Не достаточная подготовленность населения к рыночным отношениям, их низкий уровень финансовой грамотности, отсутствие навыков экономической деятельности и чувства ответственности за социально-экономическое развития страны породили потребность в формировании экономической культуры всего населения и конечно же у обучающихся. Необходимость формирования финансовой грамотности подрастающего поколения, оказали существенное влияние на систему российского школьного образования, за счет этого расширились функции предмета «Физика»
Воспитание у учащихся финансовой культуры – важная задача школы. Мы стремимся к ее реализации как на урочных, так и внеурочных занятиях и применяем с этой целью различные методы обучения: беседы, решение задач и др.
Рассмотрим конкретные примеры заданий, способствующих формированию финансовой грамотности.
Пример беседы в 7 классе на уроке, посвященном строению вещества. Обращается внимание класса на то, что некоторые вещества встречаются в природе в ограниченном количестве. Предлагаем учащимся привести примеры таких веществ. Перечисляя их, семиклассники называют и воду. Сообщаем школьникам, что воду с давних времен считали благом природы. Наши предки, поселяясь на берегах полноводных рек, чистых озер и не нуждаясь в большом количестве воды, не ощущали трудностей ни с доставкой ее, ни с очисткой. Со временем рост городов, развитие производства привели к тому, что доставка и очистка воды стали крупной проблемой, требующей больших затрат, которые увеличиваются с каждым годом. Ставим перед классом вопрос: «Можно ли считать, что запасы воды неисчерпаемы?» Выслушав ответ, сообщаем, что запасы пресной воды у нас в стране велики: на душу населения ее приходится вдвое больше, чем в среднем по всему миру. Но и расходы ее весьма внушительны, особенно в сельском хозяйстве и промышленности (третья часть годового расхода), а на коммунально-бытовые нужды идет около десятой части годового расхода. Предлагаем школьникам высказать свои соображения по экономии пресной воды.
Вопрос об экономии воды затрагиваем и при изучении сообщающихся сосудов. Учащиеся узнают, что если из неисправного водопроводного крана вода только лишь капает, то за сутки ее утечет 60 л.
Пользуясь секундомером и стаканом, объем которого 250 см, определить утечку воды за сутки, если она из крана тянется струйкой толщиной в спичку.
Приведя еще ряд примеров, связанных с неразумным расходованием воды в быту, делаем соответствующие выводы по ее экономии.
Задачи по темам «Масса тела», «Плотность вещества»:
Бригада механизированной колонны за один рабочий день переместила 275 м мокрого грунта, плотность которого 2000 кг/м, сэкономив при этом 5 л бензина. Вычислить массу перемещенного грунта и массу сэкономленного бензина.
Благодаря добросовестному труду каждого механизатора бригада ежегодно экономит -1500 л бензина. В тресте 50 таких бригад. Вычислить массу сэкономленного горючего всеми бригадами треста за пятилетие. Сколько необходимо для него цистерн объемом 10 м3?
В 8 классе беседы содержат больше информационного материала. Так, изучая теплоту сгорания топлива, знакомим учащихся с понятием вторичных энергетических ресурсов – теплоты, получаемой в ходе основных технологических процессов, которую можно использовать повторно на производственные нужды: отопление помещений, теплиц и других целей.
Рассматривая испарение жидкостей, показываем необходимость учета этого явления для экономии топлива на качественных задачах.
. Из резервуара темного цвета емкостью в 5-10 м за год может испариться более 200 кг горючего, как уменьшить этот показатель.
. Из цистерны с негерметичной крышкой за год может испариться примерно 2,5 т нефтепродуктов, как избежать потерь.
В связи с работой сельскохозяйственных машин приводим примеры, подчёркивающие необходимость беречь топливо:
1 ч холостой работы двигателя трактора К-701 – это потеря более 4 кг горючего, если при работе автомобиля теряется всего лишь одна капля бензина в секунду, то за срок службы автомашины потеря топлива составит 15 тонн. Обсуждаем данные факты с учащимися и обсуждаем вопрос уменьшения потерь горючего на транспорте. Обращаем внимание на то, что экономия топлива зависит как от квалификации работника, так и от его добросовестного отношения к делу. Перед началом работы на любом виде транспорта необходимо проводить осмотры топливной системы, убедиться, нет ли где утечки топлива, масла. Двигатель должен быть чистым, топливная аппаратура – исправной. Следует выбирать наиболее экономичный режим работы двигателя, знать профиль пути и выдерживать оптимальную скорость движения. Особо нужно подчеркнуть, что одна из самых эффективных мер экономии топлива – использование явления инерции.
Далее обращаем внимание восьми классиков на то, что большие резервы для экономии электроэнергии имеются в каждом доме, в каждой школе. Если зря будет гореть только одна лампочка мощностью в 100 Вт в течение 10 ч, то будет израсходовано впустую 1 кВт/ч энергии. Такого количества энергии хватило бы, чтобы выплавить 104 кг чугуна или выпечь 120 кг хлеба.
Вычислите количество и стоимость электроэнергии, расходуемой зря в нашей школе, если считать, что в каждом учебном кабинете одна лампочка в 100 Вт горит хотя бы 1 ч без пользы.
Рассчитайте, сколько лишней электроэнергии расходуется в вашей квартире в течение недели, если лампочка мощностью в 100 Вт без необходимости будет гореть ежедневно по 10 мин? Вычислите возможную месячную экономию электрической энергии и сделайте соответствующие выводы.
Систематическое воспитание у учащихся бережного отношения к народной собственности формирует у них чувство ответственности за свой дом, город и т. д. и делает их бережливыми, аккуратными и дисциплинированными, а это и есть основы финансовой грамотности.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Методические разработки, презентации и конспекты
Экономическое образование на уроках физики
Подготовила Вострикова Л. П
Учитель физики и математики
МКОУ «Тундутовская СОШ» РК с. Тундутово
В современных социально – экономических условиях развития общества резко возрастает необходимость экономического воспитания подрастающего поколения. Неподготовленность населения к рыночным отношениям, их низкая экономическая грамотность, отсутствие навыков экономической деятельности и чувства ответственности за социально-экономическое развития страны порождают потребность в формировании экономической культуры всего населения, в-том числе и у школьников. От сформированности их экономической культуры во многом будет зависеть решение проблем экономической стабильности общества.
Воспитание у учащихся экономической культуры — важная задача школы. Мы стремимся к ее реализации как на классных, так и внеклассных занятиях и применяем с этой целью различные методы обучения: беседы, решение задач и др.
Беседы, как правило, содержат конкретный фактический материал о трудовой деятельности коллективов, отдельных рабочих, добивающихся ощутимых результатов экономии материальных ресурсов и сырья. Сведения для бесед (и составления задач) подбираем из периодической печати информационных передач радио и телевидения.
Ф Так, в VII классе на уроке, посвященном строению вещества, обращаем внимание класса на то, что некоторые вещества встречаются в природе в ограниченном количестве. Предлагаем учащимся привести примеры таких веществ. Перечисляя их, семиклассники называют (но не всегда) и воду. Сообщаем школьникам, что воду е давних времен считали даровым богатством, благом природы. Наши предки, поселяясь на берегах полноводных рек, чистых озер и не нуждаясь в большом количестве воды, не ощущали трудностей ни с доставкой ее, ни с очисткой. Со временем рост городов, развитие производства привели к тому, что доставка и очистка воды стали крупной проблемой, требующей больших затрат, которые увеличиваются с каждым годом. Ставим перед классом вопрос: «Можно ли считать, что запасы воды неисчерпаемы?» Выслушав ответ, сообщаем, что запасы пресной воды у нас в стране велики: на душу населения ее приходится вдвое больше, чем в среднем по всему миру. Но и расходы ее значительны, особенно в сельском хозяйстве (более половины общего годового рас
хода) и промышленности (третья его часть)’, а на коммунально-бытовые нужды идет около десятой части годового расхода. Предлагаем школьникам высказать свои соображения по экономии пресной воды.
Вопрос об экономии воды затрагиваем и при изучении сообщающихся сосудов. Учащиеся узнают, что если из неисправного водопроводного крана вода только лишь капает, то за сутки ее утечет 60 л.
Предлагаем решить задачу:
Пользуясь секундомером и стаканом, объем которого 250 см3, определить утечку воды за сутки, если она из крана тянется струйкой толщиной в спичку.
(Ответ: стакан наполнится водой примерно за 40 с; за сутки произойдет потеря воды ~420 кг.)
Приведя еще ряд примеров, связанных с неразумным расходованием воды в быту, делаем соответствующие выводы по ее экономии.
При изучении массы тела и плотности вещества предлагаем учащимся решить такие задачи:
Бригада механизированной колонны за один рабочий день переместила 275 м3 мокрого грунта, плотность которого 2000 кг/м3, сэкономив при этом 5 л бензина.
Благодаря добросовестному труду каждого механизатора бригада ежегодно экономит —1500 л бензина. В тресте 50 таких бригад. Вычислить массу сэкономленного горючего всеми бригадами треста за пятилетие. ( Ответ: 63 750 кг.) Сколько необходимо для него цистерн объемом 10 м3?
В VII классе беседы содержат больше информационного материала. Так, изучая теплоту сгорания топлива, знакомим учащихся с понятием вторичных энергетических ресурсов— теплоты, получаемой в ходе основных технологических процессов, которую можно использовать повторно на производственные нужды: отопление помещений, теплиц и других целей.
Рассматривая испарение жидкостей, показываем необходимость учета этого явления для экономии топлива на таких примерах
Из резервуара темного цвета емкостью в 5—10 м3 за год может испариться более 200 кг горючего. ( Для уменьшения его потерь резервуары должны быть окрашены в светлые тона.)
Из цистерны с негерметичной крышкой за год может испариться ~2,5 т нефтепродуктов. ( Важно следить, чтобы каждая цистерна была плотно закрыта.)
В связи с работой сельскохозяйственных машин приводим примеры, подчёркивающие необходимость беречь топливо:
1 ч холостой работы двигателя трактора К-701 —это потеря более 4 кг горючего
если при работе автомобиля теряется всего лишь одна капля бензина в секунду, то за срок службы автомашины потеря топлива составит 15 т
Далее зачитываем четверостишье:
«Как будто по капле теряем бензин,
Возьмем-ка все капли измерим.
Чтоб пищу дать новым колоннам машин,
Закроем дорогу потерям!»
и обсуждаем с учащимися вопрос уменьшения потерь горючего на транспорте.
Обращаем внимание на то, что экономия топлива зависит как от квалификации работника, так и от его добросовестного отношения к делу. Перед началом работы на любом виде транспорта необходимо проводить осмотры топливной системы, убедиться, нет ли где утечки топлива, масла. Двигатель должен быть чистым, топливная аппаратура— исправной. Следует выбирать наиболее экономичный режим работы двигателя, знать профиль пути и выдерживать оптимальную скорость движения. Особо нужно подчеркнуть, что одна из самых эффективных мер экономии топлива — использование явления инерции.
Далее обращаем внимание восьми классиков на то, что большие резервы для экономии электроэнергии имеются в каждом доме, в каждой школе. Если зря будет гореть только одна лампочка мощностью в 100 Вт в течение 10 ч, то будет израсходовано
впустую 1 кВт-ч энергии. Такого количества энергии хватило бы, чтобы выплавить 104 кг чугуна или выпечь 120 кг хлеба. Учащиеся получают такие задания:
Вычислите количество и стоимость электроэнергии, расходуемой зря в нашей школе, если считать, что в каждом учебном кабинете одна лампочка в 100 Вт горит хотя бы 1 ч без пользы.
Рассчитайте, сколько лишней электроэнергии расходуется в вашей квартире в течение недели, если лампочка мощностью в 100 Вт без необходимости будет гореть ежедневно по 10 мин? Вычислите возможную месячную экономию электрической энергии и сделайте соответствующие выводы.
В заключение отметим, что систематическое воспитание у учащихся бережного отношения к народной собственности формирует у них чувство ответственности за свой дом, колхоз и т. д. и делает их бережливыми, аккуратными и дисциплинированными.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/ekonomicheskoe-vospitanie-starsheklassnikov-vo-vneuchebnoi-deyatelnosti-na-osnove-sistemnogo#ixzz5ewfx1Xdy
Библиографическое описание
Воробьева, Т. В. Формирование финансовой грамотности на уроках физики и информатики / Т. В. Воробьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 6 (192). — С. 170-173. — URL: https://moluch.ru/archive/192/48243/ (дата обращения: 15.11.2023).
В статье актуализируется проблема необходимости формирования финансовой грамотности подрастающего поколения на этапе школьного образования. Автором рассмотрены пути решения данной проблемы посредством образовательной интеграции междисциплинарных областей (в частности рассматривается образовательный потенциал таких учебных дисциплин как «Физика» и «Информатика» для формирования необходимых компетенций в области финансовой грамотности). Автор анализирует тенденции политики достижения финансовой грамотности населения, апеллируя к карте компетенций финансовой грамотности, разработанной для школьников различных возрастов. В статье предложены практические пути использования образовательного потенциала рассматриваемых учебных дисциплин для достижения финансовой грамотности.
Ключевые слова: образовательная интеграция, финансовая грамотность школьников, компетенции, информатика, физика, практико-ориентированные прикладные задачи, программы для решения финансовых задач.
The article actualizes the problem of the need to form financial literacy of the younger generation at the stage of school education. The author considers ways of solving this problem through the educational integration of interdisciplinary areas (in particular, the educational potential of such educational disciplines as «Physics» and «Informatics» is considered to form the necessary competences in the field of financial literacy). The author analyzes the trends in the policy of achieving financial literacy of the population, appealing to the map of competence of financial literacy developed for schoolchildren of different ages. The article suggests practical ways of using the educational potential of the studied academic disciplines to achieve financial literacy.
Keywords: educational integration, financial literacy of schoolchildren, competences, informatics, physics, practical-oriented applied tasks, programs for solving financial problems.
Считаем важным отметить, что необходимость формирования финансовой грамотности стала касаться представителей всех возрастов, в то время как данный аспект образования младшего поколения становится все боле актуальным, так как подрастающая молодежь сталкивается со все более усложняющимися финансовыми реалиями и рисками.
Таким образом, эскалационная значимость формирования финансовой грамотности на сегодняшний день реализуется через спектр необходимых компетенций на различных возрастных этапах: начиная от знакомства и наблюдения за операциями с деньгами внутри семьи, а также первыми понятиями о бюджете, экономии и пр. на этапе 5–7-ми лет до оценки всевозможных рисков, развития и планирования собственного бизнеса и достижения должной степени финансовой грамотности на этапе 17–18 лет.
Прикладные области финансовой грамотности (согласно карте компетенций) имеют тенденции к увеличению в зависимости от возраста. Так, например, к областям организации семейного бюджета, элементарного риска и банковской сферы (на этапе 8–10 лет) поступательно добавляются такие важнейшие сферы, требующие формирования необходимых компетенций, как планирование личного бюджета, налоги (11–13 лет); финансовые риски, пенсионные вклады, банки и банковские карты (14–16 лет); фондовые рынки, ведение бизнеса, страхование (17–18 лет) и т. п.
Считаем важным, что формирование компетенций финансовой грамотности подрастающего поколения должно быть подкреплено практическими задачами, методическое использование которых становится возможным благодаря междисциплинарной интеграции. Особую роль и практическую пользу в этом отношении имеет интеграция и в контексте таких образовательных дисциплин, как физика и информатика.
Так, например, на этапе знакомства с такими статьями планирования семейного бюджета как жилищно-коммунальное хозяйство и услуги важные качества и навыки, выражающиеся в наблюдении в раннем возрасте за работой приборов учета потребления электроэнергии и воды могут эффективно трансформироваться в такие умения как проведение анализа показателей электроприборов, среднегодовой расчет потребляемой электроэнергии, ведение статистики счетчиков, проведение анализа общедомового расхода электроэнергии и т. д. А умение пользоваться простейшим программным обеспечением (создание таблиц, оперирование простейшими формулами и т. п.) позволит грамотно подходить к решению любой задачи, связанной с совершенствованием уровня финансовой грамотности.
Высокое практико-ориентированное значение для школьников среднего и старшего звена с целью формирования компетенций в любой области, входящей в совокупность элементов финансовой грамотности, на наш взгляд, будет иметь способность написания простейших программ для решения финансовых задач любой сложности (для любого возраста) на любом востребованном языке программирования.
Рассмотрим пример такой программы для решения финансовой задачи в области планирования личного бюджета школьника (5–6 кл.): На деньги, получаемые на карманные расходы, школьник планирует личный бюджет. Часть суммы из этих средств он тратит на текущие расходы (например, покупка канцелярии, сладостей и т. п.). Часть средств он планирует откладывать, чтобы купить понравившуюся вещь, цена которой превышает сумму ежемесячных личных карманных средств. Необходимо рассчитать (написать программу), какое количество времени потребуется (с учетом производимых иных расходов) для накопления средств для покупки этой вещи (Рис. 1).
Рис. 1. Пример программы для расчета простейшей финансовой задачи
Примеры подобных заданий могут быть использованы для операций с любыми данными (показания приборов, регулирующих энергопотребление; расчет процентов от вклада; расчет средств для планирования путешествия и пр.). в любой области, касающейся формирования компетенций финансово грамотной личности. Как вектор направленности программы, так и расчеты могут варьироваться с учетом усложнения задач, направленных на достижение финансовой грамотности современного школьника. Это будет способствовать тому, что знания, полученные на уроках физики и информатики, а также важные качества и умения в управлении финансовыми ресурсами уже в раннем возрасте позволят уменьшить риски социальной и финансовой уязвимости.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, подрастающее поколение, карт компетенций, личной бюджет, необходимость формирования, образовательная интеграция, образовательный потенциал, ранний возраст, семейный бюджет, финансовая грамотность населения.
Формированию финансовой грамотности на уроках физики
(мастер –класс для учителей МБОУ СОШ №14)
Учитель физики Барбашова Н. М.
Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство.
Термин «бюджет» пришёл из Англии, дословно он означал «кожаный мешок»
Понятие «бюджет» имеет отношение к различным сферам деятельности человека. Бюджет есть у государства, области, города, фирмы, семьи.