а её сестра на свиньях? (Морозко).
Блиц – опрос
· Что делает с рублём копейка? (бережёт)
· Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей)
· Какое животное всегда при деньгах? (поросёнок)
· Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные)
· Как говорят о деньгах, если они пропали в пустую? (плакали денежки)
· На товаре должна быть обязательно (цена)
· Коль трудился целый год будет кругленький (доход)
· И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)
· Очень вкусная витрина у овощного (магазина)
· Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)
· Мотоцикл экономит время, а велосипед экономит (деньги)
· Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)
· Учреждение, в котором хранят деньги (банк)
· Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)
Сегодня мы с вами разговариваем о финансах и следующие вопросы о пословицах.
А сейчас я буду задавать вопрос. Кто будет готов дать ответ – отвечает. Готовы?
Игра «Доход – расход» с мячом в кругу-Хотите поиграть с мячом в «Доходы и расходы»? Вставайте в круг. Я буду называть действие и бросать мяч, а вы должны назвать, доход это или расход.- Папа получил зарплату – доход- Заболела бабушка – расход- Мама выиграла приз – доход- Сестра потеряла кошелек – расход- Заплатили за квартиру – расход- Сын получил стипендию – доход- Купили телевизор – расход- Бабушка продала пирожки – доход- Брат порвал куртку – расход- Купили путевку на море – расход- Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? Почему?
– Как нужно относиться к деньгам? (бережно)
1. Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке –
От одежды до булавки. ( Супермаркет)
2. Всё, что в жизни продаётся, Одинаково зовётся:
3. Мебель, хлеб и огурцы
4. Сколько купили вы колбасы,
6. В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень
Все налоги целый день. ( Бухгалтер)
15. Эта резвая купчиха Поступает очень лихо! В телевизор залезает И товары предлагает: От компьютеров до хлама.
Решение родительского собрания:
1. Принять во внимание информацию к познанию нового в сфере финансовой грамотности.
2. Продолжать знакомство детей с различными видами интеллектуальных вопросов в домашних условиях.
3. Ознакомиться с памятками: «А как же понять, финансово грамотны мы сами или нет?», Образ финансово-грамотного человека таков», «Как и за что давать ребёнку деньги?», «Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!».
4. Принять во внимание информацию по соблюдению правил безопасности детей.
Секретарь __________________ Антонович К. В.
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
4. Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
7. Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
Образ финансово-грамотного человека таков:
1. Ведёт учёт собственных доходов и расходов (т.е. важно знать какой доход вы получили, на что потратили деньги, какова разница между доходами и расходами – в идеале должно что-то оставаться и это “что-то” нужно приумножить для достижения будущих финансовых целей).
2. Тратит меньше, чем зарабатывает — у финансово грамотного человека нет кучи кредитов в разных банках, он умеет жить по средствам (тратит, что сам заработает) и сберегает свободные денежные средства.
3. Ориентируется в мире финансов (знает, где найти нужную информацию). За всем уследить, конечно, невозможно, но нужно знать и понимать, где взять необходимую информацию (из надёжных источников) и использовать её с максимальной выгодой для себя.
4. Осуществляет рациональный выбор финансовых услуг. Необходимо следить за надёжностью финансовых организаций, чтобы не потерять свои деньги.
5. Имеет собственный резервный фонд – «подушку безопасности» (на случай непредвиденных обстоятельств). Это одно из самых важных правил финансовой грамотности. Вы можете потерять работу, заболеть и надолго уйти на больничный, а денежные средства из резервного фонда помогут вам жить и оплачивать собственные нужды и обязательные платежи без существенного ущерба качеству жизни.
6. Знает, как защищены права потребителя финансовых услуг – т.е. человек знает, куда нужно обратиться, если его права на финансовом рынке нарушены.
· Ярко выраженная потребность вашего ребенка иметь собственные деньги – это похвальное стремление стать взрослее и казаться более самостоятельным.
· Никогда явно не контролируйте ребёнка и не навязывайте ему своего мнения по поводу траты сэкономленных или накопленных денег.
· Отказываясь, что – либо купить ребёнку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно если он прекрасно видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегодняшний день у вас все покупки запланированы и на желанную ему вещь денег не предусмотрено. Учите ребёнка планировать траты. Например, собираетесь гулять, обсудите с ним, сколько денег и на что вы их потратите;
· Если вы предложили ребёнку накопить денег, то давайте возможность ему пополнять копилку. Пусть он, например, оставит себе сдачу после похода в магазин. Иначе для пополнения своих средств, он может найти другой источник, не всегда законный;
· Если ребёнок, копивший деньги на определённую вещь вдруг передумал её покупать, и решил потратить деньги на что – то другое, не следует ему препятствовать. Но он должен понимать, что вы ему этой вещи тоже не купите.
· С ребенком, взявшим деньги без спросу, следует серьезно по говорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством или угрожать ему тюрьмой. Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги. А вдруг они были отложены на что- то важное, например, на твою новую куртку, и нам не хватает именно той суммы, которую ты взял?».
· В семьях с высоким уровнем доверия обычно:
– не бывает домашних краж или они случаются крайне редко;
– дети сами рассказывают, на что они потратили или собираются тратить деньги;
– дети открыто высказывают свои потребности в деньгах;
-дети не склонны скрывать свои дополнительные источники доход
Деловая игра для родителей детей старшего дошкольного возраста
« Мы и деньги»
Цель: создать условия для формирования основ финансовой грамотности у дошкольников старшего возраста через взаимодействие с семьей.
1. Сформировать у родителей элементарные экономические знания при помощи деловой игры.
2. Расширить представление дошкольников о том, что деньги можно и нужно зарабатывать.
3. Привить дошкольникам экономное и бережное отношение к деньгам путем вовлечения родителей в образовательный процесс.
Ход деловой игры.
Родители делятся на две команды. Каждая команда выбирает себе название и капитана. Для команд предлагаются задания. Та команда, которая быстро и правильно выполнит задание, зарабатывает 1 рубль. Побеждает тот, кто больше заработает денег.
Задание 1. Разминка « Закончи предложение»
Команда, которая быстро и правильно продолжит предложение, зарабатывает 1 рубль.
Задание 2. Как заработать? Начни свой бизнес.
Вы помните сказку « Кот в сапогах»? Как она начинается?
Представьте, что вы получили наследство одна команда – молоток , а другая – ножницы. Начни свой бизнес и расскажи, как можно заработать денег.
Придумайте рекламу для своего бизнеса.
Задание 4. Экономика должна быть экономной, Семейная копилка
(отец, мать, дочь18 лет, сын10 лет)
Доходы: зарплата: отец – 30000, мать – 28000, стипендия: 3000, детское пособие – 400 рублей.
Расходы:питание – 20000, коммунальные платежи (свет, газ, вода, телефон) – 9000, прочие траты – 15000.
(отец, мать, дочь15 лет, сын 5 лет, бабушка)
Доходы: зарплата: отец – 38000, мать – 20000, пенсия бабушки: 14000, детское пособие – 400 рублей.
Расходы: питание – 16000, коммунальные платежи (свет, газ, вода, телефон) – 5000, лекарства для бабушки – 5000, прочие траты – 20000.
Задание 5. Кто последний? Аукцион.
Назовите валюту разных стран.
Команды по очереди называют валюту разных стран, проигрывает та команда, от которой не поступило очередного названия.
Задание 6. Храните деньги в банке
Три поросёнка решили построить себе дома. Где взять деньги на строительство- 300 000 руб.?
Ниф – Ниф предложил занять деньги у Волка.
Наф – Наф предложил ограбить Волка.
Нуф – Нуф предложил посоветоваться с Тётушкой Совой.
Сова, выслушав братьев, предложила им пойти в банк и взять денежный кредит.
1. Банк «Перспектива» предлагает кредит на 5 лет под 12% годовых.
2. Банк «Надежный» предлагает кредит на 7 лет под 11%годовых.
Посчитайте, в каком банке выгоднее взять кредит поросятам?
Задание 7. Заплати налоги и спи спокойно
В семье Яшкиных живут мама, папа, бабушка – пенсионерка, сын -студент и дочь- школьница. Недавно их семья получила письмо из налоговой инспекции. Определите, какие налоги и какого уровня они должны заплатить, если они проживают в 4 –х комнатной квартире, она оформлена на маму и папу, папа имеет автомобиль, сын – мотоцикл, бабушка – дачу, гараж оформлен на папу.
Виды налогов федеральные, региональные,местные.
Задание 8. Вопрос на засыпку
Почему родителям нужно вовремя объяснять ребёнку, что такое деньги и как их нужно зарабатывать и экономить?
Задание 9. Мудрые мысли
Замените цифры буквами по номеру в алфавите, чтобы получить известное изречение. Объясните полученную фразу.
Вебинары проходят на платформе Webinar.ru.
Если у вас уже есть личный кабинет на Webinar.ru, при входе на мероприятие система попросит вас авторизоваться: поле email будет заполнено, нужно ввести пароль. Рекомендуем до начала вебинара проверить доступ на сайте Webinar.ru, нажав в правом верхнем углу кнопку «Вход для клиентов», и при необходимости восстановить пароль.
Информация для подключения
Галина Буланова Родительское собрание «Уроки финансовой грамотности в семье»
Родительское собрание : «Уроки финансовой грамотности в семье».
Подготовила: воспитатель Буланова Галина Леонидовна.
Цель собрания : повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития финансовой культуры дошкольников; расширение контакта между педагогами и родителям.
Публикация «Родительское собрание „Уроки финансовой грамотности в семье“» размещена в разделах
Форма проведения: круглый стол, дискуссия.
Участники: воспитатели, родители.
1. Вступительное слово воспитателя.
2. Итоги анкетирования родителей.
3. Делова игра «Брейн-ринг».
4. Рекомендации родителям «Семь правил финансовой грамотности для родителей маленьких детей».
5. Подведение итогов.
Оборудование, необходимое для данного родительского собрания :
•Выставка методических пособий по финансовой грамотности;
•Интерактивная игра «Денежная викторина»;
•Буклет «Финансовая грамотность для дошкольников. Не рано ли?»
Ход собрания
Родители заходят, рассаживаются произвольно. Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу. Столы расположены полукругом. На экране тема родительского собрания. Родители изучают материалы представленной выставки.
1 Вступительная часть.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в
круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Листы бумаги и карандаши помогут вам записать какую-то мысль или вопрос, с которым вы хотели бы обратиться к родителям или к нам.
Игра «Цепочка слов».
У воспитателя – карточка со словом БАНК.
Воспитатель: Начнем мы наше собрание с игры «Цепочка слов». Для этого надо разделиться на две команды (родители, сидящие слева – одна команда, сидящие справа – другая команда). Нужно будет расставить слова по порядку. Наша цепочка начнётся со слова Банк. Следующим звеном цепочки будет слово, начинающееся с того звука, на какой заканчивается слово Банк и т. д. У каждой из команд свои слова.
Родители выполняют задание.
Воспитатель: Уважаемые родители! Вы обратили внимание на то, какие цепочки у вас получились? Правильно, все слова относятся к категории слов финансово-экономической направленности.
И сегодня тема нашего собрания «Уроки финансовой грамотности в семье».
Проанализировав ваши ответы на вопросы анкеты «Экономическое воспитание дошкольников», мы увидели, что вы тоже заинтересованы вопросами формирования финансовой культуры дошкольников.
•Анализ ответов показал, что 92% опрошенных родителей считают, что экономическое воспитайте необходимо его ребенку. Против –1 человек (8%).
•На вопрос, с какого возраста начинать экономическое воспитание многие ответили, что экономическое образование нужно начинать с 5 лет – 48%, чуть меньше ответивших – 32 % считают, что с 6 лет. По одному человеку считают, что начинать нужно с 3 лет и с 7 лет. Т. е. основная часть опрошенных родителей (92%) считают, что экономическое воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте.
•Вместе с тем 48 % родителей ответили, что знакомят своих детей с бюджетом семьи, 32 % знакомят иногда или частично и 12 % ответили, что нет, не знакомят.
•Почти все опрошенные (86%) считают, что основной метод при экономическом
воспитании ребенка – это совместный поход в магазин, банк, аптеку и т. д. На втором месте – игры так считают (32%, на третьем стоит чтение литературы (сказок) (16%).
•Анализируя ваши ответы, мы увидели, что основными источниками информации по экономическому воспитанию для вас являются телевидение, книги и специальная литература.
•Большинство родителей рассказывает своему ребенку на доступном уровне, какую роль играет электроэнергия, газ, вода в жизни человека (76%) и объясняют правила экономного пользования водой, электроэнергией, газом (84%).
•Отвечая на последний вопрос анкеты, вы высказали мнение, что данная тема вам интересна, и вы хотели бы получить советы и рекомендации по экономическому воспитанию своих детей.
Воспитатель: Эта тема действительно заслуживает внимания. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи : сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими представлениями, пока еще на начальном уровне.
Две команды родителей соревнуются между собой.
В игре принимают участие две команды. После того как ведущий задает вопрос
начинается обсуждение (20 сек). Если у команды есть версия ответа, то игрок нажимает на кнопку и предлагает ее. В случае верного ответа он приносит одно очко, в случае неверного – очередь отвечать переходит к соперникам.
ЗАДАНИЕ 1 «Продолжите предложение»
Задание для первой команды.
•у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка,
обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам;
•это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителя;
•это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей
действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.
Задание для второй команды.
Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками.
-говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять
– удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар
по бюджету семьи;
– предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.
ЗАДАНИЕ 2 Интерактивная игра «Денежная викторина»
Вопросы командам задаются по очереди.
За что, по уверению пословицы, денег не берут?
а) За лечение; б) За спрос;
в) За обучение; г) За рекламу.
а) Сто долларов; б) Сто евро;
в) Сто друзей; г) Сто лет одиночества.
а) Страдали монетки; б) Горевали рублики;
в) Плакали денежки; г) Повесились банкноты.
Чем должен обладать денежный знак?
а) Гордостью; б) Достоинством;
в) Самоуверенностью; г) Мужеством.
Как в шутливой форме говорят о деньгах?
а) Презренный металл; б) Ненавистная бумага;
в) Жалкий пластик; г) Ужасная наличка.
а) Стережёт; б) Бережёт;
в) Питает; г) Воспитывает.
Какой эпитет часто употребляется при описании новой денежной купюры?
а) Звенящая; б) Скрипящая;
в) Хрустящая; г) Шипящая.
Каким из этих слов не характеризуют деньги?
а) Лимон; б) Капуста;
в) Зелень; г) Ботва.
Как говорят о больших деньгах?
а) Куры не клюют; б) Мыши не грызут;
в) Волки не дерут; г) Глаза не смотрят.
Какие знаки надеется увидеть на денежных банкнотах каждый кассир?
а) Водяные; б) Воздушные;
в) Магические; г) Астрономические.
Как называется сумма денег, поставленная на кон в игре?
а) Касса; б) Ломбард;
в) Банк; г) Магазин.
Каким выражением мы обязаны М. Горькому и что оно означает?
а) Красный Чёрт; б) Рыжая сатана;
в) Жёлтый Дьявол; г) Серый Антихрист.
(Так говорят о деньгах и золоте, на которые смотрят как на объект поклонения и которые порабощают людей.)
Пьесу с каким названием написал У. Шекспир?
а) «Царь копеек»; б) «Правитель Франков»;
в) «Властелин Долларов»; г) «Король Лир».
а) Домашние; б) Ручные;
в) Карманные; г) Декоративные.
На что обычно откладывают деньги предусмотрительные граждане?
а) На чёрный день; б) На полярную ночь;
в) На високосный год; г) На золотой век.
Рассказать интересную смешную, поучительную историю о финансовом воспитании в семье. Подводиться итоги игры.
4. Рекомендации родителям.
Учили ли вас в детстве родители правильно обращаться с деньгами?
А вы учите своих детей правильно обращаться с деньгами?
Один из самых желаемых навыков, которым хотело бы овладеть большинство людей – уметь грамотно распоряжаться деньгами. Между тем учиться этому лучше с самого детства. Об этом мы и продолжим наш разговор.
Мы пересмотрели большой объем литературы и нашли рекомендации психологов о том, как объяснить ребенку, что такое деньги и откуда они берутся. Остается только воплотить эти рекомендации в жизнь.
Мы предлагаем вам
«Шесть правил финансовой грамотности для родителей маленьких детей».
1 Посвятите ребенка в семейный бюджет.
У детей рано возникает желание что-либо купить, поэтому первые разговоры о семейном бюджете можно начинать в 4 года, когда ребенок уже в состоянии понять многие вещи.
Это отличная возможность рассказать, что деньги достаются трудом.
Познакомьте его с финансами семьи и объясните, какие обязательные статьи расходов у вас есть, что вы делаете с оставшейся частью денег. С маленькими детьми лучше всего это сделать на примере долек апельсина или деталей Lego. Для ребенка это знакомство со взрослой жизнью, к которой стоит готовиться заранее.
2 Следите за своей реакцией на финансовые просьбы ребенка.
Если на каждую просьбу ребенка что-то купить вы реагируете раздраженно, постоянно говорите, что не можете себе позволить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас, то у него сформируется мнение, что денег вечно не хватает и что они — самая большая ценность. А еще что иметь свои желания — это плохо.
Начинайте с согласия: детям важно знать, что их понимают и их потребности учитывают.
Объясните, что в этом месяце расходы уже расписаны и его пожелание, к сожалению, не внесли. Попробуйте помочь ребенку найти варианты, чтобы воплотить в жизнь его мечту: попросить это в подарок на Новый год; откладывать; найти похожую вещь, но дешевле; продать что-то, чем не пользуешься. Ему должно быть понятно, почему предмет нельзя приобрести сейчас и какая есть альтернатива.
3 Осознанно делайте покупки с ребенком.
Дети часто сопровождают нас в походах в магазин, и это также полезно использовать как возможность для экономического воспитания. Хоть ребенок не может еще покупать товар самостоятельно, он уже способен выбирать. Объясняйте ребенку, почему вы берете то или иное количество товара, рассказывайте, почему из нескольких аналогичных товаров вы выбираете что-то одно, обсуждайте качество и стоимость, целесообразность покупки.
Старайтесь расплачиваться на кассе наличными деньгами — так ребенку легче понять тонкости их оборота: деньги заканчиваются, и их нужно зарабатывать снова.
4 Выделяйте еженедельно карманные деньги.
Карманные деньги могут появиться в жизни ребенка уже в 5–7 лет. Пусть это будет небольшая сумма, которую вы сможете выдавать ему еженедельно. Важно, чтобы этими деньгами он мог распоряжаться по собственному усмотрению. Вы можете что-то посоветовать, но окончательное решение должно быть за ребенком. Научите детей относиться к деньгам бережно: для этого, например, подойдет копилка или маленький кошелек.
Когда сумма выдается нерегулярно или родители могут забрать ее в любой момент, то дети просто не смогут понять, как управлять деньгами, не научатся стратегии. Деньги лучше давать или просто так, или за дела, которые не входят в непосредственные обязанности ребенка. К примеру, работу по дому, учебу в школе и все дела, которые присутствуют в повседневной жизни семьи, не стоит «оплачивать» : этим вы только ухудшите свои отношения и снизите мотивацию к знаниям.
Первые эксперименты с деньгами могут быть не совсем удачные, но постепенно ребенок научится распоряжаться средствами, считать сдачу, копить на важную покупку – он поймет, что деньги исчезают, и будет к ним относиться более осознанно.
Игра – это ведущий вид детской деятельности. Попробуйте познакомить ребенка с деньгами через игру.
«Найди дешевле». Попросите ребенка найти товар по более доступной цене или посоревнуйтесь, кто это сделает быстрее. Такие навыки пригодятся в любом возрасте.
Пусть он сравнит, что дороже – свежие фрукты или компот? А почему одни товары дороже, а другие дешевле? Обсудите это.
«Купи сам». Дайте ребенку возможность сделать покупки самостоятельно. Вы можете отправить его за покупками с небольшим списком продуктов, а сами подождать возле кассы. Это еще и отличный способ уберечься от капризов в магазине.
Планируем бюджет. С детьми постарше обсудите, на что тратятся деньги. Начертите на листе таблицу, обозначьте категории расходов: еда, одежда, транспорт, здоровье, хозяйство, подарки, развлечения. Пусть ребенок определит, какие расходы к какой категории относятся. В конце недели подсчитайте все расходы по категориям и составьте диаграмму с расходами в виде столбиков. Так будет наглядно видно, на что вы потратили денег больше всего, а на что меньше.
Необходимые материалы монеты и купюры разных номиналов.
Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
Игра с родителями «Груша-яблоко».
Необходимые материалы бумага, карандаши, ножницы.
Воспитатель предлагает нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Когда завершены оба рисунка, воспитатель предлагает взять ножницы, и просит вырезать и грушу, и яблоко.
Таки образом, увидев замешательство, можно объяснить ребенку, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.
Поиграйте всей семьей в «Монополию» или другие игры, где вам нужно будет заработать деньги и выбрать, как распорядиться ими. Обсудите ваши действия.
Что можно с помощью игр донести до детей, вы видите на экране:
1 Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
Объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
2 Сначала зарабатываем – потом тратим.
Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в неё положили», –
3 Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
4 Деньги любят счёт.
Приучаем вести учёт доходов и расходов в краткосрочном периоде.
6 Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
7 Не всё покупается.
6 Заведите традицию благотворительности.
Здорово, если в вашей семье приживется традиция благотворительности.
Так ребенок учится сочувствовать и помогать другим людям. Это могут быть как подарки, сделанные своими руками, так и некие вещи и деньги. Вы можете всей семьей приехать в детский дом, дом престарелых или передать вещи нуждающейся семье : ребенок будет рад, что в этом есть и его заслуга, и начнет воспринимать финансы по-другому.
Предложить родителям буклет «Финансовая грамотность для дошкольников. Не рано ли?»
Деньги – это серьезно. Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.
В завершении нашего собрания предлагаю придумать финансовый девиз семьи.
Родители придумывают. Если не придумали, предложить вместе придумать: я начну, а вы продолжите.
На этом наш круглый стол завершен. Просим вас написать небольшой отзыв – выразить свое мнение о сегодняшней встрече, насколько полезным был материал, представленный на собрании? О чем бы вы хотели поговорить в следующий раз?
Спасибо за участие. До следующей встречи!
C 26 октября по 15 декабря – методические вебинары для педагогов
Для учащихся средних и общих образовательных организаций
Для студентов профессиональных образовательных организаций
Для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
до 21 ноября участвуйте в ежегодном Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности
до 21 ноября учавствуйте в ежегодном Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности
Управление своими финансами. Личный и семейный бюджет. Как ставить и достигать финансовые цели. Финансовая подушка безопасности. Принципы осознанного потребления.
Главные принципы кредитования и ответственное отношение к взятым обязательствам. Сохранение и преумножение сбережений с помощью банковского вклада. Безопасное и выгодное использование банковских карт.
Основы страховой защиты для себя и близких. Страховые риски. Страховая ответственность. Как выбрать страховую компанию. Дополнительный доход при помощи страховки.
Что важно знать начинающему инвестору. Основные принципы инвестирования. Выбор финансовых инструментов для достижения цели. Как работает биржа, как выбрать посредника.
Правила ориентации в современном киберпространстве и главные свойства информации. Основы защиты своих данных при использовании электронных сервисов.
Бизнес и предпринимательство. Выбор идеи для бизнеса. Основы составления бизнес-плана. Ответственность и финансовые риски владельца бизнеса. Личные качества предпринимателя.
История денежной политики и финансовые интересы страны. Денежные реформы. Эмиссия. Банкноты и монеты в обращении: признаки подлинности и платежеспособности. Жизненный цикл денег.
Как работают налоговая и пенсионные системы. Виды имущественных налогов, как они рассчитываются, права и обязанности налогоплательщика. Понятие пенсии, принципы ее формирования и возможные варианты пенсионного обеспечения.
Правильный выбор и ориентация в мире профессий. Востребованность профессий финансиста, бизнес-информатика и педагога. Профессиональные требования к специалистам.
Выберите урок, дату и время в расписании или через каталог уроков
Зарегистрируйтесь на выбранный урок
Примите участие в уроке классом или индивидуально
Заполните форму отзыва после урока и получите сертификат участника на почту
Проект для педагогов и организаторов детского отдыха. Здесь можно найти развивающие игры, которые познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности и помогут учащимся старших классов закрепить свои знания, полученные на уроках.
Информационно-просветительский ресурс Банка России для широкой аудитории, а также для преподавателей финансовой грамотности. Здесь вы найдете понятные статьи про финансы, полезные сервисы и познавательные игры, методические рекомендации и готовые презентации для уроков.
Группа, в которой педагоги, методисты и волонтеры делятся лучшими практиками повышения финансовой грамотности, сценариями игр, викторинами и конкурсами, анонсами мероприятий, интерактивными уроками и другими интересными проектами.
На занятиях участники узнают, как безопасно и эффективно пользоваться банковскими услугами, выбирать финансовые инструменты, использовать современные онлайн-технологии и защищаться от мошенников.
Ирина Пынтикова Конспект родительского собрания «Знакомим детей с основами финансовой грамотности»
Конспект родительского собрания в старшей группе
«Знакомим детей с основами финансовой грамотности».
Составила воспитатель Пынтикова И. Н.
Цель: повышение компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Публикация «Конспект родительского собрания „Знакомим детей с основами финансовой грамотности“» размещена в разделах
1. Познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
2. Провести обзор дидактических игр с экономическим содержанием.
3. Выявить знания родителей по данному вопросу.
Предварительная работа: анкетирование родителей, подготовка игровых упражнений и проблемных ситуаций, для мероприятия, выставка дидактических игр и пособий с экономическим содержанием.
Методы: словесные, наглядные, практические.