ДИКТАНТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2022

ДИКТАНТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2022 Финзачет

12 окт. 2022 г.


ДИКТАНТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2022

11 октября 2022 года состоялась шестая общероссийская образовательная акция «Всероссийский экономический диктант» на тему «Сильная экономика – процветающая Россия!»

Всероссийский экономический диктант организован Вольным экономическим обществом России при участии Международного Союза экономистов. Партнёры акции: Фонд Юрия Лужкова, Российское историческое общество. Образовательная акция прошла при поддержке администраций субъектов РФ, Финансового университета при Правительстве РФ, Московского авиационного института и других ведущих вузов России, институтов Российской академии наук.

Главная цель Экономического диктанта – просветительская: повышение уровня экономической грамотности всех групп населения, развитие интереса к экономической науке, истории российской социально-экономической мысли, а также к актуальной экономической повестке.

География Всероссийского экономического диктанта расширяется с каждым годом. В акции этого года принимали участие все крупные региональные центры страны, а также малые города, села, деревни, станицы и поселки. Например, поселок Маревый Амурской области, деревня Ляльшур Удмуртской Республики, село Большие Липяги Белгородской области.

«В некоторых из них Экономический диктант написали всего один-два школьника. Это не менее ценно для нас. Нам важно дойти до каждого — и до этих двух ребят в отдаленном селе, потому что эти ребята и их село — часть экономики нашей страны», — отметил президент ВЭО России, президент Международного союза экономистов Сергей Бодрунов, выступая на пресс-конференции в ТАСС.

Растет и число участников Экономического диктанта. В этом году образовательная акция поставила новый рекорд: Экономический диктант в офлайн и онлайн форматах написали 234 572 человека в 88 регионах Российской Федерации и в 7 странах – в Беларуси, Монголии, Армении, Узбекистане, Казахстане, Таджикистане и Турции. Было организовано 1095 региональных площадок Экономического диктанта.

Наиболее активными по привлечению участников к акции, освещению ее в социальных медиа и ведению содержательной методической работы в этом году стали следующие организации:

· Уральский государственный экономический университет;

· Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова;

· Сибирский федеральный университет;

· Липецкий филиал Финансового университета при правительстве Российской Федерации;

· Курганский государственный университет;

· Нижневартовский государственный университет;

· Златоустовский техникум технологий и экономики.

· Лучшая сельская региональная площадка Экономического диктанта-2022:

Подгоренский лицей имени Н. А. Белозорова Россошанского муниципального района Воронежской области.

· Лучшая зарубежная региональная площадка Экономического диктанта-2022:

Улан-Баторский филиал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.

В Экономическом диктанте по традиции участвуют не только школьники и студенты, но и профессора, научные сотрудники, учителя, преподаватели вузов, предприниматели, сотрудники администраций субъектов РФ, министерств и ведомств. Так, в омском центре «Мой бизнес» в этом году свою экономическую грамотность проверили предприниматели, резиденты ИТ-парка и сотрудники Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства, а в Екатеринбурге — члены Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей.

Откуда появилось выражение «деньги не пахнут», какие банкноты называли «Катенька» во времена правления императрицы Екатерины II, чем зарабатывала на жизнь Алена Ивановна из романа Достоевского «Преступление и наказание» и что показывают индексы Джини, Лернера, Баласса и Пааше? Задания Экономического диктанта были связаны не только с экономикой, но и с обществознанием, литературой, историей, правоведением.

Задания Экономического диктанта-2022 были составлены в двух вариантах: для учащихся 9-11 классов среднего общего и профессионального образования, для студентов вузов и всех остальных категорий граждан. Вопросы акции разработаны методической комиссией.

Обращаясь к студентам, которые пришли проверить свою экономическую грамотность на площадке Финансового университета, президент Финансового университета, вице-президент ВЭО России Михаил Эскиндаров обратил их внимание на то, что вопросы в этом году непростые, и призвал молодых людей подумать, не торопиться отвечать сразу.

Студент Финансового университета Александр Лунев согласился, что задания Экономического диктанта — 2022 требовали больше времени для размышления, чем в прошлые годы: чтобы ответить на них, нужны были базовые знания в области экономики. А студент Финансового университета Неймат Халилов, который не первый год пишет Экономический диктант, добавил, что задания с каждой акцией становятся все более «углубленными».

«Мне не хватало Дмитрия Диброва с подсказками, очень хотелось позвонить другу. Сейчас мне самой интересно посмотреть ответы на многие вопросы», — призналась участница акции, резидент омского ИТ-парка Анна Митрохина.

Результат, то есть количество набранных участниками баллов по итогам акции, не так важен, как новые знания, полагают организаторы акции. Задача — не выставить оценку, а мотивировать к работе над собой.

«Задания экономического диктанта заставляют задуматься, насколько хорошо вы владеете базовыми понятиями экономической теории, азами финансовой грамотности, знакомы ли с основами финансовой безопасности, историей экономической мысли, знаковыми экономическими реформами, которые проводились в России в разное время, как глубоко погружены в актуальную экономическую повестку», — отмечает президент ВЭО России Сергей Бодрунов.

«Участие в акции — это мощный стимул к самообразованию», — соглашается первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по науке и высшему образованию, член президиума ВЭО России Олег Смолин.

Студент Финансового университета Богдан Сидяченко рассказал, что впервые услышал о существовании парадоксов Триффина, Гиффена, Джевонса и Веблена из заданий Экономического диктанта. А студент МАИ Артем Шакин признался, что до участия в акции не знал, что между героем Отечественной войны 1812 года атаманом Матвеем Платовым и известным французским экономистом Тома Пикетти может быть что-то общее.

Кстати, вопрос про атамана Матвея Платова и экономиста Тома Пикетти придумала Анастасия Волкова, студентка Саратовского государственного университета им. Чернышевского. Именно она стала одной из победительниц конкурса «Лучший вопрос для Экономического диктанта -2022».

В этом году на Конкурс поступило более 300 вопросов не только из России, но и из стран ближнего зарубежья, 8 из которых были включены в общий перечень заданий акции.

Победителями конкурса «Лучший вопрос для Экономического диктанта-2022» стали:

Боев Андрей Андреевич, студент Финансового университета при Правительстве РФ (Москва);

Гаджидибиров Омар Магомедович, студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва);

Чернокожина София Андреевна, студент Финансового университета при Правительстве РФ (Москва);

Толмачева Анна Ивановна, студент Уральского государственного экономического университета (г. Екатеринбург);

Доброродный Даниил Романович, студент Уральского государственного экономического университета (г. Екатеринбург);

Руденко Ильмира Ильдусовна, студент Казанского национального исследовательского технологического университета (г. Казань);

Додохова София Германовна, учащаяся Ростовского-на-Дону автодорожного колледжа (Ростов-на-Дону).

Волкова Анастасия Сергеевна, студент Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского (г. Саратов).

Авторы лучших вопросов награждены дипломами победителя Конкурса, а также вошли в число участников финала Всероссийского Фестиваля экономической науки, который состоится в рамках Московского академического экономического форума в мае 2023 года. Специальный приз от партнёра акции Фонда Юрия Лужкова присужден Анастасии Волковой.

Почему тысячи людей ежегодно участвуют в акции? Экономический диктант — это не только проверка своих знаний, но и возможность узнать что-то новое, уверен президент Финансового университета, вице-президент ВЭО России Михаил Эскиндаров. Многие ищут мотивацию «подтянуть» свои знания по экономике. По признанию молодых людей, после акций прошлых лет они «прониклись» экономикой, и с тех пор пишут Экономический диктант ежегодно.

Студентка пермского филиала РЭУ им. Плеханова Татьяна Опич участвовала в акции в третий раз, потому что ей интересны задания. « Они позволяют определить общий уровень эрудиции в области экономических знаний и найти для себя новые направления для углубленного изучения», — поделилась впечатлениями Татьяна Опич. А по мнению студента ташкентского филиала РЭУ им. Плеханова Нурмухаммада Самебоева, который также пишет Экономический диктант не первый год, акция расширяет кругозор и повышает профессиональную мотивацию будущих экономистов.

«Вопросы действительно были интересными. После прохождения теста поймал себя на мысли: необходимо подтянуть экономическую историю, с которой возникли затруднения. В первую очередь хочется начать изучать исторические факты, связанные с экономикой, и международные организации, названия которых видишь в прессе каждый день», — рассказал студент Финансового университета Неймат Халилов.

В этом году участникам Экономического диктанта предлагали ответить, какие из перечисленных государств не входят в состав Евразийского экономического союза.

«Возникло желание погрузиться в междисциплинарное исследование экономической науки и изучать ее через разные отрасли знания. Например, действительно, интересно наблюдать за развитием экономики мира в период Отечественной войны 1812 года», — отметил студент Финансового университета Александр Лунев.

Экономический диктант, организованный Вольным экономическим обществом России при участии Международного союза экономистов, — это тот образовательный и просветительский инструмент, который позволит все большему количеству россиян включиться в решение вопросов социально-экономического развития тех регионов, где они проживают, убежден первый заместитель председателя Комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации, вице-президент ВЭО России Сергей Рябухин.

Выступая на пресс-конференции в ТАСС, посвященной Экономическому диктанту, сенатор отметил, что с каждым годом получает все большее распространение в России так называемая практика инициативного бюджетирования. Оно предполагает участие населения в определении и выборе проектов, финансируемых за счет расходов бюджета, и последующий контроль за их реализацией. Экономическая грамотность в вопросах формирования и исполнения бюджетов, по мнению сенатора, очень важна для вовлечения граждан в бюджетный процесс.

По итогам Экономического диктанта ежегодно проводится многокритериальный статистический анализ, формируются статистический и аналитический отчеты, которые оценивают уровень экономической активности и экономической грамотности населения по отдельным субъектам Российской Федерации. Российские регионы следят за своим местом в рейтинге и не собираются сдавать позиции. Так, если в 2020 году Ульяновская область занимала в рейтинге экономической активности населения России 22-ю строчку, то в 2021 году регион вышел в лидеры рейтинга, оказавшись на первой строчке.

«В этом году в планах побить прошлый рекорд и снова выйти на первую позицию среди регионов России», — заявил директор департамента воспитания и социализации детей Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области Сергей Васин.

Результаты Всероссийского экономического диктанта-2022 были презентованы на Всероссийском экономическом Собрании, посвященном профессиональному празднику «День экономиста», которое состоялось 11 ноября 2022 года в Москве в Каминном зале «Дома экономиста».

Ход и результаты Экономического диктанта широко освещали федеральные и региональные СМИ: «Российская газета» (Экономический диктант напишут 11 октября; Россияне написали экономический диктант), Общественное телевидение России (Всероссийский экономический диктант напишут в России и еще шести странах; Россияне сегодня написали Всероссийский экономический диктант, программа “Дом Э”), Москва-24, Россия-24, Ридиус, Москва.медиа, Бизнес газета, Деловая Москва, САМПО ТВ 360°, ТВН Новокузнецк, ГТРК Иртыш, ГТРК Мурман, Якутия 24, ГТРК Марий Эл, Телерадиокомпания «КВАНТ», Первое городское Саяногорск, Тюменская линия, Аргументы и факты, ТАСС (Всероссийский экономический диктант состоится 11 октября, Всероссийский экономический диктант написали в восьми странах, Всероссийский экономический диктант-2022, Итоги экономического диктанта покажут уровень активности россиян), «Вольная экономика» и другие.

Проект представляет собой ежегодную просветительскую акцию, приуроченную ко Дню финансиста.

Финансовый диктант проводится 8 сентября в формате онлайн-тестирования по базовым вопросам финансовой грамотности. Площадки заранее получают ссылку/QR-код на страницу диктанта https://nsuem.ru/landings/lp/ Участники отвечают на вопросы с помощью мобильного телефона, компьютера или другого устройства, имеющего доступ в Интернет.

Оценка за диктант выставляется сразу после прохождения и отражается на экране.

Всем участникам, указавшим электронную почту, направляются сертификаты.

Также на площадках Финансового диктанта проводятся очные тематические лекции и мастер-классы с участием экспертов и волонтеров финансового просвещения.

Достигнутые результаты

Проект реализуется в онлайн-формате, поэтому максимально подходит для тиражирования и масштабирования в других регионах РФ. Для участия в тестировании достаточно перейти на страницу диктанта https://nsuem.ru/landings/lp/  в день проведения. Проект может быть использован как инструмент сбора аналитических данных для исследований финграмотности различных целевых аудиторий в статике и динамике.

Рязанская область


ДИКТАНТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2022

Финансовый диктант

Финансовый диктант – это тест на знание основных понятий финансовой грамотности по ряду направлений, такие как страхование, инвестирование, семейный бюджет, цифровые валюты, фондовая биржа и т. д. Успешное прохождение теста покажет как знания в определенной области, так и в целом по финансам.

Тест по финансовой грамотности может быть тиражирован на региональном и
федеральном уровнях.

Контактное лицо

Литвинова Ирина Валентиновна

Доцент кафедры «Инженерный бизнес и менеджмент»

Разработчик

Ежегодная общероссийская образовательная
акция

Всероссийский экономический диктант

Акция организована Вольным экономическим обществом России при
участии Международного Союза экономистов, администрации
субъектов Российской Федерации, ведущих вузов РФ, Российского исторического
общества и призвана определить и повысить уровень экономической грамотности
населения.

В 2023 году Всероссийский экономический диктант состоится 11
октября.

Определение и повышение уровня экономической
грамотности населения в целом и его отдельных возрастных и профессиональных
групп, развитие интеллектуального потенциала молодежи, оценка экономической
активности и экономической грамотности населения Российской Федерации.

Где написать Экономический диктант?

Написать Экономический диктант можно онлайн на сайте
акции и в очном формате на зарегистрированных Региональных площадках
Экономического диктанта.

Список Региональных площадок Экономического диктанта

Кто примет участие?

Участвовать в Экономическом диктанте может любой
желающий.

Что такое Экономический диктант?

Форма Всероссийского экономического диктанта –
тестовое задание. Экономический диктант составляется в двух вариантах:

Как стать участником Экономического диктанта?

Участники акции, набравшие 90 баллов и выше, являются
победителями Экономического диктанта. Победители Экономического диктанта
приглашаются к участию в финале Фестиваля экономической науки, а также к
участию в других проектах и мероприятиях ВЭО России.

Оцените статью