ДНИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В 5 КЛАССЕ

Чекулаева Виктория Урок финансовой грамотности в 5 классе «Деньги. Для чего они нужны. Бюджет семьи»

Урока по финансовой грамотности

Тема : «Деньги. Для чего они нужны. Бюджет семьи»

Цели урока :

– сформировать у учащихся представление о деньгах простым и понятным языком;

– обучающиеся определят выгоды обмена, покажут и объяснят неудобства бартера и появление денег.

– познакомить учащихся с понятием бюджет и научиться его использовать.

– повышение финансовой грамотности учащихся,

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи.

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Финансовая грамотность: учебная программа. 5 – 7 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)

В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5 – 7 классы общеобразовательной организации В пособии рассказано о сложном мире денег и основных правилах поведения человека в нём. Подробно объясняется, откуда берутся доходы семьи, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать. Значительное место отводится защите человека от риска потери денег и имущества, взаимодействию государства и семьи, возможности улучшения финансового состояния человека за счёт организации собственного бизнеса. Пособие написано легким, хорошо понятным школьникам языком и может служить основой для проведения занятий в классе, подготовки самостоятельных проектов и решения финансовых задач совместно с родителями.

Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5 – 7 классы общеобразовательной организации

В пособии подробно раскрываются все темы учебного курса и содержится большой дополнительный понятийный и фактографический материал, который может быть усвоен учащимися 12–14 лет. Пособие обеспечивает учителю возможность эффективно организовать образовательный процесс.

Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5 – 7 классы общеобразовательной организации

Пособие призвано помочь родителям учащихся оказать содействие своим детям в освоении курса «Финансовая грамотность». С этой целью в пособие включены материалы по каждой теме, с которой учащихся будут знакомить на занятиях в школе. Знание этих материалов поможет родителям квалифицированно отвечать на вопросы своих детей по тематике финансовой грамотности, а также оказывать им помощь при подготовке проектов, которые будут заданы для домашней работы.

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5 – 7 классы общеобразовательной организации

Контрольные измерительные материалы включают разнообразные задания для текущего, промежуточного и итогового контроля по изучаемому курсу.

Технологическая карта занятия «Из чего складываются доходы семьи»

Предмет: «Основы финансовой грамотности»
Класс: 5
Тема занятия: «Из чего складываются доходы семьи»
Форма занятия: занятие – практикум
Цель занятия: Сформировать у учащихся представление об источниках доходов семьи.
Дидактическая задача: Выяснить значение понятия доход семьи и его сотавляющие.
Планируемые результаты:
Личностные:
– осознание себя как члена семьи, общества и государства;
– понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении;
– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные:
– понимание цели своих действий;
– планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
– проявление познавательной и творческой инициативы;
– оценка правильности выполнения действий; самооценка;
– овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления и причинно-следственных связей.
Предметные:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;
– сформировать у учащихся представление об основных источниках семейного дохода.
Основные понятия: семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам, гонорар, премия)
Компетенции:
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Описывать виды заработной платы.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять понятие собственность как источник доходов.
Форма обучения: коллективная, индивидуальная, работа в парах, фронтальная
Оборудование: компьютер, проектор, карточки, пособие для учащихся, раздаточный материал.

Этап занятия
Время этапа
Действия учителя
Действия ученика
Примечания
1. Орг. момент
1 мин.
Проверяет готовность к занятию
– Добрый день! Тема этого занятия вам очень близка из повседневной жизни. Прочитайте эпиграф на доске, как вы его понимаете?
«Старайтесь быть разумным,
А не богатым.
Богатства можно лишиться,
Разумность всегда с тобой»
Эзоп
Читают эпиграф. Рассуждают о его смысле.

2. Психологический настрой
5 мин.
Включает видеосюжет: «Азбука денег тетушки Совы» серия 3. (1мин.20), серия 6
Просмотр видеосюжетов

3. Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности
2 мин.

Задает следующие вопросы:
– Проследите связь, представленных на слайде картинках.
– Как назвать все вышеперечисленное одним словосочетанием?
Дают следующие ответы:
– деньги, работа, заработная плата, пенсия, пособия, стипендия, копилка и т.д.,

– семейный доход или бюджет
Представляется слайд 1 (метод «Кроссенса»)
4. Постановка учебных задач. Планирование
3 мин.
О чем сегодня пойдет речь?
Какую учебную задачу мы должны решить? Что мы должны сделать, чтобы ответить на эти вопросы?
Ответы учащихся: о том, откуда деньги появляются в семье. – Что такое семейные деньги? – Что может быть источником дохода семьи? Обговаривают план работы.

5. Изучение нового
10 мин.
Лекция-беседа
1. Почему нельзя прожить без доходов?
2. Откуда в семье появляются деньги? 3. Какие источники дохода семьи являются основными?
Доходы семьи — это сумма денег, полученных за определённый период.
Основным доходом современного человека является заработная плата.
4. От чего зависит размер дохода семьи?
5. Какие способы увеличения дохода вы знаете?
6. Как связаны между собой размер заработной платы и уровень образования?
7. Какие виды оплаты труда вам известны?
8. С какого возраста можно работать полный рабочий день?
9. Почему принято говорить, что нужно учиться всю жизнь?
– Я вам предлагаю поработать в парах
Дополнить схему.
Вывод учителя.
Существует несколько видов заработной платы. Сдельная заработная плата зависит от количества произведённой продукции, а повременная — от проработанного времени. Писатели, адвокаты, артисты получают гонорары. За успешную работу может быть выплачено дополнительное вознаграждение — премия.
Размер заработной платы зависит от профессии, квалификации и опыта, а также от отрасли и организации, в которой работает человек.
Дети дают ответы на вопросы учителя.
Записывают термины в тетради.
Дети делают записи в тетрадях.
Представляется слайд 2.
Детям раздаются пазлы «Доходы семьи».
На доске фиксируются ответы детей, учитель корректирует ответы и дает определения терминам.

Слайд 3,4
6. Физ. минутка
2 мин.
Вместе с детьми вслух произносит слова и показывает основные движения.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Монетки, видно не нашел.
Чтоб монетки нам достать
Надо на носочки встать.
С кустика достать монетку,
Закопать их в поле редко.
Дети читают вслух стихотворение и выполняют движения.
Слад 5
7. Практическая работа
15 мин.
1. Учитель предлагает детям участие в практикуме «Подумаем-посчитаем», учебник стр.38-39.
В семье Серёжи пять человек.
Папа работает на предприятии и «чистыми» (т. е.
за вычетом уплаченных в пользу государства обязательных платежей — налогов) приносит домой
35 тыс. р. в месяц.
Мама временно не работает ,так как ухаживает за маленьким Серёжиным братом, которому всего
семь месяцев. Она получает пособие по уходу за ребёнком в размере 11 тыс. р. (40 % от той суммы, что
она зарабатывала в месяц до родов).
Серёжина бабушка уже не работает и получает пенсию
в размере 8 тыс. р. Бабушка живёт с семьёй старшего сына, но у неё есть своя квартира, которую она сдаёт за 18 тыс. р.в месяц.
Таким образом, суммарный доход семьи составляет:
35 000 + 11 000 + 8 000 + 18 000 = 72 000 р.
Чтобы получить средний доход на одного члена се-
мьи, нужно суммарный доход разделить на количество
членов семьи.
Это составит:
72 000 : 5 = 14 400 р. в месяц или 14 400 : 30 = 480 р. в день.
2. Отметьте правильные ответы.
К доходам семьи относятся: 1) заработная плата членов семьи; 2) налоги; 3) стипендии; 4) деньги, полученные от сдачи квартиры в аренду; 5) доходы в натуральной форме (урожай с дачного участка); 6) проценты от банковских вкладов; 7) потребительский кредит; 8) плата за коммунальные услуги; 9) пенсии; 10) прибыль от предпринимательской деятельности .
3. Определите регулярные и нерегулярные доходы семьи. Ответы впишите в таблицу.
Доходы семьи: 1) заработная плата; 2) пенсия; 3) премия; 4) временная подработка; 5) стипендия; 6) проценты от банковского вклада.
Регулярные доходы семьи
Нерегулярные доходы семьи
Дети с помощью учебника решают задачу.
Работа на карточке,
взаимопроверка в парах.
Коллективная работа.
Разбор задачи на доске.
Карточки индивидуальные.
Ответы крепятся на магнитной доске в два столбика.
8. Закрепление изученного материала
3 мин
В карточках раздать детям текст задачи для индивидуальной работы.
Предположим, что семья шестиклассника Ивана состоит из семи человек . Бабушка получает пенсию 9500 руб ., дедушка – 9000 руб. и социальное пособие 2500 руб . мама работает в научно-исследовательском институте и получает зарплату 20 000 руб ., а папа – водитель автобуса – зарабатывает 35 000 руб . в месяц . старшая сестра юля учится в институте, получает стипендию 1500 руб . и подрабатывает в кафе по выходным, за что ей платят 5000 руб ., а младшая сестрёнка аня учится в 3-м классе . Какой доход получается у этой семьи в месяц? Какую сумму составляет доход на каждого члена семьи?
Индивидуальная работа в тетрадях, решение задачи.
Выборочная проверка решений у некоторых детей.
9. Рефлексия
2 мин
– Оцените свою работу на занятии подняв монету разного достоинства?
– «Золотая», я работал на отлично,
– «Серебряная», я мог работать лучше.
Учитель говорит детям, что монетки они должны забрать – это их заработная плата за работу на занятии. По итогам каждого месяца монеты будут посчитаны доходы каждого ребенка и самый богатый получит премию в виде шоколадных монет.
Дети дают ответ, поднимают монетки.
Картонные монетки «золото» и «серебро».
10. Домашнее задание
2 мин.
Обсудим с родителями
1. Откуда берутся деньги в вашей семье?
2. Нарисуйте диаграмму связей «Доходы семьи» (творческая работа). 1. Напишите в центре листа главную мысль (вопрос, идею) или нарисуйте символизирующий её образ. 2. Вокруг этого центра разместите список всех видов дохода. Каждый вид обозначьте одним словом или нарисуйте для него символ. Используйте различные цвета. 3. Кратко охарактеризуйте в диаграмме каждый вид дохода: напишите, от чего он зависит, приведите примеры возможных для вашего региона размеров доходов. 4. Проверьте, все ли основные виды дохода семьи отмечены на вашей диаграмме связей. Сможете ли вы рассказать о доходах семьи по своей диаграмме связей?
Фиксируют задание.
Метод «Диаграмма связей”

Рекомендуем посмотреть

Классный час “Бюджет студента”

Урок финансовой грамотности в 5 классе с презентацией

Конспект занятия по финансовой грамотности для старшеклассников. Тема «Финансовые махинации»

Применение технологии проблемного обучения в школе на занятиях метапредметного элективного курса по

Урока по финансовой грамотности 5 класс на тему «Деньги. Для чего они нужны. Бюджет семьи»

Цели урока:
– сформировать у учащихся представление о деньгах простым и понятным языком;
– обучающиеся определят выгоды обмена, покажут и объяснят неудобства бартера и появление денег.
– познакомить учащихся с понятием бюджет и научиться его использовать.
– повышение финансовой грамотности учащихся,
– содействие формированию разумного финансового поведения,
– принятию обоснованных решений, проявления ответственного отношения к личным финансам.
Задачи:
1. На стадии вызова с помощью приёма РКЧМ («Верю – не верю») определить проблему, рассматриваемую на уроке.
2. С помощью видеоролика «Как появились деньги» познакомить с историей появления денег как товаром для обмена, понятиями «бартер», «товар», «деньги», «ликвидность», «бюджет».
Приёмы на стадии осмысления: учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется и систематизируют новые знания.
3. С помощью приёма Инсерт организовать работу с источником (раздаточный материал)
4. Применить приобретённые знания при решение задач.
5. Работать в группе.
6. Приёмы на стадии рефлексии:
– приём незаконченного предложения;
– «свободный микрофон».
Подготовительная работа: подготовить для каждого учащегося памятки «13 советов управления деньгами для ребенка», задания детям: примерные доходы и траты семьи за месяц, подобрать записи с музыкой для создания соответствующего эмоционального фона), во время выполнения заданий, оформить классную доску и подобрать литературу и статьи из периодической печати о финансах.
Тип занятия: комбинированный урок.
Место занятия в логике реализации предмета: получение новых знаний с опорой на личный опыт.
Учебно-техническое обеспечение: SMART – доска, видеофильм «Как появились деньги», таблицы «Верю – не верю» (для самостоятельной работы), карточки для групп, «Дерево чувств» и цветные листья (жёлтый, зелёный, синий), наборы из геометрических фигур для работы в группе, картинка «Лиса» из геометрических фигур.
УУД:
• Формировать у учащихся представление о деньгах простым и понятным языком
• Объяснять выгоды обмена, неудобства бартера и причины появление денег.
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Описывать ситуации, в которых используется бартерный обмен.
• Решать простые финансовые задачи.
• Объяснять неудобства и достоинства планирования семейного бюджета.
• Вырабатывать собственное мнение на основе осмысления личного опыта и приобретённых знаний.
• Аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.
• Умение сотрудничать и работать в группе.
Жизненные ситуации:
• Обмен игрушками, книгами, играми.
• Покупка товаров в магазине, оплата покупки наличными, получение сдачи.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты:
1. Осознание себя как потребителя и продавца;
2. Умение применять личный опыт при обмене товаром или покупке;
3. Развитие сотрудничества в реальных экономических ситуациях с другими членами общества.
Формирование воспитательных компетенций:
1. Ценностно-смысловых.
2. Коммуникационных и социальных.
3. Продуктивных.
Метапредметные результаты:
1. Познавательные: освоение способов решения экономических проблем, различных способов поиска, сбора и обработки, анализа и предоставления информации, овладение базовыми и межпредметными понятиями.
2. Регулятивные: понимание цели своих действий, планирование с помощью учителя-консультанта, адекватное восприятие своих возможностей правильность выполнения своих действий и оценка деятельности одноклассников.
3. Коммуникативные: умение слушать собеседника, вести диалог и договариваться, умение признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные образовательные результаты:
1. Понимание и правильное использование экономических терминов.
2. Представление о роли денег, бартера в обществе.
3. Умение объяснять выгоды обмена, неудобства бартера и причины появление денег.
4. Знание источников доходов и расходов семьи,
5. Понимание проблем при товарном обмене и пути их решения.
Данный урок:
• реализует на практике системно-деятельностный подход;
• использует здоровьесберегающиетехнологии и РКЧМ;
• реализует разнообразные формы работы, методы и приёмы.

1. Организационный этап
Девиз нашего урока «Знаешь – говори, не знаешь – слушай»

2. Мотивационный этап.
– Ребята для начала давайте, определим тему нашей с вами встречи. А для этого отгадайте, пожалуйста, загадки:
а) Маленькая, кругленькая
Из кармана в карман скачет. ( Монета)

б) Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, а у других нас нет. ( Деньги)

Зная ключевое слово нашего урока, сформулируйте тему. Какую цель мы поставим перед собой? На какие вопросы вы планируете получить ответы? Предлагаю составить совместный план, включающий в себя интересующие вас вопросы.

План
• Как появились первые деньги?
• Что такое деньги?
• Какие бывают деньги?
• Как появились монеты?
• Что такое бартер?
• Что такое личные финансы?
• Что такое бюджет?

– Сегодня мы с вами поговорим о деньгах и выясним, что мы знаем о них, а что нам ещё нужно узнать.

Стадия вызова
Вопрос, (дети поднимают катрочки с +,-)
Верю (+) Не верю(-)
Когда люди охотились на мамонтов, денег не было. +
Товар – это обмен игрушками. –
Деньги – это товар, которым удобно обмениваться.+
Бартер – это деньги другой страны.-
Монеты – это бумажные деньги. –

– Если у вас кто-нибудь спросит что такое деньги, то вы наверно сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги – это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.
– А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт?

Прослушайте притчу.
«Ученик спросил Мастера:
— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?
Тот ответил, что они верны полностью.
И доказать это просто.
Ибо за деньги можно купить постель, но не сон;
еду, но не аппетит;
лекарства, но не здоровье;
слуг, но не друзей;
жилище, но не домашний очаг;
развлечения, но не радость;
образование, но не ум».

3. Актуализации знаний
– Что за таинственная сила скрыта в деньгах? (могут удовлетворить любые запросы или потребности людей)
– Как к ним относиться? (к ним надо относится серьезно)
– Чего больше – добра, или зла приносят они людям?
– Зачем нужны деньги? (Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и т.д.)
– Какое значение имеют деньги в жизни человека? (Главное. Человек не может без них обходиться.)

Просмор фрагмента «Галилео-галилей» «о деньгах»
– Знаете ли вы, как сейчас выглядят Российские деньги?
– Какие из этих современные, а какие устарели?
– Как называют эти деньги?
– Из чего они сделаны?
– Как называют бумажные деньги?
– Наименование стоимости банкнот называют купюрой. Какие купюры вы знаете?
– Как называют иностранные деньги?
– Как называют международную валюту?
– Всегда ли люди пользовались бумажными и металлическими деньгами?
– Что заменяло деньги в старые времена?
– И сейчас есть полноценные деньги и их заменители. Может кто-то догадаться, какие деньги полноценные? ( Не путайте с фальшивыми).
– Полноценными называются монеты из серебра и золота, а мы с вами пользуемся заменителями – бумажными купюрами и металлическими монетами.

4. Практическая работа в парах.
– Ребята, у каждого из вас на столах есть монеты разного достоинства: 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей. Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на монетах? (ответы детей). Сравните их. Далее найдите на монетах лицевую и оборотную сторону, ребро, номинал и легенду. Я вам объясню значение непонятных слов и покажу на монетах.

Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство, называется «реверс» или «решка». Кто из вас знает, почему «решка»? (ответы детей) Решка – это сокращенное или искаженное от слова «решетка». Во время денежной реформы, которая произошла при царе Петре первом в обращение ввели серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Это очень напоминало решетку, и так в разговоре появилось слово «решка». Сторона монеты, на которой изображен герб, портрет или какой-то другой рисунок- лицевая. Она называется «аверс» или «орел». Ребро монеты называется «гурт», а надпись на монете называется «легенда».

– Но и эти деньги надо использовать грамотно, чтобы хватило на все необходимое и осталось на мечту.
– Попробуем проверить, как вы ориентируетесь в ценах на самые необходимые продукты питания. В карточках расставьте номера по порядку от самого дорогого товара, до самого дешевого товара.
– Кто может поставить рядом цену?
(Вслух 1-2 человека зачитывают. Совместно делаем исправления.)

Практическое задание (Карточка № 1)
1 кг. лука –
1 кг. соли –
1 кг. сахарного песка –
1 кг. мяса –
1 десяток яиц –
1 кг. макарон –
1 кг. капусты –
1 литр подсолнечного масла –
1 литр молока –
1 буханка черного хлеба –
1 кг. картофеля –

– Мы с вами разобрались с ценами. Как вы понимаете фразу «Личные финансы»? (Деньги, которые принадлежат мне)
– Всегда ли родители покупают вам то, что хотелось бы вам? (Нет.)
– Часто ли вам дают деньги, чтобы вы сами покупали то, что вам хочется? (Нет.)
– Есть ли у вас собственные сбережения? (Да. Нет.)
– Первоначально я предлагаю вам выяснить, что можно назвать личными финансами ребёнка. А теперь мы поговорим с вами о БЮДЖЕТЕ СВОЕЙ СЕМЬИ.
Для этого вам предстоит выбрать из предложенных высказываний те, которые вы можете отнести к личным финансам.

5. Работа в группах
Практическое задание (Группа №1)
Отметьте те высказывания, которые вы можете отнести к личным финансам, а какие в бюджету своей семьи
1. Деньги в вашей копилке.
2. Зарплата папы.
3. Бабушкин кошелёк с деньгами.
4. Премия за победу в олимпиаде по математике.
5. Ваши карманные деньги.
6. Отложенные мамой деньги на оплату за квартиру.
7. Подаренные вам на день рождения деньги.
– Человек должен уметь не только зарабатывать, но и тратить деньги так, чтобы они приносили пользу и удовлетворение.

Практическое задание (Группа №2)
А теперь попробуем спланировать, как и на что надо тратить деньги. Вот допустим, ваша зарплата составляет 3 тысячи рублей в месяц. На что бы вы их истратили, если бы самостоятельно вели хозяйство?
– Какие расходы у человека каждый день?
– Какие расходы реже?

– Возьмите листочки и попробуйте спланировать, на что истратить 3 тысячи рублей. Что вы сможете купить, что оплатить, сколько отложить на мечту. Ведь у каждого наверняка есть мечта.

Практическое задание (Группа № 3)
Выберите правильный ответ.
1) – Если вам дают на карманные расходы 20 рублей в день, а вы половину откладываете в копилку, то через 30 дней вы сможете купить:
А) 20 порций мороженого по 35 рублей.
Б) 4 куклы по 200 рублей.
В) 3 машинки по 100 рублей.
Г) 10 шоколадок по 40 рублей.
– Хорошо тратить деньги мы научились, а умеем ли мы их хранить?

2) -Представь, что у тебя есть крупная сумма денег. Подумай, как ты с ними поступишь. Выбери правильные ответы для четырех предложенных вариантов:
1. Положишь в банк. А. Можешь забыть, где ты их спрятал.
2. Будешь носить в кармане. В. Сохранишь деньги, но не заработаешь.
3. Спрячешь в копилку. С. Можешь потерять их или растратить.
4. Зароешь в землю. Д. Сохранишь деньги и заработаешь проценты.

Игра «Денежные пазлы»
А сейчас я вам предлагаю немного поиграть. Ваша задача как можно быстрее собрать пазлы. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся отдельные части разных купюр. Какие купюры у вас получились? ( 50 рублей, 10 рублей, 500 рублей, 100 рублей, 1000 рублей)

6. Динамическая пауза.
А сейчас немного разомнемся.
Я вам буду называть виды доходов и расходов. Если я называю доходы – вы похлопайте, а если расходы – потопайте. Начинаем.
1. ЗП папы 50 000 тыс рублей.
2. Оплата коммунальных услуг.
3. Плата за обучение дочери.
4. Накопления в банке.
5. Покупка одежды.
6. Оплата мобильной связи.
7. Пенсия бабушки.
8. Похлопайте сами себе!
Молодцы, закончили. Мы продолжаем.

8. Итог урока
Приём инсерт

9. Рефлексия. Оценивание
Приём «Дерево чувств»
Сегодня нашу работу на уроке мы будем оценивать при помощи цветных кружочков у вас на столах:
Если вы считаете, если много чего узнали нового на уроке и у вас радостное и приятное настроение поднимаете – жёлтый – радостное, приятное;
Если что-то не допоняли и у вас остались вопросы или вы не совсем удовлетворены работой сегодня на уроке, то поднимаете зелёный–волнительное;
И ,если не удовлетворены работой на уроке синий – неудовлетворенное, грустное.

10. Заключение
Хорошо, если сегодняшний разговор станет для вас полезным. Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например – здоровье. Поэтому экономьте на мороженом, или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге, или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение, или уважение близких. Или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь всё соизмерить с деньгами. Далеко не всё на свете продаётся и покупается.

Эпилог
Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого»

Презентация на тему: Деньги. Для чего они нужны. Бюджет семьи

Основы финансовой грамотности, 5 класс. Из чего складываются доходы семьи

Классный час “Бюджет студента”

Конспект занятия по финансовой грамотности для старшеклассников. Тема «Финансовые махинации»

Применение технологии проблемного обучения в школе на занятиях метапредметного элективного курса по

Публикация «Урок финансовой грамотности в 5 классе „Деньги, Для чего они нужны, Бюджет семьи“» размещена в разделах

– принятию обоснованных решений, проявления ответственного отношения к личным финансам.

Приё мы на стадии осмысления: учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется и систематизируют новые знания.

3. С помощью приёма Инсерт организовать работу с источником (раздаточный материалю

6. Приё мы на стадии рефлексии:

Подготовительная работа: подготовить для каждого учащегося памятки «13 советов управления деньгами для ребенка», задания детям: примерные доходы и траты семьи за месяц, подобрать записи с музыкой для создания соответствующего эмоционального фона, во время выполнения заданий, оформить классную доску и подобрать литературу и статьи из периодической печати о финансах.

Учебно-техническое обеспечение :SMART – доска, видеофильм «Как появились деньги», таблицы «Верю – не верю» (для самостоятельной работы, карточки для групп, «Дерево чувств» и цветные листья (жёлтый, зелёный, синий, наборы из геометрических фигур для работы в группе, картинка «Лиса» из геометрических фигур.

• Формировать у учащихся представление о деньгах простым и понятным языком

• Объяснять выгоды обмена, неудобства бартера и причины появление денег.

• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

• Описывать ситуации, в которых используется бартерный обмен.

• Решать простые финансовые задачи.

• Объяснять неудобства и достоинства планирования семейного бюджета.

• Вырабатывать собственное мнение на основе осмысления личного опыта и приобретённых знаний.

• Аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.

• Умение сотрудничать и работать в группе.

1. Осознание себя как потребителя и продавца;

2. Умение применять личный опыт при обмене товаром или покупке;

3. Развитие сотрудничества в реальных экономических ситуациях с другими членами общества.

2. Коммуникационных и социальных.

1. Познавательные: освоение способов решения экономических проблем, различных способов поиска, сбора и обработки, анализа и предоставления информации, овладение базовыми и межпредметными понятиями.

2. Регулятивные: понимание цели своих действий, планирование с помощью учителя-консультанта, адекватное восприятие своих возможностей правильность выполнения своих действий и оценка деятельности одноклассников.

3. Коммуникативные: умение слушать собеседника, вести диалог и договариваться, умение признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

1. Понимание и правильное использование экономических терминов.

2. Представление о роли денег, бартера в обществе.

3. Умение объяснять выгоды обмена, неудобства бартера и причины появление денег.

4. Знание источников доходов и расходов семьи,

5. Понимание проблем при товарном обмене и пути их решения.

Данный урок :

• реализует на практике системно-деятельностный подход;

• использует здоровьесберегающиетехнологии и РКЧМ;

• реализует разнообразные формы работы, методы и приёмы.

Ход работы.

2. Мотивационный этап.

Зная ключевое слово нашего урока, сформулируйте тему. Какую цель мы поставим перед собой? На какие вопросы вы планируете получить ответы? Предлагаю составить совместный план, включающий в себя интересующие вас вопросы.

• Как появились первые деньги?

• Что такое деньги?

• Какие бывают деньги?

• Как появились монеты?

• Что такое бартер?

• Что такое личные финансы?

• Что такое бюджет?

Деньги – это товар, которым удобно обмениваться. +

Бартер – это деньги другой страны. –

– Зачем нужны деньги? (Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и т. д.)

– И сейчас есть полноценные деньги и их заменители. Может кто-то догадаться, какие деньги полноценные? (Не путайте с фальшивыми).

4 . Практическая работа в парах.

– Ребята, у каждого из вас на столах есть монеты разного достоинства: 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей. Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на монетах? (ответы детей). Сравните их. Далее найдите на монетах лицевую и оборотную сторону, ребро, номинал и легенду. Я вам объясню значение непонятных слов и покажу на монетах.

Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство, называется «реверс» или «решка». Кто из вас знает, почему «решка»? (ответы детей) Решка – это сокращенное или искаженное от слова «решетка». Во время денежной реформы, которая произошла при царе Петре первом в обращение ввели серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Это очень напоминало решетку, и так в разговоре появилось слово «решка». Сторона монеты, на которой изображен герб, портрет или какой-то другой рисунок- лицевая. Она называется «аверс» или «орел». Ребро монеты называется «гурт», а надпись на монете называется «легенда».

– Первоначально я предлагаю вам выяснить, что можно назвать личными финансами ребёнка. А теперь мы поговорим с вами о БЮДЖЕТЕ СВОЕЙ СЕМЬИ.

5 Работа в группах

1. Деньги в вашей копилке.

2. Зарплата папы.

3. Бабушкин кошелёк с деньгами.

4. Премия за победу в олимпиаде по математике.

5. Ваши карманные деньги.

6. Отложенные мамой деньги на оплату за квартиру.

7. Подаренные вам на день рождения деньги.

Практическое задание (Группа № 3)

1) -Если вам дают на карманные расходы 20 рублей в день, а вы половину откладываете в копилку, то через 30 дней вы сможете купить:

1. Положишь в банк. А. Можешь забыть, где ты их спрятал.

2. Будешь носить в кармане. В. Сохранишь деньги, но не заработаешь.

3. Спрячешь в копилку. С. Можешь потерять их или растратить.

4. Зароешь в землю. Д. Сохранишь деньги и заработаешь проценты.

Игра «Денежные пазлы». А сейчас я вам предлагаю немного поиграть. Ваша задача как можно быстрее собрать пазлы. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся отдельные части разных купюр. Какие купюры у вас получились? (50 рублей, 10 рублей, 500 рублей, 100 рублей, 1000 рублей)

6. Динамическая пауза:

1. З П папы 50 000 тыс рублей.

2. Оплата коммунальных услуг.

3. Плата за обучение дочери.

4. Накопления в банке.

5. Покупка одежды.

6. Оплата мобильной связи.

7. Пенсия бабушки.

8. Похлопайте сами себе!

7. Закрепление изученного материала.

(дети приставляют к написанным заданиям ответ со стола)

1) получение обеими сторонами выгод от обмена;

2) каждый продавец должен произвести товар;

3) бартерный обмен усиливает зависимость между людьми;

4) затрачивается много времени на обмен товара;

5) затрачивается много времени на поиск необходимого товара.

Приём «Дерево чувств» :

Если вы считаете,если много чего узнали нового на уроке и у вас радостное и приятное настроение поднимаете – жёлтый – радостное, приятное;

Если что-то не допоняли и у вас остались вопросы или вы не совсем удовлетворены работой сегодня на уроке, то поднимаете зелёный –волнительное;

И,если не удовлетворены работой на уроке синий – неудовлетворенное, грустное.

Оцените статью