В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ МОЖНО ВВЕСТИ КУРС ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ МОЖНО ВВЕСТИ КУРС ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Финзачет

В середине августа в российских школах начинаются традиционные “августовки” — собрания педагогических коллективов для подготовки к новому учебному году. Одной из основных тем, скорее всего, станет новость о введении курса финансовой грамотности в школьную программу. Хотя официально это случится не нынешней осенью, а в сентябре следующего года, мы уже сейчас расскажем родителям школьников, к чему им надо быть готовыми.

В апреле 2020 года ЦБ РФ официально наделили функцией повышения финансовой грамотности населения. Но работа в этой области началась несколько раньше, и не только в Банке России. Еще в 2017 году правительством была утверждена “Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы”. Исполнять ее было поручено в том числе Центральному банку и Минфину РФ. Стратегия предусматривает “внедрение элементов финансовой грамотности в образовательные программы образовательных организаций на базе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)”. Теперь наконец эти ФГОС разработаны.

В основном факультативно. В России насчитывается 40 тыс. школ. Как отмечает в своем отчете Банк России, в 32 тыс. (80%) из них финграмотность преподается в том или ином виде. Но как обязательный предмет она закреплена всего лишь в каждой пятой школе.

Нет. Элементы финграмотности включат в несколько разных предметов начальной и средней ступени школы. В начальной школе это будут “Математика” и “Окружающий мир”, а в классах с 5-го по 9-й — “Обществознание”, “Математика” и “География”.

На это у Минпросвещения, школ и методических центров есть год. Ф ГОС вступят в силу 1 сентября 2022 года. Впрочем, по согласованию с родителями (а также учителями профильных предметов) программы могут быть изменены уже с нынешней осени.

Что касается подготовки педагогов, то, по словам замминистра финансов Михаила Котюкова, Минфином (а также методическими центрами на базе НИУ ВШЭ и РАНХиГС и Центром финансовой грамотности НИФИ) с 2018 года разработано семь программ повышения квалификации педагогов по методике преподавания финансовой грамотности в рамках школьных предметов.

Поскольку некоторые денежные операции в России можно осуществлять уже с шести лет, младшеклассников будут обучать элементарным правилам финансовой безопасности: как накопить на желаемую вещь (личный финансовый план), на каких детских расходах можно сэкономить, а на каких этого делать не стоит, например на проезде или на завтраках, и т.д.

Ученики средней школы будут получать знания о недобросовестных практиках финансовых и лжефинансовых организаций, будут учиться составлять финансовый план семьи, разбираться в банковских продуктах и услугах, а ряд математических задач обретет финансовый контекст. Декларируется, что школьники смогут даже обучиться самостоятельно заполнять электронные финансовые документы. Хотя неизвестно, кто будет разрабатывать необходимое программное обеспечение и сколько времени на это уйдет.

Пока ответа на этот вопрос нет. Ц Б и Минфин на протяжении нескольких лет работали каждый над своим проектом линейки учебно-методических комплектов по финансовой грамотности. В итоге под кураторством ЦБ к настоящему времени разработаны комплекты для начальной школы, а также 8–9-х классов. В свою очередь под эгидой Минфина в 2019 году вышло пять комплектов пособий для 2–11-х классов.

Но эти издания не единственные на рынке учебников. Поэтому, скорее всего, вопрос, чьими пособиями пользоваться, будет отдан на решение непосредственно школ.

Кроме того, у Банка России имеется проект онлайн-уроков на финансовые темы, который представлен во всех субъектах страны. Не исключено, что часть школ будет внедрять финграмотность в школьную программу именно в таком формате, обойдясь без учебников.

“Правильные навыки обращения с финансами должны закладываться с самого детства, со школы”, — считает первый зампред ЦБ Сергей Швецов. По его мнению, введение новых образовательных стандартов позволит каждому школьнику получить необходимый для жизни запас знаний о финансах, чтобы понимать, как их приумножать, грамотно распоряжаться и избегать финансовых ловушек. ” Думается, что по своей форме уроки финансовой грамотности должны иметь практический уклон и быть схожими с уроками труда”, — рассуждает в своей колонке ТАСС управляющий директор ИК “Алго Капитал” Михаил Ханов. Вместе с тем он напоминает, что не стоит перекладывать полную ответственность за финансовую грамотность детей с родителей на школу. В свою очередь Михаил Котюков заявил, что перед ведомством стоит задача интегрировать элементы финансовой грамотности не только в школьную программу, но и во все сферы современной системы образования.

Согласно новому ФГОС, с сентября 2022 года ученикам российских школ начнут преподавать финансовую грамотность — по этой дисциплине уже созданы учебники, о ней рассказывают на родительских собраниях. Для чего это нужно и появится ли в расписании отдельный предмет? Рассказывает заместитель министра финансов Российской Федерации Михаил Котюков.

Как не наделать ошибок

Каждая семья практически ежедневно принимает решения финансового характера. Важно вовлекать в эти процессы и детей — причем буквально с первых шагов. Если объяснять детям, откуда берутся деньги, показывать, как вы делаете покупки, на что тратите, на чем экономите, от чего отказываетесь и как копите, то ребенок быстрее поймет, что деньги не берутся из воздуха: это результат труда родителей. И тогда не будет типичного для детей «Купи, купи!» в магазинах. Финансовая грамотность — это не про жадность. Это скорее про то, как не наделать ошибок, сформировать финансовую культуру и использовать на практике принципы финансового ЗОЖ.


В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ МОЖНО ВВЕСТИ КУРС ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Есть и еще один миф о финансовой грамотности: люди думают, что это про то, как заработать и потратить. В нашей работе, конечно, блок, связанный с личными финансами, играет одну из главных ролей. Но есть и другие, не менее важные модули: о налогообложении, различных форматах финансовой поддержки, которые человек может получить из государственного бюджета, о финансовой безопасности, цифровых сервисах, возможностях граждан участвовать в управлении местными бюджетами.

Дети должны понимать, почему мы платим налоги, куда уходят эти деньги, что такое пенсия и как она формируется. Они должны знать, какую финансовую помощь могут получить от государства.

Важно объяснить детям, что при устройстве на работу нужно выяснить, как эта работа будет оплачиваться

Ведь речь здесь не только о сумме заработка. Например, зарплата в конверте — это плохо, ведь при этом люди теряют пенсионные накопления, возможность формирования кредитной истории и многое другое. Это азы разумного финансового поведения, не просто грамотность, а культура.

Мы с коллегами из Банка России считаем работу с детьми и молодежью одной из приоритетных для развития всей российской финансовой системы и системы образования на ближайшие десять лет. При этом мы не планируем вводить отдельный предмет «Финансовая грамотность» в школах.


В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ МОЖНО ВВЕСТИ КУРС ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Очень рассчитываем на активную поддержку педагогов. У школьников, студентов и их родителей есть масса вопросов о личных финансах, и их становится только больше. Надеемся, что система образования будет давать адекватные ответы. Мы будем помогать повышать компетенцию педагогического сообщества. Ключевой инструмент для этого — единая рамка компетенций, точка консенсуса для всех программ и продуктов по финансовой грамотности, от учебников до мультфильмов и сериалов.

Как говорить с ребенком о деньгах

Чтобы рассказать ребенку о правильном обращении с деньгами, в первую очередь самим надо придерживаться определенных принципов. Первое, что я считаю важным, — это культура планирования. Например, у вас есть некие накопления. Просто так хранить их на дебетовой карте неэффективно, лучше подумать, как грамотно распорядиться этими деньгами: сделать вклад под проценты, вложить еще в какие-то инструменты.

Очень важно уметь оценивать риски. Допустим, вы решаете использовать эти деньги в качестве первоначального взноса для ипотеки. Это отлично, но важно оценить и другие факторы: какую сумму и в течение скольких лет нужно будет отдавать за кредит, справитесь ли вы с этим, если, скажем, потеряете доход. И оправданна ли будет переплата по кредиту.

С одной стороны, если ребенок получил первый опыт, например, на финансовом рынке, потеряв тысячу рублей, это не так страшно

Первый опыт крайне важен; хорошо, если люди учатся на своих ошибках. Куда хуже, если потеряны суммы совсем другого порядка. Нужно понимать самим и уметь объяснить детям, что чем больше доход, тем выше риск. Например, если рынок дает 5–6% дохода, а вам предлагают 15%, вы должны сразу подумать: откуда такая трехкратная премия к рынку? Если вам говорят, что все платят 5%, а вы будете платить 0%, то надо понимать, что так не бывает. Берете ипотеку? Посчитайте все точно, посмотрите, сколько лет и какую сумму вы должны будете отдавать.

Нужно объяснять детям, что эмоциональные покупки не самые лучшие. Их можно совершать, но нужно установить какой-то предел для таких решений, чтобы у вас была некая точка безопасного выбора. Например, 10% дохода можно тратить на спонтанные удовольствия, а остальное распределять разумнее.

Никуда не делся и базовый тезис «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Обязательно нужно говорить с детьми и об этом. А еще про то, что лучше семь раз отмерить и только один раз отрезать. Особенно когда принимаешь долгосрочные решения.

Что смотреть и во что играть с детьми

Для маленьких детей можно найти правильные объяснения и примеры в сказках и мультфильмах, в этом смысле здорово сделана «Азбука финансовой грамотности со Смешариками». Но нужно помнить, что дети постарше живут сегодня в цифровом мире, причем часто активнее взрослых, поэтому в обучении финансовой грамотности важна и игровая составляющая.

Возьмем для примера самую простую и понятную всем игру — SimCity. С ее помощью ребенок приобретает первичный навык — как спланировать, что потратить, какие вещи выбрать. Если в этом виртуальном мире ребенок проиграл, но не потерял ничего со своего банковского счета, то это тоже опыт.

Вопрос в том, как из этого извлечь правильный урок и не проиграть в следующий раз

Всегда после игры должен быть какой-то анализ, разбор: нужно подумать, какие решения позволили одному выиграть, а другому проиграть. Очень важно обсуждать это с детьми.


В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ МОЖНО ВВЕСТИ КУРС ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Скриншот из игры SimCity BuildIt

И, конечно, нужно говорить о финансовой грамотности везде: чем больше каналов и форматов, тем больше шансов дойти до аудитории, быть услышанным.

Первое, что мы сделали, — это портал «Моифинансы.рф». Пишем и короткие сюжеты, и большие материалы для тех, кто готов погружаться глубже, что-то изучать. Если аудитория смотрит YouTube, мы должны быть там, если это TikTok или Telegram-канал, значит, мы будем работать на этих платформах. У каждого ресурса своя аудитория, но наша задача — быть везде с интересной информацией и правильной подачей, чтобы передать ее тем, кому она нужна, в той форме, в которой человек готов ее воспринимать.


В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ МОЖНО ВВЕСТИ КУРС ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Портал «Мои финансы»

Школа — это тоже один из каналов, причем очень быстрый. Например, если ребенок в школе узнает что-то интересное о финансах и поделится этим дома, то это уже может уберечь семью от досадных финансовых ошибок.

Изображение на обложке: Shutterstock / GoodStudio

В начальной школе элементы финансовой грамотности появятся в таких предметах, как «Математика» и «Окружающий мир», а для учеников 5–9 классов — в предметах «Обществознание», «Математика» и «География».

Обязательное преподавание финансовой грамотности закреплено в новых федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования, которые были разработаны при активном участии Банка России.

У школьников с первого класса планируется формировать навыки безопасного поведения в Интернете, в том числе при совершении финансовых операций. Их также будут учить, как анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план. В 5–9 классах ученики перейдут к оценке рисков предпринимательской деятельности, недобросовестных практик финансовых организаций и различных видов финансового мошенничества. Часть математических заданий будет посвящена расчету цен товаров, стоимости покупок и услуг, налогов, а уроки географии дадут определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия.

Кроме того, школьники должны будут научиться самостоятельно составлять и заполнять простые формы и документы — заявления, обращения, декларации, доверенности, в том числе в электронном виде.

Обучение в 1 и 5 классах по новым образовательным стандартам начнется с 1 сентября 2022 года, но по согласованию с родителями программы могут быть изменены уже в 2021 году.

«Правильные навыки обращения с финансами должны закладываться с самого детства, со школы, — считает первый заместитель Председателя Банка России Сергей Швецов. — Уже сейчас, благодаря совместной работе Минпросвещения, Банка России и Минфина, 86% российских школ так или иначе включают финансовую грамотность в свои учебные планы, в каждой пятой школе это обязательный урок. Введение новых образовательных стандартов позволит каждому школьнику в нашей стране гарантированно получить необходимый для жизни запас знаний о финансах, чтобы понимать, как распорядиться своими доходами, приумножить сбережения и защитить их от финансовых мошенников. Следующее поколение уже сможет более разумно решать финансовые проблемы, а значит, повышать уровень благополучия своей семьи и населения в целом».

Фото на превью: LightField Studios / Shutterstock / Fotodom

Из-за невежества в сфере экономики и денег люди часто не в состоянии обеспечить себе достойную жизнь даже при хорошей зарплате. К тому же нашей финансовой безграмотностью часто пользуются другие люди, что приводит к печальным последствиям. Именно по этим двум причинам стоит изучать основы финансовой грамотности.

Как вы увидите дальше, умение много зарабатывать вовсе не означает безбедную жизнь. Если человек зарабатывает деньги только при помощи определенных умений (музыкальное, медицинское образование и т.п.), этого недостаточно. Умение управлять заработанными деньгами требует совершенно новых навыков и знаний, и именно оно способно привести вас к финансовой независимости.

Нас не учат управлению личными деньгами в школе и даже в университете, и это самое большое упущение как для любого государства, так и для нас с вами лично. С денежными вопросами мы сталкиваемся по нескольку раз в день и при этом совершенно не понимаем, что же такое деньги и как стать финансово состоятельным человеком. Более того, если спросить почти у любого человека, что такое финансово состоятельная личность, ответ будет примерно такой: «Тот, у кого есть машина и хороший дом».

На нашем курсе вы поймете, что это неверное определение состоятельного человека по многим причинам и узнаете, какое мышление нужно в себе развить, чтобы спустя несколько лет добиться устойчивого финансового положения или хотя бы приобрести некоторые привычки, которые помогут вам грамотно экономить и не выбрасывать деньги на ветер.

Что такое финансовая грамотность?

Это не очень простой вопрос, потому что разные люди понимают его по-разному, да и само это понятие скорее философское и сугубо субъективное. Но если все же попытаться придать направление нашему курсу, то можно сказать, что:

Финансовая грамотность — это четкое понимание того, как работают деньги, как их зарабатывать и управлять ими. Есть две главные особенности финансово грамотного человека. Первая: его расходы никогда не превышают доходы. Вторая: любая позитивная разница между месячным доходом и расходом пускается в инвестиции любой формы.

Наверняка вы знакомы со многими людьми, которые весьма неплохо зарабатывают уже несколько лет и при этом едва сводят концы с концами. Они прекрасно делают то, чем занимаются. Это может быть программирование, искусство, наука, спорт. Однако некоторые из них умудряются даже при этом залезать в долги. И ладно бы еще они покупали себе важные вещи, при помощи которых они развиваются. Как правило, эти товары совершенно бессмысленны и их покупка становится обременительной.

Это может показаться странным, но, по сути, не имеет значения сколько вы зарабатываете на данный момент. В истории человечества есть тысячи историй о том, как совершенно нищий человек становился миллионером. Также есть и обратные истории: люди, которым на голову падало богатство, умудрялись потерять все за короткое время. Поэтому очень важно понимать, что ваш нынешний доход – не приговор. Именно затем и нужна финансовая грамотность. Она показывает, как путем приобретения некоторых финансовых привычек любой человек может вылезти из финансовой ямы и твердо встать на ноги.

Экономика является сложным инструментом для понимания. Об этом говорят финансовые кризисы, когда даже самые лучшие экономисты мира не были способны предсказать теперь уже кажущиеся очевидными вещи. Теперь экономисты используют фразу о циклах, снимая с себя ответственность: «Существуют циклы, мировые кризисы будут всегда». Предсказать точную дату кризиса не может никто, однако подготовиться к ним может каждый.

Может ли миллионер быть финансово неграмотным человеком? Может. Например, таковым является голливудский актер, который за одну роль может получить несколько миллионов долларов. Спустя какое-то время его слава проходит, а вместе с ней исчезает и его финансовое состояние. Поэтому он вынужден остаток своей жизни играть низкооплачиваемые роли, распродавать свое имущество, чтобы сводить концы с концами. Это прекрасная иллюстрация важности финансовой грамотности.

Применение финансовой грамотности в жизни

Изучение теории, взращивание в себе осознанного отношения к деньгам и финансовое мышление – эти три вещи помогут любому человеку устроиться в жизни.

Наиболее важным является финансовое мышление, однако очень важно постоянно учиться и дополнять знания практическими навыками. Кто-то считает, что нужно работать как можно больше, чтобы стать финансово обеспеченным. С одной стороны, это так, но с другой, нужно, прежде всего, работать разумно. Как только вы начинаете свой финансовый путь, вы вынуждены работать как можно больше. Но есть один важный момент: чем больше денег у вас становится, тем более разумно вы должны подходить к работе.

Помните, что применять финансовые знания можно уже сейчас. Все, что вы делаете с финансами сегодня, влияет на ваше будущее. Когда вы перестаете покупать ненужные вам вещи, у вас появляются новые возможности. У вас начинает формироваться простая мысль – деньги должны делать новые деньги. Простая трата ваших доходов дает сиюминутный результат и никак не двигает вас вперед.

Любая книга о финансовой независимости даст вам понять важность оптимизации расходов в своей жизни. Тратить все, что зарабатываете, – это самая худшая стратегия, хуже нее только жизнь в кредит.

Наш курс поможет вам изменить свою жизнь и отношение к деньгам. Вы научитесь мыслить категориями десятилетий. В любой сфере жизни удовлетворение сиюминутных желаний не приводит ни к чему хорошему. В сфере финансов это способно привести к самым катастрофическим последствиям. Курс финансовой грамотности призван изменить ваше мышление и помочь стать более взрослым и ответственным человеком.

Как научиться финансовой грамотности?

Никто не рождается финансово грамотным человеком. Можно родиться в богатой семье, но это не гарантирует вам прекрасного финансового будущего.

Чтобы взрастить в себе финансовое мышление, нужно уделить этому много месяцев. Однако многие позитивные изменения вы можете развить в себе уже в течение нескольких дней. Теорию денег можно изучить достаточно быстро, также можно относительно легко понять, как работает рынок акций или банк. И только поняв, как работают финансы, вы начнете понемногу двигаться вперед.

В прошлые времена с финансовой грамотностью дела обстояли еще хуже. Человек был вынужден работать с утра до ночи, чтобы хотя бы выжить. Финансовая культура существовала в зачаточном состоянии. Чтобы стать состоятельным человеком, нужно было применять силу. В наше время многое изменилось, и это прекрасный шанс для каждого из нас преуспеть в жизни. Есть масса материалов в свободном доступе: книги, курсы и видео. Любая информация доступна уже здесь и сейчас. Впрочем, как мы знаем, доступность информации одновременно и обесценивает ее. Вы должны четко уяснить, что у вас уже есть все, что нужно для финансового процветания, осталось только найти правильные материалы.

Пожалуй, самым важным навыком для развития финансовой грамотности является дисциплина. Больше 90% людей в мире тратят деньги совершенно бездумно, и именно по этой причине никто из них не станет состоятельным человеком. Никто ничего не гарантирует и оставшимся 10%, однако шансов у них все-таки побольше. Развивая дисциплину в отношении финансовых привычек, вы тысячекратно увеличиваете свои шансы на то, чтобы лет через десять отойти от дел, иметь пассивные источники дохода и делать все, что пожелаете.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки по финансовой грамотности

Изучив большое количество литературы и биографий богатых и успешных людей, мы пришли к выводу, что финансовая грамотность – это навык. Любому навыку можно научиться. Мы разработали для вас шесть уроков, каждый из которых затронет определенный аспект финансовой грамотности. Хорошая новость состоит в том, что нам не нужно было ориентироваться на разные типы людей, т.к. финансовая грамотность не является чем-то уникальным для каждого финансово успешного человека. Это определенный набор знаний и несложных навыков, которые способен приобрести каждый. Все великие бизнесмены имели примерно одинаковую философию, различались только пути достижения цели.

Цель курса: познакомить нашего читателя с планированием, финансовым анализом и инвестированием.

Задачей же курса является развить в читателе финансовое мышление, которому не учат в школе и университете.

Представляем вам небольшой обзор каждого из уроков:

Урок 1. Суть денег. Деньги и их свойства

Для того, чтобы начать развивать свое финансовое мышление, не обойтись без истории возникновения денег, а также без понимания их свойств и отличительных черт. Вы должны понять, почему и зачем были придуманы деньги. Они со временем эволюционировали, и вы можете увидеть, что эта эволюция была логична. Скорее всего, деньги будут эволюционировать и дальше, и если вы осознаете, почему они менялись столетиями, то, возможно, сможете предсказывать некоторые финансовые коллизии в будущем. В первом уроке мы расскажем вам многое из того, что каждый финансово грамотный человек должен знать о деньгах. Этой информации вам хватит для понимания сущности денег, однако стоит проходить курс дальше.

Урок 2. Планирование и учет финансов

Планирование является важнейшей частью любой сферы жизни. Когда же речь заходит и о финансовом планировании, ставки повышаются. Если вы хотите стать бизнесменом или руководить большим предприятием, прежде всего, вам стоит научиться управлять личными финансами. В этом уроке вы поймете, как создают свои финансовые планы руководители крупных предприятий и чем они при этом руководствуются. После этого мы вам покажем пять простых шагов для составления своего собственного финансового плана. Уже на этом этапе вы будете смотреть на деньги, как на возможности, а на свои расходы – как на препятствия. Также вы научитесь оптимизировать свои траты, в чем вам помогут приложения для смартфонов или простой лист бумаги.

Урок 3. Финансовая система и финансовые организации

Для того, чтобы смотреть на деньги не как на бумажку, а понимать денежные потоки, вам нужно понять суть финансовых систем и то, как именно двигаются деньги в финансовых организациях. В мире все пронизано деньгами, поэтому вы должны понять хотя бы то, куда двигаются ваши деньги после того, как вы купили товар. В этом уроке мы рассмотрим четыре подсистемы финансовой системы, а также увидим, какие существуют финансовые организации. Ведь, вполне возможно, когда-то вы будете работать именно там. Изучите все особенности финансовых организаций, и вы станете понимать намного больше об окружающем мире.

Урок 4. Инвестирование и накопление

Накопление с последующим инвестированием – это последний шаг к обретению финансовой независимости. Вместе с этим, это самый трудный и рискованный этап. Но риск всегда оправдан большим доходом. В этом уроке мы покажем вам несколько простых и сложных путей наращивания капитала. Суть любого инвестирования в резидуальном (пассивном) доходе. Т.е. таком, который работает без вашего участия. Если у вас все получилось, вы можете бросить работу или же найти занятие по душе.

Урок 5. Финансовый анализ

Умение анализировать все, что угодно, позволяет любому человеку стать более разумным и думающим. Когда речь идет о финансовом анализе, есть смысл говорить о важном умении. Оно позволит оценивать перспективы развития любой компании и прогнозировать стоимость акций. В этом уроке мы познакомимся с самой сутью финансового анализа, а также с его задачами и видами. Мы посмотрим на финансовый мир совершенно другими глазами. Всего за пару часов вы изучите важные основы и сможете понимать экономические и финансовые новости. Вы наконец узнаете об индексе Доу-Джонса, что он означает и как это просто.

Урок 6. Финансовое мышление

Для того, чтобы ваш финансовый успех был стабилен, вам нужно не просто изредка делать правильные финансовые поступки, а обрести финансовое мышление и философию. В этом случае ваша зависимость от мнения других людей полностью исчезает. Вы просто знаете и чувствуете, что делать и как поступать в своей финансовой жизни. Хотя это, конечно, не исключает дальнейшего образования.

В этом уроке мы будем воспитывать финансовое мышление и философию. Вы начнете прививать финансовые привычки, поймете, как думают и размышляют успешные люди. Но это не сделает вас их копией, потому что вы все равно найдете свой собственный путь. Этот последний урок является наиболее важным, потому что призывает шестое чувство – ту самую интуицию, на которой создал свою финансовую империю Ричард Брэнсон и многие другие успешные люди.

Авторы курса: Григорий Кшеминский и Евгений Буянов.

Как проходить занятия?

Временами этот курс может показаться не очень легким, однако мы постарались смешивать простые и сложные вещи. Экономика отчасти сложна, однако стоит познакомиться с ней поближе, и вы поймете, что в ней существуют свои вполне логичные и понятные законы. Также в ней существуют и совершенно нелогичные вещи, однако вы будете это понимать и предпринимать все, чтобы быть готовыми к неожиданностям.

Первый, третий и пятый уроки имеют отношение скорее к теории, чем практике. Вы можете выбрать именно такой порядок изучения. На теорию потребуется меньше всего времени. Второй, четвертый и шестой уроки являются по большей части практикой и требуют больше времени на изучение и воплощение.

Впрочем, вы можете изучать уроки и по порядку. Симбиоз теории и практики – это правильный подход, и любой профессионал своего дела знает об этом. Можно много думать и не действовать, а можно бездумно действовать и совершать массу ошибок. Когда же вы думаете и действуете, вы получаете самый лучший результат.

Наш курс вы можете пройти двумя способами, имеющими отношение к временным промежуткам. Например, при наличии времени вам вполне может хватить недели. Однако мы рекомендуем вам проходить курс более вдумчиво и время от времени к нему возвращаться. Когда вы пройдете курс, вернитесь к нему и закрепите навыки, просмотрите список рекомендуемой литературы и двигайтесь дальше. Тем не менее, наш курс самодостаточен сам по себе и на многие вещи поможет открыть вам глаза. Мы постарались сделать его увлекательным и легким для понимания.

Дополнительные материалы

В разделе, посвященном дополнительным материалам, вы найдете список книг, рекомендуемых к прочтению. Они охватывают разные аспекты финансовой грамотности: от теории до практики, мотивации и формирования финансового мышления. Авторы некоторых книг настоящие миллионеры и люди, которые являются наставниками других людей. Словом, это отличный начальный список книг, которыми вы можете обогатить свои знания.

А еще рекомендуем следующие подборки дополнительных материалов по финансам и финансовой грамотности:

И далее небольшое напутствие напоследок.

Цитаты известных людей на тему денег

В заключение вводного урока предлагаем прочитать несколько вдохновляющих цитат известных людей о деньгах:

Мудрый человек держит деньги в голове, но не в сердце.

Слишком многие люди тратят деньги, которые они с трудом заработали, на вещи, которые им не нужны, чтобы впечатлить людей, которые им не нравятся.

Умеренность — уже богатство.

Я расскажу вам, как разбогатеть на Уолл Стрит: будьте осторожны, когда другие жадничают. Будьте жадными, когда другие осторожничают.

Годовой доход 20 фунтов при расходе 19 фунтов 96 пенсов — это счастье. Годовой доход 20 фунтов при расходе 20 фунтов и 6 пенсов — это нищета.

Богатство — это не скопление материальных ценностей. Это умение тратить меньше, чем зарабатываешь, умение откладывать и вкладывать. Вы не разбогатеете, пока не усвоите это.

Чего не хватает нашему поколению, так это финансового образования, необходимого для финансовой безопасности.

Сколько миллионеров вы знаете, которые построили свое состояние на процентах с депозита? Вот и я о том же.

Деньги — хороший слуга, но плохой господин.

Инвестирование похоже на наблюдение за высыхающей краской или растущей травой. А если вам хочется получить все быстро, берите 800 долларов и езжайте в Лас-Вегас.

У богатых людей маленькие телевизоры и большие библиотеки, а у бедных большие телевизоры и маленькие библиотеки.

Никогда не тратьте деньги прежде, чем их заработать.

А теперь предлагаем приступить к занятиям.

Желаем вам успеха в освоении навыка!

В программу для старшеклассников ввели финансовую грамотность

Финансовая грамотность станет обязательной с 1 сентября 2023 года.

Со следующего учебного года старшеклассники будут изучать финансовую грамотность. Обязательный курс по изучению этой дисциплины включат в программу 10 и 11 классов. Обучение будет вестись на занятиях по обществознанию.

Финансовая грамотность включает в себя такие темы, как:

Школьные программы должны быть адаптированы к новым требованиям стандартов к 1 сентября 2023 года.

Отметим, что учащиеся 1-9 классов уже изучают финансовую грамотность. Дисциплину ввели в программу в этом учебном году. Ее осваивают на уроках математики, информатики, окружающего мира и географии.

Уточняется, что финансовая грамотность включена в федеральные образовательные стандарты для старшей школы приказом Министерства просвещения России.

Ранее стало известно, что содержание ФГОС для среднего общего образования изменили. Согласно документу, 10 и 11 классы должны изучать 13 обязательных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физкультура, основы безопасности жизнедеятельности.

Отмечается, что программа минимум двух предметов должна предусматривать углубленное изучение в соответствии с выбранным профилем.

Изучение некоторых предметов стало обязательным. Помимо финансовой грамотности, в список обязательных дисциплин вошли экономика, естествознание, курс «Россия в мире», астрономия, экология. Изучение этих предметов включили в программы по обществознанию, биологии, физике, истории и химии. Теперь знания по этим предметам будут проверяться на ЕГЭ и на ВПР.

По материалам пресс-службы Минпросвещения

Текст подготовила Екатерина Ячина

Получай информацию первым!

В сентябре 2017 года в МБОУ СОШ № 6 г. Салехарда был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников.

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школе обусловлена тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.

В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школе в первую очередь было обращено внимание на два основных вопроса:

Предоставление необходимой информации — обеспечение учебниками с учетом возрастных категорий учеников.

Подготовка преподавательского состава для обучения новой дисциплине.

На сегодняшний день эти проблемы успешно решены: в школу поступили качественные учебные материалы, в создании которых принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие.

В УМК дисциплины входят учебники, рабочая тетрадь, методические рекомендации для учителя.

Fincult.info — информационно-просветительский ресурс, созданный Центральным банком Российской Федерации. Его цель — формирование финансовой культуры граждан.

Сайт предназначен для широкой аудитории с разным уровнем знаний об экономике и разными финансовыми возможностями. В материалах сайта в простой форме, с некоторыми допущениями и упрощениями разбираются ситуации, с которыми может столкнуться каждый — от необходимости взять кредит и выбрать наиболее удачный вариант накопления денег до поиска оптимальной стратегии формирования будущей пенсии. Это не прямое руководство к действиям, а лишь вспомогательная информация, которую можно учитывать, чтобы не оказаться в неблагоприятной ситуации и не упустить из виду что-нибудь важное при принятии финансовых решений.

Отдельный раздел fincult.info предназначен для преподавателей, методистов и волонтеров финансового просвещения.

Для решения второго вопроса потребовалось немного больше усилий, поскольку необходимо было организовать подготовку преподавательских кадров. Учителя обществоведческого цикла знакомы с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как:

– ценные бумаги;

– банковские операции;

– кредитные системы;

– финансовые пирамиды;

– кредиты и т. д.

Но следовало бы отметить потребность прохождения дополнительной подготовки педагогов по финансовой грамотности в специально созданных федеральных и региональных методических центрах.

Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы:

– составление и расчет семейного бюджета;

– денежные операции в банках и других структурах;

– сделки, связанные с риском;

– денежные вознаграждения;

– наличие ответственных органов за финансовые услуги;

– личные сбережения — излишество или прок;

– тонкости кредитов и депозитов;

– права и обязанности участников финансово-экономических отношений;

– управление денежными потоками;

– агрессивная политика банков;

– активы и пассивы (доходы и расходы);

– страхование и пенсионные выплаты;

– наличие и безопасное использование пластиковых карт.

Следует отметить, что при разработке учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, учтены возрастные особенности отдельных групп школьников. Например, для самых маленьких информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации и решают их. Такой подход позволяет сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность ребятам избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.

На современном этапе внедрения курса финансовой грамотности в школы перед учителями возникает много вопросов в связи с тем, что предмет изучения является новым и непривычным. Один из вопросов: «Какие формы деятельности можно применять на этапах формирования финансовой грамотности? Какие формы проведения мероприятий стоит выбрать?»

Воспитывать финансовую и социальную грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность на уроках математики, обществознания, литературы. Решая задачи, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости, ребята учатся теоретически решать финансовые проблемы. На уроках литературы происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Уроки обществознания дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности и социальной компетентности учащихся. В отличие от других форм деятельности, урочная на 100 % охватывает детскую аудиторию.

В старших классах возникает потребность участия в проектной деятельности. Исследования, проводимые на занятиях по финансовой грамотности, а также самостоятельно, могут быть представлены в виде защиты проекта на научно — практической конференции в школе.

2 октября в рамках Всероссийской недели наук на базе нашей школы было проведено мероприятие для старшеклассников школ города. « Как не стать жертвой финансовых мошенников?» так звучала тема тренинга Каликовой Дамиры Ильтаровны. Учащиеся в неформальной обстановке, в тесном кругу обсудили злободневные вопросы финансовой безопасности, рассмотрели наиболее часто встречающиеся примеры финансовых махинаций, разработали памятку «Как уберечь себя от мошенников».

14 октября 2017 года в РКЦ Салехард Отделении Тюмень Уральского ГУ Банка России состоялся общероссийский День открытых дверей. Данное мероприятие посетили и наши ученики 10-х классов.

Дети узнали много нового о деятельности Центрального банка Российской Федерации, истории банковского дела в России, о банковских услугах и платежных картах, а также как не стать жертвой мошенничества при использовании банковских карт.

Ребята с интересом слушали сотрудников РКЦ и задавали им свои вопросы. Также детям было предложено поиграть: отгадывали ребусы на соответствующую тематику; угадывали вслепую на ощупь, что за монета находится в мешке. Ознакомились с рабочей техникой кассового сотрудника банка (машинка для счета купюр и их распознавания на подлинность; аппарат, с помощью которого можно проверить документ, удостоверяющий личность на подлинность).

В ходе мероприятия наши ученики просмотрели видеоролики о финансовой грамотности и познакомились с внешним видом купюр номиналом 200 и 2000 рублей, выпущенных в оборот 12 октября 2017 года.

По окончании Дня открытых дверей все дети получили небольшие памятные подарки от РКЦ в виде ручек и календариков с символикой ЦБ РФ и ушли с мероприятия с новыми знаниями и с хорошим настроением!

2 ноября 2017 года в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», в МБОУ СОШ № 6 в 10А классе прошел урок финансовой грамотности, посвященный мероприятиям IV Всероссийской недели сбережений. Цель данной акции — формирование финансовой культуры и навыков эффективного управления личными финансами, что будет способствовать, в конечном счете, финансовой безопасности и будущему благосостоянию молодых людей.

Урок провели педагог школы Финансово-правовой грамотности МАУ ДО «Детско-юношеский центр» А. В. Масюк и эксперт управления маркетинга и коммуникаций Салехардского отделения № 1790 Западно-Сибирского банка — Алевтина Норенберг.

Во время проведения урока учащиеся:

– познакомились с основами личного финансового планирования и финансовой безопасности, правилами разумного финансового поведения;

– познакомились с работой школы Финансово-правовой грамотности МАУ ДО «ДЮЦ», получили приглашения на занятия;

– получили памятки и обучающие брошюры Банка России;

– поучаствовали в викторине: «финансы не поют романсы».

Социальное партнёрство подразумевает привлечение к процессу воспитания финансовой грамотности работников финансовой сферы, предпринимательской и родительской общественности.

Внеклассная работа включает в себя проведение классных часов, просветительских родительских собраний на заданную тематику, викторины, деловые игры, командные игры-путешествия, выпуск стенных газет, конкурсы рисунков и поделок из вторсырья.

Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители.

По статистике, сейчас в нашей стране только одна из десяти семей планирует свой бюджет. С помощью нового курса рассчитывается повысить финансовую грамотность не только у школьников, но и у их родителей. Поэтому для мам и пап выпущены специальные пособия.

Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.

Повышение финансовой грамотности должно начинаться с самого раннего возраста, чем раньше, тем лучше. Когда можно заложить основы поведенческие, поменять менталитет человека, чтобы он мог потом во взрослом возрасте спокойно плавать в мире финансовых продуктов, финансовых рисков, и мог себя более уверенно чувствовать в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, Российская Федерация, финансовая безопасность, Финансово-правовая грамотность, Центральный банк, школа.

Оцените статью