МОШЕННИЧЕСТВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

МОШЕННИЧЕСТВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Финзачет

Светлана Вильдякскина Конспект занятия по финансовой грамотности «Мошенничество в нашей жизни»

Конспект занятия по финансовой грамоте

“Мошенничество в нашей жизни”

в подготовительной группе

Составитель: Вильдякскина С. Г.

Цель занятия :

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Методическая разработка по теме «Финансовые махинации» (в рамках элективного курса «Основы финансовой грамотности»)

В Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы определены приоритеты, цели и задачи в сфере повышения финансовой грамотности.

Навыки обращения с деньгами и принятие финансовых решений помогут учащимся во взрослой жизни, когда придется нести ответственность не только за себя, но и за своих близких. На данном занятии важно сформировать у учащихся понимание того, что необходимо обезопасить свое финансовое благополучие.

Форма проведения занятия – занятие элективного курса с элементами практикума, основной дидактической целью которого является реализация усвоенных понятий в практической деятельности учащихся. Практическая значимость данной разработки заключается в том, что её можно использовать на внеурочных занятиях по основам финансовой грамотности, на классных часах.

В результате у учащихся формируются умения:
– распознавать риски возникновения финансового мошенничества при совершении финансовых операций;
– выбирать модель поведения при возникновении угрозы финансового мошенничества;
– моделировать риски возникновения новых (неизвестных) финансовых мошенничеств на основе анализа их типичных признаков.
Категория учащихся: 8-11 класс

Технологическая карта занятия

Цель: мотивировать учащихся на выработку личной стратегии поведения в ситуации растущих финансовых махинаций.
Задачи:
1. Выяснить, что такое финансовые махинации, рассмотреть их виды.
2. Изучить нормативно-правовую базу по финансовым отношениям.
3. Подготовить памятку о правилах безопасного поведения
в финансовой сфере.
Планируемые результаты
Предметные:
– владение основными понятиями «финансовое мошенничество», «финансовая пирамида», инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;
– владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в условиях потенциального риска мошенничества.
Личностные:
– понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами (банками);
– понимание прав и обязанностей в сфере финансов.
Метапредметные:
– владение умением распознавать и предвидеть действия мошенников;
– владение коммуникативными компетенциями;
– коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;
– анализ и интерпретация информации о финансовых рисках и финансовом мошенничестве.
Оборудование занятия: компьютер; мультимедийный проектор; презентация к занятию «Финансовые махинации»; ноутбуки с выходом в Интернет, раздаточный материал.

Презентация на тему: Финансовые махинации

Рекомендуем посмотреть

Основы финансовой грамотности, 5 класс. Из чего складываются доходы семьи

Классный час “Бюджет студента”

Урок финансовой грамотности в 5 классе с презентацией

Применение технологии проблемного обучения в школе на занятиях метапредметного элективного курса по

Нет комментариев. Ваш будет первым!

КГКОУ ШИ № 10

Конспект занатия в 8 классе по теме “Финансовое мошенничество”

Дульцева М. В., учитель математики

сформировать у обучающихся представление о финансовом мошенничестве.

– дать характеристику видам финансового мошенничества;

– выяснить способы защиты от финансовых мошенников.

: ватман, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, раздаточный материал.

проводится в течение одного урока. Связана с закреплением знаний по теме «Финансовое мошенничество» (о финансовых махинациях, о том, почему люди становятся жертвами финансовых мошенников, способах защиты своих интересов на финансовом рынке) и извлекать информацию из заданий; сопоставлять ситуацию и выход из неё; ориентироваться в дополнительной информации; договариваться, находить общее решение.

Замысел проектной задачи.

Класс делится на 2 группы. Обучающимся предлагается создать плакаты – памятки «Что нужно делать в случае сомнительных, тревожных телефонных звонков, писем на электронную почту и СМС», «Как защитить в интернете свои персональные данные, реквизиты платежных карт», «Как правильно снимать деньги в банкомате и рассчитываться картой в магазине или кафе».

По завершении работы у каждой группы будет создан «продукт» – плакат.

Описание проектной задачи.

Мотивирование обучающихся на деятельность.

Представьте, что вы представители службы безопасности банка. Вам предстоит провести со школьниками информационную беседу о финансовых махинациях и вручить им плакаты с информацией о том, как себя защитить от мошенников.

– В чем состоит проблема?

– Какую работу нам нужно выполнить?

– Зачем это нужно?

создать плакат – памятку «Как себя защитить от мошенников»

. Самостоятельная деятельность учащихся.

Каждая группа получает пакет с материалами: инструкция,

задания, ватман, листы с картинками и фотографиями.

1. Выполните задание № 1. Подберите заголовок к заданию (приложение1). Заголовок, ситуации и соответствующие рекомендации эксперта наклейте на плакат.

2. Отберите из данных рисунков и фотографий только те, которые относятся к теме задания № 1. Подберите к изображениям надписи (приложение 2). Отобранные картинки наклейте на плакат и подпишите.

3. Выполните задание № 2.

4. При необходимости добавьте свои рисунки, надписи.

Группа № 1.

Ситуации и рекомендации перепутались. Вместе с партнером разрежьте карточки. Прочитайте внимательно ситуации и подберите к ним соответствующие рекомендации эксперта (для удобства пронумеруйте).

1. Кто такой финансовый мошенник?

⃝⃝ Человек, присвоивший чужое имущество обманом

⃝⃝ Человек, нашедший кошелек на улице

⃝⃝ Человек, выигравший в лотерею

2. Как вы считаете, почему люди становятся жертвами финансовых

⃝⃝ Из-за излишней доверчивости

⃝⃝ Из-за желания заработать быстро и много

3. Что необходимо сделать в первую очередь, если вашу банковскую карту

⃝⃝ Забыть о случившемся

⃝⃝ Открыть новую карту

4. Вам необходимо снять деньги. В каком банкомате из нижеперечисленных

вы снимете нужную сумму?

⃝⃝ В уличном. Много людей ходит мимо, хотя улица плохо освещена.

⃝⃝ В торговом центре. Не очень удобно, что вокруг банкомата постоянно

много людей, но я сделаю это аккуратно.

⃝⃝ В офисе банка. Там наверняка банкоматы проверяют на наличие устройств

видео фиксации данных карты.

5. Почему рекомендуют при наборе ПИН-кода в банкомате или POS-терминале

прикрывать клавиатуру рукой?

⃝⃝ Так довольно сложно подсмотреть или заснять на видео ПИН-код, который вы набираете на клавиатуре банкомата или POS-терминала.

⃝⃝ Если не прикрывать клавиатуру рукой, то тогда ПИН-код не будет считываться в устройстве.

⃝⃝ Не знаю, я никогда не прикрываю

Группа № 2.

1. Что вы будете делать, если в социальной сети вам пришло сообщение

от службы безопасности банка с уведомлением о блокировке вашей карты?

⃝⃝ Перейду по ссылке, которую мне указали в сообщении, чтобы разблоки-

⃝⃝ Не буду ничего делать, так как настоящая служба безопасности банка

не рассылает сообщения через социальные сети.

⃝⃝ Не буду паниковать, но позвоню в банк и заблокирую карту.

2. В социальной сети вам пришло сообщение от лучшего друга с просьбой

срочно перевести 1000 рублей на незнакомый номер. Каковы ваши действия?

⃝⃝ Прежде чем перевести деньги, созвонюсь с другом и уточню, действи-

тельно ли он прислал мне данное сообщение?

⃝⃝Мне ничего не жалко для друга, обязательно переведу.

⃝⃝ Зачем звонить и уточнять, переведу без разговоров, сумма небольшая.

3. Вам пришло СМС с известного сайта с поздравлением с выигрышем, так как

именно вы стали тысячным посетителем. Какая удача! Чтобы получить заветный

выигрыш — телефон, необходимо переслать на указанный в СМС адрес копию

всех страниц своего паспорта. Как вы поступите?

⃝⃝ Ура, я выиграл новый телефон! Конечно, перешлю копию паспорта.

⃝⃝ Копия паспорта нужна, иначе как доказать, что я победитель? Не очень

хочется пересылать, но телефон стоит того.

⃝⃝ Пересылать копию паспорта не буду. Просто так новые телефоны никому

не раздают. А паспортными данными могут воспользоваться мошенники.

4. Вам пришло сообщение на мобильный телефон об ошибочном зачислении

200 рублей. Просят вернуть на указанный номер. Ваши действия?

⃝⃝ Я честный, верну без разговоров.

⃝⃝ А почему не было СМС от сотового оператора о зачислении средств?

Нет, явно деньги мне не поступали, свои отдавать не собираюсь.

⃝⃝ Подумаю, но, скорее, верну. Вдруг я попаду в подобную ситуацию?

5. Вы решили проверить баланс своей карты через интернет. Зашли на стра-

ницу сайта банка, но на первый взгляд показалось, что сайт выглядит необычно:

расплывчатый логотип, в строке браузера указано не название банка, а какое-то

для входа в систему?

⃝⃝ Не буду, так как есть риск отправить свои данные мошенникам.

⃝⃝ Введу, просто интернет барахлит.

⃝⃝ Возможно, на сайте банка ведутся работы, ничего страшного, введу

Рефлексия и оценивание.

Не дай себя обмануть!

Интернет – мошенники

Клавиатура не должна шататься

Мошенники – покупатели.

Мошенники выманивают деньги через интернет, с помощью звонков и СМС.

На картоприемнике не должно быть посторонних предметов.


МОШЕННИЧЕСТВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

МОШЕННИЧЕСТВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

МОШЕННИЧЕСТВО ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

1. Сборник методических материалов «Финансовое мошенничество», Банк России.

2Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 классы общеобразоват. орг. / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 32 c. ( Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

3. Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России, национальная программа повышения финансовой грамотности граждан «Дружим с финансами»

3. Фотографии, рисунки – интернет ресурсы.

Конспект занятия  «Финансовое мошенничество – как себя защитить»

Цель: содействие формированию у детей моделей рационального финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.

VI Всероссийская неделя сбережений стартовала 31 октября 2019 года во всех регионах страны от Калининграда до Владивостока! Всероссийские недели финансовой грамотности для детей и взрослых стали уже ежегодной традицией. Начиная с 2014 года в мероприятиях поучаствовали более 10 миллионов россиян из 85 регионов России, а информация о Неделях публикуется в федеральных СМИ, на радио, телевидении и всех региональных изданиях. Недели проводятся в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в сотрудничестве с Роспотребнадзором.

Воспитатель: В жизни, ребята, мы встречаем людей, которые не всегда честны по отношению к нам, преследуют свои цели. К таким относятся мошенники. Это люди, которые, пользуясь нашим доверием или обманывая нас, похищают наши деньги, имущество. Знаете ли вы, что слово мошенник произошло от существительного мошна — так в Древней Руси называли сумку, карман. Человек, воровавший деньги из сумок, назывался мошенником. Со временем мошенниками стали называть обманщиков и жуликов. В нашей жизни складываются различные ситуации, при которых мы можем стать жертвой преступников. С развитием онлайн-банкинга, на охоту вышли такие «продвинутые» преступники, как «фишеры», «скиммеры» и организаторы разнообразных мошеннических схем в Интернете. Поэтому правила безопасности и противодействия злоупотреблениям с пластиковыми картами и в сфере онлайн-банкинга, а также понимание гражданами рисков, сопутствующих активному присутствию в сетевых сервисах, становятся все более актуальными. Воспитатель: Как вы считаете, почему люди становятся жертвами финансовых мошенников? (Выслушиваем ответы детей.)

Верно, такие качества, как желание легкого заработка, невнимательное прочтение подписываемых документов, вера на слово, делают граждан легкими жертвами финансовых мошенников.

А вот и  призывающая вас проявить свою эрудю или, хотя бы, смекалку. Все мы знаем, что издавна для ношения денег использовались различные приспособления вроде бумажников, кошельков. Однако существует исторический факт, что одно время деньги носили Где????? (во рту) это очень необычное место, причем чаще всего это делали женщины, занимающиеся домаим хозяйством и часто посещающие базары и магазины.

в античной Греции существовала золотая монета очень маленьких размеров, поэтому потерять ее было очень легко, вот женщина и клали монету в рот, собираясь за покупками. А мы в наше время как и где храним наши деньги?

Спрашиваем детей как они понимают это определение.

Финансовое мошенничество – совершение противоправных действий в сфере денежного обращения, путем обмана, злоупотребления доверием и других манипуляций с целью незаконного обогащения.

Ребята как вы думаете какие виды финансового мошенничества существуют?

(Спрашиваем детей про виды финансового мошенничества)

Виды финансового мошенничества:

— завладение данными карты посредством перенаправления на мошеннические сайты.

— заполучение паролей пользователей Интернета вследствие сообщений на e-mail или в соцсетях, убеждающих в необходимости зарегистрировать данные на фейковом вебресурсе.

— выманивание данных по карте с помощью звонка от «сотрудника банка». — массовая рассылка писем с предложением вложить деньги в финансовые операции под большие проценты.

-Вытаскивание купюр из пачек, когда клиент не имеет времени посчитать их.

-Подмена истинной валюты поддельной, а также подкладывание в пачку старых и испорченных купюр.

-Списание с карты клиента финансовой суммы большей, чем в чеке.

3. SMS или телефонное мошенничество (пополнение счета или баланса вашего телефона, SMS или звонки от родственников попавших в беду, ложные звонки или SMS от банка).

Это структуры, где доход формируется за счёт финансовых вложений новых членов, и получают его те, кто вступил первым. Вступившие позднее не имеют шансов получить ни дивиденды, ни возврат средств.

Признаки мошеннической пирамиды:

•финансирование за счёт увеличения числа участников;

•отсутствие производства товаров или услуг;

•обещание больших доходов;

•широкая рекламная кампания;

•простота регистрации и вступления.

Давайте с вами разберем несколько ситуаций.

Воспитатель: Но у нас еще встречается мошенничество с денежными купюрами. Ребята, сейчас я вам буду говорить о состоянии поврежденной банкноте, а вы скажете, как нужно с ними поступить: можно рассчитаться в магазине;

4. На банкноте посторонние символы. Можно рассчитываться в магазине.

5. Банкнота порвалась на кусочки. Если удастся собрать не менее 55% площади банкноты, ее можно склеить и отнести в банк. Такая банкнота может потребовать проведения экспертизы в Банке России. В банке ее могут обменять не сразу.

6. На банкноте не хватает уголка или края. Банкнотой можно рассчитываться в магазине

2000 рублей. Чаще всего среди фальшивых денег встречаются банкноты номиналом 5000 рублей, так как преступникам их выгодно подделывать.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм и узнать, как его герои смогли дать отпор мошенникам.

Знаете ли вы, ребята, что люди всегда относятся бережно к деньгам, говорят деньги любят счет, порядок. Деньги владельцу отвечают «взаимностью». А для того чтобы хранить деньги в «порядке» и придумали кошельки.

00 Человек, присвоивший чужое имущество обманом 00 Человек, нашедший кошелек на улице 00 Человек, выигравший в лотерею

00 Из-за излишней доверчивости 00 Из-за желания заработать быстро и много 00 Все вышеперечисленное

00 Забыть о случившемся 00 Заблокировать карту 00 Открыть новую карту

00 В уличном. Много людей ходит мимо, хотя улица плохо освещена.

00 В торговом центре. Не очень удобно, что вокруг банкомата постоянно много людей, но я сделаю это аккуратно.

00 В офисе банка. Там наверняка банкоматы проверяют на наличие устройств видео фиксации данных карты.

00 Так довольно сложно подсмотреть или заснять на видео ПИН-код, который вы набираете на клавиатуре банкомата или POS-терминала.

00 Если не прикрывать клавиатуру рукой, то тогда ПИН-код не будет считываться в устройстве.

00 Не знаю, я никогда не прикрываю

Воспитатель раздает правила защиты от мошенников каждому воспитаннику.

Правила защиты от «скиммеров»

В сфере безопасности под скиммером подразумевается любое аппаратное устройство для кражи информации, хранимой на платежных картах, когда покупатель совершает транзакцию в банкомате, на заправочной станции или в платежном терминале.

Правила защиты при совершении Интернет-покупок (фишинг)

4. Если прислали электронное письмо, ни в коем случае не переходить на указанные ссылки

“Урок-цифра. Финансовое мошенничество

Внеклассное мероприятие”Урок-цифра. Финансовое мошенничество”, было разработано и проведено для обучающихся начальной школы, с целью формирования у обучающихся моделей рационального финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам. Воспитатели 2 класса приготовили интересную, шуточную и поучительную сценку для обучающихся, выступив в роли сказочных героев Папы Карло и Буратино, в которой показали, как нужно вести себя, если на телефон позвонили мошенники. Я провела мастер-класс, научив воспитателей делать бумажные кошельки. Воспитатели научат своих воспитанников. Мероприятие прошло интересно, увлекательно и получило высокую оценку коллег.

МКОУ «Падунская школа – интернат»

«Урок -цифра. Финансовое мошенничество»

Подготовили и провели: Ишкина Т. И., Растрыгина В. Г., воспитатели.

Цель: формирование у обучающихся моделей рационального финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.

1. развивать необходимые знаний и навыки, обеспечивающие социализацию и подготовку к взрослой жизни, а также умения ориентироваться в сложном мире финансов;

2. расширять кругозор, активизировать и пополнять словарный запас;

3. развивать у воспитанников творческий потенциал, социальную активность.

Воспитатель:Добрый день, уважаемые педагоги, дорогие ребята! Сегодня у нас необычное мероприятие, которое называется «Урок – цифра. Финансовое мошенничество». Слайд №1

Информация, которую вам сегодня предстоит узнать, не простая, поэтому я попрошу вас быть особенно внимательными. Приглашаю вас к активной, совместной работе.

Воспитатель: В жизни, ребята, мы встречаем людей, которые не всегда честны по отношению к нам, преследуют свои цели. К таким относятся мошенники. Это люди, которые, пользуясь нашим доверием или обманывая нас, похищают наши деньги, имущество. Знаете ли вы, что слово мошенник произошло от существительного мошна — так в Древней Руси называли сумку, карман. Человек, воровавший деньги из сумок, назывался мошенником. Со временем мошенниками стали называть обманщиков и жуликов. В нашей жизни складываются различные ситуации, при которых мы можем стать жертвой преступников. Как еще вас могут обмануть мошенники вы узнаете из сценки:

Дом папы Карло.

Буратино (потягиваясь): – Доброе утро, папа! Что-то очень кушать хочется!

Папа Карло: – Доброе утро, сынок! Я как раз собираюсь в магазин, а ты сиди дома. Никому постороннему двери не открывай и не балуйся!

Буратино остался один дома. Видит оставленный папой мобильный телефон и решает поиграть в игры. Раздается сигнал – Вам пришло смс!

Буратино читает вслух: «Уважаемый абонент! Поздравляем вас. Вы выиграли приз 1 миллион долларов и автомобиль «БМВ». Пришлите нам реквизиты вашего счета в банке для перечисления призового фонда.

Буратино (радостно): Вот здорово! Папа очень обрадуется. Где-то тут у него были записаны реквизиты, я помню. Отправляет сообщение.

Возвращается папа Карло (грустный).

Папа Карло: – Ну вот, сынок, тебе еда! Кладет на стол апельсин. (или пирожок)

Б – Почему ты такой грустный? Что случилось?

П. К. – У нас украли все деньги с карточки сынок! Я пошел в магазин, а денег на счете не оказалось. Хорошо, что было в кошельке немного наличными. Вот я еще куртку продал. Нужно же на что-то жить.

Б. – Не переживай папа! Нам тут сообщение пришло, что мы выиграли машину и денежный приз. Вот я и реквизиты твоего счета отправил. Деньги переведут и будет нам на что жить!

ПК – Эх-эх-эх! Сынок! Так это ты мошенникам дал доступ к нашему счету! Нельзя на такие сообщения отвечать, и верить им нельзя! Да и я, старый дурак, хорош! Зачем реквизиты в заметках сохранял, да еще телефон оставил!

Б – Что же теперь делать?

ПК – Придется тебя, сынок, отдать в Школу Финансовой грамотности!

Б. – Я согласен!

Вместе хором: Изучайте Азбуку Финансовой Грамотности и будете богаты и счастливы!!!!! Гарантия – 300%.

А вот и загадка, призывающая вас проявить свою эрудицию или, хотя бы, смекалку. Все мы знаем, что издавна для ношения денег использовались различные приспособления вроде бумажников, кошельков. Слайд №2 Однако существует исторический факт, что одно время деньги носили Где????? (во рту) это очень необычное место, причем чаще всего это делали женщины, занимающиеся домашним хозяйством и часто посещающие базары и магазины. Слайд №3

Ответ: в античной Греции существовала золотая монета очень маленьких размеров, поэтому потерять ее было очень легко, вот женщина и клали монету в рот, собираясь за покупками.

А вот в наше время люди придумали кошельки, которые мы предлагаем сделать вам, ребята.

Воспитатель:Сейчас я покажу мастер класс, как изготовить кошелек своими руками из бумаги. Приглашаю выйти по одному воспитателю от каждого класса. Для этого нам понадобится только бумажный лист. (воспитатели делают оригами – кошелек ). Слайд №4

Воспитатель: Издавна на Руси люди слагали пословицы и поговорки о деньгах, бережливости, например: «Деньги счет любят», «Копейка рубль бережет».

Воспитатель: Сейчас, ребята, на экране вы увидите фрагменты пословиц, которые вы должны сложить по смыслу.

ЛЮБЯТ, СЧЕТ, ДЕНЬГИ. Слайд №5

СТО РУБЛЕЙ, НЕ ИМЕЙ, СТО ДРУЗЕЙ, А ИМЕЙ. Слайд №6

В КАРМАНЕ, СЧИТАЙ, ДЕНЬГИ, СВОЁМ. Слайд №7

БЕРЕЖЕНАЯ КОПЕЙКА, ВСЯКАЯ, КЛАДЁТСЯ, НА СЧЁТ: КОПЕЙКА БЕРЕЖЁТ, РУБЛЬ. Слайд №8

ХЛЕБУ – СЧЕТ, МЕРА – СЛОВУ, ДЕНЬГАМ – ВЕРА. Слайд №9

ДАЛЬНЕГО ДОРОЖЕ, КОПЕЕЧКА, РУБЛЯ. Слайд №10

ГУСТО, РАБОТА, ГДЕ ТАМ И ДОМЕ – ПУСТО, А В ЛЕНИВОМ. Слайд №11

1. Деньги любят счет.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Считай деньги в своём кармане.

4. Всякая копейка кладется на счет: береженая копейка рубль бережет.

5. Слову — вера, хлебу — мера, деньгам — счет.

6. Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.

7. Где работа, там и густо, а в ленивом доме — пусто.

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, почему российские деньги называют рублями?

Много веков назад на Руси деньги представляли собой серебряные слитки. Чтобы

их разменять, необходимо было слитки разрубить, вот почему деньги и получили

свое название — рубли.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сейчас на экране вы увидите по одной поврежденной банкноте и вы скажете, как нужно с ними поступить:

— можно рассчитаться в магазине;

— отнести на обмен в банк;

— монеты или данные банкноты обмену не подлежат. Слайд №12

Правильный ответ: Слайд №13

1. Банкнота с потертостями принимается в магазине.

2. На банкноте надпись «Образец». Такие банкноты неплатежеспособные, их не обменяют в банке.

3. Деньги обесцветились или окрасились после стирки. Банкноту следует отнести

в банк для замены. Такая банкнота может потребовать проведения экспертизы в Банке России. В банке ее могут обменять не сразу.

Воспитатель: Отлично справились с задачей, ребята! Теперь мы знаем, что делать с поврежденными бумажными деньгами. Однако и банкноты могут иметь повреждения и при этом быть подлинными. А могут выглядеть как новые, не иметь никаких повреждений, но быть фальшивыми. Вы

должны быть внимательными, покупая товары в маленьких магазинчиках или

на рынке, а также если вам дают сдачу банкнотами крупных номиналов: Слайд №14 1000,

Воспитатель: Чтобы лучше ориентироваться в мире финансов, проведем небольшую физкультминутку. Я раздам каждому из вас по карточке с изображением банкноты, а вы должны выстроиться в шеренгу друг за другом. Первым в шеренге будет тот из вас, у кого банкнота 10 рублей, вторым – у кого 50 рублей и так далее. Замыкать нашу шеренгу будет тот, у кого окажется банкнота 5000 рублей. Попробуем? Итак, начнем! Построились? Молодцы! Поднимите свои банкноты вверх. Отлично, все справились с заданием, и каждый занял свое место!

Воспитатель: А сейчас мы предлагаем вам посмотреть фильм, в котором вы увидите, как нужно вести себя, если вас пытаются обмануть мошенники.

Воспитатель: Для того чтобы вычислить мошенников необходимо уметь думать и быстро соображать для этого я предлагаю вам потренироваться отгадав ребусы: Слайд №16

Воспитатель: Время истекло, давайте проверим результат. ( БАНКИР, ПЛАТЁЖ, КОШЕЛЁК, БАНКОМАТ)

Воспитатель: Хочется подвести итог нашему мероприятию шуточным стихотворением про сороку. А вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос:

Как вы считаете, почему сорока стала жертвой финансовых мошенников – из-за излишней доверчивости или из-за желания заработать быстро и много.

Кто – то на лесной опушке банк построил – «Дом зверушки»

И лесное населенье полюбило заведенье.

Что ни день – туда спешат, юркают, бегут, летят.

Сложность, правда, есть одна – денежка туда нужна.

А для тех, кто маловат, кошелек тяжеловат.

Или вот из прочих бед в кассе часто сдачи нет.

В общем карты завели зайцы, птицы, муравьи.

И сорока – белобока тоже карточку взяла,

Но запомнить код сорока почему – то не смогла.

три-четыре-восемнадцать», повторила раз сто двадцать.

День, и два, и три трещала – всей округе разболтала.

И пин – код, её секрет, знал, считай, весь белый свет.

Ей ворона говорила: «Ты бы в тайне код хранила».

Белобока, лишь смеялась: «Чудится тебе опасность!

Даже зная тот пин – код, деньги кто мои возьмёт

Я же карточку свою вот под крылышком таю.

Но разок она летела и чуть – чуть недоглядела.

Карта нырк в кусты упала. Карту птичка потеряла.

Кто то карту подобрал, в банкомате деньги снял.

Плачет глупая сорока, стал тот случай ей уроком.

Её новой карты код уж не слыхивал народ.

Итак, как вы считаете, почему сорока стала жертвой финансовых мошенников?

Что необходимо сделать в первую очередь, если вашу банковскую карту украли? Слайд №17

⃝ Забыть о случившемся

⃝ Открыть новую карту

Воспитатель:В заключении я хочу вам пожелать, чтобы с вами в жизни случались только радостные события, и ничего вас не могло огорчить. Ребята 4 класса приготовили нам музыкальный подарок.

Слайд №18 До свидания! Всем удачи!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/439473-urok-cifra-finansovoe-moshennichestvo

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Ход занятия

– Здравствуйте, ребята.

– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Как хорошо на свете жить! (руки вверх)

Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)

Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)

Но будьте осторожны вы всегда! (руки к себе)

– Ребята, мы с вами путешествуем по стране Финансовой грамоты уже давно. Знаем, что такое семейный бюджет, как его планировать; что такое экономия и откуда берутся деньги, познакомились с разными профессиями; знаем что такое деньги и какие они бывают.

-Но ребята, в сфере финансов есть как и положительные, так и отрицательные стороны. И сегодня мы с вами об этом поговорим.

– Кто-нибудь из вас знаком со словом “мошенничество”.

– Ответы детей.

– Ребята в жизни нам встречаются не только добрые и честные люди, но и те, кто поступает по отношению к нам некрасиво и не справедливо. Эти люди преследуют свои корыстные цели и способны на обман. Таких людей называют мошенниками. Это люди, которые, пользуясь нашим доверием, обманывая нас, похищают наши деньги, имущество.

– В нашей жизни можно столкнуться с различными ситуациями, при которых мы можем стать жертвой таких мошенников.

– Слово мошенник произошло от существительного мошна — так в Древней Руси называли сумку, карман. Человек, воровавший деньги из сумок, назывался мошенником. Со временем мошенниками стали называть обманщиков и жуликов.

– Чаще всего мошенники пытаются завладеть чужим имуществом путём обмана. Ребята, скажите какое имущество есть у ваших родителей, и обладаете ли вы каким-либо имуществом. ( Слайд №2)

– Ваши родители имеют дом или квартиру, транспортное средство, бытовую технику, мебель, денежные средства. Но и вы имеете своё имущество – велосипед, телефон, небольшие денежные средства.

– Вспомните, в каких сказках герои путём обмана забирали чужое имущество.

– Лиса выгнала зайца из своего дома и стала в нём жить. (слайд 3)

– Кот Базилио и Лиса Алиса предложили деревянному мальчику закопать 5 монет, чтобы выросло денежное дерево, а затем присвоили деньги себе. (слайд 4)

– Мачеха стала полновластной хозяйкой поместья, а падчерицу выгнала в чулан и заставляла работать. (слайд 5)

Воспитатель: Сейчас, я хочу рассказать вам о некоторых видах мошенничества :

1) телефонное мошенничество

2) компьютерные игры

3) мошенничество банковскими картами

1. Телефонные мошенники (слайд 6)

Воспитатель: Практически у каждого из вас есть свой телефон или вам дают на время телефон родители.

В любой момент вам может позвонить чужой человек. Он будет очень добрым и ласковым, предложит дружить и спросит:

– Как тебя зовут?

– Где твои родители?

– Ты дома один?

– Предложить поиграть в пиратов, и найти сокровище, спросив где мама прячет деньги, банковскую карточку и украшения?

– Могут попросить перезвонить по номеру.

– Ребята, как вы поступите в этом случае?

– Можно разговаривать по телефону с незнакомыми людьми?

– Ваши действия, если с вами произошла такая ситуация?

Воспитатель: Правильно, необходимо сразу положить трубку, сообщить о случившемся родителям. Даже если вас незнакомый человек будет хвалить или предлагать какой-нибудь приз или подарок необходимо не поддаваться на эти уловки и закончить разговор.

2. Мошенничество с банковскими картами (слайд 7)

Воспитатель: Вы все знаете, что в наше время не обязательно иметь наличные деньги, есть безналичный расчёт – это банковская карта.

– Телефонные мошенники могут сказать, что вашим родителям, например, нужна помощь, поэтому срочно нужно найти банковскую карту и назвать цифры на ней.

– Так же могут попросить сфотографировать карту и выслать фото на определённый номер.

– Как вы поступите в этом случае?

Воспитатель: Банковская карточка не игрушка, хотя она может быть яркой и красивой. Её нельзя использовать в игре, дарить другу, отдавать чужому человеку, называть цифры на карте.

3. Мошенничество в компьютерных играх (слайд №8)

Воспитатель: Кто любит играть в телефоне или на компьютере?

– Вы играете одни или вас контролируют взрослые?

– Ребята, компьютерные игры чаще всего бывают платные.

Воспитатель: Играя в компьютерные игры, вам может быть предложено:

– Заплатите всего 5 рублей и ваша игра станет ещё лучше!

– Затем, заплатите ещё 5 рублей и вы выйдите на более высокий уровень и будите иметь звание лучший игрок!

– Заплатите всего 5 рублей и у вас увеличится время игры!

Воспитатель: как вы поступите в этом случае?

Ситуация 4 (слайд 9)

Воспитатель: Так же компьютерные игры могут предлагать различные поощрения:

– Например, если вы дойдёте до определённого уровня, то получите ПРИЗ!

– Заплатите всего 5 рублей и получите подарок на покупку. для игры!

– Ура, вы выиграли приз, вам нужно заплатить только 5 рублей!

Воспитатель: В компьютерных играх есть очень много вариантов, чтобы заманить игрока в новую игру, выманить с помощью обмана больше денег у игрока, предлагая всё лучше и лучше приз или подарок. Таким образом всё больше и больше вовлекая игрока в денежные вложения.

На такие уловки нельзя поддаваться, так как можно так увлечься, что оставить родителей без денег, а в игре так и не достичь никаких высот и ничего не выиграть. Так как это всё обман.

Будьте осторожны в компьютерных играх.

Воспитатель: Играя в компьютерные игры, просматривая мультики по телевизору мы очень часто встречаемся с рекламой.

– Например, у нас самые лучшие игрушки, самые красивые, самые привлекательные!

– В нашем магазине самые дешёвые товары! Цена в два раза меньше, чем в других магазинах!

– Если вы закажите товар у нас, мы доставим его вам бесплатно!

– Если вам не понравится наш товар, мы заберём его обратно.

Воспитатель: Ребята, а вы покупаете товары увиденные в рекламе?

Воспитатель: Покупая товар по рекламе нельзя поддаваться эмоциям и сразу заказывать товар. Можно поинтересоваться у знакомых, которые уже пользовались услугами этой фирмы. Проанализировать информацию об этой фирме. Посмотреть отзывы. И обязательно посоветоваться с родителями. А затем уже взвесив всю информацию решить воспользоваться этой рекламой или нет.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с новым понятием “Мошенничество”.

– Скажите, кто такие мошенники?

Воспитатель: В нашей жизни иногда встречаются такие люди и нам с вами необходимо быть осторожными и внимательными. Нельзя поддаваться эмоциям и панике. Нужно хорошо подумать, а затем принять решение.

– Какие действия необходимо предпринять если вы столкнулись с мошенниками (слайд 10)

Воспитатель: Правильно. Необходимо сообщить родителям или позвонить в полицию. Родители могут позвонить в банк и уточнить информацию.

– Я надеюсь, что данное занятие поможет вам правильно ориентироваться в сфере финансов, принимать обдуманные решения и не поддаваться на уловки мошенников.

Публикация «Конспект занятия по финансовой грамотности „Мошенничество в нашей жизни“» размещена в разделах

– Познакомить дошкольников с различными формами проявления обмана в современной финансовой сфере жизни человека (видами мошенничества);

– Продумать ряд практических рекомендаций и правила безопасного поведения, чтобы не стать жертвой финансовых мошенников;

– Повысить уровень финансовой грамотности и безопасности воспитанников;

– Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

– Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

– Появляются первоначальные умения распознавать различные виды мошенничества.

– Появляется понимание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы).

– Понимание ответственности за принятие решений в сфере личных

– Первоначальные знания о защите и неразглашении личной информации.

– Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

– Родители овладевают практическим опытом и инструментами защиты детей от мошенников.

Оцените статью