основы финансовой грамотности содержание курса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17» города Обнинска

(МБОУ «СОШ № 17» г. Обнинска)

по учебному курсу

«Основы финансовой грамотности»

Утверждена на заседании педагогического совета

Протокол № _____

от «____» __________2021 г.

Рабочая программа предмета «Основы финансовой грамотности» составлена в соответствии со следующими документами:

Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и требованиями к планируемым результатам основного общего образования по финансовой грамотности. Ключевой целью программы является развитие компетенций финансовой грамотности выпускников, формирование базовых знаний и умений в сфере финансовых отношений, способствующих обеспечению личной финансовой безопасности.

Актуальность программы «Основы финансовой грамотности» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы. Введение курса «Основы финансовой грамотности» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников о личном финансировании, управлении домашней бухгалтерией, функционировании фондового рынка и банковской системы, а выполнение творческих работ, практических заданий позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, повышать свою профессиональную компетентность в будущем,  применить полученные знания в реальной жизни. Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы ЕГЭ.

Особенностью данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Отличительной особенностью  программы предмета «Основы финансовой грамотности»  является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.

Цель программы: формирование ключевых компетенций старшеклассников для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Реализация данной программы способствует формированию личности социально-развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны.

Целью реализации курса «Основы финансовой грамотности» является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у учащихся школ и средних специальных учебных заведений.

Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:

Задачи изучения курса:

При изучении курса «Основы финансовой грамотности» наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые позволяют приобрести специальные компетенции в процессе решения практических учебных задач. Учитывая высокую степень актуальности тематики уместно в качестве основных образовательных технологий применить игровую и проектную, а также обратить внимание на учебную исследовательскую деятельность. В процессе проектирования учащиеся систематизируют полученные знания, применяют навыки анализа и прогнозирования, моделируют процессы, происходящие на финансовых рынках.

Срок реализации программы определяется в рамках возрастной категории обучающихся. По решению образовательной организации можно выполнить программу курса как за один год, так и за несколько лет отдельными модулями. Курс «Основы финансовой грамотности» может быть реализован в образовательной организации следующими способами:

Особое место при реализации курса «Основы финансовой грамотности» отведено предметам обществознание и экономика. Темы данного курса включены в планируемые результаты примерной основной образовательной программы по этим предметам. У МК «Основы финансовой грамотности» может применяться в образовательных организациях при преподавании курса экономики, так как полностью соответствует содержанию и будет способствовать достижению предметных результатов. В этом случае достаточно рабочей программы по предмету экономика или обществознание.

Методическое обеспечение программы данного курса — учебно-методический комплект (УМК), включающий учебник и рабочую тетрадь: В. В. Чумаченко, А. П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. « Просвещение».

Электронная версия (ссылка): УМК «Основы финансовой грамотности» — Группа компаний «Просвещение» (prosv.ru)

В дополнение к непосредственной работе с УМК следует активно использовать Интернет-источники актуальной аналитической информации, сведения о текущих показателях финансовых рынков, о предлагаемых населению банковских продуктах, об изменениях в законодательстве.

Личностные результаты изучения курса:

Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

1. Регулятивные универсальные учебные действия:

2. Познавательные универсальные учебные действия:

3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»

Планируемые предметные результаты изучения курса «Основы финансовой грамотности» на базовом уровне могут быть достигнуты как на уровне основного, так и на уровне среднего общего образования.

Выпускник получит возможность научиться:

Содержание курса «Основы финансовой грамотности»

Модуль 1 «Личное финансовое планирование» (6 часов). Основные понятия: Человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Практикум. Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса; Практикум. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана; Мини-проекты. « Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей»; «Сравнительный анализ сберегательных альтернатив»

Модуль 2 «Депозит» (4 часа). Основные понятия: Сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности:  Практикум. « Изучаем депозитный договор». « Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора»; Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика. Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий); Мини-исследование. « Анализ возможностей интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач».

Модуль 3 «Кредит» (5 часов). Основные понятия: Банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский, ипотечный), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Практикум. « Заключаем кредитный договор». « Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора; расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит»; Мини-проекты. « Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей заемщика»; «Сравнительный анализ финансовых институтов для выбора кредита на основе предлагаемых критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)»; Мини-исследование. « Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов».

Модуль 4 «Расчетно-кассовые операции» (3 часа). Основные понятия: Банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при использовании интернет-банкинга, электронные деньги. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Практикум. « Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты. Формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты»; Мини-проект. « Безопасное использование интернет-банкинга и электронных денег».

Модуль 5 «Страхование» (4 часа). Основные понятия: Страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности), договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Практикум. Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов; Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования. Формирование навыков поведения, необходимых для защиты прав потребителя страховых услуг; Мини-проект. « Заключаем договор страхования» — сбор информации о страховой компании и предоставляемых страховых программах, принципы отбора страховой компании для заключения договора; анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя; Мини-проект. « Действия страховщика при наступлении страхового случая».

Модуль 6 «Инвестиции» (4 часа). Основные понятия: Инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты, ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов, диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи, ПИФы как способ инвестирования для физических лиц. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Практикум. Формирование навыков анализа информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.); Практикум. Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции; Тренинг. Формирование представлений о способах и инструментах инвестирования для различных финансовых целей; Мини-проект. « Разработка собственной стратегии инвестирования в соответствии с личным финансовым планом и отбор инструментов для ее реализации»; Мини-исследование. « Сравнительный анализ различных финансовых продуктов по уровню доходности, ликвидности и риска»; Мини-исследование. « Критический анализ интернет-трейдинга — инструмент для профессионалов и ловушка для любителей».

Модуль 7 «Пенсии» (2 часа). Основные понятия: Пенсия, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования; Мини-исследование. « Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений»

Модуль 8 «Налоги» (2 часа). Основные понятия: Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Практикум. Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц; Практикум. Формирование практических навыков получения социальных и имущественных налоговых вычетов как инструмента сокращения затрат на приобретение имущества, образование, лечение и др.

Модуль 9 «Пирамиды и финансовое мошенничество» (4 часа). Основные понятия: Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернете, по телефону, при операциях с наличными. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Тренинг. Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке.

Темы курса должны быть интегрированы в другие учебные предметы (обществознание, экономика, право, математика, информатика) при составлении авторских программ и календарно-тематического планирования.

Модуль 1. « Личное финансовое планирование» Обществознание, экономика 6 часов 1. Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов. S WOT-анализ как один из способов принятия решений — 2 ч. 2. Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. Структура, способы составления и планирования личного бюджета — 1 ч. 3. Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения — 1 ч. 4. Деловой практикум. Составляем личный финансовый план и бюджет — 2 ч.

Модуль 2. « Депозит» Обществознание, экономика, право, математика, информатика 4 часа 1. Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на стоимость активов — 1 ч. 2. Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах — 2 ч. 3. Как читать и заключать договор с банком. Управление рисками по депозиту — 1 ч.

Модуль 3. « Кредит» Обществознание, экономика, математика, информатика 5 часов 1. Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Принципы кредитования (платность, срочность, возвратность) — 1 ч. 2. Из чего складывается плата за кредит. Как собирать и анализировать информацию о кредитных продуктах — 2 ч. 3. Как уменьшить стоимость кредита. Как читать и анализировать кредитный договор. Кредитная история. Коллекторские агентства, их права и обязанности — 1 ч. 4. Кредит как часть личного финансового плана. Типичные ошибки при использовании кредита. Практикум: кейс «Покупка машины» — 1 ч

Модуль 4. « Расчетно-кассовые операции» Обществознание, экономика, право, ОБЖ 3 часа 1. Хранение, обмен и перевод денег — банковские операции для физических лиц — 1 ч. 2. Виды платежных средств. Чеки, дебетовые, кредитные карты, электронные деньги — правила безопасности при пользовании банкоматом — 1 ч. 3. Формы дистанционного банковского обслуживания — правила безопасного поведения при пользовании интернет-банкингом — 1 ч.

Модуль 5. « Страхование» Обществознание, экономика, право, ОБЖ 4 часа 1. Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. Учимся понимать договор страхования — 1 ч. 2. Виды страхования в России. Страховые компании и их услуги для физических лиц — 1 ч. 3. Как использовать страхование в повседневной жизни — 1 ч. 4. Практикум. Кейс «Страхование жизни» — 1 ч.

Модуль 6. « Инвестиции» Обществознание, экономика, математика, информатика 4 часа 1. Что такое инвестиции, способы инвестирования, доступные физическим лицам. Сроки и доходность инвестиций — 1 ч. 2. Виды финансовых продуктов для различных финансовых целей. Как выбрать финансовый продукт в зависимости от доходности, ликвидности и риска. Как управлять инвестиционными рисками? Диверсификация активов как способ снижения рисков — 1 ч. 3. Фондовый рынок и его инструменты. Как делать инвестиции. Как анализировать информацию об инвестировании денежных средств, предоставляемую различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.) Как сформировать инвестиционный портфель. Место инвестиций в личном финансовом плане — 1 ч. 4. Практикум. Кейс «Куда вложить деньги» — 1 ч.

Модуль 7. « Пенсии» Обществознание, экономика, право 2 часа 1. Что такое пенсия. Как работает государственная пенсионная система в РФ. Что такое накопительная и страховая пенсия. Что такое пенсионные фонды и как они работают — 1 ч. 2. Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал? Место пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом плане — 1 ч.

Модуль 8. « Налоги» Обществознание, экономика, право, математика 2 часа 1. Для чего платят налоги. Как работает налоговая система в РФ. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы. Виды налогов для физических лиц — 1 ч. 2. Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты — 1 ч. Модуль 9. « Защита от мошеннических действий на финансовом рынке» Обществознание, экономика, право, ОБЖ 4 часа 1. Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества. Мошенничества с банковскими картами — 1 ч. 2. Махинации с кредитами — 1 ч. 3. Мошенничества с инвестиционными инструментами. Финансовые пирамиды — 1 ч. 4. Практикум. Кейс «Заманчивое предложение» — 1 ч. Итоговое занятие — 1 ч. Итого — 35 часов

Составитель программы: Довгий
М. А., учитель истории и обществознания

Учителя, работающие по программе:
Довгий М. А., учитель истории и обществознания

Рабочая программа по учебному
курсу внеурочной деятельности «Основы
финансовой грамотности» для 10 классов
(углубленный уровень) составлена с
учетом требований Федерального закона
“Об образовании в РФ” от 29.12.2012 N
273-ФЗ; ФГОС ООО (Приказ №1897 от
17.12.2010г.); ООП ООО МБУ «Лицей № 76».

Рабочая программа по учебному
курсу внеурочной деятельности «Основы
финансовой грамотности» определяет
содержание деятельности с учетом
особенностей образовательной политики
МБУ «Лицей № 76», образовательных
потребностей и запросов обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета

Финансовая грамотность
оказывает сегодня значительное влияние
на жизнь современного человека, проявляясь
во всех сферах жизни, влияя на выбор
будущей профессии, на благосостояние
человека, его финансовую защищенность.
Особенно актуальным является знание
основ для обучающихся старших классов,
так как после окончания школы, став
совершеннолетними, они получают право
на совершение финансовых операций.
Поэтому очень важно, чтобы выпускник
школы вступил во взрослую жизнь финансово
подготовленным, так как ему неизбежно
придется иметь дело с различными
финансовыми организациями: банками,
налоговыми органами, страховыми
компаниями, инвестиционными компаниями,
фондовыми биржами. Именно уровень
финансовой грамотности выпускника
станет определять, насколько успешным
будет это взаимодействие.

Сегодня на будущих выпускников
обрушиваются огромные потоки информации,
в том числе из области финансов, и важно
не просто научить его действовать по
алгоритму, но и сформировать метапредметные
навыки ориентироваться в объеме
информации, в финансовом пространстве,
действовать, исходя из поставленных
задач, понимать и оценивать финансовые
риски, а также нести ответственность
за принимаемые решения в области
финансов.

Курс «Основы финансовой
грамотности» рассчитан на изучение в
течение одного года, один раз в неделю.
Курс рассчитан на ознакомление с
основными финансовыми процессами и
механизмами с привлечением современной
экономической теории в области финансовой
грамотности. Курс также охватывает
большое количество практических задач,
связанных с фондовым рынком, финансовыми
услугами, способами заработка в сети
Интернет и социальных сетях. Курс
выполняет также важную профориентационную
задачу. В ходе изучения тем курса
обучающиеся могут рассмотреть финансовую
сферу с точки зрения будущей профессии.
Особенно это актуально для тем, связанных
с фондовым рынком и организации
собственного бизнеса.

Содержание курса предполагает
установление межпредметных связей с
другими предметами общеобразовательной
школы. В программе курса предусмотрена
история становления финансовых
институтов, нормативно-правовые механизмы
реализации финансовых продуктов и
услуг. Такие дисциплины, как «Обществознание»
и «Экономика» могут быть дополнены
курсом «Основы финансовой грамотности»,
где обучающиеся получат более полное
представление о функциях основных
финансовых институтов в современном
мире.

Таким образом, данный курс
создает условия для успешной экономической
социализации обучающихся старших
классов, выполняет важную профориентационную
функцию, а также позволяет получить
представление о функционировании
важнейших финансовых институтов.

формирование финансовой грамотности
обучающихся, приобретение опыта решения
задач на управление личными финансами
на основе практико-ориентированного
подхода.

Для достижения поставленной
цели необходимо выполнение ряда

Планируемые результаты
освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения
учебного курса внеурочной
деятельности «Основы финансовой
грамотности» отражают:

1) российскую гражданскую идентичность,
патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину;

2) гражданскую позицию как активного и
ответственного члена российского
общества, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические
ценности;

3) сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития экономической науки и практики,
осознание своего места в поликультурном
мире;

4) сформированность основ саморазвития
и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой
и ответственной деятельности;

5) навыки сотрудничества в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности
экономического содержания;

6) нравственное сознание и поведение
на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;

7) готовность и способность к экономическому
образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни;

8) осознанный выбор будущей профессии
и возможностей реализации собственных
жизненных планов;

9) сформированность экологического
мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды.

Метапредметные результаты освоения
учебного курса внеурочной
деятельности «Основы финансовой
грамотности» предусматривают:

1) умение самостоятельно определять
цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять,

2) умение продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной
деятельности;

3) владение навыками познавательной,
учебно-исследовательской и проектной
деятельности готовность к самостоятельной
информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться, навыками
разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску
методов решения экономических задач;

4) в различных источниках экономической
информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию экономического
содержания, получаемую из различных
источников;

5) умение использовать средства
информационных и коммуникационных
технологий (далее — ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и
организационных задач;

6) умение определять назначение и функции
различных социально-экономических
институтов;

7) умение самостоятельно принимать
эффективные решения;

8) владение языковыми средствами —
умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения;

9) владение навыками познавательной
рефлексии.

1) сформированность системы знаний об
экономической сфере в жизни общества
как пространстве, в котором осуществляется
экономическая деятельность индивидов,
семей, отдельных предприятий и государства;

2) понимание сущности экономических
институтов, их роли в социально-экономическом
развитии общества; понимание значения
этических норм и нравственных ценностей
в экономической деятельности отдельных
людей и общества; сформированность
уважительного отношения к чужой
собственности;

3) сформированность экономического
мышления: умения принимать рациональные
решения в условиях относительной
ограниченности доступных ресурсов,
оценивать и принимать ответственность
за их возможные последствия для себя,
своего окружения и общества в целом;

4) владение навыками поиска актуальной
экономической информации в различных
источниках, включая Интернет; умение
различать факты, аргументы и оценочные
суждения; анализировать, преобразовывать
и использовать экономическую информацию
для решения практических задач в учебной
деятельности и реальной жизни;

5) сформированность навыков проектной
деятельности: умения разрабатывать и
реализовывать проекты экономической
и междисциплинарной направленности на
основе базовых экономических знаний и
ценностных ориентиров;

6) умение применять полученные знания
и сформированные навыки для эффективного
исполнения основных социально-экономических
ролей (потребителя, производителя,
покупателя, продавца, заёмщика, акционера,
наёмного работника, работодателя,
налогоплательщика);

7) способность к личностному самоопределению
и самореализации в экономической
деятельности, в том числе в области
предпринимательства; знание особенностей
современного рынка труда, владение
этикой трудовых отношений;

8) понимание места и роли России в
современной мировой экономике; умение
ориентироваться в текущих экономических
событиях в России и мире.

9) владение базовыми понятиями:
личные финансы; сбережения; банк; депозит;
кредит; ипотека; процент; инвестирование;
финансовый риск; портфель инвестиций;
страхование; договор на услуги по
страхованию; медицинское страхование;
автострахование; страхование жизни;
страховой случай; фондовый рынок; ценные
бумаги; акции; облигации; налоги; пошлины;
сборы; налоговая система; ИНН; налоговый
вычет; пеня по налогам; пенсия; пенсионная
система; пенсионные накопления; бизнес;
стартап; бизнес-план; бизнес-ангел;
венчурный предприниматель; финансовое
мошенничество; финансовые пирамиды;

10) владение знанием: об
основных целях управления личными
финансами, мотивах сбережений, возможностях
и ограничениях использования заёмных
средств; об устройстве банковской
системы, особенностях банковских
продуктов для физических лиц, правилах
инвестирования денежных средств в
банковские продукты и привлечения
кредитов; о
видах финансовых рисков и способах
минимизации их последствий для семейного
бюджета; о функционировании страхового
рынка, субъектах страхования, страховых
продуктах и их специфике;  о структуре
фондового рынка, основных участниках
фондового рынка, ценных бумагах,
обращающихся на фондовом рынке, и
особенностях инвестирования в них; об
устройстве налоговой системы государства,
правилах налогообложения граждан,
содержании основных личных налогов,
правах и обязанностях налогоплательщика,
последствиях в случае уклонения от
уплаты налогов; об особенностях пенсионной
системы в России, видах пенсий, факторах,
определяющих размер пенсии, способах
формирования будущей пенсии; об основах
функционирования и организации бизнеса,
структуре бизнес-плана, налогообложении
малого бизнеса и источниках его
финансирования;  о видах финансовых
мошенничеств и особенностях их
функционирования, способах идентификации
финансовых мошенничеств среди предлагаемых
финансовых продуктов.

учебного
курса внеурочной деятельности «Основы
финансовой грамотности» 10 класс

(1
часа в неделю, 35 часов)

Раздел 1. Личность в цифровом мире.

Финансовое мышление и финансовое
моделирование. Финансовые ловушки.
Цифровизация экономического пространства.
Роботизация. Искусственный интеллект
и финансы. Компетенции цифрового мира.
и
.

Раздел 2. Денежная система в условиях
цифровой экономике.

Виды и формы денег. Денежная масса.
Скорость обращения денег. Функции денег.
Электронные деньги. Цифровой рубль.
Цифровые финансовые активы в России
Криптовалюта. Блокчейн. Инфляция и
дефляция. Наличный и безналичный расчет.
Основные международные платежные
системы. Национальная система платежных
карт. Система быстрых платежей. Банковские
карты. Мобильный банк. Основные виды
мошенничества в условиях цифровой
экономики.

Раздел 3. Финансовое моделирование.

Личный финансовый план. Определение
текущей финансовой ситуации. Составление
списка личных активов и обязательств.
Формула подсчета чистого благосостояния.
Анализ денежных потоков (доходов,
расходов). Финансовая цель. Виды финансовых
целей. -подход при
формировании финансовой цели. Финансовые
ценности. Альтернативные варианты
действий. Стратегии завершения финансового
плана. Альтернативные издержки.

Раздел 4. Сбережение и инвестирование
личных финансов.

Способы использования денег: потребление,
сбережение, инвестирование. Риски и
доходность инвестирования. Принципы
управления рисками. Диверсификация
вложений. Инструменты инвестирования.
Банковские депозиты. Облигации
федерального займа. Акции. Инвестиционное
страхование жизни. Паевые инвестиционные
фонды. Обезличенный металлический счет.

Раздел 5. Современные финансовые
инструменты кредитования.

Кредитный договор. Условия кредитного
договора. Этапы заключения кредитного
договора. Права и обязанности заемщика
и кредитора. Договоры залога, банковские
гарантии и поручительства третьих лиц.
Потребительский вексельный кредит.
Форфейтинг. Облигация. Ипотечный кредит.
Закладная. Ипотечные облигации.
Микрофинансовые организации.

Раздел 6. Взаимодействие человека и
государства.

Система персональных данных. Единая
система идентификации и аутентификации.
Связь гражданина с государством.
Налогообложение в Российской Федерации.
Социальные услуги и льготы. Пенсионная
система в Российской Федерации. Пенсионная
реформа.

Раздел 7. Начало бизнеса.

Бизнес план. Идеи для бизнеса. Анализ
отрасли и рынка. Продукт и бизнес модель.
Производственный план. Организационное
устройство предприятия. Маркетинговая
стратегия. Оценка рисков. Технологии
получения дохода в сети Интернет и
социальных сетях.

Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности» для
10 класса

2021-2022 учебный год

Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса:

Дополнительная
литература для учителя:

URL:
https://вашифинансы.рф — помимо разделов,
указанных в списке информационно-образовательных
ресурсов, учителям стоит обратить особое
внимание на раздел «Библиотека».

URL: https://fincult.info — помимо разделов,
указанных в списке информационно-образовательных
ресурсов, учителям стоит обратить особое
внимание на раздел «Преподавание».

URL:
https://fmc.hse.ru/ — сайт
Федерального методического центра
Национального исследовательского
университета «Высшая школа экономики».
Представлены видеолекции для учителей
по финансовой грамотности, а также банк
методических разработок учителей.

URL:
http://edu.pacc.ru —
образовательные проекты по финансовой
грамотности компании ПАКК. Особенно
интересны материалы проектов «Финансы
в кино», «Финансы и литература», «Финансы
и математика».

Дополнительная
литература для учащихся:

  • Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель
    семейных финансов для детей / Е. Блискавка.
    — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014.
  • Шефер, Б. Мани, или Азбука денег / Б.
    Шефер. — М. : Попурри, 2016.
  • Гейл, К. Начинающий инвестор.
    Руководство по накоплению и инвестированию
    для смышлёных детей / К. Гейл, Д. Хонинг.
    — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014.
  • Чумаченко, В. В. Основы финансовой
    грамотности / В. В. Чумаченко, В. П. Горяев.
    — М. : Просвещение, 2020.
Оцените статью