горохова Конспект занятия по финансовой грамотности в младшей группе «Знакомство малышей с деньгами»
Конспект занятия в младшей группе «Знакомство малышей с деньгами»
Разработала: Горохова М. Е
Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников.
-познакомить детей с понятиями «деньги», «купюра», «монеты»;
- Публикация «Конспект занятия по финансовой грамотности в младшей группе „Знакомство малышей с деньгами“» размещена в разделах
- Как научить ребёнка финансовой грамотности
- Что такое финансовая грамотность
- Как выбрать материалы и чем заниматься с ребёнком дома
- Ученики 1–4 классов
- Ученики 5–8 классов
- Ученики 9–11 классов
- Как учить детей, если у вас не хватает знаний
- «Большая пятёрка» вопросов от американского нацбюро экономических исследований
- Учитесь вместе с ребёнком и развивайтесь сами
- Используйте игровые методы и проходите бесплатные онлайн-курсы по финграмотности
- Зачем ребёнку финансовая грамотность
- Дошкольный возраст (3–7 лет)
- Покажите ребёнку, как и для чего вы работаете
- Придумывайте игры с деньгами
- Включайте детям мультики про финансы
- Поиграйте в «Магазин»
- Младший школьный возраст (7–11 лет)
- Дайте понять, что у каждой вещи есть цена
- Читайте книги по финансовой грамотности для детей
- Поиграйте в «Монополию»
- Старший школьный возраст (11–14 лет)
- Расскажите про регулярные расходы, инфляцию и налоги
- Доверьте ребёнку большую сумму денег
- Установите на смартфон ребёнка приложения, которые помогут ему в планировании
- Сделайте ребёнку банковскую карту
- Подростковый возраст (14–18 лет)
- Составьте вместе финансовый план
- Покажите финансовые лайфхаки
- Дайте подростку больше интересных книг
- Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста
- Правила обучения финансовой грамотности для дошкольников
- Игры и мультфильмы о финансовой грамотности для дошкольников
- Как развить финансовую грамотность у школьников
- Каких ошибок избегать при обучении финансовой грамотности
- «Идея на миллион»
- «Монополия»
- Денежное лото
- «Фиксиномика»
- «Думай и богатей»
- Литература по финансовой грамотности для детей
- Какой курс по финграмотности выбрать
Публикация «Конспект занятия по финансовой грамотности в младшей группе „Знакомство малышей с деньгами“» размещена в разделах
-расширять и активизировать словарный запас детей.
-развивать речевую активность детей.
-воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, беседа, вопросы.
Словарная работа: деньги, монеты, бумажные купюры.
Предварительная работа: беседа о деньгах, рассматривание купюр и монет; чтение произведения К. Чуковского «Муха цокотуха»; разучивание физкультминутки «Покупаем продукты», сюжетно-ролевой игры «Магазин».
Оборудование и материалы: денежные купюры, монеты, картинки кошельков, карточки денежных знаков и монет, клей, заготовка для аппликации.
Последовательность образовательной деятельности
Дети сидят в группе на стульчиках. Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Дети, кто-то к нам стучится? Вы хотите узнать кто там? (Воспитатель открывает дверь, а там стоит буратино и плачет)
Воспитатель: «Милый буратино, что случилось?»
Буратино: «Вот ребята я нашел клад, а не знаю что это такое». ( Достает сундучок с денежными знаками и монетами)
Воспитатель: «Не плачь, Буратино, мы тебе обязательно поможем разобраться».
Буратино кладет сундучок с монетами на стол. Воспитатель совместно с детьми рассматривает деньги и объясняет детям, что это такое и для чего они нужны.
Воспитатель : «Ребята, а как Вы думайте что бы деньги не рассыпались и нам было удобно ими пользоваться, что нам нужно. ( Дети затрудняются ответить)
Воспитатель: «Я вам подскажу, послушайте загадку» :
В нем деньги я храню,
И в магазин я с ним хожу.
Туда иду – он полный,
Обратно как идем –
Заметно друг худеет мой.
Воспитатель показывает детям разные виды кошельков.
Воспитатель: «Вот буратино тебе кошелек, в кошельке хранят деньги» (убирают деньги в кошелек)
Воспитатель: «Буратино вот мы убрали все монетки в кошелек, а как ты думаешь для чего?» (ответ буратино)
Воспитатель: «Ребята, а где выдают деньги, или их находят как Буратино?»
Воспитатель: Деньги выдают людям за их труд – это заработная плата. Чтобы каждый мог покупать то, что ему нужно. А какие виды денег вы знаете?
Ответы детей (монеты, бумажные купюры).
Воспитатель: Молодцы, ребята.
«А что на них можно купить?
Ответы детей (игрушки, еду, книги).
Воспитатель: «Ребята, а где это все продают?»
Воспитатель: «Давайте отправимся вместе с Буратино в магазин».
Физкультминутка «Покупаем продукты»
Сумку в руки мы берём,
(наклоняются и берут воображаемую сумку)
В магазин с тобой идём.
(шагают на месте)
В магазине же на полках
Не шарфы и не футболки.
(поднимают руки вверх и отрицательно покачивают головой)
Вкусно пахнет здесь всегда,
(поворот головы вправо, затем влево с вдыханием воздуха)
В доме – вкусная еда.
(дом» над головой)
Воспитатель: Ребята, вот эта дорожка ведет к магазину.
Вместе весело пойдём,
В магазин мы попадём!
ВОСПИТАТЕЛЬ: «Вот ребята и дорогой Буратино мы и пришли в магазин.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Наш гость узнал много нового о деньгах. Но пришла пора прощаться с Буратино и чтоб Буратино не потерял знания, давайте на память ему сделаем совместную аппликацию «Денежное дерево» (Дети приклеивают денежные знаки и монеты на дерево)
Буратино: «Вот спасибо, ребята я много узнал и обязательно поделюсь своими знаниями со сказочными героями».
«До свиданье детвора»
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?
Ответы детей (о деньгах).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие бывают деньги?
Зачем нужна финансовая грамотностьМожно много зарабатывать и все равно не понимать, почему денег нет. Ведь дело не только в количестве, но еще и в том, как именно мы распоряжаемся деньгами: тратим, инвестируем, откладываем. Финансовая грамотность — это определенный багаж знаний, который нужен, чтобы управлять доходами и расходами, правильно распределять деньги, не участвовать в сомнительных финансовых операциях. Нет, это не умение экономить. Но и к предпринимательству финграмотность тоже не имеет прямого отношения: финансово грамотный человек далеко не всегда может заработать миллионы. Но зато он точно не окажется внезапно на мели спустя неделю после зарплаты, не станет бездумно брать кредиты или участвовать в очередном аналоге МММ. Правильное отношение к деньгам, умение обуздать свое «хочу» и обдумать очередную покупку закладываются еще в детстве. И ни одна образовательная организация не может помочь в этом так эффективно, как семья. Основы финансовой грамотности для детей включают:Понимание, откуда берутся деньги, как и за какое время они зарабатываются. Умение распределять свои карманные деньги, откладывать на крупные покупки. Общие представления об экономике и о том, что такое кредит, депозит, инвестирование, налоги. Формирование ответственности за свои финансовые решения, а также способности тратить деньги осознанно. Родителям не всегда хватает времени и сил, чтобы подробно рассказать ребенку, как устроена экономика, что такое инвестиции, налоги и банковская система. Разобраться в этом самостоятельно детям поможет наш курс «Финансовая грамотность» — 16 уроков, на которых подростки смогут подготовиться к взрослой жизни. Как обучить ребенка финансовой грамотностиА главное — когда начинать? Как можно раньше. Правильное представление о деньгах должно появиться у ребенка еще до того, как у него будут свои карманные средства. Но для каждого возраста нужен свой подход. Рассказываем, как построить разговор о финансах, а также делимся родительским опытом. Благополучие — это еще и про отказ от маленькой награды прямо сейчас ради большой, но позжеВ середине XX века психолог Уолтер Мишел провел исследование, которое стало известно как Стэнфордский зефирный эксперимент или маршмеллоу-тест. В результате оказалось, что ребята, которые смогли удержаться и не съесть лакомство немедленно, стали более успешными людьми. А вот поддавшиеся искушению в большинстве своем не могли похвастаться финансовым благополучием. Все дело в усилиях, которые мы готовы предпринимать: получить быстрый результат прямо сейчас или сделать что-то еще ради награды покрупнее. ДошкольникиРебенку дошкольного возраста рано объяснять, как устроена экономика и кредиты, но самое время дать общее представление о деньгах. Когда вы вместе ходите по магазинам, не забывайте объяснять, почему выбрали именно эти товары, сколько они стоят и каков бюджет на покупки. Проговаривайте, сколько нужно потратить на продукты для всей семьи и какая сумма останется на сладости. Расскажите, где вы работаете и сколько стоит один час вашего труда. Необязательно оценивать его в рублях — используйте более понятные для ребенка категории. Например, можно сказать, сколько вам нужно будет поработать, чтобы купить новую игрушку. С этого начинается обучение детей финансовой грамотности. Говорите и про другую сторону своей работы Например, почему она вам нравится и в чём её ценность для других людей. Подчеркивайте, что деньги не единственная причина быть поваром, врачом или программистом. В любой профессии можно найти интересные аспекты. Говорите о них, чтобы избежать другой крайности — зацикленности на деньгах. Младшая школа: 1–4-й классыС началом школьной жизни карманные деньги становятся необходимостью. И это отличный повод научить ребенка планировать свой бюджет. Вначале вы выдаете ему небольшую сумму каждый день, но постепенно можно перейти на выдачу денег раз в неделю. Это первый шаг к тому, чтобы ребенок начал самостоятельно распоряжаться средствами. Заведите отдельную тетрадь, куда ребенок сможет записывать свои доходы и расходы. С таким несложным «бухгалтерским балансом» справится даже третьеклассник. Поговорите с ребенком о том, что необязательно тратить все деньги сразу — часть можно откладывать на интересную игрушку или на развлечения. Средняя школа: 5–8-й классыЕще в начальной школе ребенка можно привлекать к семейным покупкам и на простых примерах тренировать финансовую грамотность, а с 5–6-го класса он может сам ходить за продуктами. Научите его обращать внимание на фасовку товаров и сравнивать цены, считать сдачу, проверять чек. Эти простые бытовые навыки формируют ответственное отношение к деньгам. Согласитесь, их не хватает и некоторым взрослым. В этом возрасте пора узнать о том, как работают банки. Пусть вашим депозитом станет копилка, куда дети будут откладывать свои сбережения, а вы — добавлять собравшуюся в кошельке мелочь. Вместе планируйте, на что можно потратить эти деньги. К примеру, вы не готовы прямо сейчас купить велосипед, но будете выделять каждый месяц какие-то средства, которые ребенок может откладывать на покупку. Да, есть риск, что он потратит деньги раньше. Но как учить детей финансовой грамотности, если не давать им право принимать решения? Главное, помните: ребенок должен понимать последствия своих решений. Если он потратит деньги, а вы все равно купите велосипед — урок пойдет насмарку. Еще и создаст иллюзию, что деньги легко выпросить у других. Грамотно распределять бюджет поможет «метод конвертов», когда все свои средства ребенок раскладывает по нескольким копилкам. Первая — для текущих расходов (школьные обеды, канцелярия), вторая — для ежемесячных трат (например, пополнение баланса на телефоне), а третья — для накоплений на крупную покупку. Если вы еженедельно даете деньги, пусть ребенок сам выберет, какой процент уйдет в каждую копилку. Старшая школа: 9–11-й классыВ этот период финансовая грамотность для детей и подростков особенно важна — с 14–16 лет они могут самостоятельно зарабатывать деньги: выгуливать собак, делать фотографии, писать тексты для социальных сетей. Родители могут помочь подростку заработать свои первые деньги: найти подработку у знакомых или подсказать фриланс-биржи, на которых есть разовые платные задания. Например Unu, Kwork, Freelance. Самостоятельный заработок — пусть даже минимальный — научит уважительно относиться к труду быстрее, чем 1 000 лекций. Первый заработок подростка — это не просто карманные деньгиЭто умение проявлять инициативу, договариваться, соблюдать дедлайн, быть собранным и ответственным. Такие навыки не выдают вместе с дипломом — мы их приобретаем только на практике. Практическим уроком финансовой грамотности для детей может быть и крупная семейная покупка. Попросите ребенка сравнить цены в разных магазинах при выборе бытовой техники, почитать отзывы и характеристики разных моделей. Если берете в кредит, вместе посмотрите предложения банков и обсудите переплату в каждом варианте. Поговорите о том, имеет ли смысл оформлять кредит или лучше подождать и накопить необходимую сумму. Это отличный повод не просто прокачать финансовую грамотность, но и обучить ребенка тому, что не раз пригодится во взрослой жизни. Шпаргалка: как научить ребенка финансовой грамотностиПодавайте пример. Обратите внимание, насколько взвешены ваши финансовые решения. Бесполезно учить ребенка планировать бюджет, если родители сами не всегда понимают, куда так быстро исчезла зарплата. Не бойтесь выдавать карманные деньги. Даже если ребенок еще не пошел в школу, мелкие траты он уже может совершать сам. Например, в вашем присутствии, но по своему усмотрению. Это важный шаг в воспитании ребенка и обучении его финансовой грамотности. Не ругайте за неразумные траты. Позвольте ребенку ошибаться и получать собственный опыт. И не спешите тут же восполнять потраченные средства: лучше ощутить последствия напрасно потраченной 1 000 рублей сейчас, чем более крупной суммы во взрослом возрасте. Научите ребенка вести учет своих расходов, записывать и анализировать все траты. Это самый простой способ помочь детям выработать осознанное отношение к деньгам и развить финансовую грамотность. Привлекайте ребенка к финансовым вопросам взрослой жизни. Пусть дети учатся покупать продукты, расплачиваться в кафе, выбирать одежду и бытовую технику, изучать банковские услуги. Если вы не знаете, как рассказать детям о финансовой грамотности — начните именно с этих бытовых навыков. Проверьте, умеете ли вы управлять деньгами грамотноНапример, портал «Ваши финансы. РФ» предлагает серию тестов для школьников и взрослых на тему финансовой грамотности. Выберите тест для себя и ребенка, обсудите результаты. Учиться грамотному распоряжению деньгами можно и нужно всю жизнь. Топ-10 книг о финансовой грамотности для детейРассказать о деньгах дошкольнику или старшекласснику намного легче с хорошей книгой. Мы подобрали 10 бестселлеров в помощь родителям.
Как научить ребёнка финансовой грамотности
Изображение: Lucas Sales / Dribbble
Что такое финансовая грамотность
Эксперты ОЭСР — Организации экономического сотрудничества и развития — понимают финансовую грамотность как совокупность знаний, поведения и установок по отношению к покупкам, займам, инвестированию и прочему. Грамотный человек знаком с такими понятиями, как процентная ставка по кредиту, тело долга, сложный процент, инфляция, стоимость денег, диверсификация риска. Он умеет планировать бюджет, экономить, сравнивать товары и услуги, пользоваться финансовыми инструментами. Важное отличие финансово грамотного гражданина — отношение к доходам и расходам, готовность отвечать за свои решения, стремление осваивать более эффективные потребительские стратегии.
Как выбрать материалы и чем заниматься с ребёнком дома
Дети от 3 до 7 лет понимают, что деньги помогают удовлетворить многие потребности. Однако откуда берутся деньги и на что их приходится тратить, дети узнают постепенно. К школьному возрасту полезно рассказать ребёнку о появлении денег вообще и в вашей жизни в частности. В этом помогут книги «Финансовая грамотность в сказках. История монетки» Елены Ульевой и «Волшебный банкомат» Татьяны Поповой и Анастасии Булавкиной.
Если в семье сохранились купюры и монеты советского периода, времён Российской империи или наличные из заграничных поездок, стоит показать их ребёнку.
Чтобы научить дошкольников сравнивать цены на товары, многие родители выдают им карманные деньги каждую неделю. Если вы готовы учить ребёнка на практике, решите, сколько денег и на каких условиях готовы выделять. Имейте в виду, что психологи не советуют наказывать ребёнка невыдачей карманных денег за проступки. Однако разумные ограничения необходимы: например, запрет покупать спички, сладости, на которые у ребёнка аллергия, или делать ставки.
Иногда у детей возникает идея заработать собственные деньги, например, продавать печенье или домашний лимонад. Возможно, до открытия бизнеса дело не дойдёт, но обсудить бизнес-план с дошкольником — отличная идея. Скорее всего для ребёнка станет открытием факт, что выручка и доход не одно и то же, а муку или лимоны нужно сначала на что-то купить.
Находите повод для разговора о деньгах в житейских ситуациях: поход в магазин, просьбы купить игрушку, назойливые звонки с предложением кредита из банка, выбор тарифа у оператора сотовой связи. Также можно смотреть цикл мультфильмов «Уроки финансовой грамотности» со Смешариками. Вы лучше других знаете своего ребёнка и можете найти подходящие слова, чтобы доступно объяснить сложные вещи из мультиков и повседневной жизни.
Ученики 1–4 классов
Если для дошколят карманные деньги являются приятной привилегией, то для младших школьников — потребностью. Многие ребята самостоятельно добираются до школы, покупают еду и канцелярские принадлежности, поэтому получают деньги на необходимые покупки. Чтобы младшеклассник учился планировать бюджет и понимал цену денег, ему нужно оставлять фиксированную сумму для свободных трат.
На взрослый взгляд детские желания часто кажутся глупыми и бессмысленными, однако важно позволять ребёнку самостоятельно выбирать товары. Лучше в школьном возрасте купить задёшево некачественную вещь и огорчиться, когда она придёт в негодность, чем получить этот опыт будучи взрослым.
Материал для обсуждения с ребёнком вы найдёте в книгах Джерри Бейли и Фелиции Ло: «Твои деньги», «Они работают с деньгами», «Богатые и бедные». Авторы и иллюстраторы наглядно показывают, где можно заработать, что такое налоги, как формируется пенсия, откуда берётся разрыв между богатством и бедностью и многие другие важные понятия. Эти книги ребёнок может читать сам, однако взрослым они тоже будут интересны.
Школьники не всегда охотно прислушиваются к советам родителей. Чтобы научить ребёнка копить деньги и планировать бюджет, стоит использовать специальные пособия, например, «Обращайся с деньгами “по-взрослому”. Финансовая грамотность для детей от мобайликов» и «Обращайся с деньгами по-взрослому. Мой первый финансовый дневник» Алексея Гридина. Книга легко читается, а дневник содержит загадки, вопросы и задания для развития представлений о финансах и навыков ведения бюджета.
Ученики 5–8 классов
В 2015 году Минфин РФ совместно со Всемирным банком разработал образовательный проект для повышения финансовой грамотности школьников. В этом проекте перечислены девять компонентов финансовой компетентности для подростков:
Трудно найти школу или образовательную программу, которая охватывала бы все перечисленные темы. Редкий взрослый способен разобраться в вопросах инвестирования и страхования финансовых рисков. Однако этот перечень будет полезен в качестве ориентира: с чего начать повышение финансовой грамотности и в каком направлении двигаться.
Отличным поводом поговорить о финансах со школьником станет прохождение онлайн-теста на тему денег. Например, на сайте проекта «Дружи с финансами» вы найдёте вопросы по всем девяти аспектам компетентности. Проходите тесты вместе, обсуждайте понятия и способы расчёта показателей.
На сайте проекта Минфина школьники, студенты и родители могут проверить и расширить свои знания по теме финансов
Там же вы найдёте статьи, видео, комиксы, советы для родителей и обзоры обучающих настольных игр. Старшеклассникам будет интересно изучать материалы сайта самостоятельно. Подросткам помладше видеоролики и тексты могут показаться скучными, поэтому родителям лучше исследовать сайт вместе со школьниками.
Не бойтесь загрузить ребёнка слишком сложной информацией. Делитесь с ним своими размышлениями о покупках, заработке и кредитах — это естественный и безопасный способ познакомиться с миром финансов.
Если вы планируете приобрести машину, предложите ребёнку вместе подобрать вариант автомобиля и автокредита с учётом требований и имеющихся средств. Обсуждайте свой выбор, задавайте вопросы и объясняйте, чем одно предложение банка выгоднее другого, что такое трейд-ин и как связаны «лошади» и расход бензина.
При поломке блендера можно привлечь ребёнка к выбору нового прибора, а в супермаркете попросить сравнивать цену на продукты разных производителей с учётом веса или объёма упаковки. Такое обучение на практике должно проходить легко, без назиданий. Важно не превращать поход в магазин в урок арифметики. Если трудно перевести рубли в граммы, пусть считает на калькуляторе. Главное — чтобы ход мысли был правильным.
Чем старше ребёнок, тем больше карманных денег ему обычно доверяют родители. Однако можно пойти ещё дальше и позволить ребёнку взять ответственность за часть существенных расходов: покупать не только гаджеты, лакомства и развлечения, но также одежду и обувь. Вы по-прежнему ограничиваете бюджет на эти покупки, но ответственность за процесс и результат вполне можно переложить на подростка.
Ученики 9–11 классов
Старшеклассники могут самостоятельно смотреть документальное и художественное кино. Например, фильм «Восхождение денег: финансовая история мира» снят по книге профессора Нила Фергюсона, а «Капитал в XXI веке» объясняет природу социального неравенства.
Помимо онлайн-тестов по финграмотности для учеников 7–11 классов проводят олимпиады по предпринимательству и экономике: например, «Ломоносов», Плехановская олимпиада школьников, «Высшая проба».
Некоторые выпускники запускают стартапы, копят на крупные покупки или начинают осваивать диджитал-профессии. Избежать ошибок, правильно распорядиться деньгами и заработать первый миллион им помогут книги: «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона, «Мани, или Азбука денег» Бодо Шефера и «Краткая история денег. Откуда они взялись? Как работают? Как изменятся в будущем» Андрея Остальского.
Как учить детей, если у вас не хватает знаний
Одни люди считают себя финансовыми гениями, другие ощущают небольшую или значительную нехватку знаний. При этом уровни фактической и кажущейся осведомлённости порой отличаются. Получить примерную оценку своей финансовой грамотности довольно легко.
С 2009 года Национальное бюро экономических исследований США использует «большую пятёрку» вопросов для оценки финансовой грамотности граждан. Аналогичные экспресс-диагностики на русском языке можно найти в сети.
«Большая пятёрка» вопросов от американского нацбюро экономических исследований
Учитесь вместе с ребёнком и развивайтесь сами
Финансовая грамотность — это знания, умение их применять и отношение к деньгам. Получить знания и натренировать навыки можно в интернете и дома. Сформировать здоровое отношение к финансам, богатству и заработку сложнее, потому что собственные убеждения по отношению к деньгам увидеть непросто. Мы не осознаём свои установки, однако они влияют на благосостояние.
Если человек верит, что деньги должны доставаться с трудом, он обречён тяжело работать за зарплату. В то же время некоторые получают сотни тысяч рублей, показывая свою жизнь или распаковывая киндер-сюрпризы в ютьюбе. Чтобы избавить детей от вредных убеждений, которые помешают им стать богатыми и успешными, нужно начать с себя.
Финансовая грамотность похожа на эмоциональный интеллект: ребёнку гораздо легче научиться владеть своими эмоциями или жить в достатке, если это уже умеют в его семье.
Приобретать знания и развивать умения необходимо, но не достаточно: нужно выявлять вредные убеждения и менять их на полезные установки. Такую работу легче всего делать на курсах развития денежного мышления и психологии денег.
Советы о том, как помочь ребёнку разобраться в финансах, вы найдёте в литературе для родителей. В книге «Как превратить своего ребёнка в финансового гения» американка Бет Коблайнер даёт рекомендации родителям малышей, школьников и студентов. Читателям с любым уровнем доходов будет полезно узнать 14 правил разговора о деньгах или как распознавать маркетинговые уловки.
Сингапурские авторы-предприниматели дают рекомендации в книге «Дети и деньги. Книга для родителей из страны, в которой научились эффективно управлять финансами». Адам Хо и Кеон Чи излагают основы финансовой грамотности на конкретных примерах и предлагают тесты для самопроверки по каждой теме.
Используйте игровые методы и проходите бесплатные онлайн-курсы по финграмотности
В целом знание основ экономики и финансовой грамотности помогает школьникам осознанно подходить к вопросу накоплений и трат. Для того, чтобы подросткам было легко и интересно погружаться в тему финансовой грамотности методисты «Фоксфорда» разработали бесплатный курс и игру-викторину «Потрачено! Как родители реагируют на ваши расходы».
В игре школьникам предстоит принять самостоятельные решения, например о вкладах, инвестициях и дорогих покупках, и не попасться на популярные схемы финансового мошенничества. По итогам игры каждый участник получит доступ к бесплатному мини-курсу по финансовой грамотности. За четыре коротких эпизода ребята узнают, как защититься от уловок мошенников, накопить и приумножить сбережения и заработать первые деньги. Викторина и курс доступны по ссылке.
Одна из важных родительских задач – дать детям полноценное воспитание. При этом родители часто не пытаются научить ребёнка обращаться с деньгами, развивая в нём плохие финансовые привычки: жизнь не по средствам, любовь к долгам, непонимание денежных отношений в обществе и простых экономических процессов. Избегать этого помогает финансовая грамотность для детей, которую можно осваивать ещё до школы.
В этой статье мы собрали основные приёмы для детей разного возраста, которые лучше познакомят их с финансами.
Зачем ребёнку финансовая грамотность
Цель финансовой грамотности в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. Они узнают, как работает экономика в обществе и формируют правильное отношение к деньгам.
Воспитание финансовой грамотности помогает:
Дошкольный возраст (3–7 лет)
В этом возрасте нужно привить ребёнку понимание дохода как результата труда. Важно, чтобы он знал, что родители работают и получают за это деньги. С этого и начинается формирование финансовой грамотности у детей.
Покажите ребёнку, как и для чего вы работаете
Рассказывайте ребёнку о своих успехах на работе или даже приведите его туда, чтобы показать, чем вы занимаетесь. Но объясните, что деньги – не единственное мерило отношений. Это поможет избежать одержимости карманными сбережениями. Покажите, что делаете работу по дому не ради вознаграждения, а потому что заботитесь о семье: «Я покошу газон на даче, чтобы нам было приятно смотреть на него и удобно вместе играть».
Придумывайте игры с деньгами
Показывайте ребёнку монеты и купюры разных номиналов и не бойтесь включать их в игровые сценарии. Такие игры для финансовой грамотности развивают моторику, внимание, речь, визуальную память, а также повышают интерес к математике. Сортируйте деньги по номиналу, цвету, размеру. Вместе ищите закономерности – одинаковые или лишние в ряду монеты и купюры.
Включайте детям мультики про финансы
Включите мультфильмы с образовательным подтекстом. Например, некоторые серии «Смешариков» посвящены кредитам, накоплениям, договорам и даже инвестициям. В «Фиксиках» рассказывают, откуда взялись деньги и почему из-за них нельзя ссориться. А в мультике «Три кота» можно узнать, как правильно вести себя во время первого похода в магазин. Есть и специальные мультфильмы – «Азбука денег тётушки Совы» и «Азбука финансовой грамотности для детей».
Поиграйте в «Магазин»
Он же «Рынок» или «Купи-Продай». Это репетиция реального шопинга. Необязательно использовать для оплаты листики, пусть дети привыкают к настоящим деньгам. Расставьте на столе разные товары и закрепите на них ценники, а потом решите, кто будет покупателем, а кто продавцом. Задача первого – собрать нужную сумму на покупку и получить сдачу, а задача второго – пересчитать полученное.
Младший школьный возраст (7–11 лет)
Обучение детей финансовой грамотности на этом этапе помогает в общении со взрослыми и одноклассниками. К начальной школе ребёнок должен уметь делать покупки и понимать, что такое размен и сдача или как работает оплата карточкой. Это важно, как минимум, для покупки обедов в столовой. Подарите ему копилку, чтобы он складывал туда денежные подарки.
Дайте понять, что у каждой вещи есть цена
В младших классах познакомьте ребёнка с покупками в крупных магазинах и смыслом чека. Попросите его самого расплатится на кассе. Постарайтесь не потакать минутным желаниям ребёнка на шопинге. Расскажите, что у вещей есть своя цена и почему каждая из них стоит по-разному. Затем составьте список желаемого и определите что нужно сделать, чтобы купить это.
Например: «Если выступишь на олимпиаде по математике, то мы сможем купить тебе эту вещь». Главное, не поощрять ребёнка за то, что он хорошо учится или убирается в комнате. Так, он может начать шантажировать. Поощряйте только сверхусилия – то, что не входит в его обязанности.
Читайте книги по финансовой грамотности для детей
Организуйте совместное полезное чтение. Например, у Сергея Федина есть книга «Финансовая грамотность» в двух частях. Это учебник с вопросами и задачами как о семейном бюджете, так и об истории экономических процессов. Другой вариант – «Пёс по имени MoneY» от Бодо Шефер. Главный герой – лабрадор, который учит девочку Киру разбираться в деньгах. Можно прочитать Игоря Липсица – «Удивительные приключения в стране Экономика».
Ещё можно пройти уроки по финансовой грамотности в «Умназии». Это онлайн-платформа, где есть целый интерактивный курс по финансовой грамотности для младших и средних школьников. В программе курса 5 ступеней, а задания сделаны в игровой форме. Они улучшат навыки обращения с деньгами, разовьют самостоятельность ребёнка, повысят интерес к учёбе, познакомят с банковскими продуктами и главными законами денег.
Поиграйте в «Монополию»
Легендарная настольная игра «Монополия» (она же «Менеджер», «Бизнесмен» или «Империя») – это отличный вариант обучения бюджету и планированию. « Монополия» развивает экономические мышление, целеустремлённость и внимательность.
Старший школьный возраст (11–14 лет)
Финансовая грамотность детей школьного возраста направлена на работу с первым бюджетом и навыками накопления. Ребёнка можно подробно познакомить с понятием карманных денег. Если регулярно давать ему их, он начнёт составлять свой первый бюджет, сравнивая расходы и доходы.
Расскажите про регулярные расходы, инфляцию и налоги
С 11 лет ребёнок уже понимает, кто зарабатывает деньги в семье. Однако воспринимает зарплаты взрослых как космические по суммам, так как не задумывается о тратах на продукты и ЖКХ. Будет хорошо, если вы проявите доверие и будете честны с ним, рассказав, какие основные статьи расходов у вас есть. Можно коснуться тем инфляции и налогов.
Доверьте ребёнку большую сумму денег
Чтобы научить детей финансовому планированию, договоритесь с ними, что дадите им деньги сразу на весь месяц. Объясните, что они должны правильно спланировать свои расходы и «растянуть» этот бюджет на весь срок. Если ребёнок обратился к вам за деньгами раньше срока, предупредите его, что в следующий раз не станете ему помогать (кроме самого нужного) до начала нового месяца.
Родителям важно быть последовательным в решениях. Когда ребёнок не выполнит договорённостей во второй раз, вы должны отказать ему в карманных деньгах, иначе он не поймёт урока.
Установите на смартфон ребёнка приложения, которые помогут ему в планировании
Чтобы помочь ребёнку с накоплениями, установите специальное приложение на смартфон, которое предостережёт от лишних трат и напомнит, что мечта ещё не исполнилась. Это могут быть (виртуальный банк) или (семейный бюджет). Но учитывайте, что русский интерфейс есть не везде.
Сделайте ребёнку банковскую карту
Когда игры в «Монополию» станет недостаточно, выберите усложнённые или альтернативные варианты. Поиграйте в «Денежный поток», «Капитал», «Миллионер», «Миллиардер» или в «Антимонополию». Игры помогут узнать, как строить финансовую империю, конкурировать в бизнесе и даже создавать налоговую систему.
Подростковый возраст (14–18 лет)
Этот возраст – репетиция взрослой жизни. Хорошо, если подросток устроится на работу хотя бы на лето. Вы можете помочь ему в этом, договорившись с друзьями семьи или другими родителями, чтобы подросток не испытывал лишний стресс в совсем чужой компании. Важно в этот момент рассказать, в чём суть договорных отношений и как вовремя отличить финансовых мошенников.
Составьте вместе финансовый план
Предложите ребёнку вести регулярный финансовый план. Личное планирование может быть не долгим – до года, но зато оно приучит к чёткому достижению целей. Распределите доходы по необходимым и второстепенным тратам, откладывая при этом 10% в копилку, а 5% – как финансовую подушку на чёрный день.
Покажите финансовые лайфхаки
Обучите методу пяти конвертов, где нужно разделить месячный бюджет на пять и разложить полученное по конвертам. Четыре конверта – это бюджет на месяц (один конверт на одну неделю). Пятый конверт – накопления, которые нельзя трогать.
Дайте подростку больше интересных книг
Подойдут «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона, «Юный инвестор» – Кэтрин Бейтам, «Деньги. Мастер игры» – Энтони Робинс. Ещё есть подростковая версия известной книги «Богатый папа, бедный папа» от Роберта Кийосаки. Финансовую грамотность выпускников школы можно подтянуть через комикс «Экономикс», где понятным языком и в картинках рассказывают даже про капитализм и меркантилизм.
Читайте: 35 способов, которые научат вас экономить деньги
Знакомить ребенка с функцией денег можно с раннего детства. Для этого совсем необязательно читать трехлетке лекцию по экономике — достаточно выбрать правильную игру и самому быть примером. Подросткам можно дать чуть больше свободы и право выбора, но с оговорками. Спросили экспертов, что такое финансовая грамотность, как ее развить у ребенка и что в этом поможет.
Эльвира Кетлер, клинический психолог, детский психолог, специалист платформы Alter;
Анна Мусихина, академический директор и методист курса по финансовой грамотности онлайн-школы для детей и подростков Skysmart.
Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста
Первое понимание денег как инструмента, с помощью которого получают желаемое, приходит примерно в три года
Разговоры о деньгах эксперты по финансовой грамотности советуют начинать как можно раньше. За ориентир можно взять время, когда ребенок начинает говорить и понимать причинно-следственные связи. Первые объяснения должны быть максимально доступными, говорит Анна Мусихина, академический директор и методист курса по финансовой грамотности онлайн-школы для детей и подростков Skysmart.
«О деньгах можно рассказать на примере обмена игрушками: то же самое происходит в магазине и на работе, когда взрослые отдают свое время и знания, а взамен получают зарплату. Ограничения трат в детском магазине стоит пояснять не короткими фразами вроде «Денег нет», а причинно-следственными связями, чтобы ребенок понял нерелевантность покупки в конкретный момент», — отмечает эксперт.
Также важно показывать отношение к деньгам на своем приеме. Денежные сценарии формируются через наследственные убеждения от родителей и собственный опыт, говорит Эльвира Кетлер, клинический психолог, детский психолог, специалист платформы Alter. « Установки вроде «я не могу себе этого позволить», «честным путем много денег не заработать», «большие деньги — большие проблемы» и тому подобные часто порождены страхом, который передается. В жизни ребенка могло и не быть ситуаций, которые подтверждали бы справедливость таких выводов, но так говорили значимые взрослые, и ребенок принял это на веру», — объясняет эксперт.
Еще один фактор, по словам психолога, — самооценка. Ее фундамент закладывается также в детстве под влиянием родителей: критиковали или поддерживали, объясняли спокойно или ругали, были теплыми, понимающими и сочувствующими или отстраненными. « Что касается готовности тратить деньги, то она, по-видимому, зависит от того, насколько сильный психологический дискомфорт ощущает человек в этот момент. Он может возникать по разным причинам. Например, в детстве было много лишений и этот опыт не хочется повторять. Это может быть смесь различных переживаний, в том числе более глубокая проблема или травма», — говорит эксперт.
Правила обучения финансовой грамотности для дошкольников
Вот несколько приемов, которые, по совету экспертов, можно использовать для развития финансовой грамотности у дошкольника:
Игры и мультфильмы о финансовой грамотности для дошкольников
Если ребенок посещает детский сад, то дополнительные знания о том, что такое деньги и как с ними обращаться, он может получить там. Например, в программах некоторых дошкольных заведений проводят тематические недели, в том числе на тему финансов. Дома в распоряжении родителей есть всевозможные игры, вот некоторые из них:
Включайте детям мультфильмы, в которых доступно проигрываются ситуации бережного отношения к деньгам. Например, «Жирафа и очки» или «Азбука финансовой грамотности» из «Смешариков».
Как развить финансовую грамотность у школьников
Школьники и подростки готовы к большей самостоятельности, в том числе в вопросе финансов
Уже в начальной школе ребенку можно давать небольшие карманные деньги, говорит Анна Мусихина. Это формирует ответственность за наличие и трату собственных финансов: ребенок сможет самостоятельно распоряжаться ограниченной суммой, и у него будет выбор, например, купить шоколадку в школьной столовой или отложить деньги на какую-нибудь игрушку.
«Каким образом выдавать школьнику финансы, на карту или наличными? И то и другое полезно. Лучше вводить оба варианта, чтобы ребенок был с ними знаком и понимал, как считать физические деньги и как отследить все траты в приложении банка. Карточку можно заводить примерно с восьми лет. Родители должны объяснить ребенку, как ей пользоваться».
Нередко подростки попадают в ловушку сравнения, говорит психолог Эльвира Кетлер. Просматривая в том числе социальные сети, они видят самые яркие моменты из жизни друзей, кумиров и совершенно незнакомых людей. Родитель может услышать, что у кого-то появился новый iPhone, а сын/дочь ходит со старым смартфоном. Удовлетворенность начинается в среде, констатирует эксперт. Поэтому для начала признайте желание ребенка, но приведите рациональные аргументы, почему на данный момент такая покупка невозможна. Отдельно не забывайте проговаривать важность нематериальной стороны жизни.
«Если ребенок хочет дорогой велосипед, предложите более выгодную альтернативу. Расскажите, что, выбрав модель попроще, можно купить и рюкзак, который он давно хотел. Дети должны уметь взвешивать решения и понимать возможные результаты. Научите ребенка отдавать деньги на благотворительность. Позвольте ему выбрать организацию, приют для животных или даже кого-то из своих знакомых, кому нужна небольшая помощь. Со временем он увидит, что пожертвования влияют не только на людей, которым он их дает, но и на него самого. Подростки могут сильно интересоваться брендами, поэтому познакомьте их с идеей владения акциями компании, которую они любят. Для этого детям более старшего возраста можно открыть брокерский счет, выделив на эти цели небольшую сумму».
Каких ошибок избегать при обучении финансовой грамотности
В настольную игру «Монополия» могут играть сразу до восьми игроков
Для обучения финансовой грамотности существует множество игр, в которых заложены различные сценарии, так или иначе связанные с деньгами. Это могут быть командные игры или такие, где каждый сам за себя. С помощью игры можно прививать навыки обращения с деньгами в непринужденной семейной обстановке, что хорошо само по себе. Вот некоторые из игр по финансовой грамотности.
«Идея на миллион»
В карточной игре «Идея на миллион» участники должны придумать, запустить и сделать успешным свой стартап. Для этого придется разработать бизнес-стратегию и правильно вести дело. Одновременно за столом могут находиться до четырех игроков. Игра развивает креативность и стратегическое мышление. Возраст игроков — от 14 лет.
«Монополия»
В настольную игру «Монополия» могут играть сразу до восьми игроков. Цель каждого участника — оставаться в прибыли. Одновременно с этим нужно обанкротить конкурентов. Игра подходит для детей от восьми лет. Она развивает логику, стратегию и обучает базовым экономическим моделям. Для детей помладше есть упрощенный вариант — Monopoly Junior. В нее можно пробовать играть с пяти лет.
Денежное лото
Существуют различные вариации лото на тему финансов, в том числе для самых маленьких. Главная цель игры для дошкольников — закрепить основные термины. Для этого игрокам раздают карточки с цветными полями, обозначающими доходы и расходы. Затем ведущий достает из другой колоды карточки с изображениями. Дети должны правильно распознать сценарий рисунка и сказать, доход это или расход. Одновременно играть в лото могут до семи человек. Минимальный возраст — четыре года.
«Фиксиномика»
Фиксиномика — пример настольной игры с финансовым уклоном по мотивам сюжета мультфильма «Фиксики». Она тренирует навыки выбора и принятия самостоятельного решения. Игра состоит из поля с секторами, кубиков и фишек. Задача игроков — бросать кубик и передвигаться по полю, выполняя задания. За столом могут быть сразу несколько игроков, возраст зависит от уровня сложности.
«Думай и богатей»
Настольная викторина «Думай и богатей» содержит 500+ вопросов по разным темам. Суть игры — отвечать правильно и получать за это деньги. Если игрок дал неверный ответ, он должен заплатить штраф. По правилам участники могут брать кредит в банке, а значит, придется научиться контролировать свой долг. Одновременно за столом могут находиться до четырех человек. Рекомендованный возраст — от шести лет.
Литература по финансовой грамотности для детей
Малышам подойдут сказки или книги с картинками, описывающими ту или иную ситуацию на тему денег
Изучение литературы по финансовой грамотности будет полезно как для детей, так и взрослых. Малышам подойдут сказки или книги с картинками, описывающими ту или иную ситуацию на тему денег. Подросткам можно предложить изучить тему самостоятельно. Психолог Эльвира Кетлер советует такие книги:
Много материалов по финансовой грамотности находится в открытом доступе. Например, всевозможные шпаргалки и советы можно найти на сайтах ЦБ, проекта «Мои финансы» и «Национального центра финансовой грамотности».
Какой курс по финграмотности выбрать
Подобрать курс можно практически для любого возраста, в том числе для ученика начальной школы