Тема: «Финансовая грамотность»
1. Формирование представления о деньгах, как неотъемлемой части жизни.2. Понимание основных принципов обращения с деньгами.3. Формирование представлений о семейном бюджете, принципах его ведения, доходах и расходах.4. Формирование понимания разницы между необходимыми тратами, и теми, от которых можно отказаться.
5. Воспитание уважительного отношения к деньгам, труду.
Ход классного часа
1. Орг.момент. Вот какую байку рассказывают американские родители своим подрастающим бизнесменам:
«Сын богатых родителей рос в благополучии и ни в чем не знал отказа. Что бы он ни попросил, ему покупали. Но он никогда не просил денег, потому что был еще маленьким. И вот однажды он пришел к отцу и попросил 10 долларов. « Тебе уже шестнадцать, — сказал отец, — пойди и заработай сам». Получив такой отказ, мальчик обиделся и пошел к маме. Она дала ему 10 долларов. Желая отомстить отцу за обиду, сын показал ему деньги и сказал: «Вот, заработал!» Папаша взял купюру и бросил ее в камин. 10 долларов сгорели мгновенно. От обиды мальчик чуть не плакал. « Ты не заработал эти деньги. Ты обманул меня», — сказал отец, — теперь ты тем более не получишь ни цента». На этот раз сын разозлился. Он пошел на бензоколонку и договорился, что будет помогать заправлять машины, пока не заработает 100 долларов. Со своими заработанными деньгами он опять пришел к отцу. Реакция отца поразила мальчика: тот взял деньги и без колебаний бросил их в огонь. Разъяренный сын бросился к камину и стал руками разгребать угли, чтобы спасти деньги. « Вот теперь я верю: эти деньги ты заработал. За них ты готов полезть в огонь, потому что ты теперь знаешь цену деньгам».
2. Актуализация опорных знаний.
Сегодня мы поговорим о финансовой грамотности. Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Финансовая грамотность затрагивает большой круг различных финансовых тем, начиная от ежедневных навыков ведения персонального финансового учета до долгосрочного планирования личных финансов для выхода на пенсию.
В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы — это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и др.
Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей.
К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.
Экскурс в историю денег.
Деньги – одно из величайших достижений человечества. У разных народов на определенных этапах истории денежным эквивалентом выступали различные продукты: в древней Мексике – какао-бобы, в Перу и Боливии ту же роль играл один из видов перца, на Филиппинских островах – рис, на побережье Западной Африки – раковины 0 каури, на Руси – скот и меха. Но это были крайне неудобные деньги. Постепенно роль денег перешла к благородным металлам. Первоначально металлические деньги обращались в форме слитков. Так, в Киевской Руси служили слитки серебра – гривны. Наиболее распространенной была гривна весом в 200 г. Гривна делилась на 20 ногат, 20 кун, 50 резан.
С развитием функции денег как средства обращения возникает монетная форма денег. Считается, что самые первые монеты появились в Китае и в древнем Лидийском царстве в 7 веке до н. э. Первый в Риме был учрежден при храме Юноны – Монеты. Отсюда пошел термин – “монета”. Монета – , изготовленный из металла. Государство своим оттиском – штемпелем на монете удостоверяло чистоту и вес металла. На Руси монеты собственной чеканки, по виду похожие на монеты Византии, появились в конце 10 века. Металлические деньги были не совсем удобны в обращении. Они теряли вес в результате длительной эксплуатации, а также их можно было легко подделать.
На замену металлических денег пришли Они появились в Китае в 8 веке до н. э. В Европе прообраз бумажных денег можно видеть в кожаных деньгах. В Италии в 12., во Франции при Людовике 9 он представляли как бы обязательства на будущие платежи. В Европе и Америке бумажные деньги появились в конце 17 – начале 18 века. В России бумажные деньги впервые выпущены в 1769 году.
В современной экономике одновременно с бумажными и металлическими деньгами существуют деньги Хранение денег на расчетных счетах в банках получило большое распространение, т. к. это безопасно и удобно. Во многих случаях более удобно выписать чек, чем использовать наличные деньги
1)Что мы знаем про деньги.
Сообщения детей о значении изображений на купюрах
. На купюре этого номинала изображен город Красноярск. Лицевая часть – часовня Параскевы Пятницы – это святая, которая является покровительницей семьи и домашних животных. Оборотная часть – Красноярская ГЭС с мостом через реку Енисей, который входит в книгу ЮНЕСКО “Лучшие мосты мира”.
Изображен город Санкт-Петербург. Лицевая сторона – основание Ростральной колонны с женской фигруой, которяа восседает на троне – это символ Невы. За Ростральной колонной видно Петропавловскую крепость. Оборотная сторона – здание бывшей биржи, которая находится на набережной.
Москва. Лицевая часть – скульпутра с фронтона Большого Театра – Аполлон с колесницей. Оборотная часть – площадь перед Большим Театром и само здание театра.
Представлен город Архангельск. Лицевая часть – на фоне морского вокзала и парусника расположен памятник Петру I. Оборотная часть – Соловецкий монастырь, который является одной из великих святынь. Это очень известный и многими любимый памятник архитектуры, поэтому неудивительно, что именно он расположился на купюре.
На этой денежной купюре изображен город Ярославль. Лицевая сторона – памятник Ярославу Мудрому, который держит храм в руках. Это символизирует, что наша вера в наших же руках. Оборотная сторона – храм Иоанна Предтечи (Крестителя).
Здесь мы можем увидеть город Хабаровск. Лицевая сторона – памятник, посвященный генерал-губернатору восточной Сибири, графу Николаю Николаевичу Муравьев-Амурскому. Именно он дал начало возвращению Амура, который был отдан Китаю в 1689 году. Оборотная сторона изображает Царский амурский мост длиной 2700 метров.
. На купюре изображены символы города-героя Севастополя: памятник затопленным кораблям (лицевая сторона) и вид на музей-заповедник «Херсонес Таврический» (оборотная)
2000 рублей. На купюре изображены символы Дальнего Востока: мост на остров Русский (лицевая сторона) и космодром «Восточный» в Амурской области (оборотная).
– а кто такие нумизматы?
3. Работа по теме .
1)Лекция с элементами беседы
Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Копить или тратить — что поможет стать богаче и счастливее?
ПОСЛОВИЦЫ. * Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и афоризмами, которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег:
«Лучше полезть в карман за словом, чем за деньгами» (В. Брынцалов), «Деньги должны оборачиваться. Чем быстрее тратишь, тем быстрее получаешь» (П. Капица). « Деньгами надо управлять, а не служить им»
Сенека Луций Анней Младший. «Время и деньги большей частью взаимозаменяемы» Уинстон Черчилль
Есть люди, которые откладывают и копят деньги, чтобы они водились, потому, что «копейка рубль бережет». И есть те, которые придерживаются правила тратить, потому, что «деньги должны работать».
И у того, и у другого подхода к распоряжению деньгами есть свои плюсы и минусы.
ТЕСТ. Попробуйте определить, можете ли вы подружиться с деньгами. По каждому из приведенных высказываний, которые вам подходят, нужно просуммировать баллы. Высказывания, которые вам не соответствуют, не оцениваются.
1) В работе меня привлекает результат, а не процесс.
2) Я всегда уделяю большое внимание реальной ситуации, а не своим планам.
3) Закончив одно дело, я могу тут же взяться за другое.
4) Деньги – самое главное в жизни.
5) Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к прерванной работе.
6) Я могу работать по несколько часов, даже если работа мне неприятна.
7) Если я разбогатею, я решу все свои проблемы.
8) Любая компания признает меня лидером.
9) Я не вижу более привлекательной цели, чем богатство.
10) Я хочу получить в будущем
Внеклассное мероприятие по экономике
«В мире финансов»
для обучающихся 10-11 классов
Учитель технологии Пономарева М. В.
МКОУ «Октябрьская сощ»
Поворинского района Воронежской обл.
– способствовать формированию находчивости, сообразительности, экономической
грамотности, закрепить и осмыслить изученный материал; закрепить умения анализировать,
доказывать различные точки зрения;
– развивать познавательную активность и творческое начало личности, критического
мышления и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условиям;
-совершенствование методики воспитательного воздействия на личность
обучающегося через групповые и игровые формы, воспитание интереса к игре, предмету
экономике, уметь применять знания экономических понятий в жизни.
Ход внеклассного мероприятия
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!
8 сентября финансисты, экономисты и, наверное, все люди, имеющие отношение к деньгам, ежегодно отмечают свой профессиональный праздник – День финансиста. Его официально утвердил президент России Дмитрий Медведев, подписав указ «О Дне финансиста».
День финансиста является сугубо русским праздником. Свои истоки он берет, начиная со дня, когда император Александр I обосновал Министерство финансов в России. С тех пор, российские финансисты стали развиваться и в России стала существовать систематизированная финансовая система, как в центре, так и в регионах.
Не секрет, что правильно поставленная финансовая основа приводит к процветанию государства. Конечно, финансовая структура России перетерпела множество изменений и получила свои окончательные и четкие очертания: теперь у нас есть такие финансисты, каких не сыскать во всем мире. Да и акцентировка на мир финансов теперь несколько иная: это одно из самых востребованных отраслей, без которого невозможно строить государственные бюджеты и т.д.
Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, а у других нас нет. (деньги)
Презентация «История денег. Практические задания»
Ведущий: В любое время деньгам нужен счет,
И что б оперативно, точно, быстро
Учесть, свести и в сроки сдать отчет
Нелегкий труд всех наших финансистов.
Предлагаю вам проверить свои знания о деньгах и ответить на вопросы викторины.
1. Назовите, что первоначально выполняло роль денег у древних славян? (живой скот, мех пушных зверей).
2. Какие предметы служили деньгами в Древнем Новгороде? (по предположениям ученых: шкуры зверей, продукты, ракушки каури, пряслица, бусы и т.д.).
3. Что обозначают слова “куны”, “белы”, “мордки”, “лобки”, “веверицы”, “резаны”? (это – мелкие деньги)
4. В какой стране впервые появились монеты? (в Лидии)
5. В каком веке отчеканили первую русскую монету? Кто?(в X веке; князь Владимир)
6. Назовите имена других князей, которые чеканили первые русские монеты? (Святополк, Ярослав)
7. Когда и где встречается первое упоминание о рубле?(в XIII веке в новгородских берестяных грамотах)
8. В каких городах на Руси чеканили монеты? (в Москве, Новгороде, Пскове, Твери.
За что, по уверению пословицы, денег не берут?
а) За лечение; б) За спрос;
в) За обучение; г) За рекламу.
9. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей?
а) Сто долларов; б) Сто евро;
в) Сто друзей; г) Сто лет одиночества.
10. Как говорят о деньгах, если они пропали в пустую?
а) Страдали монетки; б) Горевали рублики;
в) Плакали денежки; г) Повесились банкноты.
11. Чем должен обладать денежный знак?
а) Гордостью; б) Достоинством;
в) Самоуверенностью; г) Мужеством.
12. Как в шутливой форме говорят о деньгах?
а) Презренный металл; б) Ненавистная бумага;
в) Жалкий пластик; г) Ужасная наличка.
13. Что делает с рублём копейка?
а) Стережёт; б) Бережёт;
в) Питает; г) Воспитывает.
14. Каким из этих слов не характеризуют деньги?
а) Лимон; б) Капуста;
в) Зелень; г) Ботва.
15. Как говорят о больших деньгах?
а) Куры не клюют; б) Мыши не грызут;
в) Волки не дерут; г) Глаза не смотрят.
16. Какие знаки надеется увидеть на денежных банкнотах каждый кассир?
а) Водяные; б) Воздушные;
в) Магические; г) Астрономические.
На товаре быть должна
Коль трудился круглый год,
Журчат ручьи, промокли ноги,
В море коварном товаров и цен
Дела у нас пойдут на лад:
Чтобы дом купить я смог,
Как ребёнка нет без мамы,
И врачу, и акробату
В банке для всех вас висит прокламация:
Мебель купили, одежду, посуду.
Чтобы партнёров не мучили споры,
На рубль – копейки, на доллары – центы,
Чуть оплошаешь – так в тот же момент
Если банк попросим мы,
Денег нам он даст взаймы.
Ну а в древности, веками,
Кто ссужал людей деньгами? (Ростовщик.)
В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень
Все налоги целый день. ( Бухгалтер.)
Фирмой крупной управляет
И разумно, и умело.
Деньги так распределяет,
Чтоб росло и крепло дело.
Порученья он даёт
Всем сотрудникам своим,
Чтобы фирма шла вперёд,
Приносила прибыль им. (Менеджер.)
Путем перегруппировки и объединения букв, составляющих слова, составьте экономические определения:1. КАБАН+ ТОН= разновидность бумажных денег (БАНКНОТА)2. И ОН+ ЦАРЕК= владелец акции (АКЦИОНЕР)3. В ИД+ ДЕНДИ= доход акционера на каждую акцию, формирующийся за счет части при были предприятия выпустившего акции. ( ДИВИДЕНД)4. Т ЕСТО+ МИР+ САН= набор одноименной продукции, конкретизируемой по наименованиям, видам, сортам и так далее (АССОРТИМЕНТ)
5. Т И Ц Д Ф Е И (ДЕФИЦИТ)6. Ю А Л В А Т (ВАЛЮТА)
Презентация «Практическая работа в группах «Эксперимент»»
Внимание! Внимание, друзья!Следующий конкурс объявляю я. На вопросы смелей отвечайте
И бюджетки скорей получайте!
Презентация мировой и национальной валюты (домашнее задание)
Пришло время посчитать свой заработок. Предоставим это право жюри.
Сценка «О бюджете»
Подведение итогов мероприятия , награждение.
Презентации разработаны в качестве вспомогательных материалов к учебно-методическим комплексам по финансовой грамотности для 10-11 классов и предназначены для использования в учебном процессе для сопровождения занятий по финансовой грамотности. Главная функция презентации – наглядное представление предмета занятий обучающимся.
- Какие услуги банк оказывает частным лицам
- Как защитить деньги на банковском вкладе
- Проценты, условия, выбор
- Что такое кредит
- Кредит и его условия
- Оценка стоимости кредита и возможностей его погашения
- Какой кредит выбрать
- Ипотечные кредиты
- Банковская карта
- Стратегии инвестирования
- Ценные бумаги — способ быть кредитором или иметь долю в бизнесе
- Где можно купить и продать ценные бумаги
- Паевые инвестиционные фонды — самый доступный способ владеть ценными бумагами
- Экономические кризисы
- Как работает страхование
- Страхование имущества
- Страхование жизни и здоровья
- Страхование гражданской ответственности
- Собственное дело или работа по найму
- Как создать свой бизнес
- Финансы собственного бизнеса
- Оценка риска инвестиций
- Финансовое мошенничество
- Какие бывают пенсии
- Какие налоги мы платим
- Как платить налоги, включая ответственность за неуплату или несвоевременную уплату
- Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет
- ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Какие услуги банк оказывает частным лицам
Презентация дает представление о разнообразных видах банковских услуг, разъясняет учащимся, для чего банк может быть нужен физическим лицам. Презентация подробно рассказывает о ведении банковских счетов, расчетно-платежных операциях, операциях со вкладами, кредитовании, операциях с банковскими картами, операциях с драгоценными металлами, а также о доверительном управлении денежными средствами.
Как защитить деньги на банковском вкладе
Презентация рассказывает о системе государственных гарантий по банковским вкладам в России и о том, как вкладчики могут ее использовать. Объясняется, что банк, хранящий средства вкладчиков, может стать банкротом, если выданные им кредиты не будут возвращены. В этом случае вкладчикам гарантируется возмещение за счет Агентства страхования вкладов (АСВ). Возмещению подлежат вклады до суммы 1,4 млн рублей в одном банке. Вкладчикам, обладающим более крупными суммами, рекомендуется распределять их между разными банками.
Проценты, условия, выбор
Презентация дает учащимся представление о банковском вкладе, как одной из главных услуг, которую коммерческий банк предоставляет гражданам и организациям. Показана разница между обычным банковским счетом и депозитом. Презентация подробно разъясняет отличительные особенности двух основных видов банковских вкладов: срочного вклада и вклада до востребования, а также «промежуточных» вариантов — вкладов, допускающих довнесение и частичное снятие денег. Вводится понятие «процентная ставка» и рассматриваются ее виды: номинальная, реальная и эффективная ставка. Показано, как считаются проценты по вкладу.
Что такое кредит
Презентация рассказывает об услуге кредитования в первую очередь как об альтернативе «накопительному» способу приобретения материальных благ. Раскрывается разница между понятиями «кредит» и «заем», излагается возможный ход рассуждений о том, целесообразно ли брать кредит. Отдельно внимание уделяется оценке безопасности кредитования в конкретном случае (расчете собственной кредитоспособности). Излагается специфика займов, выдаваемых кредитными кооперативами и микрофинансовыми организациями, причем отмечается, что последние нередко взимают экстремально высокие проценты.
Кредит и его условия
Задача презентации — способствовать учащимся в понимании того, что такое кредит, показать, как важно сравнивать различные кредитные предложения и понимать их последствия. В презентации подробно рассматриваются экономические характеристики кредита: возвратность, платность, срочность, обеспеченность и дифференцированность.
Оценка стоимости кредита и возможностей его погашения
Презентация подробно разбирает понятие полной стоимости кредита (ПСК) и рассматривает ее составляющие. Презентация дает учащимся четкое понимание того, что кредит — услуга платная, что перед тем, как брать кредит, нужно заранее просчитывать последствия этого шага и что долг непременно придется вернуть. Презентация описывает негативные последствия невыплаты кредита и уделяет особое внимание тому, как правильно поступать в случае, если заемщик теряет возможность платить по кредиту.
Какой кредит выбрать
Презентация объясняет разницу между целевыми и нецелевыми кредитами. Описаны основные виды целевых кредитов: образовательные, на покупку автомобилей, ипотечные. Поясняется, что ипотечные и автомобильные кредиты предоставляются под залог, а процентная ставка по ним, как правило, ниже, чем по беззалоговым нецелевым кредитам. Дается информация о нецелевых кредитах — потребительских и предоставляемых держателям кредитных карт.
Ипотечные кредиты
Задача презентации — дать учащимся представление об ипотечном кредите как способе приобретения собственного жилья. Презентация подробно разбирает ключевые условия ипотечного кредитования: первоначальный взнос; залог; расходы по ипотечному кредиту как важную часть семейного бюджета. На примере конкретных жизненных ситуаций презентация предлагает учащимся рассмотреть оптимальный выбор между съемным, ипотечным и купленным за собственные деньги жильем.
Банковская карта
Презентация разъясняет, что такое банковская карта и как она работает. Отмечается, что с помощью банковской карты можно распоряжаться деньгами на своем счете, используя различные устройства: банкоматы, терминалы в точках продаж, смартфоны и компьютеры. Рассматриваются возможные доходы и расходы, связанные с владением и использованием банковских карт, в частности, кешбэк. В презентации приводятся рекомендации по выбору банковской карты и даются базовые советы по безопасности при обращении с ней.
Стратегии инвестирования
Задача презентации — дать учащимся представление о возможностях инвестировать — вкладывать свободные деньги с целью получения дохода. Презентация разъясняет, что на финансовом рынке доступны разнообразные инструменты инвестирования, при этом более доходные инструменты связаны с более высоким риском.
Ценные бумаги — способ быть кредитором или иметь долю в бизнесе
Презентация должна дать учащимся представление о ценных бумагах как инструменте инвестирования свободных денежных средств. Даются определения и подробные характеристики разных видов ценных бумаг: долевых — акций и долговых — облигаций и векселей.
Где можно купить и продать ценные бумаги
Презентация объясняет учащимся принципы и порядок работы фондовых бирж. Кратко рассказывается об истории бирж — от мест, где в старину собирались купцы для заключения сделок, до современных интернет-платформ. Описываются возможности для физических лиц на рынке ценных бумаг. Отмечается, что обычный гражданин может покупать и продавать ценные бумаги только при помощи организаций-посредников — брокеров и доверительных управляющих. Взаимодействие инвестора и брокера подробно разбирается на конкретном примере. Приводятся также примеры доверительного управления. В презентации рассматриваются условия, которые следует соблюдать инвестору при выборе брокера или доверительного управляющего.
Паевые инвестиционные фонды — самый доступный способ владеть ценными бумагами
В презентации раскрывается смысл понятия «паевой инвестиционный фонд», объясняется, что такое пай подобного фонда. Презентация поясняет, что приобретение паев позволяет мелким инвесторам вкладывать средства в диверсифицированные инвестиционные портфели, управляемые согласно стратегии, разработанной специалистом.
Экономические кризисы
Как работает страхование
Презентация призвана разъяснить учащимся суть страхования. Она описывает основные цели и задачи страхования — защиту от убытков и компенсацию причиненного ущерба. Раскрывается механизм компенсации финансовых потерь и формирования суммы страховых выплат.
Страхование имущества
В презентации представлен один из основных видов страхования, связанный с компенсацией ущерба, нанесенного имуществу. Разъясняется суть рисков ущерба или утраты имущества. Названы виды имущества, которое может быть объектом страхования.
Страхование жизни и здоровья
Задача презентации — объяснить школьникам принципы работы системы страхования жизни и здоровья человека. Разъясняется, что в рамках этой системы страховыми случаями являются болезни, травмы, инвалидность или смерть. Раскрывается суть имущественного интереса страхователя. Излагаются основные принципы обязательного медицинского страхования (ОМС) и добровольного страхования жизни и здоровья (ДМС).
Страхование гражданской ответственности
В презентации разъясняются понятия гражданской ответственности и непреднамеренного причинения ущерба. Названы основные виды такого ущерба: материальный, моральный, причинение вреда здоровью. Описаны принципы компенсации ущерба, нанесенного при использовании транспортных средств — действие системы обязательного страхования ОСАГО. Изложены принципы добровольного страхования — ДСАГО.
Собственное дело или работа по найму
Презентация сопоставляет два разных способа заработка — труд по найму и собственный бизнес, предпринимательство. Предпринимательство дает больше самостоятельности и предполагает больший потенциальный доход, однако требует значительных усилий, подразумевает серьезную ответственность предпринимателя и, кроме того, связано с высокими рисками. Работа по найму в большей степени гарантирует стабильность дохода, предполагает ограниченное время работы и относительно узкий круг обязанностей, но связано с подчиненностью и не всегда вознаграждает затраченные усилия.
Как создать свой бизнес
Презентация описывает последовательность задач, которые необходимо решить при создании собственного дела. Подчеркивается, что для достижения успеха необходимо правильно понимать потребности клиентов и иметь план действий для их эффективного удовлетворения. В презентации раскрываются некоторые особенности стартапов, новых предприятий в высокотехнологичных отраслях. Уделено внимание анализу рынка, формированию стартового капитала.
Финансы собственного бизнеса
Задача презентации — разъяснить учащимся экономику собственного бизнеса: доходы, расходы, финансовый результат, денежные потоки. Представлены основы налогообложения бизнеса, показатели его деятельности. Объясняется, от чего зависит и на что влияет стоимость бизнеса. Вводится понятие «собственный капитал» (активы минус обязательства). Показано, что в успешном бизнесе собственный капитал всегда положительный. В качестве итога в презентации представлены формулы, определяющие финансовые показатели бизнеса. Одна выражает стоимость компании, вторая описывает его финансовую успешность. Подчеркивается, что получение прибыли — основная цель бизнеса.
Оценка риска инвестиций
Разъясняя, что такое финансовые инвестиции и для чего они нужны, презентация показывает, что при выборе объекта инвестиции необходимо отдельно рассматривать риски, обусловленные общерыночными причинами, и риски, связанные с конкретной ценной бумагой или их портфелем.
Финансовое мошенничество
Презентация дает определение понятию финансового мошенничества. В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, мошенничество — преступление, связанное с незаконным присвоением чужой собственности или прав на нее посредством обмана или злоупотребления доверием.
Какие бывают пенсии
Презентация показывает, что в современной России пенсия — ежемесячное денежное пособие для обеспечения граждан в старости, а также в случае инвалидности или потери кормильца — выплачивается за счет системы обязательного пенсионного страхования. При этой схеме все работающее население платит страховые взносы, из которых формируется фонд для выплат пенсий тем, кто работать уже не может.
Какие налоги мы платим
Одна из задач презентации — разъяснить значение налогообложения для обеспечения социального и экономического благополучия государства. Презентация подробно рассказывает, какие в России существуют виды налогов, уплачиваемых гражданами: налог на доходы физических лиц (НДФЛ); транспортный налог; земельный налог; налог на имущество. Презентация разбирает ставки налогов и порядок их уплаты.
Как платить налоги, включая ответственность за неуплату или несвоевременную уплату
Презентация объясняет основы налогообложения физических лиц в России. Показаны механизмы уплаты налогов гражданина. В частности, разъясняется, как работодатель уплачивает подоходный налог (налог на доходы физических лиц, НДФЛ) за наемных работников. Приводятся примеры расчета НДФЛ.
Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет
Задача презентации — разъяснить учащимся, что такое налоговые вычеты и каким образом они реализуются, как их получать. Объясняется, что по налогу на доход физических лиц (НДФЛ) законом предусматривается ряд льгот, важное место среди которых занимают вычеты — часть получаемого гражданином дохода, которая не облагается налогом. Вводится понятие налоговой базы — общей суммы дохода, с которой гражданин должен уплатить налог.
Презентации разработаны как вспомогательный учебный материал к учебно-методическим комплектам по финансовой грамотности для учащихся 10-11 классов. Альтернативно педагог может использовать их в рамках любой программы для обсуждения в классе отдельных тем финансовой грамотности. Анимированную презентацию предполагается использовать для оживления восприятия материалов занятия, облегчения разбора наиболее сложных моментов, а также структурирования информации. Методические рекомендации удобно использовать, чтобы быстро ознакомиться с содержанием презентации.
Материал не требует актуализации.
C 26 октября по 15 декабря – методические вебинары для педагогов
Для учащихся средних и общих образовательных организаций
Для студентов профессиональных образовательных организаций
Для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
до 21 ноября участвуйте в ежегодном Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности
до 21 ноября учавствуйте в ежегодном Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности
Управление своими финансами. Личный и семейный бюджет. Как ставить и достигать финансовые цели. Финансовая подушка безопасности. Принципы осознанного потребления.
Главные принципы кредитования и ответственное отношение к взятым обязательствам. Сохранение и преумножение сбережений с помощью банковского вклада. Безопасное и выгодное использование банковских карт.
Основы страховой защиты для себя и близких. Страховые риски. Страховая ответственность. Как выбрать страховую компанию. Дополнительный доход при помощи страховки.
Что важно знать начинающему инвестору. Основные принципы инвестирования. Выбор финансовых инструментов для достижения цели. Как работает биржа, как выбрать посредника.
Правила ориентации в современном киберпространстве и главные свойства информации. Основы защиты своих данных при использовании электронных сервисов.
Бизнес и предпринимательство. Выбор идеи для бизнеса. Основы составления бизнес-плана. Ответственность и финансовые риски владельца бизнеса. Личные качества предпринимателя.
История денежной политики и финансовые интересы страны. Денежные реформы. Эмиссия. Банкноты и монеты в обращении: признаки подлинности и платежеспособности. Жизненный цикл денег.
Как работают налоговая и пенсионные системы. Виды имущественных налогов, как они рассчитываются, права и обязанности налогоплательщика. Понятие пенсии, принципы ее формирования и возможные варианты пенсионного обеспечения.
Правильный выбор и ориентация в мире профессий. Востребованность профессий финансиста, бизнес-информатика и педагога. Профессиональные требования к специалистам.
Выберите урок, дату и время в расписании или через каталог уроков
Зарегистрируйтесь на выбранный урок
Примите участие в уроке классом или индивидуально
Заполните форму отзыва после урока и получите сертификат участника на почту
Проект для педагогов и организаторов детского отдыха. Здесь можно найти развивающие игры, которые познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности и помогут учащимся старших классов закрепить свои знания, полученные на уроках.
Информационно-просветительский ресурс Банка России для широкой аудитории, а также для преподавателей финансовой грамотности. Здесь вы найдете понятные статьи про финансы, полезные сервисы и познавательные игры, методические рекомендации и готовые презентации для уроков.
Группа, в которой педагоги, методисты и волонтеры делятся лучшими практиками повышения финансовой грамотности, сценариями игр, викторинами и конкурсами, анонсами мероприятий, интерактивными уроками и другими интересными проектами.
На занятиях участники узнают, как безопасно и эффективно пользоваться банковскими услугами, выбирать финансовые инструменты, использовать современные онлайн-технологии и защищаться от мошенников.
Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Для учащихся 10–11 классов изучение курса финансовой грамотности имеет особое значение, поскольку, окончив школу в 18 лет (как часто бывает), человек получает право на самостоятельное осуществление любых финансовых операций. Поэтому необходимо, чтобы выпускник вступил во взрослую жизнь подготовленным к взаимодействию с различными финансовыми организациями: коммерческими банками, инвестиционными фондами, страховыми компаниями, фондовой и валютной биржами, налоговыми органами и др.
В условиях быстрого развития финансовой сферы современного общества главное – не просто научить старшеклассника действовать по алгоритму, но и сформировать метапредметное умение ориентироваться в финансовом пространстве, оценивать различные варианты решения финансовых задач и находить оптимальный вариант в конкретных жизненных обстоятельствах. Не менее важным являются формирование ответственного отношения к принимаемым на себя финансовым обязательствам и умение сопоставлять своё финансовое поведение с правовыми и моральными нормами государства и общества.
Все это можно найти в программе данного курса, в рамках которого изучается история развития и становления финансовых институтов, историческая обусловленность появления тех или иных финансовых услуг и продуктов. Финансы тесно связаны с правом, поэтому в ходе освоения курса предусматривается учебная деятельность, осуществляемая на стыке правовой и финансовой грамотности. Кроме того, во всех модулях курса отрабатываются задания, подобные тем, которые входят в Единый государственный экзамен (далее – ЕГЭ) по обществознанию (раздел «Экономика») и математике.
Таким образом, освоение учащимися 10–11 классов курса финансовой грамотности создаёт условия для их успешной социализации, профориентации в экономических специальностях и более глубокого понимания современной мировой и российской финансово-экономической действительности.
Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразовательной организации, социально-экономический профиль.
В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, приведён календарно-тематический план занятий, описаны формы и методы организации образовательного процесса, представлен перечень учебно-методических ресурсов.
Учебная программа 2020 (PDF, 300 Кб)
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразовательной организации, социально-экономический профиль. В пособии рассматриваются основные элементы финансовой системы современной России и описываются модели рационального поведения в различных финансовых ситуациях. Учащиеся узнают, как устроены банки и фондовые биржи, что такое акции и облигации, какие виды налогов существуют, как формируется пенсия, что такое стартапы и финансовые риски.
Материалы для учащихся 2020 (PDF, 15.74 Мб)
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10 – 11 классы общеобразовательной организации Методические рекомендации включают общую характеристику методики обучения финансовой грамотности и раскрывают особенности проведения занятий и планы их построения. К каждому занятию по теме курса приводятся ответы к соответствующим заданиям из рабочей тетради. Материалы к заключительному занятию представляют собой итоговую проверочную работу в двух вариантах с ответами. В пособие также включены сценарии для проведения дополнительных занятий в форме учебных игр, коммуникативных турниров, экскурсий.
Методические рекомендации для учителя 2020 (PDF, 816 Кб)
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10 – 11 классы общеобразовательной организации, социально-экономический профиль.
Пособие призвано помочь родителям освоить содержание курса «Финансовая грамотность», который старшеклассники изучают в школе. В живой и доступной форме в пособии объясняется, как необходимо действовать в той или иной ситуации финансового характера, и предлагаются практические советы, которые позволят взрослым успешно решать свои проблемы в финансовой сфере и научить этому своих детей.
Материалы для родителей 2020 (PDF, 3.77 Мб)
Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 10–11 классы общеобразовательной организации, социально-экономический профиль.
В рабочую тетрадь включены практические задачи и тесты, вопросы на анализ графиков и диаграмм и пр. Большое количество заданий, представленных в пособии, аналогичны по своему типу и содержанию заданиям ЕГЭ по обществознанию. Предлагаемый в рабочей тетради материал позволяет педагогам проводить проверку знаний учащихся и выстраивать для каждого из них индивидуальную образовательную траекторию.
Рабочая тетрадь 2020 (PDF, 750 Кб)