Элементы финансовой грамотности на уроках технологии
Приготовление любого блюда начинается с первичной обработки продуктов. Эта операция нередко ведет к значительным потерям сырья. В V классе, например, при приготовлении блюд из овощей в первичную обработку входят: переработка, мойка, очистка, промывание и нарезка овощей. Показываю детям приемы переработки овощей с той целью, чтобы меньше было отходов. При очистке овощей также надо заострять внимание учащихся на уменьшение отходов – работа с желобковым ножом позволяет срезать тонкий слой кожицы у корнеплодов. При работе в VI классе с крупами, нужно обращать внимание на то, как ученицы перебирают крупу, как моют, чтобы с переборкой и мытьем не выбрасывались хорошие крупинки. Выполняя первичную обработку рыбы, учащиеся также должны стараться уменьшить отходы (аккуратно срезать плавники, хвост и голову, удалять жабры). В VII классе при первичной обработке мяса, зачищая его, необходимо научить аккуратно срезать пленки и аккуратно нарезать порционные куски мяса ( например, работая с куриным мясом).
Даже после аккуратной первичной обработки остаются отходы, часть которых можно использовать в пищу, например, из картофельной кожуры можно получить крахмал, отходы от красной свеклы можно использовать для подкраски борщей. Прокисшее или свернувшееся молоко можно использовать для приготовления изделий из теста ( оладьи, блины и др.). Оставшаяся каша после приема пищи может быть использована для приготовления запеканок. Отходы после ягод и фруктов можно использовать для приготовления компота. Отходы после первичной обработки рыбы (хвост, голова, плавники) и мяса (кости, пленки) идут на приготовление бульонов для супов. Особое внимание надо обращать на экономное использование хлеба: рассчитывать, какое количество его потребуется для обеда, завтрака или ужина и не покупать лишнего, а если купили, то экономно разрезали столько, сколько необходимо для приема пищи. Если все же хлеб остался, и чтоб не пропал, можно приготовить самое простое – это сухари, а вот приготовить горячие бутерброды – это уже посложнее. Сначала готовим бутербродную массу – две столовой ложки манной крупы завариваем кипятком, солим, добавляем сырое яйцо, мелко нарезанную луковицу. Разогреваем на сковороде растительное масло, режем хлеб, накладываем массу на кусок хлеба тонким слоем и кладем на сковороду намазанной стороной вниз. Как обжарится до золотистого цвета, переверните и обжарьте с другой стороны. Готово! Мы должны воспитывать из девочки экономную хозяйку. Так предлагаю из самых простых продуктов приготовить несложные блюда
Санитарно-гигиеническими требованиями предусмотрены правила и сроки хранения изучаемых продуктов и блюда из них. Следует подчеркнуть, что неправильное хранение продукта мотет привести к его порче, а значит и к отравлению. Надо рассказать учащимся, что борьба за экономию продуктов начинается еще в поле, огороде, на ферме, где люди стараются вырастить хороший урожай и убрать его без потерь, откармливают скот, птицу и стараются в сохранности довести до потребителя заготовленные продукты питания. В санитарно-гигиенические требования входят также правила обработки продуктов, при соблюдении которых уменьшаются потери питательных веществ и витаминов.
Подсчет нормы продуктов и их стоимости. Для выполнения практических работ, девочки приносят продукты из дома. Нужно научить подсчитывать, какое количество продуктов необходимо для приготовления данного блюда на класс ( их норма дана в рецептуре на одну порцию), рассчитывать себестоимость блюда. Научить учащихся заменять одни продукты другими, например, зеленый горошек – отварной фасолью, и т.д. На уроках надо следить и за тем, как учащиеся пользуются оборудованием. Разбитая тарелка или чашка, погнутая ложка или вилка – все это потери, которые придется восполнять. Экономия света, воды, вовремя отключать печь (не допускать перегрева конфорок) – все это средства. Нужно учить экономно жить. Обработка ткани. Раскрой. Основная операция при изготовлении швейных изделий, где можно и нужно экономить материал – это раскрой. Об этом надо не только напоминать на занятиях, но и научить приемам экономного раскроя ткани. Надо объяснить, что складывать ткань для настилания перед раскроем необязательно точно пополам. Нужно рассчитать ткань: выкройка + швы. Учащиеся знают, что начинать раскладку деталей выкройки надо с крупных деталей, потому что между ними можно разместить мелкие детали и будет меньше выпадов ткани. Надо приучить девочек аккуратно складывать остатки ткани – некоторые из остатков пойдут на обработку и отделку изделия. А из лоскутков можно изготовить различную нужную вещичку, например, подставку под горячее, прихватку, мягкую игрушку и много других полезных вещей. Первоначальные понятия о домашней экономике учащиеся осваивают в семье, школе, окружающей среде, при выполнении проектов. Семья – это общество в миниатюре, она развивается по тем же законам, что и общество, а поэтому освоив домашнюю экономику, учащиеся осознанно будут изучать другие составляющие экономики.
Формирование элементов финансовой грамотности на уроках технологии и во внеурочной деятельности.
«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство». Бертольд Авербах .
Финансы – это большая часть нашей жизни. Быть финансово грамотным – это значит грамотно управлять своими денежными средствами, то есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения, ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами и, конечно, использовать накопительные и страховые инструменты. Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Но не каждый выпускник современного образовательного учреждения может рассчитать, спрогнозировать, оценить риски.
В связи с этим одной из важнейших задач современного обучения стало воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях суровых рыночных отношений.
Курсу «Технология» здесь принадлежит особая роль. Предмет «Технология» является практико-ориентированным, обучающиеся получают не только знания в области различных технологий, но и на практике закрепляют полученные знания и умения.
Более 10 лет в моей рабочей программе есть уроки финансовой грамотности. Работая над творческим проектом (а этот метод впервые появился в курсе предмета технологии), обучающиеся столкнулись с проблемой экономического расчета своей работы. Это и послужило необходимостью введения элементов финансовой грамотности в программу. Мной был разработан элективный курс «Основы предпринемательства».
Практически каждый раздел программы включает в себя уроки финансовой грамотности: на уроках «кулинарии» составляют меню на определенную сумму, уроки сельхозтруда: что выгоднее: вырастить на приусадебном участке или купить в магазине? При изучении «Швейного дела»: какую выбрать ткань, ее стоимость, чтобы семейный бюджет не пострадал. Какой выбрать пиломатериал: выгоднее сухой или влажный? Что такое товар и услуга, правила совершения покупок, пути экономии домашнего бюджета. Ученики впервые рассчитывают сумму за потраченную электроэнергию, израсходованную воду.
Методы обучения и организации занятий по финансовой грамотности характеризуются использованием разнообразных методик, направленных на поддержку собственной активности школьников в процессе обучения; прикладной характер обучения – создание учебных ситуаций, основанных на реальной практике, и применение полученных знаний на практике; использование разнообразных видов деятельности на уроке: обучение в сотрудничестве, работа в команде, самостоятельная работа вне школы, получение знаний из различных источников (библиотеки, Интернет, семейный опыт). Применяются технологии: модерации, (и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. витагенной, (жизненный опыт) формирующего оценивания (сами себя) и др.
Так решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день.
Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.
Фактически современные школьники выросли вместе с рыночной экономикой, которые, живя в мире ценников, а не ценностей, не догадываются о другой системе человеческих отношений, кроме той, которая измеряется деньгами. Времена, когда главенствовала поговорка «Не в деньгах счастье», канули в Лету, теперь актуальна другая – «Не в деньгах счастье, а в их количестве».
Обучение с детских или юношеских лет финансовой грамотности, конечно, позволит молодым людям в дальнейшем легче адаптироваться к постоянно изменяющейся финансовой сфере. Выходя в самостоятельную взрослую жизнь, они будут уже знать, как вести бюджет, как, куда и сколько откладывать денег, как планировать будущее, сколько должно быть источников дохода и так далее. Эти бесценные знания действительно могут сделать жизнь человека гораздо проще. Мир не стоит на месте
Появляются новые термины, определения, понятия, возникает необходимо самосовершенствоваться нам, педагогам. В 2018 году я обучилась на дистанционных курсах финансовой грамотности в Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования. Большую помощи в моей работе оказываю «Онлайн уроки финансовой грамотности» Организатором этого. Проекта выступает мегарегулятор финансового рынка – Центральный банк Российской Федерации. Уроки проходят в формате вебинаров в режиме реального времени, что позволяет школьникам взаимодействовать с экспертами, задавать вопросы, получать ответы и самим отвечать на их вопросы. Эксперты рассказывают школьникам о личном финансовом планировании, инвестировании, страховании, преимуществах использования банковских карт. Особое внимание уделяется правилам безопасности на финансовом рынке и защите прав потребителей финансовых услуг.
13 апреля 2017 года Председатель Банка России Эльвира Набиуллина и Министр образования и науки РФ Ольга Васильева подписали Дорожную карту мероприятий по включению финансовой грамотности в программы российских образовательных организаций
Для повышения мотивации как учащихся, так и преподавателей предусмотрены профессиональные конкурсы и тематические олимпиады.
Проект «Инфоурок» в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию
финансового образования в Российской Федерации» для участников всех возрастов разработал полезное интеллектуальное соревнование – онлайн-марафон по финансовой грамотности в рамках
V Всероссийской недели сбережений. Обучающиеся приняли активное участие в этом онлайн -мероприятие.
Современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Финансы – это большая часть нашей жизни. Финансовую грамотность необходимо изучать для того, чтобы дети были информированным в части работы финансовой системы, знания и навыки в этой сфере позволяют научиться правильно ориентироваться в финансовой отрасли, принимать верные решения, грамотно управлять своими средствами, вести учёт доходов и расходов, планировать свой бюджет, преумножать деньги.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/451302-formirovanie-jelementov-finansovoj-gramotnost
Приёмы
формирования функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности
(технология – девочки)
Образование – то, что остается после того,
когда забывается все, чему учили.
Учебно-практическая деятельность на уроках технологии должна обеспечивать
выполнение целей и задач Национального проекта образования. Поэтому в
обязательном порядке на уроках должна присутствовать деятельность учеников,
направленная на развитие функциональной грамотности.
Содержание предмета «Технология» обладает огромным потенциалом для
развития функциональной грамотности, причем всех её составляющих. Однако для
повышения эффективности необходимо, чтобы задания соответствовали определённым
критериям. Содержание заданий должно увлекать ученика, а это значит, что данные
должны быть актуальными и соответствовать зоне ближайшего развития каждого
ребёнка.
Основой
формирования функциональной грамотности является умение учиться, поэтому в
своей деятельности в первую очередь я стараюсь сформировать у учеников навыки
обучения тому, как обучаться. Следствием чего, должно стать развитие их
независимости, повышение учебной мотивации, увлеченность предметом, уверенность
в себе, повышение ответственности за результаты своего труда. На своих уроках
работу планирую так, чтобы в каждом занятии присутствовали идеи семи модулей:
новые подходы в преподавании, обучение критическому мышлению, оценивание для
обучения и оценивание обучения (суммативное оценивание), использование ИКТ в
преподавании и обучении, обучение талантливых и одаренных учеников,
преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников,
управление и лидерство в обучении.
Чтобы найти себя в этой сложной и быстро меняющейся реальности,
современные ученики должны освоить необходимые навыки, знания и умения.
Нельзя однозначно сказать, какие профессии будут нужны в будущем,
какие профессиональные и прикладные навыки потребуются современным школьникам
для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их
позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их
функциональной грамотности.
Вчерашние школьники порой не знают, как применять предметные
знания в жизни. Школа не учила их решать непростые жизненные задачи и мыслить
творчески. Как помочь ребятам обрести грамотность другого уровня?
ПОНЯТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Функциональная грамотность – это способность человека
вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и
функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности
личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять
простейшие арифметические действия, функциональная грамотность- есть
уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование
личности в системе социальных отношений, который считается минимально
необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной
среде. (Пример: оформить счет в
банке, прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т.д.)
Данное
понятие подразумевает формирование различных навыков, умений и
знаний, которые помогают человеку в формировании и становлении личности, а
также общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни
в современном мире.
Отличительные
черты функциональной грамотности:
– направленность на решение бытовых
проблем;
– является ситуативной
характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных
обстоятельствах;
– связь с решением стандартных,
стереотипных задач;
– это всегда некоторый элементарный
(базовый) уровень навыков чтения и письма;
– используется в качестве оценки
прежде всего взрослого населения.
Грамотность
в вопросах здоровья
Грамотность
в вопросах семейной жизни
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
1. Профессиональная компетентность
учителя
2. Системно-деятельностный подход
3. Продуктивный характер учебной
деятельности на уроке
4. Межпредметная интеграция
5. Образовательные технологии
6. Исследовательские и проблемные
стратегии
7. Работа с технической документацией
8. Учебно-практические задания
3. П РИМЕРЫ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ЗАДАНИЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
Умения планировать, работать
самостоятельно, анализировать, делать выводы.
Задание. Выполнение
творческого проекта. В ходе выполнения проекта ученик разрабатывает и
изготавливает новый продукт. Подготовительная часть проекта выполняется под
руководством педагога и плавно переходит в самостоятельную работу ученика. На
всем протяжении выполнения проекта школьник проектирует, моделирует,
анализирует, оценивает, выполняет коррекцию. Выполняя проект школьник должен
продумать мельчайшие особенности изделия своего проекта, для этого выполнить
эскиз изделия, а также оформить чертежную документацию. Подобрать необходимые
материалы и инструменты для выполнения поставленной задачи, оптимальную
технологию изготовления, выполнить практическую часть проекта и оформить
пояснительную записку проекта. В заключение подготовить варианты презентации готового
изделия. Всё это формирует умения и навыки функциональной грамотности.
Рассматривая проект
«День рождения», дается задание.
У тебя скоро
день рождения. Ты пригласишь друзей. Как лучше организовать праздник?
– составь меню сладкого стола,
который ты приготовишь;
-что лучше: приготовить торт самой
или купить в магазине? Обоснуй (затраты, состав и т.д.);
– придумай оформление комнаты и
сервировку стола;
– опиши сценарий твоего праздника;
– подсчитай затраты праздника.
Какие приёмы
для организации поисковой деятельности обучающихся и поддержки их мотивации
использует учитель технологии?
1 Для
определения проблемы и цели – приёмы «Мозговой штурм», «Синектика»,
«Морфологическая решетка», «Софт-анализ», «Дерево целей», «Визуальное
ранжирование», «Метаплан». « Дерево проблем».
2 Для поиска
вариантов решения – «Цветок лотоса», «Анализ альтернатив».
3 Для защиты
проекта – «Шесть шляп мышления», «Круглый стол».
4Для
рефлексии – «Рефлексивный круг», «Рефлексивная мишень», «Заверши фразу», «Мини
–сочинение».
Эти приёмы
обеспечивают взаимодействие педагога и учащихся (интерактивность) в ходе
проектно – исследовательской деятельности.
Умение применять естественно-научные
знания в ситуациях, близких к реальным
. Ребенок после употребления в пищу печенья стал покрываться
красными пятнами, а на теле появилась отечность. Врачи поставили диагноз:
«острая аллергическая реакция». Рассмотрите состав печенья. Как Вы думаете, что
именно могло вызвать реакцию? Свой ответ обоснуйте.
Состав: мука
пшеничная, сахар, масло пальмовое, вода питьевая, крахмал кукурузный, яичный
порошок, разрыхлители (гидрокарбонат натрия), соль, ароматизатор «ванилин-молоко»,
идентичный натуральному, эмульгатор лецитин соевый, сухая молочная сыворотка,
витамины, регулятор кислотности кислота лимонная. Без консервантов.
Содержит:
пшеницу, глютин, лецитин соевый, яйца. Может содержать следы кунжута, арахиса,
других орехов.
Вы вернулись летом с дачи
после выходных и обнаружили, что в квартире отсутствует электричество. От
соседей Вы узнали, что свет отключили 13 часов назад. За это время холодильник
успел полностью разморозиться, а продукты приобрели комнатную температуру.
яйца, открытый пакет молока,
колбаса «Докторская», консервы рыбные, суп на мясном бульоне, сырая
курица. В ящике лежали овощи (морковь, огурцы, помидоры).
Какие из этих
продуктов необходимо выбросить, а какие еще можно спасти? Ответ обоснуйте.
. Используя данные таблиц, с расчетом калорий и цен на
основные продукты, составьте меню на завтрак с учетом энергетической ценности
продуктов питания, и рассчитать стоимость завтрака на 4 человека. У каждой
группы своя проблемная ситуация. Одна группа рассчитывает завтрак, имея в
бюджете всего 100 рублей, вторая группа в деньгах не ограничена, третья группа
рассчитывает вредный завтрак для школьников, четвертая-для семьи из глухой
деревни, которая использует продукты подсобного хозяйства, пятая- рассчитывает
здоровый завтрак для спортсменов, шестая – для детей – первоклассников.
Умение выполнять несложные
математические расчеты
При изучении
темы «Интерьер жилого дома. Декорирование оконных проёмов» даётся задание. Выполните
эскиз оформления окна детской комнаты.
1. На основе выполненного эскиза
рассчитать количество необходимой ткани на пошив штор.
2. Выполнить расчет расходов на
оформление окна детской комнаты, в расчетах учитывать крепёжные элементы.
При изучении темы «Освещение жилого
дома» дети отвечают на следующие вопросы:
-какие лампочки можно использовать
для освещения жилых помещений? (найдите их плюсы и минусы);
-опиши освещение детской комнаты и
кухни, какие используются лампочки, их стоимость (лампы накаливания,
галогенные, люминесцентные, светодиодные);
-элементы «умного» дома у вас дома. В
чём их преимущество? Что ещё вы хотели бы добавить для комфортной среды
обитания в своём доме и зачем?
-как утилизировать перегоревшие
лампочки?
Рассматривая тему «Бюджет семьи»
дается задание: скоро в школу За лето ты выросла и тебе нужно купить новые
вещи, обувь и принадлежности для занятий. Составь список, что нужно приобрести
и затраты. Что можно сделать, чтобы всё осуществить?
Умение выявлять вопросы, на которые
может ответить наука
Группа британских учёных разрабатывает «умную» одежду,
которая поможет детям с отклонениями в развитии «заговорить». Ребёнка, одетого
в жилет из уникального электротекстиля, который подсоединён к синтезатору речи,
можно будет понять просто по его постукиванию по чувствительной к прикосновению
ткани.
Не повредив материал, одежду можно
стирать, наматывать вокруг предметов или складывать. Учёный говорит, что
материал можно запустить в дешёвое массовое производство.
Вопрос: можно
ли качества материала, о которых говорилось в тексте, проверить с помощью
научного эксперимента в лаборатории? Обведите «Да» или «Нет» в каждой строке.
Умение формулировать выводы и
находить доказательства, подтверждающие или опровергающие эти выводы
Молоко – это первая в жизни
пища, которую получают детёныши млекопитающих. Для их здоровья важно, чтобы
питательные вещества в молоке, которое они употребляют, были идентичными тем,
что и в молоке их матерей. Ниже в таблице указаны основные вещества,
содержащиеся в молоке трёх млекопитающих: коровы, волка и человека. Приведённые
в таблице данные показывают, сколько в среднем жиров, белков и углеводов
содержится в 100 г молока.
Существуют
легенды и истории, рассказывающие о маленьких детях, выросших среди волков и
вскормленных на молоке волчиц. В одной из таких легенд говорится о ребёнке,
который вырос в древние времена в одном из лесов Европы.
Данные
таблицы могут быть использованы как для того, чтобы подтвердить правдивость
этой легенды, так и для того, чтобы её опровергнуть.
Вопрос: используя данные таблицы,
приведите доказательство того, что эта легенда могла быть правдивой.
Также формирование функциональной грамотности осуществляется на
основных идеях модуля «Обучение критическому мышлению». Здесь используются
приёмы:
– «Знаю-Хочу узнать-Узнал;
– «Толстые и тонкие вопросы»;
– «Древо предсказаний»;
– «Верите ли вы?»;
– таблица «Синтез»;
– Закончи предложение».
Критическое и творческое мышление развиваются в синтезе. Применяя
в педагогической практике приемы технологии критического мышления, мы тем самым
способствуем творческому и интеллектуальному развитию обучающихся.
Учителя
технологии организовывают работу в группах и в паре, создают условия для
развития коммуникативной компетенции, а значит формированию учеников
взаимодействовать с другими, планировать и осуществлять совместную
деятельность, анализировать результаты совместной деятельности оценивать вклад
каждого члена группы.
Организуя
уроки в групповой форме, и наблюдая за учениками, хочется отметить, во-первых,
происходит сплочение ребят, во-вторых, у детей развивается критическое
мышление, и, в-третьих, создается чувство здоровой конкуренции.
Подобная
система работы помогает формировать на уроках и внеурочной деятельности функциональную
грамотность учащихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает
внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учащихся.
Как говорил Ушинский «Ребёнок- не
сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь»
МБОУ «СШ № 30 им. С. А. Железнова»
Отвечаем на вопрос: Зачем изучать финансовую грамотность на уроках «Технологии»?
Выполнила учитель технологии:
Смолина Зоя Михайловна
Отгадайте пожалуйста загадки:
Из кармана в карман скачет.
Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, а у других нас нет.
Правильно: Это монета и деньги.
Зная ключевые слова, сформулируем тему «Финансовая грамотность обучающихся»
Наши дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Финансовую грамотность необходимо изучать для того, чтобы дети были информированными в части работы финансовой системы, знания и навыки в этой сфере позволяют научиться правильно ориентироваться в финансовой отрасли, принимать верные решения, грамотно управлять своими средствами, вести учёт доходов и расходов, планировать свой бюджет, преумножать деньги.
Многие разделы программы по технологии включает в себя уроки финансовой грамотности:
Раздел «Производство»: Какой выбрать пиломатериал: выгоднее сухой или влажный?
Что выгодней купить несколько ручных инструментов или один многофункциональный?
В разделе Маркетинг, изучаем денежный рынок, удовлетворяющий людские нужды, дающий возможность занимать, ссужать, копить деньги и гарантировать их сохранность.
Раздел: «Морепродукты. Рыбные консервы и пресервы»
Вы знаете, как выбирать рыбные консервы? Можно купить и дешёвые, и дорогие. А что будет экономичней и полезней. Разбираем разных производителей продукции. Например, производитель «Доброфлот». Выяснили: Консервы с надписью «сделано морем» и маркировкой 13 – сделаны на суше. Туда рыбу привезли. А консервы с надписью «сделано в море» и маркировкой П08 сделаны на плавучем рыбзаводе из свежей, только что выловленной рыбки. И цена меньше и вкуснее.
Раздел «Основы рационального питания» составление меню на определенную сумму. Новый год скоро, вы покупаете продукты на праздничный стол. А во сколько обойдётся это застолье? Вы знаете?
Раздел «Технологии растениеводства»: что выгоднее: вырастить на приусадебном участке или купить в магазине? Из одного пакетика семян можно вырастить много рассады. Весной стоимость одного растения стоит как стоимость от 3-х до 10-и пакетов вместе взятых.
При изучении «Текстильные материалы»: зная свойства тканей выбрать нужную и лучше определиться с её стоимостью, чтобы семейный бюджет не пострадал.
При изучении «Семейного бюджета» выполняем задания на уроке. Многие ученики впервые рассчитывают сумму за потраченную электроэнергию, израсходованную воду.
Отметьте те высказывания, которые вы можете отнести к личным финансам, а какие в бюджет своей семьи
Деньги в вашей копилке.
Бабушкин кошелёк с деньгами.
Премия за победу в олимпиаде по математике.
Ваши карманные деньги.
Отложенные мамой деньги на оплату за квартиру.
Подаренные вам на день рождения деньги.
Человек должен уметь не только зарабатывать, но и тратить деньги так, чтобы они приносили пользу и удовлетворение.
Разделите виды доходов и расходов.
Зарплата папы 50 000 тыс рублей.
Оплата коммунальных услуг.
Плата за обучение сына.
Накопления в банке.
Оплата мобильной связи.
А решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день .
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Ребята слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают, что деньги позволяют получить желаемое, и проявляют стремление к самостоятельному использованию денег. Необходимость проведения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена тем, что дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. Они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует определенного уровня финансовой грамотности.
Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Считаем, что формировать финансовую грамотность младших школьников можно через интеграцию урочной и внеурочной деятельности. Например, средствами содержания предметов математики, окружающего мира, технологии, литературного чтения и других.
Один из способов интеграции указанных направлений, который мы приняли за основу в нашей образовательной организации с 1 по 4 классы в УМК «Школа России», представлен в таблицах 1-4.
Интеграция материалов по финансовой грамотности
с предметным содержанием (1 класс)
с предметным содержанием (2 класс)
с предметным содержанием (3 класс)
с предметным содержанием (4 класс)
Для организации работы по формированию у младших школьников финансовой грамотности мы используем пособия и электронные ресурсы.
Формирование финансовой грамотности младших школьниковна уроках математики осуществляется через формирование элементарных представлений о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества. Уже в начальных классах учащиеся начинают освоение основных терминов, составляющих суть экономики: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др. Решая задачи, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости, учащиеся младших классов учатся теоретически решать финансовые проблемы.
Для осознанного понимания необходимости формирования экономических знаний учащиеся должны уметь:
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;
– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
Рассмотрим содержание тем по финансовой грамотности в курсе математики в начальной школе (ориентируясь на УМК «Школа России»).
– В 1 классе учащиеся знакомятся с числами, цифрами для записи этих чисел; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости – копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться пересчитывать и отбирать монеты для оплаты какого-либо продукта в пределах 20.
– Во 2 классе вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Учащиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках: появляются монеты и купюры в пределах 100 р., так как счет во втором классе идет в пределах 100. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Появляется понятие цена товара, количество, стоимость покупки. Учащиеся решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Во 2 классе ведется уже разговор о карманных деньгах, что у ребенка есть какие-то карманные деньги, которые он может тратить, например, на школьные обеды.
– В 3 классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 р., учатся переводить рубли в копейки и обратно. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена*количество = стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Карманные деньги уже могут быть в пределах 1000 рублей. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т.д.
– В 4 классе увеличиваются денежные знаки до 1 000 000 рублей. Также учащиеся продолжают учиться переводить рубли в копейки и обратно. С помощью формулы стоимости покупки они решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.
Можно утверждать, что финансовая грамотность в курсе математики дает положительные результаты, так как:
– значительно увеличивает активность детей на уроке;
– развивает внутреннюю мотивацию к учению;
– усиливает познавательные мотивы;
– расширяет личный опыт учеников;
– преодолевает изолированность математики от реальной жизни;
– повышает качество и прочность знаний;
– повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);
– приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.
На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения специальных рассказов, сказок (например, «Приключения Буратино», «Мужик и медведь» и другие).
Устное народное творчество также является важным ресурсом формирования понятия взаимосвязи экономии и экологии. С этой целью, например, предлагаем учащимся пословицы: первую часть пословицы в одной колонке, вторую часть – в другой. Задание: прочитать начало пословицы, найти смысловой конец, установить связь с экономикой и экологией. В каких пословицах говорится о времени?
Труд человека кормит, а трудами.
Мал золотник, лучше большого безделья.
Готовь сани летом, один отрежь.
Не сиди сложа руки, тем больше дров.
Назвался груздем, пригодиться напиться.
Маленькое дело, да дорог.
Семь раз отмерь, полезай в кузов.
Жизнь измеряется не годами, не будет скуки.
Чем дальше в лес, а лень портит.
Не плюй в колодец, а телегу зимой.
Уроки окружающего мира в начальной школе дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности. У МК «Школа России» предусматривает изучение таких тем, как «Для чего нужна экономика», «Что такое деньги», «Государственный бюджет», «Семейный бюджет», «Экономика и экология». Особое место при формировании экономических понятий у учащихся следует уделять экономии ресурсов. Для этого необходимо продумывать расходы. Предлагаем учащимся вспомнить, какие расходы были сделаны в семье за последнюю неделю, занести их в нужный столбик и подумать, на что можно потратить свои сбережения.
принадлежит особая роль, так как решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день. На уроках технологии обучающиеся знакомятся с элементами финансовой грамотности. Учебные материалы и задания при этом важно подбирать в соответствии с возрастными особенностями детей и включать задачи, практические задания на построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. Например, на уроках «кулинарии» – рассчитать стоимость блюда. А что выгоднее: вырастить овощи и фрукты на приусадебном участке или купить в магазине? При изучении швейного дела: какую выбрать ткань, ее стоимость, чтобы семейный бюджет не пострадал. Какой выбрать пиломатериал: выгоднее сухой или влажный? Ученики впервые рассчитывают сумму за потраченную электроэнергию, составляют меню на определенную сумму. Обучающиеся погружаются во взрослую жизнь, узнают, что такое налоги, кредит.
Следует отметить, что в основе формирования финансовой грамотности младших школьников наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые предусматривают приобретение специальных компетенций в процессе решения практических учебных задач. Считаем уместным в качестве таких технологий на уровне начального образования применить игровую и проектную, а также обратить внимание на исследовательскую деятельность по данной тематике.
Особая роль формированию финансовой грамотности средствами проектной технологии отводится на уроках окружающего мира и технологии. Кроме того, наши учащиеся имеют опыт работы над проектом по созданию «Детского экономического словаря».
Наша школа принимает активное участие в формировании финансовой грамотности у школьников:
– МОУ ООШ №13 входит в тройку лидеров по просмотру уроков по финансовой грамотности в Александровском муниципальном округе;
– участвует в вебинарах, веб-конференциях по финансовой грамотности;
– наши ученики участвуют во всероссийских онлайн-олимпиадах, викторинах по финансовой грамотности;
– ежегодно участвуют в марафоне по финансовой грамотности;
– учителя и учащиеся школы периодически проходят онлайн-тестирование по финансовой грамотности;
– в декабре 2020 года 50% учащихся и преподавателей участвовали во всероссийском онлайн-зачёте по финансовой грамотности;
– традиционными стали Дни финансовой грамотности в нашей школе.
Результаты участия школьников МОУ ООШ № 13 в мероприятиях по формированию финансовой грамотности в период 2020-2021 учебного года представлен в таблице 5.
Конечно же, для обобщения результатов должен пройти не один год работы. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если включать темы по финансовой грамотности в урочную и внеурочную деятельность.
Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества.
Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. М.: ЦИПСиР, КНОРУС, 2012.
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2012. – 317 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный №15785).