МБОУ СОШ №1 Г. Чадана
Внеурочная деятельность – 5 класс
Тема: «Доходы семьи»
Сарыглар Шенне Хеймеровна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Проверяет готовность к занятию
-Добрый день, ребята. Тема нашего занятия вам очень близка из повседневной жизни. Давайте пожелаем удачи друг другу.
Желают удачи друг другу
Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности
Задает следующие вопросы:
– Из чего складывается семейный доход ?
– Как обобщив все вышеперечисленное одним словосочетанием?
Дают следующие ответы:
– деньги, работа, заработная плата, пенсия, пособия, стипендия, копилка и т.д.,
– семейный доход.
– Отправляемся в загадочное путешествие по станциям
Представляется слайд 3-15
Знакомство с источниками дохода
Изучение новой темы, формирование новых понятий.
– Назовите основной источник дохода в каждой семье.
— это сумма денег, полученных за определённый период.
Основным доходом современного человека является
Существует несколько видов заработной платы. заработная плата зависит от количества произведённой продукции, а — от проработанного времени. Писатели, адвокаты, артисты получают За успешную работу может быть выплачено дополнительное вознаграждение —
Размер заработной платы зависит от профессии, квалификации и опыта, а также от отрасли и организации, в которой работает человек.
Дети дают ответы на вопросы учителя. Записывают термины в тетради.
Детям раздаются карточки «Доходы семьи».
На доске фиксируются ответы детей, учитель корректирует ответы и дает определения терминам.
Вместе с детьми вслух произносит слова и показывает основные движения.
Дети читают вслух стихотворение и выполняют движения.
Продолжение изучения новой темы
Учитель предлагает детям участие в практикуме «Подумаем-посчитаем», учебник стр.38-39.
В семье Серёжи пять человек.
Папа работает на предприятии и «чистыми» (т. е.
за вычетом уплаченных в пользу государства обязательных платежей — налогов) приносит домой
35 тыс. р. в месяц.
Мама временно не работает ,так как ухаживает за маленьким Серёжиным братом, которому всего
семь месяцев. Она получает пособие по уходу за ребёнком в размере 11 тыс. р. (40 % от той суммы, что
она зарабатывала в месяц до родов).
Серёжина бабушка уже не работает и получает пенсию
в размере 8 тыс. р. Бабушка живёт с семьёй старшего сына, но у неё есть своя квартира, которую она сдаёт за 18 тыс. рублей в месяц.
Таким образом, суммарный доход семьи составляет:
35 000 + 11 000 + 8 000 + 18 000 = 72 000 р.
Чтобы получить средний доход на одного члена се-
мьи, нужно суммарный доход разделить на количество
72 000 : 5 = 14 400 р. в месяц или 14 400 : 30 = 480 р. в день.
Игра «Найди и исправь ошибку»
Закрепление изученного материала
Задание «Семейный доход».
Выберите термины, относящиеся к доходу семьи, подчеркните нужное.
Зарплата, поход в цирк, социальные пособия по безработице, покупка машины, пенсия для пожилых людей, сдача квартиры в аренду, квартплата, посещение кафе, стипендия, билет на самолет, покупка роликов, услуги связи, наследство, премия, лекарство, гонорар.
Работа на карточке,
взаимопроверка в парах
Учитель предлагает выполнить задание дома с родителями творческую работу в свободной форме «Источники дохода моей семьи».
1. В ИГДОРЧИК Елена Александровна, ЛИПСИЦ Игорь Владимирович, КОРЛЮГОВА Юлия Никитична
Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразовательных организаций.
Финансовая грамотность. Учебник . 5–7 классы общеобразовательных организаций.
Финансовая грамотность. Материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразовательных организаций.
, поход в цирк, социальные пособия по безработице, покупка машины, пенсия для пожилых людейсдача квартиры в аренду, квартплата, посещение кафе, , билет на самолет, покупка роликов, услуги связи,
Изучение нового материала
Работа в группах
Объяснение нового материала
-Ребята, перед тем как начать наше занятие, я хочу выяснить с каким настроением вы сюда пришли. Обратите внимание, на ваших столах лежат различные смайлики, я предлагаю вам выразить ваше настроение при помощи смайликов. Поднимите тот, который вам близок по эмоциональному состоянию на данный момент.
– Ребята, прежде чем мы познакомимся с темой нашего занятия, я хочу, чтобы вы отгадали ребус.
Учитель показывает карточку с ребусом
-Сегодня мы поговорим об управлении семейным бюджетом
– Эпиграфом нашего занятия будут слова немецкого писателя
Я расскажу вам одну историю, что произошла с мальчиком, сыном моих хороших знакомых. Летом Максим вдохновился паркром и стал просить родителей купить ему велосипед. У него уже был велосипед, но он хотел особый, трюковой, фирменный, а стоил он очень дорого. Рассуждал же мальчик так: раз родители меня любят, то и желание мое исполнят.
Как вы думаетечтонадо учитыватьдля такойпокупки? Достаточноли для этогонашегожеланияЧто еще надо знать, чтобы принять такое решение?
– Чему мы сегодня будем учиться на уроке?
Да, верно. Планировать семейный бюджет.
для этого мы должны знать: из чего складывается доход семьи; на что расходуется (бюджет семьи).
Повторим понятия «доход» и «расход»
(Слайд 4 и 5)
Предлагаю вам определить, является «название» доходом или же расходом семьи:
Папа получил зарплату —
Бабушка заболела —
Выиграли в лотерею —
Потеряли кошелёк —
Продали часть урожая помидор —
Нашли 50 рублей —
Сестра получила стипендию –
Порвались брюки —
Заплатили за воду —
Купили арбуз —
«Семейный совет по составлению бюджета».
Вам сейчас необходимо в группе рассчитать доходы и расходы вашей семьи за месяц и узнать, как ваша семья расходует средстваКаждой группе выдается задание на карточках.
Зарплата мамы – 8500 рублей
Зарплата папы – 11500 рублей
Детское пособие –3 800 рублей
Коммунальные услуги – 4000 рублей
Питание – 10000 рублей
Кредит- 2800 рублей
Одежда – 3000 рублей
Прочие расходы –4000 рублей
Зарплата мамы – 15000 рублей
Пенсия бабушки – 9000 рублей
Детское пособие- 800 рублей
Коммунальные услуги – 5000 рублей
Продукты – 10000 рублей
Лекарства – 3000 рублей
Одежда – 5000 рублей
Игрушки – 300 рублей
Прочие расходы – 2000 рублей
Зарплата мамы – 17000 рублей
Зарплата папы –15000 рублей
Стипендия дочери- 3000рублей
Коммунальные услуги – 4000 рублей
Продукты – 8000 рублей
Прочие расходы – 5000 рублей
Зарплата папы– 18000 рублей
Зарплата мамы- 10000 рублей
Пенсия дедушки – 9000 рублей
Продукты – 15000 рублей
Одежда – 6000 рублей
Лекарства – 5000 рублей
Прочие расходы – 6000 рублей
Объясняет, какой бывает бюджет семьи
Ребята, а почему одной семье средств не хватило? Что бы вы им посоветовали?
А на чём можно экономить?
А на чём нельзя экономить?
Какие черты характера человека помогают ему правильно вести семейный бюджет?
А какие черты характера мешают ему правильно вести семейный бюджет?
Учиться ведению домашнего хозяйства надо уже сейчас. Требуя новый телефон, подумайте о семейном бюджете. Бережно относись к своим вещам. Если вы будете тратить деньги бездумно, то никогда не станете богатым, а так же нужно изучать финансовую грамотность.
Я надеюсь, когда вы станете взрослыми, то будете хорошими хозяевами, умеющими планировать свой семейный бюджет.
Учащиеся поднимают смайлики
Учащиеся отвечают (семья)
( бюджет семьи)
Ответы учащихся (составлять бюджет семьи, планировать семейный бюджет и др.)
Ученица рассказывает стихотворение «
Знает вся моя семья –
Без бюджета жить нельзя.
Нужно точно все считать,
Чтоб долгов не набирать.
Как зарплату получаем,
Мы её распределяем,
За квартиру, на проезд
И продукты в списке есть.
Тот, кто деньги уважает
И на ветер не бросает,
Будет сыт, обут, одет
Избежит ненужных бед
Учащиеся поднимают таблички с буквами
Учащиеся в группах выполняют задания,
выполняют необходимые вычисления и записывают ответы.
Рассказывают другим группам своё решение.
Бюджет: Соловьевы24800- 25 300 = – 500
Петровы 35000-22000 =13000
Сидоровы 37000-37000 =0
Учащиеся дают советы
: меньше покупатьсладостей и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета); коммунальные услуги (экономия электричества); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.)
на отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.
нужен план доходов и расходов – семейный бюджет.
III областной метапредметный
Фестиваль – конкурс педагогического мастерства
«Духовность и современность»
Номинация «Интегрированный урок»
Тема: «Семейный бюджет»
Обществознание + математика
Учитель обществознания и истории МОУ «СОШ с. Ириновка Новобурасского района Саратовской области»
Макеева Валентина Сергеевна,
Учитель математики МОУ «СОШ с. Ириновка
Булатова Екатерина Дмитриевна
Основная идея урока:
Выбор темы урока «Семейный бюджет» и форма его проведения определен желанием педагогов. Данный урок объединяет темы предметного курса «Обществознание» «Семейный бюджет» и предметного курса «Математика» «Вычисления на микрокалькуляторе» для учащихся 5 класса. Значимость данного урока в том, что он демонстрирует практическую направленность изучаемых тем по обществознанию и математике и их взаимосвязь, воспитывает обществоведческую, экономическую и математическую культуру школьников. На данном уроке затрагиваются такие ценности как семья, понимание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам семьи; принятие ценности семейной жизни. На уроке оцениваются правильные ответы учащихся, умение аргументировать свою точку зрения, активность работы в группе с помощью маршрутного листа. На уроке используются: проблемно –диалогическая технология, групповая форма работы, проектная технология.
урок открытия нового знания
формирование у учащихся реализации новых способов действия.
расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
развитие понимания того, что экономическое состояние семьи зависит от каждого из ее членов.
• Способствовать самоорганизации обучающихся, развитию личностных качеств, умению вырабатывать решения, аргументировать свою точку зрения; выработке коммуникативных компетенций; развитию инициативы учащихся.
• Создать условия для воспитания обществоведческой, экономической и математической культуры школьников.
• умение пользоваться добытой информацией в практических целях;
• умение на основе анализа объектов делать выводы.
• умение высказывать своё мнение на основе работы с учебным материалом;
• оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
• осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
• умение слушать и понимать других;
• умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
• умение работать в группе.
презентация к уроку «Семейный бюджет»,
раздаточный материал (маршрутный лист учащегося, карточки с дополнительным заданием, калькуляторы, словарики, денежные банкноты, магниты).
– это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени.
— в переводе с греческого «искусство ведения домашнего хозяйства».
– это поступления денежных средств в семью из разных источников.
– деньги, которые тратятся из бюджета семьи на товары и услуги
– деньги, которые платят за выполненную работу
– доходы, которые не являются платой за произведенные товары или оказанные услуги и не связаны с владением собственностью
– деньги, которые платят пожилым и нетрудоспособным людям
– деньги, которые институт платит студентам за хорошую учебу
– деньги, выплачиваемые государством на содержание маленьких детей
– превышение расходов бюджета над доходами;
– бережливое ведение хозяйства;
– стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;
– бережливо расходующий что-либо
Входя в кабинет, учащиеся подходят к столу, где лежат карточки разных цветов (предлагается 4 цвета, в зависимости от количества семей). Взяв карточки, учащиеся рассаживаются по цветам, создавая группы (семьи) для совместного решения задач по ходу занятия. Проверка полной готовности класса и оборудования к работе на уроке.
Давайте подарим друг другу свои улыбки и пожелаем хорошего настроения на сегодняшний день.
Ребята, сегодня мы проводим необычный урок, т.к. это урок двух предметов – обществознания и математики, работать вам предстоит в группах.
Поэтому нам необходимо руководствоваться правилами:
• Работать чётко по инструкции учителей;
• В группе каждый отвечает за свою работу;
• Оценка за урок будет поставлена с учетом уже проделанной работы, а также активности и включенности в работу на данном занятии.
В ходе урока вы будете выполнять различные задания на развитие вычислительных навыков, при решении которых вы будете применять свои умения выполнения различных арифметических операций (сложение, умножение, вычитание, деление) с натуральными числами и десятичными дробями.
У каждого из вас есть маршрутный лист. На протяжении нашего занятия по команде учителя вы должны будете вносить в него информацию в колонку «Самооценка».
1 . Определение темы урока.
Дорогие ребята, сейчас вам предстоит определить тему нашего урока и исходя из нее определить цели.
Сначала выполним задание на внимательность:
Внимательно рассмотрите рисунок (в течение 3-х секунд).
-Что вы увидели на рисунке?
– Кто успел заметить, сколько членов семьи?
-Перечислите, кто изображен на рисунке?
Мама, папа, бабушка, дедушка, дочка и сынок
Давайте поближе познакомимся с нашей семьёй. Проведем блиц-опрос. На столах у вас лежат карточки с ответами. Слушаем внимательно вопрос, думаем, находим правильный ответ в наборе карточек с ответами и показываем его.
Задание № 1.
варианты ответов на карточках
Задание № 2. Когда моей маме было 27 лет мне было 6 лет. Сейчас мне 12 лет. Сколько лет моей маме?
Задание № 3. День рождение у бабушки в седьмом месяце года. Как он называется?
Следующее задание- устный счет
На карточках даны примеры. Нужно решить их, найти полученные ответы в таблице и отгадать слово.
Примеры для решения
Название нашего урока: “ Семейный бюджет”
Заполняем маршрутный лист- 1 пункт
2. Определение целей урока
Учитель обществознания Сообщение темы и задач урока.
А сейчас ответьте на вопрос – О чем пойдет речь на нашем занятии?
Скажите, пожалуйста, кто из вас ходит часто в магазин за покупками?
Сколько стоит буханка хлеба? 1 кг сахара? Пачка соли? Мыло? Зубная паста?
Все вы что-то да покупаете. А на что? Откуда берёте деньги? Кто из вас слышал, что такое « Семейный бюджет»?
Вот сегодня мы откроем вам тайны семейного « финансирования», т.е. узнаем, что такое «семейный бюджет» и из чего он складывается.
– Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы.
– И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.
Заполняем маршрутный лист- 2 пункт
Вот уже несколько раз я повторила – «семейный бюджет», а что это такое? (работа со словариком
Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени.
С точки зрения экономики бюджет включает в себя источники доходов и расходы.
Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников.
Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.
Таким образом, бюджет – это своеобразный план семьи.
От многого зависит счастье семьи – гармонии интересов ее членов, уровня бытовых условий, работы по душе – перечень будет длинным. Но не в последнюю очередь – и от экономического уклада семьи, экономической грамотности ее членов. В семейной экономической деятельности контролеров нет. Вы сами и рассчитываете, и совершаете экономические действия. И сами контролируете себя. Поэтому надо постичь науку рационального ведения семейного бюджета. Об этом и пойдет речь на уроке.
– Как связано понятие «бюджет» и математика? (чтобы рассчитать бюджет, надо хорошо знать математику).
Давайте поприветствуем наши семьи бурными аплодисментами.
Это семьи Ивановых, Соловьевых, Петровых, Сидоровыхкуверты на столах с рисунками
Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм. Тетушка Сова и ее мультипликационные помощники расскажут нам об азах финансовой грамотности, формировании семейного бюджета, подскажут, как быть бережливыми и внимательными.
3. Игра «Семейная копилка»
— Сейчас мы с вами будем формировать семейный бюджет. Назовите источники пополнения семейного бюджета. Из каких доходов складывается бюджет вашей семьи?
(Ученики называют источники пополнения семейного бюджета и опускают монетку в банку с названием «ДОХОДЫ». По ходу выполнения задания на экране проектора появляется схема «Доходы семьи».)
• Доходы от собственности
• Доходы от предпринимательской деятельности
• Проценты по вкладам в банке
К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, денежный подарок на день рождение, находка, дополнительный заработок — продажа с огорода картофеля, яблок.
Итак, мы наполнили семейную копилку благодаря вашим знаниям, эрудиции.
Как вы думаете, семейная копилка-бюджет у нас останется постоянно заполненной? Ученики предполагают, что необходимо будет осуществлять расходы.
В каждой семье есть и расходы. Какие бывают виды расходов?
— на питание, одежду, ЖКХ, транспорт, налоги
— на приобретение дорогостоящих предметов и предметов длительного пользования (бытовая техника, туристические путевки, транспортные средства, драгоценности)
Давайте учиться расходовать семейный бюджетНа что обычно тратятся денежные средства? Ученики берут монетки из банки «Доходы», называя вид расхода опускают её в банку с названием «РАСХОДЫ»)
По окончании игры (
У нас осталось несколько монеток. В таком случае мы говорим, что бюджет семьи является профицитным, или избыточным, т. е. денежные средства у нас остались после покупок.
У нас в копилке не осталось монеток, а мы не осуществили все обязательные расходы. Бюджет семьи в этом случае является дефицитным.
Бюджет семьи является сбалансированным, если доходы равны расходам.
Заполняем маршрутный лист- 3 пункт
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ — родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Сегодня мы с вами потренируемся в ведении домашнего хозяйства, попробуем произвести некоторые расчеты, представим себя хозяевами или полноправными членами семьи.
4. Работа в группе по закреплению темы
Ну, а так как семья маленькое общество вам сейчас необходимо в группе рассчитать доходы и расходы вашей семьи за месяц и узнать, как ваша семья расходует средства и указать вид бюджета. (Учащиеся в группах выполняют задания.)
Зарплата мамы – 9000 рублей
Зарплата папы – 14000 рублей
Детское пособие – 800 рублей
Ивановы: 23800-23800=0 – сбалансированный бюджет
Соловьевы 24800-25 300= – 500 недостаток (дефицит бюджета)
Петровы 35000-22000=13000 экономия (профицит бюджета)
Сидоровы 37000-37000=0 – сбалансированный бюджет
Заполняем маршрутный лист- 4 пункт
А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?
Хорошо работать, хорошо учиться, экономить
Что значит экономить?
Чем отличается экономный человек, от жадного?
На чем можно сэкономить? (Сладости и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета); коммунальные услуги (экономия электричества); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.)
(На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.)
Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался профицит или экономия? (можно делать сбережения.)
У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы?
– А непредвиденные расходы?
Я предлагаю вам сейчас самостоятельно решить задачи сюжет которых связан с семейным бюджетом. Каждой семье дается своя задача По итогам решения задач идет обсуждение её решения и ответ
1 киловатт-час электроэнергии стоит 2 рубля 13 копеек. Счетчик электроэнергии 1 ноября показывал 12 625 киловатт-часов, а 1 декабря показывал 12 802 киловатт-часа. Сколько рублей нужно заплатить за электроэнергию за ноябрь?
377 рублей 1 копейка
Экономно расходуйте электроэнергию.
Стоимость проездного билета на месяц составляет 700 рублей. А стоимость билета на одну поездку 17 рублей. Аня купила проездной билет и сделала за месяц 45 поездок. Сколько рублей она сэкономила?
В таблице указаны средние цены (в рублях) на некоторые основные продукты питания в трех городах России (по данным 2010 года).
Определите, в каком из этих городов окажется самым дешевым следующий набор продуктов: 2 батона пшеничного хлеба, 3 кг говядины, 1 л подсолнечного масла. В ответе укажите стоимость данного набора продуктов в этом городе в рублях.
. Семья из трех человек планирует поехать из Санкт-Петербурга в Вологду. Можно ехать поездом, а можно – на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 1260 рублей. Автомобиль расходует 13 литров бензина на каждые 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 700 км, а цена бензина равна 32 рубля за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку на троих?
Заполняем маршрутный лист- 5 пункт
Ребята, сегодня на уроке мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А представьте, что Ваши родители не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что их потратить, а с чем можно подождать. Поэтому не обижайтесь на своих родителей, когда они говорят, что сейчас нет денег. Это не значит, что их нет в кошельке, просто они нужны для других целей.
Проведем тест (для индивидуальной оценки). Выберите правильные утверждения на вопрос. Проверим, как внимательны вы были на уроке.
1) Из чего складывается бюджет:
д) из заработной платы, пенсии и стипендии;
б) из доходов и расходов;
в) из денег.
2) Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:
3)Как называются деньги, которые получают пожилые люди?:
4) Деньги, которые тратятся из бюджета это:
5) Лучшим считается бюджет, в котором:
е) доходы больше расходов
и) доходы равны расходам
а) доходы меньше расходов.
6) Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды:
Если вы правильно выполнили тест, то должно получиться слово, связанное с темой нашего урока. Что же у вас получилось? Бюджет. Молодцы!!!
Не забываем заполнять маршрутный лист, пункт 6. Определяем сумму набранных баллов и ставим оценку.
За свет, тепло и за жильёУплатим то, что набежало,За сострадание своё – лишь то,Душа что подсказала.
Долги вернём своим родным-Они нам тоже помогали,А деткам, внукам всем своимПодарим то, что собирали.
И в храм копеечку внесём -Тем самым щедрость проявляя,Ведь наше то, что мы даём,А не себе что оставляем.
Пусть невелик у нас доход,Так и расход всё также скромен,Все наши чувства выше квот,Коли огонь души огромен.
Мы должны помогать друг другу. Сегодня ты помог, а завтра помогут тебе. Ведь не все измеряется в деньгах. Если каждая семья будет помнить об этом, то и общество будет крепче.
Дома вы составите проекты «Наш семейный бюджет за месяц», опросите родителей о доходах семьи и расходах, дадите рекомендации, как экономить семейный бюджет.
Сегодня мы с вами многое успели.
Сожмите руку в кулак и: кому было интересно – разогните большой палец, кто считает, что знания пригодятся в жизни, – указательный, кто хорошо потрудился – средний, кто помогал работе в группах – безымянный, кому урок понравился – мизинец.
– Всем спасибо за работу на уроке!
Семейного и финансового благополучия вам!!
Мини-проект «Семейный бюджет»
Почему не все родители учат детей планировать бюджет?
Как лучше распределять семейный бюджет?
Правила составления семейного бюджета
Какие ошибки возникают у семьи при планировании бюджета
- Почему не все родители учат детей планировать бюджет?
- Как лучше распределять семейный бюджет?
- Способ 50—30—20
- Способ 80—20
- Способ 60—10—10—10—10
- Метод 4 конвертов
- Метод 6 кувшинов
- Правила составления семейного бюджета
- На чем можно сэкономить?
- Какие ошибки возникают у семьи при планировании бюджета
- Ответ на задания
- Словарь
- Доходы семьи
- Заработная плата и премии как важнейший источник доходов семьи
- Пенсии как основной доход
- Доходы домашних хозяйств от аренды
- Доход от вкладов в банках
- Доход от семейного бизнеса
- Доход от дивидендов
- Пособия и стипендии
Почему не все родители учат детей планировать бюджет?
Представим такую ситуацию. На кассе магазина мама с подростком расплачивается за товар. Ребенок очень хочет, чтобы мама купила ему новую игрушку по мотивам популярного фильма. Мама отказывается, ребенок обижается на маму — почему не купила, ведь у всех его одноклассников есть такая. Наверное, мама его не любит, раз не хочет покупать игрушку. Или мама не просто отказывает подростку в покупке, а ужасно стесняясь, говорит, что у семьи сейчас нет денег. « Как нет, когда папа на этой неделе получил зарплату» — продолжает диалог подросток. Переговоры мамы и сына заходят в тупик. Такая проблема возникает, потому что многие родители не рассказывают детям о том, сколько они зарабатывают, на что уходят деньги, сколько средств семья может потратить на развлечения.
В 2020 году Аналитический Центр НАФИ провел опрос среди 1 600 россиян о том, ведут ли они учет своих доходов и расходов. Голоса разделились практически поровну:
51 % ответили — «да», 49 % — «нет». Следующий вопрос касался способа учета доходов и расходов. Вот, как отвечали люди:
Не все родители умеют планировать семейный бюджет, поэтому не могут научить этому своих детей. Некоторые семьи не хотят нагружать ребенка семейной бухгалтерией и денежными проблемами, считая, что тот еще маленький. Другие боятся, что раннее приобщение подростка к миру финансов — превратить деньги в жизненный приоритет ребенка, вытеснив другие ценности.
Без привычки считать деньги и грамотно управлять финансами семье приходится трудно. Чтобы приобретать крупные покупки не в кредит, накапливать сбережения, отказаться от ненужных трат, понимать ценность вещей — подросток должен знать, как происходит построение семейного бюджета.
Как лучше распределять семейный бюджет?
Бюджет — это план расходов и доходов за определенный промежуток времени. К доходам семьи относятся:
Доходы бывают номинальные — деньги, которые семья заработала за определенное время, и реальные — количество товаров и услуг, что семья может приобрести на заработанные деньги. Реальные доходы учитывают темпы роста цен.
Все расходы семьи можно разделить на 4 группы:
Задание №1. Алексей хочет за 3 года накопить деньги на машину, которая стоит 1 млн. 200 тыс. рублей. Алексей ежемесячно зарабатывает 80 000 рублей, а также имеет первоначальные накопления в размере 100 000 рублей. Определи, какую сумму Алексей сможет откладывать ежемесячно и получится ли у него накопить на свою мечту.
Ответ в конце урока.
У каждой семьи свои потребности и интересы, поэтому не существует однозначного ответа на вопрос: «Какой семейный бюджет лучше?». Экономисты предлагают разные способы планирования расходов, рассмотрим некоторые из них:
Способ 50—30—20
Нужно сложить все семейные доходы: зарплату родителей, доходы от использования собственности, проценты по депозитам (если такие имеются) и поделить на 3 части.
Способ 80—20
Это правило называется еще «Принцип Парето» в честь итальянского социолога и экономиста Вильфредо Парето.
Суть принципа: если приложить 20 % усилий, то человек может достичь 80 % результата, а если применить 80 % усилий, то человек получит только 20 % результата.
Например, после прочтения 2-3 книг информация усвоиться лучше и принесет больше пользы, чем после 10.
В экономике семьи этот принцип применяется так:
Способ 60—10—10—10—10
Все доходы семейного бюджета нужно поделить на 5 частей:
Метод 4 конвертов
Некоторым семьям проще планировать расходы по неделям. Для этого нужно разделить доход семьи на 4 конверта — в каждый положить то количество денег, которое домохозяйство планирует потратить за неделю. На конверте нужно подписать, на что потратятся деньги. 3 конверта запечатываются, а 4 семья пользуется на текущей неделе. Если через 7 дней в первом конверте остаются деньги, их можно добавить к бюджету второй недели. Деньги, которые удалось сэкономить в конце месяца, откладываются в резерв.
Метод 6 кувшинов
Этот способ помогает семье распределять деньги на насущные потребности и накапливать сбережения. Для этого доход разделяется на 6 воображаемых кувшинов:
Какой бюджет подходит вашей семье можно определить, только попробовав на практике.
Кроме общего семейного бюджета у подростка может быть — индивидуальный бюджет.
Задание №2: Посчитай свой индивидуальный бюджет. Выбери из таблицы возможные расходы и доходы, укажи стоимость. Вычти из доходов расходы, чтобы узнать сальдо — разницу между тем, что удалось заработать и тем, сколько пришлось потратить. Сальдо считается по формуле:
Правила составления семейного бюджета
Планировать семейный бюджет нужно правильно:
На чем можно сэкономить?
Тратить меньше денег помогают следующие советы:
Какие ошибки возникают у семьи при планировании бюджета
Вторая ошибка заключается в отсутствии накоплений. Без ведения семейного бюджета практически невозможно создать финансовую подушку безопасности, то есть резервный фонд. Резерв используется на непредвиденные расходы и гарантирует, что семье при возникновении экстренного случая не придется брать кредит в банке или деньги в долг.
Еще одной проблемой, не дающей семье добиться финансовой стабильности, могут стать импульсивные, то есть необдуманные покупки. Магазины используют различные «ловушки», чтобы заманить покупателей и заставить купить определенный товар. Например, такие:
Задание №3. Найди на фото «уловки», которые использует супермаркет для увеличения продаж.
Фото №2. План торгового зала продуктового магазина
Фото №1 — некруглые цены создают иллюзию выгодной покупки.
Фото №2 — чтобы купить хлеб придется обойти весь магазин. Сложно будет не купить что-то ненужное.
Фото №3 — сладости и жевательная резинка на кассе размещены на уровне глаз ребенка. Магазины используют этот трюк, чтобы маленький покупатель упросил родителей потратить деньги на незапланированные покупки.
Ответ на задания
Посчитаем общие ежемесячные расходы Алексея:
8 700 + 8 000 + 7 500 + 3 700 + 7 000 + 4 000 = 38 900 рублей расходов за 1 месяц
Посчитаем, по сколько денег может откладывать Алексей:
80 000 — 38 900 = 41 100 рублей
Теперь узнаем расходы за весь период. 3 года — это 36 месяцев
38 900 х 36 = 1 400 400 рублей расходов за 3 года
80 000 х 36 + 100 000 = 2 980 000 рублей доходов за 3 года
Далее вычитаем из доходов расходы, чтобы узнать сальдо:
2 980 000—1 400 400 = 1 579 600 рублей.
Если цена на автомобиль и затраты Алексея не изменятся, то он сможет за 3 года накопить на свою мечту.
Словарь
Дефицит семейного бюджета — нехватка денег для удовлетворения первоочередных потребностей семьи.
Кэшбек — возврат части денег с покупки.
Работа на нескольких работах
Структура расходов семьи
Как сделать расходы семьи более рациональными
Доходы семьи
Откуда в семье появляются деньги? Основу семейного бюджета составляет совокупный доход — суммарный доход всех родственников проживающих вместе. Разберем, составляющие дохода семьи при помощи схемы:
Заработная плата и премии как важнейший источник доходов семьи
Работники получают разную зарплату — у одних она меньше, у других больше. Уровень зарплаты зависит от многих факторов:
Если специалист обладает особыми навыками, то оплата его труда будет выше. Простой труд не требует от работника специальных знаний или подготовки. Например, убрать территорию от мусора может каждый человек. Поэтому такой труд называется низкоквалифицированным. Создание программного обеспечения напротив относится к сложному труду, так как без профильного образования здесь не обойтись. Этот вид труда считается высококвалифицированным и оплачивается дороже, ведь в него заложены издержки на обучение и переподготовку работника.
Работа в экстремальных климатических условиях или на опасных производствах ценится дороже. Например, машинист буровой установки на Крайнем Севере получает в 2022 г. среднюю заработную плату за месяц в размере — 150 тысяч рублей. Это тяжелая физическая работа в условиях низких температур. А кладовщик — 65 тысяч рублей, так как работа в основном проходит в помещении.
По закону люди, работающие на вредных или опасных для жизни производствах, получают компенсационную надбавку к зарплате в размере 4 % от оклада.
При оценке значимости труда возникает интересный парадокс. С одной стороны труд учителя, врача, дворника или шахтера востребован и полезен всегда. Если эти профессии исчезнут, кто будет лечить нас от болезней, обучать грамоте, содержать в чистоте улицы или добывать сырье для отопления домов? С другой, несмотря на жизненную необходимость этих профессии, работники жалуются на низкие зарплаты.
В качестве примера решим задачу:
У первого рабочего производительность труда составила:
100 деталей : 8 часов = 12,5 деталей в час
Производительность труда второго рабочего:
150 деталей : 8 часов = 18,75 деталей в час
Если качество деталей одинаково, то второй рабочий получает зарплату выше за счет большей эффективности.
Человек обладающим редким талантом или навыками может требовать за свою работу высокую оплату, так как не имеет конкурентов на рынке труда.
Отношения работника и работодателя регулируются Трудовым кодексом. Документ определяет части, из которых складывается зарплата работника:
Размер премии зависит от:
Пенсии как основной доход
Пенсия — ежемесячные денежные выплаты от государства людям пенсионного возраста; инвалидам; лицам, потерявшим кормильца; а также тем, кто имеет особые заслуги перед страной. Пенсии в России являются основным доходом для неработающих пожилых людей. На размер пенсии по старости влияют:
Минимальный размер пенсии по старости в РФ в 2021 году — 5796,76 рублей.
Доходы домашних хозяйств от аренды
Доходы от сдачи в аренду помещения или земли называются рентой. Если у твоей семьи есть дачный участок или квартира, в которой никто не живет, то это имущество можно сдать в аренду и получать от арендатора ежемесячный доход.
Доход от вкладов в банках
Для того чтобы получить хороший доход по вкладу потребуется положить в банк действительно крупную сумму на выгодных условиях.
Что нужно учесть при открытии вклада?
Итак, мы подыскали банк вызывающий доверие, и пришли оформлять вклад. В офисе банка нам предложили вклад с капитализацией и без капитализации. Какой из них доходней?
Рассчитаем доходность вклада по формуле простого процента (доход от вклада без капитализации). Допустим, у нас есть 1 млн. рублей, который мы хотим положить в банк под 10 % годовых. Формула расчета будет выглядеть так:
(Сумма вклада х % по вкладу* х дни начисления %) : 365 дней = доход
(1 000 000 рублей х 0,1 х 365) : 365 = 100 000 рублей
*Процент по вкладу считается в виде дроби, например 10 % = 0,1
Доход от вложений за год составит 100 000 рублей. Если разделить эту сумму на 12 месяцев получится всего 8 333 рубля в месяц. Эта цифра ниже прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда. Поэтому такой доход можно рассматривать как дополнительный к зарплате.
Более выгодны вклады с капитализацией. В них проценты начисляются не только на сумму сделанного вклада, но и на сумму начисленных процентов.
Как работает капитализация, разберем на примере.
Теперь определим, какая из них самая выгодная. Обратимся к примеру:
В банк положили 100 000 рублей под 10 % сроком на 1 год.
Очевидно, что чуть выгодней ежемесячная капитализация. На небольших суммах это не так заметно. Но если бы в банк положили на тех же условиях 1 млн. рублей, то доходность от ежемесячной капитализации составила бы 1 104 713 рубля, а от ежеквартальной — 1 103 813 рублей, то есть разница уже в 900 рублей.
Задание №1: Рассчитай по формуле простого процента доходность от вклада в 100 000 рублей сроком на 1 год по ставке 12 %.
Ответ на задание смотри в конце урока.
Доход от семейного бизнеса
Некоторые семьи успешно занимаются бизнесом, то есть работают на себя, а не в найме. В семейном бизнесе супруги становятся бизнес-партнерами, что позволяет им разделить обязанности по управлению друг с другом и работать на общий семейный бюджет.
Ниши, в которых создаются семейные компании, разнообразны: косметические средства, фермерские хозяйства, производство мебели, частные школы и многие другие.
Чтобы открыть свой бизнес, нужно совместно определить:
Задание №2. Подумай, каким бизнесом могла бы заниматься твоя семья? Сколько потребуется начальных средств, чтобы открыть свое дело? Какие задачи могли бы выполнять ты и твои родственники? Какие плюсы и минусы можно выделить в семейном предпринимательстве?
Доход от дивидендов
Доходы от акций называются дивидендами. По сути это некоторая часть прибыли предприятия, которая распределяется между акционерами. Размер дивиденда зависит от чистой прибыли компании и от количества акций, которыми владеет акционер. Дивиденды не самый распространенный источник заработка семьи, так как покупка акций требует серьезных знаний о работе фондового рынка, а также просчета финансовых рисков.
Пособия и стипендии
Российская Федерация — социальное государство, поэтому в стране действует множество программ поддержки населения, вот некоторые из них:
Если среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума*, то такая семья считается малоимущей и имеет право на получение пособия.
Среднедушевой доход рассчитывает по формуле:
Семейный доход за 3 месяца : 3 : количество членов семьи =
*Прожиточный минимум в 2022 году составляет:
Мерой поддержки студентов является стипендия. Это стимулирующая или поддерживающая денежная выплата от государства или учебного заведения. На получение стипендии претендуют талантливые студенты с хорошими показателями по учебе или студенты, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию.
Кроме постоянных доходов, семья может получить незапланированные денежные средства, например, выиграть в лотерею, получить подарок или наследство. Такие доходы невозможно учесть заранее, поэтому рассчитывать на них нельзя.
Еще одним источником дополнительного дохода семьи может стать продажа имущества: автомобиля, квартиры, дачи, мебели или ненужных вещей. И не забывай про сезонные доходы от продажи выращенных на дачном участке овощей.
Задание №3. У пятиклассника Ивана родители работают на заводе, где получают зарплату в размере 35 тысяч рублей каждый. С Иваном проживают также его бабушка и дедушка. Пенсия бабушки составляет 17 тысяч рублей, а у дедушки 16 тысяч рублей. 16-летняя сестра Ивана учится в колледже и получает стипендию в размере 3 тысяч рублей.