в школе финансовая грамотность

В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Финзачет
Содержание
  1. Каким должен быть курс основ финансовой грамотности в школе
  2. Основы финансовой грамотности в школе
  3. Финансовая грамотность как элемент новой грамотности
  4. Что нужно объяснить детям о мошенничестве
  5. Зачем нужна финансовая грамотность для детей
  6. Финансовая грамотность для детей разного возраста
  7. Ученики начальных классов
  8. Ученики средних и старших классов
  9. Методика обучения детей финансовой грамотности
  10. Топ-10 игр по финансовой грамотности для детей
  11. Заключительные советы по преподаванию финансовой грамотности для детей
  12. Финансовая грамотность в школе
  13. Почему о финансовой грамотности стали говорить чаще
  14. Какими пособиями я пользуюсь и почему считаю, что этого недостаточно
  15. Какие темы мы обсуждаем на уроках
  16. Какие практические задания я даю на уроках
  17. Как заниматься финансовой грамотностью дома
  18. Финансовые советы родителям

Каким должен быть курс основ финансовой грамотности в школе

Корпорация «Российский учебник» предлагает уникальные пособия: сборники специальных модулей по финансовой грамотности. Познакомиться с некоторыми из них можно бесплатно на нашем сайте и на платформе Lecta.ru. Разберем, почему курс финансовой грамотности важен для школьников, что собой представляет новая грамотность и как научить детей избегать финансового мошенничества.

28 августа 2018

Основы финансовой грамотности в школе

Курс финансовой грамотности, представленный корпорацией «Российский учебник», универсален. Его можно внедрять как отдельным предметом, так и в других организационных формах. Материалы курса подходят для внеурочной деятельности (например, «Клуб знатоков финансовой грамотности»), для уроков по обществознанию и прочих занятий. Некоторые элементы курса целесообразно использовать в 6-7 классах, в 8 классе модули особенно актуальны при изучении экономической системы. Подробно просвещать детей в сфере финансовой грамотности лучше в 9-11 классах, когда ученики становятся активными участниками товарно-денежных отношений и могут применить полученные знания сразу после уроков.

Новые пособия «Сборники специальных модулей по финансовой грамотности» содержат методические рекомендации, программы для интеграции в традиционные курсы и во внеурочную деятельность, сценарии уроков-практикумов, задания на знание финансовых структур и на грамотность в других сферах. Используя эти материалы, педагог формирует необходимые в современной жизни компетенции, что соответствует новым образовательным стандартам.

Финансовая грамотность как элемент новой грамотности

Создание курса финансовой грамотности имело серьезные предпосылки, такие как переход к компетентностному подходу в обучении, введение личностных и метапредметных результатов, формирование представлений о новой грамотности.

В наше время смысл знаменитого выражения философа Фрэнсиса Бэкона «Знание — это сила» видоизменяется: знание становится средством достижения целей, способом саморазвития. Конечно, традиционный набор знаний остается ядром образовательного процесса, однако передача информации перестает быть главной задачей педагогов. В век высоких технологий, когда человек может получить любую информацию из цифровых источников, школа обретает новую роль в жизни общества. Главной целью обучения становится подготовка ученика к взрослению: воспитание думающего, мыслящего человека, в своем поведении ориентирующегося на определенные ценностные установки. Снова в моду вошло понятие «грамотность», но значение его расширилось.

На занятиях по финансовой грамотности сокращается разрыв между системой образования и требованиями реальной жизни, реализуется модель: «Школа, которая готовит к завтрашнему дню». Полностью спрогнозировать будущее невозможно, однако современные методисты активно работают над тем, чтобы дети получили навыки, которые им точно пригодятся.

Что нужно объяснить детям о мошенничестве

Одна из актуальнейших тем, включенных в курс финансовой грамотности — мошенничество. С развитием цифровых ресурсов оно получило широчайшее распространение и дети могут столкнуться с ним повсеместно. Авторы пособий представляют информацию, которую необходимо донести ученикам, чтобы те могли противостоять киберпреступности и не стали жертвами финансовых махинаций.

Обсуждение таких тем как финансовые махинации раскрывает перед учеником разные грани жизни современного общества, дает ценные умения для обеспечения собственной безопасности. Подростки сразу начинают проявлять свою финансовую грамотность на практике.

Приглашаем вас пройти бесплатный онлайн-курс повышения квалификации «Финансовая грамотность».

Почему важно? Финансовая грамотность для детей – важное направление воспитательного процесса. Причем, как с родительской стороны, так и в педагогической деятельности. Формирование положительных привычек и правильного отношения к деньгам помогут малышу в будущем стать успешным взрослым человеком.

Как развить? Существует множество способов проработки. Есть специальные обучающие материалы, хорошие мультипликационные фильмы нужной тематики, а также большое количество настольных игр для детей разного возраста.

Курсы для педагогов со скидкой 40%. Обучение, которое необходимо пройти в 2023-2024 году
Купить курсы со скидкой

Зачем нужна финансовая грамотность для детей

Правильное отношение к деньгам должно формироваться ещё в детском возрасте. В этом и состоит цель финансовой грамотности. Она дает возможность узнать основы работы общественной экономики и помогает проложить путь к успешному будущему.

Можно получать большую зарплату и не понимать, куда уходят деньги и почему их все равно нет. Количество играет значимую роль, но куда важнее уметь распоряжаться средствами с умом. Важно то, на что мы их тратим, куда инвестируем и откладываем ли капитал на заветные цели.


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Финансово грамотный человек умеет управлять своими доходами и расходами, правильно распределяет средства, откладывает, инвестирует и не участвует в подозрительных финансовых операциях.

Финансовая грамотность – это знания не про экономию и предпринимательство. Можно иметь невысокий доход, но при этом не брать необдуманные кредиты и займы, не принимать участие в очередной финансовой пирамиде и не оставаться с пустым кошельком спустя неделю после зарплаты.

Правильное отношение к деньгам нужно прививать с самого детства. Это не только умение считать свои расходы и доходы, но и способность контролировать свои «хочу» и обдуманно подходить к совершению покупок. Привить это может только семья.

Изучив основы финансовой грамотности, ребенок получит следующие навыки:

Осенью 2016 года во многих школах России ввели новое направление по развитию навыков финансовой грамотности в рамках дисциплины обществознание. В планах ввести основы этого курса и в такие предметы, как ОБЖ, история, математика и география.

Для того чтобы население России оперативно реагировало на все изменения в экономической сфере, дети должны получать первые знания уже сидя за партой. Темы денежных валютных операций, семейного бюджета, накоплений и финансовой стабильности – всё это поможет ребенку в будущем быть состоятельным. На мировом уровне практика использования в обучении программ по финансовой грамотности для детей хорошо повлияла на развитие государства.

На сегодняшний день любой ребенок совершает самостоятельные покупки и пользуется приложениями. А некоторые дети даже являются владельцами пластиковых карт. Это говорит о том, что уже с малого возраста они участвуют в торгово-финансовых отношениях и производят денежные операции. Именно поэтому внедрение финансовой грамотности для детей начальной школы является необходимой мерой.


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Летом 2021 года на законодательном уровне утверждено обязательное преподавание финграмотности. Закреплено это в Федеральных государственных образовательных стандартах образования как начального, так и общего. В разработке принимал участие Банк России. Они работали над частью про финансовое просвещение.

Учителя средней школы доносят до учеников риски, связанные с предпринимательской деятельностью, а также рассказывают о видах мошенничества и многом другом. Отдельное введение предмета по финансовой грамотности чиновниками не предусмотрено. Новая дисциплина будет частью таких предметов, как окружающий мир и обществознание, математика и география.

В некоторых образовательных учреждениях финграмотность преподают на факультативных мероприятиях. Это позволяет ученикам подходить к изучению с интересом и не думать об оценках.


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Также такой формат занятий дает больше свободы в выборе образовательной методики. Классическое донесение информации (лекции, конспекты, доклады) не пробуждают интерес у современных школьников. Совместный мозговой штурм и разработка общей идеи, в совокупности с проектной деятельностью – вот что популярно в нынешнем образовании. Это точно пробудит интерес к финансовой сфере.

Для учеников начальной школы можно включать познавательные мультфильмы и проводить занятие в формате финансовой игры. Отличную финансовую грамотность для детей дает игра монополия.

Финансовая грамотность для детей разного возраста

К сожалению, на сегодняшний день программа детских садов не включает в себя такую финансовую грамотность для дошкольного возраста. Тут груз ответственности лежит целиком и полностью на родителях. Именно они объясняют ребенку, что прежде, чем совершить покупку желаемого, им приходится трудиться на работе.

Понятие о том, что за достаточным количеством денежных средств скрываются большие возможности, должно приходить в возрасте от 4 до 7 лет. Взаимодействие с ребенком на эту тему можно вести в форме ролевых игр. Должны доносится правила поведения в магазине и транспорте, а также другие основные моменты финансовых отношений в обществе. Малыш должен понимать, что за игрушку или проезд нужно заплатить.


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Ученики начальных классов

Первые осознанные шаги во взрослую жизнь дети делают в начальной школе. Знание основ финансовой грамотности не позволит ребенку растеряться и совершить большое количество ошибок. Он будет осознавать, для чего вообще существуют деньги, и научится их считать. Вводят курс в начале второго класса. В начальной школе дисциплина рассчитана на:

Ученикам рассказывают о том, что такое деньги, знакомят с историей их возникновения, дают понятие об их видах и выполняемых функциях. Также дети узнают про определение семейного бюджета. Курс включен в такие дисциплины, как математика и окружающий мир.


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Ученики средних и старших классов

Обучение финансовой грамотности в большей степени направлено на учащихся 5-11 классов. В этом возрасте дети уже имеют достаточно знаний о денежных средствах, товарно-денежных взаимоотношениях и институтах финансов. Это полноценные потребители, которые пользуются всеми ресурсами информации (сеть Интернет, мобильные приложения). Именно в этом возрасте начинается путь в освоении финансовых продуктов и инструментов.

Знания, полученные на уроках, должны не только отложиться на подкорке, но иметь в последующем активное применение в жизни. Это и есть главная цель обучения. Интерактивный формат моделирования различных ситуаций и ролевые игры позволяют подростками легче усваивать информацию. На уроках школьники узнают о финансовых рынках, различных услугах и продуктах, пытаются оценить риски в той или иной сфере.

Методика обучения детей финансовой грамотности

Возрастные особенности учеников начальной школы подразумевают особый подход и использование нетривиальных методов обучения. Это могут быть исследования, игры или проекты.

В процессе обучения дети учатся работать со схемами и таблицами, анализируют выступления друг друга.


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Для средней и старшей возрастной группы школьников используют следующие методы обучения:

Материалы для проведения тематических занятий педагог может взять на портале https://моифинансы.рф

На дополнительных занятиях можно использовать настольные игры с финансовым уклоном.

Топ-10 игр по финансовой грамотности для детей

Наибольшая эффективность в усвоении знаний достигается посредством игровой формы. В рамках программы «Финансовая грамотность» разработаны игровые занятия, позволяющие получить опыт, который пригодится в реальной жизни. С их помощью растет уровень финансовой грамотности и закладывается интерес к грамотному финансовому поведению.

Эта деловая игра позволяет лично спланировать финансовые расходы на примере сказочных персонажей. Учит рационально тратить средства.

Игра помогает разобраться в существующих источниках дохода, знакомит с понятием инфляции и учит составлять личный финансовый план.

Игра знакомит с терминами в финансовой сфере и их значениями и помогает их актуализировать.

Карточная игра дает участникам возможность познакомиться с налоговыми обложениями. С её помощью можно понять, за что нужно платить налоги и какие последствия грядут в случае их неуплаты. Игроки узнают, что такое НДС, социальные выплаты и налог на доход.

Игра показывает, какие существуют риски утраты денежных средств и какие есть способы защитить себя от потери. Ученики узнают, что такое страхование.


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Игра про захват игровых территорий и крепостей, где финансовая грамотность позволит выйти в лидеры. В процессе игры приобретаются знания об источниках семейных доходов и расходов, и видах налогов, подлежащих к уплате.

Игра позволяет окунуться в популярную на сегодняшний день профессию блогера. В процессе игроки учатся писать тексты, анализировать полученную информацию и правильно формулировать советы относительно финансов для других участников. По окончании у каждого будет опыт в составлении индивидуального финансового плана, постановке материальной цели и прогноза по срокам её достижения.

Игра рассчитана на детей школьного и дошкольного возраста. Она знакомит с азами финансовой грамотности и дает понимание о том, что такое деньги и какова их роль в современном обществе. Через игровой опыт формируется правильное отношение к финансовому планированию и появляется представление о способах получения дохода. Всё это помогает достичь поставленной цели.

Эта деловая игра учит принимать верные решения на всех этапах запуска бизнеса в ужесточенных условиях конкуренции. Отлично знакомит с темой предпринимательства.


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Игра про семейный бюджет, где игроки сквозь призму собственного опыта осознают влияние всевозможных событий на увеличение или уменьшение расходов. Позволяет лично убедиться в ценности финансового планирования семьи.

Заключительные советы по преподаванию финансовой грамотности для детей

Финансовая грамотность – неотъемлемая часть функциональной грамотности. В учебном курсе важно в контексте говорить о последней.

Задание всегда должно начинаться с заголовка, который пробудит у учеников желание задавать вопросы. Он должен содержать в себе уже имеющиеся знания с одновременным призывом к уточнению деталей и, возможно, даже вызовет удивление со стороны детей.

Разберем заголовок «Сколько стоит отпраздновать день рождения?». Ситуация знакомая. Каждый ребенок в своей жизни имел такой праздник. Это подтолкнет участников к обсуждению. Где можно собрать гостей? Какой торт будет на торжестве? Все вопросы желательно фиксировать на доске с указанием автора. Это покажет ученикам, что процесс обучения затрагивает всех. Каждый увидит, что его вопрос стал источником новых знаний.

После разбора ситуации будут поступать вопросы. Их важно соотносить с теми, которые были записаны на доске. Это будет фактором мотивации, особенно если указано авторство.


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Жизненная ситуация в задании позволит вызвать определенные эмоции по отношению к ней у детей. Это подтолкнет их к озвучиванию своих доводов и предположений. Приведенный выше пример с днем рождения подойдет как нельзя кстати. Мало кто задумывается о том, сколько родители тратят средств на организацию праздника.

Это не только даст практические знания и опыт в составлении и анализе сметы, но и затронет моральные принципы: праздник должен радовать не только виновника торжества, но и приглашенных гостей. Этот нравственный аспект повлияет и на то, как по итогу будет выглядеть смета.


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Анализ реальных финансовых документов формирует функциональную грамотность как мета-навык. Можно предоставить их в пособии или попросить учащихся принести реальные квитанции ЖКХ из дома. Задавайте детям вопросы на рассуждение. Какие услуги стоят наиболее дорого? Что влияет на итоговую сумму? Анализировать документы необходимо всем вместе.

Креативность также является частью функциональной грамотности. Давайте учащимся задания, которые стимулируют воображение. Например, взять интервью у денег. Школьники обычно возвращаются к заданиям, выполненных на дополнительных занятиях, и отмечают наиболее интересные работы. Чем креативнее будет задание, тем больше шанс, что урок будет усвоен хорошо.

Обучение детей финансовой грамотности не составит проблем, если вы в ней сами разбираетесь и подходите к процессу поэтапно. Главное, чтобы занятие не было нудным ни для вас, ни для участников. Проводите обучение в игровой форме, организуйте совместное времяпрепровождение с пользой, но не представляйте финансы как главную цель в жизни.

Не делайте из денег единственную мотивацию для движения вперед. Главная цель – грамотное обращение с финансами.

Материал основан на следующих источниках:

Базовым ресурсом для обучения финансовой грамотности учащихся 2-11 классов является линейка учебно-методических комплектов (далее – УМК) по финансовой грамотности. У МК созданы, апробированы и доработаны в рамках проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Всего создано 17 УМК, включающие 83 пособия1 .

Базовые УМК, которые представлены как на бумажном, так и на электронном носителях:

Возможности для включения программ повышения финансовой грамотности в образовательную программу общеобразовательной организации

1. Реализация программы самостоятельного курса «Финансовая грамотность» или «Основы финансовой грамотности» в рамках внеурочной деятельности, в качестве факультативного или элективного курса

В соответствии с ФГОС начального, основного и среднего общего образования образовательная программа общеобразовательной организации содержит две части. В рамках второй части (часть основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений) есть возможность включать во внеурочную деятельность курсы финансовой грамотности, а в 10-11 классах – элективные и факультативные курсы. Рекомендации по включению программ курсов «Финансовая грамотность» во внеурочную деятельность с использованием УМК:

• 2-3 классы: 16 ч. по программе, представленной в УМК. Данную программу можно использовать:А) по 0,5 часа в течение учебного года во 2-м или 3-м классах;Б) по 1 часу в течение учебного года во 2-м или 3-м классах, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно); • 4 класс: 16 часов по программе, представленной в УМК. Данную программу можно использовать:А) по 0,5 часа в течение учебного года;Б) по 1 часу в течение учебного года в 4-м классе, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно); • 5-6 классы: 34 часа по программе, представленной в УМК. Данную программу можно использовать: А) по 0,5 часа в неделю в 5-м и в 6-м классах (или 1 час в две недели); Б) по 1 часу в неделю в 5-м или 6-м классах; В) по 1 часу в неделю в 5-м и в 6-м классах, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно);  • 7 класс: 34 часа по программе, представленной в УМК. Данную программу можно использовать: А) по 1 часу в неделю в течение учебного года; В) по 2 часа в неделю в течение учебного года, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно); • 8-9 классы: 34 часа по программе, представленной в УМК2 . Данную программу можно использовать:А) по 0,5 часа в неделю в 8-м и в 9-м классах (или 1 час в две недели);Б) по 1 часу в неделю в 8-м или 9-м классах;В) по 1 часу в неделю в и в 8-м и в 9-м классах, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно); • 10-11 классы: 34 часа по программе, представленной в УМК. Данную программу можно использовать: А) по 0,5 часа в неделю в 10-м и в 11-м классах (или 1 час в две недели); Б) по 1 часу в неделю в 10-м или 11-м классах; В) по 1 часу в неделю и в 10-м и в 11-м классах, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно).

2. Реализация программ обязательных предметов (в рамках обязательной части основной образовательной программы)

Определенные обязательные предметы содержат в себе ряд тем или модулей по финансовой грамотности.

Таблица 1 Включение тематики финансовой грамотности в обязательные предметы

3. Включение тематики финансовой грамотности в программу воспитания и социализации

А) В рамках классных мероприятий классного руководителя. Также могут быть использованы УМК по финансовой грамотности. Классному руководителю необходимо выделить из программы конкретного УМК  наиболее интересные темы и проводить классные занятия, в том числе экскурсии в финансовые организации и государственные службы и учреждения (в отделения коммерческого банка, на биржу , в страховые компании, региональное отделение Банка России (в музей денег), налоговую инспекцию и др.).

Б) В рамках образовательных событий общеобразовательной организации (игры, квесты, ярмарки, соревнования по финансовой грамотности как разовые или периодические мероприятия).

Образовательная организация может использовать просветительские материалы, методики и вспомогательные образовательные ресурсы, созданные в рамках проекта Минфина России (материалы и сценарии для проведения мероприятий можно найти на сайтах: вашифинансы.рф; ХочуМогуЗнаю.рф; финлагерь.рф).

4. Реализация дополнительных программ в общеобразовательной организации

В систему дополнительного образования могут быть включены программы кружка «Финансовая грамотность».

В отличие от внеурочной деятельности, в кружках могут обучаться дети из разных классов и дети разного возраста. Так, логично объединять детей начальной школы в одну группу, детей 5-7 классов – в другую, детей 8-9 классов – в третью и 10-11 класс – в четвертую. На одно занятие рекомендуется отводить 30-90 минут, при этом использовать преимущественно интерактивные формы обучения. У МК по финансовой грамотности могут быть использованы для такой работы.

В образовательной организации также может быть организована кружковая работа в форме чемпионата по финансовой грамотности .

Финансовая грамотность в школе

Уроки финансовой грамотности (ФГ) были введены в образовательных учреждениях сравнительно недавно. Это один из подразделов обществознания. Направление требуется каждому ученику для обеспечения оптимальных знаний в отношении использования денежных средств. Это позволит улучшить экономику России в ближайшем будущем, приучить учеников к бережному отношению к деньгам.

Необходимость и актуальность преподавания финансовой грамотности в школах

Благодаря раннему обучению финансовой грамотности дети смогут:

Потребность в освоении перечисленных навыков возникла за счет активного развития современных детей. Они быстро изучают финансовые основы, могут самостоятельно покупать товары, пользоваться банковскими картами, мобильным приложением для оплаты. С раннего возраста они вступают в торгово-финансовые взаимоотношения, поэтому требуется знание азов финансовой грамотности, чтобы они могли осуществлять все действия правильно.

Основная цель проекта — устранение безответственного, неправильного отношения к деньгам и денежным операциям. Государство активно проводит проект финансовой грамотности для развития экономики в сфере потребления.

Способы организации обучения финансовой грамотности

Обычно уроки финансовой грамотности проводят в рамках обществознания.

Но часть школ в зависимости от направленности класса используют дополнительные пути передачи информации:

Занятия проводятся в следующей форме:

В ходе обучения выделяют следующие принципы:

Для каждого занятия выбирают схему обучения финансовой грамотности. Обычно они проводятся поэтапно:

В процессе передачи информации по финансовой грамотности педагоги используют основные обучения.


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

В процессе обучения учеников педагог использует следующие последовательные этапы:1. Разбивание информации на модули, каждый из них должен иметь определенные задачу, содержание.2. Каждый модуль изучается по 2 направлениям — выявление проблемы использования финансов, решение практической деятельности.3. Презентация учебных достижений каждым учеником.

По этой схеме обучения изучают фондовый рынок, банки, страхование, налоги, пенсионное обеспечение и другие направления. Например, учитель может объяснить правила оплаты налогов при занятиях репетиторством. Для этого рекомендуется ознакомиться со статьей «Репетиторство и налоги: что должен знать учитель?».

В процессе игры ученики и педагог воссоздают финансовую ситуацию. При ее изучении происходит активное усвоение общественного опыта, совершенствование самоуправления поведением.

Подразделение игровых технологий в зависимости от целей:

Процесс передачи информации осуществим в играх следующих видов:

В процессе игры детям легче усваивать информацию. Она запоминается лучше.

Способ организации помогает детям сформировать новые умения и качества в процессе интерактивной технологии обучения. Осуществляется благодаря созданию вымышленных или реальных ситуаций. Технология похожа на ролевые игры. Например, ученику предлагают ситуацию, согласно которой он уже работает и зарабатывает деньги. У него есть определенная сумма для первоначального взноса на покупку жилья. Но ему требуется в 3 раза больше денег. Учитель задает вопрос, как он будет действовать, чтобы купить квартиру.

Технология творческой мастерской

На уроках учитель создает учебный процесс, стимулирующий творческую, эмоциональную атмосферу. Благодаря ей формируется активная, продуктивная деятельность, дети ощущают себя творцами.

Методика обладает достоинствами:

Отсутствие потребности заучивания новых знаний, они формируются самостоятельно в ходе практической деятельности.

Учитель не просто объясняет учебный материал, а предоставляет детям задания, в процессе решения которых формируются финансовые знания.

В конце занятия должен появиться продукт учебной деятельности, например, доклад, фильм, постановка, презентация.

Творческий процесс активирует оптимальное усвоение полученных знаний.

Методы обучения финансовой грамотности

Учитель может менять методы проведения занятий. Так ученики запомнят больше нужной информации.

Благодаря урокам ФГ дети с ранних лет понимают, как пользоваться денежными средствами, правильно распределять их. Они поймут основу вкладов, пенсионного обеспечения и другие аспекты работы финансовой системы. Это поможет детям в реальной жизни. Но учитель должен правильно передавать информацию, чтобы ученики освоили ее не только в теории, но и на практике. Рекомендуем ознакомиться с программой обучения для педагогов по вопросам финансовой грамотности в школе и вооружится знаниями дистанционно.

Я выросла в самой обычной семье. Родители работали, но никаких накоплений у нас не было — жили от зарплаты до зарплаты.

Однажды я подумала: «Возможно, чтобы денег на все хватало, их нужно изучать?» Так я решила связать свою жизнь с экономикой.

Сейчас я уже три года работаю в школе учителем экономики и финансовой грамотности. Преподаю ребятам основы: как планировать личный бюджет, зачем платить налоги и почему азартные игры — это вовсе не источник дохода.

Делать это непросто: учебников по финансовой грамотности мало, а те, что есть, написаны сложным языком или содержат разрозненную информацию. Расскажу, как проходят уроки финансовой грамотности в школе, какие темы мы разбираем, а также из каких источников, помимо учебников, дети могут почерпнуть полезную информацию.

Почему о финансовой грамотности стали говорить чаще

В 2017 году Правительство РФ утвердило стратегию по повышению финансовой грамотности населения, которая коснулась в том числе и школ. Сначала преподавание финграмотности носило рекомендательный характер. В рамках обязательного урока обучение проводилось только в каждой пятой школе.

Однако с 1 сентября 2022 года в начальной школе и для учеников пятых — девятых классов элементы финграмотности должны быть интегрированы в такие предметы, как окружающий мир, математика, обществознание и география. Преподавание элементов финграмотности в рамках существующих учебных дисциплин для десятых и одиннадцатых классов планируется закрепить. То есть изучать финансы теперь будут все.

Именно сейчас об этом заговорили по многим причинам, но основная в том, что люди не умеют принимать взвешенные финансовые решения. Так, средний уровень закредитованности россиян за 2021 год вырос с 49,1 до 55,6%. При этом Минфин прогнозирует, что ситуация будет усугубляться снижения реальных доходов.

Если говорить именно о молодежи, то каждый второй ее представитель — 53% — считает, что ему не хватает знаний о финансовой безопасности. Две трети представителей российской молодежи — 65% — ошибочно думают, что криптовалюта — один из самых надежных и выгодных способов инвестиций. Таковы результаты совместного исследования Аналитического центра НАФИ и Международного учебно-методического центра финансового мониторинга.

Какими пособиями я пользуюсь и почему считаю, что этого недостаточно

Я веду уроки финансовой грамотности в параллелях с пятого по одиннадцатый класс, но не во всех. Как и в каких классах преподавать финграмотность, до этого года решала школа, но в основном упор был на классы и группы, которые обучались по математическому или социально-экономическому профилю.

Я сама раньше училась в этой школе. Помню, что один из классов в моей параллели изучал экономику с преподавателем физики: на уроках они решали задачи на вычисление ВВП. Но никаких наработок по финансовой грамотности до моего прихода в школе не было: ни контрольно-тематического планирования, ни единой системы учебников.


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

В библиотеке я нашла несколько учебников для шестых, девятых, десятых и одиннадцатых классов. Этого было недостаточно, учитывая, что проводить уроки нужно было во всех классах с пятого по одиннадцатый. Причем взять любую книгу и начать учить по ней детей тоже нельзя: информация в учебниках должна быть подобрана с учетом требований к ГИА и ЕГЭ, а само пособие — входить в федеральный перечень учебников.

Еще один важный момент — как изложен материал. Сухие объяснения терминов дети, может быть, и запомнят, но только до конца экзамена — в жизни они не пригодятся. Например, в нашей школьной библиотеке есть учебник по экономике, который составлен доктором экономических наук Игорем Липсицем. В нем много полезного, но воспринимать информацию очень сложно.

Минпросвещения для подготовки к экзамену по обществознанию, в который входят и вопросы по экономике, рекомендует использовать учебники Ольги Котовой и Татьяны Лисковой, потому что именно на их основе составляются задания для ЕГЭ и ГИА. По моей просьбе руководство школы закупило эти пособия.


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Это выдержка из учебника Игоря Липсица о постоянных и переменных издержках. Разграничение издержек видно четко, однако не дано общее объяснение различий между ними, да и язык повествования для школьников сложноват


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

А так в учебнике «Обществознание» Ольги Котовой и Татьяны Лисковой для десятого класса объяснены различия между постоянными и переменными издержками фирмы


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Это пример задания из ЕГЭ по обществознанию. Формулировки «приобретение сырья», «проценты по кредиту», «сдельная зарплата работников» соответствуют учебнику Ольги Котовой и Татьяны Лисковой. Встретив их, школьник не растеряется и сможет правильно ответить на вопрос

Для классов, которые изучают финансовую грамотность как отдельную дисциплину, я использую серию учебников и методических рекомендаций, разработанных Минфином и Всемирным банком. Эти пособия пока единственные на рынке, где экономические термины преподнесены в доступном для детей виде.

Еще в них прослеживается система обучения — от простой темы бюджета семьи до сложной темы инвестирования. Вот какие советы в учебнике дают детям:


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Текст кажется не таким сухим, как в учебнике по обществознанию


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Так в пособии для восьмых и девятых классов раскрывается суть понятия «инфляция»


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

А это пример объяснения терминов для старшеклассников

Недостатки у этой системы пособий тоже есть. Например, материал в учебнике, который рассчитан на изучение с пятого по седьмой класс, можно пройти за год, если заниматься раз в неделю. В шестых и седьмых классах повторять самое уже неинтересно — приходится импровизировать. А еще материалы от Минфина и Всемирного банка отлично развивают финграмотность, но, к сожалению, не подходят для изучения экономики. Подготовиться к экзаменам по ним не удастся.

Идеального учебника я так и не нашла, поэтому работаю над построением собственной системы обучения. Ниже расскажу, как я провожу уроки и какие задания даю для закрепления материала.

Какие темы мы обсуждаем на уроках

Экономика и финансовая грамотность — это две разные дисциплины, хотя, на первый взгляд, они могут показаться похожими.

Экономика рассказывает про устройство мирового хозяйства. Многие темы могут быть неинтересны детям, но изучать их мы обязаны, так как соответствующие вопросы встретятся на экзаменах. А вот финансовая грамотность ближе к нашей повседневной жизни, поэтому вызывает у школьников больший отклик.

На мой взгляд, самое важное — научить детей грамотно управлять своими финансами.

Ребенок должен знать, как платить налоги и зачем это нужно, как выбрать банк, как не попасться на уловки мошенников. Вот список основных тем по финграмотности, которые мы изучаем.

Источники доходов. Доходы бывают разного вида: зарплата, социальные пособия, доходы от собственности. На уроках дети учатся отличать реальный заработок от других поступлений, например подарков и выигрышей. К сожалению, в этом контексте часто всплывает тема азартных игр и букмекерских ставок — идея легких денег кажется школьникам классной. В таком случае я объясняю, что лучше полагаться на работу, где человек в силах влиять на исход событий, чем надеяться на удачу и проиграть все.


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

На эту тему я написала свою книгу. Ученики помогали мне в процессе написания обратной связью, говорили: «Вот тут здорово, а здесь лучше добавить еще пример»

Расходы. Цель уроков по этой теме — донести до детей, что обязательства нужно исполнять, а траты — считать. Вместе с учениками мы группируем расходы на обязательные, постоянные, переменные и прочие. Еще решаем задачи на долю вида трат в общем объеме расходов, обсуждаем мобильные приложения для удобства контроля за деньгами.

Личный бюджет и бюджет семьи. На таких занятиях мы объединяем знания о доходах и расходах, обсуждаем виды бюджета: дефицитный, профицитный и сбалансированный. Я объясняю, что сбалансированный лучше профицитного, потому что в бюджете должна быть заложена такая статья расходов, как финансовая подушка безопасности, на которую идет фиксированная сумма и излишки, если они есть.


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Банк. Выясняем, какую основную пользу несут банки для физических лиц: проводят наши транзакции, выдают деньги в кредит, размещают деньги на вкладах, обменивают валюту. Вспоминаем известные банки. Многие ученики только на уроках финграма узнают, что главный банк страны — не Сбер, а Центральный.

Инвестиции. В старших классах говорим, в какие инструменты можно инвестировать, чтобы добиться финансового благополучия. Основные варианты — недвижимость, металлы, фондовый рынок. обсуждаем принцип диверсификации, доходность и риски.

Налоги. Обсуждаем бюджет государства: какие есть налоги, на какие нужды тратятся собранные средства. Так у детей появляется понимание, что такое НДФЛ, НДС и зачем нужно платить, например, налог на транспорт или имущество.

Финансовое мошенничество. Мы рассматриваем варианты, где можно встретиться с мошенниками: в интернете, по телефону, у банкомата и даже просто на улице. Узнаем главное правило — не раскрывать личные данные, пароли, номера карт, CVV.

Некоторые темы, например функции Центрального банка, не вызывают у детей особого интереса. Но обсуждение ключевой ставки становится увлекательнее в свете текущих событий: школьники узнают, что кредиты становятся дороже, а вклады — выгоднее. Поэтому, чтобы оперативно отвечать на возникающие у детей вопросы, преподавателю нужно быть в курсе последних новостей.

С этим связана и необходимость импровизировать на уроках: так или иначе разговор с детьми может уйти в обсуждение актуальной ситуации. Например, на одном из уроков у детей возник вопрос: «А что с долларом?» Пришлось отсутпить от запланированной темы банков и обсудить, как образуется курс валют.

Какие практические задания я даю на уроках

По плану теория и практика на уроках чередуются, поэтому ученики не успевают заскучать. Вот какие практические задания я даю на уроках.

Финансовые задачи, в которых дети считают деньги. Я беру задания из разных источников: типовых Всероссийских проверочных работ, экзаменационных сборников, рабочих тетрадей.

Недавно с учениками средней школы мы проходили тему рынка и ценообразования. Сначала обсудили, что есть не только рынок с овощами, но и рынок техники, недвижимости, одежды, а цена зависит от многих факторов: стоимости материалов, зарплаты рабочих и так далее. А затем решали финансовые задачи на эту тему: считали сдачу от покупки и определяли стоимость товара после подорожания.


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Пример задания на составление бюджета из рабочей тетради «Финансовая грамотность» Юлии Корлюговой и Анастасии Половниковой для пятых — седьмых классов


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Задания для проверки знаний учеников восьмых и девятых классов

Родители могут придумывать подобные задачи на ходу. Например, делая покупки в магазине, предложить ребенку посчитать изменение цены в процентах.

Задания, в которых дети придумывают бизнес. Старшеклассникам нравится тема предпринимательства. Особенно им интересно считать прибыль, придумывать идеи для своего дела и составлять бизнес-планы. В копилке ярких идей моих учеников — сайт знакомств, где люди выбирают друг друга только по глазам, и детейлинг-студия для автомобилей.


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Дискуссии. На уроках мы обсуждаем актуальные вопросы, связанные с текущей экономической обстановкой. Например, говорим о том, как меняется курс рубля ажиотажа вокруг валют, чем вызван кризис и  дефолт.

Меня радует, что дети читают новости и находятся в курсе событий. Большинство моих учеников обеспокоены массовым уходом иностранных компаний с российского рынка. Отталкиваясь от этого, мы обсуждаем возможности для наших предпринимателей и дальнейшего импортозамещения. Главное — не нагнетать, а искать выход. Ведь кризис по определению — это переход в новое состояние, а не конец света.

Обмен знаниями. Чаще всего дети уже знают о деньгах, налогах и прочих финансовых терминах. Поэтому наши уроки — это своего рода взаимный обмен информацией. Ученики рассказывают мне, что знают, а я их корректирую и дополняю.


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

В таких темах, как налоги, полезные функции банков, личные финансы, доходы и расходы семьи, школьники обычно хорошо ориентируются. При изучении более сложных тем не обходится без казусов. Вот пример диалога с учениками седьмого класса:

Творческие задания. Я стараюсь давать больше заданий, где дети могут проявить свою фантазию и поработать в команде. Мы часто проводим викторины, делаем презентации, решаем кроссворды и ситуативные задачи.


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Фото с практического урока про источники доходов. Ученикам нужно было выделить конкретным цветом каждый вид источника доходов: собственный заработок, пособия, доходы от собственности и прочее


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Ученица презентует бизнес-план своей мастерской по созданию украшений из фетра, которые она изготавливает в реальной жизни


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Ученики решают кроссворды в группе и таким образом вспоминают пройденный материал

Проблем с дисциплиной на уроках у меня не возникает. Я всегда стараюсь расположить учеников к предмету, объясняя, что деньги — неотъемлемая часть жизни каждого из нас. Да и детям нравится эта взрослая тема: всем хочется быть богатыми. Некоторые проявляют особый интерес и сами дополнительно обсуждают тему с родителями, изучают литературу, участвуют в олимпиадах.

Дети, которые изучали финансовую грамотность в школе, в дальнейшем показывают хорошие результаты. Одни выпускники пишут мне, что пошли изучать экономику в вузе, другие хвастаются доходом от инвестиций. Получая такие сообщения, я горжусь своими учениками и в очередной раз убеждаюсь, что финансовая грамотность — нужная и важная дисциплина.

Помимо учебников и ситуативных задач есть еще масса вариантов изучать финграмотность.

Игры. Расскажу о нескольких онлайн-играх, которые, на мой взгляд, смогут пробудить у ребенка интерес к финансам:

Еще я рекомендую не забывать о классической настольной игре «Монополия»: она поможет заинтересовать темой финансов даже самых маленьких.

Книги. Для младшеклассников посоветовала три наиболее увлекательные и познавательные книги:

Родителям, которые понимают, что говорить с детьми о финансах важно, но не знают, с чего начать, советую книгу «Как научить ребенка обращаться с деньгами» Джолайн Годфри. Она подскажет, как выработать у подрастающего поколения ключевые навыки обращения с деньгами.

Интернет-ресурсы. Для занятий с детьми более старшего возраста можно использовать, например, сайт про финансы от ЦБ и Минфина. Там можно найти калькуляторы для подсчета инфляции, полезные образовательные статьи и рекомендации родителям, как беседовать с ребенком о деньгах.


В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Материалы для детей на сайте «Финансовая культура» от Центрального банка

Эти мультфильмы мы смотрим даже со старшеклассниками — отдыхаем так после контрольных.

Смешарики расскажут, как сделать так, чтобы денег становилось больше, и почему важно иметь финансовую подушку безопасности

Как заниматься финансовой грамотностью дома

Я убеждена, что базу финграмотности дети получают дома. В семье не стоит делать тему денег табуированной. Лучше всего ребенок учится, следуя примеру родителей. Вот что советую.

Обсуждать семейный бюджет. Объясните ребенку, как распределяются деньги в семье, на что они уходят, накопления и финансовые планы.

Говорить о финансах по ситуации. Походы в магазин можно сделать полезными, если обсуждать, как формируются и растут цены, почему фрукты дороже зимой, чем летом, какими функциями банка пользуются члены семьи, какие сообщения от мошенников вы получали.

Вовлекать в процесс управления деньгами. Позовите ребенка вместе снять показания со счетчиков. Дайте возможность расплатиться самостоятельно на кассе. Сходите вместе в банк и обменяйте валюту перед отпуском.

Расскажите ребенку, сколько денег уходит на обязательные платежи и как оплачивать счета, чтобы во взрослом возрасте квитанция за квартплату не стала для него неприятным открытием. Школьникам желательно периодически выделять сумму на карманные расходы и на первых порах помогать с планированием трат.

Финансовые советы родителям

О том, как написать статью о своем родительском опыте, рассказываем в нашем мануале: прочитайте его и станьте нашим автором.

Оцените статью