ПРОГРАММА УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ

Федеральный
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС
НОО), утверждённый приказом Министерства Образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 № 373 в редакции от 18.12.2012 (для 1-4 классов);

План
внеурочной деятельности МОУ «СОШ №39»;

Программа
курса соответствует современным принципам обучения: доступности,
преемственности, индивидуальности, результативности. Курс «Финансовая
грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного
экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных
формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических
ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социально-экономическую
направленность, данная программа создает условия для развития не только
экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их
возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных
классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы. На начальной стадии
обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим
содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на
предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических
понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать
представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в
сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники
начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества
труда. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт
распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34
учебных часов, из расчёта 1 часа в неделю в рамках внеурочной деятельности.
Программа разработана на четыре года обучения.

Актуальность
и ценность данной программы в том, что она направлена на развитие способностей
обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу,
расширяет круг интересов обучающихся и их кругозор. Обучение финансовой грамотности
целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем
раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем
раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Формирование
полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет
избежать многих ошибок по мере взросления, направлено на приобретение
финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и
благополучия на протяжении жизни.

Цели и задачи программы:

развитие экономического образа мышления, воспитание
трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости,
ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.

формирование
базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах
управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об
общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных
рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;

формирование
у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков
планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;

формирование
понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на
необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;

формирования
навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;

формирование
навыков составления бизнес – плана для обеспечения продуманности действий в
будущем;

обучение
основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек. Основные
содержательные линии курса: – деньги, их история, виды, функции; – семейный
бюджет. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики,
литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в
соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические
задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса
формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а
также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Основные содержательные линии курса: – деньги, их история,
виды, функции; – семейный бюджет. Освоение содержания опирается на
межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира.

Практическая значимость курса

Программа повышает уровень
развития способностей учащихся в области финансов, мотивацию к учебному
процессу, расширяет круг интересов, которые не входят в школьную программу

Программа реализуется через
следующие формы занятий:

Ситуационные игры — это
подвид активного социально-психологического обучения, метод социального
тренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют в
соответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствам
сформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том,
как действовать в таких ситуациях.

— это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его
активность, самостоятельность и т. д.

— это деятельность, главной целью которой является образовательный результат,
она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа
мышления.

—– это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить
наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практические
работы.


метод осуществления образования, при котором имитируется принятие решений
руководящими работниками или специалистами в различных деловых ситуациях,
нередко при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости,
обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица), принимающих решения вступают в
диалог организатором игры или с персональным компьютером, который предъявляет
им последствия принятого ими решения, задавая новый цикл «проблема – решение –
последствие (проблема) и т.д.»


метод осуществления образования, при котором периодически организуется
дискуссионная площадка, обучающиеся становятся участниками дискуссий, таким
образом постепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения –
независимого, объективного анализа тех или иных социальных процессов, в
качестве участников дискуссий могут приглашаться эксперты, специалисты,
исследователи.

Для того чтобы интерактивная
форма занятия была эффективной и продуктивной, необходимо пользоваться
несколькими условиями:

в
работу вовлечены все участники;

используются
технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения;

обеспечивается
психологическая подготовка участников: постоянно поощряются за активное участие
в работе, предоставляется возможность для самореализации.

Система представленных на занятиях задач и
упражне­ний позволяет решать все три аспекта дидактической цели: позна­вательный,
развивающий и воспитывающий.

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания,
воображения.

Формирование общей способности искать и находить новые ре­шения,
необычные способы достижения требуемого результата, но­вые подходы к
рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслитель­ной
деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синте­зировать, обобщать,
выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы.

Развитие двигательной сферы.

Воспитание системы нравственных межличностных отношений
(формировать «Я-концепцию»).

Место курса внеурочной
деятельности «Азбука финансовой грамотности» в учебном плане

Программа
рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 40 минут в 2-4
классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Освоение программы курса «Азбука финансовой
грамотности» направлено на достижение следующих результатов, соответствующих
требованиям ФГОС НОО:

осознание
себя как члена семьи, общества и государства;

овладение
начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

развитие
самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

развитие
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах
внеурочной деятельности.

понимать
цели своих действий;

составлять
простые планы с помощью учителя

проявлять
познавательную и творческую инициативу;

оценивать
правильность выполнения действий;

адекватно
воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные.
Обучающийся научится:

освоению
способов решения проблем творческого и поискового характера;

использовать
различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

овладение
логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;

овладение
базовыми предметными и межпредметными понятиями.

составлять
текст в устной и письменной формах;

слушать
собеседника и вести диалог;

признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.

понимать
и правильно использовать экономические термины;

иметь
представление о роли денег в семье и обществе;

уметь
характеризовать виды и функции денег;

знать
источники доходов и направлений расходов семьи;

уметь
рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет

определять
элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения

проводить
элементарные финансовые расчеты.

СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» (1-4 КЛАССЫ)

1
класс (33 ч)

Введение
в экономику (1 час)

Виды
деятельности: Познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая

Формы
деятельности: Дискуссия; беседа;

Потребности.
Что такое «потребность». Какие бывают потребности. Домашнее хозяйство.
Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет
семьи.

Виды
деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая.

Формы
деятельности: беседы, поисковые исследования, викторины, работа в группах и
парах, коллективная и индивидуальная работа, игры

Товары
и услуги (11 часов)

Формы
организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная
работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные
исследования.

Зачем
нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги.
Что такое источник дохода. Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля.
Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.

2
класс (34 часа)

Что
такое деньги и откуда они взялись (9 часов)

Понятие
«товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег –
товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных
металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными
деньгами. Появление первых монет и о монетах разных государств.

Виды
деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

Рассмотрим
деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)

Монеты,
бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных
денег.

Какие
деньги были раньше в России (6 часов)

Древнерусские
товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые
русские монеты.

Современные
деньги России и других стран (11 часов)

Современные
деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег.
Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных
расчетов. Функции банкоматов.

3
класс (34 часа)

Откуда
в семье деньги (9 часов)

В
ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство,
выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного
человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от
профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может
получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям,
инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с
тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники,
которые обманом отбирают у людей деньги.

На
что тратятся деньги (10 часов)

Куда
люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы обязательные и
необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их создать, где хранить.
Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно
взять в долг.

Как
умно управлять своими деньгами (5 часов)

Здесь
даются понятия: бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и
расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Как
делать сбережения (10 часов)

Учащиеся
узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения,
вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

4
класс (34 часа)

Богатство
и бедность (14 часов)

Как
создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли,
полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты
трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость. Открытия и
изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства.
Ценности материальные и нематериальные. Богатство и культура. Меценаты — люди,
помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие. Налоги — часть
дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу.
За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки,
школы, интернаты, детские дома.

Труд
— основа жизни (12 часов)

Ценность
и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник
материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная
плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость
успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате
труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе
труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда.
Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом
создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и
искусства, памятники). Результатом труда людей является продукт труда. Это
полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).
Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

Как
товары производят (8 часов)

Всё,
что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы —
материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные
ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека,
необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди,
которые создают товары. Важность труда людей разных профессий. Производители —
люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя
может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места,
где производят товары.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 1-4 КЛАССЫ

1 КЛАСС (33 часа)

2 КЛАСС (34 часа)

3 КЛАСС (34 часа)

4 КЛАСС (34 часа)

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Литература,
поддерживающая образовательную линию УМК Перспектива

Примерная
основная образовательная программа образовательного учреждения / М – во
образования и науки Рос. Федерации.  – М.: Просвещение

Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования / М – во
образования и науки Рос. Федерации.  – М.: Просвещение

Планируемые
результаты начального общего образования / М.: Просвещение

Оценка
достижений планируемых результатов в начальной школе / М.: Просвещение

Как
проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / под ред. А. Г.
Асмолова. – М.: Просвещение

Примерные
программы внеурочной деятельности / М.: Просвещение

Внеурочная
деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д. В.Григорьев,
П. В.Степанов. – М.: Просвещение

Проектные
задачи в начальной школе / под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение

Формирование
универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли /под ред.
А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение

Сайт
журнала «Семейный бюджет»

Журнал
«Работа и зарплата» —

Портал
«Профориентир» «Мир профессий» –

Сайт
«Все о пособиях» —

Сайт
«Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» —

Сайт
«Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» —

Сайт
«История денег» —

Портал
«Профориентир» «Мир профессий» —

Сайт
«Всё о пособиях» —

Сайт
«Основы экономики» —  Содержит
учебно-методические материалы для школьного курса экономики от начальной до
старшей школы. Раздел «Инфотека» включает учебные тексты, ситуации для анализа,
задачи и тесты, статистические данные, исторические сюжеты. Раздел «Игротека»
содержит большое количество ролевых игр и моделирующих упражнений для учащихся
основной и старшей школы. Также на сайте имеется путеводитель по истории
экономической мысли и обзор основных ресурсов российского и зарубежного
Интернета, посвящённых школьному образованию.

Классная
магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Персональный
компьютер с принтером.

Экспозиционный
экран. Размер не менее 150 х 150 см

Кузнецова
О. С., Сасова И. А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы»

Детский
экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.

Шведова
И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.

Экономика
для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО. – М.,
2003.

Прутченков
А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.

Смирнова
А. С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001

Экономика.
Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал Экономика в
школе; № 2, 2005.

Кларина
Л. М. Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.:
Витапресс; 1997.

Забродина
И. П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов. Московская экономическая
школа.

Скачано с www.znanio.ru

«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Порядина Елена Викторовна,

учитель истории и обществознания

1. Пояснительная записка 3

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности 5

3. Содержание курса внеурочной деятельности 7

4. Тематическое планирование 12

программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов гимназии в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность – необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

данного курса является то, что он базируется на подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

– формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

– создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

– формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

– освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

– овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

– формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

– формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

– воспитывать ответственность за экономические решения.

Сроки реализации программы – 5 лет.

Объем часов, отпущенных на занятия – 34 часа в год при 1 часе в неделю.

Формы реализации программы.

Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:

Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;

2. Методы диалога и полилога;

3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;

4. Игровые методы;

5. Методы диагностики и самодиагностики;

6. Технологии критического мышления;

7. Информационно-коммуникационные технологии;

8. Технологии коллективного метода обучения.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.

изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

– осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

– овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

– участие в принятии решений о семейном бюджете.

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

– использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

– формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

– понимание цели своих действий;

– планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

– проявление познавательной и творческой инициативы;

– оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

– адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

– составление текстов в устной и письменной формах;

– готовность слушать собеседника и вести диалог;

– готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

– умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

– определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

– понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

– понимание и правильное использование экономических терминов;

– освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

– приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

– развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

– развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

5 класс (34 часа)

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов).

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа « Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи»Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов).

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).

Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов).

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини-проект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час)

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

6 класс (34 часа)

Раздел 1. Основная проблема экономики (3 часа).

Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». Практическая работа «Сетка принятия решения».

Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок (2 часа).

Познавательная беседа «Частная собственность». Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».

Раздел 3. Формы организации бизнеса (4 часа).

Познавательная беседа «Единоличное владение». Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)». Ролевая игра «Акционерное общество». Мини-проект «Организация фирмы».

Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом (6 часов).

Раздел 5. Ты – потребитель (4 часа).

Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права». Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». Конкурс на самое экономное использование ресурсов.

Раздел 6. Законы спроса и предложения (4 часа).

Аналитическая работа «Закон спроса». Решение экономических задач «Кривая спроса». Практическая работа «Закон предложения». Решение экономических задач «Кривая предложения».

Раздел 7. Рыночное равновесие (2 часа).

Познавательная беседа «Рыночное равновесие». Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке».

Раздел 8. Возникновение банков (2 часа).

Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». Практическая работа «Заем, виды займов».

Раздел 9. Потребитель финансовых услуг (2 часа).

Деловая игра «Работа банка». Деловая игра «Я хочу взять кредит».

Раздел 10. Профессии банковской сферы (2 часа).

Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». Дискуссия «Значение работы банков для потребителей».

Раздел 11. Проектная деятельность (3 часа).

7 класс (34 часа)

Раздел 1. Личное финансовое планирование

Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?» Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала». Творческая работа «Модель трех капиталов». Мини-проект «Ресурсосбережение – основа финансового благополучия».

Раздел 2. Финансы и кредит (9 часов).

Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». Практическая беседа «Виды кредитов». Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» Решение экономических задач «Арифметика кредитов». Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов». Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов». Круглый стол «Финансовые пирамиды». Познавательная беседа «Ипотека». Решение экономических задач «Арифметика ипотеки».

Расчетно-кассовые операции (3 часа).

Решение практических задач «Обмен валют». Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод». Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими».

Раздел 4. Инвестиции (6 часов).

Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги». Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги». Решение экономических задачИнвестиции в драгоценные металлы». Что такое ПИФы?» Выступления учащихся «Депозиты и их виды». Ролевая игра «Управляющие».

Раздел 5. Страхование

Творческая работа «Участники страхового рынка». Аналитическая работа «Личное страхование». Правовая консультация «Страховые накопительные программы». Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг».

Пенсии (3 часа).

Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы». Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»

Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность

Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос». Практическая работа «Социальный найм жилья».

Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность».

8 класс (34 часа)

Раздел 1. Потребительская культура (3 часа).

Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы». Круглый стол «Поговорим о культуре питания».

Раздел 2. Потребитель и закон (4 часа).

Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». Интерактивная беседа «Психология потребителя». Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».

Раздел 3. Потребитель – король на рынке (3 часа).

Познавательная беседа «Что такое рынок?» Ролевая игра «Виды и способы торговли». Решение экономических задач «Дешевле только даром».

Раздел 4. Куда уходят деньги? (4 часа).

Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». Познавательная беседа «Каждый платит налоги».

Раздел 5. Информация для потребителя (6 часов).

Раздел 6. Искусство покупать (5 часов).

Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты питания?» Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» Бытовая техника: всерьез и надолго». Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять».

Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг (2 часа).

Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами». Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».

Раздел 8. Кто защищает права потребителей (5 часов).

Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?» Правовая консультация «Кто защищает потребителя?»

Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся (1 час)

Раздел 10. Защита проектов (1 час)

9 класс (34 часа)

Управление денежными средствами семьи

Тема 1. Происхождение денег.

Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»

Тема 2. Источники денежных средств семьи.

Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» От чего зависят личные и семейные доходы?»

Тема 3. Контроль семейных расходов.

Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»

Тема 4. Построение семейного бюджета

Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 часов).

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.

Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему).

Раздел 3. Риски в мире денег

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». О ЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». Чем поможет страхование?»

Тема 8. Риски в мире денег.

Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы.

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.

Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Польза и риски банковских карт?»

Тема 10. Собственный бизнес.

Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?»

Тема 11. Валюта в современном мире.

Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение экономических задачМожно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» Осуществление проектной работы.

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов).

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.

Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?»

Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.

Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?» Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

C 26 октября по 15 декабря – методические вебинары для педагогов

ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Для учащихся средних и общих образовательных организаций

Для студентов профессиональных образовательных организаций

Для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Оцените статью