обновленные предложения

Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
характеристика учебного курса «Финансовая грамотность». . . . . . . . . . .
Цели изучения учебного курса «Финансовая грамотность
Место учебного курса «Финансовая грамотность
в учебном плане . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Содержание учебного курса «Финансовая грамотность» . . . . . 5
класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
ьтаты освоения учебного курса
» на уровне основного общего
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Личностные результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Тематическое планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
класс (34 часа) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
класс (34 часа) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. « Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реаизующим интересы обучающихся 5,6 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 68 часов: 34 часа в 5 классе, 34 часа — в 6

Общая характеристика учебного курса «Финансовая грамотность»

Курс по финансовой грамотности отражает современные тенденции общего и дополнительного образования и интегрирует возможности следующих учебных предметов: обществознание, история, математика, литература.

Курс по финансовой грамотности изучается в рамках предметной области «Общественно-научные предметы». Содержание направлено на расширение знаний обучающихся по обществознанию, за счет изучаемых вопросов финансовой грамотности.

По ряду финансовых вопросов учебный курс «Общественно-научные предметы. Финансовая грамотность. 5-6 классы» имеет пропедевтический характер, т. к. позволяет подготовить обучающихся к изучению раздела «Человек в экономических отношениях», предусмотренного Примерной рабочей программой основного общего образования «Обществознание» (для 6—9 классов образовательных организаций) в 8 классе. Это в частности вопросы доходов и расходов семьи, сбережений, личного финансового планирования и др.

Обучение финансовой грамотности происходит с использованием математических инструментов и финансовых ситуаций, описанных в литературных произведениях. Таким образом, знания положений математики и литературы имеют вспомогательный характер для лучшего понимания и усвоения учащимися финансовых знаний и формирования соответствующих умений и навыков.

Финансовая сфера современного общества восприимчива к изменениям, происходящим в обществе, что особенно актуально в условиях экономики. Соответственно субъектам финансовых отношений приходится учитывать такие изменения. Это обстоятельство требует соответствующей подготовки

принятию решений и корректировке уже принятых решений. В этой связи актуально обучение учащихся классов вопросам, касающимся семейных финансов.

Принимая финансовые решения в современном мире, субъектам следует иметь в виду необходимость учёта различных аспектов финансовой безопасности. В финансовом мире существует множество угроз и рисков, негативно влияющих на финансовое благополучие семьи. В условиях цифровой экономики участились случаи финансового шенничества, которые проявляются в виде незаконных способов обогащения за счёт денежных средств населения. Кроме того, постоянно появляются новые способы финансового мошенничества. В создавшейся ситуации учитель должен акцентировать внимание обучающихся на проблему противостояния финансовым мошенникам и значимости безопасного использования финансовых инструментов. В процессе решения такой задачи требуется использование дополнительных источников информации, в том числе Интернет-ресурсов, СМИ, где приводятся примеры новых видов финансового мошенничества.

умеющих работать в команде, поэтому предложены творческие задания, которые рекомендуется выполнять группой учащихся. Командная на формирование умения коллективное решение, идти на компромисс, учитывать мнения каждого члена команды. учащихся с основными финансовыми закономерностями, вопросами, проблемами, альтернативными способами их решения, практической значимостью для себя лично и семьи в целом грамотные финансовые решения условиях динамично меняющегося мира финансов. Процесс обучения финансовой грамотности направлен на формирование у учащихся соответствующих условиям современной действительности.

Цели изучения учебного курса «Финансовая грамотность»

удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;

• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;

• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

Место учебного курса «Финансовая грамотность»
в учебном плане

Программа учебного курса по финансовой грамотности является общеобразовательной, предназначена для реализации на уровне основного общего образования. Её реализация рассчитана на два года обучения (5—6

«Общественно-научные предметы. Финансовая разработан на основе требований к предметным результатам освоения основной общеобразовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, и в разных вариантах, включая работу в урочное время, во внеурочное время (второй половине дня), а также в системе дополнительного образования:

ч (из расчёта 1 ч в неделю в

течение двух лет

Введение в курс «Финансовая грамотность

Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.

Доходы и расходы семьи

Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.ки и установки — понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больнич

ЧЕЛОВЕК и государство: как они взаимодействуют

Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.

слуги финансовых организаций и собственный бизнес

Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.

Планируемые результаты освоения учебного курса
«Финансовая грамотность» на уровне основного общего

Результаты изучения учебного курса ты. Финансовая грамотность. 5—6 на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в реальных финансовых ситуациях.

результаты обучения отражаются в готовности обучающихся к целенаправленной социально значимой деятельности; отражают их готовность руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанность выбора и построения и построения жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей посредством:

формирования готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению на основе осознанного отношения к выбору и построению индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов и значимости для себя лично взаимосвязи между образованием и финансовым благополучием;

осознания ценности самостоятельности и инициативы с учетом действующих правил поведения субъектов в финансовой сфере, изучения положений нормативно-правовых документов, формирования ответственного отношения к процессу обучения

посредством понимания для себя лично содержания финансовых отношений между различными субъектами, финансовых решений, альтернативных возможностей их реализации, последствий выполнения или невыполнения принятых решений;

внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, осознания значения семьи в жизни человека и общества, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи, проявляющегося в учёте личных интересов каждого члена семьи и семьи в целом при решении вопросов о получении и распределении средств семейного бюджета;

наличия мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, в частности мотивации к обучению, познанию за счёт понимания значимости для себя лично взаимосвязи между профессиональной подготовкой человека и финансовыми результатами его деятельности.

универсальные учебные действия

Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в процессе изучения финансовых вопросов через понимание необходимости давать оценку существующих финансовых ситуаций и их изменения. Обучающийся сможет:

ставить финансовые цели собственной деятельности.

Умение самостоятельно планировать пути достижения финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и практических финансовых задач. Обучающийся сможет:

разрабатывать способы решения проблем в области личных

оценивать структуру доходов и расходов семьи;

определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической финансовой задачей и составлять этапы их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор альтернативных способов решения финансовых задач;

составлять план решения финансовой проблемы (написание эссе, решение кейсов, выполнение

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Обучающийся сможет:

вносить необходимые изменения в план и способ действий с учётом изменившихся обстоятельств;

оценивать состояние личных финансов до и после уплаты налогов;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированного результата;

оценивать варианты открытия депозита на различные сроки; результаты выбора условий кредитования; результаты выбора условий депозита; требования к недвижимому имуществу, служащему для банка залогом;

оценивать подходы субъектов к покупке дорогостоящих товаров, исходя из финансовых возможностей их семей.

Умение определять содержание понятий, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать аналогии, проводить анализ, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Обучающийся сможет:

сравнивать способы получения доходов, альтернативные варианты достижения финансовых целей, направления инвестирования, условия кредитования и условия размещения денежных средств;

устанавливать причинно-следственные связи между различными финансовыми явлениями: доходами семьи и правом собственности на имущество; индексацией и размерами денежных доходов населения; размером доходов и риском; бизнес-планом и действительностью; креативностью инвестиционного проекта и доходами авторов;

объяснять выгоды наличия прав собственности; признаки финансовой пирамиды; особенности каждого слоя атмосферы инвестирования; причины появления сверхновых источников доходов;

анализировать статистические данные о доходах населения; положения статей ГК РФ по вопросу получения доходов от интеллектуальной собственности; положения статей ТК РФ по вопросу получения заработной платы; положения статей НК РФ по вопросам налогообложения;

классифицировать виды доходов, расходов, имущества, налогов, шкал налогообложения, банковских вкладов, кредитных организаций;

выявлять преимущества и недостатки деятельности

организаций, покупки товаров в рассрочку, активных и пассивных источников дохода, обладания собственностью, банковской картой;

делать вывод на основе критического анализа разных точек

, подтверждая его собственной аргументацией, в том числе математическими расчётами.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

ориентироваться в содержании текста, понимать смысл текста, структурировать текст, идентифицируя финансовые ситуации в литературных произведениях;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте финансовых событий в конкретной ситуации;

критически оценивать финансовую ситуацию, описанную в тексте;

аргументировать собственную позицию по приведённой в тексте финансовой ситуации.

Развитие мотивации к овладению культурой поиска источников информации. Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова;

поисковыми системами, словарями;

с условиями поставленных финансовых задач.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность. Обучающийся сможет:

инициировать сотрудничество в группе при обсуждении ситуаций, при работе с творческими заданиями, при обсуждении правил планирования семейного бюджета, формирования резервов и сбережений, постановки финансовых целей;

выстраивать логическую цепь рассуждений при анализе финансовых ситуаций;

задавать вопросы при обсуждении финансовых проблем.

Умение осознанно использовать речевые средства в

ствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей; владение устной и письменной речью. Обучающийся сможет:

соблюдать правила публичной речи и проведения дискуссии по финансовой тематике;

принимать решение в групповой работе, учитывая мнения собеседников;

создавать письменные тексты при выполнении творческих заданий на финансовые темы;

анализировать результаты коммуникации после её завершения в ходе выполнения группового задания и представления его решения.

освоение и применение системы финансовых знаний, и их необходимости для решения современных практических задач;

умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) финансовые объекты, явления, процессы, выявляя их существенные признаки, элементы и основные функции;

умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей финансовых явлений и процессов; необходимости правомерного налогового поведения; осмысления личного опыта принятия финансовых решений;

умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие процессы постановки финансовых целей, управления доходами и расходами, формирования резервов и сбережений, принятия инвестиционных решений;

овладение смысловым чтением текстов финансовой тематики, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач, в том числе извлечений из нормативных правовых актов; умение преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;

умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать статистическую финансовую информацию, соотносить ее с собственными знаниями и опытом; формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;

умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения финансово-экономических и правовых норм,

включая вопросы, связанные с личными финансами, финансовыми рисками и угрозами финансового мошенничества; осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;

приобретение опыта использования полученных знаний по финансовой грамотности в практической (индивидуальной и/или групповой) деятельности: для составления личного финансового плана; для принятия решений о приобретении финансовых услуг и имущества; для приобретения опыта публичного представления

результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом.

В результате обучения данному курсу, обучающиеся смогут сформировать следующие компетенции по финансовой грамотности:

способность планировать свои доходы и расходы на основе оценки имеющихся финансовых возможностей и ограничений, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;

способность формировать резервы и сбережения денежных средств;

способность следить за состоянием личных финансов посредством планирования личного бюджета;

способность рационально выбирать финансовые услуги, распознавая признаки финансового мошенничества, учитывая информацию об имеющихся на рынке финансовых рисках;

способность искать и использовать необходимую финансовую информацию.

Основные виды деятельности

Введение в курс «Финансовая грамотность»

Почему важно развивать свою финансовую грамотность

От чего зависит благосостояние семьи

Учимся оценивать финансовое поведение людей

Учимся оценивать своё финансо

обходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье.

следственные связи между деньгами и финансами; возможностями и личными желаниями;

изученных финансовых терминов;

невыполнимые желания членов семьи;

1. Деньги: что это такое

Из чего складываются доходы семьи

Учимся считать семейные доходы

Исследуем доходы семьи

Как появляются расходы семьи

Учимся считать семейные расходы

Исследуем расходы семьи

Как сформировать семейный бюджет

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»

Учебные мини-проекты «Семей

Обобщение результатов изучения модуля 1

вные источники доходов семьи; требующие денежных расчётов; считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;

сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена; описывать свойства предмета, играющего роль денег; объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения; называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны; называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания; формируется семейный бюджет; подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длитель товары текущего потребления); подсчитывать в общих расходах семьи долю одов на обязательные платежи; объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета.

Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

1. Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься

Что такое страхование и для чего оно необходимо

Что и как можно страховать

Ролевая игра «Страхование»

Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит

Как определить надёжность страховых компаний

Как работает страховая компания

Обобщение результатов изучения модуля 2

УУД): ¸ анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;ть вид страхования и его цель; страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании; информацию о страховых компаниях и их услугах;

в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): ¸ описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи; объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций; объяснять, что такое страхование и для чего оно необхо¸ описывать виды страхования; примеры добровольного страхования римерную стоимость страховки; высчитывать долю годовых страховочных выплат в

6 класс (34 часа)

Тематические модули, темы

Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют

1. Могут ли люди быть финансово независимыми от государства

Что такое налоги и почему их надо платить

Какие бывают налоги

Учимся считать налоги

Ролевая игра «Считаем налоги семьи»

Сравниваем налоги граждан разных стран

Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства

Как работает налоговая служба

Что такое социальные

Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ

Ролевая игра «Оформляем соци

Исследуем, какие социальные пособия получают люди

Обобщение результатов изучения модуля 3

ть прямые и косвенные налоги; считать сумму налога; проверять на сайте Федеральной налоговой службы налий задолженности членов семьи; высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете; находить нужную информацию на социальных порталах;

сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить; называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги); ¸ приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину; получения различных видов социсобий в Российской Федерации; называть виды социальных пособий и указывать их приводить примеры выплат различных видов социальных пособий; высчитывать долю социальных пособий в доходах семей

Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

1. Для чего нужны банки

Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома

Какие бывают вклады

Что такое кредиты и надо ли их брать

Изучаем сайт Центрального банка РФ

Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы

Как работает банк

Что мы знаем о бизнесе

Как открыть фирму

Ролевая игра «Открываем фирму»

Что такое валюта и для чего она нужна

Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях

Обобщение результатов изучения модуля 4

Обобщение результатов изукурса «Финансовая грамот

отличать инвестирование от сбережения и кредитования; знать свои основные права и обязанности как потребителя; информацию об услугах банков; астиковой картой в банкомате; считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах; сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса; находить и анализировать информацию о курсе валют; в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): перечислять основные банковские услуги (сбереженияобъяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи; объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена; называть необходимые условия для открытия своей фирмы; объяснять причины существования различных валют; называть основные мировые валюты и страны их использования; объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют.

Оцените статью
Финзачет