Классный час «В гостях у гнома Эконома. Все о деньгах»
Продолжительность занятия – 45 минут
Внеурочное мероприятие: классный час
Тема: «В гостях у гнома Эконома. Все о деньгах»
Цель: знакомство учащихся с новыми понятиями («деньги», «монета»), историей появления денег, планированием расходов денег.
Тип: игра – путешествие (получение новых знаний на основе имеющихся).
Продолжительность занятия – 45 минут.
Оборудование, дидактический материал: карточки с заданиями (см. Приложения); листы бумаги для выполнения задания, фломастеры, мультимедийная презентация “Все о деньгах”.
Технические средства обучения: ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Методика и технология проведения мероприятия
В мероприятии участвуют обучающиеся 2-3 классов. В процессе подготовки участники выполняют опережающее задание по истории возникновения денег. В ходе проведения мероприятия за правильный ответ или сообщение ученик получает жетон. Ведущему помогают помощники – по одному представителю от класса (команды). В конце мероприятия по количеству жетонов у учащихся определяются три победителя и класс-победитель.
Ведущий: (показывает игрушку гнома).
Он желает всем удачи! За работу, в добрый час!
I. Знакомство со словами: «деньги», «монета».
Ребята! Сегодня мы будем путешествовать по стране «Деньги» вместе с гномом Экономом. ( Слайд 1)
Каждый день вы слышите по радио или телевидению, дома и в школе слова: «деньги», «монета». Знаете ли вы, что они обозначают? С деньгами сталкивается любой человек – рабочий он или фермер, математик или певец, ученик или дошкольник.
(Слайд 2). Давным-давно, когда люди, чтобы выжить, охотились, выращивали зерно, разводили скот, строили хижины, у них появилась необходимость обмениваться вещами, предметами. Те, у кого было много овец, меняли их на одежду. Охотники меняли мясо на зерно. Рыбаки, наловившие много рыбы, меняли её на орудия труда. На современном языке это называется бартером – обменом товара на товар. Но постепенно люди поняли, что удобнее при обмене сравнивать товары не друг с другом, а с каким-то одним товаром. В роли такого товара выступали то соль, то мех, то редкие ракушки, то животные (например, коровы). На современном языке товары, которые применяются не только по своему прямому назначению, но и как деньги, называют товарными деньгами.
Давайте выясним, зачем же нужны деньги? (Слайд 3).
Ребята, что можно купить за деньги? Соедините стрелками (работа парами с карточками).
Да, ребята. Деньги – это отношения между людьми, которые у них складываются, когда одни создают товар, продают его или покупают. Товаром может стать все, что продается и покупается. Это могут быть разные вещи, услуги (подстричь – в парикмахерской, отправить письмо – на почте). А также произведения искусства: стихотворение, картина. Идеи тоже продаются, будь то проект нового автомобиля или научная разработка. И рабочая сила человека идет на продажу, за нее выплачивается заработная плата.
Гном Эконом, ребята, предлагает нам отправиться в путешествие в далекую историю, чтобы выяснить, что означают слова: «деньги» и «монета».
Сообщения о происхождении слов, которые обозначают название денег.
1-й ученик: Что означает слово «монета»? Это имя (точнее прозвище) древнеримской богини Юноны Моneta – по латыни «советчица». Жрецы храма Юноны-Монеты должны были во время войн давать мудрые советы от её лица римским властям. При храме находился монетный двор, где чеканились деньги. По имени «хозяйки» храма они стали называться монетами. ( Слайды 4, 5)
2-й ученик: А слово «деньги» (в древнерусском языке употреблялось и единственное число – деньга) известно у нас с конца XIV века. Учёные предполагают, что оно могло быть занесено на Русь из Ирана торговыми людьми или путешественниками. ( Слайд 6).
В Древней Руси рублей и копеек еще не знали. Стоимость вещей оценивались в таких денежных и весовых единицах, как гривны, ногаты и куны. Гривна – это слиток серебра примерно в 200 гр. Ногата и куна – это часть гривны. ( Слайд 7).
3-й ученик: Часто так получалось, что нужно было уплатить не гривну, а половину гривны, треть, четверть. От слова «рубить» (древнее – рубь – край, грань) и произошло название. При Иване Грозном в XYI веке появилась копейка. Тогда были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьем в руке. В народе быстро прозвали их «копейными деньгами» или копейками. ( Слайд 8).
Ребята, давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем, что означает слово «скотник» (Это человек, который ухаживает за животными, за скотом).
Кто из вас хотел бы работать скотником? Нет желающих?
А раньше скотником хотели работать многие. Это была очень уважаемая профессия. И все потому, что скотником назывался КАЗНАЧЕЙ, ХРАНИТЕЛЬ ДЕНЕГ. Как вы думаете, что это были за деньги?
Да, деньгами на Руси был скот – овцы, коровы, быки. Чем больше стадо было у человека, тем богаче он считался. Это была ответственная профессия. Вдруг с животными что-то случится! Всего, что накоплено можно лишиться в один миг.
Ведущий: А как вы думаете, почему животные перестали быть товарными деньгами? (Они могли погибнуть, мех превратиться в труху). Сейчас деньги делают бумажными или металлическими. В каждой стране они называются по-разному: евро, доллар, пеня, марка и т.д.
II. Турнир вопросов. ( Слайд 9).
А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели – вновь за дело.
Переходим к следующему заданию.
III. Задание «По странам и континентам». ( Слайд 10).
Поиграем в игру Кахут. Возьмите свои карточки и прочитайте вопрос про себя, подумайте, какой будет правильный ответ. Найдите в классе тот значок, который соответствует правильному ответу. Покажите мне свою готовность жестом. По моей команде подойдите и встаньте рядом с тем значком, котрый соответствует вашему правильному ответу.
Необходимо соединить прямыми линиями страну и её валюту (работа парами):
IV. Аукцион пословиц о труде, бережливости, экономии, смекалки.
Ребята, переходим к следующему заданию. Приготовьте свои QR коды.
V. Задание «Мой бюджет».
Ведущий: Сегодня мы узнали много интересного о деньгах. Знаем, что их надо зарабатывать, чтобы они у нас были. Но, почему-то денег всегда не хватает. Как говорил Винни-Пух, мед если есть, то его сразу нет. Так же и деньги. Как только они появляются, тут же куда-то исчезают. И проблема не столько в их количестве, сколько в желании тут же их потратить. То есть первый враг денег — это мы сами, если наши желания опережают наши возможности. И сейчас мы вместе с гномом Экономом выясним, что же надо делать, чтобы были деньги.
Ребята, первый шаг выйти из замкнутого круга нехватки денег очень прост — разумное планирование расходов и контроль за ними. Это вовсе не означает, что надо отказаться от покупок и удовольствий. Нужно лишь понять, что действительно необходимо, а без чего можно обойтись, и спланировать свои расходы, исходя из доступных средств. Такой план называется бюджетом. И он должен работать. Мало его составить — его надо реализовать. И начнем мы прямо сейчас. В течение месяца записывайте свои расходы и затем обсудите ваш бюджет с родителями. ( Слайд 12).
Раздаются карточки «Мой бюджет» (приложение №3).
На этом наше путешествие заканчивается. Подведем итоги нашего мероприятия:
Фамилия _______________________ Имя ____________________ Класс ____
Насколько расходятся ответы? Как ты думаешь, с кем это связано?
Для беседы с родными можешь использовать следующую табличку:
Попробуй спрогнозировать бюджет на следующие 2-3 месяца, а затем сравни факт с планом. Получилось ли у тебя? Насколько план был далек от реальности? Почему так произошло? Как можно повысить свои доходы? Как можно снизить расходы?
Итого: дефицит (не хватает средств)/профицит (возникают сбережения).
Составьте таблицу и обсудите ее с родителями. Для каждой статьи расходов есть три колонки: «План» — утвержденная мамой сумма, «Факт» — то, что получилось в действительности, «Альтернатива» — как можно было бы сэкономить.
Ребята! Желаю удачи в Ваших Исследованиях!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22 имени С. Е. Войтенко
- Старший дошкольный возраст
- По формированию основ финансовой грамотности
- Физминутка «Гномик вышел погулять»
- Слайд 2 Я вообще-то добрый гном,
- Слайд 3ЭкономикаЭто наука о деньгах, она учит, как зарабатывать деньги, как их
- Слайд 4Чтоб продукты потреблять, В платьях модных щеголять,Чтоб вкусно есть и питьНужно
- Слайд 6Овощи, лекарства, новая кукла, молоко, билет в кино, отдых на море,
- Слайд 8Экономия при покупке продуктов
- Слайд 13 Воду, водицу, водичку мы любим, Кран повернём – и литрами губим. Знай,
- Слайд 14ЗагадкиПровела я солнцеНа своё оконце,Потолку повесилаСтало дома весело.
- Слайд 15ЗагадкиЧудо-ящик, в нём окно,В том окошечке кино.
- Слайд 16ЗагадкиПолюбуйся, посмотри –Полюс северный внутри!Там сверкает снег и лёд,Там зима сама
- Слайд 20Собери пословицуБережливостьрубль бережет. – лучшее богатство. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Кто
- Слайд 21Что вы запомнили?Что новое узнали?
Старший дошкольный возраст
Воспитатель Куценко О. Г.
х. Александровский 2022г.
По формированию основ финансовой грамотности
Цель: закрепить элементарные экономические представления, воспитывать интерес к экономике. Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд -деньги». Выявить знания детей, что такое деньги(или обмен товарами).
Выявить знания детей о понятии «деньги».
Раскрыть сущность понятие доход и его .
правильное отношение к деньгам, как предмет жизненно необходимый.
Научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.
Развивать познавательный интерес мышление память.
Воспитывать любознательность в процессе познавательно –игровой деятельности.
положительные взаимоотношение .
Методы и приемы: наглядный, словесный, наглядный.
Материал: презентация “Школа Гнома -Эконома”, мяч, игра- пазлы «Состав числа из двух меньших в виде монет» цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий, шкатулка с заданиями от Гнома -Эконома, сертификат об окончании школы финансовой грамотности (на каждого ребенка).
Предварительная работа: Чтение худ. литер: В. Крючкова ( Путешествие экономика и его друзей, мультфильм о .
Ведущая: Здравствуйте ребята, мы сегодня собрались для участия в викторине, посвящённой «Окончанию школы финансовой грамотности»
Гном-эконом приготовил для вас задания.
Будут участвовать две команды: команда «Рублики», команда «Копеечки»
В этом ящике – задания.
Внимание первое задание!
1. КОНКУРС «Игра с мячом “Вопрос -ответ”
В:Что такое зарплата?
Д.: деньги, получаемые за труд, работу.
В.: Что такое доход семьи?
Д.: все деньги, получаемые всеми членами семьи.
В.: Как можно экономить деньги дома?
Д: меньше покупать игрушек, конфет, экономить электроэнергию.
В.: Что такое денежный расход?
Д.: деньги потраченные на что – то.
В.: Какие денежные расходы семьи можно назвать основными?
Д: покупка продуктов, оплата коммунальных услуг, оплата за детский сад.
В.: К каким расходам можно отнести покупку игрушек?
Д.: покупка игрушек- это не основной расход.
Д.: Информация о чем – либо
В.: Где лучше хранить деньги?
Д.: Деньги нужно хранить в сберегательном банке.
Ведущая::А вы знаете пословицы про труд ? (Да)
Молодцы.! А сейчас я буду задавать вопрос каждой команде по очереди. Готовы? (Да)
-Скучен день до вечера когда делать (нечего)
3 КОНКУРС. Игра “Доскажи словечко”
Я буду задавать вопрос вы будете отвечать. Готовы?
-На товаре должна быть обязательно (цена)
-Коль трудился целый год будет кругленький (доход)
-Люди ходят на базар там дешевле весь (товар)
-И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)
-Очень вкусная витрина у овощного (магазина)
Половинку от зарплаты, называют как ребята? (аванс)
Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)
Чтобы партнёров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)
Чтоб хранить свои доходы на карманные расходы, хрюшка требуется мне, та что с дыркой на спине? (копилка)
На товаре быть должна , обязательно (цена)
Это крупный магазин, у него не счесть витрин. всё найдётся на прилавке от одежды до булавки? (супермаркет)
Ведущая: Следующее задание из ящика
4 КОНКУРС. Игра- пазлы «Состав числа из двух меньших в виде монет»
Задание: Составьте единую стоимость товара разными монетами
Физминутка «Гномик вышел погулять»
Раз, два, три, четыре, пять,
Гномик вышел погулять.
Натянул свой колпачок,
Закрыл дверцу на крючок.
По лесу весело шагал,
Громко песню напевал.
В берлоге от шума проснулся медведь,
Начал он очень грозно реветь.
Гномик от страха весь задрожал
И быстро домой к себе побежал.
Ведущая: Кто знает как называется наука изучающая монеты?
( нумизматика. )
5 КОНКУРСДидактическая игра «Назови профессии»
Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.
Продавец – продает необходимые товары для жизни человека.
Пекарь – печет хлебобулочные изделия.
Фермер – выращивает продукты для человека.
Учитель- учит человека новым знаниям.
Швея- шьет одежду и все необходимое для человека.
Повар – готовит еду.
Ведущая: Молодцы ребята! Справились со всеми заданиями
Конспект занятия по финансовой грамотности, в подготовительной группе, «В гостях у Гнома – Эконома»
Провела воспитатель Карелина Т. Н. 01.12.2021г.
формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
– познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсия, зарплата;
– закрепить знания детей об истории возникновения денег;
– пробуждать здоровый интерес к деньгам;
– развивать познавательный интерес, умение размышлять, высказывать свою точку зрения;
– развивать наблюдательность, пополнять активный словарный запас детей за счет следующих слов: деньги, семейный бюджет, пенсия, зарплата, рубли, монета, купюра, банкнота, пластиковая карта, наличные и безналичные деньги.
– воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги, а также бережное отношение к деньгам, к природе, воспитывать у детей бережливость, желание помогать родителям экономить семейный бюджет.
Материалы и оборудование:
Игрушка Гном, оформление леса «Денежные деревья», «Река времени» с карточками, копилка, сундук с подарком.
: Сегодня мы совершим путешествие в мир экономики, а поможет нам в этом один очень умный и интересный друг. Вы хотите с ним познакомиться? (Ответы детей). Тогда слушайте.
правильно, какие вы молодцы! Пенсия – это деньги, которые пожилым людям, проработавшим много лет. А вот все деньги, которые заработали Гном – Эконом, его жена, дедушка и бабушка Гномы, называется . Давайте все вместе скажем (произносят хором фразу: семейный бюджет).
ребята, давайте расскажем нашему гостю как мы, которые не работаем, а посещаем детский садик, можем помочь родителям экономить семейный бюджет?
, обувь, игрушки, мебель, не лить зря воду, уходя, выключать свет, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать.
правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники, поэтому будем бережливыми ко всему, что нас окружает.
какие вы знаете поговорки о бережливости и экономии?
Поговорки ( говорят дети)
Молодцы, Эконом очень доволен вашей работой.
Гном – эконом знает много разных игр и заданий. Вы хотите поиграть с ним? Игры и задания Эконома не такие уж и простые, если мы будем хорошо работать, Эконом приготовил сюрприз (показать на сундук с сюрпризом).
А еще, в сказочном лесу Эконома растут деревья, деревья не простые, а денежные (показать на доску) Если вы отвечаете правильно, то мы может снять денежный листок. В конце занятия обменять их на сюрприз (показать на сундук с сюрпризом).
Физкультурная пауза (3-4 повтора)
Жил на свете добрый Гном (дети изображают движениями рук крышу дома,
Его звали Эконом (сжимают руки в кулаках,
Много в жизни повидал, (дети изображают «земной шар»)
И ребятам рассказал (прыгают и радуются).
Составить реку времени на доске, используя карточки (топоры, кувшины, ракушки, слитки, монеты, купюры, банковские карточки).
: дети, мы с вами уже знакомились с тем, как появились деньги? Давайте расскажем нашему гостю, что мы уже знаем.
: У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался. Они жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. Двигаемся во времени дальше. Люди научились выращивать нужные растения, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на животных, топоры, кувшины и другие товары. Но обменивать товары было очень сложно. Одними из первых денег были раковины моллюсков – каури, их добывали в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин. Прошло много времени, прежде чем появились металлические деньги, это были не такие деньги, которые есть сейчас. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков. Тогда они стали рубить слитки из серебра и золота и появился РУБЛЬ – от слова рубить и монеты, на которых изображен всадник с копьем, так появилась КОПЕЙКА. Но эти монеты были тяжелыми и их стали сдавать в Банк, который выдал им бумажные расписки, и их стали называть купюрами.
: Правильно. Каждое государство имеет свои деньги: в Америке – доллары, во Франции и Германии – это евро, а у нас в России – это рубли. Если у нас есть деньги в наличии (показать) их называют «наличные деньги». Еще бывают
безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). В настоящее время люди стали все больше пользоваться пластиковыми карточками. (снимаем с дерева денежку)
(если увижу, что дети устали)
Один, два, три, четыре, пять
Будем денежки считать,
Один и два оплатим дом,
Дом, в котором мы живем.
Третья монетка – одежду купить
На четвертую монетку купим есть и пить
Ну, а пятую пока
Спрячем на донышке кошелька!
Достать свои кошельки и выложить на столе монеты от самой маленькой по номиналу. (от 1 коп., 5 коп., 10 коп,. 50 коп., 1руб., 2 руб., 5 руб., до 10 руб.,)
(снимаем денежки с дерева)
3 задание по подгруппам. (2 подгруппы)
Нужно разделить банкноты на две группы, в одну отложить иностранную валюта, в другую наши рубли.
(Снимаем денежный листочек)
Я буду называть различные экономические слова, а вы говорить мне слова – наоборот. Готовы?
: Тогда начнем:
Покупатель – продавец
Покупка – продажа
Трудолюбивый – ленивый
Много – мало
Дорого – дешево
Доход – расход
Тратить — копить
Высокие (цены) – низкие (цены)
Наличные – безналичные
(Денежки сняли с дерева)
Двигательная игра «Покупки».
Хлопните в ладоши и скажите: «ДА», если можно купить за деньги этот товар.
Топните ногой и скажите: «Нет», если купить это нельзя. Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.
— Мы не можем купить здоровье близких и нас самих, купить счастье, удачу, дружбу. Самые важные и нужные в мире вещи не продаются и не покупаются.
– Вот и подошло к концу наше занятие. Мы заработали много денежных листочков.
– Скажите, а мы можем на них что – нибудь купить в магазине?
А почему вы так считаете?
А что значит не настоящие. Как называются деньги, которыми мы пользуемся?
– Давайте посчитаем, сколько мы заработали денег?
С экономикою нас
И как деньги получать
И их же экономить.
Мы доход своей семьи
Знаем цену всем вещам
Что нам покупали!
Будем знания получать,
И вам, детские сады,
В будущем построим!
Открываем сундук с сюрпризом и обмениваем денежные листочки на сладкие монеты.
Слайд 2 Я вообще-то добрый гном,
Добрый гном Эконом. Люблю денежки считать И хозяйство возглавлять. С вами рядом я живу С экономикой дружу.
Слайд 3ЭкономикаЭто наука о деньгах, она учит, как зарабатывать деньги, как их
Слайд 4Чтоб продукты потреблять, В платьях модных щеголять,Чтоб вкусно есть и питьНужно
Слайд 6Овощи, лекарства, новая кукла, молоко, билет в кино, отдых на море,
тетради, фрукты, новый телефон, конструктор, оплата за квартиру
Слайд 8Экономия при покупке продуктов
Слайд 13 Воду, водицу, водичку мы любим,
Кран повернём – и литрами губим. Знай,
экономя водицу–сестрицу,
Ты дашь возможность потомкам напиться.
Слайд 14ЗагадкиПровела я солнцеНа своё оконце,Потолку повесилаСтало дома весело.
Слайд 15ЗагадкиЧудо-ящик, в нём окно,В том окошечке кино.
Слайд 16ЗагадкиПолюбуйся, посмотри –Полюс северный внутри!Там сверкает снег и лёд,Там зима сама
Слайд 20Собери пословицуБережливостьрубль бережет. – лучшее богатство. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Кто
не бережет копейки
– тот сам не стоит ни рубля.
Слайд 21Что вы запомнили?Что новое узнали?
Каждый день вы слышите по радио или телевидению слово “экономика”. Знаете ли вы, что оно обозначает? С экономикой сталкивается любой человек – рабочий он или фермер, математик или певец, ученик или дошкольник. Экономика – это отношения между людьми, которые у них складываются, когда одни создают товар, продают его или покупают. Товаром может стать все, что продается и покупается. Это могут быть разные вещи, услуги (подстричь – в парикмахерской, отправить письмо – на почте ). Вы едете на автобусе, покупаете хлеб, звоните по телефону, смотрите телевизор, читаете книгу, а экономика всегда рядом с вами.
Точный перевод – “искусство ведения домашнего хозяйства”. С того, что нас окружает, с домашних дел и забот начинается наша экономическая жизнь. Чем она дает о себе знать? Прежде всего – ценой. Каждая вещь в вашем доме – имеет цену. Цена позволяет сравнивать вещи, вложенный в них труд. Она подсказывает вам выбор: это дорого, а это в самый раз, можно покупать. Деньги, что у нас в кармане, – кровь экономики, они текут от покупателя к продавцу.
Но так бывает не всегда. И вместе со словом экономика мы слышим слова: рыночная экономика, кризис. Сегодня мы должны выяснить, из чего состоит экономика. На какие части ее можно разделить.
Так что же такое экономика?
Это наука о деньгах, она учит как зарабатывать деньги и как их тратить. Кто знает экономику, тот правильно будет вести домашнее хозяйство, сможет правильно посчитать, сколько и чего надо купить в первую очередь, сколько денег надо оставить на непредвиденные ситуации. И вообще экономика – это очень интересно.
Как к нам попадают деньги? Их что находят, как героиня сказки К. И. Чуковского Муха Цокотуха?
Деньги получают взрослые на работе. Получают они их за труд.
А вы знаете где и кем работают ваши родители? Тогда познакомьте нас с их профессиями. (ответы детей). Теперь мы знаем, кем и где работают ваши папы и мамы.
За свой труд взрослые получают зарплату. Зарплата – это деньги, оплата труда за месяц, неделю или день. Зарплата мамы и папы составляют «семейный бюджет».
Но ведь в семье есть ещё члены, они тоже могут вносить в семейный бюджет какие – то доходы. Например, бабушки и дедушки. Они уже старенькие и не работают, но получают пенсию. Пенсия – это тоже деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет на заводах, фабриках и других предприятиях.
Если в семье есть старшие братья или сёстры, которые учатся в техникуме или институте, то они тоже получают деньги – стипендию – это плата за учёбу.
Давайте попробуем сосчитать семейный бюджет.
1 задание. Папина зарплата 5 рублей ,зарплата мамы 3 рубля. Каков семейный бюджет? (ответ детей 8 рублей).
2 задание. Папина зарплата 5 рублей, зарплата мамы 3 рубля и пенсия бабушки
3 рубля. Каков бюджет семьи? (ответ детей 11 рублей).
3 задание. Зарплата папы 5 рублей, зарплата мамы 3 рубля, пенсия бабушки и дедушки 3 рубля, стипендия брата 1 рубль, Каков бюджет семьи? (ответ детей 12 рублей).
Бюджет семьи не всегда одинаков, так как доход семьи может увеличиваться или уменьшаться.
Например, папа хорошо работал и в этом месяце получил премию. Премия – это деньги, получаемые дополнительно к заработанной плате, за особые успехи в работе.
Изменится ли бюджет семьи? Он станет больше или меньше? (ответы детей больше).
Бабушка вырастила хороший урожай овощей и излишки продала на рынке, за что получила деньги, дополнительный доход. Теперь бюджет семьи стал больше или меньше?(ответы детей больше).
Мы научились считать бюджет семьи. Повторите ещё раз что такое бюджет? (ответы детей бюджет это все деньги которые получают все члены семьи).
Как называются деньги, которые выплачивают родителям за их труд?(ответы детей зарплата).
Что такое стипендия? (ответы детей плата за учёбу).
Что получают бабушки и дедушки за свой долголетний труд, после того как уходят на отдых? (ответы детей пенсия).
Но наука экономика нас учит не столько зарабатывать, сколько экономно тратить заработанные средства.
– А куда тратят деньги ваши мамы и папы?
Каждый месяц мама и папа оплачивают за квартиру (за свет, газ, потребляемую воду, тепло), так же родители оплачивают д/сад, спортивные секции, кружки, которые вы посещаете, покупают продукты, одежду, вам игрушки, лекарства, оплачивают транспорт, который доставляет их на работу, водят вас в театры, цирк, на какие- то аттракционы).
Есть расходы, которые нельзя никак избежать: покупка одежды – она спасает нас от холода и непогоды, еда – без неё человек не может жить и быть здоровым, оплата жилья – без воды, света, газа , тепла – жизнь будет не комфортной, такие расходы называются основными.
А есть расходы неосновные, без которых можно обойтись.
Физминутка. Пальчиковая гимнастика.
Мы ходили на базар (идут пальцами правой руки по левой ладошке).
И купили там товар (поочерёдно кладут то левую, то правую ладонь друг на друга).
Туфли, тапочки, сапожки (поочерёдно соединяют пальцы с большим). Для Наташки и Серёжки, (развести поочерёдно ладони в стороны). Да ещё ботинки, для нашей Валентинки.
– Теперь давайте посчитаем. Сначала подсчитаем доход.
Папа получает 7 рублей, Мама -3 рубля, вы ходите в дсад и ничего не получаете Каков бюджет семьи? (ответ детей 10 рублей).
– Теперь посчитаем сумму расходов:
– На продукты семья тратит за месяц 4 рубля, за д/сад (брата или сестры) 1 рубль, за квартиру отдают 3 рубля, 1 рубль в месяц уходит на какие-то обновки или нужные вещи. Сколько всего семья расходует за месяц? (ответы детей 9 рублей).
Смогут ли мама с папой купить вам в этом месяце велосипед за 3 рубля? Почему? Что нужно сделать?
Наверняка у всех дома есть необычные домики — это копилки. Кто в них живёт? Правильно, денежки. Когда денежка входит в домик – доход (в дом «входит»), а когда уходит – расход – («раз и вышел»).
А для чего нужны копилки? Зачем люди копят деньги? (ответы детей).
Надеюсь, вам понравилось постигать азы экономики. Я надеюсь что мы ещё не раз совершим путешествие в эту удивительную страну и узнаем, что такое товар, цена и о многом другом. Вы все сегодня были очень внимательны, находчивыми и сообразительны, легко справлялись с трудными заданиями.