Цены на продукты в магазинах нашего города
Да, ребята. Мы сегодня поговорим о деньгах.
Финансовая грамотность ребята –это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Ребята , а кто знает, откуда у ваших родителей берутся деньги?
Правильно, они работают и за работу получают зарплату в виде денег.
Знаете ли вы, для чего нам нужны деньги?
И так деньги нам нужны:
-для покупки продуктов,
– для оплаты развлечений(каких именно?)
-для оплаты услуг(каких именно?)
-для оплаты проезда на транспорте
-для покупки подарков
-для оказании помощи бедным
-для оказании помощи бездомным животным
А всё ли можно купить за деньги?
А что по вашему нельзя купить за деньги?(ответы детей)
Азбука денег тётушки Совы «Безналичные деньги»
Как можно назвать эти деньги? (Монеты) А бумажные деньги? (банкноты) Одним словом?(наличные деньги)
А безналичные деньги? Это что за деньги и где они хранятся? (ответы детей)
Что удобнее носить с собой наличные (монеты или банкноты) или пластиковые карты, которые называются (безналичные?)
В чём неудобство пластиковой карты?(можно забыть пароль)
Стихотворение о карманных деньгах.
в изменённой ситуации
-Решив, примеры, вы сможете узнать, в какую игру мы будем играть на уроке.
-На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты,
Помидор и огурец
-А сейчас предлагаю вам поработать в парах, поиграть в игру под названием «Кафе». У каждого из вас есть конверт с бумажными монетами. Один из вас будет покупатель, другой – продавец. У покупателя есть только 50 рублей. Представьте, что вы пришли в кафе и покупаете продукты для полдника, продавец сдаёт сдачу.
-Не забывайте быть вежливыми во время покупки. Как покупатель должен обращаться к продавцу?
-Как должен отвечать продавец?
-Что обязательно должен сказать покупатель, совершив покупку?
На карточке изображены продукты и цены на них. ( Приложение 2)
-Старайтесь выбирать для полдника полезные продукты.
После игры инсценировка у доски несколько раз разными детьми.
-Знайка и Винтик тоже ходили в это кафе. Винтик выбрал такие продукты: пирожное и леденец, а Знайка выбрал: сосиска в тесте, чай, яблоко. Чей выбор вы считаете разумным?
-Получит ли Знайка сдачу?
-Предложите разные наборы продуктов для полдника на 50 рублей.
Работают в паре: решают примеры на карточке, определяют зашифрованное слово «кафе».(приложение 1)
Воспринимают правила игры.
+Здравствуйте, продайте мне, пожалуйста, коробку молока.
-Здравствуйте, возьмите, пожалуйста, вот Ваша сдача. Спасибо за покупку.
+Пирожное и леденец не годятся для полдника, это – не полезные продукты.
+Да, сдача 5 рублей
+Печенье, молоко, яблоко (сдача 5 рублей)
+Сок, пирожок, яблоко
+Йогурт, пирожок, чай (сдача 5 рублей)
Предметные:умеют складывать и вычитать десятки.
Личностные: развивают познавательную мотивацию, интерес к выполнению новых заданий.
Коммуникативные:сотрудничают с одноклассниками при выполнении заданий в паре, устанавливают и соблюдают очерёдность действий, выслушивают партнёра, корректно сообщают об ошибках.
Регулятивные:учитывают ориентиры, заданные учителем, при выполнении учебного задания; планируют собственную вычислительную деятельность.
Предметные:овладевают логическими действиями сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.
Открытый урок математики 3 класс,
по программе М. И. Моро, УМК «Школа России»
Решение задач. Мои карманные деньги. ( Математическое кафе)
Закреплять умение составлять и решать задачи на кратное ; знание таблицы умножения и деления с числами 2 – 9; развивать логическое мышление, память, навыки устного счета. Подвести к выводу о разумном расходовании карманных денег.
учащиеся научатся решать задачи на кратное ; пользоваться таблицей умножения и деления; составлять план решения задачи; понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; высказывать и аргументировать свою точку зрения.
На плакатах – задачи, правило, карточки для самостоятельной работы; на листах – цепочка примеров для устного счета, рисунки.
Личностные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия
Наши карманные деньги.
Копилка На добрые дела
Потрачу на себя
Просмотр фрагмента «Уроки тётушки Совы» (начало) Карманные деньги (Уроки тетушки Совы) серия 4
Размышляют о том, что можно узнать в этой теме.
Что такое карманные деньги? И откуда они берутся?
Сколько? И как ими распоряжаться?
На что их можно потратить?(ответы детей)
А какие пословицы и поговорки вы знаете о деньгах?
Финансовая грамотность –это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Вы, наверное, устали, А теперь все дружно встали.
И за парты все уселись.
Глазки закрывает, до пяти считаем:
Раз, два, три, четыре, пять.
Открываем, поморгаем и работать начинаем.
IV. Применение знаний и умений .
Родители собираются купить дачу, но не знают , как вычислить периметр и площадь данного участка. Участок прямоугольной формы 8м длина и ширина 7м. Давайте поможем им. Нужно вычислить периметр и найти площадь этой постройки?
-Сейчас мы проверим, как вы сможете распорядиться деньгами. На ваших партах лежат листочки зелёного, жёлтого и красного цветов .
Представьте, что вам родители дали 100 рублей и отправили в магазин за покупками. У каждого на столе лист с перечнем товаров и цен на них. Отметьте, что бы вы купили.
У вас 1,5 минуты на обсуждение. Кто готов ответить ? Что же вы купили на 100р?
– Картофель- 13руб
-чупа-чупс- 15 руб
– булочка-6 руб
Продукты у вас разные и цены тоже.
-кириешки -14 руб
-жевательная резинка- 27 руб
– батон16 руб
Посчитайте сдачу. Сколько сдачи у вас осталось ?
Кто правильно распорядился своими средствами. Обсуждение.
Вывод: Необходимо учитывать свои доходы и расходы, чтобы знать, на что уходят твои деньги, чтобы расходы не превысили доход.
Старайтесь тратить деньги с умом, ведь родители зарабатывают деньги своим трудом.
Заведите копилку и внесите в неё сдачу от своих покупок, так вы сможете накопить сбережения. Когда вы идёте за покупками ,то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь.
Учитесь вести запись и учёт всех ваших покупок из копилки в специальный блокнот и вам будет интересно, на что вы их потратили.
Игра «Всё ли можно купить за деньги?»
Презентация Видио Финансовая грамотность детей https://youtu.be/ZhUmnQRGNmo
VI. Подведение итогов . Рефлексия.
-Что особенно заинтересовало вас во время урока?
-Что нового узнали на уроке?
-Какое задание понравилось больше всего?
-Что вызвало затруднение?
-Для чего нужно уметь считать деньги и знать таблицу умножения?
-Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя смайликами.
Запомните , что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем.
Финансовая грамотность. Урок математики и финансовой грамотности в 3 Е
Учитель: Шарафутдинова Гузель Наилевна, учитель начальных классов .
: «Деньги» и «Карманные деньги »
Урок усвоения новых знаний и систематизации и обобщения знаний и умений.
образовательные; подвести к выводу о разумном расходовании карманных денег, развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость;
Воспитательные: создать атмосферу коллективного поиска, радости познания, преодоления трудностей.
-совершенствовать умение решать текстовые задачи ;
-способствовать формированию культуры обращения с деньгами, подготовить к будущей самостоятельной жизни.
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
-развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
-понимание и правильное использование экономических терминов;
-представление о роли денег в семье и обществе;
-знание источников доходов и направлений расходов семьи;
-проведение элементарных финансовых расчётов.
-понимание цели своих действий;
-составление простых планов с помощью учителя;
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
-овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
-умение слушать собеседника и вести диалог;
-умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
-умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Компьютер, проектор ,экран, раздаточный материал.
Проверяю готовность к уроку, настраиваю детей на урок:
поздороваемся с соседом при помощи пальчиков (соприкасаются пальчиками)
— Желаю (большой)
— Успеха (указательный)
— Большого (средний)
— Во всем (безымянный)
— И везде (мизинец)
— Здравствуй (ладошка).
– Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу.
– Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
Масса утки 2кг. Какова масса трёх таких уток?(2*3)
. На три платья идёт 9 метров ткани. Сколько ткани идёт на одно такое платье?(9:3)
. В одной коробке 6 шаров. Сколько шаров в 5 таких коробках?(6*5)
. Сколько блокнотов по цене 9 рублей можно купить на 27 рублей?(27:9)
. Сколько лап у четырёх котят?(4*4)
II. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Тема урока: «Деньги» и «Карманные деньги»
Урок усвоения новых знаний и систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель урока:
Образовательные: подвести к выводу о разумном расходовании карманных денег, развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость;
Воспитательные: создать атмосферу коллективного поиска, радости познания, преодоления трудностей.
-совершенствовать умение решать текстовые задачи;
-способствовать формированию культуры обращения с деньгами, подготовить к будущей самостоятельной жизни.
МАОУ «СОШ «МАСТЕРГРАД»
Урок математики и финансовой грамотности в 3 классе
Учитель: Хомякова Лариса Анатольевна
учитель начальных классов.
Тема урока: «Деньги» и «Карманные деньги»
Оборудование:Компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.
I. Организационный момент
Детей настраиваю на урокпри помощи пальчиков (соприкасаются пальчиками) — Желаю (большой) — Успеха (указательный) — Большого (средний) — Во всем (безымянный) — И везде (мизинец) — Здравствуй (ладошка). – Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу. – Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
1. Мозговой штурм
* Масса утки 2кг. Какова масса трёх таких уток? (2*3) * На три платья идёт 9 метров ткани. Сколько ткани идёт на одно такое платье? (9:3) * В одной коробке 6 шаров. Сколько шаров в 5 таких коробках? (6*5) * Сколько блокнотов по цене 9 рублей можно купить на 27 рублей? (27:9) * Сколько лап у четырёх котят? (4*4)
Статья на тему : «ФОРМИРОВАНИЕ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ »
Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни
человека. Ребята слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они
рано понимают, что деньги позволяют получить желаемое, и проявляют стремление к
самостоятельному использованию денег. Необходимость проведения уроков
финансовой грамотности в школах обусловлена тем, что дети достаточно активно
самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными
приложениями. Они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются
активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует
определенного уровня финансовой грамотности.
Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время
вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей
стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Считаю, что
формировать финансовую грамотность младших школьников можно
через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.
Например, средствами содержания предмета математики.
Для организации работы по формированию у младших школьников
финансовой грамотности мы используем пособия и электронные ресурсы.
Формирование финансовой грамотности младших школьниковна
уроках математики осуществляется через формирование элементарных
представлений о видах собственности, семейных доходах и расходах,
разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании,
стоимости школьного имущества. Уже в начальных классах учащиеся начинают
освоение основных терминов, составляющих суть экономики: собственность,
производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др. Решая
задачи, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости, учащиеся
младших классов учатся теоретически решать финансовые проблемы.
Для осознанного понимания необходимости формирования
экономических знаний учащиеся должны уметь:
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;
– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства
в удовлетворении потребностей.
В 1 классе учащиеся знакомятся с числами,
цифрами для записи этих чисел; одновременно они знакомятся с единицами
измерения стоимости – копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10
копеек, 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться пересчитывать и
отбирать монеты для оплаты какого-либо продукта в пределах 20.
– Во 2 классе вводится понятие денег, их
функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство
накопления. Учащиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках:
появляются монеты и купюры в пределах 100 р., так как счет во втором классе
идет в пределах 100. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Появляется
понятие цена товара, количество, стоимость покупки. Учащиеся решают задачи на
стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Во 2 классе ведется уже
разговор о карманных деньгах, что у ребенка есть какие-то карманные деньги,
которые он может тратить, например, на школьные обеды.
– В 3 классе учащиеся знакомятся с денежными
знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 р., учатся переводить рубли в
копейки и обратно. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки:
цена*количество = стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены,
количества и стоимости товара. Карманные деньги уже могут быть в пределах 1000
рублей. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания,
канцелярские товары и т.д.
– В 4 классе увеличиваются денежные знаки до
1 000 000 рублей. Также учащиеся продолжают учиться переводить рубли в
копейки и обратно. С помощью формулы стоимости покупки они решают разные виды
задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. В 4 классе появляются
новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование
семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько
стоит одежда, обувь и т.д.
Можно утверждать, что финансовая грамотность в курсе математики
дает положительные результаты, так как:
– значительно увеличивает активность детей на уроке;
– развивает внутреннюю мотивацию к учению;
– усиливает познавательные мотивы;
– расширяет личный опыт учеников;
– преодолевает изолированность математики от реальной жизни;
– повышает качество и прочность знаний;
– повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок,
работе по дому);
– приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.
Урок по финансовой грамотности в 3 классе
: «Как управлять своими деньгами?»
– формировать умение сравнивать, обобщать факты и понятия:
создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления трудностей
формирование осознанного отношения к деньгам.
Дидактические средства на уроке:
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Карманные деньги, банковская карта.
Межпредметные связи: окружающий мир, математика.
-Откуда в семье появляются деньги?
-На что тратят деньги родители?
-А у вас есть свои деньги? Откуда?
– А зачем они вам?
-Вчера вы отвечали на вопросы анкеты. Послушайте результаты анкетирования.
Вывод по анкете. Слайд 2.
– Давайте посмотрим небольшой фрагмент и сформулируем тему нашего занятия?
Просмотр фрагмента «Уроки тётушки Совы» (начало)
Высказывают свое мнение
Формулируют тему урока; составляют план, размышляют о том, что можно узнать в этой теме.
Слайд 5 . Итак, тема сегодняшнего классного часа «Карманные деньги. Как управлять своими деньгами?»
-Сегодня мы должны определить, что такое карманные деньги?
-Зачем они нужны?
– На что их можно потратить?
– Как вы думаете, Что такое карманные деньги? На что вы тратите карманные деньги?
У всех людей есть свои потребности. Они зависят от времени года, от ситуации, в которую мы попадаем. Нужно уметь правильно определять то, что может стать необходимым.
Как Вы думаете, что в жизни человека важнее «Хочу или
Слайд 6. Игра «Хочу и надо» должны определить, к чему можно отнести этот предмет – к необходимым потребностям или к желаниям
А вы как тратите свои карманные деньги? Вы планируете покупку? Думаете: хочу или надо?
Обычно люди решают, что купить важнее, а какую покупку можно отложить. Сначала приобретается самое нужное, а потом все остальное.
Давайте посмотрим, на что тратят деньги герои нашего мультфильма.
Смотрите внимательно и запоминайте советы тетушки Совы.
Какие советы дала Домовенку Сова?
1. Сказать родителям, как и на что мы собираемся тратить свои карманные деньги.
2. карманные деньги делить на части: потратить, накопить и отдать.
-А на что вы копите деньги?
-А где вы храните свои сбережения?
-Где еще можно хранить свои сбережения?
3. Все эти знания и умения помогут нам во взрослой жизни
Запомните советы тетушки Сова. Они вам в жизни очень пригодятся.
А рационально ли использовал свои карманные деньги Яша, купив за раз несколько порций мороженого? Почему? Кто из вас так же тратить деньги за один раз?
А как поступил кот Кейси?
Перед вами карточки. На них написаны варианты, на что можно потратить карманные деньги. Выберите из предложенных три варианта, которые вам хочется потратить свои деньги?
Хлопните в ладоши, если можно купить за деньги этот товар. Топните ножкой, если купить это нельзя. Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.
На что потратите свои карманные деньги?
Итоги работы с карточками.
Молодцы! Есть вещи, которые нельзя купить в магазине. Это счастье, маму, здоровье, мечту. Радует то, что среди вас есть дети, которые неравнодушные к окружающим. Это помощь больным детям, подарок маме, помощь приюту для животных. Это добрые поступки. Вы с сочувствием относитесь к людям, животным. Вам хочется порадовать маму. А на какие добрые дела можно жертвовать деньги?
Стихотворение «Ценного в жизни много»
Ценного в жизни много:
Все золото мира бессильно,
Чтобы это купить, друзья.
Чувства людей бесценны,
И жизнь не имеет цены,
Верим мы свято в дружбу,
И истине этой верны!
Игра «Незаконченные предложения»
«Чего нельзя купить на деньги?»
Есть вещи, которые нельзя купить ни за какие деньги. Например, учитель говорит: «За деньги можно купить кровать», а учащиеся замечают: «Но не сон».
Настольная игра «Монополия» – самая распространенная и популярная финансовая игра в мире. Это самая известная экономическая игра. Она знакомит с основами торговли и бизнеса в простой и увлекательной форме.
Игра развивает следующие навыки и умения:
1. Правильное управление своими финансами. 2. Сохранение и приумножение собственных денег. 3. Развитие навыков ведения бизнеса и инвестирования. 4. Обучение новым способам зарабатывания денег. 5. Тренировка логического мышления и памяти. 6. Укрепление способности к планированию и лидерству.
Видео. Финансовая грамотность для детей.
-О чем мы говорили с вами на занятии?
-Что нового вы узнали?
-Что вам понравилось на занятии?
-Какие бы вы дали советы по поводу отношения к деньгам?
– Ответили ли мы на поставленные вопросы в начале занятия?
Оцените свою работу
Обсудить с родителями, на какие добрые дела мы можем потратить наши отложенные деньги
Урок математики и финансовой грамоты
(интегрированный).
Тема «Семейный бюджет».
Класс 3 б.
формирование первоначальных представлений о семейном
бюджете.
Выявить
основные источники семейного бюджета.
Раскрыть
содержательную сторону экономических понятий (доходы и расходы) через решение
практических задач.
Развивать
экономическую и финансовую грамотность по ведению семейного бюджета.
проявлять
познавательный интерес к новому материалу;
бережно
относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи;
овладение
начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие
самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
развитие
навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
умело
составлять и распределять бюджет семьи;
понимание
и правильное использование экономических терминов;
представление
о роли денег в семье и обществе;
понимание
цели своих действий;
составление
простых планов с помощью учителя;
адекватное
восприятие предложений товарищей, учителя.
использование
различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
овладение
логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям.
умение
слушать собеседника и вести диалог;
умение
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
умение
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Основные понятия и определения
Семейный бюджет, стипендия, пенсия, доход, расход, зкономия.
компьютер, мультимедийный проектор,
интерактивная доска
1. Мотивирование на
учебную деятельность.
–
Дети, подойдите ко мне и возьмите по одной банкноте в руки. Вы видите, что
банкноты разного цвета. Найдите соответствующий цвет на столе и займите места.
Не теряйте банкноты: они нам еще будут нужны.
На
уроке снова игры,
Я
желаю вам удачи.
За
работу! В добрый час!
– Ребята, нам
сегодня прислали этот волшебный ящик к нашему уроку.
– С ним предано письмо.
Давайте его прочитаем.
2. Актуализация знаний.
Сценка.(папа, мама, бабушка, дедушка,
сын-студент, дочка-ученица школы).
. Вечером
собралась вся семья. Дочь – не могла сидеть спокойно, ей очень хотелось
сообщить новость родителям. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним
вошел отец, усталый после работы.
А у Тани из
соседнего подъезда новые ролики. Я тоже хочу, –
.– Так, сейчас
разберемся,
–
Только сидите тихо. Ты – наш будущий ученый, – обратился папа к
старшему сыну-студенту. – Будешь считать наш семейный доход.
.– Доход –
это те деньги, которые мне платят на работе, то есть моя зарплата. Каждый месяц
я приношу в дом и отдаю маме деньги.
Бабушка с
дедушкой тоже не остались в стороне.
Б и Д.– Мы тоже получаем
денежки.
А я тоже приношу
деньги в доход семьи, –
Наша дочь тоже
получает денежки, и они называются «пособие на ребенка».
– Так вы мне
сегодня купите ролики? Мы же все получаем деньги – значит у нас их много!
3.
Целеполагание, постановка проблемы.
1.(Корзина
идей). – Вы увидели сценку. Нам нужно узнать тему урока и
сформулировать задачи урока. Перед вами рисунок корзины идей. Напишите около
корзины основные понятия, о которых шла речь в сценке и попробовать назвать
тему урока.
2. Формулирование
темы и целей. – Запишите тему урока в корзинке.
4. Поиск путей решения и
решение проблемы, построение проекта. ( Видеосюжеты,
ролевой сюжет, деловые игры).
– Вспомним правила работы в группе.
– Так как у нас тема «Семейный бюджет», то и работать
мы будем семьями.
– 1 задание. – Рассмотрите бланк №1 и заполните его.
Через 3 минуты вы представите свои семьи.
– Как вы уже говорили, финансы – это наши деньги.
Ребята, как вы думаете, для чего люди придумали деньги?
– А вы знаете, что когда деньги не были придуманы,
людям приходилось обмениваться своими товарами? Как вы думаете, всегда ли такой
обмен был честным и равноценным.
– Какой вывод можете сделать?
-Получите задание №2 «Поход в магазин».
(зачеркиваем
еще одну цифру).
– Да, чтобы обмен всегда был честным и вас никто не
обманул, каждому из нас надо знать, что такое финансовая грамотность.
– Ребята, кто из вас знает, в чем разница между
доходами и расходами?
– Посмотрите внимательно мультфильм, а потом получите
задание.
-Прежде чем получить задание, поработаем фронтально.
4. – Игра «Доходы-расходы». Перед вами
облако – это доход семьи, а когда идет дождь – это когда доходы уходят, это
расходы. Распределите карточки.
– Все ли расходы являются обязательными?
Необязательные расходы – это то, что мы тратим, если хотим купить что-то не из
предметов первой необходимости. Что можно убрать?
– А что мы можем назвать непредвиденными расходами?
5. Минутка отдыха «Доходы – расходы»
(если я называю доход – потираете руками свои карманы, а если расходы – машете
руками, так как деньги улетают). – зарплата, пенсия, продукты, одежда,
стипендия, новая мебель, премия, телефон новый.
6. Бланк №4.
Практическая работа «Расходы семьи». (работа в группе).
(перед вами конверты с деньгами и таблица с
расходами. Я называю расход,
а вы ставите на это место денежку). – закрываем
расход.
А) Питание, проезд, коммунальные услуги, лечение, возврат
долгов, одежда, обучение, бытовая химия, прочие расходы, оплата за телефон).
_что получилось? Одинаково?
не можем отложить денег.
– Значит доходы равны расходам. Денег не осталось.
Б) Питание, проезд, коммунальные услуги, лечение,
возврат долгов, одежда, обучение, бытовая химия, прочие расходы, оплата за
телефон). _что получилось? Не хватило денег?
В) Питание, проезд, коммунальные услуги, лечение,
возврат долгов, одежда, обучение, бытовая химия, прочие расходы, оплата за
телефон). _что получилось? Деньги остались.
можно делать накопления.
– Что бы вы посоветовали двум первым семьям?
– Посмотрите на экран! Сделайте вывод.
– Возьмите свою денежку и напишите на обратной
стороне, от чего вы можете отказаться ради экономии денег из семейного бюджета.
1. Групповая работа.
– Группы получают задания. Произвести расчет доходов и
расходов, учесть непредвиденные расходы и узнать, сколько денег каждая семья
может откладывать каждый месяц.
– Группы, представляем работы.
– Вы узнали, сколько денег ваша семья экономит каждый
месяц.
– Предлагаю произвести расчет и представить, какую
бытовую технику ваша семья может себе позволить через 6 месяцев.
-Поздравляю вас с покупками! (Зачеркиваем цифру
замка на ящике.)
6. Рефлексия учебной деятельности.
Какой совет можете дать
нашим гостям, на чем можно сэкономить? (на доске)
(Зачеркиваем цифру замка на ящике.)
-открываем, а тут буклеты с рекомендациями для детей и
взрослых об экономии денег.
Скачано с www.znanio.ru
Урок математики с элементами финансовой грамотности, 3 класс, «Школа России»
Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость».
изучение нового материала.
научиться решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость».
1. Ввести понятия «цена». «количество», «стоимость» товара.
2. Знакомство с новым типом задач, умение оформлять краткую запись в виде таблицы.
1. Умение делать выводы о результатах работы.
2. Умение искать и выделять необходимую информацию.
1. Умение определять цель деятельности с помощью учителя.
2. Умение планировать свою деятельность.
3. Умение осуществлять самоконтроль.
4. Умение высказывать свои предположения.
5. Умение сохранять учебную задачу, выполнять оценку и коррекцию.
1. Умение высказывать своё мнение.
2. Умение слышать и слушать одноклассников и учителя.
3. Умение договариваться и приходить к общему решению.
4. Формирование рационального финансового поведения.
1. Формирование осознанного доброжелательного отношения к другим, его мнению и мировоззрению.
учебник, карточки для самостоятельной работы, кроссворд, элементы спецодежды для работников магазина, канцтовары для магазина, ценники, компьютер, интерактивная доска, проектор, игровые кассовые аппараты,3 копилки, пятирублёвые монеты, шоколадные медальоны.
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
Без счёта не будет на улице света.
Без счёта не сможет подняться ракета.
Учебник научит вас точному счёту,
Скорей за работу, скорей за работу!
II. Актуализация полученных знаний.
(Ученики получают карточку с заданиями.) См. Приложение 1.
(Самопроверка по образцу.)
– А сейчас мы разгадаем кроссворд, чтобы узнать куда мы сегодня с вами отправимся.
Кроссворд заполняется с помощью интерактивной доски:
2. Если мы длину прямоугольника умножим на ширину, что найдём?
3. Какая самая маленькая единица массы (
6. Как называется сумма длин сторон геометрической фигуры (
7. Сумма одинаковых слагаемых – это
(За каждый правильный ответ обучающиеся получают пятирублёвые монеты от учителя-координатора в пользу своей группы, пополняя свою копилку.)
– Какое слово у нас получилось? (
Самоопределение к учебной деятельности. Постановка учебной проблемы, целей и формирование темы урока.
Загляните в магазин,
Он богат товарами.
И скорее покупайте.
– Прочитайте вывеску «КАНЦЕЛЯРСКИЕ ТОВАРЫ».
– Кто знает, что же за товары продаются в этом магазине? (Дети отвечают)
На прилавке расположен товар (тетради, карандаши, ручки, ластики, линейки, точилки, наборы цветной бумаги, тарелки), на товаре ценники: тетрадь – цена 5 р., карандаш – цена 8 р., ручка – цена 15 р., ластик – цена 10 р. линейка – цена 18 р, точилка – цена 25 р., набор цветной бумаги – 100 р.
— Что здесь лишнее? (Тарелки – посуда)
— Назовите цены товаров.
— Что такое цена? (Сколько нужно заплатить за 1 предмет.)
— Варя купила 2 тетради. Сколько нужно заплатить?
— Какое количество тетрадей купили? (2 шт.)
— Как называется величина, обозначающая, сколько заплатили за весь товар? (Стоимость.)
— Купили 3 линейки и 1 карандаш. Сколько заплатили за всю покупку?
Задача для каждой группы покупателей:
Приобрести по 2-3 наименования товара и расплатиться в кассе.
Покупатели должны выбрать необходимый им товар и рассчитать: хватит ли им накопленных денег? И есть ли остаток денежных средств? (выступает каждая группа покупателей)
-Какова же цель нашего урока?
– Тема нашего урока? (Дети отвечают, учитель фиксирует ответы детей на интерактивной доске)
IV. Изучение нового материала.
Работа в группах по учебнику.
Требования к выполнению задания для каждой группы:
1 группа покупателей Задача № 1
стр. 22
2 группа покупателей Задача № 1
стр. 22
3 группа покупателей Задача № 1
стр. 22
Кассиры -помощники проверяют работу групп. Сообщают информацию учителю-координатору, который за каждый правильный ответ выдаёт пятирублёвые монеты покупателям.
На доске каждая группа фиксирует свою формулу, объясняя нахождение нужной величины, формулируются выводы по теме.
С : К = Ц — это формула, по которой находят цену товара.
Ц * К = С —это формула нахождения стоимости всего товара.
С : Ц = К— это формула нахождения количества купленного товара.
Встали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
Над головкою хлопок.
А сейчас идём по кругу,
Улыбаемся друг другу.
VI. Закрепление изученного материала.
Задание для каждой группы покупателей.
Было у Саши 2 монеты по 10 рублей, 4 монеты по 2 рубля и 1 монета в 5 рублей. Саша решил купить Тане поздравительную открытку, которая стоит 23 рубля. Какими монетами может расплатиться Саша? Может ли Саша расплатиться такими монетами, чтобы не было сдачи?
(2 * 4 + 5 + 10 = 23 р.)
Кассиры -помощники проверяют работу групп. Сообщают информацию учителю-координатору, который за правильный ответ выдаёт пятирублёвые монеты покупателям.
Работа по учебнику. ( Стр. 22 №3)
1 группа покупателей-первое уравнение
2 группа покупателей– второе уравнение
3 группа покупателей – третье уравнение
– В каком уравнении самое большое значение?
– Назовите значение х в первом и третьем уравнениях.
Учитель-координатор за каждый правильный ответ выдаёт пятирублёвые монеты покупателям.
VII. Подведение итогов урока.
Кассиры -помощники подсчитывают сумму заработанных денег у каждой группы покупателей. Сообщают информацию учителю-координатору. По итогам работы групп, учитель выставляет отметки. Все заработанные монеты превращаются в шоколадные медальоны для каждого обучающегося.
Большой палец- Что понравилось?
Указательный палец-Что узнал(а) нового?
Средний палец- Над чем задумался?
Безымянный палец- Что возьму себе в копилку?
Мизинец- Что ещё хотелось бы узнать?
Учебник. Стр. 22, № 5, составить задачи (индивидуальное задание): на нахождение «стоимости», «цены», «количества» товара.
X. Список литературы:
1. Берзон Н. И. Н ИУ «Высшая школа экономики». – Курс лекций «Управление личными финансами»
2. Вендина А. А., Малиатаки В. В. Формирование финансовой культуры школьников посредством уроков математики // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XIX Международной научно-практической конференции. Москва: Изд-во «Институт стратегических исследований». 2014. С. 31-34
3. Моро М. И., Бантова М. А. Учебник Математика.3 класс. Ч.1.- М.: Просвещение, 2021.-112 с.
4. Формирование финансовой грамотности детей и подростков. Разработки уроков и внеклассных мероприятий с включением элементов финансовой грамотности. Методический сборник. Л.А. Кошелева; под ред. А.В. Лопатина – Калининград, 2015. – 58 с.
1 . Увеличь 14 на 22.
2. Найди сумму чисел 39 и 17.
3. Первое слагаемое 20, второе 11. Найди сумму.
4. Уменьши 77 на 19.
5. Вычисли разность чисел 41 и 6.
6. Уменьшаемое 26вычитаемое 25, Найди разность.
7. На сколько 79 больше 42?
8. На сколько 11 меньше 68?
9. К 17 прибавь такое же число.
10. Наименьшее двузначное число увеличь на 79.
11. Наибольшее двузначное число уменьшить на 19
36, 56, 31, 58, 35, 1, 37, 57, 34, 89, 80.
Произведение чисел 6 и 7 равно?
Произведение чисел 9 и 8 равно? (72)
Увеличьте 6 в 8 раз.
Во сколько раз 32 больше 8? (в 4 раза) Уменьшить 56 в 7раз
Первый множитель 6 второй 9. Найди произведение?
Первый множитель 4, второй 4. Найди произведение?
Делимое 36 делитель 6. Найди частное?
Вы прекрасно считаете. Молодцы.
Иллюстрация к сказке «Муха-Цокотуха» К. Чуковский- Кто изображен на картине? – Вспомните первые строки произведения: – Муха-Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо, – Муха по полю пошла, муха денежку нашла. – Пошла Муха на базар и купила самовар. – Каким образом Муха приобрела самовар?(купила) – Что значит купила?(заплатила деньги) – Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?(о деньгах) – Давайте сформулируем тему урока. (ответы детей)
Мы сегодня поговорим о деньгах.
Ручками похлопали, Закружились, завертелись И за парты все уселись. Глазки закрывает, до пяти считаем: Раз, два, три, четыре, пять. Открываем, поморгаем и работать начинаем.
IV. Применение знаний и умений.
Рассмотри, изучи и ответь на вопросы. Справочная информация ниже тебе поможет.
Задание 1: Запиши название магазина, город, в котором он расположен и дату совершения покупки.
Задание 2: Посмотри по чеку, на какую сумму Костя с мамой купили продукты и сколько позиций в чеке?
Задание 3: Запиши сколько стоит в этом магазине 1 бутылка молока, 1 йогурт, 1 батон, 100 граммов сыра «Эдам»?
Задание 4: Сравни на сколько рублей больше мама потратила на молочные продукты, чем на овощи?
Задание 5: Мама оплатила всю покупку наличными так – 1 купюра в 500 рублей и 3 купюры по 100 рублей. Сколько сдачи получит мама?
3. Внимательно рассмотри билет, реши и ответь на вопросы:
– Что необходимо учитывать в семье?
– Как можно накопить сбережения?
Завести копилку и внести в неё сдачу от своих покупок, так мы сможем накопить сбережения. Когда мы идём за покупками, то стараемся выбрать те товары, в которых нуждаемся.
Нужно учиться, вести запись и учёт всех покупок из копилки в специальный блокнот и нам будет интересно, на что мы их потратили.
V. Игра «Всё ли можно купить за деньги?»
VI. Домашнее задание: В каждой семье осуществляется регулярные платежи: коммунальные услуги, телефон, интернет, свет, газ, твёрдые отходы. Узнайте, какое количество денег вы расходуется на карманные деньги ежемесячно. Это вам будет очень интересно.
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
-Для чего нужно уметь считать деньги и знать таблицу умножения?
Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/518778-urok-matematiki-i-finansovoj-gramotnosti-v-3-
Также вас может заинтересовать
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Произведение чисел 6 и 7 равно? Произведение чисел 9 и 8 равно?
Увеличьте 6 в 8 раз.
Во сколько раз 32 больше 8?( в 4 Р)
Уменьшить 56 в 7раз
Первый множитель 6 второй 9. Найди произведение?
Первый множитель 4 ,второй 4 . Найди произведение? Делимое 36 делитель 6 . Найди частное?
Вы прекрасно считаете. Молодцы.