РЕВОЛЮЦИЯ В КОНЦЕПЦИИ ФИНАНСОВ

РЕВОЛЮЦИЯ В КОНЦЕПЦИИ ФИНАНСОВ Финзачет

Деньги: виды, формы, функции

— одно из величайших изобретений человечества.

Деньги — это особый товар, который обменивается на все другие товары, и через который может быть оценена стоимость всех других товаров.

Существует большое число классификаций денег.

Можно выделить три вида денег:

Исторически первыми появились . Основное отличие товарных денег от знаков стоимости и кредитных денег заключается в том, что товарные деньги имеют собственную стоимость, а монеты и бумажные деньги её не имеют.

В зависимости от формы денег можно выделить:

В экономике деньги выполняют ряд функций, то есть используются в качестве:

Преимущества и недостатки разных видов денег

Каждый вид денег имеет свои достоинства и недостатки.

Деньги могут выполнять вышеперечисленные функции благодаря своим свойствам:

является одним из основных .

Активами семьи называется всё то имущество, в котором семья может накопить, сохранить и передать по наследству своё богатство.

Одним из видов активов являются . Деньги могут выполнять функцию накопления сбережений.

Деньги, как и любой актив, характеризуются ликвидностью, то есть способностью быть превращёнными в наличные деньги — в средство платежа.

Деньги в наличной форме являются самым ликвидным активом.

Ликвидным является и банковский вклад, поскольку банк обязан вернуть вложенные средства по первому требованию.

Самым неликвидным является то имущество семьи, которое очень трудно продать из-за его состояния (например, износа).

поскольку на возврат средств требуется время, то ликвидность, то есть скорость превращения в наличные деньги, уменьшается.

Рассмотрев различные виды денег, можно увидеть, что самыми распространёнными являются бумажные деньги.

Бумажные деньги в России изготавливаются на предприятии Гознак. Бумажным деньгам свойственен .

Количество денег, которые обращаются в экономике страны, называется объёмом денежной массы. Объём денежной массы регулируется Центральным банком России.

Объём денежной массы определяется как произведение числа купюр и монет на их номинал.

Выпуск (печать) денег называется .

Необходимость в эмиссии денег появляется в двух случаях:

При замене изношенных купюр объём денежной массы не изменяется.

Увеличение объёма денежной массы может привести к инфляции.

Подделка денежных знаков () является .

В РФ ответственность за фальшивомонетничество предусмотрена Уголовным кодексом, статьёй (186) «Изготовление, хранение, перевозка и сбыт поддельных денег и ценных бумаг».

Борьба с фальшивомонетничеством идёт во всём мире и регламентируется Женевской конвенцией по борьбе с незаконной подделкой денежных знаков.

Страны, подписавшие Женевскую конвенцию по борьбе с незаконной подделкой денежных знаков, взяли на себя обязательство наказывать за совершение следующих действий:

Ответственность за подделку денежных знаков может наступить уже после изготовления первой же купюры, независимо от того, успел фальшивомонетчик сбыть купюру или нет.

Уголовным Кодексом РФ предусмотрена следующая ответственность за фальшивомонетничество:

Одним из недостатков бумажных денег является возможность их подделки, поэтому важно знать признаки подлинности купюр.

У поддельной купюры одновременно отсутствуют три или больше признака подлинности!

Признаки подлинности купюр можно разделить на следующие группы:

Чаще других подделывается банкнота достоинством (1000) рублей.

Для купюр разного достоинства существуют различные конкретные признаки подлинности, но для большинства купюр:


РЕВОЛЮЦИЯ В КОНЦЕПЦИИ ФИНАНСОВ

РЕВОЛЮЦИЯ В КОНЦЕПЦИИ ФИНАНСОВ

Что делать, если к тебе попала фальшивая купюра

Если ты проверил купюру на признаки подлинности и обнаружил, что купюра поддельная, её немедленно необходимо сдать в банк!

В банке будет оформлено изъятие купюры, и сдающему поддельную купюру не будет возмещён!

Поэтому, прежде чем взять, например, сдачу на рынке, проверь, не получил ли ты поддельные купюры!

Особой разновидностью платёжного средства является . Криптовалюта существует исключительно в цифровом виде, но принципиально отличается от электронных денег.

хранятся в электронном кошельке (например, в Яндекс. Деньги). Для того чтобы пополнить электронный кошелёк, необходимо внести реальные деньги (рубли, доллары, юани) на свой счёт, и тогда их можно будет использовать для оплаты товаров и услуг в сети Интернет.

— это математический код. Приставка «крипто» связана с использованием в математическом коде криптографических элементов, а именно электронной подписи. Криптовалюту нельзя внести на свой счёт, её можно .

монет, или , необходимо производить определённый математический алгоритм вычислений.

Каждая криптоединица представляет собой последовательность блоков, а каждый из блоков — сложную математическую формулу. Для создания новой монеты необходимо сгенерировать новую цепочку блоков транзакций.

Майнинг — процедура создания криптовалюты.

для майнинга было достаточно иметь персональный компьютер, подключённый к сети Интернет, но сегодня условия заработка усложнились. С каждым днём вычисления становятся более сложными, поэтому для майнинга используют так называемые криптофермы, построенные на различных видах оборудования (например, видеокартах или процессорах), занятого решением математической задачи по поиску символов, из которых составляется определённая комбинация, записываемая в протоколе.

Эмитировать реальные деньги вправе исключительно Центробанк, а выпускать криптоденьги может любой человек.

при помощи цифровых денег осуществляются ровно так же, как и обычные электронные переводы по системе безналичного расчёта.

Стоимость криптовалюты формируется под воздействием спроса на неё со стороны рынка.

Первоначально криптовалюта интересовала в основном любителей компьютерных игр. За последние несколько лет появилось несколько видов криптовалют: , Лайткоин, Пиркоин, Неймкоин и другие. В настоящее время активно обсуждаются вопросы государственного регулирования добычи и , и др.

Урок финансовой грамотности 1 «Б» класс

Цель:рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.

предметные: знакомство детей с экономическими понятиями: «деньги», «обмен», «бартер», «товар»; развитие познавательного интереса, мышления, памяти, внимания.

регулятивные: определять и формулировать цели деятельности на занятии с помощью учителя;оценивать правильность выполнения действий;

познавательные : добывать новые знания: находить ответы на вопросы, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; планирование учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; формировать умение работать в группе;

личностные: – развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки.

личностные: понимание того, что деньги – средство обмена, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

метапредметные: умение сравнивать, анализировать, объяснять понятия и явления, овладение логическими действиями сравнения, обобщения, готовность слушать собеседника, умение формулировать и аргументировать свою точку зрения, умение работать в группах.

предметные: понимание и правильное использование термина «деньги», «товар», «обмен», «бартер».

Форма урока: игра. Дети сидят по группам (по желанию детей). Оборудование: презентация, компьютер, экран, мультимедийный проектор, раздаточные материалы: муляжи фруктов, овощей, животных, карточки с заданиями.

Сегодня вы не зря сели по группам, вам предстоитработа в команде, вы должны помнить о правилах поведения итехнике безопасности. Уважаем мнение других, с местане выкрикиваем.

А теперь положите ладошки друг другу на руку иповторите за мной:

Мы ребята просто класс! Всё получиться у нас!

Пусть хорошее настроение будет с нами на протяжении всего урока.

Сообщение темы урока

– Разгадайте ребус и определите тему нашего занятия.

– Какое слово получили? (деньги) Какова же тема нашего занятия?

II. Формулирование темы занятия, постановка цели

Тема сегодняшнего урока «Зачем нужны деньги?» (Учитель записывает тему на доске)

-Что мы знаем о деньгах? Сможем ли мы дать определение деньгам?

-Что вы знаете о том, как произошли деньги? Сможем ли мы прожить без денег? Какую функцию выполняют деньги?

(Деньги – это то, с помощью чего мы совершаем покупки. Мало знаем о функции денег. Без денег мы не сможем прожить, выполнять покупки, кушать, платить за квартиру и т.д. Но, возможно, мы еще знаем не все о деньгах и мы хотели бы узнать о них больше.)

– В ходе урока нам предстоит ответить на следующие вопросы:

1. Что такое «деньги»?

2. Зачем нужны деньги?

– Надеюсь, что на все эти проблемные вопросы вы сможете дать ответы в конце урока.

Скажите ребята, для чего нам нужны эти знания, а сможем ли мы без них обойтись?

III. Изучение нового материала.

-Я предлагаю всем группам отправиться в путешествие в прошлое.

– Давным-давно, в веке каменном, люди вполне обходились без денег. Все необходимое для жизни они получали от природы. И жили люди в пещерах, ходили на охоту с дубинками да каменными топорами, собирали растения, ловили рыбу.

– Все вы являетесь жителями различных племен: Ага- ага, Шики-таки, Тик-так, Чу-чу. У вас на столах есть карточка, в которой написано что имеется у народа и в чем нуждается. Один человек из племени должен представить своё племя, рассказать, чем занимается. ( Дети представляют племена)

– Теперь члены племени возьмите свои вещи пойдите в соседнее племя и

обменяйте предметы на необходимые вам.

– У кого получилось поменяться? – Так люди стали обменивать что-то свое: вещи, еду и так далее – на то, что им было нужно. Как называются предметы для обмена, в экономике, вы узнаете, разгадав шараду. Назовите первые звуки картинок.

– Предметы, которыми обменивались люди, называют товаром. – Написав первые буквы слов-картинок, вы узнаете экономический термин процесса взаимообмена товаром.

– Взаимообмен товарами называется бартер.

-У кого не получился совершить бартер? -Почему? ( Есть неудобства обмена.)

– Что необходимо сделать, чтобы обмен был удобен?

– Тогда люди додумались использовать при обмене предметы, которые нужны всем, долго хранятся, не портятся и при этом являются достаточно ценными.

– Я предлагаю вам вернуться в наше время, где есть деньги.

-Возьмите деньги, которые лежат в конвертах у вас на столах. Произведите обмен те племена, у которых не получилось обменяться в первый раз.

– Какой вы можете сделать вывод? (Любые товары можно обменять посредством денег)

– Что же такое «деньги»? Просмотр определения в словаре.

Деньги – все, что принимается в уплату за товары и услуги, служат для соизмерения различных видов труда.

Деньги – это металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле – продаже.

– Для чего нужны деньги? (Для облегчения обмена)

– Что произойдет, если исчезнут деньги?

– А сейчас я вам предлагаю немного поиграть. Ваша задача как можно быстрее собрать пазлы. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся отдельные части разных купюр. Какие купюры у вас получились? ( 50 рублей, 10 рублей, 500 рублей, 100 рублей, 1000 рублей)

Мы нашли богатый клад(изображаем: копаем)

Каждый кладу очень рад (улыбаются друг другу).

Стали думать, как нам быть?  (повороты туловища)

Как же клад нам разделить? (руки в сторону)

Чтоб хватило всем друзьям, делим ровно пополам (наклоны туловища)

Работа в группах.

Игра Поход в магазин

Сейчас вы отправитесь в магазин

1 группа – сладости

У вас есть 10 рублей. Вы эти деньги должны потратить и купить сладости. – Я приготовила вам карточки, на которых указан товар и его цена. Должны составить список покупок и сдача, если останется.

Пирожок – 1 рубль

Конфета – 2 рубля

Печенье – 2 рубля

Кукла – 4 рубля

Зефир – 5 рублей

Пряник – 1 рубль

Подарок маме – 5 руб.

Помидор – 2 рубля

2 группа – школьные принадлежности

У вас есть 10 рублей. Вы эти деньги должны потратить и купить школьные принадлежности. – Я приготовила вам карточки, на которых указан товар и его цена. Должны составить список покупок и сдача, если останется.

Ручка – 2 рубля

Карандаш – 2 рубля

Огурец – 1 рубль

Пенал – 5 рубля

Ластик – 1 рубль

Тетрадь – 2 рубля

Машинка – 5 рублей

3 группа – овощами

У вас есть 10 рублей. Вы эти деньги должны потратить и купить овощи. – Я приготовила вам карточки, на которых указан товар и его цена. Должны составить список покупок и сдача, если останется.

Лук – 1 рубль

Стул – 3 рубля

Свекла – 2 рубля

Пенал – 5 рублей

Морковь – 1 рубль

Дневник – 7 рублей

4 группа – игрушки

У вас есть 10 рублей. Вы эти деньги должны потратить и купить игрушки. – Я приготовила вам карточки, на которых указан товар и его цена. Должны составить список покупок и сдача, если останется.

Юла – 2 рубля

Карандаш 2 рубля

Кукла – 3 рубля

Молоко – 3 рубля

Солдатик – 1 рубль

Ножницы – 2 рубля

Мяч- 3 рубля

Отчёт групп (на доске карточки каждой группы) – Сколько денег у вас было? – На что потратила свои деньги 1 группа? – Сколько денег потратили? –

– Вторая .

Игра «Собери пословицу»

(у детей на столах конверты, в которых находятся листочки с пословицами. Листы разрезаны на части, детям необходимо «собрать» пословицы)

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Трудовая денежка всегда крепка.

Уговор дороже денег.

Деньги счет любят.

На деньги ума не купишь.

Монета карман не тянет.

Здоров буду — и денег добуду.

На деньги друга не купить.

Гулянку деньгами, как бездонную кадку, не наполнишь.

Деньги смогут много, а правда – все.

В чужом кармане трудно деньги проверять.

Вовремя копейка дороже рубля.

Деньги не грибы – можно и зимой найти.

Деньги – что галки, все в стаю сбиваются.

Деньги – хороший слуга, но плохой хозяин.

Из чужого кошелька легко платить.

Как деньги при бедре, так помогут при беде.

Когда деньги говорят, тогда правда молчит.

– Чтобы закрепить , то что вы узнали, я предлагаю разгадать кроссворд.

Наш урок подходит к концу.

Давайте вспомним тему нашего урока

Сейчас вы получите монету и купюру, ваша задача поднять вверх купюру, ЕСЛИ вы оцениваете свою работу на уроке на высший балл, у вас сегодня все получилось и урок был интересным, а ЕСЛИ сегодня на уроке у вас ничего не получилось поднимите монету.

Спасибо за урок, до новых встречи!

Урок финансовой грамотности: «Деньги: зачем они нужны»

Прежде, чем мы начнем наше занятие, предлагаю сыграть в

В моем кошельке лежит предметы, предлагаю вам взять по одной.

Выбирают из «Кошелек» один из видов денег (купюра, монета, карточка). Делятся на 4 группы.

Определение темы занятия :

Ребята, посмотрите на салйд.

Вы видите 2 столбца с фразами.

Нам необходимо правильно

Соедините части пословиц и объясните их смысл.

Тема занятия  –

Ставят вопросы к теме, анализируют пословицы и формулируют цели и задачи  занятия.

Да, конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками.

Деньги  –  одно  из  величайших  достижений  человечества.  Мы пользуемся  деньгами  каждый  день,  чтобы  расплачиваться  за  вещи,  которые покупаем.

А кто может сказать, что же такое деньги???

Отвечают на вопросы

Том Сойер, герой книги Марка Твена, должен был по приказу своей тети Полли красить забор. Он очень не хотел работать и сумел представить своим приятелям это дело как уникальное развлечение, за которое каждый из них заплатил. К полудню Том из жалкого бедняка, каким он был утром, превратился в богача, буквально утопающего в роскоши. У него оказалось 12 алебастровых шариков, обломок гуделки, осколок синей бутылки, пушка, сделанная из катушек для ниток.

На слайде мультимедийной презентации показывается определение понятия «деньги» с пропусками слов.

особый _____, который принимается всеми в _____ на любые другие товары.

А  всегда  ли  были  такие  деньги,  что  и  сейчас?

Оказывается,  у  разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы.

У вас на столах лежит материал, у каждой группы своя история.

Пожалуйста прочитайте и по одному представителю от группы  выйдете к доске и расскажите какие деньги были у разных народов.

Самостоятельно прочитать текст, найти упоминания предметов, служивших у разных народов деньгами, рассказать у доски о них одноклассникам, прикрепить их изображение к карте. Учащиеся получают раздаточный материал.

Первоначально  роль  денег  в  человеческом обществе  выполняли  разные  товары,  которые  в  данной  местности  ценились.

Поэтому их называли товарные деньги.

Однако выменять напрямую всё, что человеку нужно,очень сложно.

Для этого надо найти желающего отдать нужный тебе товар за то, что ты изготовил сам. Меняться на основе прямого взаимства — дело долгое и трудное. Совсем непросто выстроить такую цепочку участников обмена, чтобы обмен «сошёлся» и каждый получил желаемое в обмен на своё.

А теперь давайте проверим удобно ли было меняться разные товары на предметы, чтобы их получить.

Ребята,  а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. ( Слайд №3).

Вы делитесь на 4 группы:

У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки.

Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти необходимую вещь. Время на выполнение задания – 3 минуты.

У купцов: ткани, пряности; им надо: зерно, мех;

у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел, ножи, топоры; им надо: зерно, ткани, соль;

у охотников: меха, шерсть и кожа;

им надо: соль, оружие, зерно, растительное масло;

у крестьян: зерно, растительное масло, им надо: соль, топор и нож, ткани и т.д.)

ребята пытаются совершить обмен.

– Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси?

– Кто не смог произвести обмен?

– Какие сложности возникли при обмене?

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?

– Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

Люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное. Что можно было обенять на любой товар и не использовать целую цепочку и ценить время.

Какой товар стал играть роль денег.

Металлы, особенно благородные, отличались такими свойствами,

А какие формы денег нам извечтны сейчас?

Обсудите в парах, какие ещё формы денег существуют в современном мире?

– смотрят на то что досталось в игре «кошелек».

А теперь обратимся к  – свойства денег:

Определить с помощью плюсов и минусов , обладает ли данный товар свойтсвами необходимыми деньгам.

«Покупки в магазине» (ситуация для выводов

Мы отправились в продуктовый магазин, набрали полную корзину необходимых продуктов питания и решили не платить за них. На выходе из торгового зала нас остановил охранник и потребовал оплатить покупки, иначе, это считалось бы нарушением. Мы заплатили за товар деньги. Этот эксперимент мы повторили и в хозяйственном отделе магазина, и в аптеке. Чтобы получить товар нам приходилось платить за него деньги.

без денег человек не может приобретать необходимые для жизни продукты и вещи.

Всё ли можно купить за деньги?

Вывод: наблюдения доказывают – не всё, что необходимо человеку для полноценной жизни можно купить за деньги.

(Описание, эскиз идеальных денег, справка с указанием основных достоинств и недостатков предлагаемых денег и т. д.)

Дети оценивают результаты своей деятельности

Маршрутный лист урока   Ф. И._____________________   Класс _______

Задание№1. Познакомиться с видеофрагментом «Виды денег», составить и заполнить  таблицу

Оцениваем работу: 6 баллов – все колонки верно заполнены;

5 баллов- 2 ошибки,

4 балла – 3 ошибки;

3 балла – 3 ошибки;

1 балл – более 4 ошибок.

Задание№2. Функции денег:

1______________. 2________________. 3.______________ 4. _____________

Оцениваем работу: 4 баллов – все функции названы;    3 баллов- 3 функции названы;

2 балла – 2 функции названы;           1 балл – 1 функция названа.

Задание№3. Установите соответствие между функциями денег и иллюстрирующими их примерами:

Оцениваем работу: 5 баллов – все  верно;

4 балла – 1 ошибки;

3 балла – 2 ошибки;

2 балл – 3 ошибки.

1 балл – 4 ошибки.

Более 4 – о баллов.

Задание№3. Определить верность суждения на основе, прочитанного текста.(учебнк стр.107)

Оцениваем работу: 1 балл – верно;    0 –баллов не верно.

Оцениваем работу: 3 балл – верно 3 ребуса;

2 балл – верно 2 ребуса; 0 –баллов не верно.

Сформулируй на основе данных понятий вывод по теме урока:___________________________________________________________

3 балла за вывод по теме.

Система оценки: «5»  22-19 баллов

«4» 18-15 баллов

«3» 14-11 баллов

«2»  менее 10 баллов

Оцени свою работу на уроке_____

Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял на свою куртку

. (Мера стоимости).

Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей  какому-то мальчишке.

  (средство платежа).

Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление.

 . (Средство обращения).

«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево

. (Средство накопления)

Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль

. (Мировые деньги)

деньги                                             бережливость                                          человек

Урок 1. Суть денег. Деньги и их свойства

Финансовая грамотность невозможна без понимания сущности денег и их свойств. Эта тема является интересной и в то же время обязательной для каждого человека, который хочет научиться с ними обращаться и понять, по каким законам они живут. Мы каждый день с ними сталкиваемся и при этом совершенно ничего о них не знаем.

Деньги можно назвать интернациональным языком рынка мира, на котором общаются люди со всей планеты. Понимание функций денег – первый шаг к финансовой грамотности. Если вы знаете теорию и понимаете основы, вы вооружены инструментом, который поможет научиться грамотно ими управлять. Давайте рассмотрим историю появления денег, их функции и суть.

Сущность товара и денег

Деньги невозможны без товаров. Поэтому, прежде всего, нужно получить простой ответ на вопрос: что же такое товар? Товар – это любой продукт, который отвечает трем основным требованиям:

В связи с этим, сущность денег заключается в том, что они служат элементом и составной частью экономической деятельности общества, отношений между участниками производственного процесса. Деньги тоже являются товаром (только универсальным) и поэтому обладают теми же свойствами, которые указаны выше. Но при этом они имеют и ряд уникальных свойств. Итак, что же такое деньги?

Согласно Большой российской энциклопедии:

Деньги – это специфический товар максимальной ликвидности, который обладает несколькими свойствами, являющимися их сущностью.

Максимальная ликвидность характеризуется тем, что вы можете без проблем обменять свои деньги на товар, в то время как обратное для вас является достаточно проблематичным процессом. Самые близкие синонимы термина ликвидности – сбываемость и легкореализуемость. Кроме того, деньги – это:

Предлагаем вам сыграть в игру, чтобы на себе почувствовать ценность денег.

Основные функции денег

С каждым новым столетием деньги обрастают новыми специфичными функциями, но при этом некоторые из них являются универсальными. Их мы и рассмотрим:

Как было сказано, функции денег постоянно изменяются и дополняются, однако приведенные выше являются универсальными уже длительное время. В связи с появлением новых электронных денег, а также криптовалюты, в скором времени, возможно, будут изобретены новые функции, и вместе с ними изменится и сущность самих денег.

История появления денег

До появления денег экономика значительно отличалась от современной и функционировала на основе долга и дара.

Экономика дара – это система общественного устройства, при которой услуги и товары передаются безвозмездно (The Gift Economy, David Cheal).

Некоторые принципы и элементы дарения существуют и по сей день, например в виде информации. По этим принципам существует Википедия, торрент-трекеры, а с некоторыми исключениями и наука. В данном случае приобретается репутация и общественное положение, которые в информационном мире порой значат даже больше, чем количество денег, которые можно заработать, продавая информацию. Желание накапливать ресурсы и информацию в современном мире считается признаком слабости и жадности.

Затем в разных регионах мира люди стали использовать в качестве денег различные вещи:

В итоге роль денег перешла к металлам. Функцию денег выполняли бронза, медь, железо и серебро. Со временем стали использовать целые слитки металла, что несло значительные неудобства, потому что их нужно было постоянно взвешивать, а также определять пробу. Поэтому во избежание подделок и обвеса металл стали отмечать публичным клеймом, что привело к созданию чеканной монеты и монетного двора.

Чеканные монеты стали популярными примерно в VII веке до нашей эры. Их было удобно хранить, их вес был достаточно небольшим, к тому же рассчитываться стало удобнее по причине их точной стоимости.

Как мы видим, само создание и развитие денежных единиц явилось революцией в рыночных отношениях и было стало просто необходимым. Люди могли быстрее создавать свои товары и покупать сырье для производства. Также отмечаем эволюцию физического веса денег – от трехметровых камней до бумажных купюр. В наше же время появилась электронная валюта, и теперь деньги пришли туда, откуда и появились, – из разума людей.

Стоимость денег во времени

За время существования денег люди сформировали много концепций и теорий насчет них. Одна из концепций была предложена еще в 1202 году известным математиком Фибоначчи. Он сформулировал золотое правило бизнеса: «Сумма, полученная сегодня, больше той же суммы, полученной завтра».

Все это известно нам и сейчас. Ценность сегодняшних денег выше, чем ценность той же суммы, полученной в будущем и даже уже завтра. Именно поэтому (хотя не только) банки требуют проценты за свои кредиты.

Из всего вышесказанного вытекает два крайне важных следствия, которые нужно осознать любому человеку, стремящемуся стать более финансово грамотным:

Для того, чтобы понимать какова же стоимость денег во времени, нужно произвести расчет стоимости денег. Для этого и было придумано дисконтирование.

Дисконтирование – это оценка стоимости будущего потока платежей исходя из различной стоимости денег, полученных в разные моменты времени («Основы стохастической финансовой математики», Ширяев А. Н.)

Т.е., проще говоря, дисконтирование поможет вам узнать, какова разница между вашей прибылью в 100 денежных единиц через год и сегодня. Учтите также, что дело не только в инфляции, но и в том, что, получив 100 денежных единиц уже сегодня, вы можете их инвестировать и получить дополнительный доход даже с учетом потери ценности суммы во времени. Расчет дисконтированной стоимости важен, например, инвесторам, которые хотят понять, не обесценится ли их прибыль настолько, что проще вложить деньги во что-то более прибыльное и не настолько длительное по времени. Вы становитесь беднее, если на протяжении месяцев или лет получаете одинаковую зарплату и тратите ее на свои обыденные нужды.

От чего же зависит ставка дисконтирования? Существует пять основных факторов:

По этой причине инвестиции являются хорошим способом сберечь и приумножить собственный капитал. Вложение денег в банк позволяет, по сути, только сохранить свои деньги. Приумножить свой капитал, положив деньги в банк, тоже можно, однако это становится возможным только в случае длительного срока и сложных процентов. Но помните, что в этом случае возможен серьезный риск того, что банк прогорит и вы потеряете всю сумму. А в лучшем случае вернете только ее часть.

Сложные проценты являются хорошим способом получения дохода, потому что процент начисляется еще и на проценты. Известны случаи, когда родственники становились миллионерами лишь потому, что их предок вложил небольшую сумму денег на счет, а спустя столетие обнаруживался договор. Конечно, банку пришлось выплатить огромную сумму, но он получил рекламу за свою долговечность и отношение к клиентам.

Давать сложные формулы дисконтирования мы тут не будем, однако приведем простой пример. Допустим, через один год вы ожидаете прибыль в 121 денежную единицу при ставке дисконтирования в 10%. Тогда стоимость ваших будущих 121 единиц на самом деле будет равна 110 единицам: 121/(1+0,1). Если через два года, то 100: 121/(1+0,1)2. Это и есть стоимость ваших денег во времени.

Как мы написали выше, на стоимость денег также влияет инфляция. Рассмотрим ее подробнее.

Инфляция

Существует много разных определений этого термина, поэтому мы постарались дать наиболее простое, точное и понятное.

Инфляция – это обесценивание денег, в результате чего цены на товары и услуги, если и остаются на прежнем уровне, то становятся менее доступными.

Инфляцию не стоит путать с повышением цен, потому что во втором случае повышаются цены на определенные группы товаров, а вот в случае инфляции обесцениваются деньги и дорожают все товары. Когда говорят, что покупательная способность населения снизилась, обычно имеют в виду именно инфляцию. Обесценивание денег и общее повышение цен – вот ее главные признаки.

В мировой истории есть два исключительных случая резкого увеличения цен и инфляции. Уникальность в том, что в теории финансовая обеспеченность граждан должна была повыситься:

Суть в том, что большое увеличение денег в экономике становится причиной роста цен. Чем больше денег в экономике, тем сильнее обесценивается товар. Соответственно, сдержать инфляцию в этих двух случаях могло бы помочь увеличение производства, однако в первом случае в отсутствии индустриализации и промышленности этого не удалось сделать, тогда как второй стал не таким катастрофичным именно по причине наращивания производства.

Незначительный рост инфляции во всем мире считается нормой. И здесь у нас есть один вопрос лично к вам:

Каковы же причины инфляции? Существует шесть основных причин, однако помимо них есть десятки и даже сотни других, о которых экономисты спорят до сих пор:

Как мы видим, при грамотном управлении государством можно избежать высокой инфляции. Сейчас в мире есть только одна страна, в которой периодически наблюдается рост стоимости денег. Это так называемая дефляция, и она в последние годы свойственна Японии.

Виды инфляции

Существует открытый и скрытый характер инфляции. С открытой все просто – это рост цен и снижение покупательной способности. Ее видно, и не нужно быть экономистом, чтобы распознать ее. Скрытая же инфляция намного сложнее и интереснее. Например, в СССР некоторое время наблюдалось повышение заработных плат и снижение цен на продукты. Однако естественным следствием такой подавленной инфляции был товарный дефицит и огромные очереди.

Также существуют такие виды инфляции, как:

Государственное вмешательство для подавления инфляции не всегда помогает. Когда государство запрещает повышать цены на конкретную продукцию, это приводит к снижению производства данного товара со всеми вытекающими последствиями, например, к удешевлению издержек на производство и появлению подделок.

Существуют виды инфляции в зависимости от темпов роста:

Главный вывод, который каждый должен для себя сделать, – это то, что небольшая инфляция – это нормальный процесс, а в некоторых случаях означает даже рост экономики. Если в экономику страны вливается новая денежная масса, вначале это приводит именно к инфляции, а затем новые деньги начинают двигать экономику вперед, наблюдается рост производства. Все это возможно только при грамотном управлении, иначе в итоге процесс выйдет из-под контроля.

Виды денег

За свою долгую историю человечество использовало большое количество различных видов денег. Изначально был очень важен материал, из которого изготавливали деньги. Они должны были обладать следующими свойствами:

В связи со всем вышеперечисленным, вид денег существенно менялся и дорабатывался, потому что в идеале деньги должны были иметь все эти свойства.

Товарные деньги

Это товар, который обладает общепризнанной стоимостью и полезностью. Главным признаком таких денег становится то, что их можно использовать не только в качестве платы за товар. Например, золотая монета сама по себе ценна, ее можно переплавить и сделать из нее украшение.

Поэтому на заре развития экономики в роли денег выступали самостоятельные товары, которые пригодятся любому человеку в любом случае: меха, жемчужины, скот, зерно, ракушки Каури, а также бронзовые, медные, платиновые, золотые и серебряные монеты. В Шотландии одно время с рабочими расплачивались гвоздями, а в Судане – наконечниками копий и лопатами. В тюрьмах деньгами выступают сигареты.

Товарные деньги не прижились, потому что не отвечали тем самым свойствам идеальных денег – они не были портативны, портились при хранении, их было сложно поделить и создавать. Поэтому со временем люди стали придумывать деньги, которые легко, быстро и дешево изготовить.

Обеспеченные деньги

По своей сути они являются представителями товарных денег. Вы могли получить знаки или сертификаты и с их помощью обменять на определенное количество товара или товарных денег. Например, в Древнем Шумере вы могли предъявить фигурки овец и коз из обожженной глины и получить за них живых коз и овец. Изначально даже банкноты считались обеспеченными деньгами, однако потом у них эта функция исчезла.

Фиатные деньги

Это те самые деньги, которыми мы пользуемся в настоящее время. Они не имеют самостоятельной стоимости, однако выступают в роли денег, потому что в государстве прописаны законы считать их именно таковыми. На сегодняшний день есть три формы таких денег: банкноты, безналичные деньги, находящиеся в банке, и электронные деньги. Безналичные не стоит путать с электронными, хотя их можно в итоге положить на банковский счет. А банкноты постепенно вытесняются из обращения.

Электронные деньги

Они используются для оплаты товаров и услуг в Интернете и при этом имеют такую же ценность, как и реальные деньги. Развитие такого вида денег стало возможным по многим причинам, но две основные – это заработок в Интернете физическими лицами и финансовые операции между компаниями.

Электронные деньги имеют все свойства, приведенные ранее, но имеют и дополнительные: их можно быстро посчитать, перевести и разделить. Также вы можете автоматически оплачивать счета, и для этого даже не нужно тратить лишнее время. А в виду того, что их не существует в физическом виде, они не могут испортиться и не теряют своих качеств со временем.

Криптовалюта

Самая неоднозначная валюта, о которой до сих пор не утихают споры. Также немногие понимают, как она работает и возможно ли будущее у таких денег. Поговорим именно о биткойне, который является самой популярной криптовалютой.

За перевод биткойна человек не платит комиссионные, т.е. никаких посредников не существует в принципе. Гарантируется почти полная анонимность, что, конечно, может стать (и уже стало) полем деятельности разных криминальных сделок. В системе биткойна не существует человека, который ею руководит, все участники процесса являются равными.

Недостатком, помимо того, что криптовалюта может стать оружием в руках разных организаций, является еще и то, что планируется выпуск ограниченного количества биткойнов. Как минимум потому, что это уже не рыночный принцип и он может привести ко многим проблемам.

Биткойн по своей сути является и показателем уровня доверия к теории заговора. Криптовалюты в своей рекламе делают акцент на Большом Брате, который постоянно за нами следит, и, если не выйти из-под его контроля, человечество ждет финансовое рабство. Если говорить проще, при массовом внедрении биткойна вполне вероятно рухнет банковская система мира или она, как минимум, примет правила игры и очень сильно изменится. Сказать о том, что будет с мировой экономикой в случае победы криптовалюты, не может никто. Именно поэтому криптовалюта столь неоднозначна.

В этом уроке мы детально рассмотрели понятие денег, их свойства и обесценивания. Мы рассмотрели историю появления денег и выяснили, почему деньги имеют такой вид, как сейчас. Любой финансово грамотный человек должен понимать эти основы, потому что любая история предмета имеет большое значение в понимании настоящего и будущего.

В следующем уроке мы перейдем непосредственно к теме, которая позволит вам научиться осознанно относиться к своим финансам, а именно к их планированию и учету. Это основа и фундамент, на котором держится любое финансовое благополучие.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Разобравшись с сутью денег, можно переходить к планированию и учету средств.

Оцените статью