ЗНАТОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

МОУ «Школа с. Лох Новобурасского района Саратовской области

имени Героя Советского Союза В. И. Загороднева

«Урок финансовой грамотности

Классный час для класс

Будникова Таисия Александровна

8 сентября 2015

– сформировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком;

– обогатить словарный запас учащихся.

 воспитывать экономическое сознание, экономическую культуру;

 развитие интереса к экономическим знаниям через игру;

 развитие умения применять знания в современной жизни.

Материалы и оборудование: Интернет, ноутбук, памятки, листы бумаги, ручки.

Ход классного часа

Второй год 7,8 сентября по всей стране проходит Всероссийская акция «День

финансовой грамотности в учебных заведениях», иногда называют эти дни Днями

Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его

деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем,

задается вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами? Т.е. человек

задумывается над тем, как повысить финансовую грамотность.

Этот термин finansia возник в XIIIXV вв. переводится с латинского как наличные

средства, доход. В торговых рядах Италии сначала обозначал любой денежный

платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал

употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между

населением и государством по поводу образования государственных фондов

В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это

деньги. Но финансы — это не только наличные деньги, но и денежные средства на

счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и др. финансовые инструменты.

Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и

использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих

благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях,

выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета,

накопление средств на будущие цели, например, получение образования или

обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Вопрос: Как называется наука изучающая финансовые вопросы?

Не придумаешь от скуки.

Чтобы лучше понимать,

Как хозяйством управлять,

Нам нужны ее ученья

Для дальнейшего уменья.

А потребности у нас

Все растут из класса в класс.

Все растет из года в год.

И возможности не все

Перед нами открывают.

Мы настроились серьезно

С экономикой дружить,

Чтобы в будущем достойно

Нашей Родине служить.

Экономика – это наука, которая учит в нужном количестве производить и

правильно распределять материальные и финансовые ресурсы.

Современный человек без экономических знаний не может считать себя

подготовленным к жизни и работе. Экономические знания универсальны, они

необходимы во всех сферах жизнедеятельности, а потому нужны не только

Экономика учит, как использовать ресурсы, управлять предприятиями,

планировать работу, вести бизнес, чтобы в итоге быть богатым. Быть богатым не

стыдно, если ты честно заработал деньги своим умением, знаниями, трудом. Конечно,

чтобы стать богатым, недостаточно изучать экономику надо научиться применять

экономические знания на практике.

Проверим, знаете ли вы экономические термины:

1. Основной закон, в котором отражены экономические основы государства

2. Финансовый документ с планом доходов и расходов

3. Стоимость товара, выраженная в деньгах (

4. Финансовое учреждение для накопления денег (

5. Обесценивание денег (

6. Сфера обмена денег на товары и услуги, и товары и услуги на деньги

7. Обмен товара на товар

8. Всеобщий эквивалент, «товар товаров»

1. Вырастили зайцы две грядки моркови всего 50 кг. Одну грядку они сами

обрабатывали, а на другой у них Барсук трудился и за свою работу 100 рублей

попросил. Да еще на семена и удобрения было потрачено 25 рублей. Половину

моркови зайцы себе оставили, в кладовку положили. А остальное решили продать,

только вот не знают, по какой цене им торговать, чтоб в убытке не оказаться. Помоги

Ответ: затраты – 125 рублей, на продажу 25 кг, следовательно, себестоимость 5 рублей за

кг, надо продавать выше этой цены

2. Два бизнесмена поспорили: кто получит больше прибыли? В итоге Иванов

выручил от продажи своих товаров 5000 рублей, а расходы его составили З000 рублей.

А Сидоров наторговал на 1000 рублей меньше, но и затратил своих денег 1500 рублей.

Кто выиграл спор?

Ответ: прибыль Иванова 50003000=2000 рублей,

прибыль Сидорова 4000-1500=2500, Сидоров выиграл спор.

Экономика для детей (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ)

1. Люди ходят на базар:

р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт

труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый

Цена это количество денег, которое определяет ценность вещей. При покупке опреде

ленной вещи или товара продавец назначает денежную стоимость, за которую он готов

продать свой товар.

3. Как ребенка нет без мамы,

световых вывесок на зданиях и рекламных планшетов, размещенных на общественном

4. Чуть оплошаештак в тот же момент

Конкурент Человек, который конкурирует с кемнибудь.

5. Коль трудился круглый год,

ДОХОД деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или от

какогон. рода деятельности.

6. Журчат ручьи, промокли ноги,

Налоги установленный обязательный платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц.

6. Спи спокойно без тревоги,

Налоги ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ: Государственный НАЛОГ. Подоходный НАЛОГ.

НАЛОГ на недвижимое имущество. Собирает НАЛОГИ Налоговая инспекция.

7. Дела у нас пойдут на лад:

Вклад вложенные КУДА НИБУДЬ. деньги, ценности. В ЛОЖИТЬ в сбербанк.

8. Приносить доходы стал

Капитал стоимость, КОТОРАЯ в результате использования наёмной рабочей силы

приносит прибавочную стоимость (самовозрастает). Промышленный КАПИТАЛ.

Финансовый КАПИТАЛ. Переменный КАПИТАЛ.

9. На рубль – копейки, на долларыценты,

ПРОЦЕНТ (от лат. procentum за сто), сотая доля числа; обозначается знаком %. Так, 3%

от 18 есть 3 сотых от этого числа, т. е. 0,54. Проценты применяются в хозяйственных

10. Мебель купили, одеждупосуду.

Ссуда, юридич., договор, по которому одно лицо предоставляет другому движимую вещь

для безвозмездного пользования ею с тем, чтобы по истечении определенного срока или

по первому требованию была возвращена эта же самая вещь в ее первоначальном виде.

11. Чтобы дом купить я смог,

ЗАЛОГ — один из способов, реализующих исполнение должником (залогодателем) принятых

на себя обязательств. Заключается в том, что средством, обеспечивающим выполнение обя

зательств, становятся заложенные должником его кредитору (залогодержателю)

недвижимое имущество или другие ценности. Кредитор, предоставивший долг, имеет право

чае невозврата долга получить удовлетворение, компенсацию за счет заложенного имущва.

12. И врачу ,и акробату

ЗАРПЛАТА Законно выплачиваемая работодателем и получаемая работником

заработная плата, с которой уплачены все установленные налоги.

13. В банке для всех вас висит прокламация:

ция (лт. — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги.

14. Чтобы партнеров не мучили споры,

Договор соглашение двух или более лиц, устанавливающее, изменяющее или

прекращающее их права и обязанности. Сторонами договора могут выступать как

15. С ТАЛ владельцем, брат, я

Акция ценная бумага, являющаяся титулом собственности на часть имущества компании.

2) Тот, кто взял в долг деньги.

3) Он может быть начальным, оборотным.

4) Предоставление денег в долг под проценты.

5) Работа по специальности.

6) Долгосрочная аренда машин, оборудования.

7) Часть зарплаты, которая выдаётся перед

8) Форма обмена за деньги.

9) Буквально – “банковская записка”.

Получилось 1) (по вертикали) Денежное

вознаграждение наёмным работникам.

Классный час на тему: «Финансовая грамотность учащихся»

Цели и задачи: сформировать у учащихся представление о финансах, формировать навыки самостоятельности, развитие логического мышления, внимания, речи, памяти, обучение навыкам аргументации выводов.

Здравствуйте, ребята, вы знаете, что деньги играют большую роль в жизни человека вне зависимости от его возраста и социального положения.

– Как вы думаете почему? (Ответы детей)

– Молодцы! Дело в том, что за всю жизнь человека проходит огромное количество денег. Кроме того, часто финансовая успешность, является показателем успешного человека.

-Ответьте на вопрос, как вы понимаете термин «успешный человек»?(Ответы детей)

-Хорошо, ребята, а что значит: «умение управлять своими деньгами?(Ответы детей: уметь зарабатывать деньги, распоряжаться правильно).

– А что значит распоряжаться правильно?(Ответы детей).

– Скажите, пожалуйста, как вы понимаете, то такое финансовая грамотность? Финансовая грамотность – это четкое понимание того, как работают деньги, как их зарабатывать и управлять ими.

– Ребята, а какие пословицы вы знаете про деньги?

– Скажите, пожалуйста, а откуда вы берете деньги в вашем возрасте? (Ответы детей).

– А вы знаете, ребята, что деньги — это труд наших родителей, их здоровье, их мастерство и их время и пока вы сами не начнете работать, вы никогда не узнаете настоящую цену деньгам.

-А сейчас послушайте историю, которую рассказала мне одна знакомая:

«Девочка росла в обеспеченной семье. Всё что она хотела, ей покупали. Пришло время, когда ей понадобились деньги. Дочка подошла к отцу и попросила 1000 рублей. « Тебе уже семнадцать, — сказал отец, — пойди и заработай сама». Получив отказ, она пошла к маме. Она дала дочери 1000 рублей. Желая отомстить отцу за обиду, дочь показала ему деньги и сказала: «Вот, видишь деньги, я их заработала!» Отец выхватил купюру из её рук и бросил ее в камин. Деньги сгорели мгновенно. Девочка такого не ожидала от отца и тут же заплакала. « Ты не заработала эти деньги. Ты обманула меня», — сказал отец, — теперь ты от меня не получишь ни копейки». Дочь разозлилась. Она устроилась работать на автомойку. Прошло несколько дней, и девочка со своими заработанными деньгами пришла к отцу. Реакция отца поразила дочь. Он выхватил деньги и бросил их в огонь. Разъяренная дочь бросилась к камину и стала руками разгребать угли, чтобы спасти деньги. « Вот теперь я верю: эти деньги ты заработала. За них ты готова полезть в огонь, потому что ты теперь знаешь цену деньгам».

– Ребята, а какова для вас цена денег?

– Ребята, талант может проявиться в любой сфере и в любой момент. Важно не лениться, а искать себя, искать тот путь, на котором можно реализовать свои способности.

– Скажите, пожалуйста, какие способности вы видите в себе?

– Ребята, какие вы видите таланты у своих друзей? Как их можно преобразовать в деньги?

– Как вы думаете, какая подработка возможна для вас?

– Как вы думаете, какие полезные навыки вы могли бы приобрести, подрабатывая?

«Найди себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». ( Конфуций).

– Ребята, как вы понимаете изречения Конфуция?

-Запомните, ребята, что талант может раскрыться в школе, но не может быть измерен только оценками.

-А кто мне скажет, что такое талант? (Талант — способность сделать что-то лучше, чем другие

– Ребята, а какие вы можете реализовать таланты и способности уже сегодня?

– Давайте вспомним о тех людях, которые сумели реализовать свой талант в деньги.

– Как вы думаете, почему люди жалуются на нехватку денег?

– Ребята, вы сталкивались с такой ситуацией, как накопить деньги?

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 7

«ДЕНЬ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Цель мероприятия: развитие финансовой грамотности учащихся.

а) познакомить учащихся с историей праздника: «День финансиста»;

б) выяснить историю происхождения денег;

в)раскрыть сущность денег как нравственной категории, путем

постановки проблемного вопроса.

а) развивать кругозор учащихся;

б) развивать умения анализировать и основываться на личном опыте,

выполняя задания, связанные с экономической деятельностью.

а) воспитывать бережливость;

б) прививать правильное отношение к деньгам.

Организационная форма мероприятия: игра с элементами эвристической

Оборудование: классная доска, компьютер, проектор

Реквизиты: маленькие листочки в каждой команде, ручки, магнитики.

Место проведения: кабинет истории и обществознания

Ребята заранее должны были поделиться на три группы, выбрать капитана

подготовить для мероприятия сообщения по группам: как устраивали свою

жизнь и зарабатывали деньги такие известные личности как:

3)Джон Рокфеллер

Сообщения готовят капитаны.

заранее было выбрано независимое жюри (в их роли выступили две

девочки из одиннадцатого класса

На доске крупными буквами записано название мероприятия: «ДЕНЬ

Записан проблемный вопрос: «Деньги – зло или благо» На этот вопрос

ребята должны будут ответить в конце данного мероприятия.

– Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать на мероприятии, которое

посвящено дню финансиста. Сегодня мы с вами познакомимся с историей

данного праздника, узнаем историю появления денег и как правильно с ними

обходиться. А так же узнаем, какая команда лучше понимает значение

экономических терминов и быстро и грамотно может их изложить. А наше

многоуважаемое жюри будет внимательно следить за выполнением

конкурсов и работой команд, а в конце мероприятия объявят победителей.

сейчас, ребята, вам дается три минуты, чтобы вы придумали название, девиз

своим командам и выбрали капитана. После этого поочередно каждая

команда должна выйти к доске и представить себя и своего капитана

Ребята определились с названием, девизом команды, выбрали капитана и

успешно представили команду и своего капитанаОбразовалось три команды

по пять человек: «знатоки», «экономисты» и «финансисты»

– Ребята, обратите внимание на проблемный вопрос на доске: «Деньги – зло

или благоНа этот вопрос вы должны будете ответить в конце нашего

мероприятия. Это задание общее для всех команд.

Основная часть мероприятия

Теоретический материал сопровождается показом слайдов презентации.

– Ребята, а вы знаете, когда празднуется день финансового работника

(первый слайд презентации).

Вопрос был задан с целью активизации класса и установления диалога между

учителем и учащимися.

– 8 сентября в России отмечают свой профессиональный праздник работники

финансовой сферы: экономисты, банкиры, бухгалтера и работники других

финансовых служб (второй слайд презентации).

Праздник ведет свою историю с XIX века, когда 8 сентября 1802 года

император Александр I издал Указ об образовании Министерства финансов

России. Целью его было развитие страны, завоевание высшего места на

мировом рынке и строительство собственной экономики (

презентации). В документе говорилось, что «должность Министерства

финансов имеет два главных назначения: управление государственными

частями, которые доставляют Правительству нужные доходы, и генеральное

распределение всех доходов по разным частям государственных расходов».

– Посмотрите, как выглядели дома, где жили министры финансов, и в каком

здании в то время располагалось министерство (

Одним из самых известных российских министров финансов прошлых веков

являлся граф Канкрин. Он занимал эту должность на протяжении 21 года и

предельно четко сформулировал: «Защита финансов — это защита

жизненной силы существования государства» (пятый слайд презентации).

– Ребята, прочитайте данное высказывание графа Егора Францевича

Канкрина еще разКак вы понимаете это высказываниеОбсудите в группах,

сформулируйте четкий ответ, а после каждая команда по порядку

выскажется. Вам дается на это задание три минуты (3 балла команде за

лучшую формулировку ответа).

Революция 1917 года, хотя и изменила государственное устройство, но

отменить деньги совсем не смогла, потому Министерство финансов и

существует в нашем Отечестве уже более 200 лет и играет огромную роль в

формировании экономики страны, как на национальном, так и на

международном уровнях (шестой слайд презентации).

Долгое время отмечали ряд праздников отдельных финансовых работников:

День банковского служащего, День оценщика, День бухгалтера, День

страховщика, День брокера. Все эти праздники названы в календаре, но

имеют статус больше корпоративный, чем общероссийский (седьмой слайд

Преобразования в стране, мировой кризис и реформы российской жизни

требовали более внимательного отношения властей к профессии финансиста,

потому в 2011 Указом Президента России 8 сентября был официально

признан всероссийским Днем финансиста (восьмой слайд презентации).

Сегодня главными задачами Минфина РФ являются совершенствование

бюджетной системы РФ, разработка и реализация стратегического

направления единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и

валютной политики (девятый слайд презентации).

– Ребята, а вы знаете, кто является министром финансов в нашей стране

балла получает та команда, которая правильно отвечает на вопрос, ответ

запишите на вашем листочке

– Посмотрите на слайд презентации и проверьте правильно ли вы ответили

на вопрос (десятый слайд презентации).

– Ребята, а с какими словами у вас ассоциируется слово «финансы

– Каждая команда пишет на маленьких листочках ассоциации со словом

«финансы» и прикрепляют с помощью магнитиков на свою часть доскиВам

на это дается одна минута. Чем больше слов вы напишите, тем больше

баллов выставит жюри. Жюри добавляет по одному баллу за скорость.

– Каждая команда написала на своих листочках слово «деньги». А что такое

деньги? А для чего нужны деньги(ребята устно отвечают на вопрос)

– А задумывались ли вы когданибудь, что этот атрибут жизни не всегда

существовал в человеческом обществе. Знаете ли вы, где и когда появились

деньги? Как выглядели первые деньги? Чтобы узнать ответы на эти вопросы,

предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик об истории

Четвертый конкурс (после просмотра видеоролика)

– Перед вами пословицы о деньгах, вы должны соединить начало пословицы

(левую часть) с ее окончанием (правой частью). После того, как вы сделаете,

вы должны отдать листочек жюри.

Жюри добавляет балл за скорость и балл за каждую правильную пословицу.

Максимальная оценка 7 баллов.

Голод не тетка,

Не спеши языком

с долгом вставать.

дороже дальнего рубля.

рубля не бывает.

пирожка не подсунет.

– Теперь, ребята, давайте проверим: знаете ли вы важнейшие экономические

термины, с которыми часто сталкиваются финансисты.

Каждой команде раздаются по два термина, на которые они должны дать в

письменной форме четкий, быстрый и правильный ответ. Команде, которая

первая выполнит задание, прибавляется один балл. Максимальная оценка –

Термины для первой командызнатоки: товар, прожиточный минимум.

Термины для второй команды – экономисты: бизнес, основные материальные

Термины для третьей команды – финансисты: стоимость, расходы.

– На листочке, который я вам раздала, в правой колонке находятся термины, а

в левой их обозначение. Вы должны правильно соединить левую колонку с

правой, а потом отдать жюри. Жюри добавляет один балл той команде,

которая быстрее справится с заданием.

Жюри ставит один балл за каждый правильный ответ. Максимальная оценка

– 7 баллов.

Количество товаров и услуг, которые гражданин или

семья могут приобрести в определённый период

времени на свои номинальные доходы.

Источники, средства, обеспечения жизни людей,

предпринимательской деятельности, производства.

Разница между суммой денег от реализации товаров и

услуг и затратами на их производство, продажа.

Образ жизни, при котором семья вынуждена сама

производить всё или почти всё, что ей нужно для жизни.

Денежное вознаграждение, которое получает работник

или семья за свой труд за определённый период времени.

Хозяйство и хозяйственная деятельность т.е.

совокупность средств, ресурсов, процессов, используемых

людьми для обеспечения жизни, удовлетворения

Данные экономические термины связаны с деньгами. А ведь с деньгами тоже

нужно обращаться правильно. А давайте посмотрим, как обращаются с

деньгами на Западе.

Западный человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с

раннего детства, и учеба продолжается всю жизнь. Мы много слышали о том,

как воспитывают детей богатые американцы. Папа миллионер, а сын стоит у

конвейера и заворачивает гамбургеры или даже газетами торгует,

зарабатывая себе на каникулы. И это не жестокость и не редкая жадность, а

норма жизни. На Западе деньги — воспитательное средство.

Давайте послушаем сообщение об известных личностях. Каково было их

Капитан каждой команды рассказывает, как на Западе люди, которые стали

самыми известными и богатыми личностями, начинали зарабатывать деньги.

Каждая команда получает по два балла.

3. Джон Рокфеллер

Задаю вопрос ребятам, которые слушали материал: какой вывод можно

сделать из данных сообщенийОбучающиеся делают выводы.

Заключительная часть мероприятия:

Молодцы ребята. Отлично справились с конкурсами. А пока жюри

подсчитывает баллы, мы с вами ответим на вопрос: «Деньги – зло или

благоКак нужно обращаться с деньгами?

Ребята высказывают свое мнение.

Слово жюри. Подведение итогов.

Жюри, подсчитав баллы, награждает грамотой за третье место и

шоколадками команду «Экономистов», которые заработали за конкурсы 20

За второе место вручается грамота и возможность (по желанию) выставить

оценку четыре по обществознанию в журнал и дневник команде

«Финансисты». Так же каждому участнику команды вручается шоколад.

Команда «финансисты» заработала 23 балла.

Первое место заняла команда «Знатоки». У них в общем счете 31 балл. Им

будет выставлена оценка пять по обществознанию. А так же жюри вручило

им грамоты и шоколадки.

Завершить наше мероприятие я бы хотела словами французского писателя

Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они

приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали

ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого

И все же, общий язык с деньгами найти можно, если не делать их накопление

смыслом всей своей жизни и, тем более, не использовать для этого нечестные

методы. Культура общения с деньгами — это часть общей культуры

человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам,

должна воспитываться с детства и быть основой отношений, в которых, так

или иначе, используются деньги, между людьми.

Спасибо всем за участие!

Классный час, посвященный экономическому воспитанию.

– расширить представление детей о природе денег и культу­ре обращения с ними; раскрыть сущность денег как нравственной кате­гории.

формировать критическое отношение к «нетрудовому» богатст­ву; воспитывать положительное отношение к богатству как результату труда человека; способствовать формированию экономического мыш­ления; побуждать детей к экономии, бережливости, сдержанности.

: час общения.

Подготовительная работа с детьми: назначить груп­пу детей для подготовки информационного блока (4 ученика). Одна ксерокопия обеспечит всех участников текстами.

Оформление; на доске записать предложения для анализа. Самый доходный вид физического труда – грести деньги лопа­той!

Как беден тот, у кого нет ничего, кроме денег!Старайтесь быть разумным, а не богатым. Богатства можно лишиться, разумность всегда с тобой.

План классного часа

Интерактивная беседа по теме «Золотой телец».

Мини-лекция «Таинственная власть денег».

Путешествие в историю денег.

Деньги: цель или средство.

Проблемный вопрос: «Кого считать бедным?»

Незаконченные предложения по теме «Чего нельзя купить за деньги».

Воспитывающие ситуации по теме «Дети и деньги».

Дилемма: деньги – зло или благо?

Осторожно – деньги! Составление правил обращения с день­гами.

Анализ высказываний. Мудрые советы.

Подведение итогов (рефлексия).

(Звучит музыка (куплеты Мефистофеля из оперы Ш. Гуно «Фауст»). Eсли музыки нет, учитель читает слова:

На земле весь род людской чтит один кумир священный,

Он царит над всей Вселенной, тот кумир – телец златой!

В умилении сердечном прославляя истукан,

Люди разных каст и стран пляшут в круге бесконечном,

Окружая пьедестал, окружая пьедестал!

Сатана там правит бал, там правит бал!

Этот идол золотой волю неба презирает,

Насмехаясь, изменяет он небес закон святой!

В угожденье богу злата край на край встает войной;

И людская кровь рекой по клинку течет булата!

Люди гибнут за металл, люди гибнут за металл!

Сатана ликует там, ликует там!)

I. Интерактивная беседа по теме «Золотой телец»

Классный руководитель. Всем известна эта музыка – это куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст». Мефистофель поет о том, что весь род людской на земле поклоняется только одному куми­ру – золотому тельцу, который не признает небесных законов. Из-за этого кумира идут войны, льется кровь, люди истребляют друг друга. О каком кумире идет речь? За какой металл гибнут люди?

Примерные ответы детей:

Золотой кумир – это деньги, золото.

Люди убивают друг друга за драгоценный металл.

Кумир – это капитал, из-за него все зло на планете.

Это такая статуя из чистого золота, которой нужно было при­носить человеческие жертвы.

Классный руководитель. Ну что ж, смысл этих куплетов вам понятен. Согласно библейскому преданию золотой телец – это сделанный из золота идол быка, которому поклонялись как Богу. В пе­реносном смысле золотой телец – это символ богатства, денег.

Согласны ли вы с тем, что этому идолу поклоняется все челове­чество?

Конечно, нет, есть много людей, для которых деньги безраз­личны.

Те, кто верит в Бога, не поклоняются этому тельцу.

Многие люди спокойно относятся к деньгам: есть – есть, нет – ну и не надо.

Золоту не поклоняются, но от денег никто не откажется.

Многие сейчас хотят быть богатыми, но это не значит, что они поклоняются золотому тельцу.

Классный руководитель. Мефистофель поет, что от золо­та – все зло на земле. Может быть, сейчас все переменилось?

Сейчас тоже идут войны из-за нефти, которую называют «чер­ным золотом».

Из-за денег бандиты убивают конкурентов.

Сейчас могут убить даже за чепуховую сумму.

Из-за денег творится много преступлений.

Деньги рождают зависть, жадность, ненависть.

Из-за денег, наследства люди убивают даже матерей и отцов.

Классный руководитель. Слова этих куплетов были напи­саны более двух веков назад. Но мы пришли к выводу, что эти слова очень современно звучат и сегодня.

II. Информационный блок

Классный руководитель. Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны и что чаще всего их не хватает. Но мало кто задумыва­ется о таинственной силе этих обычных цветных бумажек. Откуда они взялись? Как к ним относиться? Чего больше – добра или зла приносят они людям? Ученые утверждают, что деньги – это величайшее изобре­тение человечества, без которого невозможен был бы прогресс. Но в то же время жажда денег толкает людей на преступления, развивает жадность, зависть, делает накопительство смыслом и целью жизни. Не случайно куплеты о золоте поет Мефистофель. В старину считали, что деньги – это порождение нечистой силы. Так что же такое деньги: источник прогресса или зло, от которого нужно избавляться? Сегодня мы попробуем разобраться в этом вопросе. Начнем с путешествия в историю денег. Приглашаю к доске участников творческой группы

Ученик 1. Деньги родились около 7 тыс. лет назад, когда у людей появились излишки изделий и продуктов и можно было обменивать их на другие необходимые вещи. Но тут-то и возникла проблема. Как обменять барана на лепешку? Или яйца на глиняный горшок? Додума­лись наши предки, что надо выбрать какой-то один товар и сравнить его ценность с другими. Этот товар и стал выполнять роль денег. Роль первых денег у многих народов выполняли домашние животные. Их считали по головам. У кого много было голов, тот и был богатым. Слово «капитал» как раз и произошло от латинского что значит «голо­ва». Разные предметы использовались в качестве денег: рыба, меха, жемчужины, зубы собак, кенгуру и дельфинов, бруски соли, железные прутья и т. д. При обмене возникали большие сложности. Например’ лодка стоила полкоровы – не будешь ведь рубить скотину пополам!

Ученик 2. И тут появились драгоценные металлы: золото и се­ребро. Они легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются. Первые металлические монеты появились 27 веков назад в античном государстве. В нашей стране первоначальной де­нежной единицей была гривна – серебряный слиток определенного веса. Гривну можно было разрубить на 4 части, и тогда получались рубли. А если рубль разбить на 2 части, получались 2 полтины. Дальше рубль можно было рубить на 50 резаней. На сто частей рубль не раз­режешь, поэтому сделали копейку. Эта маленькая монета получила такое название потому, что на ней был изображен святой Георгий на коне и с копьем в руке.

А слово «деньги» произошло от слова «деньга» – это была се­ребряная монета времен Дмитрия Донского. Но деньги из металла создавали новые проблемы: например, Ломоносов, получив от импе­ратрицы премию в 2000 рублей, не смог их в кармане отнести домой – премия тянула на 3 с лишним тонны! А это – целый грузовик! Вот тогда и появились бумажные деньги. Их придумали в Китае в VIII в. А через 1000 лет они появились в России при Екатерине II. Ее портрет украшал сторублевую купюру, которую ласково называли «катенькой».

Классный руководитель. Как видим, ничего демониче­ского, сверхъестественного, и уж тем более божественного, деньги в себе не несут. Хотя есть люди, для которых деньги стали религией.

Ученик 3. Многие богачи говорят, что деньги для них – не цель, а средство для самоутверждения, для проявления своих способно­стей. Как правило, эти люди живут скромно, не балуют детей, жерт­вуют огромные суммы на религию, образование, помощь бедным. В Америке дети миллионеров не гнушаются стоять за прилавком, ре­монтировать машины, торговать газетами. Это не жестокость, не жад­ность, а норма жизни, признак культуры в обращении с деньгами. В западных странах человек учится обращаться с деньгами с раннего Детства: учится скромности, выдержке, самоограничению. Вот, на­пример, история жизни самого богатого человека Америки Джона Рокфеллера, который родился в бедной семье.

Ученик 4. Он начал свой бизнес в раннем детстве: покупал фунт Конфет, делил его на маленькие кучки и с наценкой продавал собст­венным сестрам, ловил диких индюшат и выкармливал для продажи, врученные деньги будущий миллиардер складывал в копилку – потом  давал в долг отцу под разумный процент. Получив образование, Рокфеллер с трудом устраивается на работу помощником бухгалтера. Он не пьет (даже кофе!), не курит, не ходит на танцы и в театр. Всего себя он подчиняет одной цели – обязательно разбогатеть.

Ученик 3. Он женился на подруге детства, когда стал очень богатым человеком. Но свадьба была скромной, и дом для семьи Рок­феллер снял по дешевке. На слуг он тоже не тратился. Все подчинен­ные боялись Рокфеллера как огня, хотя он был очень выдержанным человеком и никогда не повышал голоса.

Рассказывают, как однажды к нему ворвался взбешенный клиент и полчаса орал без перерыва. Все это время Рокфеллер сидел, уткнув­шись в стол, а когда толстяк выдохся, хозяин поднял на него глаза и тихо сказал: «Простите, пожалуйста, я не уловил, о чем вы говорили. Нельзя ли повторить?»

Ученик 4. Скоро Рокфеллер вошел в двадцатку самых могу­щественных людей страны, был признан самым богатым человеком в мире. Но детей своих он воспитывал очень строго: заставлял колоть дрова, работать в огороде, помогать по дому. Его дети получали по одному кусочку сыра в день, а по воскресеньям не читали ничего, кроме Библии. Компанию Рокфеллера «Стандарт Ойл» называли «ве­личайшей, мудрейшей и самой НЕЧЕСТНОЙ из всех». Богатство Рок­феллера строилось на спекуляциях, аферах и приводило к разорению множества конкурентов. Джон Рокфеллер помог основать Чикагский университет, учреждал стипендии, выплачивал пенсии. Порой он вздыхал: «Богатство – или великое благословение, или проклятие».

III. Проблемный вопрос: «Кого считать бедным?»

Классный руководитель. Вы услышали рассказ о выдаю­щемся предпринимателе Джоне Рокфеллере. Наблюдая за финансо­вым возвышением Рокфеллера, американский писатель Марк Твен сказал: «Бедность человека определяется не отсутствием у него денег, а его потребностью в них. Каждый раз, когда я вижу господина Рок­феллера, моя рука тянется к карману подать ему 15 центов».

Самый богатый человек мира – и почему-то Марк Твен хочет по­дать ему 15 центов. Не кажется ли вам это странным?

Может быть, писатель имел в виду, что Рокфеллер нищий ду­ховно?

Раз человек так напрягается, значит, чего-то ему не хватает. Наверное, это имел в виду писатель.

Может, он был жадный, жалел на себя денег, ходил в плохой одежде?

Наверное, писатель знал, как строго Рокфеллер относится к своим детям, жалеет на них денег.

Классный руководитель. А согласны ли вы с самой фразой, что бедность – это не отсутствие денег, а потребность в них? Кого тогда называть бедным?

Жадные все время хотят еще денег, значит, они бедные.

Бедными можно назвать тех, кому, кроме денег, ничего не надо.

Тогда получается: бедные – это миллионеры и миллиардеры, потому что им нужно все больше и больше денег.

Классный руководитель. Мне кажется, у нас на доске есть фраза, которая перекликается с высказыванием Марка Твена. Найдите ее! («Как беден тот, у кого нет ничего, кроме денег!»)

Классный руководитель. Есть такие вещи на земле, ко­торые ни за какие деньги не купишь. Представьте, что мы попали на ярмарку, где продается все на свете. Но вы замечаете только то, чего нельзя купить ни за какие деньги. Например, я говорю: «За деньги можно купить кровать», а вы замечаете: «Но не сон». Понятно? Про­должим.

(Учитель читает начало предложений, дети заканчивают фразы, можно хором.)

миллиардеров не стоит завидовать. По словам одного французского писателя, «они приобрели его такой ценой, которая нам не по кар­ману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, сове­стью. Это слишком дорого!».

Классный руководитель. Российские дети тоже учатся культуре обращения с деньгами. Предлагаю вам оценить, насколько спешно это у них получается.

(Учитель читает описание всех трех ситуаций, затем дает слов о детям.)

Ситуация № 2. Десятилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказа­лись, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска.

Классный руководитель. Вы познакомились с тремя бизнес-проектами. И каждый из них заканчивается большим «НО». Давайте разберем, насколько успешны эти проекты и почему после них остаются сомнения.

Примерные выступления детей:

В первой ситуации Олег заработал немного денег, но неизвест­но, какой счет пришел родителям за все эти безразмерные те­лефонные разговоры. Так что Олег заработал за счет своих же родителей.

Во второй ситуации Саша хотел заработать с помощью аферы. Скорее всего родители раскусят его хитрый ход и не дадут бра­ту денег. Так что дохода проект не принесет.

В третьей ситуации вроде все хорошо: парень заработал честно своим трудом, все продумал. Но остается червячок: своим же пацанам и под проценты? Да и родителей обманывал – навер­ное, у них это были далеко не лишние деньги.

Классный руководитель. Во всех этих ситуациях дети захотели получить материальную независимость от родителей. И это похвально. Но культура обращения с деньгами требует, чтобы эти деньги были заработаны честно, не ущемляли ничьих интересов и не содействовали порокам. Тогда вместе с деньгами появляется и то, что за деньги купить нельзя, – уважение к самому себе.

VI. Дилемма: деньги – зло или благо?

Классный руководитель. Вот и пришло время решить эту дилемму: деньги – зло или благо? Какие будут соображения?

Нельзя сказать однозначно. Для кого-то – зло, для кого-то – благо, все зависит от человека.

Конечно, благо: без них не будет ни промышленности, ни сель­ского хозяйства, ни культуры, ни образования.

Скорее, зло – деньги разделяют людей.

Все зависит от человека: одного деньги испортят, другой без денег испортится.

Классный руководитель. Дилемма, которую мы пытались решить, давно стоит перед мировой философией. И однозначного решения тут действительно быть не может. Сами по себе деньги – это всего лишь бумажки, а добро или зло они несут – зависит от отноше­ния человека к деньгам.

VII. Осторожно – деньги! Составление правил обращения

Классный руководитель. Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека. Как же избежать этого? Какие можно выработать правила обращения с деньгами?

Вот несколько правил. Вы можете добавить свои.

Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.

Соизмеряй свои «хочу» и «могу».

Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги при­людно.

Старайся не влезать в долги.

Не играй в лотереи, азартные игры.

Можете поделиться своими мудрыми советами, которые вы по­учили от родителей.

(Дети поднимают руки, предлагают свои правила.)

Я бы всем детям посоветовала не забывать пословицу: «Доброе имя дороже богатства».

VIII. Анализ высказываний. Мудрые советы

Классный руководитель. Помните, что культура обраще­ния с деньгами – это часть общей культуры человека. Вам уже сейчас стоит серьезно задуматься, откуда берутся деньги и как разумно ими распоряжаться. В заключение нашего разговора о деньгах несколько мудрых мыслей. Они записаны на доске Первая цитата – это, конечно же, шутка. Второй мы с вами уже нашли пример. А третья принадлежащая античному баснописцу Эзопу, не утратила своего значения и в наши дни: «Чтобы не терять голову от денег, нужно иметь разум». Я от всей души желаю вам его приобрести.

IX. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Изменилось ли ваше отноше­ние к деньгам и богатству после сегодняшней нашей встречи?Примерные ответы детей:

Не изменилось. Я обязательно постараюсь разбогатеть. Во что бы то ни стало!

Не изменилось. Я по-прежнему буду стараться получить хорошее образование, стать разумной. А деньги к этому приложатся.

Изменилось. Мне кажется, я стал понимать своих родителей.

Изменилось. Не думал, что деньги могут сделать человека не­счастливым.

Классный час в 7в классе,

посвященный Дню финансиста

Я рада видеть вас сегодня здесь, на классном часе, посвященному Дню финансиста. Сегодня у нас в гостях представитель этой профессии Шляпникова Светлана Викторовна, которая работает в МБУ «Учетный цент», бухгалтером не один год.

А сейчас я немного расскажу вам, как появился этот праздник, о профессии финансиста, а затем Светлана Викторовна расскажет о своей работе и чем она интересна.

День финансиста – официальный профессиональный праздник в России, отмечаемый ежегодно 8 сентября начиная с 2011 года.

Ранее в этот день праздник отмечался неофициально в честь того, что 8 сентября 1802 года декретом императора Александра I было учреждено Министерство финансов Российской империи.

Специалисты занимаются управлением денежными средствами. В их задачи входит разработка коммерческих проектов, технико-экономическое обоснование вложений, оценка рисков.

Наиболее распространена и востребована профессия в банковской сфере. Она необходима для оценки платёжеспособности заёмщика, распределения ресурсов, прогнозирования показателей. В должностные обязанности финансиста входит управление и контроль коммерческой деятельности.

Карьера начинается с получения образования в высшем или среднем специальном учебном заведении. В нём осваиваются базовые дисциплины, получаются необходимые знания и умения для дальнейшей деятельности. Выпускники могут работать в структурах Министерства финансов, в частных и государственных предприятиях. Работа на руководящих должностях связана с большой ответственностью, но при этом труд оплачивается высоко.

Официальная программа праздника включает в себя комплекс деловых и культурных мероприятий, среди которых можно выделить:

Всероссийская премия финансистов «Репутация» – одна из самых престижных наград в области кредитования, финансирования и страхования, вручаемая финансистам за вклад в развитие российской финансовой системы, начиная с 2010 года.

Всероссийская программа «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» – регулярное мероприятие, проводящееся с 2011 года. В рамках Программы профессиональные работники финансовой системы проводят открытые уроки по теме финансовой грамотности для учеников школ и студентов ВУЗов по всей России.

Интеллектуальный культурно-деловой конкурс «Финансистка года» – ежегодный конкурс, проводящийся с 2011 года для всех представительниц прекрасного пола, работающих в финансовой системе России. C 2015 года отборочные этапы конкурса проводятся в Федеральных округах России.

Существуют также дни работников финансово-экономических подразделений отдельных органов власти. Так, приказом МВД России от 22 апреля 2000 года был установлен «День финансовой и контрольно-ревизионной служб органов внутренних дел и внутренних войск МВД России», отмечаемый 6 июля. Дата праздника определена в честь того, что 6 июля 1918 года в докладе наркома внутренних дел Петровского на V Съезде Советов впервые было указано о структуре и функциях финансового отдела НКВД СССР.

24 августа 2015 года указом Президента РФ был установлен «День финансово-экономической службы» в Вооружённых Силах РФ, отмечаемый 22 октября. Дата праздника определена в честь того, что приказом Реввоенсовета от 22 октября 1918 года было объявлено Положение о финансовом отделе при Реввоенсовете.

Еще в первой половине позапрошлого века граф Канкрин, один из самых видных и наиболее выдающихся российских министров финансов, который занимал этот пост 21 год, предельно четко сформулировал: «Защита финансов — это защита жизненной силы существования государства». А за «защиту финансов» в полной мере ответственны финансовые работники. По основному определению, финансист — это специалист, ведущий крупные денежные операции на легитимной основе, другими словами, на законной основе. В настоящее время в финансовой системе России работают высококвалифицированные специалисты, ответственные и компетентные, которые способны решить самые сложные задачи, легко ориентируются в тонкостях бюджетного и налогового законодательства. И в свой профессиональный праздник поздравления получают все, кто имеет отношение к экономической деятельности. Среди них чиновники Министерства финансов РФ, банкиры, работники коммерческих отделов предприятий частной и государственной формы собственности. Праздник «своим» считают преподаватели, студенты, аспиранты, выпускники учебных заведений, научные работники данной сферы. Одна из самых важных ролей в развитии любой страны принадлежит представителям финансовых дел. Они занимаются важными денежными операциями, выгодными для своего государства, знают толк в управлении налогами и бюджетом.

Сегодня в России распоряжение финансами принадлежит опытным, добросовестным, компетентным специалистам, которые не боятся трудностей и не допускают появление «дыр» в бюджете собственной страны. Их ряды пополняются новыми работниками, которые создают надежную опору государства и планируют вести контроль не только за структурой затрат, но и в полном объеме за оплатой труда своих граждан.

А сейчас предоставляю слово Светлане Викторовне.

В заключении хочу пожелать вам Светлана Викторовна и вашим коллегамследующее:

В День финансиста пожелаю,Чтобы всегда всего хватало!Финансы пусть не утекают,А лучше – ждет приток немалый!

И будет пусть немало шансовБлагополучия достичь,Побольше накопить финансовИ жизни истины постичь!

Здоровья в праздник пожелаю,Работать хорошо всегда!Удача пусть не покидает!Успех на долгие года!

В День финансиста пожелаю,Чтобы исполнились желанья!Пускай работа окрыляет,Ждут интересные заданья!

Ведь дебет, кредит, ставки рынка – Для вас любимые слова!Желаю вам, чтоб от работыНе заболела голова.

Чтоб чувствовать себя отлично,Почаще нужно отдыхать!Желаю счастья в жизни личной,В своём труде – преуспевать!

День финансиста наступает,И от души желаю вам – Пускай финансы прибывают,И направляются в карман!

Законно сделки совершайте – За это будем вас хвалить!В своих делах преуспевайте,Чтобы всегда прекрасно жить!

Пусть жизнь наполнится успехом,Добром, удачей, красотой!И чтобы не было помехиВам к цели двигаться любой!

Оцените статью