Магомедова Басират Ризвановна Конспект открытого занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Денежные истории»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 с. Сергокала»
на тему: «Денежные истории»
Воспитатель: Магомедова БасиратРизвановна
Возрастная категория детей-5-6 лет
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
План – конспект занятия по финансовой грамотности для дошкольников.
Тема : Дети и деньги
: формирование культуры обращения с , как части общей культуры человека.
Образовательные: познакомить с деньгами, детей за счет доходы и расходы, экономия, товар.
Воспитательные:воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу; воспитывать уважение к труду и бережному отношению к деньгам.
Развивающие: развивать умственные способности детей, речь, познавательный интерес.
Ход занятия :
1. Ребята для начала давайте, определим тему нашей с вами встречи. А для этого отгадайте, пожалуйста, :
а) Маленькая, кругленькая
Из кармана в карман скачет.
б) На них я подарок подруге куплю,
Поэтому их каждый день я коплю.
с) Я кладу их не в платок,
Я кладу их в кошелек.
Сегодня мы с вами поговорим о деньгах и выясним, что мы знаем о них, а что нам ещё нужно узнать. Я хочу вас попросить дать мне определение такому понятию как . Деньги – это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.
А что такое , по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это : почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт?
– В них скрыта таинственная сила?
– Как к ним относиться?
– Чего больше – добра, или зла приносят они людям.
– Зачем нужны ?
: выражают стоимость товара, услуги, труда. По их числу можно : богат человек или беден. Из-за денег люди могут потерять честь, совесть, разум, и даже жизнь. Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства.
– Знаете ли вы, как сейчас выглядят Российские ?
– Из чего они сделаны?
– Как называют бумажные ?
– Наименование стоимости банкнот называют купюрой. Какие купюры вы знаете?
– Как называют иностранные ?
– Как называют международную валюту?
– Всегда ли люди пользовались бумажными и металлическими ?
– Что заменяло деньги в старые времена?
– И сейчас есть полноценные деньги и их заменители. Может кто-то догадаться, какие ? (Не путайте с фальшивыми).
– Полноценными называются монеты из серебра и золота, а мы с вами пользуемся заменителями – бумажными купюрами и металлическими монетами.
Но и эти деньги надо использовать грамотно, чтобы хватило на все необходимое и осталось на мечту.
2. Поиграем. Незаконченные предложения. «Чего нельзя купить на деньги»
Есть такие вещи на земле, которые ни за какие деньги не купишь. Представьте, что мы попали на ярмарку, где продается все на свете. Но вы замечаете только то, чего нельзя купить ни за какие . Например, я : «За деньги можно купить кровать», а вы : «Но не сон». Понятно? Продолжим.
Прочтение начало предложений, дети заканчивают фразы (можно хором)
-Как видим, не все на свете продается и покупается. А богатству миллиардеров не стоит завидовать. По словам оного французского писателя, «они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого!»
3. Воспитывающие ситуации «Дети и деньги».
– тоже учатся культуре обращения с Предлагаю вам оценить, насколько успешно это у них получается.
Ситуация №1. Десятилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказались, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска.
Хорошо, если сегодняшний разговор станет для вас полезным. Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например – здоровье. Поэтому экономьте на мороженом, или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге, или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за не купишь хорошее настроение, или уважение близких. Или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь всё соизмерить с . Далеко не всё на свете продаётся и покупается.
Домашнее задание «Изготовление денег»
Ребята давайте изготовим игрушечные деньги для нашего магазина, в который вы играете. Вам нужно будет дома с родителями раскрасить банкноты и придумать номинал (стоимость) монет и банкнот, которыми можно оплатить покупки в нашем кукольном магазине.
Конспект занятия по «Финансовая грамотность» для дошкольников. Тема: Кошелёк и его жители
Цель: Закрепление сущности понятий «монета», «купюра»; наличные деньги.
Задачи:
– воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
– воспитывать понимание важности труда в жизни человека;
– развивать умения находить отличительные и сходные признаки между объектами (монетой, купюрой);
– развивать внимание, память, мышление;
– закрепить сущность понятий «монета», «купюра»;«наличные деньги»; «доход и расход»; знаний обучающихся о внешнем виде современных денег.
– закрепить математические представления о числах 10 и 5, их количественном составе.
Тип занятия: закрепление знаний и способов деятельности.
Форма занятия:комбинированная (сказка,эксперимент)
Связь данного занятия с задачами: у обучающихся идёт закрепление понятий «Монеты», «Купюры». Для дальнейшего применения данных представлений в обычной жизни предусмотрено использование дидактических игр, обсуждение литературных произведений.
Методы обучения: Игровой, проблемный,эксперимент.
Оборудование:телевизор, ноутбук, инвентарь для проведения опытов: ёмкости с водой по количеству детей, бумажные салфетки.
Демонстрационный материал:
– презентация;
– бутафорский кошелёк.
Раздаточный материал:
– листы бумаги с таблицей и карандаши по количеству детей, монеты и банкноты по количеству детей;
– таблицы с кармашками для игры «Определи признак»;
– монеты для рефлексии.
План занятия:
Организационный этап – 1 мин.
Введение в тему. Постановка цели занятия – 4 мин.
Основной этап – 20 мин.:
– Словесная игра «Определи признак»;
– Игра с мячом «Бюджет семьи»;
– «Расходы семьи»;
– Практическая работа «Набери нужную стоимость шоколада и мороженого разными монетами»;
– Физминутка «Подпрыгни – присядь»;
– Экспериментальная деятельность.
Этап подведения итогов занятия -3 мин.
Рефлексия – 2 мин.
I Организационный момент
Педагог:
Минутка приветствия:
Собрались сегодня снова
Все к занятию готовы.
Будем весело играть
И друг другу помогать.
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой:
Педагог: Чтобы узнать, кто и какие деньги вносит в семейный бюджет, предлагаю вам поиграть в игру «Бюджет семьи».
Правила безопасности:
1. Не баловаться и не шуметь.
2. Не брать ничего в рот.
3. Не разбрызгивать жидкость.
4. Аккуратно обращаться с инвентарём для проведения опытов.
Педагог: Как вы думаете, а почему на столах у нас лежит бумага?
Ответы детей: Она заменит нам бумажные деньги.
И как настоящие исследователи мы результаты экспериментов будем записывать в таблицу.
1 эксперимент.
Педагог: Возьмите в руки монету, надавите на нее, попробуйте согнуть. А теперь – купюру. Какой вывод можно сделать?
Вывод:Бумага (купюра) мнётся, рвется; монета нет.
Педагог: Что практичнее и надежнее?
Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.
Педагог: В таблице напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
2 эксперимент
Давайте определим, что тяжелее монета или банкнота.
Дети предполагают.
Педагог: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на одну ладошку монету, а на другую купюру. Что тяжелее?
Педагог: Теперь слегка подуйте? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче?
Вывод: Купюра легче, её может унести ветер. Монета тяжелее.
Педагог: Кто в этом эксперименте выигрывает? Что легче носить в кошельке? Отметим в нашей таблице плюс напротив купюр.
3 эксперимент
Возьмите свои кошельки. Положите банкноту и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
Вывод: Удобнее хранить купюры, они не выпадают.
Педагог: Отметим в нашей таблице плюс напротив купюр.
4 эксперимент
Педагог: Намочим купюру. Что происходит?
Дети: Она намокает.
Педагог: А если она намокнет, что произойдёт?
Дети: Она развалится и порвется.
Педагог: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Отметим в нашей таблице плюс напротив монеты.
Вывод: Бумага намокает, рвется. Монета не меняется.
Педагог: Посмотрите в таблицу. Где больше плюсов?
Ответы детей: Одинаковое количество плюсов.
Педагог: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
Дети размышляют.
Педагог: Вы правы, нужны нам и монеты и банкноты.
Таблица сравнения монет и купюр
IV Этап подведения итогов
Педагог:
– Как можно назвать монеты и купюры одним словом?
– Каким словом мы назовём все деньги, которые приносят в общий кошелёк семьи?
– Какие основные виды дохода мы вспомнили?
– Какие свойства купюр позволяют сказать, что ими удобнее пользоваться, чем монетами?
– Где можно применить полученные знания?
V Рефлексия деятельности
Педагог предлагает положить монету в кошелёк или рядом с кошельком, которые соответствуют итогу всего занятия:
– Ребята, если вы остались довольными своими знаниями, справились со всеми заданиями без ошибок, положите монетки в кошелёк.
– А если вы считаете, что у вас что-то не получилось, есть какие-то пробелы/допустили ошибки, то положите монету рядом с кошельком.
Мы обязательно во всем разберёмся.
Педагог: На следующих занятиях мы с вами познакомимся с ещё одной жительницей кошелька – пластиковой картой.
Педагог:
Всё, что мы сейчас узнали,
Мы запомнили с тобой.
До свидания всем сказали.
Отправляемся домой.
Кошелёк и его жители. Презентация
Рекомендуем посмотреть
Конспект НОД в подготовительной группе по формированию финансовой грамотности с презентацией
Занятие в подготовительной группе по финансовой грамотности
Конспект занятия по финансовой грамотности в детском саду для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий образовательного события по финансовой грамотности для детей и их родителей в ДОУ. Подготов
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Конспект НОД «Путешествие в мир экономики» для детей 6-7 лет
Цель: создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: – Закрепить представление, об экономических понятиях: товар, цена, бартер, доход, расход, банк, благотворительность. – Закрепить знания детей о профессиях и предметах труда, относящихся к определенной профессии; – Учить решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы; – Учить детей определять направления и источники доходов и расходов, устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи. Развивающие: – Развивать экономическое мышление; память, внимание; упражнять детей в математических расчётах. Воспитывающие: – Воспитывать социально-нравственные качества: рациональность, милосердие, отзывчивость. Материалы и оборудование: слайды для занятия, столы (3 штуки, стулья по кол-ву детей, счетные палочки на каждого ребенка, мяч, письмо, коробочка с медалями, изображение на картинках профессий и предметы труда к данным профессиям. I
I. Мотивация. Постановка цели Воспитатель: – Дети почтальон оставил для нас письмо, посмотрим что там написано. (открывает конверт). « Здравствуйте, ребята! Меня зовут Гном Эконом. Я узнал, что вы изучаете финансовую грамотность. Умеете считать деньги. Поэтому я хочу пригласить вас на экскурсию в свой город Эконом-град. Здесь вы сможете проверить свои знания по финансовой грамотности и получить медаль «Юный финансист». Буду ждать встречи с вами в Эконом – граде».
Воспитатель: – Ребята принимаем приглашение Гнома Эконома? А для этого нам нужно повторить заветные слова Раз, два – повернись В Эконом – Граде окажись. (попадают в необычный город).
II. Основная часть Слайд 1 – Улица Профессий. На улице Профессий детей встречает Гном Эконом.
Воспитатель: Как вы думайте Гном рад, что мы пришли к нему в гости? Ответы детей. Воспитатель: – У Гнома есть очень интересная игра , хотите поиграть?
Игра «Найди пару: профессия-предмет труда» Воспитатель: – Ребята подойдите к столу и выберите карточки. Воспитатель: – Человек какой профессии у вас, и что ему необходимо для работы? Ответы детей: строителю – дрель, парикмахеру – ножницы, художнику-кисти, врачу- градусник, учителю- книги, повару – кастрюля, продавцу – кассовый аппарат, портнихе- нитки. Словесное поощрение детей. Воспитатель: – А сейчас я загадаю вам загадки. Вы умеете их отгадывать? Угадайте, как это зовётся, что за деньги продаётся? Это не чудесный дар, а просто на просто товар.
Слайд 3 – Кафе «Лакомка». У входа в парк стоит кафе «Лакомка». Там работают Маша и Медведь. Они продают кондитерские изделия.
Слайд 4 – Медведь делает торты, а Маша – пирожные. « Проблемная ситуация»
Воспитатель: Дети как вы думайте? – Кто из них потратит больше времени на изготовление 1 изделия? Почему? – На какое изделие требуется больше продуктов? – Что будет стоить дороже торт или пирожное? Почему? – Маша и Миша обменяются своим товаром друг с другом, как это будет называться? (Бартер)- проговаривается с детьми чётко и вслух.
Слайд 5 – Баба-Яга за прилавком торгует мягкими игрушками-слонами. Воспитатель: Кто на экране? Ответы детей . Воспитатель обращает внимание детей на слайд, где Баба-Яга продаёт мягкие игрушки и зазывает покупателя словами: «Покупайте слона, он без уха и хвоста, С красным длинным языком и оранжевым свистком.»
Вопрос Воспитатель: – вы думаете, купят такой товар? Почему? Воспитатель объясняет детям: – чтобы товар покупали, нужно его так хвалить, что не купить его было бы просто невозможно. – Давайте поможем Бабе Яге продать Слона. Прорекламировать его.
Слайд 6 – Лужайка. В парке есть прекрасное место для отдыха. Воспитатель: – Ребята вы наверное устали, хотите поиграем с мячом?
Игра в кругу с мячом «Доходы и расходы» Воспитатель называет действие и бросает мяч, а дети поймав его отвечают доход это или расход. – Папа получил зарплату. – доход – Заболела бабушка. – расход – Мама выиграла приз. – доход – Сестра потеряла кошелек. – расход – Бабушка продала пирожки. – доход – Заплатили за квартиру. – расход – Брат порвал куртку. –расход – Купили путевку на море. – расход
Воспитатель: – Чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? – Почему? Как нужно относиться к деньгам? (бережно) Воспитатель: – Молодцы! Мы идём дальше. Дети посмотрите на экран , мы с вами попали в «Бюджетный перекрёсток»
Слайд 7 – Бюджетный перекрёсток. Воспитатель: – Дети подходите к столу, хотите решать экономические задачи? Ответы детей. (да). « В семье трёх медведей отец работает строителем и получает зарплату 6 руб. Выложите это кол-во на палочках. Мама работает медсестрой и получает за свой труд 4 руб. Выложите это кол-во на палочках. Мишутка ходит в детский сад и ничего не получает».
Вопрос Назовите месячный доход этой семьи. (10 руб.) Затем дети считают, месячный расход этой семьи. – Какова сумма расходов, если: на продукты они тратят – 2 руб. показываем это на палочках, на обновки – 2 руб. , за оплату берлоги они отдают 3 руб., за детский сад – 1 руб. , на лесной автобус – 1 руб.,
Вопрос Могут ли семья медведей в этом месяце купить медвежонку велосипед за 2 руб.? Почему? Что нужно сделать? Ответы детей . Словесное поощрение детей.
Слайд 9 -Улица Размышлений. Банк. На слайде Банк. Вопрос – Что это? (Банк) – Для чего он нужен?
Слайд 10 – Банк. Магазин «Детский мир». Приют для бездомных животных. Рядом с ним находятся магазин «Детский мир», Приют для бездомных животных.
Вопрос Куда бы вы посоветовали жителям города потратить заработанные деньги? Вложить в Банк, потратить в «Магазине игрушек» или же отдать на благотворительность в «Приют для бездомных животных». Или вариант детей. ( Размышления детей).
Слайд 11 – Гном Эконом. Воспитатель: Дети наша экскурсия по городу Эконом- граду подошла к концу. Гном Эконом очень доволен и дарит вам на память коробочку. Но предлагает открыть её в детском саду. Дети закрывают глаза и произносят заветные слова: Раз, два- повернись В детском садике окажись.
III. Заключительная часть. Рефлексия Воспитатель: – Что понравилось больше всего? – Каким жителям города помогали и в чем? – Что вы хотите рассказать родителям дома? – Какие новые слова мы сегодня узнали?
Сюрпризный момент Воспитатель открывает коробочку и достаёт медали «Юный финансист», которые передал для них Гном Эконом. Вручение медалей детям.
Презентация для НОД «Путешествие в мир экономики» для детей 6-7 лет
Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников своими руками
Занятие по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников 6-7 лет
Занятие по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников старшей группы
Развивающее пособие по развитию финансовой грамотности для детей 4-5 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик»
«Фестиваль методических разработок педагогов ДОО»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Выполнила: воспитатель Радюк О. А
Образовательная область: познание
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация
Предварительная работа: Чтение сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», беседа; рассматривание иллюстраций к сказке, рисование любимых героев сказки.
Тип: занятие по изучению нового материала усвоения новых знаний с элементами конструирования.
Возраст детей : старший дошкольный возраст
Формы организованной образовательной деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная
Формы организации: групповая
Цели: 1. Познакомить детей с понятием «деньги»
2. Формирование основ финансовой грамотности
– познакомить детей с деньгами, их предназначением;
-дать определение понятиям «деньги», для чего они нужны. Какого достоинства бывают деньги и какие (бумажные купюры, железные монеты);
– закрепить счет до 10.
– продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, на бумаге;
-создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; – развивать смекалку, память, воображение, связную речь, мелкую моторику; – способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.
-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
– воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера. – воспитывать личностные качества у каждого ребёнка: устойчивость интереса к математическим знаниям и умениям, целеустремлённость, сосредоточенность, любознательность.
Словарь новых слов: Зарплата – деньги, получаемые за работу;
Купюра – бумажные деньги;
Монета – железные деньги;
Товар – это продукт, произведение труда, которое выставляется на продажу Оборудование и материалы: Картинка с изображением Мухи-Цокотухи; игрушечные деньги: монета достоинством 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей, купюра бумажные, пластиковые карты; касса, схема кругооборота денег, листы бумаги для изготовления кошелька, тарелки пластиковые(белая, синяя, красная),простые карандаши, листы с заданиями
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Мы на коврик все пройдем
И занятие начнем.
Воспитатель: показывает картинку Мухи – Цокотухи. Ребята, посмотрите на картинку, кто это?
Дети: Это Муха – Цокотуха.
Воспитатель: Давайте вспомним первые строчки этого произведения:
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Воспитатель: Что нашла Муха?
Воспитатель: Ребята, что такое деньги?
Дети: Это то, на что мы покупаем товары в магазине.
Воспитатель: Хорошо. Ребята, а какие бывают деньги? Знаете?
Дети: Бумажные и металлические.
Воспитатель: Да. Бумажные деньги называются купюрами, еще есть металлические, железные деньги, их называют монетами (показываем бумажные деньги и монеты). Но еще есть и безналичные деньги, это пластиковая карта (показываем пластиковую карточку), мы денег не видим, но они лежат на карте, и мы можем картой расплачиваться за товар. Вы видели у своих родителей такую карточку? Как они покупают товар и расплачиваются по карте?
Дети: Отдают ее продавцу, а он ее проводит по кассе
Воспитатель: Давайте поиграем с вами. На столе лежат деньги различного вида: бумажные, монеты, пластиковые карты. Распределите их: бумажные положим на синюю тарелочку, монеты на красную тарелочку, пластиковые карты на белую тарелочку.
Воспитатель: Молодцы! Отлично справились!
Воспитатель: Ребята, а все ли мы можем купить в магазине? Давайте поиграем. Я буду называть вещи, предметы, а вы мне в ответ «Да» – если мы можем купить это в магазине, «Нет» – если не можем купить.
Воспитатель: Ребята ,а вообще, откуда берутся деньги у родителей?
Дети: Родители работают на работе ,и за это им платят зарплату.
Воспитатель: Давайте сейчас рассмотрим схему кругооборота денег. Деньги печатаются на монетном дворе, потом они поступают в банк, из банка на работу, где работают ваши родители, там им платят зарплату, а потом ее тратят в магазине, а из магазина деньги снова поступают в банк.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами выполним графический диктант и увидим, что же можно купить за деньги.
Графический диктант «Самовар» (отступить 6слева 4вниз)
4вниз 2влево 1вниз 1вправо 1вниз 1вправо 1вниз 3влево 7вниз 3вправо
1вниз 1влево 1вниз 4вправо 1вверх 1влево 1вверх 3вправо 7вверх 3влево
1вверх 1вправо 1вверх 1вправо 1 вверх 2влево 3вверх 2вправо 1вверх 4влево
Воспитатель: Молодцы! Все отлично выполнили задание!
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам в гости приехал «поезд монет». Как вы думаете, что за груз он везет? Дети: Поезд привез монеты.
Игра «Поезд монет»
– Правильно, но монеты в этом поезде расположены в определенном порядке. В первом вагоне едет монета самого большого достоинства. Посмотрите на свои монеты, какая монета может ехать в первом вагоне? – Давайте поместим в первый вагон монету в 10 рублей, в следующем окне вагона какая поедет монета? Далее дети распределяют монеты по вагонам в порядке убывания достоинства. Воспитатель: Ребята посмотрите ,правильно мы сделали?
– Какая монета едет в последнем вагоне?). Значит, эта монета самого меньшего достоинства (1 копейка). Какая монета находится в вагоне между 1 копейкой и 10 копейками.
Дети: Вова: В последнем вагоне едет монета 1 копейка.
Амина:А в вагоне между 1 копейкой и 10 копейками находится 9 копеек.
Воспитатель: Хорошо, молодцы! Что-то мы с вами засиделись, давайте разомнемся.
Все движения разминки
Повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе – хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
А теперь мы отдохнем
И на стульчики пройдем.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте пройдем за столы и присядем на стульчики. Ребята ,а теперь отгадайте загадки.
5. Кто товары покупает, Деньги продавцу вручает? (Покупатель) 6. Зарплата? (Деньги, которые получают люди за выполненную работу). 7. На что тратятся деньги с семейного бюджета? (Деньги, потраченные на какие-нибудь нужды, потребности). 8. Почему нельзя делать фальшивые деньги? (Это преступление, за которое могут наказать человека). 9. Нужно ли мыть руки, после того как вы брали деньги? Почему? (Да)
Дети: Потому что на деньгах скапливается очень много микробов . И если руки не помыть, а взять в них яблоко, и сьесть его ,то все эти микробы попадут в организм. И будет болеть живот. Воспитатель: Молодцы ребята, со всеми загадками справились.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете ,если закопать деньги в землю вырастет из них дерево с целой кучей денег? Дети: Нет, не вырастет.
Воспитатель: Все верно, ребята. Конечно не вырастит ,но у каждой монеты – есть дом, в котором они живут. ( Воспитатель демонстрирует изображения с кошельками). Давайте и мы с вами сделаем кошелечек из бумаги. Изготовление, детьми кошелечка используя схему. Схема изготовления кошелька
Воспитатель: Молодцы, ребята. Красивые кошелечки у вас получились. Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями, продемонстрировали свои знания, умения, сообразительность, показали себя сегодня настоящими знатоками денег. Нужно хорошо заниматься, так как от хорошей учебы зависит будущая зарплата.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие?
Воспитатель: Продолжи предложение, которое начинается так:
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.
Форма проведения:непосредственно образовательная деятельность.
Предварительная работа: беседы, рассматривание коллекций монет и банкнот, просмотр презентаций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, сказок.
Оборудование: мультимедийное оборудование, денежные монеты и купюры разного достоинства, пластиковые карты, листы бумаги А-4 на каждого ребенка, шаблоны платья и машинки (простые карандаши, ножницы), картинки для игры «Варим борщ».
Ход образовательной деятельности
Встанем мы в кружочек дружно –
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: «Привет» –
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй левая рука!
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
Воспитатель: Ребята, на почту детского сада пришло письмо. Без обратного адреса, от кого не известно. Но зато есть загадки, отгадав которые мы узнаем автора этого письма.
Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата? (банкомат)
Воспитатель: Ребята, где используют эти термины? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, это финансовые термины. И я вам предлагаю отправиться в путешествие в Страну Финансов. Закрывайте глаза и повторяйте за мной: “Вокруг себя повернись и в стране финансов очутись”.
Воспитатель: Вот мы и в стране Финансов, в которой нас ожидают различные испытания, выполнив которые, мы узнаем великую тайну финансов и все, что с ними связано.
(На экране изображение реки).
– Что мы здесь видим? Ребята, это не просто река, Это Река Времени. Сейчас мы с вами отправимся в разные эпохи, посмотрим и определим, какие деньги существовали в разное время.
*У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Кто-то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то лучше всех выращивал пшеницу. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Деньгами древнему человеку служили: мех животных, зёрна, соль, орехи, ракушки.
Воспитатель: А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Были ли деньги у древнего человека?
С течением времени на Руси появились первые монеты, которые люди подвязывали на веревочку и носили на шее. Первые бумажные деньги появились во время правления императрицы Екатерины 2. Мы живем с вами в современном мире, и наши деньги изменились по отношению к прошлому веку.
Испытание 1. Дидактическая игра “Найди современные деньги” (дети раскладывают деньги в 2 коробочки “современные деньги” и “старинные деньги”.)
Воспитатель: А для чего людям нужны деньги? (ответы детей)
Воспитатель: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. Что из себя представляют современные деньги? (монеты, банкноты).
Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим монеты. Какие они? (ответы детей)
Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
Воспитатель: Какие монеты вы знаете? (показ на экране дети называют монеты разного достоинства).
Давайте рассмотрим бумажные деньги – банкноты. Какие они?
Дети: Бумажные, прямоугольные, шуршат.
(можно продемонстрировать шуршание банкнотой).
Воспитатель: Какие банкноты вы знаете?
(Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям на экране).
Испытание 2. Игра «Дополни»
Воспитатель: ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают “безналичные деньги”. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Расскажите о них. (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)
Воспитатель: А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей)
Совершенно верно. Люди работают. Их труд оплачивается. Оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда. Может ли человек за свой труд получать больше денег или не может? (Ответы детей)
Воспитатель: Внимание на экран.
(На экране изображена автомастерская и ателье)
А что получает взрослый за свой труд? (Ответы детей).
Да, он получает зарплату – деньги. Это будет его доход. Доход – это денежные средства, полученные лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени
Когда вы приобретаете что – то на свои деньги, вы их тратите или не тратите? Ваши затраты – это расход.
Испытание 3. Игра “Выполни работу качественно”
Воспитатель: Мы с вами будем работать, кто хочет работать в ателье – проходят за эти столы, кто в автомастерской – садятся за эти столы. ( Садятся за столы)
Воспитатель: Ребята, которые работают в ателье, у вас у каждого имеется ткань (лист бумаги) и выкройка платья. Вам нужно выкроить как можно больше платьев.
Ребята, которые работают в мастерской по изготовлению автомобилей Вам нужно изготовить как можно больше автомобилей. ( Дети выполняют задание)
Воспитатель: – Давайте посчитаем, сколько платьев у вас получилось. ( Дети считают)
– Кто экономнее раскроил ткань? Кто больше заработает денег? (Ответы детей)
– А теперь давайте посмотрим, сколько машин изготовили в автомастерской? (Дети считают)
Воспитатель: Ребята, а когда мы зарабатываем деньги, это как называется? А когда тратим?
Воспитатель: а теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?
Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.
Воспитатель: а теперь давайте представим, что ваши родители попросили вас купить продукты для покупки борща. Куда мы с вами можем отправиться за покупками? (на рынок, супермаркет)
Испытание 4. Деловая игра «Варим борщ»
Дети делятся на две команды. (столы обозначены как рынок и супермаркет) лежат картинки с продуктами необходимыми для покупки. Каждой команды выдаётся список продуктов для борща и конверт с одинаковым количеством денег. Дети покупают продукты и подсчитывают сколько они потратили, а сколько у них осталось. Делают вывод где продукты обошлись дешевле.
Воспитатель: Молодцы. Вы очень старались и справились со всеми испытаниями.
Ребята, где мы с вами сегодня были, о чем говорили, что узнали. ( Ответы детей)
Домашнее задание: Рассмотреть вместе с родителями деньги: монеты, купюры, пластиковые карты. Узнать у родителей, как они зарабатывают деньги (профессия их и продукт труда).
Выход из деятельности
Полчаса мы занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!
Публикация «Конспект открытого занятия по финансовой грамотности в старшей группе „Денежные истории“» размещена в разделах
– Формирование первичных экономических понятий: монета, банкнота, расход, доход, банк, банкомат, банковская карта.
Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарный запас у детей.
Развивающие: Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать закреплению навыков коммуникации воспитанников.
– Способствовать воспитанию нравственных качеств дошкольников, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию.
Оборудование/ раздаточный материал: набор банкнот и монет, банковские карточки, банкомат, картинки, слайды.
Ход занятий
Встанем мы в кружочек дружно,
Говорю я всем “Привет!” (машем руками)
Улыбнись скорей в ответ (улыбаемся – показываем руками)
Здравствуй правая рука, (вытягиваем правую руку вперед)
Здравствуй левая рука, (вытягиваем левую руку вперед)
Здравствуй друг, (протянуть правую руку соседу справа)
Здравствуй друг, (протянуть левую руку соседу слева)
Здравствуй весь наш дружный круг. (хлопаем в ладоши)
Ребята, сегодня у нас гости, поздороваемся с гостями.
А сейчас отгадайте загадку:
В кошелёк мы их кладём.
С ними в магазин идём. ( Деньги)
Воспитатель:Ребята,когда я шла к вам,передали мне письмо. Сказали,это письмо в ваш детский сад. Давайте посмотрим, и узнаем. Письмо адресовано от Буратино.
Буратино: Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я обращаюсь к вам за помощью. Мальвина сказала мне, что только в этом детском саду есть самые умные, самые добрые и самые отзывчивые ребята и они мне помогут узнать историю происхождения денег и научат как распоряжаться деньгами.
Воспитатель:Может, мы с вами попытаемся помочь Буратино? Сами узнаем историю денег и запишем на камеру и отправим.
В сказке Алексея Толстого «Золотой ключик» Буратино закопал монеты в ямку, полил водой, сказал волшебные слова и стал ждать чуда.
-Какого чуда он ждал? (ждал, что вырастет дерево, усыпанное золотыми монетами).
Воспитатель: Ребята, могут ли расти деньги на деревьях? (ответы детей)
Дети- Не растут!
Воспитатель:- А откуда же они тогда появляются?
Дети: – их зарабатывают родители на работе. (4,5слайд)
Воспитатель: Деньги, которые получают родители на работе называются (зарплата). Если сложить вместе зарплату папы и мамы, все деньги вместе, получается семейный бюджет (новая информация).
Давным-давно, миллионы лет назад, люди не покупали еду а добывали сами-мужчина ходил охотиться на мамонта, женщина собирала ягоды и съедобные вершки и корешки. Но постепенно люди стали заниматься тем что у них получалось лучше: кто-то охотился, кто-то шил одежду из шкур, кто-то изготавливал глиняную посуду. И пришла людям в голову мысль: можно меняться результатами своего труда. Я тебе – мясо, а ты мне глиняную посуду. В старину товары не покупались. А обменивались (натуральный обмен).(6,7 слайд)
Первые деньги – домашний скот: крупный рогатый скот – быки, коровы, овцы, свиньи. Чем больше у человека быков, тем он был богаче. (8 слайд)
-Как вы думаете, такие деньги были удобными? (ответы детей).
-Конечно, такие деньги были неудобными, потому что их нельзя положить в мешочек, в карман, спрятать за пазуху. Наши предки стали использовать в качестве денег более мелкие предметы: камешки, ракушки. (9 слайд)
На Руси первые деньги – это шкурки животных. (10 слайд).
Затем появились металлические деньги, вырубленные из металлических листов. Так появились первые монеты. Металлические деньги отливали в форме брусков, колец, прутиков. Потом на монеты стали наносить рисунок-чеканить их. (11,12 слайды)
Чтобы купить дорогую вещь люди в старину ходили за покупкой с тяжелым мешком монет. Это было неудобно. Монеты заменили бумажными деньгами, которые появились в Китае. (13 слайд).
В России бумажные деньги появились позднее, при императрице Екатерине 2, назывались они «Катеньки». (14 слайд)
Какими деньгами пользуются современные люди? (15слайд)
-Назовите виды денег. Правильно, бумажные – купюры, монеты – рубли, копейки.
– А какие бывают деньги? (банкноты, купюры). Чем они отличаются?
Монета круглая, а купюра (прямоугольная)-по форме
Монета металлическая, а купюра (бумажная)-по материалу
Монета звенит, а купюра (шуршит)-по звуку
Воспитатель: Деньги, которые у нас в кошельке, хватить на продукты, а если мы хотим купить машину или дом, нам нужно много денег.
-Они поместятся в кошелек?
Есть еще один вид денег – это электронные деньги, они хранятся на пластиковой карте (слайд). Можно оплатить картой покупки в магазине или снять деньги в банкомате (ознакомление с банкоматом) (16 слайд)
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
А монетки не нашел.
Чтоб монетки нам достать,
Надо на носочки встать.
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.
Воспитатель: Молодцы! Ребята скажите за деньги все можно купить или нет? (предполагаемые ответы детей)
Игра «Что можно и нельзя купить за деньги»
На столе лежат разные картинки, дети выбирают, показывают и объясняют, почему выбрали эту картинку. Сначала, например, что можно купить, потом что нельзя купить за деньги. Дети берут по одной картинке, например: солнце, его купить за деньги нельзя, улыбку бабушки купить за деньги нельзя, а велосипед купить можно за деньги.
Для чего же нужны деньги в семье?
Ребенок: Для того чтобы ходить в магазин и покупать продукты, одежду.
Воспитатель: Зимой на улице холодно, а дома тепло, родители платят за газ что бы было тепло, за свет что бы было светло, за интернет, за детский сад, если кто-то заболел, то нужно отправиться в аптеку за лекарством, когда мама идет в салон, или папе надо починить машину. Видите как много расходов, а зарплата (доход) одна. Нельзя тратить все деньги сразу, надо оставить чуть-чуть до следующей зарплаты.
-Ребята, а помните ли вы, как мы должны были помочь Буратино. Правильно, мы должны были узнать и сообщить им о прошлом и настоящем денег, то есть об истории денег. Давайте ваш рассказ запишем на камеру, и затем отправим.
-о чем мы сегодня говорили?
-какие деньги были раньше?
-откуда берутся деньги?
-на что мы тратим деньги?
-Молодцы, вы очень подробно рассказали денежную историю. Наверное, Буратино будет доволен и из ваших рассказов составят свою собственную денежную историю.