Горина С. Г.
учитель истории, высшая категория,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №44
имени народного учителя СССР Г. Д. Лавровой,
г. Нижний Тагил,
Сорочкина Е. М.
учитель экономики, высшая категория,
ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья написана по итогам применения в педагогической практике информационных технологий для формирования у обучающихся основ финансовой грамотности. История применения компьютерных игр при изучении экономики в МБОУ СОШ № 44 насчитывает 22 года. Обучение велось в рамках изучения предмета «Моделирование экономики и менеджмента». С 2014 года компьютерная игра ведется в рамках внеурочной деятельности. В процессе игры старшеклассники узнают, как читать финансовый отчет фирмы, прогнозировать и просчитывать ситуацию на рынке. Навыки, полученные в игре, можно использовать в деятельности реальной фирмы. Использование информационных технологий в образовательном процессе позволяет не только сформировать необходимый уровень знаний и умений учащихся по экономике, но и повысить их уровень коммуникативных умений, т.к. для достижения высоких результатов участники игры должны научиться контактировать друг с другом, работать в группе, толерантно относиться к чужому мнению.
педагогическая технология, информационные технологии, моделирование экономики и менеджмента, основы финансовой грамотности, цифровые образовательные ресурсы, деловые игры.
Gorina S. G.
history teacher, highest category,
Municipal budgetary educational institution secondary school No. 44
named after the national teacher of the USSR G. D. Lavrovoy
Sorochkina E. M.
economics teacher, highest category,
TEACHING THE BASES OF FINANCIAL LITERACY WITH THE HELP OF INFORMATION TECHNOLOGIES
The article is written on the basis of the use of information technology in pedagogical practice to form the basis for financial literacy among students. The history of the use of computer games in the study of economics at MBOU Secondary School No. 44 has 22 years. The training was conducted as part of the study of the subject “Modeling of Economics and Management”. Since 2014, a computer game has been played as part of extracurricular activities. During the game, high school students will learn how to read the financial report of the company, to predict and calculate the situation on the market. The skills gained in the game can be used in the activities of a real company. The use of information technology in the educational process allows not only to form the necessary level of knowledge and skills of students in economics, but also to increase their level of communication skills, as To achieve high results, participants in the game must learn to communicate with each other, work in a group, and tolerate the opinions of others.
pedagogical technology, information technology, modeling of economics and management, the basics of financial literacy, digital educational resources, business games.
Основная педагогическая технология, использующаяся на уроках экономики – педагогика сотрудничества, включающая в себя информационные технологии, метод проектов, игровые технологии и др.
Информационные технологии, использующиеся на уроках экономики, существенно повышают мотивацию учеников к изучению предмета.
Для организации образовательного процесса с использованием информационных технологий, в кабинете экономики имеется компьютер и необходимая мультимедийная система, что позволяет сделать обучение более наглядным и практико-ориентированным.
Учитель и учащиеся имеют доступ к цифровым образовательным ресурсам по общественным дисциплинам, возможность демонстрировать свои презентации, показывать учебные фильмы, в том числе собственного производства, оформлять материал в виде буклетов, открыток, выполнять необходимые расчёты и строить диаграммы в электронных таблицах, моделировать экономическую деятельность с использованием компьютерных деловых игр «Менеджер», «Продажи на рынке», МЭМ.
В качестве примера интеллектуального тренинга можно привести курс внеурочной деятельности «Моделирование экономики и менеджмента (МЭМ)». Это компьютерная программа, которая предоставляет учащимся возможность применить на практике теоретические знания по курсу «Экономика» в ходе соревнования по управлению предприятием в конкурентной среде, моделирующей реальные рыночные отношения. Успех компании, представленной группой старшеклассников, зависит от умения работать в команде, принимать и координировать решения, следовать разработанной стратегии, учитывающей как интересы компании, так и действия конкурентов и сразу видеть результаты своих решений.
Данная программа создана Гарвардским университетом более 25 лет назад и по ней до сих пор обучают на западе студентов экономических специальностей и менеджеров высшего звена. М ЭМ явился первой альтернативой всем известной Монополии и ознаменовал новый виток в развитии бизнес-игр. Интересна игра тем, что была исполнена в электронном варианте и позволила не только состязаться с реальными соперниками, но и получать довольно точный и приближенный к реальным условиям результат конкурентной борьбы нескольких участников рынка (чего в Монополии не было).
В РФ эта игра известна под названием МЭКОМ. Автором компьютерной версии программы МЭКОМ в России является Международный Центр Экономического и Бизнес Образования (МЦЭБО). Соревнования по МЭМ долгое время входили в программы олимпиад по экономике различного уровня, а также до сих пор турниры МЭМ проводятся в сети Интернет. М ЭМ это стратегическая игра как шахматы, только на основе экономики, динамичнее и интереснее, носит соревновательный характер. Это мощный психологический тренажер принятия решений, результаты которых можно видеть сразу. Это модель, показывающая, как работает фирма на конкурентном рынке. В процессе игры старшеклассники узнают, как читать финансовый отчет фирмы, прогнозировать и просчитывать ситуацию на рынке. Навыки, полученные в игре, можно использовать в деятельности реальной фирмы.
Занятия посещают ученики 10 – 11 классов в группах до 16 человек, поскольку в игре может одновременно принять участие до 8 команд. В команде играет один – два человека. Роли распределяются среди участников таким образом: как правило, один игрок отвечает за математические расчеты, а второй выбирает стратегию игры и принимает решения на основе сделанных расчетов.
Таким образом, использование информационных технологий в образовательном процессе позволяет не только сформировать необходимый уровень знаний и умений учащихся по экономике, но и повысить их уровень коммуникативных умений, т.к. для достижения высоких результатов участники игры должны научиться контактировать друг с другом, работать в группе, толерантно относиться к чужому мнению. Благодаря введению курса внеурочной деятельности в МБОУ СОШ № 44, учащиеся 11 классов уже второй год подряд занимают призовые места и являются победителями деловой компьютерной игры «Моделирование экономики и менеджмента» в рамках областного форума юных предпринимателей «Золотой запас».
Methodists of kindergartens need these abilities, because they work with children, educators, directors, and it is important for them to be able to correctly convey information to subordinate and higher bodies in order for their work to be fruitful and, most importantly, effective. Keywords: public speaking, future methodologists, public speaking skills.
Вопрос развития финансовой грамотности в современном мире является ключевым в аспекте развития современного общества. В статье рассматривается вопрос структуры информационной среды и ее использования для реализации занятий по финансовой грамотности. В исследовании отражена ключевая терминология рассматриваемого вопроса: «информационная среда», «финансовая грамотность», проведен анализ видов обучения и форм представления информации для реализации образовательного процесса. В статье приводится анализ уровня финансовой грамотности в разных стран, выделены ключевые интернет-ресурсы содержащие информацию и материалы для организации занятий по повышению финансовой грамотности.
Ключевые слова: финансы, финансовая грамотность, информационная среда, дистанционное обучение, обучение финансовой грамотности.
Финансовая грамотность представляет собой совокупность установок, навыков и знаний человека в финансовой сфере, его рациональное поведение, ведущее к повышению качества жизни и улучшению благосостояния.
Необходимость повышения финансовой грамотности населения возросла после интеграции России в мировую финансовую систему. Повышение финансовой грамотности населения ведёт к увеличению производительности труда, к повышению благополучия граждан, к развитию экономики страны. Люди, имеющие финансовые знания, могут самостоятельно принимать решения, которые обеспечивают им комфортную жизнь и благосостояние. Финансовая грамотность особо актуальна в наше время, ведь это тесно связано с социальным и материальным благополучием граждан.
Финансовой грамотностью необходимо обладать каждому человеку, в независимости от того, к какому слою населения относится индивид. Каждый человек, имеющий даже небольшой доход, должен научиться правильно, рационально распределять свои расходы.
Детям финансовая грамотность необходима для приобретения знаний о семейном бюджете и ценности денег. Молодёжь решает проблемы покупки жилья и финансирования образования, а также учится формировать навыки планирования бюджета и накопления. Взрослым людям нужно уметь грамотно распоряжаться своим бюджетом, экономя своё время и свои усилия. Людям, получающим пенсию, финансовая грамотность даёт возможность освоить современные финансовые инструменты.
Основы финансовой грамотности большинство людей получают ещё в раннем возрасте в своей семье: дети видят, как родители составляют семейный бюджет, делают покупки, откладывают деньги, подсознательно запоминая, как правильно нужно это делать. К каждому этапу жизненного цикла важно подходить финансово подготовленным. Неспособность управлять семейными финансами и планировать семейный бюджет ведёт к негативными последствиями для семьи и для общества в целом.
Финансовые отношения в современном мире становятся сложнее, и человек, который не имеет финансовой грамотности, не сможет в полной мере разобраться в таких процессах, как кредитование, инвестирование, накопление сбережений и др.
Нельзя все финансовые вопросы поручать посредникам, финансовым консультантам и банкирам. Но даже если вы решили доверится специалистам, для начала нужно выбрать финансовых посредников и оценить качество их услуг, потом важно поставить правильную задачу перед специалистом, грамотно формулировав свои потребности, а для этого необходимо знать финансы.
Уровень финансовой грамотности можно определить исходя из уровней освоения знаний и приобретенных навыков (рис. 1).
Наиболее высокие показатели численности финансово-грамотного населения в Дании, Норвегии и Швеции — 71%. На втором месте Канада и Израиль (68%), на третьем — Великобритания (67%).
В России доля финансово грамотных граждан составляет 38% (рис. 2).
Информационно-коммуникационные технологии охватили все сферы жизни социума в связи с тем, что общество вошло в информационную эпоху. Наблюдается быстрый рост потока знаний, информации и их глобализация.
Информационная среда представляет собой совокупность условий для переработки знаний и их эффективного использования в виде информационного ресурса. Информационная среда включает в себя: методы и формы
управления, уровень подготовки кадров, программное обеспечение, аппаратные средства, телекоммуникации, юридические нормы, регламенты и т.д .
Рисунок 1 – Уровни финансовой грамотности
ДАНИЯ ШВЕЦИЯ НОРВЕГИЯ США ЗИМБАБВЕ РОССИЯ АНГОЛА ЙЕМЕН
Рисунок 2 – Уровень финансовой грамотности стран
Информационная образовательная среда решает следующие задачи:
– адаптации существующей образовательной среды к способностям и интересам учащихся;
– возможности обеспечения взаимодействия между субъектами образовательного процесса и образовательными структурами,
– содействия широкому применению новейших технологий в разных образовательных сферах.
Главными отличительными чертами ИОС можно назвать направленность на создание новых образовательных методов и практик и ориентацию на увеличение разнообразия, интенсивности и широты применения.
Возможность дистанционно обучаться – несомненное преимущество информационной образовательной среды.
Дистанционное обучение — это набор информационных технологий, который обеспечивает доставку основного объема изучаемого материала каждому обучающемуся лично, предоставляет возможность самостоятельно изучать материал в процессе обучения.
В настоящее время наиболее востребованы сетевые виды дистанционного обучения (рис. 3).
Благодаря ним обучаться стало гораздо проще: возможность выйти в Интернет есть сейчас у каждого и в любой момент времени. Локальные виды дистанционного обучения пользуются спросом у пожилых людей, которым сложно пользоваться новыми технологиями.
Рисунок 3 – Виды дистанционного обучения
Плюсами такого обучения можно назвать следующее:
– активация поисковой деятельности;
– возможность хранить, передавать и обрабатывать большие объемы данных;
– способность визуализировать информацию;
– автоматизация процесса обработки результатов и контроля усвоения материала.
При данной форме обучения крайне легко сохранять повседневный образ жизни, взаимоотношения с семьёй и друзьями, иметь интересы и хобби, возможно даже работать в свободное от учёбы время.
В процессе такого обучения формируется индивидуальная образовательная среда, в которой происходит получение и обмен информацией и знаниями. Это приводит к проявлению индивидом своих умений, навыков, склонностей, происходит постоянное познание окружающей действительности.
Понимание и запоминание материала при данной системе обучения основывается на визуальных образах. Поэтому необходимо тщательно опре-
делять содержание, формы и методы подачи материала, выбирать источники информации.
Всё это сильно усложняет деятельность по разработке и модернизации курсов дистанционного обучения.
В этих условиях недостаточно освоить основы работы на компьютере и в Интернете. Необходимо иметь специальные навыки, знать приемы педагогической работы в такой системе, знать возможности информационных систем, уметь создавать собственные информационные ресурсы, уметь давать адекватную экспертную оценку деятельности обучающихся.
Анализируя интернет-ресурсы, можно увидеть огромное число предложений по обучению навыкам финансовой грамотности. По видам они делятся на бесплатные предложения, которые доступные любому, и дорогие, рассчитанные на профессионалов.
Институтом Финансового Планирования был введён курс онлайн-семинаров под названием «Финансовая грамотность», который направлен на обучение управлению личными финансами. Также этим институтом были изданы первый в России учебник «Эффективное управление личными финансами» и серия буклетов об эффективном и безопасном пользовании банковскими картам.
Студенты имеют неограниченный и бесплатный доступ к онлайн-семинарам и базовым текстовым материалам, к архиву, могут быть проконсультированы в режиме реального времени.
Пользуясь услугами консультантов в онлайн-курсе, пользователь получает новые знания и актуальную информацию, которую позже может передать знакомым, друзьям, близким людям.
Финансово грамотным можно назвать человека, эффективно управляющим личными финансами, ведущим учет расходов и доходов. Такой человек сможет страховать риски, обеспечивать финансовую безопасность близких, определять финансовые цели и их приоритеты, формировать резервный фонд, инвестировать и приумножать капитал.
В интернете в настоящее время представлено множество предложений интернет-курсов по финансовой грамотности:
– «Практика организации эффективной системы взаимоотношений с клиентами на основе личного финансового планирования»;
– «Финансы и романсы, или чем грозит финансовая «темнота»»;
– «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ»;
– «В мире финансовой грамотности»;
– «Повышение финансовой грамотности населения и субъектов предпринимательства как важнейшая составляющая в решении проблемы «токсичных» долгов»;
– «Схема достижения цели – финансовая безопасность»;
– «Семейный бюджет. Структура доходов и расходов семьи. Планирование семейного бюджета»;
– «Финансовая азбука для граждан в жилищно-коммунальной сфере» г. Волгоград;
– «Финансовые аспекты сопровождают нас всю жизнь»;
– «О повышении финансовой грамотности населения регионов Сибири».
Помимо этого в Интернете есть онлайн-библиотеки, и можно найти любой учебник. Главная проблема не в доступности образования, а в мотивации.
Первым субъектом РФ, принявшим региональную долгосрочную целевую программу повышения финансовой грамотности населения, стал Краснодарский край. Основной целью этой программы стала доступность финансовых услуг для каждого жителя.
С 2009 г. На Кубани реализуется программа, включающая комплекс мер по повышению уровня финансовой грамотности населения.
СМИ играют огромную роль в обеспечении грамотности населения, через них идет пропаганда грамотности. В рамках этой программы планируется объяснение основ инвестирования сбережений, ипотечного кредитования, основ планирования личных финансов, семейного бюджета и его распределения. Обучение проводится через массовые мероприятия.
В марте 2015 г. в России впервые была проведена Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи, приуроченная к Всемирной неделе денег, организатором которой выступил проект Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». За эту неделю более 16000 студентов и школьников приняли участие в 400 бесплатных образовательных мероприятиях в 17 регионах страны.
С 2016 г. был введён проект «Бюджет для граждан», с помощью него каждый гражданин сможет разобраться в бюджетной политике страны, и найти ответы на интересующие его вопросы. С помощью преподавателей и специалистов финансовых учреждений школьники и студенты научатся планировать свой бюджет, ставить финансовые цели, узнавать о существующих финансовых рисках и способах защиты от них.
В рамках недели финансовой грамотности в 2019 году для родителей запланированы семинары по финансовому воспитанию детей. В рамках семинаров родители смогут узнать о роли семьи в формировании финансовых привычек ребенка и их влиянии на его будущее. Участники смогут ознакомиться с основными принципами финансового воспитания в семье и задать вопросы экспертам. Эти события будут доступны в формате родительского собрания, а также в онлайн-формате.
Финансовое образование – это знания, которые нужны не только высокообразованным людям, но и любому потребителю финансовых услуг.
Данные знания позволяют лучше защититься от мошенничеств в области финансов. Повышению уровня жизни населения, развитию национальной экономики и повышению общественного благосостояния способствует надлежащий уровень бюджетной грамотности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что финансовой грамотностью необходимо обладать каждому человеку, в независимости от того, к какому слою населения относится индивид. Информационная среда представляет собой совокупность условий для переработки знаний и их эффективного использования в виде информационного ресурса, а возможность дистанционно обучаться – несомненное преимущество информационной образовательной среды. Анализируя интернет-ресурсы, можно увидеть огромное число предложений по обучению навыкам финансовой грамотности, также в интернете в настоящее время представлено множество предложений интернет-курсов по финансовой грамотности. Список литературы
1. Винникова И. С., Кузнецова Е. А., Терехина А. Е. Особенности программ повышения финансовой грамотности граждан с ограниченными возможностями здоровья// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 8-2. С. 5-10.
2. Иванова И. В. Финансовая грамотность обучающихся: современные подходы к формированию финансовой грамотности как образовательного результата. В сборнике: Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2019. С. 242245
3. Гвоздева, В. А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы / В. А. Гвоздева. – М.: Форум, Инфра-М, 2017. – 544 с.
4. Чапрак Н. В., Колтунова П. А., Маркеева А. С. Финансовая грамотность и финансовое просвещение: зарубежная и российская практика//Научное обозрение. -2016. -№ 18. – С. 123-126
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, N. Novgorod, Russia STRUCTURE OF THE INFORMATION ENVIRONMENT FOR ORGANIZING STUDING ON FINANCIAL CAPACITY
Abstract. The issue of developing financial literacy in the modern world is key to the development of modern society. The article discusses the structure of the information environment and its use for the implementation of classes on financial literacy. The study reflects the key terminology of the issue under consideration: “information environment”, “financial literacy”, analyzed the types of training and forms of presentation of information for the implementation of the educational process. The article provides an analysis of the level of financial literacy in different countries, highlights key Internet resources containing information and materials for organizing classes to improve financial literacy.
Keywords: finance, financial literacy, information environment, distance learning, financial literacy training.
ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Е. Ю. Смирнова
Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 4 (94). С. 60-74. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 1, no. 4 (94). P. 60-74.
Научная статья УДК 364.464
РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ В ЦИФРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Елена Юрьевна Смирнова
Аннотация. Цель статьи — показать ведущую роль экономической информатики в актуализации финансового образования, повышении его результативности и практической направленности. Обсуждаются возможности обогащения школьного курса информатики мини-кейсами экономического содержания, закрепляющими на практике базовые элементы цифровой финансовой грамотности и основы информационной предпринимательской культуры.
Исследование опирается на анализ работ отечественных и зарубежных исследователей проблем повышения финансовой грамотности, также используются ключевые результаты трехлетней серии онлайн-опросов посетителей портала «Государственные и муниципальные услуги в Санкт-Петербурге» по уровню финансовой грамотности, проведенной в 2019-2021 годах Комитетом финансов Санкт-Петербурга. Работа добавляет информационно-аналитический акцент в уточнение определения «цифровая финансовая грамотность», которая включает в себя осознанную компетентность на уровне принятия финансовых решений в высокотехнологичной цифровой инфор-
мационной среде. Анализ информации, получаемой в результате обработки данных, актуальных на момент заключения контракта, необходим участнику рынка для успешного достижения своей финансовой цели.
Базовыми и общедоступными инструментальными средствами для моделирования финансовых решений являются электронные таблицы. В рамках межпредметной интеграции обязательных дисциплин предлагается дополнить вновь вводимый в школьную программу теоретический курс финансовой грамотности экспериментальной работой старшеклассников (и студентов среднего профессионального образования) с экономическими расчетами в электронных таблицах. Данный подход будет полезен преподавателям-предметникам, заинтересованным в междисциплинарном сотрудничестве, развитии функциональной грамотности учащихся, реализации деятельностного и проектного подходов к закреплению теоретических знаний. С точки зрения углубления цифровой зрелости широкого финансового просвещения он может быть также рекомендован для организации факультативной внеурочной работы старшеклассников и практик самообразования для выпускников прошлых лет.
Ключевые слова: электронные таблицы, сложные проценты, финансовые функции, персональные финансы, цифровая финансовая грамотность
Для цитирования: Смирнова Е. Ю. Роль школьной информатики в цифровой финансовой грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 4 (94). С. 60-74. doi: 10.24412/2224-0772-2023-94-60-74
THE ROLE OF SCHOOL InformatICs IN DIGITAL FINANCIAL LITERACY
Elena Yu. Smirnova
Abstract. The purpose of the article is to show the leading role of economic informatics in updating financial education, increasing its effectiveness and practical orientation. The possibilities of enriching the school course in computer science with mini-cases of economic content are discussed, which enshrine in practice the basic elements of digital financial literacy and the foundations of information entrepreneurial culture.
The study is based on an analysis of the work of domestic and foreign researchers on the problems of improving financial literacy, and the key results of a three-year series of online surveys of visitors to the State and Municipal Services in St. Petersburg portal in terms of financial literacy conducted in 2019-2021 by the St. Petersburg Finance Committee are also used. The article adds information and analytical emphasis to the refinement of the definition
of “digital financial literacy”, which includes conscious competence at the level of financial decision-making in a high-tech digital information environment. The analysis of information obtained from the processing of data relevant at the time of the conclusion of the contract is necessary for the market participant to successfully achieve his financial goal.
The basic and publicly available tools for modeling financial decisions are spreadsheets. As part of the inter-subject integration of mandatory disciplines, it is proposed to supplement the theoretical financial literacy course newly introduced into the school curriculum with the experimental work of high school students and students of secondary vocational education with economic calculations in spreadsheets. This approach will be useful for subject teachers interested in interdisciplinary cooperation, the development of functional literacy of students, the implementation of activity and project approaches to consolidating theoretical knowledge. From the point of view of deepening the digital maturity of broad financial education, it can also be recommended for organizing optional after-school work for high school students and self-education practices for school graduates.
Keywords: spreadsheets, compound interests, financial functions, personal finance, digital financial literacy
For citation: Smirnova E. Yu. The role of school informatics in digital financial literacy. Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;1
:60-74. ( In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2023-94-60-74
Технологические разработки в связи с финансовыми услугами
Финансовая услуга Цифровая реализация и доступ к услуге
Сбережения Автоматический электронный кошелек
Банковские операции Электронный, мобильный, цифровой банкинг
Приложения для бюджетного учета и контроля расходов Чат-боты с полезными советами по учету и контролю расходов и приложения для ведения персонального бюджета
Денежные переводы Мобильные деньги, цифровые кошельки Электронный обмен валюты в частном порядке Трансграничные денежные переводы
Платежи Карты предоплаты, электронные кошельки, системы мобильных платежей (на основе NFC, облачных вычислений или QR-кода), бесконтактные платежи, карты с хранимой суммой, биометрические платежи, мобильные приложения, единый платежный интерфейс (UPI)
Страхование Цифровое страхование и на основе приложений (мобильное страхование, авто-, мотострахование, страхование здоровья, страхование путешествий);
интернет вещей; роботизированный советник; машинное обучение; применение больших данных и телематики; онлайн-страхование
Кредитование Альтернативное финансирование онлайн (долговые, долевые и неинвестиционные продукты); платформы онлайн-кредитования; краудфандинг; альтернативные цифровые банки; использование данных социальных сетей, альтернативный скоринг заемщика, нейросетевые алгоритмы оценки рисков
нет, моя семья не ведет семейный бюджет нн в какой форме
2021 ” в нашей семье принято
планировать по крайней мере крупные расходы, соотнося их с доходами
Так, на рисунке 1 представлена структура ответов посетителей портала на вопрос о практике регулярного учета расходов. Более половины участников выбрали мягкий вариант «принято планировать по крайней мере крупные расходы, соотнося их с доходами». Менее трети респондентов подтвердили тщательный учет доходов, расходов и сбережений при планировании семейного бюджета. Около 15% опрошенных петербуржцев живут в семьях, где бюджет ни в какой форме не ведется. И это происходит в крупнейшем мегаполисе Северной Европы
представлено распределение участников опроса по их наличию.
Вопрос: Имеются ли у Вас долгосрочные финансовые цели?
Как любой человек, я мечтаю о том, чтобы в будущем достичь более высокого качества жизни
У меня есть долгосрочные финансовые цели, как и план по их достижению
• В наше время бесполезно загадывать далеко вперед
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос о наличии долгосрочных
Порядка четверти респондентов ответили, что в наше время в принципе бесполезно загадывать далеко вперед. Более конструктивно настроена большая часть опрошенных, подтверждающая наличие и целей, и плана их достижения. А более трети ответов дали люди, не переходящие в прак-
тическую плоскость формализации финансовых целей и разработки долгосрочного плана улучшения благосостояния.
Формула Данные Сводная таблица Совместная работа Защу
– и – А- А-
О 7 У Ь А, – Д – й – Ш ~
Ж I 3 в в • 55- ТТ. % ^ » Та – ■? Ш –
Р7 – /х :БС(В2;В7;;-С2)
Л А В С й Е Р
1 2 3 Депозит
Ставка 7% 10 000,00 Р
1 10 700,00 Р
4 2 11 449,00 ¥
5 3 12 250,43 ¥
6 4 13 107,96 ¥
7 Срок 5 14 025,52 Р 14 025,52 £ 14 025,52 £ 14 025,52?
9 10 многократное умножение множитель со степенью математическая степенная функция финансовая функция
Рисунок 3. Варианты расчета будущей стоимости депозита
В последнем варианте применена функция =FV(0,07;5;0;-10000) с нулевым значением промежуточного платежа. В таблице 2 далее приводится соответствие имен параметров основных финансовых функций, которые используются для оценки показателей равномерного периодического потока платежей (аннуитет, или финансовая рента) по известным исходным данным. Решим для примера задачу с долгосрочной финансовой целью: в каком возрасте станет миллионером молодой человек, вносящий ежемесячно по 15 тысяч рублей в банк на накопительный счет с еже-
месячной капитализацией по номинальной ставке 7% годовых, если он начал это делать с 15-летнего возраста? Ответ (и плановый горизонт накопления первого взноса по ипотеке) дает формула = 15+NPER(0,07/12;-15;0;1000)/12, использующая встроенную финансовую функцию NPER. Без обращения к ней срок можно найти через логарифм по формуле = L0G(7%/12*1000/15+1;1+7%/12)/12.
Если же поставить задачу определения такой депозитной ставки, при которой желаемая сумма накопится за указанный срок, то возникнет известная алгебраическая проблема с выводом самой формулы. Дело в том, что для потока платежей процентная ставка является корнем многочлена высокой степени, то есть неявной функцией, значения которой подбираются итеративно. То есть при помощи арифметических функций процентную ставку вычислить нельзя. Но в любой офисной программе электронных таблиц (и на финансовых калькуляторах) представлена стандартная встроенная функция RATE, где алгоритм подбора реализован.
Аннуитетные финансовые функции электронных таблиц
Финансовый термин Англоязычный формат Русифицированный формат MS Excel
Предложение по развитию цифровой финансовой грамотности.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Заключение. Компьютерная грамотность вместе с информационно-аналитическими навыками моделирования рациональных решений являются центральной частью зонтичного понятия «цифровая финансовая грамотность». Финансово и информационно образованный человек умеет решать вопросы распределения ресурсов для заработка денег, сохранения и приумножения благосостояния, сравнивает и оценивает существующие на рынке предложения, выбирая наиболее приемлемый вариант. Рациональное поведение подразумевает целесообразный выбор решения в типичных ситуациях, анализ возможных альтернатив в условиях неопределенности. В реальной жизненной ситуации решать эти задачи помогает информатизация (и автоматизация, и цифровизация).
Рисунок 4. Междисциплинарные аспекты цифровой финансовой грамотности
1. Алмазова Т. А., Никаноркина Н. В., Романова Н. В. Использование метода проектов для формирования финансовой грамотности обучающихся в процессе изучения математики в старшей школе // Вестник Калужского университета. 2018. № 4. С. 113-118.
2. Белобородько А. М. Письменность как эмерджентность института учета и контроля в III тысячелетии до н.э. // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2017. № 3. С. 116-123.
3. Белых А. А. Мог ли Пушкин вернуть долги? // Экономическая политика. 2019. Т. 14, № 3. С. 176-191. doi: 10.18288/1994-5124-2019-3-176-191
4. Белых А. А. Уроки Гоголя — анализ бизнес-плана Чичикова // Экономическая политика. 2009. № 2. С. 148-149.
5. ВербицкаяМ. В. Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по английскому языку 10 класса. М.: Вентана-Граф, 2017. 24 с.
6. Гимранова Г. Х. Цифровая финансовая грамотность в эпоху цифровой трансформации экономики // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2021. Т. 1, № 157. С. 98-102. doi: 10.34773/EU.2021.1.20
7. Иванова Н. И. Элективный курс по информатике «Техника финансовых вычислений на Excel». Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2008. Т. 15. С. 78-79.
9. Лавренова Е. Б. Концептуальные подходы к формированию культуры грамотного финансового поведения у обучающихся общеобразовательных организаций // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. № 1
. С. 8-21.
10. Лукьянова Н. Г. Особенности развития инициативного бюджетирования в Санкт-Петербурге // Финансовый журнал. 2021. Т. 13, № 2. С. 61-69. doi: 10.31107/2075-1990-2021-2-61-69
12. Муравьева Л. А. Финансово-экономическое развитие Месопотамии // Международный
бухгалтерский учет. 2012. Т. 27, № 225. С. 56-64.
14. Новожилова Н. В. Инструменты включения финансовой грамотности в школьные предметы. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2019. Т. 6, № 69. С. 43-48.
15. Попов А. А. Образовательное пространство и новое поколение образовательных программ // Образовательная политика. 2022. № 4 (92). С. 18-28.
17. Рутковская Е. Л. Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, вып. 4, № 61. С. 98-111.
18. Скляр М. А., Михеева С. А. Финансовая грамотность в России: результаты исследований последнего десятилетия // Финансы и бизнес. 2019. Т. 15, № 3. С. 23-40. doi: 10.31085/1814-4802-2019-15-3-23-40
19. Смирнова Е. Ю. Индекс финансовой грамотности петербуржцев (по результатам опроса) / Ключевые вызовы наступившего десятилетия: Сборник материалов XX Юбилейной международной научно-практической конференции «Смирновские чтения — 2021», 18.03.2021. Санкт-Петербург: АНО ВО «Международный банковский институт имени Анатолия Собчака». 2021. С. 206-215.
20. Смирнова Е. Ю. Техника финансовых вычислений на Excel. Издательство Санкт-Петербургского государственного ун-та. 2003. 126 с.
26. Lusardi A. Financial literacy: do people know the ABCs of finance? Public Understanding of Science. 2015. Vol. 24, no 3. P. 260-271. doi: 10.1177/0963662514564516
27. Lyons A. C., Kass-Hanna J. A methodological overview to defining and measuring “digital” financial literacy. Financial Planning Review. 2021. e1113. doi: 10.1002/cfp2.1113
29. Prete A. L. Digital and financial literacy as determinants of digital payments and personal finance. Economic Letters. 2022. Vol. 213. P. 110378. doi: 10.1016/j.econlet.2022.110378
I E. №. C MMpHOBa
15. Popov A. A. Obrazovatel’noe prostranstvo i novoe pokolenie obrazovatel’nyh programm // Obrazovatel’naja politika. 2022. № 4 (92). S. 18-28.
Информация об авторе
Е. Ю. Смирнова — кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-информатики Information about the author
E. Yu. Smirnova — PhD (Economics), Associate Professor of the Department of Business Informatics
Статья поступила в редакцию 21.03.2023; одобрена после рецензирования 16.05.2023; принята к публикации 28.06.2023. The article was submitted 21.03.2023; approved after reviewing 16.05.2023; accepted for publication 28.06.2023.
Использование информационно – коммуникационных технологий при обучении дошкольников финансовой грамотности
В нашем дошкольном учреждении в рамках реализации годового плана ведется работа по формированию финансовой грамоты у дошкольников.
Освоение детьми основ финансовой грамотности нелегкий, но интересный процесс. Он предполагает использование как традиционных способов и методов, так и современных образовательных технологий. В том числе информационно – коммуникационных.
Цифровые гаджеты, в настоящее время, прочно вошли в повседневную жизнь современных детей. Поэтому применение ИКТ в образовании очень актуально. Цифровые ресурсы помогают педагогам выстраивать образовательный процесс на современном уровне, повысить интерес учащихся к материалу, а значит и их познавательную активность.
ИКТ обладают широкими возможностями.
– Информация на экране вызывает у детей большой интерес.
– Информация в образах понятна детям, не умеющим читать.
– Дети достаточно долго задерживают внимание, сохраняют в памяти и воспроизводят полученную информацию.
– На экране можно показать то, что невозможно увидеть в реальной жизни.
Использовать ИКТ в образовательной деятельности можно в разных формах:
– Фронтальная работа – это когда информация транслируется на экране для всего коллектива детей
– Индивидуальная работа на компьютере – просмотр видео, игры, решение задач с конкретным ребенком.
Финансовая компетентность педагога – основа финансовой грамотности детей. И КТ дают большую возможность для самообразования. В сети Интернет слушала вебинары, проводила семинары для сотрудников.
Созданы сборники демонстрационных материалов, иллюстраций, предметных и сюжетных картинок. С их помощью дети продуктивно знакомятся с профессиями взрослых, спец.одеждой и инструментами, разными видами валют, историей возникновения денег. Рассматриваются кейс – ситуации для детей и взрослых, даются рекомендации.
ИКТ способствуют интеграции образовательных областей и различных видов деятельности.
Под моим руководством создана творческая группа по финансовой грамотности. Членами этой группы создан электронный образовательный ресурс. В нем собраны картотеки игр по финансовой грамотности, коллекция лэпбуков, папки передвижки. Этот образовательный ресурс размещен на сайте образовательного учреждения в помощь педагогам и родителям.
С помощью компьютера и принтера изготавливаются атрибуты к настольным и сюжетно – ролевым играм.
Собран сборник познавательных мультфильмов по финансовой грамотности. « Фиксики», «Уроки тетушки Совы», «Смешарики» и т.д.
С помощью информационно – коммуникационных технологий у детей и педагогов есть возможность участвовать в интернет – конкурсах и викторинах.
ИКТ широко применяются в работе с родителями. Используются социальные сети для общения и передачи информации. Родителям было предложено пройти онлайн – тест по выявлению личных знаний по финансовой грамотности и получению рекомендаций. Предлагаются ссылки на материалы для детей. Рекомендовано пользоваться сайтом ДОУ. С помощью родителей в электронном виде был создан альбом фотографий по профессиям.
Планируем проводить с родителями онлайн – фото – конкурсы на разные тематики.
Важнейшим фактором в образовательной деятельности является сохранение здоровья воспитанников. При использовании информационно – коммуникационных технологий необходимо соблюдать требования СанПиН., использовать динамические паузы и гимнастику для глаз.
Таким образом использование информационно – коммуникационных технологий позволяет расширить возможности педагогов в образовательном процессе, сделать его простым, интересным и эффективным. И КТ –технологии положительно влияют на формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста.