12 окт. 2022 г.
11 октября 2022 года состоялась шестая общероссийская образовательная акция «Всероссийский экономический диктант» на тему «Сильная экономика – процветающая Россия!»
Всероссийский экономический диктант организован Вольным экономическим обществом России при участии Международного Союза экономистов. Партнёры акции: Фонд Юрия Лужкова, Российское историческое общество. Образовательная акция прошла при поддержке администраций субъектов РФ, Финансового университета при Правительстве РФ, Московского авиационного института и других ведущих вузов России, институтов Российской академии наук.
Главная цель Экономического диктанта – просветительская: повышение уровня экономической грамотности всех групп населения, развитие интереса к экономической науке, истории российской социально-экономической мысли, а также к актуальной экономической повестке.
География Всероссийского экономического диктанта расширяется с каждым годом. В акции этого года принимали участие все крупные региональные центры страны, а также малые города, села, деревни, станицы и поселки. Например, поселок Маревый Амурской области, деревня Ляльшур Удмуртской Республики, село Большие Липяги Белгородской области.
«В некоторых из них Экономический диктант написали всего один-два школьника. Это не менее ценно для нас. Нам важно дойти до каждого — и до этих двух ребят в отдаленном селе, потому что эти ребята и их село — часть экономики нашей страны», — отметил президент ВЭО России, президент Международного союза экономистов Сергей Бодрунов, выступая на пресс-конференции в ТАСС.
Растет и число участников Экономического диктанта. В этом году образовательная акция поставила новый рекорд: Экономический диктант в офлайн и онлайн форматах написали 234 572 человека в 88 регионах Российской Федерации и в 7 странах – в Беларуси, Монголии, Армении, Узбекистане, Казахстане, Таджикистане и Турции. Было организовано 1095 региональных площадок Экономического диктанта.
Наиболее активными по привлечению участников к акции, освещению ее в социальных медиа и ведению содержательной методической работы в этом году стали следующие организации:
· Уральский государственный экономический университет;
· Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова;
· Сибирский федеральный университет;
· Липецкий филиал Финансового университета при правительстве Российской Федерации;
· Курганский государственный университет;
· Нижневартовский государственный университет;
· Златоустовский техникум технологий и экономики.
· Лучшая сельская региональная площадка Экономического диктанта-2022:
Подгоренский лицей имени Н. А. Белозорова Россошанского муниципального района Воронежской области.
· Лучшая зарубежная региональная площадка Экономического диктанта-2022:
Улан-Баторский филиал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.
В Экономическом диктанте по традиции участвуют не только школьники и студенты, но и профессора, научные сотрудники, учителя, преподаватели вузов, предприниматели, сотрудники администраций субъектов РФ, министерств и ведомств. Так, в омском центре «Мой бизнес» в этом году свою экономическую грамотность проверили предприниматели, резиденты ИТ-парка и сотрудники Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства, а в Екатеринбурге — члены Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей.
Откуда появилось выражение «деньги не пахнут», какие банкноты называли «Катенька» во времена правления императрицы Екатерины II, чем зарабатывала на жизнь Алена Ивановна из романа Достоевского «Преступление и наказание» и что показывают индексы Джини, Лернера, Баласса и Пааше? Задания Экономического диктанта были связаны не только с экономикой, но и с обществознанием, литературой, историей, правоведением.
Задания Экономического диктанта-2022 были составлены в двух вариантах: для учащихся 9-11 классов среднего общего и профессионального образования, для студентов вузов и всех остальных категорий граждан. Вопросы акции разработаны методической комиссией.
Обращаясь к студентам, которые пришли проверить свою экономическую грамотность на площадке Финансового университета, президент Финансового университета, вице-президент ВЭО России Михаил Эскиндаров обратил их внимание на то, что вопросы в этом году непростые, и призвал молодых людей подумать, не торопиться отвечать сразу.
Студент Финансового университета Александр Лунев согласился, что задания Экономического диктанта — 2022 требовали больше времени для размышления, чем в прошлые годы: чтобы ответить на них, нужны были базовые знания в области экономики. А студент Финансового университета Неймат Халилов, который не первый год пишет Экономический диктант, добавил, что задания с каждой акцией становятся все более «углубленными».
«Мне не хватало Дмитрия Диброва с подсказками, очень хотелось позвонить другу. Сейчас мне самой интересно посмотреть ответы на многие вопросы», — призналась участница акции, резидент омского ИТ-парка Анна Митрохина.
Результат, то есть количество набранных участниками баллов по итогам акции, не так важен, как новые знания, полагают организаторы акции. Задача — не выставить оценку, а мотивировать к работе над собой.
«Задания экономического диктанта заставляют задуматься, насколько хорошо вы владеете базовыми понятиями экономической теории, азами финансовой грамотности, знакомы ли с основами финансовой безопасности, историей экономической мысли, знаковыми экономическими реформами, которые проводились в России в разное время, как глубоко погружены в актуальную экономическую повестку», — отмечает президент ВЭО России Сергей Бодрунов.
«Участие в акции — это мощный стимул к самообразованию», — соглашается первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по науке и высшему образованию, член президиума ВЭО России Олег Смолин.
Студент Финансового университета Богдан Сидяченко рассказал, что впервые услышал о существовании парадоксов Триффина, Гиффена, Джевонса и Веблена из заданий Экономического диктанта. А студент МАИ Артем Шакин признался, что до участия в акции не знал, что между героем Отечественной войны 1812 года атаманом Матвеем Платовым и известным французским экономистом Тома Пикетти может быть что-то общее.
Кстати, вопрос про атамана Матвея Платова и экономиста Тома Пикетти придумала Анастасия Волкова, студентка Саратовского государственного университета им. Чернышевского. Именно она стала одной из победительниц конкурса «Лучший вопрос для Экономического диктанта -2022».
В этом году на Конкурс поступило более 300 вопросов не только из России, но и из стран ближнего зарубежья, 8 из которых были включены в общий перечень заданий акции.
Победителями конкурса «Лучший вопрос для Экономического диктанта-2022» стали:
Боев Андрей Андреевич, студент Финансового университета при Правительстве РФ (Москва);
Гаджидибиров Омар Магомедович, студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва);
Чернокожина София Андреевна, студент Финансового университета при Правительстве РФ (Москва);
Толмачева Анна Ивановна, студент Уральского государственного экономического университета (г. Екатеринбург);
Доброродный Даниил Романович, студент Уральского государственного экономического университета (г. Екатеринбург);
Руденко Ильмира Ильдусовна, студент Казанского национального исследовательского технологического университета (г. Казань);
Додохова София Германовна, учащаяся Ростовского-на-Дону автодорожного колледжа (Ростов-на-Дону).
Волкова Анастасия Сергеевна, студент Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского (г. Саратов).
Авторы лучших вопросов награждены дипломами победителя Конкурса, а также вошли в число участников финала Всероссийского Фестиваля экономической науки, который состоится в рамках Московского академического экономического форума в мае 2023 года. Специальный приз от партнёра акции Фонда Юрия Лужкова присужден Анастасии Волковой.
Почему тысячи людей ежегодно участвуют в акции? Экономический диктант — это не только проверка своих знаний, но и возможность узнать что-то новое, уверен президент Финансового университета, вице-президент ВЭО России Михаил Эскиндаров. Многие ищут мотивацию «подтянуть» свои знания по экономике. По признанию молодых людей, после акций прошлых лет они «прониклись» экономикой, и с тех пор пишут Экономический диктант ежегодно.
Студентка пермского филиала РЭУ им. Плеханова Татьяна Опич участвовала в акции в третий раз, потому что ей интересны задания. « Они позволяют определить общий уровень эрудиции в области экономических знаний и найти для себя новые направления для углубленного изучения», — поделилась впечатлениями Татьяна Опич. А по мнению студента ташкентского филиала РЭУ им. Плеханова Нурмухаммада Самебоева, который также пишет Экономический диктант не первый год, акция расширяет кругозор и повышает профессиональную мотивацию будущих экономистов.
«Вопросы действительно были интересными. После прохождения теста поймал себя на мысли: необходимо подтянуть экономическую историю, с которой возникли затруднения. В первую очередь хочется начать изучать исторические факты, связанные с экономикой, и международные организации, названия которых видишь в прессе каждый день», — рассказал студент Финансового университета Неймат Халилов.
В этом году участникам Экономического диктанта предлагали ответить, какие из перечисленных государств не входят в состав Евразийского экономического союза.
«Возникло желание погрузиться в междисциплинарное исследование экономической науки и изучать ее через разные отрасли знания. Например, действительно, интересно наблюдать за развитием экономики мира в период Отечественной войны 1812 года», — отметил студент Финансового университета Александр Лунев.
Экономический диктант, организованный Вольным экономическим обществом России при участии Международного союза экономистов, — это тот образовательный и просветительский инструмент, который позволит все большему количеству россиян включиться в решение вопросов социально-экономического развития тех регионов, где они проживают, убежден первый заместитель председателя Комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации, вице-президент ВЭО России Сергей Рябухин.
Выступая на пресс-конференции в ТАСС, посвященной Экономическому диктанту, сенатор отметил, что с каждым годом получает все большее распространение в России так называемая практика инициативного бюджетирования. Оно предполагает участие населения в определении и выборе проектов, финансируемых за счет расходов бюджета, и последующий контроль за их реализацией. Экономическая грамотность в вопросах формирования и исполнения бюджетов, по мнению сенатора, очень важна для вовлечения граждан в бюджетный процесс.
По итогам Экономического диктанта ежегодно проводится многокритериальный статистический анализ, формируются статистический и аналитический отчеты, которые оценивают уровень экономической активности и экономической грамотности населения по отдельным субъектам Российской Федерации. Российские регионы следят за своим местом в рейтинге и не собираются сдавать позиции. Так, если в 2020 году Ульяновская область занимала в рейтинге экономической активности населения России 22-ю строчку, то в 2021 году регион вышел в лидеры рейтинга, оказавшись на первой строчке.
«В этом году в планах побить прошлый рекорд и снова выйти на первую позицию среди регионов России», — заявил директор департамента воспитания и социализации детей Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области Сергей Васин.
Результаты Всероссийского экономического диктанта-2022 были презентованы на Всероссийском экономическом Собрании, посвященном профессиональному празднику «День экономиста», которое состоялось 11 ноября 2022 года в Москве в Каминном зале «Дома экономиста».
Ход и результаты Экономического диктанта широко освещали федеральные и региональные СМИ: «Российская газета» (Экономический диктант напишут 11 октября; Россияне написали экономический диктант), Общественное телевидение России (Всероссийский экономический диктант напишут в России и еще шести странах; Россияне сегодня написали Всероссийский экономический диктант, программа “Дом Э”), Москва-24, Россия-24, Ридиус, Москва.медиа, Бизнес газета, Деловая Москва, САМПО ТВ 360°, ТВН Новокузнецк, ГТРК Иртыш, ГТРК Мурман, Якутия 24, ГТРК Марий Эл, Телерадиокомпания «КВАНТ», Первое городское Саяногорск, Тюменская линия, Аргументы и факты, ТАСС (Всероссийский экономический диктант состоится 11 октября, Всероссийский экономический диктант написали в восьми странах, Всероссийский экономический диктант-2022, Итоги экономического диктанта покажут уровень активности россиян), «Вольная экономика» и другие.
Проект представляет собой ежегодную просветительскую акцию, приуроченную ко Дню финансиста.
Финансовый диктант проводится 8 сентября в формате онлайн-тестирования по базовым вопросам финансовой грамотности. Площадки заранее получают ссылку/QR-код на страницу диктанта https://nsuem.ru/landings/lp/ Участники отвечают на вопросы с помощью мобильного телефона, компьютера или другого устройства, имеющего доступ в Интернет.
Оценка за диктант выставляется сразу после прохождения и отражается на экране.
Всем участникам, указавшим электронную почту, направляются сертификаты.
Также на площадках Финансового диктанта проводятся очные тематические лекции и мастер-классы с участием экспертов и волонтеров финансового просвещения.
Достигнутые результаты
Проект реализуется в онлайн-формате, поэтому максимально подходит для тиражирования и масштабирования в других регионах РФ. Для участия в тестировании достаточно перейти на страницу диктанта https://nsuem.ru/landings/lp/ в день проведения. Проект может быть использован как инструмент сбора аналитических данных для исследований финграмотности различных целевых аудиторий в статике и динамике.
Рязанская область
Финансовый диктант
Финансовый диктант – это тест на знание основных понятий финансовой грамотности по ряду направлений, такие как страхование, инвестирование, семейный бюджет, цифровые валюты, фондовая биржа и т. д. Успешное прохождение теста покажет как знания в определенной области, так и в целом по финансам.
Тест по финансовой грамотности может быть тиражирован на региональном и
федеральном уровнях.
Контактное лицо
Литвинова Ирина Валентиновна
Доцент кафедры «Инженерный бизнес и менеджмент»
Разработчик
Ежегодная общероссийская образовательная
акция
Всероссийский экономический диктант
Акция организована Вольным экономическим обществом России при
участии Международного Союза экономистов, администрации
субъектов Российской Федерации, ведущих вузов РФ, Российского исторического
общества и призвана определить и повысить уровень экономической грамотности
населения.
В 2023 году Всероссийский экономический диктант состоится 11
октября.
Определение и повышение уровня экономической
грамотности населения в целом и его отдельных возрастных и профессиональных
групп, развитие интеллектуального потенциала молодежи, оценка экономической
активности и экономической грамотности населения Российской Федерации.
Где написать Экономический диктант?
Написать Экономический диктант можно онлайн на сайте
акции и в очном формате на зарегистрированных Региональных площадках
Экономического диктанта.
Список Региональных площадок Экономического диктанта
Кто примет участие?
Участвовать в Экономическом диктанте может любой
желающий.
Что такое Экономический диктант?
Форма Всероссийского экономического диктанта –
тестовое задание. Экономический диктант составляется в двух вариантах:
Как стать участником Экономического диктанта?
Участники акции, набравшие 90 баллов и выше, являются
победителями Экономического диктанта. Победители Экономического диктанта
приглашаются к участию в финале Фестиваля экономической науки, а также к
участию в других проектах и мероприятиях ВЭО России.