В ЧЕМ ВАЖНОСТЬ ОЛИМПИАДЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И КАК В НЕЙ УЧАСТВОВАТЬ

В ЧЕМ ВАЖНОСТЬ ОЛИМПИАДЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И КАК В НЕЙ УЧАСТВОВАТЬ Финзачет

Олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству

для учеников 1–9 классов

Проходила 1–31 марта 2023г.

Зарегистрировать учеников на олимпиаду могут учителя или родители

Об олимпиаде

Учи.ру (UCHi. RU) — образовательная онлайн-платформа. Более 10 млн учеников 1–11 классов изучают школьные предметы в интерактивной форме по индивидуальной траектории, готовятся к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, участвуют в олимпиадах.

Платформа также предлагает курсы в формате комиксов и образовательных игр по внешкольным предметам, которые развивают гибкие навыки, учат программированию, целеполаганию, игре в шахматы, логическому мышлению и правописанию.

Банк России — мегарегулятор финансового рынка. Он обеспечивает финансовую и ценовую стабильность, создает условия для развития конкурентоспособного финансового рынка и защищает права потребителей финансовых услуг. Банк России ведёт активную работу по финансовому просвещению: участвует в разработке образовательных программ для школ и вузов, проводит вебинары, онлайн-уроки для школьников, распространяет информационные материалы. Полезную информацию по различным финансовым темам можно найти на сайте Fincult.info.

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» помогает взрослым и школьникам создать и успешно развивать собственный бизнес. На базе центров «Мой бизнес» для ребят проходят открытые уроки и курсы по основам предпринимательской деятельности, деловые игры, конкурсы, тематические смены по предпринимательству. На сайте «Мой бизнес» школьники могут пройти онлайн-тестирование, которое определит их знания и предрасположенность к предпринимательской деятельности.

Минэкономразвития России отвечает за выработку и реализацию экономической политики Правительства России по целому ряду направлений, включая макроэкономику, финансовые рынки, поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, инвестиционную политику, развитие конкуренции и др. Одна из задач министерства — создание благоприятного экономического климата и улучшение условий ведения предпринимательской деятельности.

Миссия Министерства финансов Российской Федерации — способствовать развитию экономики, справедливому распределению национального дохода, обеспечению финансовой стабильности и национальной безопасности через эффективное и бережное управление государственными финансами, развитие и повышение надежности финансовой системы Российской Федерации.

При поддержке

Олимпиада по финансовой грамотности научит детей заработать и не потерять

Для школьников открылась регистрация на участие в ежегодной «Всероссийской Олимпиаде по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг», сокращенно «Финатлон для старшеклассников». О самой массовой профильной олимпиаде в стране рассказал ее основатель, председатель «Союза потребителей финансовых услуг» Игорь Костиков.

– Олимпиада по финансовой грамотности проводится с 2004 года. Выросло уже целое поколение людей, понимающих, что такое финансы и как ими грамотно распоряжаться. Игорь Владимирович, а что послужило причиной появления такой программы?

– Первоначально задача была привлечь школьников к азам финансовой грамотности. И именно тогда возник вопрос о проведении Олимпиады. И, собственно говоря, это было первое такое соревнование в своём роде. Оно было не такое большое, но за прошедшие годы, конечно, приобрело больший масштаб.

– Как я понимаю, в России до этого не было подобных попыток?

– Наша была первая, и она оказалась весьма удачной.

– Олимпиада – государственная программа?

– В самом начале ее поддерживала Федеральная комиссия по ценным бумагам России, потом подключились фондовые рынки, еще позже Финпотребсоюз. Сейчас она проводится при поддержке Роспотребнадзора и Центрального банка России.

– Кто может участвовать в Олимпиаде? Есть ли критерии отбора или достаточно просто подать заявку?

– А что представляют собой задания?

– Первый тур проводится в виде тестов. Всего их пять, разной степени сложности. Школьник должен ответить на эти тесты за отведенное время. Второй (финальный) тур включает в себя эссе, решение кейсов, творческих задач и блиц-игру. К финалу допускаются участники, успешно прошедшие тесты первого тура.

– Участники должны обладать какими-то первичными азами финграмотности или это совсем не обязательно?

– Без подготовки определенно будет сложно. Но у нас на сайте есть методический материал, есть электронные лекции с этого года и есть электронные библиотеки. Потому возможность подготовиться будет у всех желающих. Хочется отметить, что сейчас в Олимпиаде участвует 85 регионов. То есть все регионы России.

Наших выпускников с большим удовольствием берут все вузы

– Почему «Финатлон»?

– Олимпиада развивалась, и многие годы нас постоянно просили дать ей короткое название, для простоты упоминания и для лучшей узнаваемости. Это стало причиной поиска подходящего названия. И в этом году его нашли: «Финатлон для старшеклассников». Оно всем понравилось и хорошо узнается.

– Есть ли в перспективе, благодаря этой программе подготовки, повлиять на российскую экономику в будущем?

– Ну, мы сами прекрасно понимаем, что это в первую очередь финансовая грамотность. В прошлом году в Олимпиаде участвовало 79 тысяч человек, при этом охват был почти полтора миллиона. Это и одноклассники, родственники, родители и педагоги. То есть количество достаточно большое и само мероприятие привлекает широкий круг лиц, которые задумываются о финансовой грамотности. Это первое. Второе же, это сам уровень Олимпиады. Как я сказал, без подготовки в ней не поучаствовать. И поскольку это мероприятие предметное, то все результаты идут в экономические вузы, что способствует первому профессиональному опыту. Наших выпускников (мы так называем призёров Олимпиады) с большим удовольствием берут все вузы.

Собственно, одна из особенностей Олимпиады по финансовой грамотности это то, что она воспитывает ещё понимание ответственности за своё будущее. Благодаря этому дети начинают понимать, каким образом строить своё будущее с финансовой точки зрения: за что нужно платить, как обустраивать свою жизнь, что и сколько стоит, какими инструментами для этого можно воспользоваться. И не важно, какую профессию старшеклассник выберет в будущем. Главное – это зрелость и ответственность за свою судьбу.


В ЧЕМ ВАЖНОСТЬ ОЛИМПИАДЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И КАК В НЕЙ УЧАСТВОВАТЬ

Помогаем понять, как заработать деньги, как их использовать и сохранить

– В одной из статей Forbes за 2018 год была такая фраза: «В Америке детей уже с пелёнок учат грамотным инвестициям. А акциями и облигациями занимаются даже домохозяйки». Если брать нашу страну в этой нише, то как далеко мы находимся от Запада?

– Особое внимание в США уделяют контролю за предотвращением «конфликта интересов» в программах финансовой грамотности. Там банки, страховые компании, другие участники финансового рынка обязаны по закону финансировать программы финансовой грамотности, но не имеют права сами их реализовывать. У нас этого пока нет. Программами финграмотности там занимаются некоммерческие организации, как и в случае нашего «Финатлона».

На самом деле у нас есть и другой проект, который я уже упоминал. Это викторины по финансовой математике, финансовой грамотности и информационным технологиям для школьников с 6-го по 9-й классы. Эти викторины связаны проектами с нашей основной Олимпиадой. Победители «Школьного Финатлона» получили возможность попадать сразу в финал «Финатлона» для старшеклассников. Но касательно возраста, раньше делать подобное не имеет смысла, так как математику, например, дети должны осваивать не просто с точки зрения чего-то там, а с финансовой точки зрения, чтобы потом использовать это для понимания и обмена навыков.

– Может, это прозвучит наивно, но нет ли вероятности, что с такого юного возраста, приобщая людей к грамотным расчётам, мы можем воспитать достаточно меркантильную нацию, ищущую выгоды во всем?

– На самом деле я не вижу тут ни какой проблемы, так как практика показывает, что финансовая грамотность воспитывает, прежде всего, ответственность за своё будущее. И здесь не вопрос меркантильности, а скорее ответственности. Это раз. И, собственно, дети вырастают, уже понимая, что и семейные дела – это деньги, и увлечения – это деньги. Мы помогаем понять, как заработать эти деньги, как их использовать и как их сохранить. То есть это всё приводит к пониманию, что такое налоги и как их оплачивать. Дети фактически взрослеют на этом. За многие годы призёры и победители олимпиады стали и экономистами, финансистами, но и журналистами, социологами, психологами, физиками, программистами, управленцами и многими другими – всегда целеустремленными и знающими, как строить свою жизнь.

– В конце августа Пётр Осипов, один из основателей финансового проекта «Бизнес молодость», объявил о его закрытии. Но, несмотря на это, по-прежнему остаётся много так называемых «коучей», которые, по сути, продают «воздух». Мероприятия, подобные «Финатлону», как-то смогут предостеречь молодых людей от ошибок и участия в подобных наживных проектах?

– Естественно. « Финансовое мошенничество» – это одна из тем нашей Олимпиады. Участники «Финатлона» прекрасно знают о возможных финансовых рисках. И вот это знание механизма помогает продумать все возможные исходы.

СПРАВКА

Открылась регистрация на XVI Всероссийскую олимпиаду по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг для учащихся 8-11 классов, сокращенно “ФИНАТЛОН для старшеклассников”. Регистрация продлится до 25 ноября 2020 года.
Специально для АРБ Игорь Костиков, профессор, доктор экономических наук, председатель Совета Общероссийской общественной организации «Союз потребителей финансовых услуг» ответил на наши вопросы об олимпиаде.

– Как появилась Олимпиада и зачем она нужна школьникам?

– Олимпиада появилась 18 лет назад, и это было первое в нашей стране мероприятие по финансовой грамотности. Сегодня в нем принимают участие десятки тысяч учащихся, в прошлом году мы зарегистрировали 79 000 участников. Мы думали, как школьников научить пользоваться финансами, и так родилась идея олимпиады. Школьникам она нужна по нескольким причинам. Во-первых, это предметная олимпиада, а значит, она дает возможность получить дополнительные баллы, в зависимости от занятого места, и рассчитывать на внеконкурсное поступление в университет, вне зависимости от результатов ЕГЭ. Во-вторых, это повышение финансовой грамотности, а значит, обучение защите собственных прав и ответственность за построение собственного будущего. В-третьих, те школьники, которые участвуют в Олимпиаде, более осознанно относятся к своей учебе, в большинстве своем они хорошо приспособлены к практической жизни, часто строят карьеру именно в финансовом секторе.

– Принимают ли банки участие в олимпиаде?

– Да, банки участвуют как спонсоры, поскольку это большое мероприятие, и поддержка нам нужна. Также многие кредитные организации участвуют в подготовке тем и вопросов. У нас подробно разработана тематика олимпиад, но вопросы и темы надо обновлять каждый год, поэтому, в том числе, банки работают вместе с нашими методистами, чтобы подготовить интересные и актуальные вопросы. Для банков-партнеров наша Олимпиада – важная часть стратегии КСО, и они активно поддерживают проект как социальный, способствующий повышению финансовой грамотности в стране. Хотелось бы, чтобы таких банков было больше. Также мы планируем провести конференцию бывших выпускников наших олимпиад, с удовольствием пригласим банки, которые расскажут о своих сотрудниках, которые когда-то прошли через наши олимпиады.

– Повлияет ли пандемия на олимпиаду этого года?

– Мы пока этого не знаем. Поскольку осенью у нас процесс регистрации участников, хочется думать, что до очного тура ситуация с пандемией стабилизируется.

– Насколько изменилась ситуация с финансовой грамотностью в стране?

– Мы можем оценить только в среде школьников. Можно сказать, что на этом уровне не сильно изменилась, упал уровень математической подготовки. Но в целом, если брать по рынку, то, конечно, и финансовый рынок изменился, и уровень осведомленности о финансовых услугах вырос, и информационное понимание перешло на другой уровень. Но при этом остается высокий уровень боязни кредитов, потому что опасаются скрытых процентов. Только треть населения страны берет кредиты. По-прежнему слабая осведомленность о сложных инструментах накопления. Так, в этом году в связи со снижением ставок по вкладам часть населения перешла в фондовые рынки, и там уже сейчас мы наблюдаем сложности, поскольку мало понимания этих механизмов.

Новосибирские школьники могут проверить свои знания по финансовой грамотности, поучаствовав во всероссийской олимпиаде. Сложные ли вопросы? Все ли желающие могут пройти тесты? И почему развивать финансовую грамотность так важно с детства? Об этом в программе «Классный час» рассказала руководитель проектов по финансовой грамотности новосибирского «Дома финансового просвещения» Лидия Хайруллина.

Всероссийскую онлайн-олимпиаду по финансовой грамотности и предпринимательству «Учи.ру» запустили пять лет назад. Проект изначально назывался «Юный предприниматель». И его цель была развить у школьников бизнес-мышление. В прошлом году к проекту присоединился Центральный банк, и в задания олимпиады включили финансовый блок, рассказывает Лидия Хайруллина:

«Целью олимпиады является знакомство учеников с основами финансовой грамотности, развитие интереса к теме предпринимательства. Участникам предлагают решить ряд заданий, спроектированных на основе понятных и приближённых к реальной жизни ситуаций».

Олимпиада проходит в течение марта в онлайн-формате на платформе «Учи.ру». Поучаствовать могут дети с 1-го по 9-й классы.

«Участие могут организовать учителя. Также школьники могут самостоятельно пройти состязание через личные кабинеты образовательной платформы „Учи.ру“. Для участия необходима регистрация на сайте.

Выполнить все задания необходимо за час. В олимпиаде десять разделов — десять финансовых задач. Они на конкретных примерах из повседневной жизни объясняют, в чём заключается рациональная модель финансового поведения. Задания помогут научиться распознавать приёмы мошенников и маркетинговые уловки, планировать личные сбережения и расходы, безопасно пользоваться банковской картой.

Отдельные блоки задач посвящены развитию предпринимательских качеств и бережному отношению к природе как части культуры потребления. Специальных знаний для прохождения олимпиады не требуется

«Поскольку её особенностью является именно просветительский характер, вы можете прочитать теоретическую часть перед выполнением задания. И в результате можете посмотреть оценку и исправить свои ошибки. Каждое задание базируется на определённой жизненной ситуации. Они едины для всех возрастов, но отличаются именно уровнем и сложностью ответов. Для самых маленьких участников желательна помощь взрослого — это родители или учитель. В первую очередь это нужно для анализа результатов и проведения беседы после решения заданий», — отмечает Лидия Хайруллина.

В прошлом году в олимпиаде поучаствовали почти 580 000 школьников по всей России — из них 10 500 детей из Новосибирской области. Все этапы образовательного состязания составлены в игровой интерактивной форме. Главная задача олимпиады — заинтересовать ребёнка, чтобы он дальше стал повышать свою финансовую грамотность.

«Детям нужны знания в области финансовой грамотности, чтобы через 5-10 лет они уверенно вошли во взрослую жизнь, осознанно занялись созданием собственного будущего. Ведь дети взрослеют, а для взрослого человека финансовая неграмотность в лучшем случае невыгодна, в худшем — опасна. И именно с детства необходимо формировать правильные финансовые установки и привычки», — уверена Лидия Хайруллина.

Более 1300 педагогов Новосибирской области прошли обучение по преподаванию финансовой грамотности. И больше чем в половине школ региона эти знания передают детям.

«Новыми федеральными образовательными стандартами для начальной и основной школы закреплено, что элементы финансовой грамотности войдут в обязательные школьные предметы. Данные ФГОСы вступят в силу с 1 сентября 2022 года. Это не будет отдельный предмет, это будет именно встроено, интегрировано в действующие предметы. Для начальных классов это будут уроки математики и окружающего мира, а для остальных это обществознание, математика, география. И к 2023 году изучение финансовой грамотности в том или ином формате охватит 100% школьников», — комментирует руководитель проектов по финансовой грамотности новосибирского «Дома финансового просвещения».

Поучаствовать в олимпиаде можно до конца марта.

#Классный час
#Городская волна
#Город знаний
#Школа
#Дети

Олимпиада Учи. ру по финансовой грамотности и предпринимательству

С 13 апреля по 17 мая 2021 года на образовательной онлайн – платформе Учи.ру проходит Всероссийская онлайн-олимпиада «Юный предприниматель и финансовая грамотность» для учеников 1–9-х классов. Проект реализуется Банком России и Ассоциацией развития финансовой грамотности при содействии национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и Минэкономразвития России.

Главная задача олимпиады — познакомить детей с основами предпринимательского мышления и финансовой грамотности. Участники будут решать задачи, приближенные к реальным бизнес-проблемам, научатся сравнивать и выбирать финансовые продукты, защищаться от мошенников на финансовом рынке. Участие в соревновании бесплатное и не требует углубленных знаний школьной программы. Присоединиться к прохождению заданий олимпиады можно

по ссылке или в личных кабинетах пользователей платформе Учи.ру.

В день начала основного тура соревнований, 27 апреля, в 13 субъектах Российской Федерации пройдут торжественные открытия олимпиады с участием глав регионов, а Председатель Банка России Эльвира Набиуллина проведет открытый онлайн-урок на тему «Что нужно знать об экономике, чтобы успешно управлять своими финансами?». Начало урока – в 9.30 по московскому времени, он подойдет для учащихся 6-х классов и старше. Трансляция будет доступна на странице мероприятия, в личных кабинетах учителей и учеников 6–11-х классов на платформе

«На Учи.ру мы ежегодно проводим соревнования по предпринимательству, в них участвует от 500 до 800 тысяч школьников. В этом году олимпиаду «Юный предприниматель» мы запускаем в четвертый раз и расширяем перечень компетенций, которым обучит соревнование. Впервые в олимпиаде есть отдельный блок, прицельно посвященный азам финансовой грамотности, так как эти знания точно будут полезны будущим предпринимателям и в целом любым школьникам», — отметила Гаянэ Симонян, руководитель департамента разработки олимпиад «Учи.ру».

«Современные школьники в состоянии получать информацию на порядок быстрее, чем предыдущие поколения. Потому что нынешние дети вырастают с гаджетами в руках и с самого раннего возраста используют различные цифровые технологии: и в играх, и в учебе, а позже – в различных жизненных ситуациях. Поэтому при подготовке заданий для этой олимпиады мы ставили цель – дать ребятам нужную и важную информацию в удобном и привычном для них формате, а также смоделировать ситуации, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни. Чтобы на основе принятых сегодня решений школьники вырабатывали навыки правильного финансового поведения, формировали свою финансовую культуру, которая станет для них серьезной опорой уже в самом близком будущем», — подчеркнул Михаил Мамута, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России.

«По данным опроса НАФИ, 49% старших школьников и 69% младших хотели бы открыть свой бизнес. И с каждым годом у них становится все больше возможностей для этого. Благодаря национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство» юные бизнесмены и самозанятые могут без лишних административных процедур и барьеров начать свое дело, освоить необходимые навыки, получить финансовые и нефинансовые меры поддержки. Надеемся, что благодаря олимпиаде «Юный предприниматель» еще больше ребят задумаются о запуске собственного стартапа», — подчеркнула генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина.

Оцените статью