- Логика развития содержания по этапам (направлениям) программы
- Правила планирования лекций, семинаров и практикумов
- Виды планирования пар и их особенности
- Этапы планирования лекций, семинаров и иных пар
- Самые распространенные стратегии планирования уроков от практикующих педагогов
- Методы планирования занятий
- Можно ли отклоняться от намеченных планов занятий
- Этапы работы над проектом
- Приемы исследовательской и умственной деятельности
- Форма проекта
- Логика исследования. Этапы психолого-педагогического исследования.
- Вариант I
- Типы проектов
- Определения
- Деятельность
- Ответы
- Вариант II
- Критерии оценки
Логика развития содержания по этапам (направлениям) программы
тематической программы «Стиль – Книга! Году литературы посвящается»
Цель -сформировать культуру и навык чтения художественной литературы, стремление к развитию культуры письма и литературных способностей.
– пробудить интерес к чтению книг;
– ознакомить с основами теории литературы, жанрами и видами литературных произведений;
– сформировать навыки самопрезентации;
– обучить основам авторского права;
– содействовать созданию «собственной» книги;
– научить детей правильно читать книги;
– научить грамотно формулировать свои мысли и переносить их на бумагу.
1. Ребёнок/подросток ознакомлен с основами теории литературы, знает стихотворные приемы, жанры и виды литературных произведений.
2. Проявляет интерес к чтению книг.
3. Хочет дочитать книгу, с которой познакомился в детском лагере.
4. Демонстрирует уверенные навыки публичного выступления.
5. Знает основы авторского права.
6. Станет соавтором «собственной» книги.
Логика развития содержания по этапам (направлениям) программы
Поставленные задачи лагерной смены могут быть наиболее полно реализованы через комплексный интегральный подход, объединяющий содержательные блоки: базовый и тематический.
Базовый блок реализуется на протяжении всей смены и предусматривает решение традиционных задач смен по следующим направлениям:
-культурно-досуговое предполагает работу творческих кружков, участие в экскурсионных программах, участие в отрядных, лагерных делах смены;
-физкультурно-оздоровительное предполагает организацию физкультурно – спортивных дел в течение смены;
-художественно-творческое участие в творческих делах лагеря, развивающих эстетический вкус и чувство прекрасного.
-социально-личностное направление предполагает раскрытие и развитие личностного потенциала участников смены, включение детей в совместную социально-значимую деятельность.
Реализация этих направлений обусловливает реализацию педагогической деятельности, способствующей:
формированию навыков социального взаимодействия в системе «ребёнок–ребёнок», «ребёнок–группа детей» и др.;
развитию эмоционально–положительных реакций у ребёнка;
опосредованной коррекции взаимоотношений между детьми;
созданию ситуации сотрудничества;
переосмыслению ребенком жизненных ценностей;
делегированию полномочий и ответственности за какое–то дело или работу;
созданию личностно–развивающих ситуаций.
Основные средства достижения задач базового блока смены:
– мероприятия, посвященные актуальным проблемам детства;
– интеллектуально – развивающие мероприятия;
– мероприятия эстетического направления;
– мероприятия, направленные на приобщение детей к здоровому образу жизни;
– мероприятия, направленные на формирование у детей чувства патриотизма, активной жизненной и гражданской позиции.
Тематический блок направлен на ориентацию детей на учебно–поисковую и проектную деятельность; создание условий, позволяющих ребенку сформировать интеллектуальную, информационную и исследовательскую культуру в процессе игровой деятельности.
Поиск по сайту:
Правильное планирование учебного процесса во всех проявлениях (начиная от одной лекции или семинара и заканчивая модулем или семестром) и эффективность обучения тесно связаны между собой. Как грамотно организовать лекции, семинары, практикумы, чтобы достичь максимального результата? Сегодня мы рассмотрим несколько подходов по построению и организации пар, которые помогут учителям и студентам повысить продуктивность и результативность.
Правила планирования лекций, семинаров и практикумов
Проектирование – особое искусство, которое требуется приверженности формальным, базовым правилам. Данный подход используется не только в бизнесе, но и в иных отраслях. Чаще всего им пользуются педагоги для качественной организации обучения и развития слушателей. Ключевым моментом в этом деле выступает разработка плана занятия.
Базовые правила планирования занятий
В числе ключевых принципов построения логики урока можно выделить следующие:
Таким образом, построение логики и общей последовательности пары в рамках каждого предмета и темы предполагает учет особенностей основной программы, тематических особенностей, формата преподавания (лекция, семинар и пр.) и особенностей целевой аудитории (возраст, интересы, подготовка и т.д.).
Виды планирования пар и их особенности
Определение логики и содержания предметов, каждого формата и пары является ключевым элементом эффективного преподавания. Оно помогает структурировать материал, определить базовые элементы и детали урока, а также выбрать подходящие методы взаимодействия. Существует несколько видов построения хода занятий, каждый из которых имеет свои особенности.
Каким бывает планирование занятий?
Первый вид — долгосрочное планирование. Оно включает в себя разработку программы обучения на протяжении всего учебного года или семестра. Данный тип предполагает определение общих целей и содержания курса, а также распределение материала по темам и урокам на длительный период времени (учебный год, семестр и пр.). Это помогает преподавателю иметь ясное представление о том, что нужно достичь на каждом этапе.
Второй вид — среднесрочное проектирование. Оно охватывает период от нескольких недель до нескольких месяцев. В рамках этого типа преподаватель уточняет цели и задачи для каждого урока или модуля.
Третий вид — краткосрочное прогнозирование. Оно осуществляется непосредственно перед каждой парой. Данный вид предполагает подготовку сетки или карты урока, включая определение темы, целей, задач, материалов и методов взаимодействия. Важно также предусмотреть время для повторения и закрепления изученного материала.
При разработке сетки и деталей урока рекомендуется использовать различные методы и стратегии, чтобы сделать процесс обучения интересным и эффективным, результативным и значимым для студентов. Правильный выбор вида планирования лекций, семинаров позволяет правильно распределить нагрузку, ход освоения предмета и повысить степень усваиваемости материалов, качество образования целевой аудитории. Поэтому важно знать и понимать особенности все вышеописанных способов.
Этапы планирования лекций, семинаров и иных пар
Проектирование и разработка пар представляет собой последовательный процесс с определенным набором инструментов, механизмов и пр.
Первым шагом является анализ потребностей учеников. Важно выяснить, какие навыки и знания они уже имеют, а также какие трудности они испытывают при изучении новшеств (текущие и потенциальные проблемы). Это поможет определить направление и подобрать соответствующий материал а каждом этапе погружения в дисциплину, в рамках каждой пары.
Второй шаг – четкое формулирование промежуточных и конечных результатов. Это помогает сосредоточиться на главном, задать конкретную траекторию погружения и избежать растерянности в ходе преподавания. Одним из инструментов уточнения хода изучения темы является постановка задач. Они конкретизируют и делят цель на более мелкие этапы, упрощая их выполнение и развитие слушателей. Задачи должны быть конкретными, емкими, измеримыми и достижимыми.
Схема планирования уроков
Третий этап – выбор приемов для эффективного обучения. Важно подобрать такую комбинацию способов, которая будет учитывать тематические особенности, текущий уровень подготовки целевой аудитории, организационные моменты и условия реализации и пр.
Четвертый шаг – подбор литературы и информации для проведения занятия. Педагогу предстоит отобрать общую информацию (теоретические аспекты), разработать практическую часть (список заданий, задач и пр.), определить способы проверки знаний (ФОС и КОС), подобрать литературу для самоизучения или дополнительного изучения по теме и пр.
Пятый этап – структурирование материала. Планируйте содержание и ход освещения пары таким образом, чтобы все логично, связно следовало друг за другом и было доступным для учеников. Не забывайте о традиционной структуре вещания: введение в тему, основной материал и работа, подведение итогов. В рамках каждого раздела будет присутствовать конкретный набор методов взаимодействия и пр. Используйте различные формы представления информации в целях упрощения восприятия.
Шестой этап – создание плана (непосредственное проектирование и планирование). Составьте подробный алгоритм, указывая каждый шаг и время на его выполнение. Это поможет быть организованным во время проведения и избежать непредвиденных ситуаций, распределить нагрузку по теме.
Седьмой шаг – оформление плана урока в виде специализированных педагогических документов. В данном случае существует конкретная градация: долгосрочный план будет кратко изложен в рабочей программе по дисциплине, общее тематическое планирование обозначено в технологической карте или календарно-тематическом плане с распределением академических часов на каждую тему. Краткосрочное проектирование сводится к подготовке план-конспектов каждой пары, разработкой раздаточного материала, презентаций и прочих уточняющих файлов.
Восьмой шаг – утверждение и реализация сетки занятий. В данном случае важно согласовать намеченную траекторию с администрацией учебного заведения, а после ее утверждения приступить к внедрению.
Девятый этап – оценка результатов обучения. После проведения каждого урока необходимо проанализировать его эффективность. Оцените полученные результат, соотнесите их с обозначенными границами, нормами и ориентирами. Это поможет вам скорректировать методологию и повысить эффективность последующих встреч.
Десятый шаг – «работа над ошибками», он предполагает доработку, совершенствование намеченных этапов с учетом выявленных недочетов, сложностей и прочих нюансов с целью восполнения пробелов, решения проблем, закрепления пройденной части и корректного построения дальнейшего погружения в предмет.
Описанный алгоритм считается традиционным подходом в построении лекций и семинаров. Но каждый педагог может применять собственные тактики и технологии в подготовке и организации учебного процесса.
Самые распространенные стратегии планирования уроков от практикующих педагогов
Проектирование и организация занятий является важной составляющей эффективного обучения. На практике педагоги зачастую используют следующие стратегии по организации лекций и семинаров.
Одной из самых распространенных стратегий планирования пар является «Цель-задачи-средства». Ее суть заключается в первичном определении конкретной цели урока, с последующей проработкой задач и выборе подходящих средств для их реализации. Достоинствами данной парадигмы являются четкая структура урока, явная связность повествования и подачи тематических данных, нацеленность на достижение конкретных результатов и возможность применения различных (посильных и доступных) методов обучения, учет внутренних и внешних факторов развития целевой аудитории.
Не менее популярным способом проектирования и подготовки урока является «Обратное проектирование». Эта схема обратна по отношению к вышеописанному механизму. Педагог начинает с определения желаемых результатов обучения и только после этого разрабатывает содержание лекций и семинаров, иных видов пар. Такой подход помогает более осознанно выбирать материал, методы и средства обучения, а также увеличивает мотивацию учеников, так как они видят конечную цель и понимают свои достижения.
Стратегия «Дифференциация» активно применяется для работы с группами различного уровня подготовки или в рамках индивидуального обучения. В этом случае ход лекции или семинара строится таким образом, чтобы каждый ученик получил необходимое количество времени и поддержку для успешного освоения материала. Плюсом данной стратегии является индивидуальный подход к каждому ученику и возможность развития его потенциала.
Кроме того, важными составляющими построения эффективного плана являются определение ключевых моментов урока (начало, основная часть, заключение), использование разнообразных методов обучения (групповая работа, дискуссии, игры) и контроль за ходом выполнения задач.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Методы планирования занятий
Правильное планирование помогает определить границы пары, оптимально распределить время и ресурсы, а также создать структурированную программу обучения. На практике существует масса техник по организации лекций и семинаров, упрощающие ход построения логики каждой темы с учетом временных и прочих ограничений.
Стратегии планирования уроков
Один из самых распространенных способов построения лекционных и практических уроков — это использование метода SMART (Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time-bound). Ранее мы его уже описывали в блоге. Он заключается в том, чтобы поставить конкретные и измеримые ориентиры, границы, которые достижимы в рамках доступных ресурсов и времени. Методика помогает студентам четко представлять свои цели и оценивать свой прогресс.
Еще один эффективный метод планирования – это разработка долгосрочного плана обучения. Данный подход предусматривает создание календарной сетки на определенный период времени (неделю, месяц или год) с указанием темы каждого занятия. Он помогает организатору-наставнику увидеть общую картину и построить пары с учетом последовательности тем и связанных между собой концепций.
Каждый педагог самостоятельно выбирает тактику проведения пары, учитывая возможности и особенности тематического погружения.
Можно ли отклоняться от намеченных планов занятий
Важной составляющей грамотного планирования занятий является гибкость и умение отклоняться от намеченных планов в определенных ситуациях. Как, когда и почему можно отклоняться от задуманного плана – вопросы, на которые необходимо обратить внимание.
При подготовке хода и этапов занятий стоит учитывать, что каждый ученик имеет свой индивидуальный темп обучения и способности. Иногда оказывается, что материал переваривается более медленно или быстро, чем предполагалось. В таких случаях необходимо быть готовым адаптировать урок под потребности каждого ребенка. Если ученику сложно освоить новый материал, можно вернуться к уже пройденным темам для закрепления и повторения.
В каких целях отклоняются от плана занятия?
Не следует забывать о таких факторах, как настроение и состояние здоровья учеников. Если дети находятся в стрессовом состоянии или болеют, то это может значительно сказаться на эффективности обучения. В таких ситуациях разумно пересмотреть планы занятий и предложить ученикам более легкие или интересные задания, которые помогут им справиться со стрессом или повысить мотивацию.
Отклонение от намеченного плана может быть не только из-за индивидуальных особенностей учеников, но и в результате неожиданных обстоятельств. Например, природные катаклизмы, технические проблемы или другие непредвиденные ситуации могут нарушить занятия. В таких случаях важно сохранять спокойствие и гибко реагировать на происходящее. Возможно, придется изменить формат занятий или перенести его на другое время.
Грамотное проектирование хода занятий должно быть ориентировано на достижение конечной цели обучения – освоение необходимых знаний и навыков. Однако следует помнить, что каждый ученик – индивидуальность со своими потребностями и возможностями. Гибкость и адаптивность в планировании помогут эффективнее работать с детьми, создавая условия для успешного обучения каждого из них.
Логика построения и особенности отдельных видов проектов
такой тип проектного решения, который регламентирует процессы производства в предприятиях общепита и торговли.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (ресторана)– это план размещения производственных цехов и торгового зала в структуре здания (теплохода), обеспечивающих последовательность технологических процессов обработки продуктов, изготовления изделий и обслуживания клиентов при минимальной протяженности функциональных связей и максимального избегания пересечения технологических потоков.
Вам, в любом случае, понадобится
Есть у вас строительный и дизайн-проект или нет. Казалось бы: Расставить оборудование, получить разрешительную документацию и начать работать.
Но, увы ведь помещение, которое есть у вас, должно отвечать определенным требованиям не только врачей РОСПОТРЕБНАДЗОРА, но и представителей пожарной охраны. Например, необходимо, чтобы в помещении было не меньше двух входов/выходов, а лучше три, высота потолка не менее 3 м. Предположим, ваше помещение отвечает всем этим требованиям. Далее возникнет вопрос о перепланировке существующего помещения, поскольку вряд ли до вас здесь была точка общественного питания, да если и была, вы вряд ли захотите сделать точно также. И опять вам понадобится технологический проект
Ведь хорошо знать заранее, где будет в помещении горячий цех, где холодный, и не перепутать гардеробную для персонала с моечной столовой посуды. Да еще заручится поддержкой врачей. А с чем, как не с технологическим проектом, вы к ним пойдете.
Как раз в нем будет отражена компоновка вашего помещения, но и не только она. Конечно же ,хочется, чтобы зал, где будут сидеть гости был большим, поставить в нем побольше столиков, т.к. именно они принесут вам доход, а кухню, ну примерно, как в «хрущевке». И опять не получится. Потому, что есть и строительные нормы, и санитарные, которые никак нельзя обойти. В идеале было бы хорошо, если соотношение площадей под зал и кухню 50% на 50%, т.е. сколько вы отдали под зал, столько надо и для кухни. Ведь кухня это не только горячий цех и холодный, но и помещения для персонала, набор кладовых, заготовительные цеха. А каждая площадь любого помещения должна соответствовать нормам и строительным и санитарным. Например, эти самые нормы не допускают при перепланировке делать помещения меньше 5 квадратных метров, а при вновь строящемся здании меньше 7. А у вас, например, на все про все метров 70. Интересно, что будет напоминать кафе, если его разбить на такие кусочки?В соотношении 50 на 50 сразу слышится возмущенный голос владельцев помещения: «Куда так много под кухню?». Ну нет у вас такой возможности. Что же тогда не стоит за это браться? Да ничего подобного! Просто надо сразу оговориться, что заготовительных цехов у вас не будет, соответственно и набор кладовых уменьшится, и работать вы будете на полуфабрикатах высокой степени готовности. Врачи сразу отнесутся к вам намного благосклоннее, только не забыть предоставить им договор на поставку этих самых полуфабрикатов высокой степени готовности с другого предприятия. Особенно удобен этот вариант для сетевых заведений, у которых часто бывает собственный заготовительный цех.
А если серьезно :
Основная сложность планировки заключается в правильной и наиболее эффективной увязке ее со всеми технологическими процессами предприятия питания, требованиями разрешительных инстанций и имеемыми площадями. Важно не просто красиво расставить технологическое оборудование, а обеспечить при этом оптимизацию всех технологических процессов. Лучше всего планировку цехов доверить специалистам в области общественного питания.
включает в себя следующие разделы:
1. Пояснительная записка
2. План размещения технологического оборудования
. План расстановки столов и доп. оборудования в торговом зале
4. Спецификацию оборудования
5. План привязки оборудования к электрическим
6. План привязки оборудования к сантехническим системам
7. План привязки вентиляционных зонтов
Дизайн проект интерьера
– это не средство самовыражения дизайнера, а Ваше с ним коллективное творчество. Дизайнер будет смотреть на Ваш будущий дом Вашими глазами, поможет отразить в интерьере именно Ваш вкус, Ваш характер, Вашу неповторимую индивидуальность – и в то же время сможет соблюсти баланс между дизайнерскими изысками и житейской прозой, гармонично и эффективно организовав пространство для жизни и работы. Вот это и есть дизайн проект.
Перед началом работы мы выезжаем на объект, изучаем его особенности, выполняем все необходимые обмеры. Эта операция необходима независимо от стадии, с которой начинается работа над дизайн проектом интерьера
Современное строительство предполагает возведение таких зданий и сооружений, которые могут максимально удовлетворить потребности живущих в них людей в удобстве и комфорте.
Под комфортными условиями подразумевается наличие в доме отопления, электричества, горячей и холодной воды, канализации, вентиляции и различных других удобств. Наличие инженерных сетей обеспечивает создание таких комфортных условий в здании.
Поэтому инженерное проектирование играет важную роль в процессе создания нового сооружения.
Инженерный проект дома – это составная часть рабочего проекта, который включает в себя всю необходимую документацию по архитектурным, конструктивным и инженерным вопросам строительства. На стадии инженерного проектирования решается целый ряд важнейших задач, связанных с обеспечением жизнедеятельности проектируемого здания.
При составлении инженерных задач необходимо учитывать размеры здания, его предназначение, расположение по отношению к центральным коммуникациям, условия эксплуатации, а также нормативы, применяемые к различным типам зданий. Составные части инженерного проекта дома: планы этажей ,схемы систем водоснабжения и канализации ,схемы установки системы отопления ,информация по газовому оборудованию , информация по расчету мощности схемы систем электрооборудования общие пояснения о расчетах
При проектировании инженерной части документацию составляют отдельно для внешних и внутренних инженерных сетей. К внешним инженерным сетям относятся сети, требующие подключения к общегородским магистралям – электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, а также канализация и ливнестоки. инженерные сети включают в себя систему отопления, вентиляцию, кондиционирование, систему внутреннего водоснабжения и канализации, устройство сигнализации и связь. Виды инженерных систем и коммуникаций
Водоснабжение. Отопление. Канализация. Электроснабжение. Вентиляция и кондиционирование. Слаботочные сети. Обеспечивают работу охранной и пожарной сигнализации, телевидения, телефонии и интернета.
Создание инженерного проекта – очень важный этап на пути к строительству дома. Ведь любые недоработки на этом этапе проекта могут повлечь за собой лишние расходы по переделке уже возведенного дома или существенные ограничения по использованию имеющихся систем. Поэтому, планируя строительство собственного дома или производственных помещений, правильным решением будет доверить разработку инженерного проекта дома специалистам.
– это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.
Реализация социального проекта проходит в несколько этапов (их принято называть шагами):1. Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы.2. Привлечение участников и общественности для решения данного социального проекта.3. Определение целей и задач социального проекта.4. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.5. Определение необходимых ресурсов и составление бюджета.6. Разработка системы оценки проекта.7. Формирование общественного мнения.8. Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту.9. Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов.10. Проведение плановых мероприятий.11. Анализ результатов работы.
Анализ результатов работы. Важным шагом является анализ работы над проектом. Необходимо сделать сравнение поставленной цели и достигнутых результатов. Для этого нужно ответить на вопросы:- Достигнута ли цель проекта?- Каковы положительные и отрицательные последствия проекта? (Что получилось? Что не получилось? Почему?)- Какой была атмосфера проведения социального проекта?- Каким был вклад каждого участника проекта в общий результат работы?- Чему научились в ходе реализации проекта?- Что нужно изменить, чтобы реализация следующего социального проекта была более успешной?
Основным аналитическим документом является отчет команды о работе над социальной проблемой.
— самостоятельные (или групповые) проекты учащихсяпредполагает четкое определение предмета методов исследования. Данные проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внеурочной работой.
Работа над исследовательским проектом проходит в несколько этапов:
– это ограниченное по времени, целенаправленное изменение способов организации с определенными требованиями к качеству результатов, допустимыми рамками расхода средств и ресурсов и характерной организацией по его разработке и реализации.
Бизнес-проекты могут отличаться сферой приложения, составом предметной области, масштабом, продолжительностью, составом участников, уровнем сложности, влиянием результатов и т. д.
Основания классификации бизнес-проектов:
1) тип проекта – по главным областям деятельности, в которых реализуется проект (технический, организационный, экономический, социальный, смешанный);
2) класс проекта – по составу и структуре проекта и его предметной области (моно-, мульти-и мегапроект). Монопроект – это отдельный проект различных типов, видов и масштабов. Мультипроект – это комплексный проект, который состоит из монопроектов и требует использования многопроектного управления. Мегапроект – это целевые планы развития регионов, отраслей и других образований, объединяющих ряд моно– и мультипроектов;
3) масштаб проекта – по масштабам самого проекта, числу участников и уровню воздействия на окружающую среду (мелкие, средние, крупные и очень крупные проекты; межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные, региональные, межотраслевые, отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия);
4) продолжительность проекта – по длительности периода реализации проекта (краткосрочные – до 3 лет; среднесрочные – от 3 до 5 лет; долгосрочные – свыше 5 лет);
5) сложность проекта – например, по степени финансовой, технической или другой сложности (простые, сложные и очень сложные);
6) вид проекта – по характеру предметной области проекта (инновационные, организационные, научно-исследовательские, учебно-образовательные, смешанные и др.). Множество бизнес-проектов носит инвестиционный характер. К инвестиционным проектам относят проекты, в которых основной задачей является вклад средств в разнообразные виды бизнесов с целью получения прибыли. В данной группе бизнес-проектов выделяют инновационные проекты, к которым относят систему различных нововведений, обеспечивающих постоянное развитие организации.
Организационные проекты – реформирование организаций, возможность построения новой системы управления, создание новой организации или проведение международного форума.
Экономические проекты – приватизация организации, образование аудиторской службы, появление нового порядка налогообложения.
Этапы работы над проектом
Процедуру
работы над проектом можно разбить на 6
этапов. Последовательность этапов
работы над проектом соответствует
этапам продуктивной познавательной
деятельности: проблемная ситуация –
проблема, заключенная в ней и осознанная
человеком – поиск способов решения
проблемы – решение. Этапы работы над
проектом можно представить в виде
следующей схемы:
Опорная схема
«Основные этапы работы над ПРОЕКТОМ»
-интеграция с
различными учебными дисциплинами;
звучит емко,
лаконично и отражает тему проекта
шаги, которые
необходимо сделать, чтобы раскрыть
тему и достичь поставленной цели
Приемы исследовательской и умственной деятельности
-работа с
фотоматериалами, репродукциями,
документами;
-выполнение
рисунков, макетов, моделей, таблиц,
схем, карт;
-работа в сети
Интернет;
анализ, синтез,
конкретизация, обобщение, абстрагирование,
сравнение, выявление существенного,
доказательство
Приемы –
действия, направленные на решение
конкретной задачи. Способы работы,
выполняемые для достижения конкретных
результатов.
Библиотеки,
музей, выставки, Интернет, соседи,
родственники, домашние, ведомственные
и государственные архивы
Форма проекта
Традиционно-ошибочная:реферат, доклад, сообщение.
найдите
новую форму представления материала,
что позволит вам проявить свое творчество
(макеты, буклеты, фото отчеты, рекламные
акции, презентации, дневники дел,
рекомендации, мастер-классы, материалы,
оформленные посредством ИКТ и т.д. и
т.п.)
Возможно
сегодня вы услышите примеры творческих
форм – не забудьте их вписать:
-композиция
доклада, полнота результатов,
аргументированность;
-эрудиция
автора, межпредметные связи;
-культура речи,
манера поведения, использование
наглядных средств;
-ответы на
вопросы: полнота, убедительность,
доброжелательность;
Время защиты– 5-10 мин.
При определении тематического поля
проекта можно опираться, например, на
потребности человека в различных
областях жизнедеятельности: школа, дом,
досуг, отдых, общественно полезная
деятельность, производство и
предпринимательство, общение. При этом
основополагающим принципом должна
стать самостоятельность выбора ученика
– основа для формирования его
ответственности за процесс и результат
работы.
Не понятие “тема”, а “тематическое
поле”, так как тема – это нечто застывшее,
раз и навсегда определенное. Тематических
полей для проектов неисчерпаемое
множество, и перечислить хотя бы наиболее,
так сказать, «целесообразные» – дело
совершенно безнадежное, поскольку это
живое творчество, которое нельзя никак
регламентировать.
Первый и самый
простой способ: учитель предлагает
список примерных тем для работы над
проектами, при этом темы могут быть
представлены в виде рекламных листовок
на информационном стенде.
Это вполне допустимый вариант запуска
проектов, особенно в ситуации, когда у
учеников еще нет опыта проектной
деятельности или сам учитель только
начинает работу с использованием метода
проектов. Нередко случается и так, что
предложенные учителем темы становятся
отправной точкой для обсуждения, в ходе
которого тема изменяется, корректируется,
расширяется и возникает новый замысел.
Логика исследования. Этапы психолого-педагогического исследования.
Эффективность научного поиска во многом обусловливается последовательностью исследовательских шагов, которые должны привести к истинным результатам, т. е. логикой исследования.
Специфика психолого-педагогического исследования определяется тем, что предметом исследования становится сложная система взаимоотношений развивающегося человека с окружающей средой, все многообразие социальных связей развивающегося человека. При этом и сам растущий и развивающийся человек входит в этот предмет как субъект воспитания. Все это определяет высокие требования к логической обоснованности, а, следовательно, экономичности, целесообразности структуры научного поиска.
Разработка логики, воплощающей стратегию поиска, — сложный процесс, который не только предшествует, но и сопутствует всему процессу исследования, ибо характер и последовательность шагов во многом предопределяются полученными уже в ходе работы результатами и возникшими трудностями. Тем не менее, основную работу по конструированию логики педагогического исследования необходимо проделать в начале работы, опираясь на принцип моделирования конечного результата и предположительные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечат его достижение.
В каждом исследовании необходимо найти один из оптимальных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из характера проблемы, предмета и задач исследования, уровня оснащения работы, возможностей исследователя и других факторов, а также определить логику и характер изложения результатов с учетом подготовленности и интересов адресата. Ясно, что логика каждого исследования специфична, своеобразна. Наша задача — наметить те общие подходы, которые позволят выявить инвариантные элементы любой работы, а также показать, как эти элементы функционируют в исследованиях, раскрывающих взаимодействие школы исоциальной среды, личности и коллектива, педагога и воспитанника, человека и культуры, становление иразвитие личности в разных образовательных системах.
Можно выделить три этапа конструирования логики исследования: постановочный, собственно исследовательский и оформительско-внедренческий.
1) Первый этап – постановочный – или подготовительныйот выбора темы до определения задач и разработки гипотезы — в значительной мере может осуществляться по общей для всех исследований логической схеме (проблема — тема — объект — предмет — научные факты — исходная концепция — ведущая идея и замысел — гипотеза – задачи исследования). Логика этой части научного поиска хотя и не строго однозначна, но все же в значительной мере задана.
– Обоснование темы исследования, определение основного противоречия, первичная постановка проблемы.
Любое исследование начинается с определения его темы. Тема ограничивает область исследований, круг проблем, выбор предмета, объекта и метода. Однако в начале собственно исследования осуществляется первичная постановка проблемы. Исследователь должен уяснить себе, чем он неудовлетворен в современном педагогическом знании, где он ощущает пробелы, какие теории дают противоречащие друг другу объяснения педагогических феноменов и т.д.
Первичная постановка проблемы уже скрыто предполагает варианты ответа на нее. Например, вопрос о том, что в большей мере — наследственность или среда — влияет на уровень развития общего интеллекта, ограничивает множество общих теоретических предположений.
– Определение методологической базы исследования, изучение теории и истории вопроса, определение цели, выбор объекта и предмета исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.
После первичной постановки проблемы наступает этап работы с научной литературой. Исследователь должен ознакомиться с экспериментальными данными, полученными другими педагогами, и попытками объяснения причин заинтересовавшего его явления.
К услугам современного исследователя компьютерные базы данных, сети Internet и др., библиотеки, специализированные журналы.
Работа с литературой начинается с поиска определений базовых понятий, которые содержатся в словарях, а также в словарях и энциклопедиях по смежным дисциплинам. Там же имеются и ссылки на основные публикации по проблеме. Следующий шаг — составление библиографии по тематике исследования с помощью библиотечных систематических каталогов. Предварительное знакомство с публикациями на тему исследования можно получить из реферативных журналов. Более подробную информацию об исследованиях, относящихся к выделенной проблеме, следует искать в самих публикациях: статьях научных журналов, сборниках и монографиях.
– Результат работы над литературным обзором — это уточнение проблемы, гипотезы (или возникновение новой гипотезы) и идеи плана экспериментального исследования. Возможно, что педагог и откажется от исследования, так как проблема может показаться неразрешимой или, наоборот, настолько исследованной, что ничего нового к имеющимся результатам добавить уже нельзя.
2) Логика же второго — собственно исследовательского — этапа работы задана только в самом общем виде, она весьма вариативна и неоднозначна (отбор методов — экспериментальная проверка гипотезы — конструирование предварительных выводов — их опробование и уточнение – построение заключительного вывода).
– Планирование исследования, определение задач, выбор методов и методик исследования.
В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики (программы) исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.
Исследователь должен выбрать экспериментальный инструмент, который позволял бы ему: а) управлять независимой переменной; б) регистрировать зависимую переменную. Кроме того, условия эксперимента (помещение, ситуация, время и др.) должны либо элиминировать влияние внешних переменных, либо сохранять константность величины их воздействия на зависимую переменную
Процессуальная классификация планов для исследования связи двух переменных создана Д. Кэмпбеллом. Основными являются: простой план для двух групп с предварительным тестированием (тест—воздействие—ретест); план для двух рандомизированных групп без предварительного тестирования (рандомизация—воздействие—тест); план Соломона для четырех групп, объединяющий оба этих плана. Они называются планами истинных экспериментов
– Отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом.
Всю совокупность потенциальных испытуемых, которые могут быть объектами данного психологического исследования, обозначают как популяцию, или генеральную совокупность. Множество людей, принимающих участие в исследовании, называют выборкой. Состав экспериментальной выборки должен моделировать, представлять (репрезентировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, получаемые в эксперименте, распространяются на всех членов популяции, а не только на представителей этой выборки.
Мы поможем в написании ваших работ!
Вариант I
1. Основоположником метода проектов в обучении был:
2. Какое из приведённых определений проекта верно:
а. Проект — уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам;
б. Проект — совокупность заранее запланированных действий для достижения какой-либо цели;
в. Проект — процесс создания реально возможных объектов будущего или процесс создания реально возможных вариантов продуктов будущего;
г. Проект — совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей.
3. Соотнесите определения и типы проектов:
Типы проектов
Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.
Определения
а. совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные
методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для
б. это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов
информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы
деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
в. самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы,
способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью;
4. Со слова какой части речи формулируется цель проекта:
5. Задачи проекта — это:
а. Шаги, которые необходимо сделать для достижения цели;
г. Путь создания проектной папки.
6. Соотнесите этапы работы над проектом с содержанием деятельности:
2. Поиск необходимой информации; сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач; изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т. д.; изготовление продукта;
3. Формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности;
4. Способы обработки полученных данных; демонстрация творческой работы;
5. Определение направления работы, распределение ролей; формулировка задачи для каждой группы; способы источников информации по каждому направлению; составление детального плана работы.
г. Оформление результатов проекта и презентация;
д. Обсуждение полученных результатов.
7. Выберите лишнее. Типы проектов по продолжительности:
8. Результатами (результатом) осуществления проекта является (являются):
а. Формирование специфических умений и навыков проектирования;
б. Личностное развитие обучающихся (проектантов);
в. Подготовленный продукт работы над проектом;
г. Все вышеназванные варианты.
а. прикладного проекта,
б. информационного проекта
в. исследовательского проекта
10. Назовите типовую ошибку при формулировании цели проекта
а. цель включает много задач,
б. цель не предполагает результат,
в. цель не содержит научных терминов.
а. исследовательская деятельность
б. научная деятельность
в. проектная работа
г. познавательная деятельность
2. Слово «проект» в буквальном переводе обозначает:
а. самый главный,
б. предшествующий действию,
в. брошенный вперед.
3. Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ, обобщение информации включает:
а. прикладной проект,
б. информационный проект
в. творческий проект
4. Установите, к какому этапу работы над творческим проектом относятся перечисленные виды деятельности.
Деятельность
1. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив;
2. Постановка проблемы, определение темы и целей проекта;
3. Обработка полученной информации, отбор. Решение промежуточных задач. Формулировка выводов;
4. Обсуждение плана действий. Обмен мнениями и согласование интересов. Выдвижение первичных идей и разрешение спорных вопросов; распределение ролей;
5. Анализ выполнения проекта;
6. Представление полученных результатов, демонстрация приобретенных знаний и умений.
г. Выполнение проекта;
д. Заключительный (защита проекта);
5. Выберите лишнее. Виды проектов по доминирующей роли обучающихся:
6. Установите последовательность деятельности в процессе работы над проектом.
б. выдвигать идеи и выполнять эскизы;
в. подбирать материалы и инструменты;
д. оценивать свою работу;
е. организовывать своё рабочее место;
ж. изготовлять вещи своими руками.
7. Выберите правильное выражение:
а. цель проекта может быть неконкретной и иметь различное понимание;
б. ошибка в постановке цели проекта не влияет на результат;
в. достижимость цели проекта обозначает, что она должна быть реалистичной.
9. Компонентами творческой деятельности являются:
г. строгое следование инструкции.
Выберите лишнее. Типы проектов по содержанию:
Ответы
3. а-2, б-3, в-1.
6. а-3, б-5, в-2, г-4, д-1
Вариант II
4. а-2, б-4, в-1, г-3, д-6, е-5.
6. б, в, е, ж, г, а, д.
8. а-2, б-3, в-1.
9. а, б, в
Критерии оценки
За каждый правильный ответ ставится 1 балл.
Оценка: «5» — 8-10 баллов,
«4» — 6 — 7 баллов,
«3» — 3 — 5 баллов,
«2» — менее 2 балла.
Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.
Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.
На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.