Учитель начальных классов: Ваганова И. Н.
Елена Милованова Конспект НОД по СКР (финансовая грамотность) в подготовительной группе «Карманные деньги»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Промышленновский детский сад «Сказка»
в подготовительной группе на тему :
Милованова Е. В.
Промышленновский МО, 2021 год
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.
В разделе «Финансовая грамотность» вместе со сказочными персонажами дети узнают, что такое «деньги» и «финансы», помогут сказочным героям правильно совершать покупки и оказывать услуги, планировать расходы и доходы.
Данную презентацию предлагаю учителям начальных классов, которую можно использовать на занятиях по внеурочной деятельности “Функциональная грамотность. Финансовая грамотность”. Презентация выполнена по рабочей тетради “Функциональная грамотность. 1 класс” М. В. Буряк, С. А. Шейкина. – М.: Планета, 2022.
Татьяна Владимировна Курова
Понравилось? Сохраните и поделитесь:
Понравился сайт? Получайте ссылкина лучшие материалы еженедельно!
Подарок каждому подписчику!
Порядок вывода комментариев:
Ключевые слова:
, , ,
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Метапредметные: уметь объяснять, что такое доходы и расходы, как управлять деньгами.
Основные понятия: Расходы и сбережения, бюджет.
Технологическая карта внеурочного занятия
учитель начальных классов
Тема урока: «Деньги» и «Карманные деньги»
Урок усвоения новых знаний и систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель урока:
Образовательные: подвести к выводу о разумном расходовании карманных денег, развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость;
Воспитательные: создать атмосферу коллективного поиска, радости познания, преодоления трудностей.
-совершенствовать умение решать текстовые задачи;
-способствовать формированию культуры обращения с деньгами, подготовить к будущей самостоятельной жизни.
МАОУ «СОШ «МАСТЕРГРАД»
Урок математики и финансовой грамотности в 3 классе
Учитель: Хомякова Лариса Анатольевна
учитель начальных классов.
Тема урока: «Деньги» и «Карманные деньги»
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
-развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
-понимание и правильное использование экономических терминов;
-представление о роли денег в семье и обществе;
-знание источников доходов и направлений расходов семьи;
-проведение элементарных финансовых расчётов.
-понимание цели своих действий;
-составление простых планов с помощью учителя;
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
-овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
-умение слушать собеседника и вести диалог;
-умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
-умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Оборудование:Компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.
I. Организационный момент
Детей настраиваю на урокпри помощи пальчиков (соприкасаются пальчиками) — Желаю (большой) — Успеха (указательный) — Большого (средний) — Во всем (безымянный) — И везде (мизинец) — Здравствуй (ладошка). – Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу. – Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
1. Мозговой штурм
* Масса утки 2кг. Какова масса трёх таких уток? (2*3) * На три платья идёт 9 метров ткани. Сколько ткани идёт на одно такое платье? (9:3) * В одной коробке 6 шаров. Сколько шаров в 5 таких коробках? (6*5) * Сколько блокнотов по цене 9 рублей можно купить на 27 рублей? (27:9) * Сколько лап у четырёх котят? (4*4)
II. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Пермский филиал федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Межрегиональный методический центр по финансовой
грамотности системы общего и среднего профессионального
Методическая разработка урока
по «Финансовой грамотности»
Тема «Карманные деньги
Болотова Татьяна Александровна, учитель начальных классов, МАОУ
СОШ №7 (с углублённым изучением английского языка), г. Пермь
Технологическая карта урока по «Финансовой грамотности»,
Общие сведения урока
1. Тема урока: «Карманные деньги»
2. Тип урока: урок усвоения новых знаний
– подвести к выводу о разумном расходовании карманных денег,
– развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость
– формировать умение сравнивать, обобщать факты и понятия
– создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной
приподнятости, радости познания, радости преодоления трудностей
– формирование осознанного отношения к деньгам.
5. Дидактические средства на уроке: анкета, карточки,
− овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
− развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за
− развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых
− понимание и правильное использование экономических терминов;
− представление о роли денег в семье и обществе;
− знание источников доходов и направлений расходов семьи;
− проведение элементарных финансовых расчётов.
− понимание цели своих действий;
− составление простых планов с помощью учителя;
− адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
− использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и
− овладение логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинноследственных
− умение слушать собеседника и вести диалог;
− умение признавать возможность существования различных точек зрения
− умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
− умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
7. Основные понятия. Карманные деньги, банковская карта
9. Межпредметные связи: окружающий мир, математика
Анкета для младшего школьника
1. Дают ли тебе родители карманные деньги?
2. Благодаря чему формируется, твой денежный доход?
• Денежные подарки родственников на праздники и день рождения
• Карманные деньги, которые дают родители
3. Сколько бы ты хотел иметь карманных денег в месяц?
• Больше 500 рублей
4. Для чего тебе нужны карманные деньги?
Свой вариант ответа
5. Что ты сделаешь с карманными деньгами?
• Трачу на всякие мелочи
• Откладываю в копилку
6. На что ты, в первую очередь, потратишь карманные деньги?
• На компьютерные диски, игрушки, украшения
7. Стали бы Вы лучше учиться, если бы родители платили деньги за
• 88% родителей Великобритании выдают детям карманные деньги
строго по плану: с 6,5 лет – в среднем 1,5$ в неделю, 17летнему
подростку 10$ в неделю. С 10 лет – дети начинают подрабатывать.
• В Германии законодательно решен вопрос о количестве карманных
денег в неделю: до 6 лет50 центов, 7лет 2 евро, 10лет
евро, 13 лет – 20 евро, 15 лет –30 евро, Покупательная
способность детей в среднем 7,5 млрд евро в год.
• В России, в среднем, школьник получает примерно 750 рублей в
• Самые большие карманные расходы у норвежских школьников —
600 рублей в неделю. Но,60% норвежских детей откладывают часть
• Самые маленькие расходы у индийских и египетских детей —
примерно, 120160 рублей в неделю.
• В Швеции деньги накопить детям очень легко и совсем не затратно
для родителей. До 20 лет шведским детям платит на карманные
расходы государство – 152 доллара ежемесячно. В школе питание
бесплатное. А если ещё родители будут «участвовать» в этакой
своеобразной «программе софинансирования», то есть добавлять к
сумме, накопленной от государства, такую же сумму от себя – то к 20
летию на счету ребёнка наберется кругленькая сумма. В Швеции дети
зарабатывают деньги на продаже своих ненужных вещей (одежды,
игрушек, книг) и уже с 15ти лет могут организовать свой бизнес. В
стране очень много таких молодых бизнесменов. А ещё есть сладкое в
Швеции дети могут только по субботам.
Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Владимира «СОШ №28»
«Методическая разработка по финансовой грамотности»
Занятие по внеурочной деятельности.
«Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами»
«Я сама куплю все необходимое, так будет проще», — часто говорят взрослые своим детям. Конечно, проще, но не лучше, если рассматривать проблему в долгосрочной перспективе.
Деньги – это очень важная часть современной жизни, но далеко не все родители готовы достаточно открыто обсуждать эту тему со своими детьми. Мы обязательно учим ребенка пользоваться вилкой, переходить улицу, вежливо общаться. Однако тема с финансовыми вопросами остается часто незатронутой. Заниматься финансовым просвещением наших детей все-таки крайне важно. Надо отметить, что часто мы, взрослые, не можем до конца понять, как нам относиться к финансам – и, как следствие, не можем правильно разобраться в них ребятам.
В настоящее время современные дети достаточно плотно вовлечены в весьма сложный процесс денежных отношений с младых лет. В связи с этим крайне важной задачей для многих родителей становится научить своих детей грамотно распоряжаться деньгами, попутно развивая у них азы экономической грамотности. Карманные деньги на сегодняшний день являются одним из важных методов финансового воспитания детей младшего школьного возраста, которые содействуют результативному управлению финансами и в последующей взрослой жизни.
Распоряжение собственным бюджетом учит ребят покупать то, что им действительно нужно, стараться откладывать свои сиюминутные порывы, экономить, распределять. Мечта каждого современного родителя – поход в магазин без навязчивых просьб становится реальностью. Формируется четкое понимание ценности денег: к ним относятся гораздо бережнее. Плюс так ребенок оттачивает навыки счета.
Умение ценить, копить и в дальнейшем распоряжаться бюджетом формируется не сразу. Это достаточно долгая и весьма сложная работа. Именно поэтому начинать желательно как можно раньше.
Всё необходимо делать своевременно, по мнению многих специалистов, максимально благоприятный возраст для обучения рациональному использованию карманными деньгами является младший школьный возраст 9 – 10 лет). Все выше обозначенное обусловливает актуальность выбранной темы для занятия по внеурочной деятельности.
: интеллектуально – познавательное
научиться разумно распоряжаться своими карманными деньгами в младшем школьном возрасте.
: рассмотреть понятие «карманные деньги»
обучить детей рациональному использованию карманных денег.
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• Объяснять, как управлять деньгами
• Сравнивать доходы и расходы
• Составлять бюджет на простом примере.
• уметь объяснять, что такое доходы и расходы, как управлять деньгами.
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Игра «Верю -не верю»
Верите ли вы, что существовали «съедобные «деньги»?
(Да. Съедобными деньгами считалось зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура бананов).
Верите ли вы, что жители островов Санта- Крус применяли деньги в виде перьев?
(Да. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей островов Санта- Крус. Представляли они собой тонкие красные перья длиной до 10сантиметров).
Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики?
(Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц)
Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть «Остров каменных денег»?
(Да. В Бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть огромный регион Микронезии, включающий Архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким названиям Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег»)
Произведение чисел 6 и 7 равно?
Произведение чисел 9 и 8 равно?
Увеличьте 6 в 8 раз.
Во сколько раз 32 больше 8? (в 4 раза) Уменьшить 56 в 7раз
Первый множитель 6 второй 9. Найди произведение?
Первый множитель 4, второй 4. Найди произведение?
Делимое 36 делитель 6. Найди частное?
Вы прекрасно считаете. Молодцы.
Иллюстрация к сказке «Муха-Цокотуха» К. Чуковский- Кто изображен на картине? – Вспомните первые строки произведения: – Муха-Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо, – Муха по полю пошла, муха денежку нашла. – Пошла Муха на базар и купила самовар. – Каким образом Муха приобрела самовар?(купила) – Что значит купила?(заплатила деньги) – Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?(о деньгах) – Давайте сформулируем тему урока. (ответы детей)
Мы сегодня поговорим о деньгах.
Ручками похлопали, Закружились, завертелись И за парты все уселись. Глазки закрывает, до пяти считаем: Раз, два, три, четыре, пять. Открываем, поморгаем и работать начинаем.
IV. Применение знаний и умений.
Рассмотри, изучи и ответь на вопросы. Справочная информация ниже тебе поможет.
Задание 1: Запиши название магазина, город, в котором он расположен и дату совершения покупки.
Задание 2: Посмотри по чеку, на какую сумму Костя с мамой купили продукты и сколько позиций в чеке?
Задание 3: Запиши сколько стоит в этом магазине 1 бутылка молока, 1 йогурт, 1 батон, 100 граммов сыра «Эдам»?
Задание 4: Сравни на сколько рублей больше мама потратила на молочные продукты, чем на овощи?
Задание 5: Мама оплатила всю покупку наличными так – 1 купюра в 500 рублей и 3 купюры по 100 рублей. Сколько сдачи получит мама?
3. Внимательно рассмотри билет, реши и ответь на вопросы:
– Что необходимо учитывать в семье?
Вывод: Необходимо учитывать свои доходы и расходы, чтобы знать, на что уходят твои деньги, чтобы расходы не превысили доход.
Старайтесь тратить деньги с умом, ведь родители зарабатывают деньги своим трудом.
– Как можно накопить сбережения?
Завести копилку и внести в неё сдачу от своих покупок, так мы сможем накопить сбережения. Когда мы идём за покупками, то стараемся выбрать те товары, в которых нуждаемся.
Нужно учиться, вести запись и учёт всех покупок из копилки в специальный блокнот и нам будет интересно, на что мы их потратили.
V. Игра «Всё ли можно купить за деньги?»
VI. Домашнее задание: В каждой семье осуществляется регулярные платежи: коммунальные услуги, телефон, интернет, свет, газ, твёрдые отходы. Узнайте, какое количество денег вы расходуется на карманные деньги ежемесячно. Это вам будет очень интересно.
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
-Что особенно заинтересовало вас во время урока?
-Что нового узнали на уроке?
-Какое задание понравилось больше всего?
-Что вызвало затруднение?
-Для чего нужно уметь считать деньги и знать таблицу умножения?
-Понравилась ли вам работа на уроке?
Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/518778-urok-matematiki-i-finansovoj-gramotnosti-v-3-
Также вас может заинтересовать
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Ход НОД
1. Организационный момент.
(Дети сидят на стульях, расставленных по кругу в центре группы)
В: Ребята, сегодня у нас сказочный гость. Кто это, вы узнаете, разгадав загадку.
Он однажды появился
В деревянной мастерской.
Папа Карло потрудился
Над игрушкою смешной.
(Под мелодию «Буратино» входит герой)
2. Основная часть.
Б: Здравствуйте, ребята! Мне сегодня очень повезло! Папа Карло дал мне пять монет. ( Показывает) Как мне их потратить? Пойду и куплю много – много сладостей! Или игрушек? (Приложил указательный палец ко лбу)
В: Буратино, есть много сладостей очень вредно для здоровья. Думаю, мы с ребятами сможем тебя научить, как разумнее использовать «карманные» деньги. Ребята, поможем Буратино?
В: Ребята, что такое деньги? (Ответы детей)
В: Послушайте песню «Деньги – лепесточки». ( Аудиозапись песни)
Беседа по содержанию песни.
В: Ребята, скажите Буратино, какого вида бывают деньги?
Д: Деньги бывают не только монетками, как у тебя, Буратино, но ещё бумажные и даже электронные, которые находятся на карте. ( Воспитатель достаёт из кошелька бумажные купюры, пластиковую карту, показывает Буратино)
Б: Ух ты, я не знал, что бывают ещё и такие деньги! Почему нельзя рисовать на купюрах? Это же бумага. Я бы нарисовал на них своих друзей: Мальвину, Пьеро. ( Вертит в руках купюру). ( Ответы детей)
Б: Как появляются деньги в кошелёчке? (Родители получают их за свою работу)
В: Правильно, ребята. Деньги достаются нелёгким трудом. Поэтому к ним надо относится бережно, чтобы их хватало на всё.
Чтение пословиц про деньги.
В: Ребята, как вы объясните Буратино такую народную мудрость «Деньги любят счёт»?
Б: Да я и сам это понимаю! Это, когда денежки вот так перекладываешь и считаешь: 1, 2, 3, 4, 5, 1, 2, 3, 4, 5. Они так приятно звенят! Денежки любят позвенеть!
Д: Нет, Буратино. Это значит, что нужно уметь рассчитывать свои доходы и расходы, чтобы денег хватало.
В: Правильно, ребята. В денежных делах должен быть чёткий порядок. Как понимаете «Деньги, что вода»?
Б: И это я понимаю! Монетки проскальзывают между пальцами, как вода протекает через них.
Д: Тоже неверно. Просто деньги быстро тратятся. Потраченное уже не вернёшь.
Б: (Ладошкой хлопает себя по лбу) Точно!
В: Буратино, есть ещё такая мудрость «На деньги ума не купишь».
Б: Я ни в одном магазине не видел, чтобы там продавали ум.
Д: Всего нужно добиваться собственным трудом, и если ты хочешь быть умным, то нужно для это приложить старания, ведь ум не купить.
В: Ты знаешь, Буратино, чтобы трудиться, нужно крепкое здоровье, сила! Укреплять мы его будем с детства. Сделаем зарядку!
Музыкальная физкультурная минутка «Ручки – хлопотушки» под мелодию песни «Буратино».
(Движения выполняются по тексту песни)
В: Теперь давайте мы все вместе посчитаем деньги.
Пальчиковая гимнастика: «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Беседа «Карманные деньги».
В: Ребята, объясните Буратино, что такое «карманные» деньги. ( Это деньги, которые родители дают нам, чтобы мы тратили их на что захотим, учились разумно расходовать.)
Б: Правильно! Я ещё так и не решил, на что потрачу.
В: Ребята, на что можно потратить эти деньги? (Варианты детей. Отметить вариант – копить.)
В: Копят деньги для чего? (Для того, чтобы их стало больше.)
Б: Зачем ждать так долго! На пути к вам, мне встретились лиса Алиса и кот Базилио. Они посоветовали мне пойти на Поле Чудес. На этом поле выкопать ямку, сказать три раза: “Крекс, фекс, пекс”, положить в ямку монеты,
засыпать землей, сверху посыпать солью, полить хорошенько и иди
спать. Обещали, что наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты. Так у меня вместо пяти монет будет целое дерево денег!
В: Ребята, кто такие лиса Алиса и кот Базилио? (Обманщики)
В: Правильно. По другому их можно назвать мошенниками. Мошенникам доверять нельзя.
Б: Спасибо, что предупредили!
В: Ребята, как можно накопить деньги? (Ответы детей)
В: Лучше всего копить в банке. ( Показываю картинку «Банк») За то, что ваши деньги будут храниться в банке, вы будете получать проценты даже в том случае, если ничего не добавлять, как в копилку. Когда они вам понадобятся, или накопиться нужная сумма, вы сможете их забрать. У вас не будет соблазна их потратить.
В: Буратино, у тебя есть мечта?
Б: Да. Я мечтаю открыть свой театр, в котором мы с друзьями будем дарить вам радость!
В: Ребята, чему мы с вами сегодня учили Буратино? (Ответы детей)
Б: Спасибо вам большое, ребята! Теперь я знаю, как нужно обращаться с «карманными» деньгами : распоряжаться экономно. Потраченные средства уже не вернешь. В первую очередь надо удовлетворять жизненно важные потребности. Бережно относиться к деньгам. Деньги можно накопить. Накопление должно быть привычкой! Папа Карло будет очень мной доволен. В благодарность, я угощу вас конфетами «Золотой ключик».
Публикация «Конспект НОД по СКР (финансовая грамотность) в подготовительной группе „Карманные деньги“» размещена в разделах
– Продолжать расширять знания детей о способах обращения с «карманными» деньгами.
-Развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои решения в сфере финансов.
-Развитие умения различать покупки по степени необходимости.
-Расширять словарный запас по теме.
– Прививать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
Интервьюирование детей на тему «На что бы я потратил «карманные» деньги?»; чтение и обсуждение пословиц и поговорок о деньгах; сюжетно – ролевая игра «Банк».
Материал и оборудование:
Костюм Буратино; монетки в количестве пять штук для Буратино (сделаны из бумаги и заламинированы); кошелёк; бумажные купюры; пластиковая карта; копилка; аудиозапись песен «Буратино», «Деньги – лепесточки»; мяч; Конфеты «Золотой ключик» по 2 на каждого ребёнка.
Интеграция ОО: «СКР», «Познание», «Речевое развитие», «ХЭР», «Физическое развитие».