ДЕньги настояЩиЕ и
нЕнастояЩиЕ
Если нУЖно вЗвЕШивать
- Овощи
- Ваша сдача
- Составьте текст
- Рискованные действия
- Трудное решение
- _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ кто потеряет деньги
- Плакат-предупреждение
- Доходы и расходы семьи
- Экскурсия с классом
- Список расходов
- Составьте бюджет
- Какая у кого валюта
- В гостях у сказки
- Сколько рублей
- ЗанятиЕ 3
- ЗанЯтие 2
- Выберите поговорку
- Жертвы обмана
- Советы одноклассникам
- Где можно встретить мошенника
- ИЗ Чего состоЯт доходы семьи
- Как я могу помочь семье
- Как меняются доходы семьи
- Полезное увлечение
- Текст с пропусками
- Стихи-загадки
- ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
- Помогите Пекарю
- Поиграем в дизайнера
- ЗанЯтие 1
- Найди пару
- Совет 2
- Список покупок
- ЖиЗненнаЯ математика
- Подарок на день рождения
- Полезный плакат
- Покупки
- Рекламный плакат
- ЗанЯтие 5 сколько стоит «своё дело»
- Мишка-бизнесмен
- Загадочная надпись
- ЗаЧем Планировать расходы семьи
- Подсчитайте убытки
- Рубли и копейки
- Пирожки
Овощи
Цена 1 кг картофеля – 30 рублей, лука – 25 рублей, свёклы – 35
рублей.
Ваша сдача
Мама на рынке купила арбуз весом 11 кг по цене 15 рублей за 1
кг.
Сколько денег истратила мама?
Составьте
текст
Памятка покупателю на
рынке
Придя на овощной рынок и подойдя к прилавку, _______________
изучи ____________ и их ____________ .
Выбери _____________________________ тебе товар.
Сообщи продавцу, сколько ___________________ каждого товара тебе
необходимо.
Внимательно наблюдай, как продавец _________________ твою
покупку.
_________________________ стоимость, которую назовёт тебе
продавец.
Расплатись за _______________________.
товар, цена, внимательно, необходимый,
килограмм, взвешивать, пересчитать, сдача, покупка.
Елена
Лазаревна Рутковская – руководитель коллектива
Наталья Валерьевна Штильман
Рабочая тетрадь адресована младшим
школьникам. Она является частью учебно-методического комплекта по финансовой
грамотности, подготовленного по заказу Банка России. Тетрадь включает в себя
задания, способствующие формированию разумного финансового поведения младших
школьников на основе применения в жизненных ситуациях представлений о
финансовых продуктах и финансовых отношениях.
Генеральный
директор М. Б. Миндюк
Художественный
редактор Е. Ю. Воробьёва
Компьютерная
вёрстка и макет В. С. Торгашова
Художник А. С. Хабибова
Подписано в
печать 22.06.2020 г. Формат 60х84/8. Бумага офсетная.
Печать
офсетная. Усл. печ. л. 3,5.
Тираж 130 экз. Заказ №
125445, Москва, ул. Смольная, д. 24А,
этаж 7, пом. I, ком. 14
А. А. Козлова и др., 2019
Финансовая грамотность
3 класс
Анна Александровна Козлова
Мария Александровна Лангер
Анастасия Владимировна Половникова
Елена Лазаревна Рутковская
Галина
Владимировна Рыченкова Наталья Валерьевна Штильман
Рабочая тетрадь адресована младшим школьникам. Она является
частью учебно-методического комплекта по финансовой грамотности,
подготовленного к апробации по заказу Банка России. Тетрадь включает в себя
задания, способствующие формированию разумного финансового поведения младших
школьников на основе применения в жизненных ситуациях представлений о финансовых
продуктах и финансовых отношениях.
Генеральный директор М. Б. Миндюк
Редактор Д. П. Локтионов
Художественный редактор Е. Ю. Воробьева
Компьютерная
вёрстка и макет Е. В. Лупенко Художник А. С. Хабибова
Подписано в печать 07.12.2018 г. Формат 60х84/8. Бумага
офсетная.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 3,0.
Тираж
250 экз. Заказ №
ООО «Издательство «Интеллект-Центр»
125445,
Москва, ул. Смольная, д. 24А, этаж 7, пом. I, ком. 14
А. В. Половникова и др., 2018
когДа рискУЕШь ДЕньгами
Рискованные действия
Распределите действия в две группы – рискованные действия и
действия, лишённые риска.
Съесть невымытый фрукт.
Избегать безлюдных мест.
Перебегать улицу на красный свет светофора.
Дать деньги в долг.
Участвовать в уличной лотерее.
Проверить сдачу, которую дал продавец в магазине.
Взять конфету у незнакомого человека.
Трудное
решение
Медведь планирует вложить деньги в новую пасеку. Ему нужно
приобрести 4 улья с пчёлами по 60 монет каждый, закупить банки для мёда не
менее 40 штук (каждая банка стоит 3 монеты), арендовать место на рынке на три
дня (один день стоит 8 монет).
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________ кто потеряет деньги
Деньги могут не вернуть – __________________________________
Банк может закрыться – _____________________________________ _____________________________________________________________
Может стать меньше покупателей – ____________________________
_____________________________________________________________
Предприятие может не заработать денег – _____________________
_____________________________________________________________ слова-подсказки:
владелец магазина; давший деньги в долг; вложивший деньги в предприятие;
положивший деньги на счёт в банке.
Плакат-предупреждение
Нарисуйте плакат, который напомнит об опасностях рискованных
действий.
ЗаЧЕм сЕмьЕ сБЕрЕЖЕния
Доходы и
расходы семьи
ВЫИГРЫШ В ЛОТЕРЕЮ
ПРИБЫЛЬ ОТ БИЗНЕСА
Экскурсия с классом
«Мама, папа! Весь класс едет на экскурсию в другой город, я бы
тоже хотела», – сказала Люся в день получения родителями зарплаты. « Хорошо, –
сказала мама. – Мы с папой как раз рассчитываем наши траты на предстоящий
месяц. Твою экскурсию мы не запланировали. Однако было бы совсем неплохо, если
бы ты съездила. Может быть, ты найдёшь, на чём можно сэкономить. Вот посмотри
список наших трат на следующий месяц». И мама протянула Люсе блокнот, в котором
были записаны предстоящие расходы.
Список расходов
Тёплые ботинки
трёхлетнему брату.
Оплата электричества,
воды, телефона.
Расходы на транспорт.
Совместный поход в
кафе.
Кум Тыква экономил деньги и покупал по 4 кирпича каждый год.
Всего он скопил 120 кирпичей.
Составьте бюджет
Помогите семье составить бюджет на месяц.
Запишите в
соответствующие колонки.
Питание – 33 тыс. рублей
Прибыль от бизнеса мамы и папы – 50 тыс. рублей
Товары для дома – 6 тыс. рублей
Оплата коммунальных услуг (свет, вода, электричество) – 7 тыс.
рублей
Пенсия дедушки – 12 тыс. рублей
Телефон, Интернет – 1 тыс. рублей
Уроки английского языка младшей сестры – 4 тыс. рублей
Стипендия старшего брата – 2 тыс. рублей
Транспорт – 3 тыс. рублей
ДЕньги в раЗнЫХ странаХ
Какая у кого валюта
Петя с родителями за границей. Он очень хочет попасть в парк
аттракционов. Входной билет стоит 25 евро. Нужно купить хотя бы два билета.
Папа говорит Пете, что у него остались только рубли и нужно обменять деньги. 1
евро стоит 75 рублей. У папы есть 4000 рублей.
Загадки в кроссворде
Знай
российскую валюту Ты в любое время суток!
Деньги местные – _______
Что
в деньгах в семью идёт, Называется ________.
Если
деньги отложить, Сможешь многое купить!
Забыть про все лишения Помогут ________________.
Рубли,
юани, кроны, евро – Знаете вы их, наверно. На них мы вещи покупаем, И словом
общим называем!
Только
те, кто трудятся, На неё любуются. Всем работникам за труд Дважды в месяц
выдают.
В
гостях у сказки
Давайте представим, что мы отправляемся в путешествие на родину
сказочных героев.
ЗОЛУШКА ПЕТРУШКА ЧИПОЛЛИНО
КОЛОБОК КАРЛСОН ТРИ
МЕДВЕДЯ
Сколько
рублей
Приехав во Францию, Кирилл и Михаил отправились менять рубли на
евро. После обмена у них оказалось 40 евро.
Ответы на кроссворд к занятию «Деньги в разных странах»
Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2– 3 классов в сфере экономики семьи.
Курс рассчитан на 16 часов (2–3 классы).
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Финансовая грамотность: учебная программа. 2 – 3 классы общеобразовательной организации
Программа курса «Финансовая грамотность» составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся – С. Федин). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, приведён учебно-тематический план занятий, описаны формы и методы организации образовательного процесса, представлен перечень учебно-методических ресурсов.
Учебная программа 2020 (PDF, 246 Кб)
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2,3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях. Предлагаемое пособие поможет учащимся 2 и 3 классов освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В доступной и занимательной форме в пособии изложены начальные базовые понятия из мира финансов, рассказывается об истории денег и о современных деньгах. Дети также узнают, как формируются доходы семьи, на что в семье тратятся деньги и как с умом ими управлять
Материалы для учащихся 2020 (часть 1) (PDF, 25.56 Мб)
Материалы для учащихся 2020 (часть 2) (PDF, 9.16 Мб)
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2 – 3 классы общеобразовательной организации
Пособие содержит методические рекомендации по преподаванию курса «Финансовая грамотность» во 2 и 3 классах общеобразовательной школы. Для каждого занятия определены цель и ключевой вопрос для обсуждения, описана организация учебной деятельности, приведены ответы к заданиям в рабочей тетради.
Методические рекомендации для учителя 2020 (PDF, 522 Кб)
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2 – 3 классы общеобразовательной организацииПособие фокусирует внимание родителей на темах курса «Финансовая грамотность», который их дети начали изучать на уроках в школе. В пособие включены следующие материалы: информация о том, что именно проходит ребёнок на занятиях в классе, содержание домашних заданий и ответы к ним, вопросы для совместного обсуждения с ребёнком, дополнительная информация для родителей по изучаемым темам, ссылки на полезные интернет-ресурсы.
Материалы для родителей 2020 (PDF, 311 Кб)
Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2 – 3 классы общеобразовательной организации
В пособие включены задания для текущего и итогового контроля знаний обучающихся по всем темам курса «Финансовая грамотность» для 2 и 3 классов. Это проектные, исследовательские и тестовые задания, практические задачи и кроссворды. Предлагаемый материал позволит педагогам провести проверку знаний, скорректировать методику преподавания, выявить темы, которым необходимо уделить дополнительное внимание.
Рабочая тетрадь 2020 (PDF, 402 Кб)
ЗанятиЕ 3
лЕгко ли вЕсти своЁ
ДЕло
фальшивые, подлинные, законные, неподдельные.
ответ:
________________________________________________________ Пояснение:
___________________________________________________ _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
ЗанЯтие 2
Лживые,
нечестные слова или поступки человека.
Ловкий,
хитрый приём, применяемый с целью достигнуть чего-либо.
Открытые,
положительные отношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и
доброжелательности другого человека.
Забота
о своей безопасности.
Металлические
или бумажные знаки, которые являются мерой стоимости при купле-продаже.
Чувство,
которое испытывает обманутый человек.
Человек,
совершивший что-либо запрещённое законом.
Выберите
поговорку
Нет ничего дороже доверия.
Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Нет доверия – нет дружбы.
Жертвы обмана
Согласно истории о Фунтике, поросёнок обманул одиннадцать
мальчиков, пятнадцать девочек и одного очень доброго старичка.
Советы одноклассникам
Заполните
пропуски в предложениях, чтобы получились советы одноклассникам.
НИКОГДА НЕ ________________________
ВОПРОСы, СВяЗАННыЕ С ДЕНьГАМИ, c НЕЗНАКОМыМИ ЛЮДьМИ ПО ТЕЛЕФОНУ.
НИКОГДА НЕ ________________________ В
РОЗыГРыШАХ И ЛОТЕРЕяХ, ЕСЛИ НЕ УВЕРЕНы В ТОМ, ЧТО ПЕРЕД ВАМИ НЕ МОШЕННИКИ.
НЕ _______________________ ДРУГИМ ЛЮДяМ
СВЕДЕНИя О БАНКОВСКИХ КАРТАХ РОДИТЕЛЕй.
НЕ ______________________ НА НЕЗНАКОМыЕ
САйТы В ИНТЕРНЕТЕ.
Где можно встретить мошенника
Создайте
плакат, предупреждающий о том, где можно встретить мошенника.
мошенникам
не доверЯй и в авантюры не встуПай!
ИЗ Чего состоЯт доходы
семьи
Рассмотрите
картинки. Соедините картинку и соответствующий ей доход.
Как я могу помочь семье
Составьте
вместе с родителями список дел, которыми вы можете помочь сохранить или
увеличить доходы своей семьи.
как Я могу ПомоЧь своей семье:
Как меняются доходы семьи
Зарплата папы – 50 тысяч рублей;
Пособие мамы – 6 тысяч рублей; Пенсия бабушки
– 15 тысяч рублей; Стипендия сестры – 3 тысячи рублей.
Сестра плохо сдала экзамены в институте
и с февраля перестала получать стипендию.
В марте папа
за хорошую работу получил премию 30 тысяч рублей.
Полезное увлечение
Может ли рукоделие приносить доход семье?
Предложите, что можно делать своими
руками
Текст с
пропусками
Настоящие _____________ –
это купюры и ______________, выпущенные Центральным ____________ Российской
Федерации. Кроме настоящих денег могут встречаться и ____________. Деньги,
которые рисуют для _____________, – ненастоящие. Встретиться могут и ________________
деньги, – они так похожи на настоящие, что на первый взгляд их даже не
отличить. За подделку денег предусмотрено ____________________. Если в руки
попала фальшивая __________________, ею ни в коем случае нельзя даже пытаться
_____________________.
деньги, монеты, купюра, игры, Банк,
ненастоящие, фальшивые, наказание, расплатиться.
Стихи-загадки
Коль работаешь отлично,
Ждёт тебя твой стимул личный, Можешь смело, так и быть, Тратить
их или копить.
О чём речь? _________________
Раньше, в древние века
(денег не было пока),
Было всё лишь на обмен:
Хлеб орудию взамен.
Звался как у всех людей
Тот обмен? Пиши скорей ______________
Из кармана в кошельки
Скачут резво «кругляшки»,
Их можно тратить и
копить, Потом мечту осуществить.
А падая, звенят нередко,
Ведь из металла что? __________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Что могУт ДЕньги
Помогите Пекарю
На следующий день, в понедельник, Пекарю нужно было не только
изготовить булки, но и оплатить работу хлебопёков и водителей.
Для производства изготовления булок ему нужно было:
Муки – 3 мешка по 20 монет
Яиц – 10 десятков по 10 монет за десяток
Масла – 8 кг по 50 монет
Сахар – мешок за 30 монет
Пекарь считал: в цехе работало 3 хлебопёка. Каждый хлебопёк
должен получить 40 монет. Для транспортировки хлеба необходимо 2 машины. Работа
каждого водителя стоит 40 монет.
За этот день Пекарь произведёт 330 булочек. Пекарь продаёт одну
булочку за 3 монеты.
Поиграем в
дизайнера
ЗДОРОВЬЕ НЕ КУПИШЬ
ЗанЯтие 1
как раЗумно делать
ПокуПки
Найди пару
Соедините стрелочками
пословицы и советы покупателям с похожим смыслом.
Помогите
сформулировать советы покупателям.
Совет 2
Гуляя по магазину, Катя увидела
распродажу обуви и купила три пары босоножек, хотя не планировала эту покупку.
Василий понял, что ему нужны зимние
сапоги, сравнил цены на них в разных магазинах, выбрал тот магазин, где шла
распродажа, и купил хорошие сапоги за полцены.
Виталий проголодался и отправился в
магазин за продуктами.
Мария и Сергей составили список
продуктов и поехали в магазин.
Геннадий взял с собой в магазин
калькулятор, чтобы контролировать стоимость своих покупок.
Наталья кладёт в тележку тот товар,
который ей понравится, не глядя на цену.
Отметьте
знаком «+» те действия покупателей, которые можно считать разумными.
Список покупок
Составьте
вместе с родителями список покупок перед походом в магазин.
После
возвращения из магазина обсудите, помог ли список не потратить больше денег,
чем предполагалось.
ЖиЗненнаЯ математика
У Насти было 100 рублей одной
банкнотой. Она совершила покупку, стоимость которой 50 рублей.
При покупке хлеба Саша получил сдачу в
размере 45 рублей пятирублёвыми монетами.
Подарок на день рождения
У Иры 200 рублей. Девочка решила купить
на день рождения брату воздушные шарики по цене 10 рублей за шарик.
Сколько
денег Ира должна заплатить за покупку 10 шариков?
Полезный плакат
В магазине решили повесить плакат,
призывающий покупателей быть внимательными. Предположите, что на нём может быть
изображено. Нарисуйте подобный плакат.
УВАЖАЕМыЕ
ПОКУПАТЕЛИ! Пересчитывайте сдачу, не отходя от кассы.
Покупки
Витя по просьбе бабушки купил в
магазине батон хлеба и соль, заплатив за покупку 56 рублей.
Рекламный плакат
У нашего Пекаря появился конкурент. Ему нужно привлечь внимание
покупателей к улучшенной булочке, а также к новому товару – безе. Нарисуйте
рекламный плакат для Пекаря.
Придумайте небольшое рекламное стихотворение или слоган.
ЗанЯтие 5 сколько стоит «своё дело»
В воскресенье булочки пользуются особой
популярностью у жителей города. Пекарь считал: для производства булочек в
выходной день ему надо, чтобы в цехе работали 7 хлебопёков. Каждый хлебопёк за
день работы в выходной день получает 50 монет.
Пекарь посчитал: для транспортировки
хлеба ему необходимы 3 машины. Работа каждого водителя в выходной стоит 60
монет в день.
Мишка-бизнесмен
Из бочонка мёда и корзинки клюквы у
Мишки получается 5 банок готового продукта «Клюква в меду».
Сколько
монет потратил Мишка на производство 5 бочек «Клюквы в меду»? По какой цене
Мишка должен продать весь товар, чтобы вернуть затраченные деньги и заработать
5 монет.
Загадочная надпись
Решите примеры и расшифруйте надпись.
15 + 14 О 4 х 3 Л
28 + 12 Е
2 х 8 Т
25 – 14 ь
3 х 7 С
52 + 8 Б
2 х 9 Р
44 – 30 И 5
х 2 А 33 + 33 Д 3 х 5 Г
80 – 50 Ж
3 х 8 В
ЗаЧем Планировать
расходы семьи
Выберите
и подчеркните пословицу, которую можно использовать в качестве совета по
планированию своих трат.
Был
бы ум, будет и рубль. Нет ума, не будет и рубля. Не приходом люди богаты,
а расходом. Денег
куры не клюют. лакомство для мишки
Задание с
картинками
Семья Пети подсчитала, что на каждого
члена семьи в отпуске на один день потребуется:
Питание – 2 тыс. рублей.
Транспорт – 2 тыс. рублей.
Экскурсии – 1 тыс. рублей.
Сувениры – 1 тыс. рублей.
Подсчитайте убытки
Однажды Пекарь не смог работать целый день из-за сильной грозы,
– в пекарне отключили электричество.
Было воскресенье, жители
города ждали свежие булочки.
Накануне пекарь уже купил все необходимые продукты:
Муки – 2 мешка по 20 монет
Яиц – 7 десятков по 10 монет за десяток
Масла – 5 кг по 50 монет
Изюм – коробка за 20 монет
Сухофрукты, орехи и посыпка – 20 монет
Этого должно было хватить на производство 300 булочек по 3
монеты каждая. Но булочек не было. Пекарь понёс убытки.
Рубли и
копейки
300 копеек ______
500 копеек ______
643 копейки _______
945 копеек _______
Пирожки
Медведица напекла пирожков с малиной.
Вместе с медведем они решили, что 1 пирожок можно продать за 12
рублей. Сколько пирожков сможет купить Лиса, если у неё 72 рубля?